Муниципальное казенное учреждение
«Калининская средняя общеобразовательная школа»
Проектно-исследовательская работа
«Качество воды»
Работу выполнила:
ученики 8 класса
Руководитель работы:
Первухина О.К.,
учитель химии
п. Калининский
СОДЕРЖАНИЕ
1. Введение ………………………………………………………….……… 3
2. Методика исследований …………………………….…………………... 7
3. Результаты исследований и их анализ ………………………………… 9
4. Выводы …………………………………………………………………... 11
5. Заключение.…………………………………………………………….... 12
6. Список использованной литературы и медиа-ресурсы ……..…….….. 13
7. Приложения …………………………………………………………….. 14
ВВЕДЕНИЕ
Для проектно-исследовательской работы выбрана тема «Качество воды». Побуждением для данной исследовательской работы стала тема урока «Типы химических реакций на примере свойств воды» мы узнали, что вода вступает в реакции соединения, замещения, разложения и обмена и перед нами встал вопрос, а какими ещё уникальными свойствами обладает вода и какую воду мы пьём?
Цель работы: изучение свойств питьевой воды, используемой жителями п. Калининский.
Исходя из цели работы, были поставлены задачи:
1. ознакомиться с научной литературой по изучению уникальных свойств воды;
2. изучить питьевой режим жителей п. Калининский;
3. проделать опыты, по изучению качества питьевой воды.
Вода – самое распространённое вещество на Земле. В.И. Вернадский писал о воде так: «Вода стоит особняком в истории нашей планеты. Нет природного тела, которое могло бы сравниться с ней по влиянию на ход основных, самых грандиозных процессов. Нет земного вещества – минерала, горной породы, живого тела, которое её бы не заключало. Всё земное вещество ею проникнуто и охвачено».
Почти три четверти поверхности земного шара покрыты водой, образующей океаны, моря, озёра, реки, а пятая часть суши покрыта снегом и льдами. В атмосфере находится много паров воды. В недрах Земли также много воды, пропитывающей почву и горные породы
Животные и растения большей частью состоят из воды, в том числе и человек: вода составляет 70% массы нашего тела, у новорождённых 80%. Без пищи человек может прожить около месяца, если при этом будет потреблять жидкость. Без воды он погибнет через несколько дней. Взрослый человек для поддержания своей жизни должен получать 2,5 л в сутки, за 60 лет жизни в среднем выпивается 50 т воды.
Проанализировав материал из научных источников, можно выделить следующие уникальные свойства воды:
1. Вода – универсальный растворитель. Благодаря этому, её состав не исчерпывается формулой H2O. В воде содержатся практически все элементы Периодической системы химических элементов Д.И.Менделеева, а также газы, основания, кислоты, соли и органические вещества.
2. Вода на Земле присутствует одновременно в трех агрегатных состояниях: в виде водяного пара, собственно жидкой воды и льда. И не существует другого вещества, которое обладало бы такими же свойствами.
3. Способность воды расширяться при замерзании, в то время как другие вещества сжимаются, спасает нашу планету от обледенения. Не обладай она таким загадочным свойством, все водоёмы промёрзли бы до дна.
4. Максимальную плотность вода имеет при температуре +4 0С, и поэтому вода, имеющая температуру ниже, располагается в верхней части водоёма, создавая комфортные температурные условия в зимний период для живых организмов.
5. Высокие силы поверхностного натяжения легко поднимают воду по капиллярным каналам почвы на поверхность Земли, осуществляют движение воды по сосудам растений и животных на высоту организма (высота дерева секвойя составляет более 100 м).
6. На испарение 1 кг воды расходуется тепла в 7 раз больше, чем на плавление 1 кг льда, в этом причина сохранения воды на Земле. Даже в самые жаркие дни она испаряется крайне медленно. Поэтому в природе происходит постепенные сезонные изменения: лето – осень – зима – весна.
7. Вода способна быть «живой» и «мёртвой». Талая, магнитная, структурированная вода – это примеры «живой» воды, которая способна активизировать обменные процессы живых организмов. Тяжелая вода (содержит изотоп водорода – дейтерий), вода Мёртвого моря в Израиле или образованная в результате техногенных катастроф (выброс нефтепродуктов в водную среду) – это «мёртвая» вода, в которой уменьшается скорость химических реакций в несколько раз, а биологические процессы в живых организмах резко ухудшаются.
8. Вода обладает памятью. Она способна впитывать, хранить и передавать человеческие мысли и эмоции, представляя собой не просто химическое соединение, а являясь частью живой природы. Форма кристаллов льда, образующихся при замерзании воды, зависит от произносимых над водой слов, исполнении разной музыки. И даже от того, что думают люди о воде, или не обращают на неё внимания. [
9. Вода – универсальное вещество, в котором происходят все обменные процессы живых организмов. Для активизации обмена веществ необходимо выпить стакан чистой воды за 30-40 минут до еды. Внутренние процессы обмена воды в организме – гарантия здоровья.
