Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
лицей №4
Чеховского муниципального района
Московской области
Проектная работа
"Азбука народных художественных
промыслов России".
(серия "Нравственно-патриотическая")
Выполнили: Баланова Виктория,
Иванова Вероника,
Никульникова Елена
ученики 6в класса
Руководитель: Студеникина Наталия Геннадиевна
учитель изобразительного искусства
Чехов, 2017
Содержание
1.Введение ........................................................................................................... 2
2. Азбука народных художественных промыслов России ............................. 4
2.1. Анкетирование учащихся 6-х классов.............................................. 4
2.2. История возникновения промыслов России.................................... 6
2.3. Перечень народных художественных промыслов России.............. 9
3. Заключение....................................................................................................... 10
4. Список литературы ......................................................................................... 12
1.Введение.
Тип проекта: информационно - творческий
Продолжительность проекта: среднесрочный
Участники проекта: учащиеся 6в класса
Актуальность проекта: обусловлена большой значимостью воспитания нравственно - патриотических чувств у подрастающего поколения в современном обществе.
Искусство, как известно, возникло не сразу. Народные художественные промыслы восходят к древности, к домашним промыслам и деревенскому ремеслу. Народное художественное творчество занимает видное место в декоративно-прикладном искусстве. В искусстве художественных промыслов, созданном многими поколениями талантливых мастеров и художников, раскрывается художественный талант народа; в творчестве народных мастеров находит проявление соединение труда и красоты. В художественных промыслах сохраняются и продолжают развитие замечательные традиции народного декоративного бытового искусства. Не случайно народное искусство называют неиссякаемым источником прекрасного. И мы, научившись ценить и понимать это особое содержание народного искусства, становимся наследниками того духовного богатства, которое хранит для нас художественная культура человечества.
Тема данного проекта актуальна и сейчас, так как народные промыслы - это история страны, города, семьи. Тему традиций и «корней» русского народа и сегодня нельзя считать исчерпанной; скорее наоборот, чем дальше идет развитие народного искусства, тем большую актуальность она приобретает. Нельзя забывать истоки народных промыслов и труд народных мастеров. По всей России всегда можно было встретить резные или расписные прялки и швейки, причем каждый район по-своему, по-особому украшает доску или донце прялки, резную деревянную солонку, расписные железные подносы, игрушки, которые хотя и предназначены для детской забавы, но всегда отличаются высокими художественными достоинствами. Народные промыслы пользуются популярностью в нашей стране и за рубежом.
Гипотеза проекта: если знакомиться с народными промыслами России, мастерством русских умельцев и русским фольклором, то это позволит почувствовать себя частью русского народа, ощутить гордость за свою страну, богатую славными традициями.
Цель проекта:
· подробнее познакомиться с ремёслами, основанными на национальных традициях, уходящих корнями в далёкие прошлые времена жизни народа;
Задачи проекта:
· подробнее познакомиться с народными промыслами;
· содействовать развитию речи: обогащать словарь, повышать выразительность речи;
· развивать индивидуальные эмоциональные проявления во всех видах деятельности;
· осуществлять нравственное и эстетическое развитие личности;
· развивать умение видеть красоту изделий прикладного творчества, формировать эстетический вкус;
· развивать навыки художественного творчества;
Методы и приемы:
Проект реализовывался через следующие виды совместной деятельности:
· познавательно-поисковая деятельность (сбор информации)
· речевая деятельность - изучение фольклора на тему народных промыслов (самостоятельная работа с литературой)
· практическая художественно-творческая деятельность (систематизация и обобщение полученных данных - создание азбуки народных промыслов)
· работа с интернет - ресурсами
2. Азбука народных художественных промыслов России.
2.1. Анкетирование учащихся 6-х классов.
Для начала нами был проведен опрос среди учащихся 6-х классов и заданы следующие вопросы:
1. Вопрос: что такое промыслы?
Ответ: русские народные промыслы — форма народного творчества, в которой отчетливо прослеживаются русские традиционные нравы, зародившиеся много веков назад. Изделия русских промыслов сочетают в себе неповторимость русской традиционной культуры.
2. Вопрос: какие вы знаете художественные промыслы?
Ответ: роспись, резьба, ковка, вышивание, батик............
3. Вопрос: сколько лет назад в России возникли самые известные и
полюбившиеся промыслы?
