Проектная деятельность в начальной школе, как средство активизации познавательного процесса.
Оценка 4.9

Проектная деятельность в начальной школе, как средство активизации познавательного процесса.

Оценка 4.9
Руководства для учителя
pdf
русский язык
4 кл
04.12.2018
Проектная деятельность  в начальной школе, как средство активизации познавательного процесса.
В материале раскрываются этапы работы по формированию и развитию проектного мышления у учащихся.,говорится о возможных формах работы над проектами в начальной школе, раскрывается роль учителя на различных этапах работы над проектом. Опираясь на опыт работы с ребятами в начальной школе, учитель выводит правила, которые помогут молодому педагогу построить работу над проектами.
Проектная деятельность в начальной школе.pdf

Проектная деятельность 

в начальной школе, как средство активизации познавательного процесса.

 

     Кто такой успешный человек? Это человек, который занял определенное значимое место в обществе. Для того чтобы достичь высот в какой-либо сфере деятельности нужно самостоятельно уметь определить ближнюю и дальнюю перспективу, наметить план действий, осуществить его и оценить, проанализировать что удалось и что нет. Такие люди обладают проектным типом мышления. 

     Меня заинтересовало: а возможно ли в современной начальной школе развить проектное мышление у учащихся? Казалось это вполне реально. И осуществимо это с помощью особо вида деятельности – ПРОЕКТНОЙ (ПД).

 

   Я решила этим заняться еще потому, что данная проблема:

 

1)  отвечает современным требованиям времени,

2)  формирует у детей умение ставить проблему и самостоятельно находить пути ее решения,

3)  развивает у учащихся интерес к научно-исследовательской работе, 4) приучает учащихся умело использовать ИКТ в учебном процессе, 5) вызвала у меня самой большой интерес.

 

     Я использую ПД в урочной, во внеклассной и домашней работе.

 

     Работу по внедрению ПД я разбила на 3 этапа.

 

1 ЭТАП

Проектно-творческая деятельность учащихся. Именно ТД учащихся является пропедевтикой ПД. 

     На этом этапе ребята в основном выполняют творческие задания по базовым предметам и во внеклассной работе. По математике анализируют и придумывают задания для одноклассников. Самостоятельно подбирают дополнительный материал по заинтересовавшей их теме («Ребята, понравился вам сегодняшний урок? Хотели бы вы продолжить разговор на эту тему?»). Узнают с помощью книг, журналов новые сведения и представляют их одноклассникам в виде сообщений, макетов.

Творческие задания они выполняют и на уроках чтения. В ходе декады литературного чтения ученики выступают в роли авторов, издателей, художников и др. специалистов книжного дела (книжки-самоделки, блокнот, мини сборники)..

 

  

 

 Такие виды творчества готовят учеников к основным этапам ПД  (по Андриянову П.Н.)

ЭТАПЫ

РЕЗУЛЬТАТЫ

1.Обоснование, осознание и принятие идеи (погружение в проект).

Осмысленная и принятая идея, задача, проблема.

2.Технологическая разработка идеи.

 

Доведение идеи до возможности ее практической реализации.

3. Практическая работа над идеей.

 

Практическая реализация идеи.

4.       Опробование       проекта      в работе, представление своей идеи, самооценка своей работы

Анализ решения творческой задачи        и        рефлексия деятельности.

 

КАК же строится работа на данном этапе? Сделаем это на  примере творческого задания по математике.

1.   – Ребята, а хотели бы вы сами составить задачу по математике? (Да)

- А зачем вам это нужно? (Это интересно. Задачу сможет попробовать решить одноклассники или мама. Можем сделать целый сборник из придуманных нами интересных задач…)

2.   – А вы знаете как строится задача?, из каких частей она состоит? (Да.)

      - Что вам нужно для составления своей задачи? (Знать, как построена задача, лист бумаги, ручка, карандаши)

3.   – Я предлагаю вам дома придумать и записать свою задачу. Можно воспользоваться знаниями, которые вы получили, решая задачи на сегодняшнем и предыдущем уроках.

4.   После того как ученики на следующий день сдали свои творческие работы, я делаю совместную рефлексию индивидуально с создателем задачи, и фиксирую ошибки, затем ребята «защищают» свои работы.

 

     В силу психологических особенностей  детей данного возраста, их уровня знаний творческие работы носят индивидуальную форму выполнения с непосредственным участием родителей, но также присутствует и групповая форма работы.

