Проектная работа "Азбука народных художественных промыслов России". (серия "Нравственно-патриотическая")
Оценка 4.6

Проектная работа "Азбука народных художественных промыслов России". (серия "Нравственно-патриотическая")

Оценка 4.6
Исследовательские работы
docx
искусство
6 кл
18.01.2017
Проектная работа  "Азбука народных художественных промыслов России". (серия "Нравственно-патриотическая")
ПРОЕКТТ.docx
Береста   Лыко   Оренбургский пуховый платок Архангельская вышивка Борская вышивка Владимирская вышивка Ивановская вышивка Владимирская вышивка Катунская вышивка Мстёрская вышивка Рязанская вышивка Тарусская вышивка Нижегородская вышивка Берестяной промысел   Бисероплетение Вышивание           Вязание  Валяние  Валенки Гончарное дело    Гравюрный промысел  Деревообрабатыва ющий промысел     Ложкарный промысел Игрушечный промысел             Инкрустация Абашевская игрушка Бабенская игрушка Богородская игрушка Дымковская игрушка Ермиловская игрушка Жбанниковская игрушка Каргопольская игрушка Кирилловская игрушка Матрёшка Ёлочная игрушка Русская традиционная кукла Филимоновская игрушка Псковская керамика Кунгурская керамика Балахнинские изразцы Инкрустация соломкой по дереву  Кулинарный промысел   Архангельский пряник Городецкий пряник Балахнинское кружево Вологодское кружево Елецкое кружево Кузнечное дело  Балагуровские замки  Художественная ковка Кожевенный промысел Кружевоплетение    Металлообрабатыв ающий промысел  Великоустюгская (северная) чернь  Казаковская филигрань  Лысковские шкатулки  Мороз по жести  Просечное узорное железо  Ростовская финифть  Чеканка  Ювелирный промысел Резьба         Роспись          Батик Гжельская роспись Городецкая роспись Жостовская роспись Мезенская роспись Мстёрская миниатюра Полховско­майданская роспись Палехская миниатюра Уральская лаковая роспись Абрамцево­кудринская резьба  Богородская резьба Борнуковский промысел Варнавинская резная кость Городецкая резьба Семёновская резьба по дереву Чукотская резная кость Шемогодская резьба по берёсте     Федоскинская миниатюра Хохломская роспись Ярославская майолика Текстильный промысел Платок Павловского Посада Берестяной промысел     Художественная набойка  Швейный промысел Городецкое золотное шитьё Русский народный костюм Торжокский золотошвейный  промысел Берестяной   промысел   нельзя   назвать   исконно   русским:   бересту   для   изготовления различных изделий использовали все народы, на земле которых росла красавица береза. Но именно   русский   мастер   одухотворил   это   ремесло   настолько,   что   берестяные   изделия превратились   в   подлинные   произведения   искусства.   Начиная   с   игрушек   и   заканчивая строительством,   везде   использовали   бересту.  Художественные   изделия   из   бересты   ­ оригинальный вид народного творчества.   Береста  ­ это верхний тонкий слой березовой коры нежного розовато­кремового цвета.   Из   бересты   изготавливают:   туеса,   кузовки   короба,   лукошки,  набирухи  ­ сосуды   для   хранения   еды   и   питья,   хлебницы,   шкатулки,   вазы,   сундуки,   чашки, солонки,   черпаки,   корзины,   пастушечьи   рожки,  конскую   упряжь,  канаты   для рыболовных   снастей,  охотничьи   приспособления,   дудки­манки,   лодки,   веревки, музыкальные инструменты, детские колыбель и игрушки в виде животных, людей и предметов быта, шапки, пиджаки,  лапти,  сюртуки и даже сапоги, трости и многое другое.   В   древнем   Новгороде   расписной   берестой   украшали   стены   домов.   На востоке   Сибири   и   в   Якутии   из   бересты   сооружали   легкие   переносные   жилища. Плетеные   из   бересты   изделия   обычно  словно   кружево,   напоминающие   морозные узоры на стекле.                                Лыко. Плетение из лыка – одно из старейших ремесел на Руси. Применяется в изготовлении корзин, рогожи, лаптей и иной утвари . В Вятском крае, как и в других регионах страны крестьяне издавна использовали лыко для плетения прежде всего лаптей.   В   наши   дни   лапти   –   отличный   сувенир,   напоминающий   нам   о   жизни   и ремесле наших предков. Особый – практический – интерес проявляют к старинной русской   обуви   участники   самых   разных   фольклорных   коллективов   и   отдельные частные лица, занимающиеся реконструкцией старинного быта.                 Бисероплетение   Это один из старинных достаточно распространенных видов народного творчества. Первая попытка создать производство бисера в России относится к концу XVII века. В 1670­1680 годах   в   дворцовом   селе   Измайлово   при   содействии   венецианских   мастеров   была организована мастерская по его изготовлению. Бисер и стеклярус обычно воспринимаются как   материал   для   женских   украшений,   мелких   изделий   бытового   и   декоративного назначения.  Но  стеклянные  зерна  использовали  и  для  отделки  интерьеров.  Для  многих народов Российской империи элементы одежды, отделанные бисером, стали неотъемлемой частью национального костюма. При декорировании изделия, как правило, укладывались либо   поверх   навитого   ранее   хлопчатобумажного   шнура,   либо   поверх   пеньковой   или хлопчатобумажной   нити   белого   цвета,   тем   самым   поднимаясь   над   плоскостью   ткани. Соединение   в   одной   композиции   больших   и   малых   зерен   подчеркивало   рельефность изображения.   Современный   бисер   очень   разнообразен   и   производится   из   разных материалов. Он бывает стеклянным, керамическим, пластмассовым или металлическим. По форме:   круглый,   каплеобразный,   богемский   ­   мелкий   бисер,   ограненный   как   большой круглый кристалл. Вышивка  Это   один   из   наиболее   распространённых   видов   художественного   промысла   на   Руси. Вышивкой   женщины   украшали   одежду   и   предметы   домашнего   обихода.   Золотыми   и серебряными   нитями   в   сочетании   с   жемчугом   и   самоцветами   вышивали   церковные облачения, богатую из шёлка и бархата одежду царей и бояр. Цветным шёлком и золотыми нитями   украшали   также   свадебные   полотенца,   праздничные   рубахи   из   тонкой   льняной ткани, платки. Вышивание было в основном распространено среди женщин знатных семей и монахинь.   Её   задачей,   кроме   украшения   ткани,   была   защита   человека   от   всяких неприятностей. В зависимости от украшения, она могла соединить человека с природой, охранять   его   или   обеспечить   ему  счастье.   Этот   вид   промысла   был   популярен  по   всей России, так как он не требовал большого количества инструментов. С помощью стальной иглы и пяльцев ­ круглой рамы для натягивания ткани можно было сделать разные узоры.  