Ответ: от 100 до 500лет назад.
4. Вопрос: как вы думаете почему в современном мире продолжают жить и цениться
изделия мастеров ремесленников?
Ответ: во всем мире ценятся вещи, сделанные руками человека, а не станками на
фабриках. В старые времена и в России ценили вышивки, вязанные шали,
ручную роспись, а не штамповку. И до сих пор сделанное руками ценится
дорого. В народных промыслах бережется и изучается наша культура,
обычаи и традиции нашей Родины.
· ВЫВОД: по результатам анкетирования выяснилось, что многие учащиеся владеют информацией о народных художественных промыслах, но не достаточно знают об их многообразии и происхождении. Поэтому основной целью данного проекта является знакомство с ранее неизвестными для ребят народными ремёслами России, основанными на национальных традициях, уходящих корнями в далёкие прошлые времена жизни нашего народа.
2.2. История возникновения промыслов России.
Своими корнями народное искусство уходит в глубокую древность, когда человек жил в условиях первобытнообщинного и родового строя. Изготовляя орудия труда, охоты и войны, посуду, одежду и другие необходимые в быту предметы, человек стремился придать им красивую форму, украсить их орнаментом, т. е. делал тем самым обычные вещи произведениями искусства.
К моменту создания восточнославянского государства - Киевской Руси ремесла в нем достигли высокого уровня развития. Самым первым производством, выделившимся в самостоятельное ремесло, была обработка металла. Древняя Русь знала почти все виды современной художественной металлообработки, но главными были ковка, литье, чеканка, филигрань и зернь.
Вторым по времени зарождения ремеслом, после обработки металла, явилось гончарство. В IX-X вв., поскольку, Киевская Русь уже знает гончарный круг.
Среди древнейших русских художественных промыслов следует назвать промысел художественной резьбы по кости и дереву, возникший в Троице-Сергиевом монастыре в XVI-XVII вв. Его талантливые резчики изготовляли изделия из местных пород дерева, кости домашних животных, а также из дорогого моржового клыка, ценных пород дерева, привозимых издалека. Основной их продукцией были предметы культа: резные иконки, кресты и т. д., которые покупали богомольцы. Здесь же стал развиваться и игрушечный промысел.
В XVI-XVII вв. славились своим мастерством новгородские, псковские и вологодские «златокузнецы», псковские литейщики колоколов. В XVII в. в Сольвычегодске развивается промысел «усольской эмали». Искусство эмали получило развитие и в Великом Устюге. На севере, в г. Холмогоры, расцветает костерезное искусство. XVII в. - начало теперь всемирно известного хохломского промысла. Во многих русских городах, в первую очередь городах Поволжья, развиваются прялочные промыслы, гончарное и изразцовое производство.
В XVIII в. начинают развиваться русские промыслы нитяного кружевоплетения и безворсового ковроделия. Во второй половине XIX - начале XX в. появляется много новых художественных промыслов. Таковы, например, вышивальные промыслы, вятский кружевной промысел.
После Революции, большую работу по возрождению, подъему и развитию художественных промыслов проводил в 20-е годы Кустарный музей.
С 1921 г. при нем возобновил работу магазин-выставка, в задачи которого наряду с торговлей художественными кустарными изделиями входила пропаганда народного искусства.
В 1925 г. на Парижской выставке искусство народных художественных промыслов получило всемирное признание. Многие мастера и мастерицы хохломской росписи, вологодского кружевоплетения, богородской резьбы по дереву, палехской лаковой миниатюры получили высокие награды.
Искусство русского народа чрезвычайно многообразно по своим видам и жанрам, формам и местным особенностям. Из глубины веков, из глубины поколений пришло к нам народное декоративно-прикладное искусство, которое сформировалось в народной среде.
Мастера-ремесленники изготовляли вручную или с минимальным применением простейших приспособлений посуду и утварь из различных материалов, детские игрушки, орудия труда и военное снаряжение, одежду, обувь и украшения.
Женщины ткали ковры, вышивали, шили лоскутные одеяла. Ремесленную работу они выполняли параллельно со своими основными занятиями. Путь от домашней промышленности, связанной с переработкой сырья в своем хозяйстве, до возникновения художественных промыслов был весьма долгим. Художественная обработка дерева, народное гончарство, народное художественное ткачество и ковроткачество и другие виды домашней промышленности становятся основой для формирования художественных ремесел. Но развитие промыслов происходило не везде и не одновременно. Все зависело от благоприятных экономических условий.
