Проектная работа «Утраченный памятник архитектуры-Курзал липецких минеральных вод»
Оценка 4.8

Проектная работа «Утраченный памятник архитектуры-Курзал липецких минеральных вод»

Оценка 4.8
Исследовательские работы
docx
МХК
7 кл
14.08.2018
Проектная работа      «Утраченный памятник архитектуры-Курзал липецких минеральных вод»
Целью данного исследования является поиск ответа на вопрос о возможных причинах сноса курзала липецких минеральных вод. На начальном этапе работы возникла гипотеза о том, что веских причин для этого не было. Дальнейший ход исследования протекал следующим образом: Была обследована та часть Нижнего парка, на которой находился курзал. Здание мысленно вписывалось в предполагаемый архитектурный ансамбль района современной площади Петра Великого, бывшего кинотеатра « Октябрь», часовни Петра и Павла. Изучены фотографии XIX и XX века с целью определения местонахождения курзала, изменения его облике во время дальнейших перестроек, а также та техническая документация, с которой удалось познакомиться в Государственной дирекции по охране историко – культурного наследия Липецкой области.Собраны воспоминания очевидцев состояния строения незадолго до сноса. Объективные факты об этом сообщили бывший сотрудник Государственной дирекции Тягунов В.Д, работники Липецкой филармонии Леонова Т.Б.и Ролдугин А. Д. В краеведческой литературе был прослежен ход проектирования, возведения и существования курзала, а затем драматического театра и филармонии. Особое внимание было уделено изучению той культурной среды, которую сформировалась вокруг этого здания.С помощью ресурсов Интернета удалось найти публикации СМИ, посвященные данной теме. В результате исследования был получен ответ на вопрос о целесообразности и законности сноса здания.Документ Microsoft Office Word (.docx)
Утраченный памятник архитектуры.docx
«Утраченный памятник архитектуры»                                       (Курзал липецких минеральных вод) Выполнила: Болховитинова Юлия,16 лет.  Руководитель Водопьянова Татьяна Михайловна, заведующая музеем МБОУ СОШ Гимназия № 12 г. Липецк                                                                     2012 г. Содержание: Введение………………………………………………………………………………….5 Глава I История возведения курзала липецких минеральных вод……………………6 Глава II. Культурная жизнь в здании курзала………………….......................................7 II.1. Курзал –центральная сцена Липецка.........................................................................9 II.2.Липецкий драматический театр ……………………………………………………12 II.3. Липецкая областная филармония………………………………………………...13 Заключение. Утраченный памятник культуры……………………………………….14 Используемая литература………………………………………………………………15 Приложение……………………………………………………………………………….16 Цель проекта: Целью данного исследования является поиск ответа на вопрос о возможных причинах  сноса курзала липецких минеральных вод. На начальном этапе работы возникла гипотеза о  том, что веских причин для этого не было. Дальнейший ход исследования протекал  следующим образом: Была обследована та часть Нижнего парка, на которой находился курзал. Здание мысленно  вписывалось в предполагаемый архитектурный ансамбль района современной площади  Петра Великого, бывшего кинотеатра « Октябрь», часовни Петра и Павла. Изучены фотографии XIX и XX века с целью определения местонахождения курзала,  изменения его облике во время дальнейших перестроек, а также та техническая документация, с которой удалось познакомиться в Государственной дирекции по охране  историко – культурного наследия Липецкой области. Собраны воспоминания очевидцев состояния строения незадолго до сноса. Объективные  факты об этом сообщили бывший сотрудник Государственной дирекции Тягунов В.Д,  работники Липецкой филармонии Леонова Т.Б.и Ролдугин А. Д. В краеведческой литературе был прослежен ход проектирования, возведения и  существования курзала, а затем драматического театра и филармонии. Особое внимание  было уделено изучению той культурной среды, которую сформировалась вокруг этого  здания. С помощью ресурсов Интернета удалось найти публикации СМИ, посвященные данной  теме. В результате исследования был получен ответ на вопрос о целесообразности и  законности сноса здания. Актуальность исследования Актуальность проблема не утратила, так как и сегодня снос памятников архитектуры  продолжается. . Определение предмета исследования В работе рассматривается проблема сохранения культурного наследия в нашем городе на  примере здания Липецкого курзала, снесенного в 1997 году. В работе делается попытка  найти объективные причины, обусловившие уничтожение памятника Федерального  значения. Поиск ответа на поставленный вопрос о целесообразности этого решения  городской администрации осуществляется, прежде всего, методом изучения и анализа  краеведческой литературы и ресурсов Интернета. В работе приводятся воспоминания  посетителей Липецкого курорта 19, начала 20 века. Внимательно рассматриваются старые  фотографии курзала (Приложения), дано описание здания филармонии, которая  размещалась в здании бывшего курзала в конце 1990 годов. Наиболее подробно  рассматривается значение для нашего города того культурного пласта, который был связан с активной концертной и театральной жизнью, наполнявшей это здание. В данной работе приводятся личные воспоминания и точка зрения на произошедшие  события сотрудников филармонии, которые до 1997 года работали в этом здании,  сотрудников Государственной дирекции по охране памятников, пытавшихся предотвратить снос здания, отклики, прозвучавшие в средствах массовой информации. Формулировка проблемы В1197 году волевым решением Липецкой администрации было снесено одно из старейших  зданий города, курзал Липецкого курорта. Ценность этого здания определялась не столько  его архитектурными достоинствами, сколько памятью о театральном и музыкальном  прошлом. Выдвижение гипотезы: Возможно, что количество перестроек, отсутствие единственного, яркого архитектурного  замысла негативно повлияло на судьбу курзала в дальнейшем. Культурной среде города в  результате сноса здания бывшего курзала был нанесен серьезный ущерб. Ожидаемые результаты Напомнить о том, какую роль играл для формирования культурной жизни города курзал  липецких минеральных вод. Привлечь внимание липчан к проблеме сохранения  культурного наследия. Способствовать предотвращению сноса бывшего кинотеатра «  Унион» и других зданий старого Липецка. Подготовка к презентации исследовательского материала. Написание исследовательской  работы. В сообщении были использованы текстовый редактор WORD, ресурсы сети Интернет, для  подготовки публикаций использовался Microsoft Office Publisher. Итоговый материал  представлен в виде презентации, выполненной в редакторе POWER POINT.  