Архангельская вышивка             Борская вышивка.  Ивановская вышивка                 Владимирская вышивка             Катунская вышивка                       Мстёрская вышивка                       Рязанская вышивка       Тарусская вышивка                     Нижегородская вышивка                 аа Вяз ние  Это процесс изготовления полотна или изделий (обычно элементов одежды или предметов интерьера) из одной или нескольких нитей путём изгибания их в петли и соединения петель друг с другом с помощью несложных инструментов вручную (вязальный крючок, спицы, игла, вилка) или на специальной машине (механическое вязание). Вязание, как техника, относится к видам плетения.       Оренбургский пуховый платок        Валяние      ­   это   тёплые войлочные сапоги из  свалянной овечьей шерсти;   чаще аа  В ленки   делаются твёрдыми, но бывают и мягкими, под другую обувь.  Валенки (пимы) ­традиционная обувь народов Евразии, которая используется для ходьбы   по   сухому   снегу.   Для   замедления   снашивания   валенки подшивают кожаной или резиновой подошвой или носят с галошами. Они пришли к нам от азиатских народов. Самые древние были обнаружены археологами на Алтае в пластах   аж   IV   века   до   Рождества   Христова.   На   Руси   "пимы",   "самовалки", "катанки", изобретенные ремесленниками Нижегородской и Ярославской губерний, появились только к XVIII  веку и сразу же завоевали рынки, базары, ярмарки и сердца   наших   морозостойких   предков.  Такой   обувкой   не   брезговали   даже коронованные   особы:   и   Петр   I,   и   Анна   Иоанновна с   удовольствием   носили изготовленные специально для них. После того как овечку остригли, шерсть моют и вычесывают,   потом   прогоняют   через   шерстобитную   машину   –   в   результате получается тонкое мягкое полотно. Затем его долго сглаживают пальцами, чтобы шерсть слиплась, словно из пластилина вылепляют форму валенка, и вываривают заготовку в кипящей воде, чтобы шерсть свалялась еще плотнее. Эта заготовка уже отдаленно напоминает по форме валенок, только очень большого размера. Потом заготовку   натягивают   на   колодку   и   старательно   отбивают   со   всех   сторон деревянной колотушкой, пока изделие не примет обычного для валенка размера. Гончарный промысел аа оа Гонч рное   произв дство   —   изначально   было   ремеслом,   служившим   для   изготовления сосудов для приготовления, приёма пищи или для хранения жидких и сыпучих материалов. В настоящее время — обработка посредством формовки на гончарном круге, нанесением глазури и с последующим обжигом глины с целью превращения её в предметы домашнего обихода,   строительные   материалы,   различные   декоративные   изделия,   сувениры, κέρα ος — глина) — изделия украшения, одним словом, в керамику. Кер мика из неорганических материалов (например, глины) и их смесей с минеральными добавками, изготавливаемые под воздействием высокой температуры с последующим охлаждением. В узком смысле слово керамика обозначает глину, прошедшую обжиг.  (др.­греч.  аа μ            Посуда:       Псковская керамика       Кунгурская керамика                  Плитка       Балахнинские изразцы Гравюрный промысел Гравюра ( grave[u]r —   копать,   вырезать,   создавать   рельеф) —   вид  графического искусства (и графической техники,   полиграфической технологии), произведения которого в завершённом виде представлены печатными оттисками, и классифицируемы.  В   зависимости   же   от   материала   печатной   формы   гравюрные   техники   различаются так: гравюра на металле, линогравюра, ксилография, гравюра на картоне, воске и т. п.       на металле          на картоне                                  на камне               граттаж                                                  на дереве                  на воске                      на стекле                                                                   на линолеуме Деревообрабатывающий промысел  Ложкарный   промысел  был   распространён   в   Вятской,   Архангельской, Оренбургской губерниях. Особенно широкого развития он достиг в Нижегородской. Более,   чем   в   130   сёлах   Семёновского   уезда   занимались   ложкарным   делом   на промышленной   основе.  Уезд   насчитывал   боле   8000   ложкарей,   которые   в   год вырабатывали до 150 млн ложек, которые расходились по всей России. В основном, ложкарное дело развивалась в областях, богатых лесами, но где слабо было развито сельское хозяйство. Тем не менее, ложкарством занимались, по большей части, в холодное время года, когда не было полевых работ.   Игрушечный промысел  Аб шевская игр шка аа уа   — русский художественный промысел, сформировавшийся в Спасском   уезде,   ныне Спасском   районе Пензенской   области.  Производство игрушки возникло в XIX в. на базе местного гончарного промысла.  Традиционный размер   игрушки   –   в   ладонь.   «Дудки»   раскрашивались   масляной   краской, «оживлялись»   пятнами   бронзы,   «серебрянки».   Основные   мотивы   изделий   – домашние   животные,   офицеры,   барыни,   свистульки,   изображающие   животных, нередко   принимающих   фантасмагорический   сказочный   облик.   Фигурки   имеют удлинённое   туловище   с   короткими,   широко   расставленными   ногами   и   длинной изящной шеей. На маленькой, тщательно вылепленной головке выделяются глубоко процарапанные глаза. Головы козлов, оленей, баранов увенчаны изогнутыми, иногда многоярусными   рогами.   Пышные   чёлки,   кудрявые   бороды   и   гривы   чётко моделированы, их контуры, очерченные стекой, имеют строгий рисунок и высокий рельеф. Для абашевской игрушки характерны окраска яркими масляными красками, сложившаяся в 1930­х гг.  Бабенский  промысел  ­   один   из   старейших   токарных   промыслов   Подмосковья. Благодаря   высокому   уровню   мастерства   местные   кустари   производили удивительные вещи: шар в шаре, `вкладные` и миниатюрные игрушки.  Бабенская игрушка  изготавливается  на токарном станке, из  экологически чистого дерева и вручную   расписываются   художниками.   Это пустотелые   изделия,   имеющие внутреннюю обточку и игрушки с наружным точением или небольшим внутренним ­ пирамидки,   вкладные   яйца,   матрешки, раскрывающиеся   яблоки, чашки,   кольца, волчки,   бирюльки,   шары,   кегли,   шахматы   и   многое   другое.   Для   изготовления игрушек используются липа, осина, ольха, береза, клен, яблоня и можжевельник.    Богородская   игрушка.   Богородская   резьба  —   русский   народный   промысел, состоящий в изготовлении резных игрушек и скульптуры из мягких пород дерева (липы, ольхи,  осины).   Его   центром   является   посёлок Богородское Сергиево­ Посадского района Московской области России.  