Проектная работа "Роль личности в истории страны" (7-9 кл.)

Проектная работа "Роль личности в истории страны" (7-9 кл.)

Медиа
Исследовательские работы
doc
Междисциплинарный 3
7 кл—11 кл +1
27.01.2017
текст урока.doc
Проектная работа по теме:  Роль личности в истории страны, культуры. I. Вводное слово преподавателя: Как изучать сегодня историю вообще и русскую в том числе? Об этом очень хорошо сказал Лев Гумилев, выдающийся русский историк, этнограф и географ, поэт и переводчик. Представим себе, что в нашем распоряжении есть историоскоп, прибор с масштабной шкалой, содержащей градацию степени приближения.   Попробуем   поставить   окуляр   на   приближение   №1   (самое общее). Мы увидим огромную спираль – путь исторического развития. Нижний её конец теряется в густых лесах вокруг наплывающих ледников, в пещерах, где высокие смуглые люди делили тушу мамонта, разрезая мясо кремниевыми ножами. Верхний   конец   уходит   в   будущее,   которое   представляется   нам   как полное торжество человека над природой.  Сдвинем  наш  окуляр на  приближение  №2.  Сразу  пропадает  спираль, остается   только   один   её   виток   длиной   около   5   тыс.   лет,   который   будет восприниматься как прямая линия. Но эта линия прерывиста, как будто она состоит из переплетения разноцветных нитей, концы которых заходят друг за друга. Это те самые исторические культуры, которые то и дело сменяют друг друга, веками сосуществуя на поверхности планеты Земля. Так, заря Эллады, XII  век до н.э., ­ по времени совпала с закатом Египта и началом упадка Ассирийского царства и Вавилонии.   А при агонии золотой Византии в XIII веке   возносились   знамена   франкских   рыцарей   и   монгольских   бунчуков.   И каждый   из   этих   подъемов   был   связан   с  появлением   новых   народов  путем коренного преобразования прежних.  Сдвинем рычаг историокопа на приближение №3 – и увидим только одну культуру, переживающую свою юность, зрелость и старость. Перед нами предстанет   картина   социальной   борьбы.   В   Древнем   Риме   шла   борьба патрициев и плебеев, в Монголии это будет война дружинников Чингизхана против   племенных   вождей,   на   Руси   мы   увидим   борьбу   князей   за   великий киевский стол.   Но каждая культура будет видна отдельно, все остальные окажутся для неё только фоном. 1
При приближении №4 мы увидим уже не всю историю культуры как целого,   а   только   отдельную   эпоху.   Социальные   противоречия   станут расплывчаты, а отчетливы и выпуклы – характеры и судьбы отдельных людей. Тогда историк будет говорить о железной воле Суллы, легкомыслии Помпея, предусмотрительности  Цезаря, жестокости Ивана Грозного. История будет казаться поприщем для соперничества великих людей, фоном станет эпоха, которую рассматривали в предыдущем приближении. Нас   сегодня   интересует   период,   когда   на   территориях   современной России зарождалось государство. Помните, что прародителем всех русских князей был Рюрик. Как пишет Гумилев, по профессии он был «варяг» ­ то есть наемный воин. По происхождению – рус. Существует легенда о двух братьях, Синеусе и Труворе, возникшая в результате непонимания летописи: «Рюрик, его родственники (sine hus) и дружинники (thru voring)». Дружинников Рюрик посадил в Изборске, родственников – на Белоозере, а сам, опираясь на Ладогу (вот   откуда   Старая   Ладога   считается   первой   столицей   Руси!),   сел   в Новгороде. Так, путем подчинения окрестных славян, финно­угров и балтов, он создал свою державу. Согласно   летописи,  умер   Рюрик   в  879  году,  оставив   сына,  которого звали Игорь, по­ скандинавски – Ингвар, то есть «младший». Поскольку Игорь был очень мал, власть принял воевода по имени Хельги, то есть Олег.  «Хельги»   ­   это   было   даже   не   имя,   а   титул   скандинавских   вождей, означавший   одновременно   «колдун»   и   «военный   вождь».   Олег   с   войсками двинулся по великому пути из «варяг в греки», занял Смоленск, обманом захватил Киев, затем – Псков и в 883 году обручил малолетнего Игоря с псковитянкой Ольгой. Ольга – это женский род имени Олег. Здесь мы, скорее всего,   вновь   сталкиваемся   с   титулом,   не   зная   настоящего   исторического имени. Но, как принято в истории, мы будем называть её Ольгой. II. Далее княгиню Ольгу нам представит Мосихина Вероника. http://www.1salamandra1.ru/index/f_behkon_v_istorii_cherpaem_my_mudr ost/0­2 III. Итак, сын Ольги Святослав не пошел по стопам матери, не принял христианства. У него были другие интересы и задачи в истории. Его роль была другой:   расширять   государство,   он   освободил   вятичей   от   власти   хазар   и подчинил   их   Киеву,   разгромил   Волжскую   Булгарию,   Хазарский   каганат, 2
воевал с Византией. Эта война была неудачной для него: на обратном пути в Киев Святослав Игоревич у днепровских порогов погиб в бою с печенегами, предупрежденными византийцами о его возвращении. Но наследником идей своей бабушки Ольги станет  князь Владимир, о сложной жизни которого расскажет  Лоцманкова Виктория. IV. У князя Владимира осталось много детей. Нас интересует личность князя   Ярослава,   сына   от   полоцкой   княжны   Рогнеды.   Именно   его   потом назовут Мудрым. А почему – расскажет Слесаренко Евгения. V.   Перенесемся   примерно   на   три   века   вперед.   Нас   интересует   внук князя Всеволода Большое Гнездо, князь Александр (умер в 1263 году). Русь переживает сложные времена: с запада на неё нападают ливонские и шведские рыцари,   несущие   католичество;   с   востока   –   степные   племена.   О   нем   нам расскажет Зуев Егор.  VI. Подводим итоги.  3
Друзья! Добро пожаловать на обновленный сайт «Знанио»!

Если у вас уже есть кабинет, вы можете войти в него, используя обычные данные.

Что-то не получается или не работает? Мы всегда на связи ;)