Иллюстрированный материал для презентации был собран в результате фотосъемки и  работы в сети Интернет. Используемые медиа ресурсы: текстовый редактор WORD, ресурсы сети Интернет. Информационные источники: ­ ­ ­ Я признаюся вам, что Липецк – рай земной! Любезность жителей и прелести природы Мне здесь полезнее, чем все на свете воды.   Нет! Я вообразить без грусти не могу, Что должно в Петербург мне будет возвратиться И важной знатности в блистательном кругу О Липецке вздыхать и скукою томиться. А. Шаховской «Урок кокеткам, или Липецкие воды» Введение. Будущее моего города тесно связано с его настоящим и прошлым. В течение нескольких  столетий на его улицах каждое поколение оставляло свои зарубки для памяти. Старинные  здания несут в себе воспоминания о событиях прошлых лет, о людях, которые в них  обитали. Но, тем не менее, эти шедевры подвержены естественному разрушению. Кроме  того, уничтожение их происходит в силу различных обстоятельств. В наши дни вопросы  сохранности объектов культурного и исторического наследия регулирует Федеральный  закон от 25 июня 2002 года №73­Ф3 «Об объектах культурного наследия». В нём  говорится: «К объектам культурного наследия РФ относятся объекты недвижимого  имущества со связанными с ними произведениями живописи, скульптуры, декоративно­ прикладного искусства. Объектами науки и техники и иными предметами материальной  культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность  с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и  техники, эстетики, этнологии и антропологии, социальной культуры и являющиеся  свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации зарождении и  развитии культуры». Эти памятники должны охраняться государством. Липецк, к  сожалению, лишился многих памятников культурного наследия ­ это, прежде всего,  Вознесенский храм, где венчались предки А.С.Пушкина, Троицкий собор и другие церкви  старого города. К числу невосполнимых потерь нужно отнести также исчезновение ряда  зданий, связанных со строительством железоделательных заводов. Липецкий курорт явился важным звеном в строительстве города. Каждое его здание  представляет собой интерес не только для историков архитектуры 18 – 19 веков: судьбы  многих известных людей связаны с пребыванием на Липецких минеральных водах. Не  сохранились до наших дней – читальня, дом директора Минеральных вод, канцелярия  Петра 1, курортный зал, многочисленные фонтаны, мостики. Свою работу я решила посвятить охране памятников города Липецка, а именно Курзалу  Липецких минеральных вод. Цель, которую я поставила перед собой ­ выявить  обоснованность сноса здания и те возможные выгоды, которые приобрел Липецк от этого.  В ходе работы мне пришлось обращаться за консультацией к заведующему отделом  строительства и реставрации Липецкой Епархии Владимиру Дмитриевичу Тягунову, который в свое время пытался отстоять это здание. Использованы также личные  воспоминания сотрудников Липецкой филармонии А.Родугина и Т. Леоновой. В государственной дирекции по охране культурно­исторического наследия мне помогли  ознакомиться с технической документацией по зданию курзала, его перестройкам и сносу.  Там же я нашла статьи и фотографии, относящиеся к этому периоду. Основные  библиографические источники для создания данной работы – это книги «Липецк и  Липецкие минеральные воды», Л.Рудакова «По следам легенд», В. «Исторические и  памятные места Липецка» Колтакова В.М.,  Овчинников А. « Липецк. Страницы истории»  Колтакова В. М, газетные публикации, ресурсы Интернета. Глава I.1.История возведения здания курзала Курзал был неотемлимой частью любого курорта. Курзал (курхауз, кургауз) — помещение  на курорте, предназначенное для отдыха и проведения культурно­развлекательных  мероприятий. В курзале обычно размещаются киноконцертный зал, лекторий, библиотека,  помещения для игр, организуются выставки, вечера отдыха, театральные представления,  проводятся музыкальные собрания.[1] Как мне удалось выяснить, здание курзала в Липецке меняло несколько раз свое местоположение и облик. Возможно, что этот факт  станет одним из формальных причин сноса здания. Предшественником курорта был «гошпиталь для мастеровых» при Липских заводах.  Пребывание на курорте начиналось, как правило, в здании вокзала. Первоначально для  встречи посетителей курорта, для балов и приемов знатных особ, приезжающих на  Липецкие Воды, необходимо было особое помещение. Известно, что этой целью дирекция  курорта в 1806 году купила у иностранца Приори кофейный дом. В 1820 году Липецк  посетил учредитель курорта император Александр I. К его прибытию на месте старого  кофейного дома была выстроена красивая крытая галерея; где и прошел бал в честь  приезда государя. Галерею в простонародье называли «игрищем», а дворяне – вокзалом. Но это же  обстоятельство ­ прекратило финансирование строительства курорта. Начатые в 1805— 1806 годах строительством здания курорта находились в незаконченном состоянии. Пра­ вительство продолжало бумажную волокиту, утверждало все, подчас грандиозные, планы и предложения дирекции курорта, но денег не отпускало, рекомендуя «достать их на месте. С окончанием войны и появлением возможности дворян вновь посещать курорты Европы  интерес к неустроенному Липецкому курорту упал совершенно. Тамбовское дворянство отказалось от предложенной ему в 1819 году правительством  «чести» взять курорт на свое попечение. Тогда Государственный совет в том же году принял решение выстроить на Липецких  Минеральных Водах галерею (курзал) и отдать ее вместе с курортом в аренду. Для курзала отводится участок на месте бывшего здания филармонии. Начинается  проектирование курзала. К этой работе был привлечен и петербургский архитектор А .И. Мельников. По существовавшему тогда положению жилые дома строились в  подавляющем большинстве по типовым, или «образцовым», проектам. Что же касается  гражданских зданий, то они разрабатывались на месте и представлялись в Строительный  комитет для рассмотрения, если нужно — для переработки и последующего утверждения  царем.[2] Проект курзала в данном случае был разработан совместно тамбовским губернским  архитектором Шубиным и архитектором Минеральных Вод, ведавшим застройкой и города Липецка, А. Славинским. Задание на проектирование галереи обусловливалось тем, что  курзал должен быть удобно связан и решен в комплексе с колодцем минеральной воды. Над колодцем уже стоял наполовину выстроенный по проекту Славинского павильон. Шубин и  Славинский, вынужденные считаться с наличием уже строящегося павильона, включили его в композицию проекта курзала без всяких изменений. Спуск к колодцу был оформлен  колоннадой. Когда проект был представлен в Строительный комитет, он попал на  рассмотрение к члену комитета профессору архитектуры А. И. Мельникову. Он переделал  его, руководствуясь своим видением будущего здания.. 