Данный метод предполагает “проживание” учащимися определенного отрезка времени в учебном процессе, а также их приобщение к фрагменту формирования научного представления об окружающем мире, конструирование познавательных моделей. Материализованным продуктом проектирования является учебный проект, который определяется как самостоятельно применяемое учащимися развернутое решение проблемы в виде разработок. Подчеркнем, что дидактической единицей в методе проектов становится взятая из реальной жизни и лично значимая для учащихся проблема (экономическая, правовая, экологическая и т.д.). Таким образом, проблема и пути ее решения приобретают контуры проектной деятельности.
При решении проекта наряду с научно-познавательной стороной содержания всегда присутствуют эмоционально-ценностная (личностная) деятельностная и творческие стороны. Причем именно эмоционально-ценностный и творческие компоненты содержания определяют, насколько значим для учащихся проект и насколько самостоятельно он выполнен.
Проект побуждает учащегося: к целеполаганию; проявить интеллектуальные способности; нравственные и коммуникативные качества; продемонстрировать уровень владения знаниями и предметными умениями: показать способность к самообразованию и самоорганизации.
Проектная образовательная технология в практике работы учителя
истории, обществознания, культурологии
Данный метод предполагает “проживание” учащимися определенного отрезка времени в учебном процессе, а также их
приобщение к фрагменту формирования научного представления об окружающем мире, конструирование познавательных
моделей. Материализованным продуктом проектирования является учебный проект, который определяется как
самостоятельно применяемое учащимися развернутое решение проблемы в виде разработок. Подчеркнем, что
дидактической единицей в методе проектов становится взятая из реальной жизни и лично значимая для учащихсяпроблема (экономическая, правовая, экологическая и т.д.). Таким образом, проблема и пути ее решения приобретают
контуры проектной деятельности.
При решении проекта наряду с научнопознавательной стороной содержания всегда присутствуют эмоционально
ценностная (личностная) деятельностная и творческие стороны. Причем именно эмоциональноценностный и творческие
компоненты содержания определяют, насколько значим для учащихся проект и насколько самостоятельно он выполнен.
Проект побуждает учащегося: к целеполаганию; проявить интеллектуальные способности; нравственные и
коммуникативные качества; продемонстрировать уровень владения знаниями и предметными умениями: показать
способность к самообразованию и самоорганизации.
В процессе разработки проекта: учащиеся синтезируют знания в ходе их поиска; интегрируют информацию смежных
дисциплин; ищут более эффективные пути решения задач проекта; общаются друг с другом.
Проектная деятельность наглядно демонстрирует возможности моно – и полипредметного, индивидуального и группового
образовательных маршрутов проекта. Существенными особенностями этого метода являются субъективность школьника,
диалогичность, креативность, контекстность, технологичность и самостоятельность учащихся, возникающие в процессе
реализации метода проектов.
Организация обучения по истории, обществознанию, праву, культурологии по методу проектов создает оптимальные
условия превращения учащихся в “субъектов” деятельности. Каждый школьник становится равноправным членом
творческого коллектива, работа в котором способствует развитию социальных ролей, воспитывает обязательность и
ответственность при выполнении заданий в намеченные сроки, взаимопомощь в работе. В проектную деятельность
вовлечены чувства, отношения, мысли и действия школьников.
Диалогичность позволяет учащимся в процессе выполнения проекта вступить в диалог как с собственным “Я”, так с
другими. Именно в диалоге осуществляется “свободное самооткровение личности” (М.М. Бахтин). Диалог в методе
проектов выполняет функцию специфической социокультурной среды, создающей условия для принятия школьниками
нового опыта, переосмысления прежних смыслов, вследствие чего полученная юридическая, социальная, правовая
информация становится личностно значимой.
Креативность связана с разрешением проблемной ситуации, которая обуславливает начало активной мыслительной
деятельности, самостоятельности учащихся, вследствие чего они обнаруживают противоречие между известным им
правовым, социальным, экономическим содержанием и невозможностью оперативно применять их на практике. Решение
проблемы нередко приводит к оригинальным, нестандартным способам деятельности и результату выполнения. Любой
проект – это всегда творчество учащихся.