Таким образом, можно с уверенностью утверждать, что вода – самое главное и удивительное вещество на Земле. Благодаря воде стала возможна жизнь на нашей планете, сформировался климат, появился человек. И наша задача изучать, защищать и формировать разумное и грамотное отношение к воде.
Питьевая вода в п. Калининский используется в основном из поверхностных скважин глубиной 6-15 метров и от 2-х водонапорных башен. Специальной очистке вода не подвергается. Водопровод в поселке частично сильно изношен, некоторым участкам более 40 лет. Наиболее простыми способами очистки являются: слив застоявшейся воды, отстаивание и кипячение и фильтрование.
Существует несколько важных показателей качества пресной воды: запах, мутность, цвет и вкус. Запах определяют, нюхая воду (землистый, хлорный, болотистый, металлический и т.д.). Вкус воды из разных источников специфичен и определяется присутствием различных ионов солей, растворённых в воде. Не имеет вкуса только дистиллированная вода. Цвет и мутность измеряют в специальных химических лабораториях фотометрическим способом, сравнивая образцы с эталоном природной воды. В бытовых условиях рассматривают воду на просвет и выявляют осадок при отстаивании. Кроме того, вредоносные примеси выясняются с помощью химического анализа на предмет выяснения ПДК – предельно допустимых концентраций, то есть таких, которые не наносят вреда организму человека.
МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЙ
Для ответа на вопрос «Какую воду мы пьём?» были проведены следующие практические исследования:
I. Проведение социологического опроса
Опрос жителей села проводился с целью изучения питьевого режима населения. Были предложены следующие вопросы:
1. Сколько примерно Вы выпиваете воды в день?
а) только в виде еды (чай, суп, компот и т.д.);
б) около 1 л, не считая в виде еды;
в) 2 л и более.
2. Интересует ли Вас качество воды, потребляемой для питья?
а) да;
б) нет.
3. Какую воду Вы пьёте?
а) из скважины;
б) бутилированную;
в) кипячённую;
г) из-под крана;
д) без разницы.
Опрос был проведён среди 30 жителей села.
Результаты опроса 30 жителей села:
Сколько примерно воды выпиваете в день? |
Интересует ли качество воды? |
Какую воду Вы пьёте? |
|||||||
А |
Б |
В |
А |
Б |
А |
Б |
В |
Г |
Д |
3 10% |
20 67% |
7 23% |
30 100% |
0 0% |
6 20% |
1 3% |
4 14% |
12 40% |
7 23% |
Таким образом, 10% опрошенных людей потребляют воду только в виде еды (чай, суп, компот и т.д.); 20 % пьют около 1 литра, не считая в виде еды и только 7% пьют 2 л и более воды в день. При этом всех жителей 100% интересует качество питьевой воды. Пьют воду из скважины - 20%, бутилированную -1 %, кипяченную - 4%, из-под крана -40%, и для 23% населения не имеет значение источники водозабора воды.
В нашем поселке воду для изучения её качества берут 1 раз в год. Отправляют её на исследование в химическую и бактериологическую лаборатории в г. Карталы. Качество воды из проб поселка соответствуют норме. Следовательно, вода соответствующая нормальным показателям пригодна для питья.
II. Сравнение проб питьевой воды
Для исследования были взяты три пробы: из крана в школе, из скважины в частном секторе по улице Береговая и бутилированная вода. Пробы воды были обследованы:
а) для определения прозрачности
Визуально через тонкостенный химический стакан рассматривали страницу печатного текста. Кроме того, оставляли пробы воды на сутки, и рассматривали дно ёмкости на предмет обнаружения осадка. Вода бутилированная, из скважины – прозрачная, не имеет осадка, вода из крана слегка мутная, имеет осадок.
б) для определения интенсивности запаха
Коническую колбу заполняют водой на две трети объёма, закрывают плотно пробкой и сильно встряхивают. Вода из скважины и бутилированная не имеет запаха, а вода из крана –имеет слабый металлический запах.
в) Определение pH среды
Природная вода по своим показателям имеет pH в интервале от 3,2 до 10,5.
Водородный показатель pH среды во всех пробах в норме
III.Изучение свойства «информационное поле воды»
Именно это свойство воды вызвало наибольшее удивление и заинтересованность. О силе слова известно давно. Японский учёный Масару Эмото предложил методику, показательно доказывающую, что вода может передавать и усиливать эмоциональную информацию.