15 апреля 1820 года проект был «поднесен на  высочайшее усмотрение», а позже на Государственном совете сообщено, что «государь  император на положение оного соизволяет». К сожалению, в силу ряда обстоятельств,  проект не получил осуществления. Этим самым Липецк был лишен одного из лучших  зданий, которое, безусловно, заняло бы достойное место в ряду памятников русской  архитектуры первой трети XIX века.[3] «Прежний же вокзал или так называемая галерея, в которой веселилась публика во времена супиров и амуров, находилась по той стороне речки, между заведением минеральных ванн  и березками. Она была деревянная и в конце сгнила так, продана с аукциона за очень  незначительную сумму, приблизительно 75 рублей серебром. Фасадом она была обращена,  как и ванны к соборной горе, а часть сада, находящаяся перед нею до ограды, служила  подъездным двором. Нынче это место составляет лучшую часть минеральных вод».[4] . Есть сведения о том, что в 1853 году вместо галереи было построено одноэтажное, с  центральной двухэтажной частью, здание вокзала, или, как его позже стали называть,  курзала (курортного зала). В 1853 году уездным предводителем дворянства  М. И. Кожиным было построено здание курзала (курортный или вокальный зал). Оно было  возведено по соседству с «минеральным колодцем», бюветом, с которым было соединёно  крытой галереей. В курзале устраивались сезонные балы, концерты, в том числе камерных  и симфонических оркестров. Здесь же находились библиотека и архив курорта. Кроме  того, в фойе был установлен бюст императора. « Из колодца ведет в вокзал крытый коридор, которым проходят в холодное время года.  Обыкновенно это кратчайший путь в вокзал по широким каменным ступеням к садовому  крыльцу или, так называемой « Каменной террасе». Входя в вокзал из сада через каменную  террасу, вы, прежде всего, заметите на обстройке этой терассы четыре длинные доски с  надписями 1707 и 1776 годов. Первый год – это год основания липецких чугунных заводов  и, вместе, открытия липецких минеральных вод (по преданиям), а второй, ­ это год  перестройки заводов. Эти памятные доски, отлитые, вероятно, для помещения где – нибудь на стенах заводов, лежали, собранные в кучу, под березками и только в 1865 г., при  перестройке терассы, помещены здесь. С терассы входят сначала в комнату, называемую «  под арками». Потому что аркой отделяется от самого корпуса; в этой комнате помещаются шкапы с библиотекой и архивом и в летнее время лежат журналы и газеты. Сам вокзал не  отличается ни особым устройством, ни изяществом, ­ это длинная большая зала, без всяких украшений, снабженная только хорошей дубовой мебелью. В одном конце залы, западном, за перегородкою, обитой пунцовым тиком, находится  дамская уборная и комнатка для служб. В восточном конце, за такою же перегородкою,  буфет и дальше посудная и кухня в двухэтажной каменной пристройке, воздвигнутой в  1865 году. Середина залы тоже двухэтажная и тут находятся хоры для музыкантов и той  части публики, которая не желает и ли не может быть в зале. За другою аркою, находящеюся против той, через которую мы взошли ­ передняя с  швейцарскою и гардеробом. А дальше крыльцо и подъезд со стороны улицы. Липецкий  вокзал, импонирующий своей величиной, когда во время балов украсится дубовыми  ветками, деревьями, цветами и прочее, когда заблистает сотнями огней и наполнится  нарядною публикою, представляет великолепное зрелище. Общество минеральных вод,  приняв его в самом жалком виде, похожими больше на хороший хлебный магазин, чем на  бальную залу, не успело еще настоящим образом его устроить. Но есть проект сделать в вокзале паркетный пол, духовые печи, устроить иначе уборные и буфет, а также подлине  всего вокзала до самого минерального колодца построить крытые каменные терассы для  гулянья больным, которые не могут ходить по саду. Нынешний вокзал минеральных вод,  каменное довольно красивое здание – построен лет пятнадцать тому назад стараниями  М.И.Кожина» [5]. Если судить по дате издания на титульном листе, оно относится к 1867  1868 годам. В конце 1850 годов и начале 1860 ­ Липецк опустел и оставался в этом положении по 1864  год включительно. Город получил от минеральных вод средним числом 111 рублей 28  копеек с прихода от ванн, а так как ванны были по 30 копеек, то значит, что отпускалось  средним числом 370 ванн за лето. Полагая на одного лечащегося по 37 ванн, окажется, что  в эти года лечилось приблизительно по 10 человек. С прекращением приезда и самое  заведение минеральных вод пришло в упадок, колодцы и водопроводы завалились, здания,  дурно ремонтированные, гнили и разрушались. Сад обратился в сырую и неопрятную,  ветловую рощу, в которую соседи гоняли коров и других домашних животных. В результате проведенной в 1864 году земской реформы в губерниях и уездах Центральной России учреждались земства в качестве органов местного самоуправления. Земства ведали делами местного значения, содействовали предпринимательству, просвещению, здравоохранению — проводили работу, на которую у государства не находилось средств. Курортное хозяйство уездного  Липецка находилось в то время в ведении городской Думы. Но появилось решение  передать Воды в управление компании, которая представляла бы интересы города и  курорта. Решение «Высочайше утверждено» указом Александра II 15 января 1865 года.  Состав правления утвержден немного раньше, тоже царским указом (17 октября 1864  года). Все люди небедные, «немало преуспевшие в коммерции». Среди них ­ князь Виктор  Илларионович Васильчиков, генерал­адъютант в отставке, «отец проекта». Сергей  Дмитриевич Башмаков, губернский предводитель дворянства, он оказал «немалое  содействие в курортном устроении». Благодарное курортное общество назвало в его честь  14 минеральных источников. Далее — Михаил Иванович Кожин, городской предводитель  дворянства; мост у курзала не напрасно носил его имя, да и курзал можно было бы назвать  «кожиновым». Для того, чтобы улучшить положение и привлечь публику в Липецк, нужно было не только  обратить внимание на медицинское устройство и терапевтическую пользу курорта. Эту  задачу положило за основу своих действий акционерное общество во главе со С.