Проектно-исследовательская работа «Качество воды»

  • docx
  • 01.02.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Качество воды.docx

Муниципальное казенное учреждение

«Калининская средняя общеобразовательная школа»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Проектно-исследовательская работа

«Качество воды»

 

 

 

Работу выполнила:

ученики  8 класса

Руководитель работы:

Первухина О.К.,

учитель химии

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

п. Калининский

СОДЕРЖАНИЕ

1.     Введение ………………………………………………………….……… 3

2.     Методика исследований …………………………….…………………... 7

3.     Результаты исследований и их анализ ………………………………… 9

4.     Выводы …………………………………………………………………... 11

5.     Заключение.…………………………………………………………….... 12

6.     Список использованной литературы и медиа-ресурсы ……..…….….. 13

7.     Приложения …………………………………………………………….. 14

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

         Для  проектно-исследовательской работы выбрана тема «Качество воды». Побуждением для данной исследовательской работы стала тема урока  «Типы химических реакций на примере свойств воды» мы узнали, что вода вступает в реакции соединения, замещения, разложения и обмена и перед нами встал вопрос, а какими ещё уникальными свойствами обладает вода и какую воду мы пьём? 

Цель работы: изучение свойств питьевой воды, используемой жителями п. Калининский.

Исходя из цели работы, были поставлены задачи:

1.     ознакомиться с научной литературой по изучению уникальных свойств воды;

2.     изучить питьевой режим жителей п. Калининский;

3.     проделать опыты, по изучению качества питьевой воды.

 

Вода – самое распространённое вещество на Земле. В.И. Вернадский писал о воде так: «Вода стоит особняком в истории нашей планеты. Нет природного тела, которое могло бы сравниться с ней по влиянию на ход основных, самых грандиозных процессов. Нет земного вещества – минерала, горной породы, живого тела, которое её бы не заключало. Всё земное вещество ею проникнуто и охвачено».  

Почти три четверти поверхности земного шара покрыты водой, образующей океаны, моря, озёра, реки, а пятая часть суши покрыта снегом и льдами. В атмосфере находится много паров воды. В недрах Земли также много воды, пропитывающей почву и горные породы

Животные и растения большей частью состоят из воды, в том числе и человек:   вода составляет 70% массы нашего тела, у новорождённых 80%. Без пищи человек может прожить около месяца, если при этом будет потреблять жидкость. Без воды он погибнет через несколько дней. Взрослый человек для поддержания своей жизни должен получать 2,5 л в сутки, за 60 лет жизни в среднем выпивается 50 т воды.

Проанализировав материал из научных источников, можно выделить следующие уникальные свойства воды:

1. Вода – универсальный растворитель. Благодаря этому, её состав не исчерпывается формулой H2O. В воде содержатся практически все элементы Периодической системы химических элементов Д.И.Менделеева, а также газы, основания, кислоты, соли и органические вещества.

2. Вода на Земле присутствует одновременно в трех агрегатных состояниях: в виде водяного пара, собственно жидкой воды и льда. И не существует другого вещества, которое обладало бы такими же свойствами.

3. Способность воды расширяться при замерзании, в то время как другие вещества сжимаются, спасает нашу планету от обледенения. Не обладай она таким загадочным свойством, все водоёмы промёрзли бы до дна.

4. Максимальную плотность вода имеет при температуре +4 0С, и поэтому вода, имеющая температуру ниже, располагается в верхней части водоёма, создавая комфортные температурные условия в зимний период для живых организмов.

5. Высокие силы поверхностного натяжения легко поднимают воду по капиллярным каналам почвы на поверхность Земли, осуществляют движение воды по сосудам растений и животных на высоту организма (высота дерева секвойя составляет более 100 м).

6. На испарение 1 кг воды расходуется тепла в 7 раз больше, чем на плавление 1 кг льда, в этом причина сохранения воды на Земле. Даже в самые жаркие дни она испаряется крайне медленно. Поэтому в природе происходит постепенные сезонные изменения: лето – осень – зима – весна.

7. Вода способна быть «живой» и «мёртвой». Талая, магнитная, структурированная вода – это примеры «живой» воды, которая способна активизировать обменные процессы живых организмов. Тяжелая вода (содержит изотоп водорода – дейтерий), вода Мёртвого моря в Израиле или образованная в результате техногенных катастроф (выброс нефтепродуктов в водную среду) – это «мёртвая» вода, в которой уменьшается скорость химических реакций в несколько раз, а биологические процессы в живых организмах резко ухудшаются.

8. Вода обладает памятью. Она способна впитывать, хранить и передавать человеческие мысли и эмоции, представляя собой не просто химическое соединение, а являясь частью живой природы. Форма кристаллов льда, образующихся при замерзании воды, зависит от произносимых над водой слов, исполнении разной музыки. И даже от того, что думают люди о воде, или не обращают на неё внимания. [

9. Вода – универсальное вещество, в котором происходят все обменные процессы живых организмов. Для активизации обмена веществ необходимо выпить стакан чистой воды за 30-40 минут до еды. Внутренние процессы обмена воды в организме – гарантия здоровья.

