Проектно-игровая деятельность во внеурочное время как база социализации и правового воспитания обучающихся (из опыта работы)
Оценка 5

Проектно-игровая деятельность во внеурочное время как база социализации и правового воспитания обучающихся (из опыта работы)

Оценка 5
Педсоветы +1
docx
английский язык
Взрослым
14.08.2018
Проектно-игровая деятельность во внеурочное время как база социализации и правового воспитания обучающихся (из опыта работы)
Статья посвящена понятию «проектная деятельность» в процессе обучения. Подобная форма работы применима на всех этапах овладения универсальными учебными действиями: дошкольное обучение, общеобразовательная школа, профессиональное обучение и обучение в ВУЗах. Мы остановимся на проектной деятельности в общеобразовательных учреждениях. Введение данной формы работы позволяет обучающимся более широко открывать свои возможности и учит самостоятельности в работе.
Проектно-игровая деятельность во внеурочное время.docx
Проектно­игровая деятельность во внеурочное время как база социализации и правового воспитания обучающихся  (из опыта работы). Найти   свою   дорогу,   узнать   свое место – в этом все для человека, это   для   него   значит   сделаться самим собой.  В.Г. Белинский Изменения в обществе, а именно ускорение темпов развития, нашло свое отражение и в сфере образования. Это поставило перед школой новые задачи: не только дать знания, но и сформировать у обучающегося такие качества, как динамизм, мобильность, толерантность, конструктивность. От учащегося требуются такие умения и навыки, которые помогут ему идти в ногу со временем и быстро меняющимся обществом: умение делать выбор, эффективно использовать свои ресурсы, сопоставлять теорию и практику, умение выделять главное из общего потока информации и многое другое.  В   соответствии   с   принятой   Правительством   РФ   Концепцией модернизации российского образования основным результатом деятельности образовательного учреждения стала не система знаний, умений и навыков сама   по   себе,   а   набор   ключевых   компетенций   в   интеллектуальной, гражданско­правовой, коммуникативной, информационной и иных сферах. И главным   условием   развития   таких   качеств   (т.е.   компетенций),   как инициатива,   умение самостоятельно   пополнять   свои   знания,   и   является   полноценная познавательная деятельность, которая достигается путем систематического включения   школьников   в   активную   и   самостоятельную   познавательную работу.   активная   жизненная   позиция,   находчивость, В   настоящее   время   для   нас   стало   привычным   понятие   «проектная деятельность» в процессе обучения. Эта форма работы применима на всех этапах   овладения   универсальными   учебными   действиями:   дошкольное обучение,   общеобразовательная   школа,   профессиональное   обучение   и обучение   в   ВУЗах.   На   каждом   этапе   проектная   деятельность   имеет   свои особенности.   Мы   остановимся   на   проектной   деятельности   в общеобразовательных учреждениях. Стоит обратить внимание, что этот вид учебных   заданий   –   проектные   работы   ­   помогает   социализировать   и сформировать у учащихся необходимые для жизни в современном обществе компетенции. В   рамках   ФГОС   третьего   поколения   большое   внимание   уделяется внеурочной деятельности, где также можно широко использовать проектную деятельность. Эта форма учебной работы подразумевает самостоятельное изучение какой­либо проблемы обучающимися с последующей защитой своей работы. Использование   проектной   деятельности   в   процессе   обучения   позволяет школьникам   развивать   свои   поисковые   и   исследовательские   навыки, совершенствовать   умение   самостоятельной   работы   и   выделения   главной информации, повышает интерес и мотивацию к обучению.   Основной   задачей   проектной   деятельности   в   общеобразовательной школе   является самостоятельное   получение   знаний   (как   в   соответствии   с программой,   так   и   сверх   нее)   и   осуществление   метапредметных   связей. Проект может представлять собой как индивидуальную, так и коллективную форму деятельности, в которой успех всего проекта зависит от организации взаимодействия учеников между собой и учителем. Для   того,   чтобы   вовлечь   учащихся   в   проектную   деятельность, предложить тему для работы мало. Необходимо дать учащимся возможность самостоятельного выбора проблемы и обозначения темы, но под контролем руководителя.  