Д Башмаковым. Доктор Новицкий, назначенный врачем при липецких минеральных водах. В  сезон 1867 года курорт посетило уже 200 человек. [5]. Итак, здание курзала в окончательном местоположении и виде (с  двухэтажной пристройкой) появилось в 1865 году. В1910 году на снимках видны уличные  электрические фонари. На фотографиях начала XX века можно увидеть крытое крыльцо в  виде небольшого портика. В дальнейшем, видимо во время строительства магистрали на  Левый берег в 30 годы, его убирают, чтобы расширить дорогу между курзалом и  кинотеатром « Унион», который был открыт в 1916 году. Незадолго перед сносом внешний вид здания был приведен к облику, характерному для  построек в стиле эпохи классицизма: рустовка нижнего этажа, белые пилястры,  украшенные ордером, лепная отделка вверху. У парадного входа и над кассами  филармонии висели красивые фонари. Светло желтый цвет строения перекликался с тоном соседнего здания кинотеатра « Октябрь», Христорождествеского собора и других старых  зданий центральной части Липецк. Возможно, что количество перестроек, отсутствие  единственного, яркого архитектурного замысла негативно повлияло на судьбу курзала в  дальнейшем. Глава II. Культурная жизнь в здании курзала II. 1.Курзал – центральная сцена Липецка Особую роль в привлечении посетителей играл и курзал липецких минеральных вод. В  курзале находился концертный зал, который более 100 лет являлся лучшим концертным  залом в городе, а также дамская и библиотечная комнаты, бильярд и буфет. Вокзал и  бювет соединялись крытым коридором, по которому отдыхающие, попив воды, в плохую  погоду могли пройти в вокзал послушать музыку. К фасаду, обращенному к Нижнему  парку, была пристроена крытая терраса, где располагалась «ресторация» для любителей  пообедать в компании. В курортном зале проводились различные благотворительные  мероприятия. Особой популярностью пользовалась лотерея­аллегри, которую проводило  Дамское попечительное о бедных общество. Часто предметами розыгрыша служили  художественные произведения, принадлежавшие или изготовленные собственноручно  покровительницей Липецкого Дамского общества принцессой Евгенией Максимилиановной Ольденбургской, которая собственноручно изготовляла предметы для  розыгрыша в лотерее – аллегро. Вспоминают, как в честь одного из приездов сына Александра III, Михаила, богатые  елецкие дворяне и купцы устроили пышное празднество, после которого Михаил  Александрович посетил город Липецк. День его приезда был заранее согласован и  составлена программа встречи. На ипподроме напротив железнодорожного вокзала  состоялись скачки, после чего кортеж гостей  проследовал через Триумфальную арку  (рядом с Христорождественским собором) к улице Дворянской (ныне ул. Ленина), по  аллеям Верхнего парка спустился к Успенской церкви. Великий князь прокатился в  специально приготовленной ладье по Петровскому пруду, а затем отправился в здание  курзала Минеральных вод на торжественный обед. Этими мероприятиями программа  встречи была исчерпана.  . Современник описывает будни липецкого курортного общества: «В 11 часов утра музыка  прекращается. Скамьи пустуют. Кто уединяется с книгой в дальнюю аллею, кто идёт  играть в бильярд или крокеты. Так до обеда. С шести часов вечера в саду играет музыка.  Для приезжих в здании были открыты почтовое отделение, фотография, цирюльня, аптека,  магазин  мороженого, вод, кумыса, молока, читальня, рестораны и, конечно, курзал. На его сцене играют знаменитые артисты  Художественного и Императорского театров (Москвин, Качалов, Бурджалов, Мейерхольд, Комиссаржевская и другие). Играют симфонические оркестры, которые выписываются из  Петербурга и состоят преимущественно из  учеников консерваторий и артистов, различных опер» (письмо Успенского Долганову, 26 июня 1869 г.). Столичного гостя, как честно  признается он сам, лечит музыка и «отдохновение помощью ничегонеделания». «В это время в саду, как муравьи, снуют длинными рядами знакомые и незнакомые лица,  составляя иногда очень живописные группы и всегда сосредотачиваясь около беседки и на  круглой площадке, украшенной цветами. Обедают, кто дома, кто в вокзале или гостинице  минеральных вод, С 8 часов вечера по воскресеньям, вторникам и четвергам оркестр  переходит в вокзал, где бывают, особенно в первой половине сезона, очень многочисленные и оживленные вечерние собрания. Здесь некоторые танцуют, другие играют в карты или  ужинают маленькими кружками на отдельных столиках». Каждая аллея парка имела свое название. Центральная аллея (аллея Борисовского) брала  свое начало от летней эстрады у Курзала, шла по правому берегу Липовки вплоть до берега Петровского пруда. Быхановская аллея начиналась от  Косого моста на Центральной аллее и шла вправо по направлению к реке Воронеж и плотине Петровского пруда. В 1891 году  Золотую аллею Нижнего парка, ведущую от курзала до Петровского пруда, впервые  озарили электрические огни [6]. В XIX веке на курорте собиралось самое изысканное общество. Еще в 1820 году курорт посетил император Александр I. Известно, что по аллеям парка в  1837 году прогуливался великий князь Александр Романов (будущий император Александр II) со своим воспитателем Василием Жуковским. Также липецкий курорт в разные годы  посещали Г.Р. Державин, будущая супруга А.С. Пушкина юная Наталья Гончарова с  родителями, Анна Керн, поэтесса Анна Бунина, Г. Успенский. Гвоздем курортного сезона  был ежегодный бал 22 июля, в память посещения Липецка императором Александром I. В  путеводителе по Липецкому курорту писали: «Липецкий вокзал, когда во время балов  украсится внутри дубовыми венками, деревьями, цветами и пр., когда заблистает сотнями  огней и наполнится нарядною публикой, представляет великолепнейшее зрелище». Именно  здесь создавалось романтическое курортное настроение, барышни искали своих принцев,  а кавалеры сквозь конфетти и серпантин любовались дамами. На сцене курзала ставили спектакли Липецкое музыкально­ драматическое общество и  Дамское благотворительное общество, с концертными номерами выступали местные  барышни­выпускницы консерватории, а также отдыхающие на курорте писатели, поэты,  музыканты. На протяжении многих лет в Липецке давали гастроли артисты столичных  театров. Стены курзала помнили писателя Г.Успенского, поэта Я.Полонского, актеров  Комиссаржевскую и Москвина. На сцене курзала ставили спектакли Липецкое музыкально­ драматическое общество и Дамское благотворительное общество, с концертными  номерами выступали местные барышни­выпускницы консерватории, а также отдыхающие  на курорте писатели, поэты, музыканты. На протяжении многих лет в Липецке давали  гастроли артисты столичных театров.  