Проектная и исследовательская деятельность во внеурочной занятости школьников

  • Руководства для учителя
  • doc
  • 08.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

В связи с реформированием образования в школах России начался переход на стандарты второго поколения, а именно внедрение ФГОС. В рамках нововведений стал реализовываться системно-деятельностный подход в обучении школьников. Данный подход подразумевает не подачу материала в готовом виде, а обучение детей добывать знания самостоятельно. Это приводит к формированию определенных компетенций. Слово «компетенция» уже давно вошло в словарный запас современного педагога. Синонимом этого слова будет способность, умения, т.е. современная педагогика должна ориентироваться на формирования у школьников определенных навыков, которые помогут ребенку в дальнейшей жизни Именно в проектной и исследовательской деятельности обучающиеся смогут приобрести необходимые компетенции. Слово «проект» наравне с «компетенциями» стало очень модно в последние пять лет и зачастую применяется в педагогической деятельности учителей. К несчастью во многих случаях применения метода проектирования не реализовывается полностью. Многие путают исследования с проектом. Проект – это замысел, идея, которая потом воплощена в реальный предмет, а исследование – это поиск новых знаний или систематизация старых с целью воссоздания истины. Безусловно, исследовательская деятельность лежит в основе проектной деятельность, точнее различные ее элементы, но выдавать исследование за проект нельзя
Иконка файла материала Проектная и исследовательская деятельность во внеурочной занятости школьников.doc
Проектная и исследовательская деятельность во внеурочной занятости школьников «Не навреди!..» Педагогическая мудрость В связи с реформированием образования в школах России начался переход на стандарты второго поколения, а именно  внедрение ФГОС. В рамках нововведений стал реализовываться системно­деятельностный подход в обучении школьников. Данный подход подразумевает не подачу материала в готовом виде, а обучение детей добывать знания самостоятельно.  Это приводит к формированию определенных компетенций. Слово «компетенция» уже давно вошло в словарный запас  современного педагога. Синонимом этого слова будет способность, умения, т.е. современная педагогика должна  ориентироваться на формирования у школьников определенных навыков, которые помогут ребенку в дальнейшей  жизни[1]. Именно в проектной и исследовательской деятельности обучающиеся смогут приобрести необходимые компетенции.  Слово «проект» наравне с «компетенциями» стало очень модно в последние пять лет и зачастую применяется в  педагогической деятельности учителей. К несчастью во многих случаях применения метода проектирования не  реализовывается полностью. Многие путают исследования с проектом. Проект – это замысел, идея, которая потом  воплощена в реальный предмет, а исследование – это поиск новых знаний или систематизация старых с целью воссоздания  истины. Безусловно, исследовательская деятельность лежит в основе проектной деятельность, точнее различные ее  элементы, но выдавать исследование за проект нельзя [2] Внедрение метода проектирования необходимо осуществлять с начальных классов, т.к. именно там закладывается ряд  ценностных установок, личностных качеств и отношений. Если этот возраст рассматривать как незначительный, то  теряется момент преемственности в развитии учебно­познавательной деятельности школьников и в дальнейшем, в среднем звене школы, желаемые результаты не будут достигнуты. Зачастую в начальных классах проектная и исследовательская деятельность применяется часто, это связано, прежде всего, со спецификой обучения в этих классах. Учитель начальных классов постоянно находится с детьми, ему не приходится  учить различные классы, он полностью посвящает все рабочее время одному классу[3].  Другая ситуация обстоит в  среднем и старшем звене, учителя предметники разрываются между многими классами и зачастую не хватает времени на  дополнительную работу с определенным классом. Выход из данной ситуации был найден путем привлечения ребят к внеурочной деятельности. Именно в формате кружка  стало возможным реализация проектной и исследовательской деятельности учащихся. В сентябре 2014 г. на базе Абазинской СОШ №49 был открыт кружок «Подросток и закон» ориентированный на учеников  6­х классов. Занятия предполагалось вести в рамках ФГОС. Поэтому учителем была выбрана именно проектная  деятельность с элементами исследования. На первом занятии школьники совместно с учителем обозначили проблему.  Ребята заметили, что в школе многие знают лишь свои права, а обязанностями пренебрегают, а иногда просто их не знают.  В связи с этим возникла идея о создании школьной Конституции, в доступной форме и размещение ее на информационных  стендах школы. Но для создания конечного продукта необходимо было вначале исследовать Конституцию РФ, Устав  школы, оценить уровень правовой культуры обучающихся в этой школе. Шестиклассники под руководством учителя разработали вопросник, помогающий выявить уровень правовой культуры и  необходимость создания Конституции школы. В дальнейшем ребята самостоятельно провели опрос среди школьников.  Дети отвечали на следующие вопросы: Что такое конституция? Знаете ли вы права и обязанности школьника? Нужна ли  школе своя Конституция, в которой будет доступно изъяснены ваши права и обязанности? Из собранных данных следовало, что создание Конституции просто необходимо, были опрошены учащиеся 5­9 классов в  целом 250 человек. Полнота полученных ответов зависела от возрастной категории респондентов. Пятиклассники  ответили (в большинстве) отрицательно на первый и второй вопрос, но положительно на последний. Ситуация меняется с  шестиклассников, 6­8 классы привели примеры прав и обязанностей школьников, но многие из них оказались  выдуманными. Например, учащиеся могут опаздывать на урок на пять минут. 9 классы ответили положительно на все  вопросы. Далее ребята исследовали Устав школы и Конституцию РФ. При написании собственной Конституции были учтены эти  два важных документа. Было решено сделать пять глав: 1. Общие сведенья о школе; 2. Права школьников учителей и  родителей; 3. Обязанности школьников учителей и родителей; 4. Парламент (Верхняя палата – Педагогический совет,  нижняя палата – родительское собрание); 5. Президент школы. Преамбула была написана ребятами в стихотворной форме  на кружке «Секреты поэзии», данный факт говорит о развитии межпредметных связей детей.После написания сути проекта ребята совместно с учителем перешли к практической части. Школьники самостоятельно  печатали собранный материал на компьютере и оформляли текст. Распечатанный материал был собран в папку и размещен на информационном стенде. Таким образом, в ходе работы кружка «Подросток и закон» ребята окунулись в проектирования Конституции школы, в  конце этой работы был создан непосредственный продукт – Конституция.   В выше приведенном примере реализации метода проектирования было продемонстрировано применения элементов  исследования, что является инновацией в школе. Данная методика приводи к заинтересованности ребят в дальнейшем  изучении, они осознают необходимость получения своих знаний и понимают, как их можно применить в той или иной  ситуации. Остается лишь надеется, что основное правило педагогики «не навреди!» в данном методе не нарушено. Список литературы 1. Морозова Н.Г., Кравченко Н.Г., Павлова О.В. Технология 5­11 классы: проектная деятельность учащихся /  Н.Г.Морозова, Н.Г. Кравченко, О.В. Павлова. – Волгоград: Учитель, 2007. – 204 с. 2. Ступницкая М.А. Что такое учебный проект? / М.А. Ступницкая. – М.: Первое сентября, 2010. – 44 с. 3. Заграничная Н.А., Добротина И.Г. Проектная деятельность в школе. Учимся работать индивидуально и в  команде / Н.А. Заграничная, И.Г. Добротина. – М., Интеллект­Центр, 2013. – 196 с.