Модель – это инструмент управления качеством образования.
Цель разработки и реализации Модели – развитие муниципальной системы оценки и управления качеством образования, создание механизма управления качеством образования.
Цель реализации проекта: Повышение качества образования в общеобразовательных учреждениях через разработку и внедрение модели системы управления качеством образования, разработанной в соответствии с требованиями и рекомендациями международных стандартов по менеджменту качества.
Основой решения задач и достижения цели проекта является выполнение мероприятий по:
1. Созданию системы управления Проектом.
2. Включению коллективов общеобразовательных учреждений в деятельность, направленную на изучение и внедрение в практику работы современных методов, технологий управления качества.
3. Созданию условий для развития различных форм взаимодействия стажеровочных и пилотных площадок по внедрению модели системы управления качеством образования в общеобразовательных учреждениях.
4. Проведению регулярного мониторинга развития системы управления качеством образования в образовательных учреждениях, анализа его результатов и подведения итогов в соответствии с заданными показателями результативности.
5. Обеспечению научно –методической, финансово – экономической и ресурсной поддержки инновационных площадок, направленной на решение задач проекта.
ОПИСАНИЕ ПРОЕКТА
«Внедрение модели системы управления качеством образования
в общеобразовательных учреждениях»
Государственное автономное образовательное учреждение
дополнительного профессионального образования
«Институт развития образования Республики Татарстан»
Проектная работа
Тема: «Модель управления качеством образования
на уровне муниципалитета»
Выполнила:
Слушатель курсов повышения
квалификации учителей по проблеме:
«Современное качество общего образования:
теория, технологии, модели»
Должность: директор школы
Место работы: МОУ Тимшерская СОШ,
Усть – Куломский район,
Республика Коми.
Проектная работа допущена к защите
Руководитель проектной работы
_______________________________
«__» _______________ 2013 г.Модель – это инструмент управления качеством образования.
г. Казань – 2013 г.
Цель разработки и реализации Модели – развитие муниципальной системы оценки и
управления качеством образования, создание механизма управления качеством
образования.
Цель реализации проекта: Повышение качества образования в общеобразовательных
учреждениях через разработку и внедрение модели системы управления качеством
образования, разработанной в соответствии с требованиями и рекомендациями
международных стандартов по менеджменту качества.
Основой решения задач и достижения цели проекта является выполнение
мероприятий по:
1. Созданию системы управления Проектом.
2. Включению коллективов общеобразовательных учреждений в деятельность,
направленную на изучение и внедрение в практику работы современных методов,
технологий управления качества.
3. Созданию условий для развития различных форм взаимодействия стажеровочных и
пилотных площадок по внедрению модели системы управления качеством образования в
общеобразовательных учреждениях.
4. Проведению регулярного мониторинга развития системы управления качеством
образования в образовательных учреждениях, анализа его результатов и подведения
итогов в соответствии с заданными показателями результативности.
5. Обеспечению научно –методической, финансово – экономической и ресурсной
поддержки инновационных площадок, направленной на решение задач проекта.
ОПИСАНИЕ ПРОЕКТА
«Внедрение модели системы управления качеством образования
в общеобразовательных учреждениях»
Оценка ситуации
В УстьКуломском районе, Республике Коми последние годы сложились тенденции и
подходы к созданию условий, обеспечивающих качество и доступность образовательных
услуг. Планомерно развивается сеть образовательных учреждений, улучшается
материально техническое и информационное оснащение образовательного процесса,
внедряются современные образовательные технологии и методики. В ряде ОУ имеетсяопыт разработки и внедрения таких систем управления качеством образования, которые
обеспечивают достижение более высокого качества образования. Вместе с тем
состояние системы управления образованием в целом не в полной мере соответствует
требованиям инновационного социально ориентированного развития муниципалитета.
Не сложилась система управления качеством образования, ориентированная на запросы
потребителей образовательных услуг. Административноуправленческие процессы в
большинстве общеобразовательных учреждений недостаточно организованы и часто
неэффективны. Во всероссийском масштабе и на региональном уровне не сложилась
система единых подходов к понятиям: «качество образования», «управление качеством
образования», «показатели и критерии качества образования», «оценка эффективности
управления качеством образования». Значительная часть руководителей
образовательных учреждений не владеет современными принципами, методами,
технологиями управления, основанными на философии Всеобщего управления
качеством, которая может и должна быть положена в основу всех процессов
деятельности организации. Формирование современных механизмов оценки и
управления качеством образования предполагает создание моделей управления,
ориентированных на запросы потребителя. Многие ОУ испытывают трудности как в
разработке самой политики качества, построении модели системы управления
качеством образования (далее – УКО), так и во внедрении этой модели в практику
управления школой.
