Проектная работа "Азбука народных художественных промыслов России". (серия "Нравственно-патриотическая")
Оценка 4.6

Проектная работа "Азбука народных художественных промыслов России". (серия "Нравственно-патриотическая")

Оценка 4.6
Исследовательские работы
docx
искусство
6 кл
18.01.2017
Проектная работа  "Азбука народных художественных промыслов России". (серия "Нравственно-патриотическая")
ПРОЕКТ Азбука народных промыслов России.docx

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

лицей №4

 

Чеховского муниципального района

Московской области

 

 

 

 

Проектная работа

 

"Азбука народных художественных

промыслов России".

(серия "Нравственно-патриотическая")

 

 

Выполнили: Баланова Виктория,

Иванова Вероника,

Никульникова Елена

ученики 6в класса

 

Руководитель: Студеникина Наталия Геннадиевна

учитель изобразительного искусства

 

 

Чехов, 2017

Содержание

1.Введение ...........................................................................................................  2

2. Азбука народных художественных промыслов России .............................  4

2.1. Анкетирование учащихся 6-х классов.............................................. 4

2.2. История возникновения промыслов России.................................... 6

2.3. Перечень народных художественных промыслов России.............. 9

3. Заключение....................................................................................................... 10

4. Список литературы ......................................................................................... 12

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Введение.

 

Тип проекта: информационно - творческий

Продолжительность проекта: среднесрочный

Участники проекта: учащиеся 6в класса

 

            Актуальность проекта: обусловлена большой значимостью воспитания нравственно - патриотических чувств у подрастающего поколения в современном обществе.

        Искусство, как известно, возникло не сразу. Народные художественные промыслы восходят к древности, к домашним промыслам и деревенскому ремеслу. Народное художественное творчество занимает видное место в декоративно-прикладном искусстве. В искусстве художественных промыслов, созданном многими поколениями талантливых мастеров и художников, раскрывается художественный талант народа; в творчестве народных мастеров находит проявление соединение труда и красоты. В художественных промыслах сохраняются и продолжают развитие замечательные традиции народного декоративного бытового искусства. Не случайно народное искусство называют неиссякаемым источником прекрасного. И мы, научившись ценить и понимать это особое содержание народного искусства, становимся наследниками того духовного богатства, которое хранит для нас художественная культура человечества.

        Тема данного проекта актуальна и сейчас, так как народные промыслы - это история страны, города, семьи. Тему традиций и «корней» русского народа и сегодня нельзя считать исчерпанной; скорее наоборот, чем дальше идет развитие народного искусства, тем большую актуальность она приобретает. Нельзя забывать истоки народных промыслов и труд народных мастеров. По всей России всегда можно было встретить резные или расписные прялки и швейки, причем каждый район по-своему, по-особому украшает доску или донце прялки, резную деревянную солонку, расписные железные подносы, игрушки, которые хотя и предназначены для детской забавы, но всегда отличаются высокими художественными достоинствами. Народные промыслы пользуются популярностью в нашей стране и за рубежом.

            Гипотеза проекта: если знакомиться с народными промыслами России, мастерством русских умельцев и русским фольклором, то это позволит почувствовать себя частью русского народа, ощутить гордость за свою страну, богатую славными традициями.

 

Цель проекта: 

·         подробнее познакомиться с ремёслами, основанными на национальных традициях, уходящих корнями в далёкие прошлые времена жизни народа;

  • способствовать пониманию основ национальной культуры и искусства народов через знакомство с образцами материальной культуры народа;
  • представить «виртуальную коллекцию» изделий народных промыслов;
  • формировать познавательный интерес к русской народной культуре через ознакомление с народными промыслами и организацию художественно - продуктивной и творческой деятельности.

 

Задачи проекта:

·         подробнее познакомиться с народными промыслами;

·         содействовать развитию речи: обогащать словарь, повышать выразительность речи;

·         развивать индивидуальные эмоциональные проявления во всех видах деятельности;

·         осуществлять нравственное и эстетическое развитие личности;

·         развивать умение видеть красоту изделий прикладного творчества, формировать эстетический вкус;

·         развивать навыки художественного творчества;

  • собрать коллекцию методических и дидактических материалов для учителей и учеников (создание азбуки народных промыслов).

