Проектно-игровая деятельность во внеурочное время как база социализации и правового воспитания обучающихся (из опыта работы)
Оценка 5
Педсоветы +1
docx
английский язык
Взрослым
14.08.2018
Статья посвящена понятию «проектная деятельность» в процессе обучения. Подобная форма работы применима на всех этапах овладения универсальными учебными действиями: дошкольное обучение, общеобразовательная школа, профессиональное обучение и обучение в ВУЗах. Мы остановимся на проектной деятельности в общеобразовательных учреждениях. Введение данной формы работы позволяет обучающимся более широко открывать свои возможности и учит самостоятельности в работе.
Проектно-игровая деятельность во внеурочное время.docx
Проектноигровая деятельность во внеурочное время как база
социализации и правового воспитания обучающихся
(из опыта работы).
Найти свою дорогу, узнать свое
место – в этом все для человека,
это для него значит сделаться
самим собой.
В.Г. Белинский
Изменения в обществе, а именно ускорение темпов развития, нашло
свое отражение и в сфере образования. Это поставило перед школой новые
задачи: не только дать знания, но и сформировать у обучающегося такие
качества, как динамизм, мобильность, толерантность, конструктивность. От
учащегося требуются такие умения и навыки, которые помогут ему идти в
ногу со временем и быстро меняющимся обществом: умение делать выбор,
эффективно использовать свои ресурсы, сопоставлять теорию и практику,
умение выделять главное из общего потока информации и многое другое.
В соответствии с принятой Правительством РФ Концепцией
модернизации российского образования основным результатом деятельности
образовательного учреждения стала не система знаний, умений и навыков
сама по себе, а набор ключевых компетенций в интеллектуальной,
гражданскоправовой, коммуникативной, информационной и иных сферах. И
главным условием развития таких качеств (т.е. компетенций), как
инициатива,
умение
самостоятельно пополнять свои знания, и является полноценная
познавательная деятельность, которая достигается путем систематического
включения школьников в активную и самостоятельную познавательную
работу.
активная жизненная позиция,
находчивость,
В настоящее время для нас стало привычным понятие «проектная
деятельность» в процессе обучения. Эта форма работы применима на всех
этапах овладения универсальными учебными действиями: дошкольное
обучение, общеобразовательная школа, профессиональное обучение и
обучение в ВУЗах. На каждом этапе проектная деятельность имеет свои
особенности.
Мы остановимся на проектной деятельности в
общеобразовательных учреждениях. Стоит обратить внимание, что этот вид
учебных заданий – проектные работы помогает социализировать и
сформировать у учащихся необходимые для жизни в современном обществе
компетенции.
В рамках ФГОС третьего поколения большое внимание уделяется
внеурочной деятельности, где также можно широко использовать проектную
деятельность. Эта форма учебной работы подразумевает самостоятельное изучение
какойлибо проблемы обучающимися с последующей защитой своей работы.
Использование проектной деятельности в процессе обучения позволяет
школьникам развивать свои поисковые и исследовательские навыки,
совершенствовать умение самостоятельной работы и выделения главной
информации, повышает интерес и мотивацию к обучению.
Основной задачей проектной деятельности в общеобразовательной
школе является самостоятельное получение знаний (как в соответствии с
программой, так и сверх нее) и осуществление метапредметных связей.
Проект может представлять собой как индивидуальную, так и коллективную
форму деятельности, в которой успех всего проекта зависит от организации
взаимодействия учеников между собой и учителем.
Для того, чтобы вовлечь учащихся в проектную деятельность,
предложить тему для работы мало. Необходимо дать учащимся возможность
самостоятельного выбора проблемы и обозначения темы, но под контролем
руководителя.
Здесь и может быть включен элемент игровой деятельности, который
мы используем, как мотивация, форма, способ и продукт проектной работы.
О значимости игры как формы обучения известно всем: игра дает
возможность моделировать типичные ситуации, в ходе которых участники
ведут активную умственную работу, коллективно находят оптимальные
решения, используя теоретические знания и собственный практический опыт.