Дымковская   игрушка—   один   из   русских   народных   глиняных  художественных промыслов.   Возник   в   заречной   слободе  Дымково,   близ   города   Вятки   (ныне   на территории   города  Кирова).Дымковская   игрушка —   изделие   ручной   работы. Каждая игрушка — создание одного мастера. Изготовление игрушки от лепки и до росписи — процесс творческий, никогда не повторяющийся. Нет и не может быть двух   абсолютно   одинаковых   изделий.   Это   один   из   самых   старинных   промыслов Руси, более четырёхсот лет.  глиняные свистульки в виде коней, баранов, козлов, уток   и   других   животных;   их   красили   в   разные   яркие   цвета.  Для   производства дымковской   игрушки   используется   местная   ярко­красная глина,   тщательно перемешанная с мелким  коричневым речным песком. Фигурки  лепят по частям, отдельные детали собирают и долепливают, используя жидкую красную глину как связующий материал. Следы лепки заглаживают для придания изделию ровной и аккуратной поверхности. После полной просушки в течение от двух до пятидесяти дней   и   обжига   при   температуре   700—900 °C   игрушки   покрывают  темперными белилами в   два­три   слоя   (прежде   побелку   осуществляли мелом,   разведённым   на молоке).       Ермиловская игрушка ­ старинное направление в хохломском промысле. Деревня Ермилово­центр   возникновения   промысла   деревянных   игрушек   находится   в Ковернинском районе Нижегородской области. Игрушки из Ермилово создаются из прессованных   опилок,   которые   засыпаются   в   форму,   склеиваются.   Затем обрезаются,   а   поверхность   грунтуется.   Благодаря   этой   технике,   игрушки получаются   легкие,   обтекаемые,   с   плавными   углами.   Ермиловские   игрушки: большие и маленькие кони, мишки, собачки, петушки и курочки, уточки и гусачки, слоны,   соловьи,   сороки   и   другие   изделия.   Способ   изготовления   прессованной игрушки   давал   возможность   создавать   продукцию   различных   форм,   как стилизованных,   так   и   натуралистичных.   Росписаны   игрушки   травкой   под   лак   в сочетании   золота   с   чёрным   и   киноварью,   белого,   зеленого   и   коричневого   – баканового цвета.         Каргопольская игрушка — русский художественный промысел, распространённый в районе города Каргополя Архангельской области. Первоначально игрушки, как и посуда,   были   «обварными».   После   обжига   раскалённое   изделие   погружали   в «болтушку» — густой мучной раствор. Пригоревшая мука оставляла на светлой поверхности   сосуда   или   игрушки   чёрный   кружевной   узор.   Украшенные процарапанным   архаичным орнаментом,   своей   безыскусностью   такие   игрушки напоминали скорее произведения художников каменного века. Изготавливались и более   дорогие   поливные   посуда   и   игрушки,   покрытые   глазурью.  Глиняные каргопольские   игрушки   представляют   собой   фигурки   в   виде   собак,   медведей, сказочных   героев,   приземистых   мужиков   с   бородами­лопатами,   баб   с новорожденными   малышами,   птиц   и   других   живых   существ.   Несмотря   на   такое широкое   разнообразие   форм,   старинная   каргопольская   глиняная   игрушка   не обладала   яркой   расцветкой,   ведь   в   качестве   красок   использовали   мел,   сажу   и цветную глину. Для большинства игрушек характерны такие элементы росписи, как кресты, красные большие круги, кольца. Все это старинные солнечные символы. Также использовали мотивы лепестков растений, колосьев хлеба и  зернышек.       Кирилловская   игрушка.    Глиняная   свистулька   может   стать   маленьким произведением искусства.Отношение к свистульке как к детской забаве возникло сравнительно   недавно.   В   древние,   языческие   времена   глиняная   игрушка   была магическим   инструментом,   способным   вызвать   ветер   и   вместе   с   ним   дождь, отпугнуть   нечистую   силу.   В   дальнейшем,   когда   обрядовое   значение   свистульки утратило   смысл,   ее   развитие   пошло   по   двум   направлениям.Первое   ­   это распространенный   во   многих   странах   мира   духовой   музыкальный   инструмент окарuна со свистковым устройством, род флейты (итальянское ocarina ­ буквально "гусенок").Второе   направление   ­   народная   игрушка,   где   свистулька   может   быть самостоятельным   образом   в   виде   птицы   или   какого­нибудь   зверька.   Народный мастер   Алексей Федорович Бондарь лепил глиняные игрушки в кирилловских и вельских традиция: свистульки ­ окарины, свистульки в виде утиц, коников, птичек. Игрушки А. Ф. Бондаря небольших размеров, с круглым туловищем, из которого вытягивается и моделируется голова животного или птицы, хвост­свисток и две небольшие ножки в виде выступов. Фигурки имеют обобщённый образ, отличаются лаконичностью и простотой. При изготовлении свистулек мастер большое внимание уделял чистоте звука, поэтому так тщательно распределял отверстия в игрушке. Образом свистульки выступала птица­утица. Мастер использовал красную глину, чаще всего сокольскую.           ­  Жбанниковская   игрушка   народный   промысел   в   деревнях Жбанниково, Роймино, Рыжухино и   других Городецкого   района  Нижегородской области Промысел возник в начале XX в. Местная свистулька получила известность в 1930­е гг.,   тогда   же   появились   новые   типы   игрушки,   помимо   традиционных (например,   всадники)   и   сложился   характер   росписи,   сохраняющийся   и   в современной   игрушке.   Причудливое   сочетание   красок   в   росписи   создается использованием темной эмалевой краски в качестве фона, по которому наносятся пятна   более   светлых   тонов.   Отдельные   детали   фигур   «серебрятся»   с   помощью алюминиевого порошка. Особенность жбанниковской игрушки в том, что туловище всех фигурок напоминает глиняную пирамиду на трёх ногах­основах.         Матрёшка ­ русская деревянная игрушка в виде расписной куклы, внутри которой находятся подобные ей куклы меньшего размера. Число вложенных кукол обычно от трёх и более. Обычно они имеют форму в виде яйца с плоским донцем и состоят из   двух   частей:   верхней   и   нижней.   По   традиции   рисуется   женщина   в   красном сарафане и платке. В наше время темы для росписи разнообразны: это сказочные персонажи,   девушки,   а   также   семьи.   Стали   нередки   и   матрёшки   пародийного характера   с   изображением   политических   деятелей.   Сравнительно   недавно   стала набирать популярность матрёшка с изображением портрета на ней — портретная матрёшка.         Ёлочная  игрушка.  Ёлочные   игрушки —   шары   или   фигуркиживотных,   человека, предметов   быта,   которыми   наряжают   новогоднюю   ёлку.   