 

Методы и приемы:

Проект реализовывался через следующие виды совместной деятельности:

·         познавательно-поисковая деятельность (сбор информации)

·         речевая деятельность - изучение фольклора на тему народных промыслов (самостоятельная работа с литературой)

·         практическая художественно-творческая деятельность (систематизация и обобщение полученных данных - создание азбуки народных промыслов)

·         работа с интернет - ресурсами

 

 

 

 

2. Азбука народных художественных промыслов России.

2.1. Анкетирование учащихся 6-х классов.

Для начала нами был проведен опрос среди учащихся 6-х классов и заданы следующие вопросы:

1.   Вопрос: что такое промыслы?

Ответ: русские народные промыслы — форма народного творчества, в которой отчетливо прослеживаются русские традиционные нравы, зародившиеся много веков назад. Изделия русских промыслов сочетают в себе неповторимость русской традиционной культуры.

 

 

 

 

2.   Вопрос: какие вы знаете художественные промыслы?

      Ответ: роспись, резьба, ковка, вышивание, батик............

 

 

3.   Вопрос: сколько лет назад в России возникли самые известные и       

               полюбившиеся промыслы?

Ответ: от 100 до 500лет назад.

4.  Вопрос: как вы думаете почему в современном мире продолжают жить и цениться 

                    изделия  мастеров ремесленников?

     Ответ:  во всем мире ценятся вещи, сделанные руками человека, а не станками на  

                   фабриках. В старые времена и в России ценили вышивки, вязанные шали,

                   ручную роспись, а не штамповку. И до сих пор сделанное руками  ценится

                   дорого.  В народных промыслах бережется и изучается наша  культура,

                   обычаи и традиции нашей Родины.

        

·         ВЫВОД: по результатам анкетирования выяснилось, что многие учащиеся владеют информацией о народных художественных промыслах, но не достаточно знают об их многообразии и происхождении. Поэтому основной целью данного проекта является знакомство с ранее неизвестными для ребят народными ремёслами России, основанными на национальных традициях, уходящих корнями в далёкие прошлые времена  жизни  нашего народа.

2.2. История возникновения промыслов России.

        Своими корнями народное искусство уходит в глубокую древность, когда человек жил в условиях первобытнообщинного и родового строя. Изготовляя орудия труда, охоты и войны, посуду, одежду и другие необходимые в быту предметы, человек стремился придать им красивую форму, украсить их орнаментом, т. е. делал тем самым обычные вещи произведениями искусства.

        К моменту создания восточнославянского государства - Киевской Руси ремесла в нем достигли высокого уровня развития. Самым первым производством, выделившимся в самостоятельное ремесло, была обработка металла. Древняя Русь знала почти все виды современной художественной металлообработки, но главными были ковка, литье, чеканка, филигрань и зернь.

        Вторым по времени зарождения ремеслом, после обработки металла, явилось гончарство. В IX-X вв., поскольку, Киевская Русь уже знает гончарный круг.

        Среди древнейших русских художественных промыслов следует назвать промысел художественной резьбы по кости и дереву, возникший в Троице-Сергиевом монастыре в XVI-XVII вв. Его талантливые резчики изготовляли изделия из местных пород дерева, кости домашних животных, а также из дорогого моржового клыка, ценных пород дерева, привозимых издалека. Основной их продукцией были предметы культа: резные иконки, кресты и т. д., которые покупали богомольцы. Здесь же стал развиваться и игрушечный промысел.

        В XVI-XVII вв. славились своим мастерством новгородские, псковские и вологодские «златокузнецы», псковские литейщики колоколов. В XVII в. в Сольвычегодске развивается промысел «усольской эмали». Искусство эмали получило развитие и в Великом Устюге. На севере, в г. Холмогоры, расцветает костерезное искусство. XVII в. - начало теперь всемирно известного хохломского промысла. Во многих русских городах, в первую очередь городах Поволжья, развиваются прялочные промыслы, гончарное и изразцовое производство.