Проблема
Состояние большинства школьных систем управления качеством образования не
позволяет в полной мере обеспечить качество образования, отвечающее требованиям
инновационного социально ориентированного развития региона, запросам участников
образовательного процесса и потребителей образовательных услуг.
Отсутствие модели системы управления качеством образования, разработанной в
соответствии с требованиями и рекомендациями международных стандартов по
менеджменту качества, не позволяет изменить состояние качества образования в
большинстве ОУ.
Отсутствие стандартов качества и доступности образовательных услуг,
стандартизированных методов оценки не позволяет обеспечить адекватную оценку
деятельности образовательных учреждений со стороны органов управления
образованием, эффективно использовать результаты оценки деятельности ОУ при
принятии управленческих решений (например, распределении ресурсов в условиях их
ограниченности, выстраивании финансовой политики, при решении вопросов
оптимизации сети ОУ).
Не разработаны механизмы повышения заработной платы педагогов с учетом качества
их профессиональной деятельности.
Цель
Повышение качества образования в общеобразовательных учреждениях через внедрениемодели системы управления качеством образования, разработанной в соответствии с
требованиями и рекомендациями международных стандартов по менеджменту качества.
Задачи
1. Создать условия для развития эффективных систем управления качеством
образования в ОУ. Обеспечить разработку, внедрение и корректировку модели системы
управления качеством образования, разработанной в соответствии с требованиями и
рекомендациями международных стандартов по менеджменту качества.
2. Повысить в общеобразовательных учреждениях, вступивших в проект, эффективность
управления качеством образования.
3. Обеспечить в ОУ, вступивших в проект, качество образования, отвечающее
требованиям инновационного социально ориентированного развития региона, запросам
участников образовательного процесса и потребителей образовательных услуг.
4. Обеспечить единые подходы к оценке качества образования, а также к оценке
эффективности и результативности управления качеством образования в
общеобразовательных учреждениях через систему единых критериев и показателей
эффективности и результативности управления качеством образования.
5. Создать «точки» инновационного развития для трансляции передового опыта в
муниципалитете управления качеством образования.
6. Создать условия для повышения конкурентоспособности системы образования.
Способ решения
Реализация проекта «Внедрение модели системы управления качеством образования в
общеобразовательных учреждениях».
Ресурсы
Кадровые (руководители и педагогические коллективы ОУ, изъявившие желание
1.
участвовать в проекте, муниципальные органы управления образованием);
Информационные (стажерские площадки, высокоскоростной доступ в
2.
Интернет);
Материальнофинансовые (ПК и оргтехника, бюджетные средства, выделенные
3.
на реализацию проекта).
Риски1.
Модель не будет воспринята частью руководителей, т.к. требуется перестройка
сознания руководителей на работу в соответствии с философией Всеобщего управления
качеством.
Руководители недостаточно самостоятельны в формировании образовательной
2.
политики ОУ, при принятии управленческих решений вынуждены ориентироваться на
мнение вышестоящих органов.
Часть стажёрских площадок может не обеспечить выполнение возлагаемых на
3.
них функций по объективным и субъективным причинам.
4.
Инертность системы.
Ожидаемые результаты
1. Внедрение эффективной модели системы управления качеством образования
обеспечит:
повышение качества образования,
повышение эффективности использования внутренних ресурсов ОУ (кадры,
материальнотехническая база и др.),
положительную динамику удовлетворенности потребителей образовательных услуг,
повышение конкурентоспособности ОУ в образовательной среде муниципального
района,
модернизацию системы общего образования, получит развитие региональная и
школьная системы оценки качества образования, произойдет совершенствование
механизмов управления качеством, осуществится упорядочивание административно
управленческих процессов в образовательных учреждениях, повысится
профессиональная компетентность руководителей образовательных учреждений и
педагогических работников по вопросам оценки качества и управления качеством
образования.
