Приёмы работы с текстом природоведческого характера...doc
Мастер класс: Стратегии смыслового чтения. Приёмы работы с текстом
природоведческого характера. Земноводные.
Пояснительная записка.
Чтение – это многофункциональный процесс. С одной стороны, умения грамотного
чтения необходимы при работе с большим объемом информации. Это обеспечивает
успешность в учебе. Чтение играет важную роль в социализации обучающихся. Так же
чтение выполняет воспитательную функцию, формируя оценочнонравственную позицию
человека.
В ФГОС подчеркивается важность обучения смысловому чтению, и отмечается, что
чтение в современном информационном обществе носит «метапредметный» или характер
и умения чтения относятся к универсальным учебным действиям. Это означает, что на
каждом предмете должна вестись работа по формированию и развитию умений смыслового
чтения.
Смысловое чтение.
Цельформирование умения воспринимать текст как единое смысловое целое (точно и
полно понять содержание текста и практически осмыслить извлечённую информацию).
Формирование навыков смыслового чтения. Реализация метапредметных результатов:
понимать смысл научно – популярного и информационного текста
анализировать текст
модифицировать текст
генерировать текст как устный, так и письменный
Работу с научным текстом на уроке окружающего мира условно можно разделить на 3
этапа.
I этап (подготовительный)
Профессиональные компетенции учителя на данном этапе:
вызвать у ученика желание, мотивацию прочитать текст.
Цель: пробудить познавательный интерес к предстоящей работе с текстом.
Приемы работы:
1. Проблемный вопрос (классу задается проблемный вопрос, который требует от
детей высказывания собственных суждений, а также мотивирует к сопоставлению
собственного мнения с содержанием научного текста)
2. Рассматривание иллюстраций
3. Прием “Верите ли вы?”.
Этот прием позволяет держать учащихся в интеллектуальном напряжении весь урок
и придает ему определенную интригу. Данный прием способствует формированию
умения критически оценивать результат.
6
2
3
4
5
1
II этап ( основной)
Профессиональная компетенция учителя – обеспечить полноценное восприятие текста.
Цель: достичь понимания и осмысления текста детьми
Приемы работы:
1 1. Первичное чтение текста. Самостоятельное чтение. Выявление первичного
восприятия. Выявление совпадений первоначальных предположений учащихся с
содержанием, эмоциональной окраской прочитанного текста.
2. Словарная работа (во время чтения текста дети простым карандашом
подчеркивают непонятные им слова)
3. Выборочное чтение
4. Беседа по содержанию
5. Кластер. Цель: установить максимальное количество признаков изучаемого
понятия.
Кластер (пучок) – схема, применяемая в том случае, если изучаемое явление обладает
целым рядом разных по значению признаков. Кластер предполагает выделение
смысловых единиц текста и графическое оформление в определенном порядке в виде
грозди. Делая какието записи, зарисовки для памяти, мы часто распределяем,
компонуем по категориям. Правила очень простые. В центре записывается слово,
вокруг которого фиксируются слова или предложения, связанные с темой.
III
этап (заключительный)
Цель: проверить понимание и усвоение информации из научного текста.
Профессиональная компетенция учителя – обеспечить углублённое восприятие и
понимание текста.
Приемы работы:
1. Прием “Верите ли вы?”.
2. Пересказ с использованием кластера
3. “Закончи предложение” – позволяет ученикам оценить изучаемый объем,
высказать свое собственное мнение, суждение и отношение.
Ход.
1. Организационный момент
Посмотрите вокруг. Что нас окружает?
(живая природа, неживая природа, предметы, созданные руками человека)
Сегодня мы ближе познакомимся с царством живой природы – с животными.
2. I этап (подготовительный)
Слайд
Подумайте, какое животное лишнее и почему?
1)(лягушка остальные рыбы)
2) (тритон остальные насекомые)
3) (жаба остальные птицы)
4) (червяга остальные звери)
Как вы думаете, почему эти животные остались на страничке ( на слайде)?
(ответы)
Подумайте, к какой группе можно отнести этих животных?