Помимо   игрушек,   ёлка украшается   сладостями, фруктами и   орехами.По   некоторым   сведениям,   первые ёлочные игрушки (стеклянные шары) появились в Саксонии в XVI веке. По другим источникам, первые стеклянные ёлочные шары были сделаны в 1848году в местечке Лауша   в  Тюрингии,   затем   их  начали   выдувать   в Саксонии в   середине   XIX   века. Позже появились сложные фигурки, птицы, виноградные гроздья. На Руси первые ёлочные игрушки делали из тряпок, соломы, цветных ленточек, а уже позднее из бумаги   и   фольги.   Этим   производством   занимались   специальные   картонажные мастерские.   Стеклянные   украшения   появились   позднее.   Первое   в   России специализированное   стеклянное   ёлочное   производство   открыли   под   Клином,   в имении князя Меньшикова, в начале XIX века.          Русская традиционная кукла.  Русская народная кукла занимает особое место в традиционной  культуре.  Жизнь  народа  немыслима  без фольклора,  традиционных праздников, обрядов, национальных костюмов, предметов прикладного искусства, в том числе кукол. Традиционные русские куклы участвовали во многих народных обрядах,   как   праздничных,   так   и   бытовых.   Кроме   этого   традиционные   русские куклы   изготавливались  и   для  детей.   Считалось,   что  если  дети   много  и  усердно играют   с   куклами   –   в   семье   будет   лад   и   достаток.   На   изготовление   русских народных   кукол   шли     в   основном   подручные   материалы:   ткань,   нитки,   пряжа, дерево,   солома,   трава   и   т.п.   По   предназначению   существовали:   обрядовые, обереговые и игровые русские куклы. Игровые куклы делались или специально для детей,   чаще   по   тем   же   техникам,   что   и   обрядовые   куклы,   или   отдавали   детям обрядовые куклы, когда они уже выполнили свою ритуальную функцию. Были и традиционные детские тряпичные куклы.         Филимоновская игрушка ­ древнерусский прикладной художественный промысел,  Одоевского   района  Тульской   области. сформировавшийся   в   деревнеФилимоново Основную   массу   изделий   филимоновских   мастериц   составляют традиционные свистульки:   барыни,   всадники,   коровы,   медведи,   петухи   и т. п. Изображения   людей —   монолитные,   скупые   на   детали —   близки   древним примитивным   фигуркам.   Неширокая   юбка­колокол   у   филимоновских   барынь плавно переходит в короткое узкое тело и завершается конусообразной головой, составляющей   одно   целое   с   шеей. Современные   филимоновские   мастера расписывают   свои   игрушки   яркими   акриловыми   красками.   Несмотря   на относительную ограниченность применяемых характерных для промысла цветов — малиновый,   зелёный,   жёлтый   цвета —   игрушки   получаются   яркими   и   весёлыми. Животные традиционно расписываются разноцветными полосками вдоль туловища и шеи. Орнамент (разноцветные штрихи, пятна, веточки, розетки), нанесённый без определённой схемы, создает броский пёстрый декор.       Инкруст цияаа   (позднелат. incrustatio —   букв.  покрытие   корой) —   украшение изделий  и  зданий  узорами и  изображениями  из   материалов,  отличающихся  от основной поверхности.   Для   инкрустации   используются  мрамор, керамика,   различные   металлы, дерево, перламутр и поделочные камни. Кусочки, составляющие узор, врезаются в основу.       камнями                       стеклом              соломкой по дереву. Соломка применяется и для украшения самых  Инкрустация   разных изделий, не только для аппликации. Аппликация из мелких повторяющихся деталей соломки, использующихся в качестве декоративного материала, называется инкрустацией.Заранее подготовленную соломку надо разрезать острым скальпелем на нужные детали. На декорируемой поверхности намечают расположение деталей и приклеивают   их,   создавая   определенный   орнамент.   Орнамент   –   это   узор, построенный на ритмическом чередовании изобразительных элементов. Основное его   назначение   –  украсить  предмет,  подчеркнуть  форму,   красоту   используемого материала. Главным мотивом изображений является живая природа: солнце, звезды, деревья, цветы, травы, звери, птицы, человек и т. д. Однако орнамент не передает их в натуральном виде, а стилизует наиболее характерные черты и формы. Квадраты, треугольники, ромбы, прямоугольники, линии – главные составляющие элементы узора – в различных комбинациях образуют множество орнаментов. Соломкой     Кулинарный промысел Приготовление пищи, кулинар я иа лат. culīnāria (ars) — кухонное (ремесло); отлат. culīna — кухня) —   человеческая   деятельность   по   приготовлению пищик   еде.   Включает   в   себя комплекс технологий, оборудования и рецептов. Кулинария — это совокупность способов приготовления   из   минералов   и   продуктов   растительного   и   животного   происхождения самой различной пищи, необходимой для жизни и здоровья человека.       Архангельский   пряник–   козули.   У   древних   поморов   эти   прянички   считались обрядовыми.   Пекли   их   всего   лишь   один   раз   в   году   –   во   время   святок.   Козули архангельские   выпекали   чаще   всего   в   виде   фигур   животных   ­оленей,   коньков, бычков, коровок, козликов, тюленей. Были козули в виде звезды, ангела, пастуха, корзины (с дарами), птицы и т.д. Эти фигурки напоминают христианские символы. Считалось, что такая фигурка защищает дом от всех злых духов. Потому их не кушали сразу и не выкидывали, а хранили долгое время. Архангельские пряники­ козули   разукрашивали   цветной   сладкой   глазурью.   Уже   испеченные   и   остывшие козули   покрывали   глазурью   двух   цветов:   белой   и   розовой,   полученной   при добавлении сока брусники или клюквы. Белый символизировал снег, а розовый – северное   сияние.   Сам   же   пряник   был   коричневым   –   это   цвет   дерева   и   земли. Считалось,   что   козули   имеют   магическую   силу.   Фигурки   животных   должны смотреть только в левую сторону, а люди – в фас. Часто внизу изделия делалась полоса, она символизировала землю. Сегодня архангельские козули ­ это красивый ароматный съедобный сувенир, отличный подарок к любому празднику или юбилею. Формы   пряников   стали   разнообразными.   Есть   и   домики   и   сердечки,   и мультипликационные герои и т.п.  Городецкий пряник  —  региональная разновидность русского печатного пряника, выпекался в городе Городце и окрестных селениях.  Известен, по крайней мере, со второй   половины   XVIII   века. В   XVIII—XIX   веках Городец был   крупнейшим пряничным   центром   Нижегородской   губернии.   