2. В ходе реализации проекта будет:
разработана и апробирована модель системы управления качеством образования в
общеобразовательных учреждениях, обеспечивающая повышение качества образования,
отвечающего требованиям инновационного социально ориентированного развития
региона, запросам участников образовательного процесса и потребителей
образовательных услуг;
разработаны методические рекомендации по внедрению модели системы управления
качеством образования в общеобразовательных учреждениях;
разработана и апробирована система единых критериев и показателей эффективностиуправления качеством образования в ОУ, обеспечивающая адекватную оценку
деятельности образовательных учреждений (со стороны органов управления
образованием, а также потребителей образовательных услуг), позволяющая эффективно
использовать результаты оценки деятельности ОУ при принятии управленческих
решений;
3. В период реализации проекта произойдет перестройка сознания руководителей ОУ,
участвующих в проекте. Увеличится количество ОУ, принявших решение, включиться в
проект по реализации модели системы управления качеством образования (за счет
привлечения ОУ участников проекта к презентации опыта и сопровождению процесса
внедрения Модели).
4. Повысится конкурентоспособность системы образования.
План реализации проекта
Этапы
План реализации проекта
Исполнители
проекта
1. Подготовительный этап (январь 2013 июль 2013)
1.1.
1.2.
1.3.
1.4.
1.5.
1.6.
1.7.
1.8.
1.9.
Создание рабочей группы по разработке Модели
системы управления качеством образования в
общеобразовательных учреждениях.
Управление образование
Разработка Модели системы управления
качеством образования в ОУ
Презентация Модели системы управления
качеством образования ОУ
Рабочая группа
Рабочая группа
Корректировка Модели системы управления
качеством образования в ОУ
Рабочая группа
Разработка Положения о стажировочных
площадках по сопровождению процесса
внедрения Модели системы
Рабочая группа
Разработка Положения о пилотных площадках по
внедрению Модели системы управления
качеством образования в ОУ
Рабочая группа
Разработка Положения об экспертах по оценке
конкурсных материалов ОУ
Рабочая группа
Разработка Положения об экспертах по оценке
конкурсных материалов ОУ
Управление образование
Корректировка Положений о стажировочных и
Рабочая группапилотных площадках, об экспертах по оценке
конкурсных материалов.
1.10.
1.11.
Формирование конкурсной комиссии и
организация ее деятельности.
Управление образование
Подготовка нормативноправовой базы для
реализации проекта.
Рабочая группа
2. Конкурсный отбор ОУ (август 2013 сентябрь 2013)
2.1
2.2
2.3
Конкурсный отбор стажировочных площадок по
сопровождению процесса внедрения Модели
системы управления качеством образования в
ОУ.
Конкурсный отбор стажировочных площадок по
сопровождению процесса внедрения Модели
системы управления качеством образования в
ОУ.
Создание сети стажировочных и пилотных
площадок по внедрению Модели системы
управления качеством образования.
3. Этап внедрения (2014 – 2015)
Конкурсная комиссия
Конкурсная комиссия
Управление образование
3.1
3.2.
3.3.
3.4.
3.5.
Установочное совещание руководителей ОУ
участников проекта.
Управление образование
Определение системы взаимодействия
стажировочных площадок с пилотными
школами) на год, два года (перспективное
планирование).
Руководитель
стажировочной площадки
Процесс внедрения Модели системы управления
качеством образования в ОУ.
Стажировочные и пилотные
площадки
Расширение сети пилотных школ (конкурсный
отбор).
Конкурсная комиссия
Участие стажировочных площадок и пилотных
школ в сертификации качества, во
Всероссийском конкурсе на премию в области
качества.
Стажировочные и пилотные
площадки
4. Аналитический этап (ежегодно)
4.1.
Входной мониторинг состояния систем в ОУ ,
являющихся пилотными площадками.
Управление образование4.2.
4.3.
4.4.
4.5.
4.6.
Аналитические отчеты о деятельности
стажировочных и пилотных площадок.
Экспертиза эффективности деятельности
Модели системы управления качеством
образования, её корректировка.
Эксперты
Самооценка эффективности внедрения Модели
системы управления качеством образования
пилотными школами
Мониторинг удовлетворенности потребителей
качеством образования.
Эксперты
Мониторинг удовлетворенности пилотных
площадок процессом сопровождения
стажировочными площадками внедрения Модели
системы управления качеством образования.