Таким образом, можно с уверенностью утверждать, что вода – самое главное и удивительное вещество на Земле. Благодаря воде стала возможна жизнь на нашей планете, сформировался климат, появился человек. И наша задача изучать, защищать и формировать разумное и грамотное отношение к воде.

Питьевая вода в п. Калининский используется в основном из поверхностных скважин глубиной 6-15 метров и от 2-х  водонапорных башен. Специальной очистке вода не подвергается. Водопровод в поселке частично сильно изношен, некоторым участкам более 40 лет.  Наиболее простыми способами очистки являются: слив застоявшейся воды, отстаивание и кипячение и фильтрование.

Существует несколько важных показателей качества пресной воды: запах, мутность, цвет и вкус. Запах определяют, нюхая воду (землистый, хлорный, болотистый, металлический и т.д.). Вкус воды из разных источников специфичен и определяется присутствием различных ионов солей, растворённых в воде. Не имеет вкуса только дистиллированная вода. Цвет и мутность измеряют в специальных химических лабораториях фотометрическим способом, сравнивая образцы с эталоном природной воды. В бытовых условиях рассматривают воду на просвет и выявляют осадок при отстаивании. Кроме того, вредоносные примеси выясняются с помощью химического анализа на предмет выяснения  ПДК – предельно допустимых концентраций, то есть таких, которые не наносят вреда организму человека.

 

 

МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЙ

 

Для ответа на вопрос «Какую воду мы пьём?» были проведены следующие практические исследования:

I. Проведение социологического опроса

Опрос жителей села проводился с целью изучения питьевого режима населения. Были предложены следующие вопросы:

1. Сколько примерно Вы выпиваете воды в день?

а) только в виде еды (чай, суп, компот и т.д.);

б) около 1 л, не считая в виде еды;

в) 2 л и более.

2. Интересует ли Вас качество воды, потребляемой для питья?

а) да;

б) нет.

3. Какую воду Вы пьёте?

а) из скважины;

б) бутилированную;

в) кипячённую;

г) из-под крана;

д) без разницы.

         Опрос был проведён среди 30 жителей села.

Результаты опроса 30 жителей села:

Сколько примерно воды выпиваете в день?

Интересует ли качество воды?

Какую воду Вы пьёте?

А

Б

В

А

Б

А

Б

В

Г

Д

3

10%

20

67%

7

23%

30

100%

0

0%

6

20%

1

3%

4

14%

12

40%

7

23%

Таким образом, 10% опрошенных людей потребляют воду только в виде еды (чай, суп, компот и т.д.); 20 % пьют около 1 литра, не считая в виде еды и только 7% пьют 2 л и более воды в день. При этом всех жителей 100% интересует качество питьевой воды.  Пьют воду из скважины - 20%, бутилированную -1 %, кипяченную - 4%, из-под крана -40%, и  для 23% населения не имеет значение источники водозабора воды.

В нашем поселке воду для изучения её качества берут 1 раз в год. Отправляют её на исследование в химическую и бактериологическую лаборатории в г. Карталы. Качество воды из проб поселка соответствуют норме. Следовательно, вода соответствующая нормальным показателям пригодна для питья.

 

II. Сравнение проб питьевой воды

Для исследования были взяты три пробы: из крана в школе, из скважины в частном секторе по улице Береговая  и бутилированная вода.  Пробы воды были обследованы:

а) для определения прозрачности

Визуально через тонкостенный химический стакан рассматривали страницу печатного текста. Кроме того, оставляли пробы воды на сутки, и рассматривали дно ёмкости на предмет обнаружения осадка. Вода бутилированная, из скважины – прозрачная, не имеет осадка, вода из крана слегка мутная, имеет осадок.

б) для определения интенсивности запаха

Коническую колбу заполняют водой на две трети объёма, закрывают плотно пробкой и сильно встряхивают.  Вода из скважины и бутилированная не имеет запаха, а вода из крана –имеет слабый металлический запах.

в) Определение pH среды

Природная вода по своим показателям имеет pH в интервале от 3,2 до 10,5.

Водородный показатель pH среды во всех пробах в норме

III.Изучение свойства «информационное поле воды»

Именно это свойство воды вызвало наибольшее удивление и заинтересованность. О силе слова известно давно. Японский учёный Масару Эмото предложил методику, показательно доказывающую, что  вода может передавать и усиливать эмоциональную информацию.

