Знакомство учащихся с историей речного флота, с видами первых речных судов и их изготовлении. Знакомство с историей речного судоходства России, с ролью речного транспорта в годы Великой Отечественной войны и на современном этапе. Обучение учащихся работе с информацией, умению создавать и защищать свои проекты.Внеурочная деятельность.Проектная работа "Речной флот"
Проектная работа. Речной флот..doc
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 19
г. Ишимбая муниципального района Ишимбайский район РБ
Проектная работа
«РЕЧНОЙ ФЛОТ»
Рукль: Галеева Л.С., учль нач.классов Ишимбай, 2017
Тема проекта: «Речной флот».
Цель: создать условия для развития познавательных и творческих способностей детей в
процессе разработки совместного пректа «Речной флот»; познакомить с видами речного
транспорта их назначением.
Задачи :
Предметные:
Расширять представление о водном транспорте, его видах и способах передвижения
различных судов;
Метапредметные:
Регулятивные:
осуществлять действие по образцу; использовать умения работать над проектом под
руководством учителя (ставить цель, составлять и обсуждать план, распределять роли,
проводить самооценку);
Познавательные:
анализировать изделия по заданным критериям; соблюдать в практической работе правила
безопасной работы с ножницами; использовать правила сгибания бумаги, определять приемы
изготовления изделий;
Коммуникативные:
уметь объяснять свой выбор; осуществлять взаимопомощь и взаимоконтроль; уметь
взаимодействовать с учителем и коллективом — слушать собеседника, излагать свое мнение,
уметь договариваться; воспитывать умение работать в группе;
Личностные:
понимать значение соблюдения правил бережного отношения к водным ресурсам; творчески
подходить к выполнению изделия; понимать причины успеха/неуспеха в предметно
практической деятельности.
Формы организации урока: Объяснительноиллюстративный; индивидуальная, фронтальная,
групповая.
Основные понятия и термины: оригами, флот., рисунок.
Оборудование: заготовки для изготовления корабликов, шаблоны, ножницы, карандаш, клей,
цветная бумага, картон., альбомы, цветные карандаши.
Ход мероприятия
Отгадайте загадки.
Какие красавцы всегда и везде
На суше родятся, живут на воде.
(Корабли)
Сначала дерево свалили, потом нутро ему долбили
Потом лопатками снабдили, по реке гулять пустили.
(Лодка)
На море, в реках и озерах
Я плаваю проворный и скорый
Среди военных кораблей Известен легкостью своей
(Катер)
Чем похожи отгадки?
(Это водный транспорт)
3. Постановка учебной задачи ,цели ,темы урока.
Мы говорили о том, как можно передвигаться по земле, но развитие человечества не стоит на
месте, и человек научился передвигаться по воде. Сегодня мы продолжим путешествие по
воде .
Прочитайте название нашего урокапроекта. (1слайд).
Знаете ли вы что такое флот?
В словаре «Флот» это крупное объединение судов.
Цель нашего проекта создать свой речной флот. (2 слайд).
Какие задачи будем решать?
Что вы хотите узнать?
Мы составили подробный план проекта.
4. Открытие новых знаний.
Итак, 1 задача: познакомиться с видами водного транспорта.
Как вы думаете, какое было первое плавательное средство? (Первым плавательным
средством было обыкновенное бревно. Затем появился плот.)
Что помогает двигаться плоту? (течение и шест)
(Учащиеся приводят примеры водного транспорта, объясняют для чего его используют.)
Внимательно слушаем сообщения наших ребят.
(Примерный текст сообщений) (326 слайд)
История речного транспорта насчитывает не одну тысячу лет. Считается, что первые
крупные речные суда стали строить в Древнем Египте. Древние речные суда были гребными
или парусными. Из всех видов транспорта водный наиболее древний. Издавна люди селились
вдоль берегов рек: по воде удобнее всего было попасть в другой город или страну. По мере
освоения водных просторов начали усложнятся и виды водного транспорта, появились
досчатые струги, коломенки, барки, беляны, расшивы – легкие плоскодонки. Эти суда
вмещали более 50 человек.
Беляны занимали особое место среди волжского флота. Строились они на притоках
Волги и использовались для одноразовой перевозки лесных грузов. Корпуса белян делались из
лучшего леса, не смолились. Ходили беляны только в половодье, самосплавом, вниз по
течению реки. По прибытии в место назначения беляна ставилась к берегу и после окончания
паводка там обсыхала. А затем корпус беляны полностью разбирался на пиломатериалы.
Одним из транспортных судов был легкий шитик. У него обшивочные доски
прошивались между собой распаренной вицей или жгутами, сделанными из мочала или кожи.
Шитики приводились в движение веслами или ветром, в отличие от сегодняшних теплоходов.
Был на судне и кубрик для команды, а над средней частью судна устанавливали крышу для
защиты груза от непогоды.
В России речное судоходство имеет многовековую историю. Уже в 9 веке славяне
совершали плавания на речных судах по Дону, Волге и Каспийскому морю с торговыми
целями. Для транспортировки грузов стали применять тягу при помощи шедших по берегу
лошадей или людей (бурлаков). Известный русский художник Репин Илья Ефимович, за время
путешествия по Волге, написал картину «Бурлаки на Волге».
Бурлаки это рабочие России 1619 в веках, передвигавшие речные суда вручную с
помощью бечевы (каната) и весел. Изнемогая от жары и усталости, по берегу великой реки
бурлаки медленно тянут тяжелую неповоротливую баржу. Одиннадцать персонажей, все, как один, – нищие и обездоленные, но каждый – со своей индивидуальностью и характером.