Эксперты
5. Трансляция опыта
5.1.
5.2.
Представление опыта муниципалитета на уровне
региона, в Российской Федерации (публикации,
конференции и т.п.)
Стажировочные и пилотные
площадки, эксперты
Переход ряда пилотных школ в разряд
стажировочных площадок, тьюторское
сопровождение процесса внедрения Модели в
других образовательных учреждениях.
Пилотные школы
Оценка качества реализации проекта.
Для стажировочных площадок.
1. Результаты мониторинга удовлетворенности пилотных площадок
процесса внедрения Модели.
2. Степень выполнения стажировочной площадкой технического задания.
3. Трансляция опыта (количественные и качественные показатели).
Для пилотных площадок.
1. Положительная динамика результатов образования.
2. Результаты внешней экспертизы деятельности ОУ.3. Смена статуса (переход в разряд стажировочных площадок).
4. Положительная динамика удовлетворенности потребителей образовательных
услуг; персонала учреждения.
5. Трансляция опыта (количественные и качественные показатели).
Целевые показатели результативности
1. Положительная динамика в достижении критериев и показателей реализуемой
Модели системы УКО.
2. Предоставление возможности обучаться в соответствии с основными
современными требованиями в соответствии с СанПиНами, ФГОС и другими
регламентирующими документами для всех обучающихся ОУ.
3. Прохождение учителями ОУ повышения квалификации по новым адресным
моделям.
4. Использование учителями ОУ современных образовательных технологий (в том
числе ИКТ) в профессиональной деятельности.
5. Увеличение доли руководителей и учителей, повысивших квалификационную
категорию за время реализации проекта.
6. Предоставление достоверной публичной информации о своей деятельности на
основе системы автоматизированного мониторинга.
7. Увеличение доли обучающихся в общей численности обучающихся на всех
уровнях образования, получивших оценку своих достижений через добровольные
и обязательные процедуры оценивания для построения на основе этого
образовательной траектории, способствующей социализации личности.
Ресурсы (бюджет проекта)
1. Финансирование деятельности экспертов
По договору возмездного оказания услуг.
2. Финансирование деятельности стажировочных и пилотных площадок
Согласно представленной смете расходов в конкурсных материалах.
Глоссарий1. Аудит качества образования процесс экспертизы образовательного учреждения,
процессов или отдельных образовательных программ на основе представленных
документов и установление соответствия объекта исследования определенным
критериям аудита, целям и задачам.
2. Всеобщее управление качеством (Total Quality Management — TQM) —
международный интегрированный метод менеджмента, целиком ориентирующий
деятельность организации на полную удовлетворенность потребителей (внешних
и внутренних), сотрудников и общества в целом, охватывающий все процессы
организации, вовлекающий в деятельность по непрерывному улучшению качества
всех ее сотрудников и направленный на достижение долговременного успеха и
стабильности функционирования организации.
3. Высшее руководство ОУ — лицо или группа работников ОУ, осуществляющих
направление деятельности и управление организацией на высшем уровне.
4. ИСО 9000 — серия международных стандартов, описывающих требования к
системе менеджмента качества организаций и предприятий, утвержденных в
России в качестве государственных стандартов (ГОСТ) или используются в
качестве основы для разработки новых стандартов.
5. Качество — это совокупность свойств и характеристик продукции, которые придают
ей способность удовлетворять обусловленные или предполагаемые потребности (ИСО
9000:2000).
6. Качество образования (КО) — 1) сбалансированное соответствие образования
(как результата, как процесса, как образовательной системы) установленным
потребностям, целям, требованиям, нормам (стандартам); 2) интегральная
характеристика системы образования, отражающая степень соответствия
реальных достигаемых образовательных результатов государственным
нормативным требованиям, социальным и личностным ожиданиям.
7. Качество образовательной услуги – 1) соответствие требованиям и стандартам;
2) оценка потребителем качества услуги не только с точки зрения результата, но
и с точки зрения процесса обучения.
8. Конкурентоспособность ОУ — способность ОУ обеспечить высокое качество
подготовки обучающихся, отвечающее требованиям личности и запросам
организаций работодателей, в сравнении с другими аналогичными
образовательными учреждениями.9. Критерии качества образования – нормы соответствия уровней подготовки
обучающихся, условий, деятельности образовательного учреждения и управления
процессами в соответствии с установленными требованиями качества
образования.