Проектную деятельность мы используем в рамках работы клуба «Закон
и подросток» при МБОУ СОШ № 32 города Новороссийска. С ребятами,
посещающими занятия клуба, нередко сталкиваешься с определенными
трудностями: в основном, это дети, состоящие на различного вида учетах,
лишенные контроля со стороны родителей, мало интересующиеся
саморазвитием. Чтобы развить в них интерес к нормам жизни в обществе и
стремление показать себя с лучшей стороны, мы обратились не только к
науке, но и к такой старой форме обучения, как игра, включив ее как
составляющую в проектную деятельность.
Целью нашей проектноигровой деятельности стало создание таких
массовых форм обучения, которые позволят учащимся повысить свою
правовую базу и освоить статьи основных законов Российской Федерации, в
том числе действующих на территории Краснодарского края, и имеющих
непосредственное отношение к несовершеннолетним.
Ребята разбились на две группы. Одна группа решила вносить правовые
знания в массы учащихся путем создания тематических презентаций,
сопровождающихся короткими лекциями в классах школы. Другая решила
создать настольную игру. Обе группы должны были придерживаться
основных правил:
1. Работа должна быть яркой и запоминающейся.
2. Ничего лишнего. Только главная информация. 3. Обязательно наличие наглядности.
В группах закипела работа. Стоит отметить, что равнодушных к
результатам проекта не было, каждый учащийся старался внести свою лепту в
общее дело, предлагалось много интересных идей.
Для начала мы определили перечень законов, на которых будет
базироваться наша работа. Просмотрев ряд правовых документов, решили
остановиться на следующих: Закон № 1539КЗ, Кодекс Российской
Федерации об административных правонарушениях, Уголовный кодекс РФ,
Конвенция о правах ребенка.
Изучили статьи всех выбранных нами законов и выделили те, которые
могут быть применены к несовершеннолетним.
Работа с презентациями была разбита на
несколько частей: каждый закон в отдельности (4
презентации) и заключительная обобщающая. В
разработке презентаций ребята включали в
лекции не только статьи законов, но и старались
чтобы
придумать мультимедийные игры,
заинтересовать учащихся школы.
В ходе
проведения бесед приводили примеры из
повседневной жизни нашего района, подходящие под статьи данных правовых
документов.
Вторая группа остановилась на создании игры «Правовое лото». Лото
популярная настольная игра, появившаяся в 16 веке в Генуе (Италия). В
СССР лото было признано семейной и развивающей игрой, хотя по сути оно
относится к азартным играм. Но, переработав информационную базу игры,
учащимся нашей школы удалось сделать ее довольно полезной не только для
устранения правовой безграмотности школьников, но и для подготовки к
экзаменам по обществознанию.
Я приведу в пример высказывания некоторых участников проекта,
которые заставили меня задуматься не только, как руководителя работы, но и
как просто взрослого человека:
«Наблюдая за своими друзьями и знакомыми, а также, анализируя
природу своих поступков, я поняла, что многие необдуманные действия,
которые влекут за собой не очень приятные последствия, являются
результатом правовой неграмотности людей.» (Корешкова В., 14 лет)
«Объяснения взрослых подростки не воспринимают серьезно: на уроках
– это нудно, скучно и неинтересно; а дома – это очередные нотации
родителей, которые тоже воспринимаешь «через раз». Но когда процесс
изучения наших прав и обязанностей проходит в игровой форме, тем более в
кругу друзей, запоминается материал гораздо
быстрее и легче.» (Сазыкина Т., 14 лет)
Мы разработали специальные игровые доски,
на которых отмечены номера статей и вышеперечисленные правовые документы, и 60 игральных карточек. На
каждую карточку с одной стороны нанесен соответствующий правовой
документ с указанием статьи, с другой приведен текст соответствующего
закона и, что также не маловажно, вменяемое наказание по данной статье.