Здесь игрались оперы и оперетты, давались  драматические представления. История сохранила имена заезжих знаменитостей:  Сумбатов, Невежин, Лентовский, Захаров, Орленев, Левшина, Яблочкина, Далматов,  Дальский, Россов. Курортная газета «Липецкий сезонный листок» регулярно печатала  обширный репертуар симфонической, духовой и камерной музыки, составленный из  произведений Гасельмана, Розанова, Глинки, Верди, Чайковского, Штрауса, Оффенбах. В  прекрасном курзале играли оркестры Можайского пехотного и Астраханского лейб­ гренадерского полков. В 1900 году в курзале Липецка состоялся концерт симфонического  оркестра из Петербурга, дирижировал господин Роминг, учившийся в Берлине у  знаменитого профессора Иохима. В 1901 году город посетил оркестр Велико­Луцкого  полка из Тулы под управлением свободного художника Венской и Санкт­Петербургской  консерваторий Н.С.Подкаминера. Большим событием в жизни города были приезды  оперных труп. Об одном вечере «сезонный листок» сообщает в 1891 году: «Давались  «Евгений Онегин» Чайковского и «Демон» Рубинштейна. Никогда, вероятно, курзал не вмещал в себя такое количество публики,  желавшей услышать оперу. Роль Евгения и Демона исполнил баритон императорских  театров Яковлев. Роль Татьяны и Тамары ­ примадонна Эйген. Своими голосами и  превосходным исполнением они приводили публику в восторг». В курзале в 1869 году давал благотворительный концерт русский пианист Н.Г. Рубинштейн. Присутствовавшие на этом концерте пишут о том, какое незабываемое  впечатление произвели на них «удивительные и потрясающие звуки концерта»  выдающегося русского музыканта, директора Московской консерватории, друга  П.И.Чайковского. Он дал благотворительный концерт в пользу бедных на их лечение. На  курорте был даже создан специальный «рубинштейновский фонд», из средств которого в  течение двух лет лечились неимущие больные. Благотворительные концерты на Липецком  курорте были не редкостью. Большую сумму, например, пожертвовали со сбора от своих  концертов профессор Московской консерватории скрипач Дулов. Певцы императорской  оперы Таирова и Михайлов­Стоян. Концерты и представления заезжих певцов, музыкантов и артистов являлись весомым  вкладом в музыкальную культуру города, но и среди местных жительниц Липецка, по  свидетельству директора Липецких минеральных вод доктора медицины Н.Н.Макшеева,  оставленному в справочнике 1900 года, были ученицы консерватории, пианистки и певицы  с большими и прекрасно разработанными голосами. А вот что вспоминают современники о курзале: «В Липецке существует одно большое  курортное или сезонное общество. Все между собой по большей части знакомы, что  устанавливается через домовладельцев, у которых квартируют, или на танцевальных  вечерах. На танцевальных вечерах общество сближается, объединяется и вновь прибывший  сейчас же делается его членом. Дирижирует танцами кто­то из общества. Танцы  продолжаются 3 часа от 9 до 12 и бывают очень оживленными».[7] «Курзал – каменное одноэтажное здание. К фасаду, обращенному в сад, пристроена  широкая крытая терраса, на которую ведут три лестницы. В курзале обедают многие для  компании. Около трех­четырех часов все столики бывают заняты. Всякий старается занять  место на краю террасы, а некоторые устраиваются на площадке перед курзалом». [8] С жизнью курзала была связана судьба художника – живописца Владимира Илларионовича  Жукова(1870—1944). Известно, что в 1905 году он тайно венчается с М.А. Волконской и  переезжает в Липецк. В 1907­ 1908 годах ему было поручено оформление театральных  постановок в Липецке. А в1909­1910 он становится консультантом по художественной  части при управлении курортом. В.1916­1917 Работает на курорте художником, а затем  декоратором коллектива Малого академического театра и его студии при Курзале  минеральных вод. В.И. Жуков был счастлив на друзей и единомышленников. И умел их  находить. В стихотворном послании к Михаилу Павловичу Трунову ­ врачу, краеведу,  историку, археологу ­ есть строчка­приглашение: "Переселяйся к нам в уезд!» (Трунов в  это время участвовал в раскопках курганов Маяцкого городища, близ Дивногорья, в  Острогожском уезде Воронежской губернии).Очевидно, приглашение сыграло роль, и в  1906 году Трунов переезжает в Липецк, где сразу же включается в культурную жизнь  города. 28 июня обществом проведено торжественное заседание, посвященное 200­летию  Полтавской победы, и прочитаны рефераты о значении реформ Петра Великого, его  деятельности "на поприще просвещения русского народа", об организации врачебного дела. По собственному проекту В.И. Жуков изготовит и установит в Нижнем парке модель  шхуны петровских времен. В конце 1909 г. при Совете образовали комиссию для историко­ статистического исследования Липецка и уезда, разработали программу обследования  состояния народного образования и кустарных промыслов. Третий год существования  Совета ознаменовался выставкой в доме К. Л.         Губиной по истории крестьянской  реформы. Материалы для выставки подготовил почетный член Совета В.И. Жуков. [9] Организация театра в здании опустевшего курзала произошла по решению Липецкого  уездного Совета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов в апреле 1921 года  была поручена Лаврову Евгению Николаевичу, инструктору театрального дела Липецкого  уездного наробраза, выпускнику филологического факультета Московского университета  и Музыкально­драматического училища при Московском филармоническом обществе.  Лавров набирает драматическую труппу в Москве, привлекает для работы в театре  местных профессиональных актеров и режиссеров: К.О. Захарова, В.А. Русова, В.Н. Харламова, известного в городе куплетиста Н. Морского и еще несколько лучших  учеников драматической студии. «Первый Советский драматический театр» в Липецке был открыт 5 июня 1921 года (это дата рождения театра) спектаклем по пьесе Леонида  Андреева «Савва», в постановке режиссера В. А. Руслова. Помещением для театра  послужило национализированное и переоборудованное здание курзала. В первый же зимний сезон 1921­1922 гг. были показаны «Бесприданница» Островского, «Ревизор» Гоголя.  Труппa была укомплектована в составе 25 человек; художественное руководство  осуществляли главный и два очередных режиссера. Первый постоянный драматический  театр в Липецке просуществовал в течение полутора сезонов до 1923 года, а затем  прекратил свою работу. В период нэпа в здании городского драматического театра  работали только в летний сезон приезжие драматические коллективы, а в зимнее время  театр пустовал. Причем, очень часто эти приезжие коллективы представляли собой  смешанные музыкально­драматические труппы, которые наряду с драматическими  спектаклями ставили и оперетты. Приезжие театральные коллективы ориентировались в  основном на вкусы буржуазного зрителя, их репертуар состоял преимущественно из  «кассовых» пьес. В 30 годы городские власти Липецка поставили задачу ­ восстановить  стационарный драматический театр. В конце 1931 года была сформирована труппа. Долго  репетировали, и, наконец, 22 февраля 1932 года, в канун дня Красной Армии, состоялась  премьера. (Это дата второго рождения театра). Шлa пьеса Всеволода Вишневского «Первая конная». В 1931 году в театр, финансируемый уже постоянно без перебоев, был назначен  директором и художественным руководителем Александр Александрович Поварени (1894­ 1963). С небольшим перерывом он руководил театром до 1954 года. Главными  режиссерами с 1936 по 1958 год были Селянин Михаил Семенович, Полянский К.