К концу XIX века промыслы пришли в упадок, и только в послереволюционные годы они начинают возрождаться: прежде всего восстанавливается «поэзия фольклорного образа и мастерство, воспитание традициями древнерусского искусства, опытом коллективного народного творчества».
Искусство народных промыслов – Хохлома, городецкая роспись, лаковая миниатюра Палеха, Мстеры, Холуя, скопинская керамика, северная устюжская чернь, искусство кружевоплетения, холмогорская резная кость и другие начинают новую жизнь. Событием для художников и мастеров явилось принятие в январе 1999 года федерального закона «О народных художественных промыслах». Закон впервые определил основы государственной политики поддержки промыслов, включающие разработку соответствующих федеральных целевых программ, предоставление бюджетных кредитов и субсидий, сохранение традиций промыслов и их мастеров.
В настоящее время наблюдается большой интерес к возрождению местных народных традиций и ремесел.
Так, на Орловщине по-прежнему мастера народного искусства владеют техникой вышивания «Орловский спис», плетения мценского кружева, создания плешковской и чернышенской игрушки из глины, изготовления чернолощеной посуды из распоповской глины, плетения из лозы, соломки и т.д. Мастера Орловской области известны своими традициями, уходящими в глубину веков. Огромную роль в сохранении и развитии этих традиций имеет личность мастера.
В России бесконечное число видов и подвидов ремесел. В нашей огромной стране, богатой различными природными материалами и многонациональными людскими ресурсами, со временем образовалась масса новых направлений народных промыслов. Даже заимствованные у "соседей" ремесла обрели некую уникальность, мотивы, характерные, порой, только в определенной местности. Расписные предметы, игрушки, изделия из ткани, глины, стекла увозят с собой иностранные туристы в память о России.
Народные промыслы — это именно то, что делает нашу культуру богатой и неповторимой.
2.3. Перечень народных художественных промыслов России от «А»до«Я»
Берестяной промысел
§ Береста
§ Лыко
Бисероплетение
Вышивание
§ Архангельская вышивка
§ Борская вышивка
§ Владимирская вышивка
§ Ивановская вышивка
§ Владимирская вышивка
§ Катунская вышивка
§ Мстёрская вышивка
§ Рязанская вышивка
§ Тарусская вышивка
§ Нижегородская вышивка
Вязание
§ Оренбургский пуховый платок
Валяние
§ Валенки
Гончарное дело
§ Псковская керамика
§ Кунгурская керамика
§ Балахнинские изразцы
Гравюрный промысел
Деревообрабатывающий промысел
§ Ложкарный промысел
Игрушечный промысел
§ Абашевская игрушка
§ Бабенская игрушка
§ Богородская игрушка
§ Дымковская игрушка
§ Ермиловская игрушка
§ Жбанниковская игрушка
§ Каргопольская игрушка
§ Кирилловская игрушка
§ Матрёшка
§ Ёлочная игрушка
§ Русская традиционная кукла
§ Филимоновская игрушка
Инкрустация
§ Инкрустация соломкой по дереву
Кулинарный промысел
§ Архангельский пряник
§ Городецкий пряник
Кузнечное дело
§ Балагуровские замки
§ Художественная ковка
Кожевенный промысел
Кружевоплетение
§ Балахнинское кружево
§ Вологодское кружево
§ Елецкое кружево
Металлообрабатывающий промысел
§ Великоустюгская (северная) чернь
§ Казаковская филигрань
§ Лысковские шкатулки
§ Мороз по жести
§ Просечное узорное железо
§ Ростовская финифть
§ Чеканка
§ Ювелирный промысел
Резьба
§ Абрамцево-кудринская резьба
§ Богородская резьба
§ Борнуковский промысел
§ Варнавинская резная кость
§ Городецкая резьба
§ Семёновская резьба по дереву
§ Чукотская резная кость
§ Шемогодская резьба по берёсте
Роспись
§ Батик
§ Гжельская роспись
§ Городецкая роспись
§ Жостовская роспись
§ Мезенская роспись
§ Мстёрская миниатюра
§ Полховско-майданская роспись
§ Палехская миниатюра
§ Уральская лаковая роспись
§ Федоскинская миниатюра
§ Хохломская роспись
§ Ярославская майолика
Текстильный промысел
§ Платок Павловского Посада
§ Художественная набойка
Швейный промысел
§ Городецкое золотное шитьё
§ Русский народный костюм
§ Торжокский золотошвейный промысел
3. Заключение:
Народное и декоративно - прикладное искусство являются неотъемлемой частью художественной культуры. Произведения прикладного искусства отражают художественные традиции нации, миропонимание, мировосприятие и художественный опыт народа сохраняют, сохраняют историческую память.