        В XVIII в. начинают развиваться русские промыслы нитяного кружевоплетения и безворсового ковроделия. Во второй половине XIX - начале XX в. появляется много новых художественных промыслов. Таковы, например, вышивальные промыслы, вятский кружевной промысел.

 

 

        После Революции, большую работу по возрождению, подъему и развитию художественных промыслов проводил в 20-е годы Кустарный музей.

С 1921 г. при нем возобновил работу магазин-выставка, в задачи которого наряду с торговлей художественными кустарными изделиями входила пропаганда народного искусства.

        В 1925 г. на Парижской выставке искусство народных художественных промыслов получило всемирное признание. Многие мастера и мастерицы хохломской росписи, вологодского кружевоплетения, богородской резьбы по дереву, палехской лаковой миниатюры получили высокие награды.

            Искусство русского народа чрезвычайно многообразно по своим видам и жанрам, формам и местным особенностям. Из глубины веков, из глубины поколений пришло к нам народное декоративно-прикладное искусство, которое сформировалось в народной среде.

Мастера-ремесленники изготовляли вручную или с минимальным применением простейших приспособлений посуду и утварь из различных материалов, детские игрушки, орудия труда и военное снаряжение, одежду, обувь и украшения.

            Женщины ткали ковры, вышивали, шили лоскутные одеяла. Ремесленную работу они выполняли параллельно со своими основными занятиями. Путь от домашней промышленности, связанной с переработкой сырья в своем хозяйстве, до возникновения художественных промыслов был весьма долгим. Художественная обработка дерева, народное гончарство, народное художественное ткачество и ковроткачество и другие виды домашней промышленности становятся основой для формирования художественных ремесел. Но развитие промыслов происходило не везде и не одновременно. Все зависело от благоприятных экономических условий.

            К концу XIX века промыслы пришли в упадок, и только в послереволюционные годы они начинают возрождаться: прежде всего восстанавливается «поэзия фольклорного образа и мастерство, воспитание традициями древнерусского искусства, опытом коллективного народного творчества».

            Искусство народных промыслов – Хохлома, городецкая роспись, лаковая миниатюра Палеха, Мстеры, Холуя, скопинская керамика, северная устюжская чернь, искусство кружевоплетения, холмогорская резная кость и другие начинают новую жизнь. Событием для художников и мастеров явилось принятие в январе 1999 года федерального закона «О народных художественных промыслах». Закон впервые определил основы государственной политики поддержки промыслов, включающие разработку соответствующих федеральных целевых программ, предоставление бюджетных кредитов и субсидий, сохранение традиций промыслов и их мастеров.

            В настоящее время наблюдается большой интерес к возрождению местных народных традиций и ремесел.

Так, на Орловщине по-прежнему мастера народного искусства владеют техникой вышивания «Орловский спис», плетения мценского кружева, создания плешковской и чернышенской игрушки из глины, изготовления чернолощеной посуды из распоповской глины, плетения из лозы, соломки и т.д. Мастера Орловской области известны своими традициями, уходящими в глубину веков. Огромную роль в сохранении и развитии этих традиций имеет личность мастера.

            В России бесконечное число видов и подвидов ремесел. В нашей огромной стране, богатой различными природными материалами и многонациональными людскими ресурсами, со временем образовалась масса новых направлений народных промыслов. Даже заимствованные у "соседей" ремесла обрели некую уникальность, мотивы, характерные, порой, только в определенной местности. Расписные предметы, игрушки,  изделия из ткани, глины, стекла увозят с собой иностранные туристы в память о России.      

