Проектная и исследовательская деятельность младших школьников как средство их интеллектуального развития
Оценка 5
Исследовательские работы
docx
классное руководство
2 кл—4 кл
23.07.2019
Образовательный стандарт нового поколения ставит перед начальным образованием новые цели. Теперь в начальной школе ребенка должны научить не только читать, считать и писать, ребенку должны привить две группы новых умений. Речь идет, во-первых, об универсальных учебных действиях, составляющих основу умения учиться: навыках решения творческих задач и навыках поиска, анализа информации. Во-вторых, речь идет о формировании у детей мотивации к обучению, о помощи им в самоорганизации и саморазвитии.
Проектная и исследовательская деятельность младших школьников .docx
Проектная и исследовательская деятельность младших школьников как
средство их интеллектуального и творческого развития
Образовательный стандарт нового поколения ставит перед начальным образованием
новые цели. Теперь в начальной школе ребенка должны научить не только читать, считать и
писать, ребенку должны привить две группы новых умений. Речь идет, вопервых, об
универсальных учебных действиях, составляющих основу умения учиться: навыках
решения творческих задач и навыках поиска, анализа информации. Вовторых, речь идет о
формировании у детей мотивации к обучению, о помощи им в самоорганизации и
саморазвитии.
Среди разнообразных направлений новых педагогических технологий ведущее место
занимает проектно – исследовательская деятельность. Главная идея проектно
исследовательской деятельности – направленность учебно – познавательной деятельности
на результат, который получается при решении практической, теоретической, но
обязательно личностно и социально – значимой проблемы.
«Познание начинается с удивления тому, что обыденно» говорили древние греки»
У каждого ребенка есть способности и таланты. Дети от природы любознательны и
полны желания учиться.
Исследовательское поведение – один из важных источников получения ребенком
представления о мире.
«Исследовательское обучение» подход к обучению, построенный на основе
стремления ребенка к самостоятельному изучению окружающего мира.
Проявить дарование поможет умелое руководство взрослого.
Условия современного общества требуют от каждого человека
умения быть самостоятельным.
решать различные проблемы, значит:
уметь ставить цель и добиваться ее,
правильно планировать и организовывать свою деятельность
Таким образом, важнейшей задачей образования являетсяподготовка ребенка к
исследовательской деятельности – обучение его умениям и навыкам исследовательского
поиска.
Исследовательская деятельность обучающихся — деятельность, связанная с
решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным
решением
Предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в
научной сфере:
постановку проблемы,
изучение теории, посвященной данной проблематике,
подбор методик исследования и практическое овладение ими,
сбор собственного материала,
его анализ и обобщение,
научный комментарий,
собственные выводы.
Любое исследование, неважно, в какой области естественных или гуманитарных
наук оно выполняется, имеет подобную структуру.
Такая цепочка является неотъемлемой принадлежностью исследовательской
деятельности, нормой ее проведения
Так что же такое проектная деятельность?Проектная деятельность обучающихся —
совместная учебнопознавательная, творческая или игровая деятельность учащихся,
имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на
достижение общего результата деятельности.Непременным условием проектной
деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном
продукте деятельности и этапов проектирования:
1. выработка концепции,
2. определение целей и задач проекта,
3. доступных и оптимальных ресурсов деятельности,
4. создание плана, программ,
5. организация деятельности по реализации проекта (включая его осмысление и рефлексию
результатов деятельности).
Исследовательская деятельность организованная, познавательная творческая
деятельность учащихся, по своей структуре соответствующая научной деятельности,
характеризующаяся
предметностью,
мотивированностью и сознательностью.
Формирование исследовательской деятельности
1 этап: (1 класс)
целенаправленностью,
активностью,
поддержание исследовательской активности
развитие умений ставить вопросы, высказывать предположения, наблюдать
формирование первоначальных представлений о деятельности исследований
2 этап: 2 класс:
приобретение новых представлений об особенностях деятельности исследователя
развитие умений определять тему исследований, анализировать, сравнивать .
формулировать результаты исследования
поддержание инициативы, активности, самостоятельности
3 этап: (3 – 4 классы)
Обогащение исследовательского опыта для дальнейшего накопления представлений об
исследовательской деятельности.