В широком значении народное искусство (фольклор) - это создаваемые народом на основе коллективного творческого опыта, национальных традиций и бытующие в народе поэзия (предания, сказки, эпос), музыка (песни, наигрыши, пьесы), театр (драма, театр кукол, сатирические пьесы), танец, архитектура, изобразительное и декоративно - прикладное искусство.
Произведения народного искусства имеют духовную и материальную ценность, отличаются красотой и пользой. Мастера народного декоративно -прикладного искусства создают свои произведения из разнообразных материалов. Наиболее распространены художественная керамика, ткачество, кружевоплетение, вышивка, роспись, резьба по дереву или камню, ковка, литьё гравирование, чеканка и др. Расписной посудой, кружевными салфетками, деревянными резаными досками, вышитыми полотенцами и многими другими произведениями народного искусства мы можем пользоваться в быту. Народный мастер или художник декоративно - прикладного искусства в своём творчестве стремится показать наилучшим образом эстетические качества материалов: дерева, текстиля, металла, керамики, стекла, бумаги, кожи, кости, камня.
Декоративность в народном и декоративно - прикладном искусстве является главным средством выражения красоты, одновременно она является качественной особенностью произведений других видов искусства. Народное и профессиональное декоративно - прикладное искусство трактуются, как искусства, которые обслуживают нужды человека и одновременно удовлетворяющие его эстетические потребности, несущие красоту в жизнь.
Однако надо знать и о существенных различиях между этими видами искусств. Народное искусство, преображающее действительность, рассматривается современными искусствоведами как особый тип художественного творчества, отличительными признаки которого являются: коллективное начало и традиции, устойчивость тем и образов, универсальность языка, понятного всем народам мира, общечеловечность духовных ценностей. Все эти особенности искусства определяют целостным восприятием мира.
В результате работы над проектом мы решили задачи и достигли цели поставленные перед собой.
У нас появилось желание продолжать знакомиться с творчеством русских мастеров традициями и жизнью русского народа. Мы самостоятельно стали различать ремесла и стили известных видов декоративной живописи, научились создавать выразительные узоры на бумаге. Таким образом, тема декоративно - прикладное искусство очень интересна и многогранна, она помогает развить не только нас как творческую личность, но и воспитывает нравственно - патриотические чувства, добропорядочность, любовь к родному краю, к своей стране в целом.
Народные промыслы России - это наше наследие, которое мы должны знать и чтить, чтобы сохранить традиционную русскую культуру для наших потомков и привнести в нее много нового.
Почти каждый уголок нашей родины имеет собственный вид рукоделия, и в этом проекте мы собрали самые яркие и известные из них, создав азбуку народных художественных промыслов России, где разместили не только перечень, но и описание ремесел, а так же самостоятельно проиллюстрировали азбуку.
4. Список литературы (информационные ресурсы):
· Грибовская А. А. Народное искусство и детское творчество. 2-е изд. – М. : Просвещение, 2006.
· Князева О. А., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. – СПб. : Акцидент, 1997.
· Концепция патриотического воспитания граждан РФ. - Управление ДОУ. 2005 №1
· Сыпченко Е. А. Инновационные педагогические технологии. - СПб: Детство- Пресс, 2012.
· Уткин П.И., Королева Н.С. Народные художественные промыслы. М.– 1992. – с.160
· Народные художественные промыслы. Под. ред. Поповой О.С. – М., 1984. – с.191
· Соколова М.С. Художественная роспись по дереву. – М., 2002.– с.303
· Некрасова М.А. Народное искусство как часть культуры. – М., 1983. – с.343
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.