Здесь и может быть включен элемент игровой деятельности, который мы используем, как мотивация, форма, способ и продукт проектной работы. О   значимости   игры   как   формы   обучения   известно   всем:   игра   дает возможность моделировать типичные ситуации, в ходе которых участники ведут   активную   умственную   работу,   коллективно   находят   оптимальные решения, используя теоретические знания и собственный практический опыт. Проектную деятельность мы используем в рамках работы клуба «Закон и подросток» при МБОУ СОШ № 32 города Новороссийска. С ребятами, посещающими   занятия   клуба,   нередко   сталкиваешься   с   определенными трудностями: в основном, это дети, состоящие на различного вида учетах, лишенные   контроля   со   стороны   родителей,   мало   интересующиеся саморазвитием. Чтобы развить в них интерес к нормам жизни в обществе и стремление  показать  себя  с  лучшей  стороны, мы  обратились  не  только  к науке,   но   и   к   такой   старой   форме   обучения,   как   игра,   включив   ее   как составляющую в проектную деятельность. Целью   нашей   проектно­игровой   деятельности   стало   создание   таких массовых   форм   обучения,   которые   позволят   учащимся   повысить   свою правовую базу и освоить статьи основных законов Российской Федерации, в том  числе   действующих   на  территории   Краснодарского   края,  и  имеющих непосредственное отношение к несовершеннолетним. Ребята разбились на две группы. Одна группа решила вносить правовые знания   в   массы   учащихся   путем   создания   тематических   презентаций, сопровождающихся короткими лекциями в классах школы. Другая решила создать   настольную   игру.   Обе   группы   должны   были   придерживаться основных правил: 1. Работа должна быть яркой и запоминающейся. 2. Ничего лишнего. Только главная информация. 3. Обязательно наличие наглядности. В   группах   закипела   работа.   Стоит   отметить,   что   равнодушных   к результатам проекта не было, каждый учащийся старался внести свою лепту в общее дело, предлагалось много интересных идей. Для   начала   мы   определили   перечень   законов,   на   которых   будет базироваться  наша  работа.  Просмотрев  ряд   правовых   документов,  решили остановиться   на   следующих:   Закон   №   1539­КЗ,   Кодекс   Российской Федерации об административных правонарушениях, Уголовный кодекс РФ, Конвенция о правах ребенка.  Изучили статьи всех выбранных нами законов и выделили те, которые могут быть применены к несовершеннолетним.  Работа   с   презентациями   была   разбита   на несколько частей: каждый закон в отдельности (4 презентации)   и   заключительная   обобщающая.   В разработке   презентаций   ребята   включали   в лекции не только статьи законов, но и старались   чтобы придумать   мультимедийные   игры, заинтересовать   учащихся   школы.   В   ходе проведения   бесед   приводили   примеры   из повседневной жизни нашего района, подходящие под статьи данных правовых документов.  Вторая группа остановилась на создании игры «Правовое лото». Лото ­ популярная   настольная   игра,   появившаяся   в   16   веке   в   Генуе   (Италия).   В СССР лото было признано семейной и развивающей игрой, хотя по сути оно относится к азартным играм. Но, переработав информационную базу игры, учащимся нашей школы удалось сделать ее довольно полезной не только для устранения   правовой   безграмотности   школьников,   но   и   для   подготовки   к экзаменам по обществознанию. Я   приведу   в   пример   высказывания   некоторых   участников   проекта, которые заставили меня задуматься не только, как руководителя работы, но и как просто взрослого человека:    «Наблюдая  за  своими  друзьями  и  знакомыми,  а  также,  анализируя природу   своих   поступков,   я   поняла,   что   многие   необдуманные   действия, которые   влекут   за   собой   не   очень   приятные   последствия,   являются результатом правовой неграмотности людей.» (Корешкова В., 14 лет) «Объяснения взрослых подростки не воспринимают серьезно: на уроках –   это   нудно,   скучно   и   неинтересно;   а   дома   –   это   очередные   нотации родителей,   которые   тоже   воспринимаешь   «через   раз».   Но   когда   процесс изучения наших прав и обязанностей проходит в игровой форме, тем более в кругу   друзей,   запоминается   материал   гораздо быстрее и легче.» (Сазыкина Т., 14 лет) Мы разработали специальные игровые доски, на   которых   отмечены   номера   статей   и вышеперечисленные   правовые   документы,   и   60   игральных   карточек.   На каждую   карточку   с   одной   стороны   нанесен   соответствующий   правовой документ с указанием статьи, с другой ­ приведен текст соответствующего закона и, что также не маловажно, вменяемое наказание по данной статье. По   правилам   игры   выбирается   ведущий,   который   будет   «тянуть» карточки   и   зачитывать   правовые   статьи.   Затем   игрокам   раздают   игровые доски, они знакомятся с указанными документами. Теперь   ведущий   «вслепую»   тянет   карточки   из   колоды   и   зачитывает выпавшую   статью.   