10. Критерий (от греч. kriterion средство для суждения) признак, на основании
которого производится оценка, определение или классификация чеголибо;
критерий – это мерило суждения, оценки.
11. Обеспечение качества – часть скоординированной деятельности (участников
образовательного процесса), по руководству и управлению организацией,
направленная на создание уверенности, что требования к Качеству образования
будут выполнены.
12. Образовательная услуга 1)учебнопедагогическая деятельность; 2)
предоставление образовательным учреждением возможности получения
образования, улучшающего конкурентоспособность потребителя на рынке труда;
3) система знаний, информации, умений и навыков, которые используются в
целях удовлетворения разнообразных образовательных потребностей личности,
общества, государства.
13. Оценка качества образования – 1) все виды деятельности, направленные на
создание уверенности, что требования к качеству образования будут выполнены;
2) все виды диагностической и аналитической деятельности, направленные на
подтверждение того, что требования к качеству образования выполнены (или не
выполнены).
14. Пилотная площадка (в рамках реализуемого проекта) общеобразовательное
учреждение, которое формирует системы управления качеством образования в
своем учреждении на основе Типовой региональной модели системы управления
качеством образования.
15. Показатель это количественное средство передачи информации о какойлибо
сущности или явлении, обобщающая характеристика, по которой можно судить о
качестве, состоянии или развитии объектов или процессов.
16. Потребитель – организация или физическое лицо, получающие продукцию или
услуги организациипоставщика. В рамках реализуемого проекта под
потребителями подразумеваются обучающиеся данного ОУ, их родители
(законные представители).
17. Потребитель образовательных услуг – организация или физическое лицо,
имеющие намерение заказать, либо заказывающие образовательные услуги для
себя или несовершеннолетних граждан, либо получающие образовательные
услуги лично.18. Процессный подход в управлении – это серия взаимосвязанных непрерывных
управленческих действий; это подход, определяющий рассмотрение
деятельности любой компании как сети процессов, связанных с целями и миссией
этой компании.
19. Регламент – 1) совокупность правил, определяющих порядок деятельности
(государственного) органа, учреждения, организации; 2)нормативноправовой
акт, регулирующий внутреннюю организацию и порядок деятельности какого
либо (государственного) органа и его подразделения.
20. Результативность процесса – это степень реализации запланированной
деятельности и достижения запланированных результатов (ГОСТ РИСО 90002001).
21. Самообследование (самоанализ) – процедура внутреннего оценивания, анализа и
обобщения результатов образовательной деятельности с целью
совершенствования и развития.
22. Самооценка – 1) результат процесса самообследования, рассматривается и как
процедура оценки показателей, заданных извне субъектом управления; 2) оценка
человеком самого себя, своих достоинств и недостатков, возможностей, качеств,
своего места среди других людей.
23. Стажировочная площадка ( в рамках реализуемого проекта)
общеобразовательное учреждение, которое на основе Типовой региональной
модели совершенствует собственную систему управления качеством образования
и осуществляет тьютерское сопровождение процесса формирования системы
управления качеством образования в общеобразовательных учреждениях,
являющихся пилотными площадками проекта.
24. Улучшение качества – часть скоординированной деятельности (участников
образовательного процесса) по руководству и управлению организацией,
направленная на увеличение способности выполнить требования к качеству.
25. Управление качеством образования (УКО) — это деятельность по управлению
всеми этапами жизненного цикла организации, а также взаимодействием с
внешней средой.
26. Школьна система оценки качества образования (ШСОКО) целостная система
диагностических и оценочных процедур, реализуемых различными субъектами
управления школой, которым делегированы полномочия по оценке качества
образования, а также – совокупность организационных структур, нормативно
правовых и инструктивнометодических материалов, материальнотехнических и
информационных ресурсов, обеспечивающих оценку.
27. Экспертиза – 1) сервис по отношению к процессу принятия решений в различных
областях общественной практики (например, по отношению качества образованияв ОУ); 2) исследование какоголибо вопроса специалистами (например, в области
качества образования), завершающееся выдачей соответствующего заключения;
3) всестороннее изучение состояния образовательных процессов, условий и
результатов образовательной деятельности.
28. Эффективность процесса связь между достигнутым результатом и
использованными ресурсами (ИСО 9000:2001).