Контекстность в этом методе позволяет создать проекты, приближенные к естественной жизнедеятельности учащихся,
осознать место “Право”, “Обществознания”, “Культурология” в общей системе человеческого бытия.
Интегративность означает оптимальный синтез знаний для реализации учащимися изучаемой проблемы с привлечением
содержания из других предметов.
Технологичность связана с организацией познавательной деятельности учащихся по определенным этапам проектной
деятельности.
Одним из результатов такой деятельности явилась исследовательская работа на тему “Роль и место органов местного
самоуправления в Российской Федерации на примере города Северобайкальск”. Работа была представлена на
Межрайонной конференции “Шаг в будущее” в 2002 году. Автор работы – Дорофеев Олег, научный руководитель Усынин
Олег Федорович (заместитель главы города), консультант Кошелева Н.И.
В целях стимулирования познавательной деятельности учащихся на уроках обществознания в 7 классах я провожу
практические и лабораторные занятия с решением проблемных задач, обсуждение типичных ситуаций. Учащиеся с
интересом знакомятся с Конституцией Р.Ф., Конституцией Р.Б., Уставом муниципального образования “город
Северобайкальск”. Для реализации умений и компетентностей, связанных с планированием работы, разработкой
поэтапной программы действий от замысла до готового продукта, практикую включение семиклассников в проектную
деятельность.
При изучении темы “Подросток как гражданин” был дан старт исследовательскому проекту “Как осуществляется местное
самоуправление?”. Участники – ученики 7 “В” класса. Обозначили актуальность темы, определили проблему, предмет,
объект исследования, цели и задачи. Для выполнения проекта были сформированы группы. В группах выделились лидеры.
Первой группе предложена тема исследования –
“Какие вопросы находятся в введении муниципального образования?”.
Вторая группа –
“Что можем сделать мы и наши родители для выборов местного самоуправления?”.Третья –
“В чем мы видим конкретные дела местного самоуправления?”.
Продолжительность проекта – четыре урока:
1 урок – постановка задачи, определение состава групп, в группах –выдвижение гипотез, распределение ролей. Выход –
программа действий каждой группы.
Между первым и вторым уроком –поиск информации.
2 урок – обсуждение в группах собранного материала. Выход – составление плана своей части проекта.
Между вторым и третьим уроками – оформление проекта.
3 урок – оформление проекта. Консультация.
4 урок – презентация проектов групповой деятельности. Рекомендации по участию в предстоящей конференции.
Таким образом, в ходе проектной деятельности образовательными продуктами учеников являются исследовательские
работы учащихся. Как правило, лучшие проекты по конкурсу бывают представлены на школьной научнопрактической
конференции.
Так, например, Баханова Ольга по теме проекта, привлекла к деятельности своих родителей. Результатом совместной
проектной деятельности явилась исследовательская работа “Роль МСУ на примере города Северобайкальск”. Ученица,
изучив основы интервьюирования по предложенной мной памятке, взяла интервью у Первого заместителя главы города
Мирошниченко А. Работа, представленная на межрайонной конференции “Шаг в будущее, Юниор” в 2006 году, получила
диплом II степени. Другая исследовательская работа, представленная на городской конференции юных исследователей
креведов “Мое Отечество”, – “Вклад депутата Беляева С.А. в развитие нашего города”, авторы Борбылева А., Федотова
Л.
При работе над проектом по данной теме школьники, прежде всего, знакомятся с методами и процедурами социально
экономической деятельности МСУ, изучают механизмы принятия решений муниципальной властью и формируют пакет
предложений по изменению ситуации в области социальной жизни города. Этот проект является практически первым
знакомством учащихся с тем, как работает гражданское общество.
Таким образом, практикоориентированные проекты направлены на конкретный практический результат и связаны с
социальными ценностями учащихся. О практической значимости последнего проекта ученицы поделилась в газетной
заметке школьной прессы. Темы исследовательских работ разнообразны и отражают индивидуальный подход к учащимся
при выборе темы исследования.