По правилам игры выбирается ведущий, который будет «тянуть»
карточки и зачитывать правовые статьи. Затем игрокам раздают игровые
доски, они знакомятся с указанными документами.
Теперь ведущий «вслепую» тянет карточки из колоды и зачитывает
выпавшую статью. Если у игрока на игровой доске указан номер
соответствующей статьи и данный документ, он поднимает руку. Если номер
статьи и правовой документ указан неверно, ведущий может аннулировать
любой из предыдущих ответов и карточку положить снова в общую колоду.
Данная игра уникальна тем, что позволяет не только изучить основные
статьи правовых документов, но и вырабатывает умение находить различия
между схожими статьями.
К тому же, можно варьировать способы игры:
1)
2)
описан выше;
на начальном уровне изучения правовых документов можно без
учета статей определять только тип соответствующего документа;
3)
на более сложном уровне ведущий называет документ и номер
статьи, записанный на карточке, а участник игры разъясняет текст статьи.
Карточка выдается игроку только в том случае, если он правильно указывает
текст статьи. Если ответ оказывается неверен, карточка возвращается снова в
колоду.
Условия победы варьируются от правил к правилам. В самом
обычном «Правовом лото» выигрывает тот, кто первым закроет все клетки.
В «Коротком правовом лото» – тот, кто закроет первый ряд.
По окончании разработки и оформления игры ребята апробировали ее
на своих одноклассниках и получили много положительных отзывов, что
позволило им смело вынести свое «Правовое лото» за пределы класса.
В совокупности работы двух групп проектноигровой деятельности мы
добились следующих положительных результатов:
1. В то время, как вторая группа разрабатывала игру, первая группа
провела серию лекций, первично ознакомив учащихся с правовыми
документами и их статьями.
2. «Правовое лото» явилось закрепляющим моментом познавательной
деятельности.
3. Ликвидировалась правовая неграмотность учащихся школы.
4. В проектноигровую деятельность были вовлечены дети, состоящие
на различного вида учетах.
5. У участников проекта развивается чувство собственной значимости,
уверенности в своих силах и интерес к познавательной и творческой
деятельности. 6. Игра и знание статей правовых документов вошли в массы учащихся
школы.
7. Развивается чувство гражданственной сознательности, патриотизма и
толерантности у учащихся.
Больше всего радует то, что в игре ребята
общаются, вспоминают случаи из жизни и соотносят их
с законами нашей страны, обсуждают, делают выводы.
Это помогает им не только познавать окружающий мир,
понимать значение данных определений, но и развивает
их нравственность.
Правовая грамотность позволяет человеку, в том
числе несовершеннолетнему, понять смысл своих поступков, предвидеть
результат, правильно провести анализ своих действий, а самое главное, дает
понимание того, какое место в современном обществе он занимает, какую
роль выполняет и для чего все это надо, то есть социализирует. Знание
законов страны позволяет прийти к вершине человеческих ценностей.
Таким образом, проектноигровая деятельность дает возможность
самореализации и саморазвития не только участникам проекта, но и массам
учащихся, использующих результаты этой работы во внеурочное время.
Разработанные игры остаются в копилке школы и позволяют в
непринужденной форме доносить до детей необходимый обучающий и
развивающий материал.
Готовый продукт нашего проекта занял в 2015 году I место в краевом
конкурсе «Я выбираю ответственность».
Жук М.Е.,
зам.директора по ВР,
руководитель клуба
«Закон и подросток»
Проектно-игровая деятельность во внеурочное время как база социализации и правового воспитания обучающихся (из опыта работы)
Проектно-игровая деятельность во внеурочное время как база социализации и правового воспитания обучающихся (из опыта работы)
Проектно-игровая деятельность во внеурочное время как база социализации и правового воспитания обучающихся (из опыта работы)
Проектно-игровая деятельность во внеурочное время как база социализации и правового воспитания обучающихся (из опыта работы)
Проектно-игровая деятельность во внеурочное время как база социализации и правового воспитания обучающихся (из опыта работы)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.