Если   у   игрока   на   игровой   доске   указан   номер соответствующей статьи и данный документ, он поднимает руку. Если номер статьи и правовой документ указан неверно, ведущий может аннулировать любой из предыдущих ответов и карточку положить снова в общую колоду. Данная игра уникальна тем, что позволяет не только изучить основные статьи правовых документов, но и вырабатывает умение находить различия между схожими статьями. К тому же, можно варьировать способы игры: 1) 2) описан выше; на начальном уровне изучения правовых документов можно без учета статей определять только тип соответствующего документа; 3) на  более сложном  уровне  ведущий  называет  документ  и номер статьи, записанный на карточке, а участник игры разъясняет текст статьи. Карточка выдается игроку только в том случае, если он правильно указывает текст статьи. Если ответ оказывается неверен, карточка возвращается снова в колоду. Условия   победы   варьируются   от   правил   к   правилам.   В   самом обычном «Правовом лото» выигрывает тот, кто первым закроет все клетки. В «Коротком правовом лото» – тот, кто закроет первый ряд. По окончании разработки и оформления игры ребята апробировали ее на   своих   одноклассниках   и   получили   много   положительных   отзывов,   что позволило им смело вынести свое «Правовое лото» за пределы класса. В совокупности работы двух групп проектно­игровой деятельности мы добились следующих положительных результатов: 1. В то время, как вторая группа разрабатывала игру, первая группа провела серию лекций, первично ознакомив учащихся с правовыми документами и их статьями. 2. «Правовое лото» явилось закрепляющим моментом познавательной деятельности. 3. Ликвидировалась правовая неграмотность учащихся школы. 4. В проектно­игровую деятельность были вовлечены дети, состоящие на различного вида учетах.  5. У участников проекта развивается чувство собственной значимости, уверенности в своих силах и интерес к познавательной и творческой деятельности. 6. Игра и знание статей правовых документов вошли в массы учащихся школы. 7. Развивается чувство гражданственной сознательности, патриотизма и толерантности у учащихся. Больше   всего  радует   то,   что   в   игре   ребята общаются, вспоминают случаи из жизни и соотносят их с законами нашей страны, обсуждают, делают выводы. Это помогает им не только познавать окружающий мир, понимать значение данных определений, но и развивает их нравственность.  Правовая грамотность позволяет человеку, в том числе   несовершеннолетнему,   понять   смысл   своих   поступков,   предвидеть результат, правильно провести анализ своих действий, а самое главное, дает понимание того, какое место в современном обществе он занимает, какую роль   выполняет   и   для   чего   все   это   надо,   то   есть   социализирует.   Знание законов страны позволяет прийти к вершине человеческих ценностей.  Таким   образом,   проектно­игровая   деятельность   дает   возможность самореализации и саморазвития не только участникам проекта, но и массам учащихся,   использующих   результаты   этой   работы   во   внеурочное   время. Разработанные   игры   остаются   в   копилке   школы   и   позволяют   в непринужденной   форме   доносить   до   детей   необходимый   обучающий   и развивающий материал.  Готовый продукт нашего проекта занял в 2015 году I место в краевом конкурсе «Я выбираю ответственность». Жук М.Е.,  зам.директора по ВР,  руководитель клуба  «Закон и подросток»

Проектно-игровая деятельность во внеурочное время как база социализации и правового воспитания обучающихся (из опыта работы)

Проектно-игровая деятельность во внеурочное время как база социализации и правового воспитания обучающихся (из опыта работы)

Проектно-игровая деятельность во внеурочное время как база социализации и правового воспитания обучающихся (из опыта работы)

Проектно-игровая деятельность во внеурочное время как база социализации и правового воспитания обучающихся (из опыта работы)

Проектно-игровая деятельность во внеурочное время как база социализации и правового воспитания обучающихся (из опыта работы)

Проектно-игровая деятельность во внеурочное время как база социализации и правового воспитания обучающихся (из опыта работы)

Проектно-игровая деятельность во внеурочное время как база социализации и правового воспитания обучающихся (из опыта работы)

Проектно-игровая деятельность во внеурочное время как база социализации и правового воспитания обучающихся (из опыта работы)

Проектно-игровая деятельность во внеурочное время как база социализации и правового воспитания обучающихся (из опыта работы)

Проектно-игровая деятельность во внеурочное время как база социализации и правового воспитания обучающихся (из опыта работы)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.08.2018