(земноводные) (слайд)
2 Как понимаете значение слова земноводные?
(ответы)
Сверим с правильным ответом. (слайд)
А сейчас узнаем, что вам известно о земноводных. Для этого поиграем в игру «Верите ли
вы?»
Верите ли вы, что…
1)….земноводные могут жить и в воде, и на суше? (+)
2) ….. земноводные имеют другое название амфибии? (+)
3) …. Земноводные все одинаковые, их нельзя разделить на группы? ()
4)…у земноводных толстая и грубая кожа? ()
5)…земноводные дышат лёгкими? (+)
6)….земноводные – всеядные? ()
Положите таблички на середину парты.
II этап ( основной)
Проверить ваши предположения нам поможет текст о земноводных.
Переверните листы с текстом.
Прочитайте его, а непонятные слова подчеркните.
Значение, каких слов непонятно? (ответы)
Сверим с верным ответом.
(Амфибия другое название земноводных от греческого языка «живущий двойной жизнью».
Саламандра хвостатое земноводное, похожее на ящериц, с большой плоской
головой и пятипалыми конечностями.)
Составим кластер о земноводных, чтобы с его помощью рассказать об этих животных.
(слайд земноводные)
Прочитаем второй абзац вслух (Ф.И. ребенка)
О чём говорится? (о группах) слайд
Какие существуют группы? (хвостатые, бесхвостые, безногие) слайд
Кто относится к бесхвостым?
К хвостатым?
К безногим?
Кто такие червяги? Прочитайте.
Что говорится о коже земноводных? (тонкая, гладкая) слайд
Почему они живут рядом с водоёмом? Прочитайте.
С помощью чего дышат эти животные? Прочитайте. (лёгкие, кожа) слайд
3 Чем питаются земноводные? (ответы)
Как называют таких животных? (хищники) слайд
Чем являются для земноводных окраска и ядовитые вещества на коже? (защита) слайд
Прочитайте, как они размножаются? ( икра, яйца ) слайд
III
этап (заключительный)
А теперь вернёмся к нашей табличке и вопросам. Проверим ваши предположения.
(дети ставят + или в следующей строке)
Верите ли вы, что…
1)….земноводные могут жить и в воде, и на суше? (+)
2) ….. земноводные имеют другое название амфибии? (+)
3) …. Земноводные все одинаковые, их нельзя разделить на группы? ()
4)…у земноводных толстая и грубая кожа? ()
5)…земноводные дышат лёгкими? (+)
6)….земноводные – всеядные? ()
Сверьте свои ответы с образцом на экране. (слайд)
Поднимите руку те, у кого также.
Поднимите руку, у кого совпали ответы в обеих строчках? Молодцы.
Расскажите, что вы узнали о земноводных, используя кластер.
(1.2
ученика)
3.Самооценка
2. «Говорящие рисунки»
Если ты доволен собой, у тебя все получалось, то рисуй улыбающееся лицо.
Если тебе на уроке было временами непросто, не все получалось, то рисуй такое лицо
«СПОКОЙНОЕ».
Если тебе на уроке было сложно, многое не получалось, то рисуй грустное лицо.
4. Рефлексия
Подведём итог, что мы узнали.
Закончите предложение.
(слайд)
1.Сегодня на уроке я впервые узнал…………
4 2. Меня удивило …………
3. Теперь я знаю, что …………
4. Расскажу дома, что …………
5
Мастер- класс: Стратегии смыслового чтения. Приёмы работы с текстом природоведческого характера. Земноводные.
Мастер- класс: Стратегии смыслового чтения. Приёмы работы с текстом природоведческого характера. Земноводные.
Мастер- класс: Стратегии смыслового чтения. Приёмы работы с текстом природоведческого характера. Земноводные.
Мастер- класс: Стратегии смыслового чтения. Приёмы работы с текстом природоведческого характера. Земноводные.
Мастер- класс: Стратегии смыслового чтения. Приёмы работы с текстом природоведческого характера. Земноводные.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.