В три стеклянные банки необходимо насыпать немного риса, и залить одинаковым количеством воды так, чтобы она закрывала рис. Первой банке с рисом говорить слово «спасибо», второй банке – «ты плохой, дурак», а третьей банке ничего не говорить, даже не обращать внимание. Эксперимент проводить утром и вечером в одно и тоже время в течение 5-7 дней.

 

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЙ И ИХ АНАЛИЗ

По результатам исследований проб воды из-под крана, из скважины и бутилированной проведённых нами, мы получили следующие результаты: вода из скважины лучшего качества, чем вода из-под крана. Вода из скважины не имеет ощутимого запаха (0 баллов), прозрачная, при отстаивании в течение суток не имеет осадка. Вода из-под крана имеет слабый  металлический запах (2 балла), визуально прозрачная, но при отстаивании на дне сосуда остается небольшой осадок.

Водородный показатель pH среды во всех пробах в норме

В опыте по изучению информационного поля воды мы выяснили: рис почернел в третьей банке, из банки шёл неприятный запах (равнодушие); рис во второй банке покрылся пятнами плесени (негативные слова); из первой банки шёл запах свежей рисовой каши, а рис немного пожелтел (позитивные слова).Вода запомнила информацию, сказанную человеком, и отреагировала по-разному. Недаром считается, что хуже равнодушия ничего нет.

ВЫВОДЫ

Основываясь на изученной литературе по теме исследования и экспериментальной части работы, были сделаны следующие выводы:

1. Вода обладает уникальными свойствами, имеет важное значение в нашей жизни.

2. Обладая знаниями  о необходимости воды для жизни, многие люди не придают большого значения качеству и количеству потребляемой воды.

3. Питьевая вода в п. Калининском в основном пригодна для питья.

4. Цель исследовательской работы достигнута, поставленные задачи выполнены.

 

 

                                           ЗАКЛЮЧЕНИЕ          

 

Вода – уникальное вещество на планете. Без неё не возможна жизнь на Земле.

          Вода помогает нам избавляться от шлаков и токсинов, укреплять иммунную систему, нормализовать обмен веществ, участвует в пищеварении, регулирует температуру тела, смазывает суставы, предотвращает обезвоживание, питает клетки, разглаживает кожу.

Как это не парадоксально звучит, но кофе, чай, соки, компоты, газированные напитки могут привести к обезвоживанию организма. Дистиллированная вода также вредна для здоровья. Если ее пить длительное время, то произойдет резкая потеря организмом минеральных солей, что приведет к сбоям в работе сердечно-сосудистых систем и преждевременному старению организма. Воду из крана нужно пропускать через фильтр и помнить, что фильтры нужно регулярно  менять иначе может происходить вторичное заражение воды бактериями.

       Так что же нам пить? Все врачи утверждают в один голос: пить желательно не водопроводную, не кипяченую, а комнатной температуры, чистую физиологическую полноценную природную негазированную воду,  не менее 1,5 литра в сутки

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЯ

Таблица 1

Природные воды гидросферы

Объект

Содержание воды, тыс. км3

Ледники, подземные льды

24 364

Подземные воды

10 530

Влага в почве

17

Пресные озёра

91

Болота

12

Вода в руслах рек

2

Вода в атмосфере

13

Биологические воды (в живых организмах)

1

 

Таблица 2

Содержание воды в организме человека

Органы человека

Содержание воды, %

1

Головной мозг

81

2

Спинной мозг

74,8

3

Почки

82

4

Сердце,  лёгкие

79

5

Мышцы

75

6

Кожа

72

7

Печень

70

8

Скелет

46

9

Зубная эмаль

0,2

10

Плазма крови

92

11

Слеза

99

12

Слюна

99,4

13

Желудочный сок

99,5

 

Таблица 3

Оценка эффективности запаха воды

 

Характеристика запаха

Интенсивность запаха, балл

Отсутствие ощутимого запаха

0

Очень слабый запах – не замечается потребителя-ми, но обнаруживается специалистами

1

Слабый запах – обнаруживается потребителями, если обратить на это внимание

2

Запах легко обнаруживается

3

Отчётливый запах – неприятный и может быть причиной отказа от питья

4

Очень сильный запах – делает воду непригодной для питья

5

 

 

 

Таблица 4

Определение степени опасности веществ в воде

 

Вещества

Класс опасности

Сильные яды: акриламид, бензапирен, некоторые пестициды, нитриты

1

Кадмий, свинец, кобальт, барий, молибден, алюминий, стронций, бензол, хлороформ

2

Хром, титан, никель, ванадий, марганец, железо, медь, цинк, ацетон, нитраты

3

Фенол

4

 

 

 

 

 

Фотографии по изучению информационного поля воды:

Фотографии по изучению прозрачности и запаха воды.

Вырезка экрана

Проба воды из-под крана: текст хорошо виден, запаха воды нет.

 

 

 

Вырезка экрана

Проба воды из скважины: текст виден хуже, слабый запах воды.