И.,  Трапезников П.Н, Токарев В.Н.Более 40 лет проработал на сцене, из них 22 года только в  Липецке, один из ведущих актеров и режиссеров театра Михаил Семенович Селянин. В  сезон 1934­35 гг. на афишах Липецкого театра появилось имя актера и режиссера К.И.  Полянского, проработавшего в Липецке около десяти лет. Одна за другой в репертуаре  театра появляются пьесы советских драматургов, которые идут на сцене Липецкого театра  с неизменным успехом и неоднократно возобновляются затем в следующих сезонах.  Большим событием в жизни театра явился спектакль «Любовь Яровая» К. Тренева,  поставленный К.И. Полянским в 1937 году.  Не многим известна совместная работа театра и автора над пьесами и спектаклями «Мечта», «Вынужденная посадка» «Семейное счастье» нашего земляка ­ летчика М.В.  Водопьянова. Липецкий театр первым осуществил постановку его пьес незадолго до начала Великой Отечественной войны. Пресса свидетельствует: в последние годы перед войной в  Липецком театре наблюдался творческий спад. Но за десятилетие своего существования  (1931­1941 гг.), Липецкому театру удалось прочно «встать на ноги», собрать  профессиональную труппу и создать мощный и разнообразнейший репертуар. В годы  Великой Отечественной войны вместе со всеми трудящимися города с необычайным  напряжением работал и Липецкий драматический театр. К осени 1941 года линия военных  действий приблизилась к территории города, а в начале декабря фашисты заняли г. Елец.  Ушли на фронт актеры Сухов и Турченко, погибшие во время первых боев. Ушел на фронт  и артист театра Сергей Литаврин, которому за героическую защиту г. Ленинграда  впоследствии присвоено высокое звание Героя Советского Союза. В областном  краеведческом музее хранятся сейчас документы и боевые награды В. Литаврина, а одна из улиц города носит его имя.  [10] В 1954 году с образованием Липецкой области театр  становится областным. Он объединил под одной крышей «взрослый», детский и  музыкальный театры, что было названо «липецким театральным экспериментом». Эта идея  принесла ему первое признание.5 ноября 1968 года на Красной площади по проекту  архитектора М. П. Бубнова построено здание театра на 841 место, из­за чего площадь  переименовали в Театральную.  В дальнейшем на протяжении 30 лет в здании бывшего курзала  размещалась филармония, где Липецкая областная филармония ­ преемница высоких  музыкальных традиций, которые сложились в нашем крае ещё в начале XIX века. Липецкая областная филармония возникла на основании решения Исполкома Липецкого областного  Совета депутатов трудящихся  №156 от 27 февраля 1959 года в связи с реорганизацией Липецкого концертно­эстрадного бюро, действовавшего с 1957  года. Её первым директором и художественным руководителем филармонии стал Николай  Семёнович Копытов. В ее здании была основная сцена города, выступали знаменитые  музыканты Д.Ойстрах, Э.Грач, Л.Зыкина, Э. Гилельс, М.Ростропович, композиторы  В.Левашов, Г.Пономаренко, В. Казенин, Е.Птичкин. Все эти годы неизменным гостем и  участником филармонии был наш земляк, лауреат Ленинской и государственный премий,  народный артист СССР, композитор Тихон Хренников. Незадолго до сноса здесь в  переполненном зале состоялся концерт пианистки Б. Давидович и скрипача Д.  Ситковецкого. Коллектив липецкой филармонии рос и развивался. От одной концертной бригады, состоявшей из 9 артистов в 1957 году, к середине 80­х  коллектив вырос до 130  человек. На смену одной лекторской бригаде пришли десятки самобытных концертных  групп. В разные годы солистами филармонии были Алла Пугачёва, Альберт Асадулин,  Валерий Приказчиков, Александра Стрельченко. Любовью слушателей пользовались  фольклорные ансамбли «Ягори», «Невелички», ВИА «Песни друзей», «Российские  ребята», «Индекс 398». В  70­80­е годы  в филармонию приходят вокалисты Анатолий  Безденежный и Валерий Радченко, ныне народные артисты России, гордость липецкой  вокальной школы и концертной жизни. [11] Выводы: Снос здания филармонии власти объясняли его аварийным состоянием. Уверяли, что его  легче снести, чем отремонтировать, и обещали на этом месте выстроить такое же. Хорошо  хоть, что спустя пять лет на этом месте появилась копия утраченной в 30­е годы  Петропавловской часовни. А филармонию поселили в старинном особняке на Фрунзе 7,  который перед этим отобрали у областной детской библиотеки. Как выяснилось, сделано  это было с далеко идущей целью: разместить вместе с библиотекой ресторан нельзя, а с  филармонией — можно, отняв у нее весь нижний этаж. Филармония — это не  единственный случай, когда учреждение культуры заменило культовое здание. Кинотеатр  «Заря» в начале 90­х был предназначен для молодежного центра. Но, как всегда, в бюджете не хватило денег. Здание простояло заброшенным лет десять. А потом из него вдруг  сделали шедевр архитектуры местного масштаба, не пожалев почти 70 миллионов рублей  на реконструкцию под епархиальное управление. [12] Заключение. Утраченные памятники культуры За последние 20 лет в Липецке исчезло много привычных для горожан адресов, по которым располагались памятники истории и культурные учреждения. «Отправной точкой  сокращения культурного багажа Липецка можно считать 1972 год. Тогда на Петровском  спуске снесли петровскую канцелярию. Якобы она мешала сооружению подземного  перехода, которым, кстати, народ пользуется мало, поскольку улицу можно перейти и  напрямую. В те дни власти заверили общественность, что они восстановят здание  канцелярии. Но краевед и архитектор Леонид Рудаков доказал, что речь идет всего лишь о  более поздней кухне­пристройке начала XIX века к давно разрушенной деревянной  канцелярии, на которой в рекламных целях был установлена чугунная доска с надписью:  «Постройка времен Императора Петра I, бывшая заводская канцелярия». После этого в  глазах властей старинное здание перестало представлять какую­либо ценность, и его можно было смело уничтожать. Хотя за век своего существования канцелярия уже стала  раритетом, который стоило бы сохранить — хотя бы в тех же самых рекламных целях». Разрушение курзала, памятника федерального значения, произошло в один из самых  «смутных» моментов в истории России. Незадолго до сноса филармонии главный  архитектор Липецка, В. П. Канцоне сказала на одной