Солнце ласково освещает побережье, но бурлакам не до красот природы – работа требует от
них нечеловеческих усилий. Ветхие рубахи потемнели от пота, плечи болят от натянувшейся
бечевы, ноги утопают в глубоком песке, а путь кажется бесконечным…
Нельзя не отметить роль речного транспорта в годы Великой Отечественной войны
194145гг. По воде перевезено для фронта и тыла около 200 млн. тонн грузов. Речники
работали на боевых переправах Сталинграда и на Ладожском озере, через которое проходила
«Дорога жизни» в осажденный Ленинград.
В России 146 тысяч километров водных путей, то есть рек и озер, по которым могут
ходить суда. В 21 веке на внутренних водных путях начали использоваться пароходы, а
первый речной теплоход (и вообще первый теплоход в мире) был построен в 1903 году в
России.
Нынче речные суда перевозят миллионы пассажиров в год. По нашим рекам ходят
двух, трех и четырехпалубные теплоходы и дизельэлектроходы, а так же быстроходные суда
на подводных крыльях «Метеор», «Ракета», «Комета», «Восход». Дальние туристические и
транспортные маршруты совершают огромные речные лайнеры. Но и маленькие речные
трамвайчики очень популярны. Путешествуя на таком трамвайчике можно не только
отдохнуть, полюбоваться городом, но и посетить экскурсию.
Суда Речного транспорта по своему назначению подразделяются на транспортные,
технические и вспомогательные. В состав транспортных входят пассажирские, сухогрузные,
наливные суда, толкачи и буксиры.. Сухогрузные суда, на которых груз перевозится на палубе
(баржи площадки), предназначены для перевозки любых грузов, не боящихся подмочки.
Нефтеналивные суда танкеры перевозят жидкие грузы (нефть, нефтепродукты)
наливом в трюмах, а также в танках (баках), размещенных на палубе.
Автомобильнопассажирская паромная переправа, имеет большое значение для
населенных пунктов, отрезанных от большой земли, несмотря на ее сезонность работы и
небольшую скорость, ее наличие значительно экономит время.
Моторные лодки составляют основу маломерного флота и применяются для
транспортных, хозяйственных, туристических, развлекательных и спортивных целей,
используются при проведении спасательных работ, ловле рыбы, патрулировании водоёмов,
охоты.
5. Электронная физ.минутка.
Суда речного флота большие труженики. Они перевозят лес, строительные материалы,
продовольствие и другие грузы. Часто это единственный транспорт, который может
добраться до отдаленных районов нашей страны.
Какая наша вторая задача? (Конструировать, выполнить модели плавательных средств)
Суда мы будем конструировать из бумаги. Работать будем в технике «оригами».
Что это за техника?
Где мы уже встречались? (На математике и конструирование).
В словарике юного технолога написано: ««Оригами» это искусство складывания фигурок из
бумаги».
6. Групповая работа.
Открываем рабочую тетрадь стр.28
Какое изделие будем выполнять? (Кораблики, а точнее, целый флот)
Каждый участник группы создает свой кораблик, используя технику «оригами». И только
при оформлении, при составлении общей композиции, вы будете работать вместе,
распределяя обязанности в группе. Перед вами инструкционная технологическая карта. Посмотрите на этапы выполнения.
Учащийся рассматривают последовательность изготовления кораблика и составляют краткий
план работы.
Изучите шаблоны деталей для изготовления корабликов (якорь, который можно использовать
для оформления кораблика; кружочек для изготовления иллюминаторов; квадрат с
отмеченными линиями сгиба)
Какие правила безопасного труда должен соблюдать каждый из вас?
1.Во время работы будь внимателен, не отвлекайся, не разговаривай.
2.Работай за своим рабочим местом.
3.Не играй и не размахивай ножницами.
По каким критериям будем оценивать работу? (Аккуратность, точность выполнения,
оригинальность)
Приступаем.
Кораблики собраны. Остается только написать на его боку название. Придумайте, какое имя
вы дадите своему кораблику. Оно должно быть звонкое и гордое одновременно.
7. Защита проекта.
Представьте свою работу классу.
Защищаем свои проекты.
Расскажите как работали в группе?
Получилось ли учитывать мнения каждого?
Кто был лидером команды?
Кто помогал больше всех?
(другие команды также имеют право высказаться, что им понравилось в работе других групп,
что бы они сделали также.)
«Флот бумажный по воде плывет отважно». Вот такие строчки можно вспомнить про наши
кораблики.
Но лодочки и кораблики можно мастерить не только из бумаги, но и из других материалов.
Плот — это самый простой вид водного транспорта. Пустил в ручеек легкую деревянную
щепку — вот тебе и плот. Но можно придумать транспорт посложнее, а значит поинтереснее.
Материалы для них можно найти и дома.
Главное подключить фантазию, и тогда подделка получится уникальной.
Вам домашнее задание на страничке 29.
Сделай самостоятельно плот из скорлупы грецкого ореха, а можно подобрать и другой
материал.
8. Рефлексия.
Закончите предложение. Сегодня на уроке мы создали...
Научились...
Мне понравилось...
Как оцените свою деятельность на уроке?
А деятельность всего класса?
Спасибо за урок.
Проектная работа "Речной флот"
Проектная работа "Речной флот"
Проектная работа "Речной флот"
Проектная работа "Речной флот"
Проектная работа "Речной флот"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.