Предположительно   большинство городецких пряничников были староверами. Городецкие пряники были различных размеров, зачастую весьма внушительные: В. И. Даль указывает, что до пуда весом. Кузнечное дело       Балагуровские   замки   ­   замочный   промысел.   Лысковские   мастера   избрали обработку   металла,   снабжая   купечество   прочными   замками   с   секретом.   Первые такие замки в Лыскове начал делать мастер Балагуров. От его фамилии и стали впоследствии называться замки балагуровскими. Позднее продолжали изготовление балагуровских замков известные далеко за пределами губернии мастера В.С.Блинов, З.Кибитев, Федор Пивоваров и другие.В музее художественных промыслов Нижнего Новгорода хранится огромный замок бывшего кафедрального собора, выполненный в дрене­русском стиле с красивой паяной надписью в ажур: «Село Лысково Захар Кибитев 1863 г.», выдающийся по качеству отделки. Балагуровские замки и сейчас очень   ценят   за   свое   качество,   ими   закрывают   кладовые,   гаражи   и   бытовые постройки.       Художественная   ковка —   изготовление   изящных   предметов   быта   из   металлов методами ковки.   Художественная   ковка   отличается   от   просто   ковки   тем,   что кованые изделия приобретают художественную ценность, становятся произведением искусства.  Художественная   ковка   используется   в   архитектуре   для   создания грандиозности   зданий.  Изделиями   художественной   ковки   могут   быть:   кованые ворота, калитки, заборы, вывески, козырьки, садовые качели, беседки, флюгеры, решетки, кованые лестницы и перила, люстры, подсвечники и даже кованые кровати и столики. Кожевенный промысел а   также   морских   млекопитающих. Кожевенное производство — одна из отраслей легкой промышленности, заключающийся в механической и физико­химической выделке кожи животных, преимущественно крупного рогатого   скота,   Продукция   кожевенной промышленности   используется   в   производстве   обувной   и   других   отраслей   легкой промышленности.   Ассортиментом   продукции   кожевенной   промышленности   являются твердые   кожаные   товары   —   для   подошв   и   др.   части   кожаной   обуви,   мягкие   кожаные товары — в основном хромовые, также шорно­седельные изделия, одежда, галантерейные изделия, технические кожи и тому подобное.     Кружевоплетение  Балахнинское кружево      Одним   из   кружевных   центров   России   является   город   Балахна,   расположенный   в Нижегородской   области   на   берегу   Волги.  Переработав   орнаменты   французских   и бельгийских   кружев,   местные   кружевницы   создали   свой   неповторимый   стиль   – «балахонский манер». Его основу составляют композиции из цветов и листьев, плодов граната,   гроздьев   винограда   –   узоров,   служивших   символами   любви,   земного   рая, счастливой   семейной   жизни.   Своеобразной   визитной   карточкой мастериц   стала «балахонская роза». В сравнении с растительным орнаментом изображения животных и птиц – оленей, павлинов, орлов – на балахонских кружевах встречаются реже. Узорные композиции   располагались   на   ажурных   решетках   разнообразной   фактуры.   В   одном изделии   могли   сочетаться   несколько   видов   решеток,   благодаря   чему   достигался эффект   игры   светотени.   Ассортимент   изделий   велик:   галстуки,   пояса,   наколки   на прическу, головные уборы, перчатки, воротники, манжеты, кофты, платья и накидки на плечи                    Вологодское кружево         Елецкое кружево Металлообрабатывающий промысел Важное значение имело возникновение металлообрабатывающего ремесла. В XVIII­XIX вв. Сосновская округа входила в состав Павловского металлообрабатывающего района, а это значит, что история металлообработки началась именно в Павлове. Первым селом, куда перекинулся   металлообрабатывающий   промысел   была   Ворсма.   Далее   он   стал распространяться   на   юг   и   юго­запад   от   Павлова.   В   последней   четверти   XVIIIв. металлопромыслы стали развиваться в вотчинах Шереметева. В сведениях о крестьянских кузницах   в   Панинской   и   Салавирской   вотчинах   от   1802   говорилось,   что   в   9   селах   и деревнях с 90­х годов XVIII в. имелись кузницы, в которых выкавывались замки, сошники, топоры,   крестьянские   складные   ножи   и   другие   железные   изделия. «Металлообрабатывающий   специализированный   промысел   на   юге   Горбатовского   уезда начинает   развиваться   в   50­е   годы   XIX   века.   Здесь   получило   развитие   напилочное производство». В сёлах Бочиха, Селитьба и Хвощевка мастера ковали вручную топоры и долотья,   а   закаливали   их   и   отделывали   на   фабрике   Завьялова.   Таким   образом   на   юге Горбатовского   уезда   (Сосновской   части)   были   распространены   два   вида   промыслов металлообработки:   замочно   ­   ножевой   и   напилочный. К   началу   XX   века   окончательно сформировался   Павлово   ­   Вачско   ­   Сосновский   металлообрабатывающий   район.   Из которого   позднее   выделился   Сосновский   ­   с   центрами   специализаций.   Сосновское   ­ напилочный,   Елизарово   ­   замочный,   Давыдково   ­   по   изготовлению   ножей.   Именно   эти центры в дальнейшем и явились основой развития промышленности Сосновского района.  уа —  Великоустюгская   (северная)   чернь  Великоуст жское   черн ние   по   серебр русский народный   художественный   промысел,   сложился   в XVII   веке в Великом Устюге (ныне —   районный   центр   в Вологодской   области).   Заключается   в украшениичерненёнными рисунками   различных серебряных изделий   (например, портсигаров, подстаканников, столовых и посудных наборов). юа      еа         Казаковская филигрань Один из древнейших видов художественной обработки металла ­ скань (от древнерусского — свивать), или, как еще называют эту разновидность ювелирной техники — филигрань (от итальянского filigrana, в свою очередь это слово происходит от латинского слов filum (нитка)   и   granum   (зерно),   поскольку   узор   иногда   выполняется   не   только   из   витой проволоки,   но   из   мельчайших   металлических   шариков).   Филигрань   можно   назвать апофеозом древнего ювелирного искусства, которое сохранилось и существует и в наше время, являясь своего рода русским символом. Филигрань ­ это изготовление ювелирных изделий   с   помощью   особого   метода.   Для   этого   применяется   способ   скручивания тончайшей проволоки из драгоценных металлов (золота или серебра). Вся работа сводится к   манипуляциям   с   золотой   нитью:   при   скручивании   двух   проволочек   получается необыкновенной   красоты   ажурный   узор,   который   затем   накладывается   на   поверхность ювелирного изделия и припаивается к ней. Это достаточно кропотливая и долгая работа, так как ювелирному мастеру приходится обрабатывать таким образом всю поверхность ювелирного изделия.                  