из встреч с общественностью, что  прилегающая к Нижнему парку территории будет зарезервирована под офисные застройки  для создания делового центра, что мы и видим сегодня. Конечно, с точки зрения  градостроительства это имеет смысл. Слабый фундамент и трещины в стенах – это  сильный аргумент, но, при желании, вполне исправимый. И, возможно, одинокое здание на  парковой стороне улицы не вписывалось в проекты будущей площади Петра I. Это  позволило руководству Липецкой области волевым решением убрать из центра города одну из его достопримечательностей – здание курзала, которое затем использовалось как  драмтеатр, театр кукол, областная филармония. Липецк – курорт отступил перед  Липецком металлургическим. На вопрос журналиста об этой проблеме Л. В. Куракова  ответила: «У нас же на учете состоит свыше трех тысяч таких памятников! В минувшие  десятилетия о сбережении их больше было разговоров, чем реальных дел. Потому мы и  потеряли, допустим, здание курзала или петровскую контору в Нижнем парке[13]».  Однако, так же, как бывают «намоленными» церкви, часовни и другие святые места,  бывают святыми и светские памятники и уничтожение их – это святотатство. Но выступления общественности в защиту памятников архитектуры в нашем городе стали  достигать своей цели. Так старинный, еще дореволюционной постройки кинотеатр «Унион» в Липецке будет сохранен и отреставрирован. По данным липецких краеведов, кинотеатр  «Унион» начали строить в конце XIX века, а его открытие состоялось в 1909 году, тогда же здесь был показан и первый черно­белый немой фильм. Показ сопровождали музыкальные  сюжеты пианистов­таперов. После революции 1917 года здание, главным образом,  использовалось для проведения массовых партийно­общественных мероприятий, но  одновременно здесь также показывали кино. Позднее в здании был открыт кинотеатр  «Октябрь». В 50­60­е годы прошлого столетия перед сеансами здесь выступал оркестр с  певцами и липчане с удовольствием его слушали. В последние годы вокруг судьбы здания  велись ожесточенные споры. «Унион» требовали снести. Кстати, сооружение официально  относится к объекту культурного наследия регионального значения, и построить здесь «что­нибудь современное». Даже предлагалось возвести здесь фешенебельное казино. Сейчас, благодаря усилиям краеведов, началась предпроектная подготовка, в том числе обмеры и исследования здания, которое с бывшим названием «Унион» будет сохранено в  Липецке. Ознакомившись с историческими документами, библиографическими источниками,  газетными статьями и высказываниями свидетелей сноса здания липецкого курзала, я  пришла к выводу, подтверждающими положения гипотезы о том, что наш город больше потерял, чем приобрел от сноса памятника архитектуры. Старый курзал был  не просто достаточно ветхий дом, а дом, где жила память о культуре целой эпохи в жизни  нашего города. Здание, как выяснилось, не имело принципиальных признаков аварийности  (устойчивость фундамента, прочность стен и крыши, сохранность коммуникаций). Были  выделены достаточно большие деньги для капитального ремонта. Но, тем не менее, в 1997  году начался снос курзала. Он длился долго, так как оказался очень крепким кирпич производства 19 века. Здание словно не хотело умирать. Теперь на его месте –  клумба. Это как незажившая рана. Возникает вопрос, что лучше, восстанавливать, как,  например, часовню Петра и Павла? Отмечать памятниками знаками, как на месте  петровской канцелярии, или делать вид, что клумба – это просто клумба? Исследования 1. Новый толково­словообразовательный словарь русского языка. Автор Т. Ф. Ефремова. 2. Л. Е. Рудаков. По следам легенд — Воронеж: Центрально­чернозёмное книжное  издательство, 1980. 3. Л. Е. Рудаков. По следам легенд — Воронеж: Центрально­чернозёмное книжное  издательство, 1980. 4. Альманах « Липецкие минеральные воды» ­ С.Петербург 1868 год. С. 25 26 . 5. Альманах « Липецкие минеральные воды» ­ С.Петербург 1868 год. С. 29 30 6. Альманах « Липецкие минеральные воды» ­ С.Петербург 1868 год. С. 32 7.Макшеев Н.Н. «Липецк. Минеральные воды и грязелечебница». Москва, 1900 г. 8. Толстов А.С. «Лето на Липецком курорте».[8] Москва, 1902 Созидатели / гл. ред. В. Х. Соломин — Липецк: без изд­ва, 2004. — Т. 2. Колтаков В. М., Овчинников А. В. Исторические и памятные места Липецка — Липецк:  Изд. центр газ. «Де­факто», 2007. В. М. Колтаков. Липецк. Страницы истории — Липецк: НПО «Ориус», 1991. Липецк. Атлас города — Москва: ФГУП «МАГП», 2003 Материалы липецких городского и областного архивов: /Стандарты для нестандартных детей Традиции и поиск в эпоху Интернета/"Липецкая газета» 10.03.2011 /Елена Скорохватова «Былое»/ "Липецкая газета".16.11.2010 "«АиФ Липецк» 26 (628) 2010 Источники 9./town/kraeved/pe10zhuk.html?pass=1&backurl=/town/kraeved/pe10zhuk.html& 10./Theater_and_Culture/teatr_tolstogo.htm.  11./istoriya­2/gerb­lipetska 12.Липецк Культурный! или окультуренный по материалам АИФ /communiti/lipetsk/53854Е00749467.html /wiki/Улицы_Липецка /sobytijaidaty/sobytijaidaty2011/195­100letposeweniyaromanovimlipetska.html  /slovo.html /_/online/lipeck/628/01_05   Приложения 1. . минеральные воды» ­ С.Петербург 1868 год (сканер)  Альманах « Липецк. Липецкие 2. 1870 годов. Вид курзала, часовни Петра и Павла. Рисунок 3. Бювет липецких минеральных вод.1880 год. 4. Архитектор А. И. Мельников.1820 год (сканер)  Проект курзала Липецких Минеральных Вод 5. Открытка начала XX века  Вид курзала со стороны Нижнего парка. 6. 7. 8. 9. Вид курзала в Нижнем парке. Открытка начала XX века. Внутренний вид курзала. Фото начала XX века. Группа артистов на ступеньках курзала. Фото начала XXвека. Музыканты симфонического оркестра Я.Гольдшмидта на  «хорах» курзала. Начало XX века. 10. Вид на террасу курзал со стороны «Кожинова моста». Старо Базарная площадь до 1910г. Справа здание  Старо Базарная площадь после 1910года. Здание курзала в 1910 г. 11. курзала. 12. 13. 14. Художник Жуков В.И. Экслибрис Липецкого Петровского общества (автор Жуков В.И.) 15. 16. 17. Здание Липецкого драматического театра (курзал) 1950 – 1977 г. Снос здания филармонии.1997 год Здание бывшего кинотеатра «Унион»,  расположенного на противоположной стороне улицы Советской .2011год 18. Храм­часовня Петра и Павла (реконструкция) 2011г Современные офисные здания на площади Петра Великого 19. \ Источники иллюстраций . /kurort/book/03/ 40196.jpg /history.html /town/kraeved/pe10zhuk.html?pass=1&backurl=/town/kraeved/pe10zhuk.html& /uploads/images/content/museum/pic6_s.jpg /imgres? q=липецк+казаки+россии+здание&hl=ru&newwindow=1&sout=0&tbm=isch&tbnid=rx_bgp WsfzSfBM:&imgre /search?q=липецкий+курзал&sout=0&sa=X&ei=gxnST­ SaHMfQ4QTruOjDAw&ved=0CBwQxxQ&biw=1192&bih=920&часовня 003a2eh8