В три стеклянные банки необходимо насыпать немного риса, и залить одинаковым количеством воды так, чтобы она закрывала рис. Первой банке с рисом говорить слово «спасибо», второй банке – «ты плохой, дурак», а третьей банке ничего не говорить, даже не обращать внимание. Эксперимент проводить утром и вечером в одно и тоже время в течение 5-7 дней.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЙ И ИХ АНАЛИЗ
По результатам исследований проб воды из-под крана, из скважины и бутилированной проведённых нами, мы получили следующие результаты: вода из скважины лучшего качества, чем вода из-под крана. Вода из скважины не имеет ощутимого запаха (0 баллов), прозрачная, при отстаивании в течение суток не имеет осадка. Вода из-под крана имеет слабый металлический запах (2 балла), визуально прозрачная, но при отстаивании на дне сосуда остается небольшой осадок.
Водородный показатель pH среды во всех пробах в норме
В опыте по изучению информационного поля воды мы выяснили: рис почернел в третьей банке, из банки шёл неприятный запах (равнодушие); рис во второй банке покрылся пятнами плесени (негативные слова); из первой банки шёл запах свежей рисовой каши, а рис немного пожелтел (позитивные слова).Вода запомнила информацию, сказанную человеком, и отреагировала по-разному. Недаром считается, что хуже равнодушия ничего нет.
ВЫВОДЫ
Основываясь на изученной литературе по теме исследования и экспериментальной части работы, были сделаны следующие выводы:
1. Вода обладает уникальными свойствами, имеет важное значение в нашей жизни.
2. Обладая знаниями о необходимости воды для жизни, многие люди не придают большого значения качеству и количеству потребляемой воды.
3. Питьевая вода в п. Калининском в основном пригодна для питья.
4. Цель исследовательской работы достигнута, поставленные задачи выполнены.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Вода – уникальное вещество на планете. Без неё не возможна жизнь на Земле.
Вода помогает нам избавляться от шлаков и токсинов, укреплять иммунную систему, нормализовать обмен веществ, участвует в пищеварении, регулирует температуру тела, смазывает суставы, предотвращает обезвоживание, питает клетки, разглаживает кожу.
Как это не парадоксально звучит, но кофе, чай, соки, компоты, газированные напитки могут привести к обезвоживанию организма. Дистиллированная вода также вредна для здоровья. Если ее пить длительное время, то произойдет резкая потеря организмом минеральных солей, что приведет к сбоям в работе сердечно-сосудистых систем и преждевременному старению организма. Воду из крана нужно пропускать через фильтр и помнить, что фильтры нужно регулярно менять иначе может происходить вторичное заражение воды бактериями.
Так что же нам пить? Все врачи утверждают в один голос: пить желательно не водопроводную, не кипяченую, а комнатной температуры, чистую физиологическую полноценную природную негазированную воду, не менее 1,5 литра в сутки
ПРИЛОЖЕНИЯ
Таблица 1
Природные воды гидросферы
Объект |
Содержание воды, тыс. км3 |
Ледники, подземные льды |
24 364 |
Подземные воды |
10 530 |
Влага в почве |
17 |
Пресные озёра |
91 |
Болота |
12 |
Вода в руслах рек |
2 |
Вода в атмосфере |
13 |
Биологические воды (в живых организмах) |
1 |
Таблица 2
Содержание воды в организме человека
№ |
Органы человека |
Содержание воды, % |
1 |
Головной мозг |
81 |
2 |
Спинной мозг |
74,8 |
3 |
Почки |
82 |
4 |
Сердце, лёгкие |
79 |
5 |
Мышцы |
75 |
6 |
Кожа |
72 |
7 |
Печень |
70 |
8 |
Скелет |
46 |
9 |
Зубная эмаль |
0,2 |
10 |
Плазма крови |
92 |
11 |
Слеза |
99 |
12 |
Слюна |
99,4 |
13 |
Желудочный сок |
99,5 |
Таблица 3
Оценка эффективности запаха воды
Характеристика запаха |
Интенсивность запаха, балл |
Отсутствие ощутимого запаха |
0 |
Очень слабый запах – не замечается потребителя-ми, но обнаруживается специалистами |
1 |
Слабый запах – обнаруживается потребителями, если обратить на это внимание |
2 |
Запах легко обнаруживается |
3 |
Отчётливый запах – неприятный и может быть причиной отказа от питья |
4 |
Очень сильный запах – делает воду непригодной для питья |
5 |
Таблица 4
Определение степени опасности веществ в воде
Вещества |
Класс опасности |
Сильные яды: акриламид, бензапирен, некоторые пестициды, нитриты |
1 |
Кадмий, свинец, кобальт, барий, молибден, алюминий, стронций, бензол, хлороформ |
2 |
Хром, титан, никель, ванадий, марганец, железо, медь, цинк, ацетон, нитраты |
3 |
Фенол |
4 |
Фотографии по изучению информационного поля воды:
Фотографии по изучению прозрачности и запаха воды.
Проба воды из-под крана: текст хорошо виден, запаха воды нет.
Проба воды из скважины: текст виден хуже, слабый запах воды.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.