в
Так
отличие
проектной деятельности и исследовательской? Главное отличие проектной и
исследовательской деятельности – это цель: цель проектной деятельности – реализация
проектного замысла, а целью исследовательской деятельности является уяснения сущности
явления, истины, открытие новых закономерностей и т.п.
чем
же
Исследование не предполагает создания какоголибо заранее планируемого объекта,
даже его модели или прототипа.
Оба вида деятельности в зависимости от цели могут быть подсистемами друг у
друга. То есть, в случае реализации проекта в качестве одного из средств будет выступать исследование, а, в случае проведения исследования – одним из средств может быть
проектирование.
Этапы работы:
Исследование :
Постановка проблемы
Изучение теории
Подбор методик исследования
Сбор материала, его анализ, обобщение
Научный комментарий
Собственные выводы
Проект :
Постановка проблемы
Выработка концепции (гипотезы)
Определение целей и задач проекта
Создание плана
Организация деятельности по реализации проекта
Роль родителей в проектно – исследовательской деятельности ребёнка огромна.
При этом важно, чтобы родители не брали на себя выполнение работы над
проектом, иначе губится сама идея метода проекта. А помощь советом, информацией,
организацией работы в оформлении проекта, помощь в индивидуальном планировании,
проявление заинтересованности со стороны родителей – важный фактор поддержки
мотивации и обеспечения самостоятельности, организованности. На этапе погружения в
проект родители помогают в выборе тематического поля, темы; в формулировке
проблемы, цели и задач проекта, мотивируют детей. На этапе подготовки консультируют в
процессе поиска информации. Оказывают помощь в сборе информации и в выборе
способов хранения и систематизации собранной информации, в составлении плана
предстоящей деятельности. На этапе моделирования или иформационно поикового –
наблюдают, контролируют соблюдение правил техники безопасности, следят за
соблюдением временных рамок этапов деятельности, помогают в оформлении материалов
и портфолио проектной деятельности. На заключительном этапе консультируют в выборе
формы презентации, оказывают помощь в подготовке презентации, выступают в качестве
эксперта. Совместная проектно – исследовательская деятельность в воспитании занимает
особое место, обеспечивает сотрудничество взрослых и детей, способствует развитию
самостоятельности,
инициативности,
толерантности, адаптации к современным условиям жизни.
целеустремленности,
ответственности,
В науке главной целью исследовательской деятельности является производство
новых знаний,а в образовании цель исследовательской деятельности — в приобретении
учащимся функционального навыка исследования как универсального способа освоения
действительности, развитии способности к исследовательскому типу мышления,
активизации личностной позиции учащегося в образовательном процессе на основе
приобретения субъективно новых знаний (т. е. самостоятельно получаемых знаний,
являющихся новыми и личностно значимыми для конкретного учащегося).
В начальных классах учащиеся только начинают учиться работать с научно
познавательной литературой, выделять главное, систематизировать, делать обобщения, планировать свою деятельность, они только приступают к поисковоисследовательской
работе. От учителя потребуется такт, деликатность, чтобы не «навязать» ученикам
информацию, а направить их на самостоятельный поиск. Вот некоторые проекты учащихся.
В заключении моего выступления хочется сказать следующее Исследовательская и
проектная деятельность ребенка – это возможность организовать самообучение,
самовоспитание детей, что является актуальным в современной школе.
Пусть исследуют!
Пусть открывают!
Список литературы:
1. Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. И др. Как проектировать
универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли. М:
Просвещение, 2008. 150 с.
2. Зимняя, И.А., Шашенкова, Е.А. Исследовательская работа как специфический вид
человеческой деятельности/И.А.Зимняя, Е.А. Шашенкова . Ижевск: ИЦПКПС,
2001. 298с.
3. Погорелова, Н.А. Формирование познавательных интересов младших школьников в
процессе изучения природоведения во втором классе: Учебное пособие/Н.А.
Погорелова. Свердловск: Свердл. пединститут, 2003. 56 с.
4. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего
образования: утв. приказом Минобрнауки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897. М.,
2011. 42 с.
Проектная и исследовательская деятельность младших школьников как средство их интеллектуального развития
Проектная и исследовательская деятельность младших школьников как средство их интеллектуального развития
Проектная и исследовательская деятельность младших школьников как средство их интеллектуального развития
Проектная и исследовательская деятельность младших школьников как средство их интеллектуального развития
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.