Лысковские шкатулки Со   времен   знаменитой   Макарьевской   ярмарки,   где   бывали   и   работали   тысячи ремесленников   разных   специальностей,   лысковчане   славилисьизготовлением   прочных шкатулок   с   различными   секретами.  Каждый   мастер   старался   сделать   свое   изделие неповторимым. Один снабжал ее дополнительным потайным замком, другие двойным дном или съемной обшивкой. Железные стенки такой шкатулки и внутри, и снаружи покрывали лаком   и   по  нему   наводились   «трафаретные»   рисунки.   Обычно   это  были   орнаменты   из травных   сплетений,   цветов   в   вазах,   оживленных   маленькими   птичками,   домиков   на китайский манер. Черное на золоте или серебре, реже на красно – коричневом фоне – традиционная   расцветка   этих   узоров,   наполняющих   старинную   парчу. Закрывалась   шкатулка   на   навесной   и   внутренний   замок.   Дорогой   внутренний   замок достигал   до   20   язычков,   что   исключало   его   подделку,   и   обладал   особой   прочностью. Механизм замка к тому же имел мелодичный звон, который также оберегал содержимое шкатулки от похитителей. Хранили в таких шкатулках, как в современных сейфах, дорогие украшения и деньги.         Мороз по жести Уникальный художественный промысел Великого Устюга — «мороз по жести». История   его   возникновения   остается   загадкой.   Самые   ранние   сведения   о   «морозе» относятся к 1837 году, когда  на Вологодской губернской  выставке  была  представлена работа   устюжанина   Насоновского   —   12   листов   «луженного   особым   образом»   железа, имевшего морозный, серебристый отлив. Секреты «мороза» передавались по наследству. Раскаленный тонкий лист жести обрабатывали кислотами, которые, вскипая оставляли на металле узор, подобный рисункам мороза на оконном стекле. На серебристом, золотистом, малахитовом   фоне   мерцали   сказочные   снежинки,   фантастические   кристаллы,   лучистые звездочки, резные листья.  Жестью с «морозными» узорами обивали деревянные сундуки, ларцы, шкатулки и украшали их просечными железными накладками.       Чеканка      технологический процесс изготовления рисунка, надписи, изображения, заключающийся в  выбивании на пластине определённого рельефа. Один из видовдекоративно­прикладного  искусства. Для чеканных работ применяют такие металлы как латунь, медь, алюминий и  сталь толщиной от 0,2 до 1 мм, в некоторых случаях золото и серебро.        поставцы,   шкатулки.  Просечное узорное железо Рождение искусства просечного железа относится к самым отдаленным временам развития кузнечного дела. Ковка и просечка столетиями мирно сосуществовали и успешно   развивались   вплоть   до   прошлого   века. В   древнерусском   декоративном искусстве   просечной   металл   распространился   очень   широко.   "Плоскостное узорочье" вплетали в белокаменную резьбу Владимиро­Суздальской Руси подзорами крыш   и   куполов,   фонарями,   дверными   петлями.   В   домах   просечными   полосами оковывали   сундуки,   Очень   интересны   работы великоустюжских   мастеров.   В   растительных   мотивах   просечки   переплетаются ветки и цветы самых разнообразных очертаний. Иногда просечной узор обогащался пластически: отдельные его детали прочеканивались, поднимались над плоскостью. Или узор. Цвет тоже играл немалую роль. Просечное железо воронили, лудили, покрывали позолотой. Фон часто раскрашивали в яркие цвета. Но иногда фона не было вообще ­ просечной ажур смотрелся на просвет. Особое внимание в просечке уделялось силуэту. Рисунок наносили так, чтобы просветы создавали свой дополнительный узор.   Таким   образом,   очень   часто   отходов   от   вырубки   орнамента   не   было   – вырубленная часть имела самостоятельную художественную ценность. Узор обычно вырубали   на   деревянных   топчанах.   Поэтому   края   его   оказывались   несколько загнутыми внутрь, что придавало изделию большую скульптурность. дополнительный наносился     зубилом             Ростовская финифть О технологии изготовления ростовской финифти можно рассказать лишь в общих чертах. Поскольку этот народный промысел – самое настоящее таинство, досконально известное только опытному мастеру. В целом процесс выглядит так. Лист меди режется на пластинки требуемой формы. Затем медь выбивают, делая будущее изделие выпуклым. После этого медную   пластинку   в   несколько   слоёв   покрывают   белой   непрозрачной   эмалью   (эмаль предварительно   смешивается   с   водой   в   строго   определённой   пропорции).   После   этого оборотную сторону пластинки тоже покрывают эмалью (на этот раз достаточно одного слоя). Благодаря этому ходу пластинка не утратит своей формы. Затем будущее изделие поступает в печь на просушивание. Сушится оно при температуре от 700 до 800 градусов Цельсия. Именно благодаря этой процедуре эмаль и приобретает гладкую поверхность и блеск, характерный для готовой финифти. Основа для рисунка готова. Наступает пора покрыть лицевую часть пластинки огнеупорной краской и снова отправить пластинку на просушивание.   Саму   краску   мастер   должен   выбрать   предельно   точно:   при   обжиге   она изменит цвет. К тому же все краски имеют собственную температуру плавления, это тоже придётся учесть. Для создания многоцветных изделий картинка на эмали дорисовывается и обжигается   вплоть  до  7  (!)   раз.  Последний   этап  –  помещение   пластинки   в  ювелирную оправу (если речь идёт об украшении).            славилась   народными    Ювелирный промысел Издревле   Кострома   умельцами   и   богатыми промыслами. Чего тут только не было: славилась земля своим текстильным, иконописным, ювелирным и лесным промыслами. В конце XIX в. Красносельский промысел   занимает   ведущее   место   среди   ювелирных   промыслов   России. Основным   ассортиментом   изделий   были   разнообразные   женские   украшения: серьги,   кольца,   пуговицы,   большая   часть   которых   изготовлялась   из низкопробного   серебра   в   сочетании   с   цветными   металлами.   Наиболее распространенными   видами   серег   были   так   называемые   «калачи»,   сердечки, змейки, звездочки. Серьги изготовлялись из серебра с позолотой. Производили так   же   броши   в   виде   веточек,   бантиков,   стилизованных   птиц;   обручальные кольца, кольца «супиры» (с цветными стеклянными вставками); пуговицы, цепи, брелки, браслеты, мелкий сервизный товар, эмалированные вещи.     Резьба  Абрамцево­кудринская резьба   

