Проектно - исследовательская деятельность на уроках математики и во внеурочное время.
Оценка 4.6

Проектно - исследовательская деятельность на уроках математики и во внеурочное время.

Оценка 4.6
docx
13.12.2021
Проектно - исследовательская деятельность на уроках математики и во внеурочное время.
проектно-исследовательская деятельность на уроках математики и вог внеурочное время.docx

ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ И ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ

Л.В. Емельянова (с. Филипповка, Кунгурский муниципальный округ,

Пермский край, МБОУ «Филипповская ООШ», emelyanovalarisa@yandex.ru)

 

В современной школе, образовательная программа которой соответствует Федеральным государственным образовательным стандартам (ФГОС), ребёнок учится посредством двух видов деятельности: учебно-познавательной и проектной. При организации учебной деятельности предполагается, что «учащийся работает с учебным содержанием на строго определённом материале под прямым руководством учителя». В проектной деятельности школьники, при поддержке учителя, сами ставят конкретные задачи и подбирают средства для их решения, при этом «мерилом успешности

проекта является его продукт». Я поддерживаю данную точку зрения и  считаю, что одной из форм организации образовательного процесса, с помощью которых можно достичь образовательных результатов является проектно-исследовательская  деятельность. Она позволяет учащимся приобретать знания, которые не достигались бы при традиционных методах обучения, помогает связать то новое, что узнают ребята, с чем–то знакомым и понятным из реальной жизни. Проектно-исследовательской  деятельностью с обучающимися я занимаюсь не так давно. В 2016 году, когда я в очередной раз взяла 5 класс, предложила своим ученикам несколько  проектов, но их особенно заинтересовал проект «Летопись Филипповской земли в математических задачах». Мы решили заниматься им несколько лет, чтобы каждый год брать определенный период из жизни села.

            Цель проекта: составление задач, используя краеведческий материал.

Задачи:

1) развитие учебно-проектной, краеведческой деятельности в ходе составления задач;

2) повышение интереса учащихся к традициям, культуре и истории родного края;

3) воспитание патриотического отношения к своей малой Родине.

            Учащимся был предложен план организации их проектной деятельности:

I. Самостоятельное изучение литературы.

II. Консультации с учителями математики, истории, географии.

III. Встречи с жителями села.

IV. Групповая работа учащихся по составлению задач.

V. Выступление со своим проектом перед учащимися класса.

Работа над проектом началась. Первую часть проекта мы назвали «О родном селе и не только…». Дети с интересом изучали предложенную литературу и другие источники, обращались за консультацией к учителям и своим родителям. В конце марта состоялась защита проектов. У пятиклассников, которые изучали историю возникновения села Филипповка, получились интересные задачи.  Работая над второй частью проекта «От колхоза «Большевик» до совхоза «Сылвенский» были организованы встречи с бывшим председателем совхоза Лыхиным А.В., заведующей фермой Рюминой Е.Н., главным инженером Мокиным М.А. Посещали сельскую библиотеку им. Ф.Ф. Павленкова.  Третью часть нашего проекта «Заповедные места Филипповской земли» (Кунгурская Ледяная пещера, Ледяная гора, камень Ермак, Филипповский карьер  и заказник «Предуралье») возглавила работник ГИ УрО РАН, экскурсовод Кунгурской Ледяной пещеры Нелюбина Т.Ю.

Вот некоторые задачи из проектов.

Задача 1. По архивным документам основанием села Филипповка является 1647 год, а города Кунгура – 1663 г. Какую юбилейную дату отмечали жители села Филипповка в 2017 году? На сколько лет село старше города Кунгура?

Решение: 1) 2017 – 1647 = 370(л.)        2) 1663 – 1647 = 16(л.)

Ответ: жители отмечали 370 лет со дня основания села, оно старше города Кунгура на 16 лет.

Задача 2. В Филипповке есть несколько улиц: Дружбы, Кольцевая, Молодежная, Полевая, Солнечная, Труда, Лукина, Художественный переулок, Уральский переулок, Нагорный переулок, остальные дома имеют только свой номер от 1 до 300 и находятся на 4  улицах. Если к количеству улиц города Кунгура прибавить 41, а из полученной суммы вычесть произведение 97 и 3, то получится количество улиц в селе Филипповка. Сколько улиц в городе Кунгуре?

Решение: Возьмем за х количество улиц города Кунгура. Посчитаем количество улиц в селе, получилось 14.

По условию задачи составим уравнение:     

(х + 41) – 97 * 3 = 14                                        х + 41 = 305

(х + 41) – 291 = 14                                            х = 305 – 41

 х + 41 = 291 + 14                                             х = 264

Ответ: в городе Кунгуре 264 улицы.

Задача 3. В 1930 году 18 хозяйств Филипповки объединились в одно предприятие – колхоз «Большевик». Получали по 15-16 ц ржи с га, в годы войны урожайность снизилась, земли истощились. Необходимо было повысить культуру земледелия. Второй послевоенный год принес колхозу «Большевик» замечательную победу на хлебном фронте. Средний урожай ржи, на площади в 161 га, достиг 32 ц с гектара. В два раза больше, чем в 1946 г, в 2,5 раза больше плана. Урожайность пшеницы – 17,2 ц с га, на площади 163 га. План 13 ц.

 Какой урожай ржи был собран в 1947 г? На сколько процентов был перевыполнен план?

Решение: 1) 32 * 161 = 5152 ц – собрали    

                 2) 5152 : 2,5 = 2060,8 ц – по плану

                 3) 5152 * 100 : 2060,8 = 250%     

                 4) 250 – 100 = 150 %

Ответ: собрали 5152 ц ржи,

план перевыполнили на 150%.

Задача 2. Построить столбчатую

диаграмму урожайности зерновых в 1947 г.

 

Из всего многообразия форм организации учебно-исследовательской деятельности я использую также урок-исследование, домашнее задание исследовательского характера, участие школьников в работе НОУ, участие обучающихся в олимпиадах, конкурсах, конференциях, предметных неделях. Вот темы исследовательских работ, занявших призовые места на НОУ Кунгурского муниципального района, «Математика – это жизнь», «Определение числа π экспериментальными методами», «Свойства линейной функции, их применение при решении текстовых задач и в физических процессах» и др.

 

Литература:

1.      Янушевский Я.Н. Методика и организация проектной деятельности в школе 5-9 классы// Методическое пособие. – М.: Владос,  2015. С.13     

2.      сайт: Филипповка (Кунгурский район Пермского края).

3.      Кунгурский район, 85 лет истории, П: Издательский дом «Пермский край», 2009.


 

4.     

ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Ответ: жители отмечали 370 лет со дня основания села, оно старше города

Ответ: жители отмечали 370 лет со дня основания села, оно старше города
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.12.2021