Так мой опыт социальной практической деятельности передается ученикам, формируя у них ответственное отношение к
себе и своим поступкам, умение приобретать и осмысливать личный опыт толерантности и взаимодействия с другими
людьми.
С целью формирования активной гражданской позиции учащихся, повышения электоральной культуры будущих
избирателей, осознания ими собственной значимости в событиях общественнополитической жизни родилась идея клуба
“Гражданин XXI века”. Проект клуба разработан мною в сотрудничестве с учащимися старших классов в 2004 году.
Возможности его функционирования определяются тем, что:
многие выпускники школы окончили юридические факультеты вузов и работают в городе юристами
родители учеников школы трудятся в органах судебной власти
возросло желание воспитанников повысить свой уровень правового образования
студенты, приезжающие на каникулы, с удовольствием принимают приглашение встретиться с учениками родной
школы.
Гипотеза: если школаклуб будет функционировать при вышеуказанных условиях, то:
выпускники школы повысят правовую грамотность
выпускники легче пройдут адаптационный период после окончания школы
выпускников школы будет отличать активная жизненная позиция
повысится электоральная культура молодых людей, будущих избирателей.
На заседания клуба приглашаются представители органов исполнительной, законодательной, судебной власти города,
района, СМИ, родители – представители разных профессий, студенты, выпускники школы.Работа клуба – одна из составляющих общественного управления, т.к. нередко выполняет функцию переговорной
площадки. В рамках работы клуба прошли такие мероприятия, как тематическая выставка “К выборам в РБ”, оформлен
стенд “Знай свои права”, куда помещается материал по темам: “Права и обязанности гражданина Р.Ф.”, “Избирательный
процесс: теория и практика”, “Право молодого избирателя”. Занятия в клубе направлены на достижение активности
школьников через создание проектов, направленных на обсуждение и решение реальных задач. В 2005 году учащиеся 10
класса провели презентацию исследовательского минипроекта “Участие педагогов школы в избирательных компаниях”.
Цель проекта: изучить активную гражданскую позицию своих наставников. Участники проекта (группа из 3 человек)
оформили папку, где собран материал о тех педагогах, которые принимали участие в избирательных компаниях в разном
качестве и сделали вывод:
в школе работают четыре учителя истории, из них трое регулярно принимают участие в избирательных
компаниях, что составляет 75% активности преподавателей истории
активность администрации школы по указанной позиции – 75%.
Интересно проводятся интерактивные встречи учащихся со специалистами правоохранительных органов, правового
просвещения, занимающихся вопросами молодежной политики. Проводятся: конкурсы знатоков истории, турниры
знатоков права, “круглые столы” для родителей и учащихся, недели правовых знаний, встречи, деловые и ролевые игры:
“Твоя правовая культура”, “Выборы”. Один из ожидаемых результатов –повышение правовой грамотности микросоциума
школы, формирование толерантности, способности к поиску диалога. Индикаторы, являющиеся результатом деятельности
клуба являются:
явка на избирательные участки по данному избирательному округу всегда высокая
выпускник школы Чиженко Алексей, преподаватель истории Кошелева Н.И., баллотировался кандидатом в
депутаты городского Совета на выборах в марте 2007 года. Я, как его бывший учитель истории, вошла в команду
по организации предвыборной агитации
учащиеся школы – активные участники городского клуба “Молодой избиратель”
учащиеся школы ежегодно принимают участие в городских проектах, в том числе по благоустройству города и
городского парка.
Проекты побуждают учащегося к целеполаганию, овладению общеучебными умениями, проявлению интеллектуальных
способностей, проявлению коммуникативных качеств, отработке навыков работы в группе, выстраиванию отношений.
Совместная деятельность дает широкие возможности как учителю, так и учащемуся выстраивать субъектсубъектные
отношения.
Вышеуказанные формы работы помогают установить диалог с общественностью, способствует открытости
образовательного пространства школы и повышению роли всех участников образовательного процесса – педагогов,
обучающихся, родителей, представителей общественности.
Таким образом, обществоведческие дисциплины имеют большие возможности для создания практической базы участия
общественности в делах школы.