Проектная работа "Азбука народных художественных промыслов России". (серия "Нравственно-патриотическая")

Проектная работа  "Азбука народных художественных промыслов России". (серия "Нравственно-патриотическая")

Проектная работа "Азбука народных художественных промыслов России". (серия "Нравственно-патриотическая")

Проектная работа  "Азбука народных художественных промыслов России". (серия "Нравственно-патриотическая")

Проектная работа "Азбука народных художественных промыслов России". (серия "Нравственно-патриотическая")

Проектная работа  "Азбука народных художественных промыслов России". (серия "Нравственно-патриотическая")

Проектная работа "Азбука народных художественных промыслов России". (серия "Нравственно-патриотическая")

Проектная работа  "Азбука народных художественных промыслов России". (серия "Нравственно-патриотическая")

Проектная работа "Азбука народных художественных промыслов России". (серия "Нравственно-патриотическая")

Проектная работа  "Азбука народных художественных промыслов России". (серия "Нравственно-патриотическая")

Проектная работа "Азбука народных художественных промыслов России". (серия "Нравственно-патриотическая")

Проектная работа  "Азбука народных художественных промыслов России". (серия "Нравственно-патриотическая")

Проектная работа "Азбука народных художественных промыслов России". (серия "Нравственно-патриотическая")

