В связи с реформированием образования в школах России начался переход на стандарты второго поколения, а именно внедрение ФГОС. В рамках нововведений стал реализовываться системно-деятельностный подход в обучении школьников. Данный подход подразумевает не подачу материала в готовом виде, а обучение детей добывать знания самостоятельно. Это приводит к формированию определенных компетенций. Слово «компетенция» уже давно вошло в словарный запас современного педагога. Синонимом этого слова будет способность, умения, т.е. современная педагогика должна ориентироваться на формирования у школьников определенных навыков, которые помогут ребенку в дальнейшей жизни
Именно в проектной и исследовательской деятельности обучающиеся смогут приобрести необходимые компетенции. Слово «проект» наравне с «компетенциями» стало очень модно в последние пять лет и зачастую применяется в педагогической деятельности учителей. К несчастью во многих случаях применения метода проектирования не реализовывается полностью. Многие путают исследования с проектом. Проект – это замысел, идея, которая потом воплощена в реальный предмет, а исследование – это поиск новых знаний или систематизация старых с целью воссоздания истины. Безусловно, исследовательская деятельность лежит в основе проектной деятельность, точнее различные ее элементы, но выдавать исследование за проект нельзя
Проектная и исследовательская деятельность во внеурочной занятости
школьников
«Не навреди!..»
Педагогическая мудрость
В связи с реформированием образования в школах России начался переход на стандарты второго поколения, а именно
внедрение ФГОС. В рамках нововведений стал реализовываться системнодеятельностный подход в обучении школьников.
Данный подход подразумевает не подачу материала в готовом виде, а обучение детей добывать знания самостоятельно.
Это приводит к формированию определенных компетенций. Слово «компетенция» уже давно вошло в словарный запас
современного педагога. Синонимом этого слова будет способность, умения, т.е. современная педагогика должна
ориентироваться на формирования у школьников определенных навыков, которые помогут ребенку в дальнейшей
жизни[1].
Именно в проектной и исследовательской деятельности обучающиеся смогут приобрести необходимые компетенции.
Слово «проект» наравне с «компетенциями» стало очень модно в последние пять лет и зачастую применяется в
педагогической деятельности учителей. К несчастью во многих случаях применения метода проектирования не
реализовывается полностью. Многие путают исследования с проектом. Проект – это замысел, идея, которая потом
воплощена в реальный предмет, а исследование – это поиск новых знаний или систематизация старых с целью воссоздания
истины. Безусловно, исследовательская деятельность лежит в основе проектной деятельность, точнее различные ее
элементы, но выдавать исследование за проект нельзя [2]
Внедрение метода проектирования необходимо осуществлять с начальных классов, т.к. именно там закладывается ряд
ценностных установок, личностных качеств и отношений. Если этот возраст рассматривать как незначительный, то
теряется момент преемственности в развитии учебнопознавательной деятельности школьников и в дальнейшем, в среднем
звене школы, желаемые результаты не будут достигнуты.
Зачастую в начальных классах проектная и исследовательская деятельность применяется часто, это связано, прежде всего,
со спецификой обучения в этих классах. Учитель начальных классов постоянно находится с детьми, ему не приходится
учить различные классы, он полностью посвящает все рабочее время одному классу[3]. Другая ситуация обстоит в
среднем и старшем звене, учителя предметники разрываются между многими классами и зачастую не хватает времени на
дополнительную работу с определенным классом.
Выход из данной ситуации был найден путем привлечения ребят к внеурочной деятельности. Именно в формате кружка
стало возможным реализация проектной и исследовательской деятельности учащихся.
В сентябре 2014 г. на базе Абазинской СОШ №49 был открыт кружок «Подросток и закон» ориентированный на учеников
6х классов. Занятия предполагалось вести в рамках ФГОС. Поэтому учителем была выбрана именно проектная
деятельность с элементами исследования. На первом занятии школьники совместно с учителем обозначили проблему.
Ребята заметили, что в школе многие знают лишь свои права, а обязанностями пренебрегают, а иногда просто их не знают.
В связи с этим возникла идея о создании школьной Конституции, в доступной форме и размещение ее на информационных
стендах школы. Но для создания конечного продукта необходимо было вначале исследовать Конституцию РФ, Устав
школы, оценить уровень правовой культуры обучающихся в этой школе.
Шестиклассники под руководством учителя разработали вопросник, помогающий выявить уровень правовой культуры и
необходимость создания Конституции школы. В дальнейшем ребята самостоятельно провели опрос среди школьников.
Дети отвечали на следующие вопросы: Что такое конституция? Знаете ли вы права и обязанности школьника? Нужна ли
школе своя Конституция, в которой будет доступно изъяснены ваши права и обязанности?
Из собранных данных следовало, что создание Конституции просто необходимо, были опрошены учащиеся 59 классов в
целом 250 человек. Полнота полученных ответов зависела от возрастной категории респондентов. Пятиклассники
ответили (в большинстве) отрицательно на первый и второй вопрос, но положительно на последний. Ситуация меняется с
шестиклассников, 68 классы привели примеры прав и обязанностей школьников, но многие из них оказались
выдуманными. Например, учащиеся могут опаздывать на урок на пять минут. 9 классы ответили положительно на все
вопросы.
Далее ребята исследовали Устав школы и Конституцию РФ. При написании собственной Конституции были учтены эти
два важных документа. Было решено сделать пять глав: 1. Общие сведенья о школе; 2. Права школьников учителей и
родителей; 3. Обязанности школьников учителей и родителей; 4. Парламент (Верхняя палата – Педагогический совет,
нижняя палата – родительское собрание); 5. Президент школы. Преамбула была написана ребятами в стихотворной форме
на кружке «Секреты поэзии», данный факт говорит о развитии межпредметных связей детей.После написания сути проекта ребята совместно с учителем перешли к практической части. Школьники самостоятельно
печатали собранный материал на компьютере и оформляли текст. Распечатанный материал был собран в папку и размещен
на информационном стенде.
Таким образом, в ходе работы кружка «Подросток и закон» ребята окунулись в проектирования Конституции школы, в
конце этой работы был создан непосредственный продукт – Конституция.
В выше приведенном примере реализации метода проектирования было продемонстрировано применения элементов
исследования, что является инновацией в школе. Данная методика приводи к заинтересованности ребят в дальнейшем
изучении, они осознают необходимость получения своих знаний и понимают, как их можно применить в той или иной
ситуации. Остается лишь надеется, что основное правило педагогики «не навреди!» в данном методе не нарушено.
Список литературы
1. Морозова Н.Г., Кравченко Н.Г., Павлова О.В. Технология 511 классы: проектная деятельность учащихся /
Н.Г.Морозова, Н.Г. Кравченко, О.В. Павлова. – Волгоград: Учитель, 2007. – 204 с.
2. Ступницкая М.А. Что такое учебный проект? / М.А. Ступницкая. – М.: Первое сентября, 2010. – 44 с.
3. Заграничная Н.А., Добротина И.Г. Проектная деятельность в школе. Учимся работать индивидуально и в
команде / Н.А. Заграничная, И.Г. Добротина. – М., ИнтеллектЦентр, 2013. – 196 с.