Проектная работа «Утраченный памятник архитектуры-Курзал липецких минеральных вод»

Проектная работа      «Утраченный памятник архитектуры-Курзал липецких минеральных вод»

Проектная работа «Утраченный памятник архитектуры-Курзал липецких минеральных вод»

Проектная работа      «Утраченный памятник архитектуры-Курзал липецких минеральных вод»

Проектная работа «Утраченный памятник архитектуры-Курзал липецких минеральных вод»

Проектная работа      «Утраченный памятник архитектуры-Курзал липецких минеральных вод»

Проектная работа «Утраченный памятник архитектуры-Курзал липецких минеральных вод»

Проектная работа      «Утраченный памятник архитектуры-Курзал липецких минеральных вод»

Проектная работа «Утраченный памятник архитектуры-Курзал липецких минеральных вод»

Проектная работа      «Утраченный памятник архитектуры-Курзал липецких минеральных вод»

Проектная работа «Утраченный памятник архитектуры-Курзал липецких минеральных вод»

Проектная работа      «Утраченный памятник архитектуры-Курзал липецких минеральных вод»

Проектная работа «Утраченный памятник архитектуры-Курзал липецких минеральных вод»

Проектная работа      «Утраченный памятник архитектуры-Курзал липецких минеральных вод»

Проектная работа «Утраченный памятник архитектуры-Курзал липецких минеральных вод»

Проектная работа      «Утраченный памятник архитектуры-Курзал липецких минеральных вод»

Проектная работа «Утраченный памятник архитектуры-Курзал липецких минеральных вод»

Проектная работа      «Утраченный памятник архитектуры-Курзал липецких минеральных вод»

Проектная работа «Утраченный памятник архитектуры-Курзал липецких минеральных вод»

Проектная работа      «Утраченный памятник архитектуры-Курзал липецких минеральных вод»

Проектная работа «Утраченный памятник архитектуры-Курзал липецких минеральных вод»

Проектная работа      «Утраченный памятник архитектуры-Курзал липецких минеральных вод»

Проектная работа «Утраченный памятник архитектуры-Курзал липецких минеральных вод»

Проектная работа      «Утраченный памятник архитектуры-Курзал липецких минеральных вод»

Проектная работа «Утраченный памятник архитектуры-Курзал липецких минеральных вод»

Проектная работа      «Утраченный памятник архитектуры-Курзал липецких минеральных вод»

Проектная работа «Утраченный памятник архитектуры-Курзал липецких минеральных вод»

Проектная работа      «Утраченный памятник архитектуры-Курзал липецких минеральных вод»

Проектная работа «Утраченный памятник архитектуры-Курзал липецких минеральных вод»

Проектная работа      «Утраченный памятник архитектуры-Курзал липецких минеральных вод»

Проектная работа «Утраченный памятник архитектуры-Курзал липецких минеральных вод»

Проектная работа      «Утраченный памятник архитектуры-Курзал липецких минеральных вод»

Проектная работа «Утраченный памятник архитектуры-Курзал липецких минеральных вод»

Проектная работа      «Утраченный памятник архитектуры-Курзал липецких минеральных вод»

Проектная работа «Утраченный памятник архитектуры-Курзал липецких минеральных вод»

Проектная работа      «Утраченный памятник архитектуры-Курзал липецких минеральных вод»

Проектная работа «Утраченный памятник архитектуры-Курзал липецких минеральных вод»

Проектная работа      «Утраченный памятник архитектуры-Курзал липецких минеральных вод»

Проектная работа «Утраченный памятник архитектуры-Курзал липецких минеральных вод»

Проектная работа      «Утраченный памятник архитектуры-Курзал липецких минеральных вод»

Проектная работа «Утраченный памятник архитектуры-Курзал липецких минеральных вод»

Проектная работа      «Утраченный памятник архитектуры-Курзал липецких минеральных вод»

Проектная работа «Утраченный памятник архитектуры-Курзал липецких минеральных вод»

Проектная работа      «Утраченный памятник архитектуры-Курзал липецких минеральных вод»

Проектная работа «Утраченный памятник архитектуры-Курзал липецких минеральных вод»

Проектная работа      «Утраченный памятник архитектуры-Курзал липецких минеральных вод»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.08.2018