 

     Важным фактором на 1 этапе ПД является работа с родителями. Поэтому я провожу специальное родительское собрание и консультации, на которых знакомлю мам и пап с особенностями ПД.

 

2 ЭТАП.

На 2-ом этапе появляются первые проектные работы с использованием компьютерных технологий. Это небольшие творческие, исследовательские задания по математике, литературному чтению, окружающему миру, технологии. Погружение в проект происходит  во время учебного процесса, а практическое выполнение – дома при участии родителей.

       Так же с учениками  создаем презентации  по материалам  пройденных уроков и внеклассных мероприятий. 

    Так презентации «Путешествуем по родному городу», «О, счастливчик» совместила в себе как воспитательный, так и учебный процесс. В это время у нас проходила «Неделя Начальной школы» и ребята  с удовольствием приносили дополнительный материал. Ребята сумели отобрать нужное и представить его перед одноклассниками, после того как мы с воспитателем его скомпоновали в презентацию. 

    Такое взаимодействие учебно-воспитательного процесса, взаимодействия учитель – воспитатель –ученик - родитель дает очень хорошие результаты: учебный процесс усваивается легко и в полной мере, дети заинтересованы в получении новых знаний.  При этом между учителем и родителем устанавливается тесное взаимодействие и взаимоучастие в обучении и воспитании ученика.

 

     На этом этапе появляется парная форма работы, в которой дети учатся учитывать интересы своего соавтора, находить компромиссы в спорных вопросах. Так была проведена проектная работа по сказкам. На уроках литературного чтения во втором классе мы проходили русские волшебные сказки. Ребят заинтересовала данная тема, и они захотели более подробно узнать отдельные моменты (возникновение сказок, сказочных героев, связь народной и литературной сказки и т.д.). Ученики провели исследовательскую работу, подготовили минипроектные работы. Затем попробовали сочинить свои сказки. А в дальнейшем их работа вылилась в театрализованные проекты.

 

2   этап завершается проектными работами, выполненными на свободную тему, представленными как в виде докладов, макетов, так и с использованием компьютерных презентаций.

 

3   ЭТАП.

     На 3 этапе ПД акцент делается на использование комп. Технологий. Для этого я с ребятами провожу ряд занятий в медиаклассе. Знакомлю ребят с основными операциями в программе PowerPoint. Ребята учатся самостоятельно создавать небольшие творческие работы, которые в дальнейшем будут включены в проектные работы. Помощь родителей на этом этапе сводится к минимуму. Здесь присутствуют все формы работы: индивидуальная, парная, групповая.

 

     Итоговой работой являются выступления на школьных и окружных конкурсах и конференциях.

 

Какова же роль учителя в ПД?

Она своеобразна. Первое правило, о котором должен помнить учитель: я выступаю не как толкователь готовых знаний и их транслятор, а как равноправный соучастник их добывания. Я некий вдохновитель для исследовательской деятельности учащихся. 

     Если на первом этапе я предлагаю ребятам общую тему для их творческой работы, то на 3 этапе ученики самостоятельно выбирают тему, которую им интересно решить. Здесь я только помогаю последовательно определить цели и правильно наметить пути преодоления каждого этапа.

 

    Правила, по которым нужно строить свою работу  в ПД:

 

1.     Подходить  творчески к любому проекту моего ученика.

2.     Не сдерживать, а поощрять инициативу учащихся.

3.     Развивать самостоятельность в поиске информации для реализации проекта.

4.     Избегать прямых инструкций (на 2 и 3 этапах).

5.     В процессе работы над проектом обучить школьника умениям анализировать свою деятельность и работу.

6.     Тесно сотрудничать с родителями и воспитателем.

7.     При оценке лучше 10 раз похвалить, даже за незначительные успехи, чем 1 раз  раскритиковать.

Проектная деятельность в начальной школе, как средство активизации познавательного процесса

Проектная деятельность в начальной школе, как средство активизации познавательного процесса

Такие виды творчества готовят учеников к основным этапам

Такие виды творчества готовят учеников к основным этапам

Важным фактором на 1 этапе ПД является работа с родителями

Важным фактором на 1 этапе ПД является работа с родителями

На 3 этапе ПД акцент делается на использование комп

На 3 этапе ПД акцент делается на использование комп
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.12.2018