Проектная работа  "Азбука народных художественных промыслов России". (серия "Нравственно-патриотическая")

Проектная работа "Азбука народных художественных промыслов России". (серия "Нравственно-патриотическая")

Проектная работа  "Азбука народных художественных промыслов России". (серия "Нравственно-патриотическая")

Проектная работа "Азбука народных художественных промыслов России". (серия "Нравственно-патриотическая")

Проектная работа  "Азбука народных художественных промыслов России". (серия "Нравственно-патриотическая")

Проектная работа "Азбука народных художественных промыслов России". (серия "Нравственно-патриотическая")

Проектная работа  "Азбука народных художественных промыслов России". (серия "Нравственно-патриотическая")

Проектная работа "Азбука народных художественных промыслов России". (серия "Нравственно-патриотическая")

Проектная работа  "Азбука народных художественных промыслов России". (серия "Нравственно-патриотическая")

Проектная работа "Азбука народных художественных промыслов России". (серия "Нравственно-патриотическая")

Проектная работа  "Азбука народных художественных промыслов России". (серия "Нравственно-патриотическая")

Проектная работа "Азбука народных художественных промыслов России". (серия "Нравственно-патриотическая")

Проектная работа  "Азбука народных художественных промыслов России". (серия "Нравственно-патриотическая")

Проектная работа "Азбука народных художественных промыслов России". (серия "Нравственно-патриотическая")

Проектная работа  "Азбука народных художественных промыслов России". (серия "Нравственно-патриотическая")

Проектная работа "Азбука народных художественных промыслов России". (серия "Нравственно-патриотическая")

Проектная работа  "Азбука народных художественных промыслов России". (серия "Нравственно-патриотическая")

Проектная работа "Азбука народных художественных промыслов России". (серия "Нравственно-патриотическая")

Проектная работа  "Азбука народных художественных промыслов России". (серия "Нравственно-патриотическая")

Проектная работа "Азбука народных художественных промыслов России". (серия "Нравственно-патриотическая")

Проектная работа  "Азбука народных художественных промыслов России". (серия "Нравственно-патриотическая")

Проектная работа "Азбука народных художественных промыслов России". (серия "Нравственно-патриотическая")

Проектная работа  "Азбука народных художественных промыслов России". (серия "Нравственно-патриотическая")

Проектная работа "Азбука народных художественных промыслов России". (серия "Нравственно-патриотическая")

Проектная работа  "Азбука народных художественных промыслов России". (серия "Нравственно-патриотическая")

Проектная работа "Азбука народных художественных промыслов России". (серия "Нравственно-патриотическая")

Проектная работа  "Азбука народных художественных промыслов России". (серия "Нравственно-патриотическая")

Проектная работа "Азбука народных художественных промыслов России". (серия "Нравственно-патриотическая")

Проектная работа  "Азбука народных художественных промыслов России". (серия "Нравственно-патриотическая")

Проектная работа "Азбука народных художественных промыслов России". (серия "Нравственно-патриотическая")

Проектная работа  "Азбука народных художественных промыслов России". (серия "Нравственно-патриотическая")

Проектная работа "Азбука народных художественных промыслов России". (серия "Нравственно-патриотическая")

Проектная работа  "Азбука народных художественных промыслов России". (серия "Нравственно-патриотическая")

Проектная работа "Азбука народных художественных промыслов России". (серия "Нравственно-патриотическая")

Проектная работа  "Азбука народных художественных промыслов России". (серия "Нравственно-патриотическая")

Проектная работа "Азбука народных художественных промыслов России". (серия "Нравственно-патриотическая")

Проектная работа  "Азбука народных художественных промыслов России". (серия "Нравственно-патриотическая")

Проектная работа "Азбука народных художественных промыслов России". (серия "Нравственно-патриотическая")

Проектная работа  "Азбука народных художественных промыслов России". (серия "Нравственно-патриотическая")

Проектная работа "Азбука народных художественных промыслов России". (серия "Нравственно-патриотическая")

Проектная работа  "Азбука народных художественных промыслов России". (серия "Нравственно-патриотическая")

Проектная работа "Азбука народных художественных промыслов России". (серия "Нравственно-патриотическая")

Проектная работа  "Азбука народных художественных промыслов России". (серия "Нравственно-патриотическая")

Проектная работа "Азбука народных художественных промыслов России". (серия "Нравственно-патриотическая")

Проектная работа  "Азбука народных художественных промыслов России". (серия "Нравственно-патриотическая")

Проектная работа "Азбука народных художественных промыслов России". (серия "Нравственно-патриотическая")

Проектная работа  "Азбука народных художественных промыслов России". (серия "Нравственно-патриотическая")

Проектная работа "Азбука народных художественных промыслов России". (серия "Нравственно-патриотическая")

Проектная работа  "Азбука народных художественных промыслов России". (серия "Нравственно-патриотическая")

Проектная работа "Азбука народных художественных промыслов России". (серия "Нравственно-патриотическая")

Проектная работа  "Азбука народных художественных промыслов России". (серия "Нравственно-патриотическая")

Проектная работа "Азбука народных художественных промыслов России". (серия "Нравственно-патриотическая")

Проектная работа  "Азбука народных художественных промыслов России". (серия "Нравственно-патриотическая")

Проектная работа "Азбука народных художественных промыслов России". (серия "Нравственно-патриотическая")

Проектная работа  "Азбука народных художественных промыслов России". (серия "Нравственно-патриотическая")

Проектная работа "Азбука народных художественных промыслов России". (серия "Нравственно-патриотическая")

Проектная работа  "Азбука народных художественных промыслов России". (серия "Нравственно-патриотическая")

Проектная работа "Азбука народных художественных промыслов России". (серия "Нравственно-патриотическая")

Проектная работа  "Азбука народных художественных промыслов России". (серия "Нравственно-патриотическая")
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
18.01.2017