            Народные промыслы — это именно то, что делает нашу культуру богатой и неповторимой.            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

2.3. Перечень народных художественных промыслов России от «А»до«Я»


Берестяной промысел

§  Береста  

§  Лыко 

Бисероплетение

Вышивание

§  Архангельская вышивка

§  Борская вышивка

§  Владимирская вышивка

§  Ивановская вышивка

§  Владимирская вышивка

§  Катунская вышивка

§  Мстёрская вышивка

§  Рязанская вышивка

§  Тарусская вышивка

§  Нижегородская вышивка

Вязание

§  Оренбургский пуховый платок

Валяние

§  Валенки

Гончарное дело

§  Псковская керамика

§  Кунгурская керамика

§  Балахнинские изразцы

Гравюрный промысел

Деревообрабатывающий промысел

§  Ложкарный промысел

Игрушечный промысел

§  Абашевская игрушка

§  Бабенская игрушка

§  Богородская игрушка

§  Дымковская игрушка

§  Ермиловская игрушка

§  Жбанниковская игрушка

§  Каргопольская игрушка

§  Кирилловская игрушка

§  Матрёшка

§  Ёлочная игрушка

§  Русская традиционная кукла

§  Филимоновская игрушка

Инкрустация

§  Инкрустация соломкой по дереву

Кулинарный промысел

§  Архангельский пряник

§  Городецкий пряник

 

 

Кузнечное дело

§  Балагуровские замки

§  Художественная ковка

Кожевенный промысел

Кружевоплетение

§  Балахнинское кружево

§  Вологодское кружево

§  Елецкое кружево

Металлообрабатывающий промысел

§  Великоустюгская (северная) чернь

§  Казаковская филигрань

§  Лысковские шкатулки

§  Мороз по жести

§  Просечное узорное железо

§  Ростовская финифть

§  Чеканка

§  Ювелирный промысел

Резьба

§  Абрамцево-кудринская резьба

§  Богородская резьба

§  Борнуковский промысел

§  Варнавинская резная кость

§  Городецкая резьба

§  Семёновская резьба по дереву

§  Чукотская резная кость

§  Шемогодская резьба по берёсте

Роспись

§  Батик

§  Гжельская роспись

§  Городецкая роспись

§  Жостовская роспись

§  Мезенская роспись

§  Мстёрская миниатюра

§  Полховско-майданская роспись

§  Палехская миниатюра

§  Уральская лаковая роспись

§  Федоскинская миниатюра

§  Хохломская роспись

§  Ярославская майолика

Текстильный промысел

§  Платок Павловского Посада

§  Художественная набойка

Швейный промысел

§  Городецкое золотное шитьё

§  Русский народный костюм

§  Торжокский золотошвейный промысел


3. Заключение:

            Народное и декоративно - прикладное искусство являются неотъемлемой частью художественной культуры. Произведения прикладного искусства отражают художественные традиции нации, миропонимание, мировосприятие и художественный опыт народа сохраняют, сохраняют историческую память.

            В широком значении народное искусство (фольклор) - это создаваемые народом на основе коллективного творческого опыта, национальных традиций и бытующие в народе поэзия (предания, сказки, эпос), музыка (песни, наигрыши, пьесы), театр (драма, театр кукол, сатирические пьесы), танец, архитектура, изобразительное и декоративно - прикладное искусство.

            Произведения народного искусства имеют духовную и материальную ценность, отличаются красотой и пользой. Мастера народного декоративно -прикладного искусства создают свои произведения из разнообразных материалов. Наиболее распространены художественная керамика, ткачество, кружевоплетение, вышивка, роспись, резьба по дереву или камню, ковка, литьё гравирование, чеканка и др. Расписной посудой, кружевными салфетками, деревянными резаными досками, вышитыми полотенцами и многими другими произведениями народного искусства мы можем пользоваться в быту. Народный мастер или художник декоративно - прикладного искусства в своём творчестве стремится показать наилучшим образом эстетические качества материалов: дерева, текстиля, металла, керамики, стекла, бумаги, кожи, кости, камня.

            Декоративность в народном и декоративно - прикладном искусстве является главным средством выражения красоты, одновременно она является качественной особенностью произведений других видов искусства. Народное и профессиональное декоративно - прикладное искусство трактуются, как искусства, которые обслуживают нужды человека и одновременно удовлетворяющие его эстетические потребности, несущие красоту в жизнь.

            Однако надо знать и о существенных различиях между этими видами искусств. Народное искусство, преображающее действительность, рассматривается современными искусствоведами как особый тип художественного творчества, отличительными признаки которого являются: коллективное начало и традиции, устойчивость тем и образов, универсальность языка, понятного всем народам мира, общечеловечность духовных ценностей. Все эти особенности искусства определяют целостным восприятием мира.

 

           

В результате работы над проектом мы решили задачи и достигли цели поставленные перед собой.

            У нас появилось желание продолжать  знакомиться с творчеством русских мастеров традициями и жизнью русского народа. Мы самостоятельно стали различать ремесла и стили известных видов декоративной живописи, научились создавать выразительные узоры на бумаге. Таким образом, тема декоративно - прикладное искусство очень интересна и многогранна, она помогает развить не только нас как творческую личность, но и воспитывает нравственно - патриотические чувства, добропорядочность, любовь к родному краю, к своей стране в целом.

            Народные промыслы России - это наше наследие, которое мы должны знать и чтить, чтобы сохранить традиционную русскую культуру для наших потомков и привнести в нее много нового.

            Почти каждый уголок нашей родины имеет собственный вид рукоделия, и в этом проекте мы собрали самые яркие и известные из них, создав азбуку народных художественных промыслов России, где разместили не только перечень, но и описание ремесел, а так же самостоятельно проиллюстрировали азбуку.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Список литературы (информационные ресурсы):

 

·         Грибовская А. А. Народное искусство и детское творчество. 2-е изд. – М. : Просвещение, 2006.

·         Князева О. А., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. – СПб. : Акцидент, 1997.

·         Концепция патриотического воспитания граждан РФ. - Управление ДОУ. 2005 №1

·         Сыпченко Е. А. Инновационные педагогические технологии. - СПб: Детство- Пресс, 2012.

·         Уткин П.И., Королева Н.С. Народные художественные промыслы. М.– 1992. – с.160

·         Народные художественные промыслы. Под. ред. Поповой О.С. – М., 1984. – с.191

·         Соколова М.С. Художественная роспись по дереву. – М., 2002.– с.303

·         Некрасова М.А. Народное искусство как часть культуры. – М., 1983. – с.343

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 




 

Скачано с www.znanio.ru

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение лицей №4

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение лицей №4

Содержание 1.Введение .....

Содержание 1.Введение .....

Введение. Тип проекта : информационно - творческий

Введение. Тип проекта : информационно - творческий

Цель проекта : · подробнее познакомиться с ремёслами, основанными на национальных традициях, уходящих корнями в далёкие прошлые времена жизни народа; способствовать пониманию основ национальной культуры…

Цель проекта : · подробнее познакомиться с ремёслами, основанными на национальных традициях, уходящих корнями в далёкие прошлые времена жизни народа; способствовать пониманию основ национальной культуры…

Азбука народных художественных промыслов

Азбука народных художественных промыслов

Вопрос : сколько лет назад в России возникли самые известные и полюбившиеся промыслы?

Вопрос : сколько лет назад в России возникли самые известные и полюбившиеся промыслы?

История возникновения промыслов

История возникновения промыслов

После Революции, большую работу по возрождению, подъему и развитию художественных промыслов проводил в 20-е годы

После Революции, большую работу по возрождению, подъему и развитию художественных промыслов проводил в 20-е годы

В настоящее время наблюдается большой интерес к возрождению местных народных традиций и ремесел

В настоящее время наблюдается большой интерес к возрождению местных народных традиций и ремесел

Перечень народных художественных промыслов

Перечень народных художественных промыслов

Заключение: Народное и декоративно - прикладное искусство являются неотъемлемой частью художественной культуры

Заключение: Народное и декоративно - прикладное искусство являются неотъемлемой частью художественной культуры

В результате работы над проектом мы решили задачи и достигли цели поставленные перед собой

В результате работы над проектом мы решили задачи и достигли цели поставленные перед собой

Список литературы ( информационные ресурсы): ·

Список литературы ( информационные ресурсы): ·
Скачать файл