«Проектно-исследовательская деятельность
как способ повышения учебной мотивации»
( обобщение опыта работы)
Мое педагогическое кредо можно сформулировать словами Бернарда Шоу: «Единственный путь, ведущий к знанию, — это деятельность»
Считаю, что обеспечить качественное усвоение стандарта образования возможно только через деятельностный подход к обучению, поскольку именно он строится на принципах: чему учить? и как учить?
Федеральные государственные образовательные стандарты нового поколения устанавливают личностные, метапредметные и предметные требования к результатам освоения основной общеобразовательной программы основного общего образования.
Главная задача современного обучения – не только дать широкое образование, но и расположить личность подрастающего человека к самостоятельному приобретению знаний, к постоянному стремлению углубляться в область познания, к формированию ключевых компетенций, подготовить его к обучению, которое будет проходить через всю жизнь.
Современный этап развития образования характеризуется интенсивным поиском нового в теории и практике.
Изучая опыт передовых педагогов, общаясь с коллегами на квалификационных курсах, сделала вывод, что в педагогической теории и практике еще не накоплен достаточный материал по использованию современных технологий для повышения качества знаний обучающихся в учебно-воспитательном процессе.
Отсюда и возникло противоречие: с одной стороны - необходимость создания условий для целенаправленного формирования познавательной деятельности обучающихся на современном этапе; с другой - отсутствие эффективных способов достижения результатов, по формированию познавательной деятельности обучающихся.
Данное противоречие определяет актуальность исследования и позволяет сформулировать проблему, заключающуюся в поиске эффективных способов для создания условий, обеспечивающих формирования познавательной деятельности обучающихся.
Важным условием повышения качества образования, по моему мнению, является внедрение в образование интерактивных технологий (проектный метод, включающий проблемное обучение и исследовательскую деятельность)
Целью моей работы стало создание условий для развития исследовательских навыков обучающихся, формирование способов активного познавательного интереса к предмету и самостоятельности у обучающихся. Для достижения цели были поставлены задачи:
- организация образовательного процесса, позволяющего стимулировать познавательный интерес к предмету через проектно-исследовательскую деятельность;
- использование элементов проблемного обучения;
- вовлечение школьников в работу научного общества учащихся;
- создание методических рекомендаций по организации и сопровождению исследовательской деятельности школьников
Владение современными образовательными технологиями
- интерактивными;
- технологией критического мышления через чтение и письмо;
- игровыми;
- информационно-коммуникационными;
помогает мне, как педагогу, избежать стереотипности и монотонности процесса обучения. Мои уроки различны по форме проведения: урок-семинар, урок-зачёт, урок-сказка, урок-концерт, урок-путешествие, интеграция уроков английского языка с другими предметами.
Небольшие мини-исследования, проведенные детьми в ходе подготовки к урокам или в самостоятельной работе, стали постепенно складываться в целые проекты. Такая деятельность помогла обучающимся «шагнуть» за рамки предмета.
Подробнее хочу остановиться на проектно- исследовательской деятельности, преимущества которой я вижу:
· в энтузиазме в работе, заинтересованности учащихся ,
· в связи с реальной жизнью,
· в научной пытливости,
· в умении работать в группе,
· в самоконтроле,
· в лучшей закрепленности знаний,
· в дисциплинированности,
· в повышении качества знаний.
Исходя из вышесказанного, свою педагогическую идею формулирую следующим образом: «Усиление практической направленности уроков через интеграцию системно-деятельностного и метапредметного подходов, индивидуализацию»
Считаю, что в основе проектно-исследовательской деятельности лежит развитие познавательных компетенций школьников, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие творческого мышления и формирование различных УУД.
Продемонстрирую, какие предметные, личностные и метапредметные требования ФГОС формируются на различных этапах работы над проектом.
1. На стадии подготовки это: личностные, познавательные и коммуникативные.
2. На стадии планирования: коммуникативные.
3. На стадии исследования: регулятивные, познавательные и коммуникативные
4. На стадии анализа и обобщения: познавательные и коммуникативные.
5. На стадии представления проекта и его оценивания: все виды УУД.
Организуя проектную деятельность, я руководствуюсь тем, что проекты должен быть не только посильными и интересными, но и направленными на социализацию учащихся. По мнению учащихся наиболее востребованными и интересными являются исследовательские, игровые, ролевые и социальные проекты.
Исследовательские проекты направлены на исследование и могут быть межпредметными.
Игровые проекты направлены на создание, конструирование игр и игровой среды на основе предметного содержания.
Ролевые проекты направлены на имитацию социальных и деловых отношений, позволяющие применять на себя различные роли в жизненных ситуациях.
Социальные проекты способствуют накоплению социального опыта, освоению социальных ролей, отстаиванию своих позиций.
Создавая проекты, выходящие за рамки школьной программы, ученики представляют их на различных конкурсах. В качестве примера хочу продемонстрировать информационную карту проекта районного ИКТ фестиваля по английскому языку «Известные английские писатели».
Итогом деятельностного аспекта являются личностные, метапредметные и предметные результаты:
Предметные результаты:
-развитие иноязычного мышления и коммуникативной компетенции в совокупности ее составляющих: речевой, языковой, социокультурной, компенсаторной, учебно-познавательной
Личностные результаты:
- развитие мотивации изучения английского языка
-осознание возможностей самореализации средствами иностранного языка
-стремление к лучшему осознанию культуры своего народа, толерантное отношение к проявлениям иной культуры
Метапредметные результаты:
-готовность и способность вступать в диалог, владеть монологической и диалогической формами речи
- умение аргументировать свою точку зрения;
умение устанавливать взаимоотношения, эффективно сотрудничать
- умение сравнивать, анализировать, обобщать
Синтез вышеназванных педагогических технологий позволяет осуществлять целенаправленное формирование ключевых компетенций у обучающихся и повышать качество знаний по предмету.
Анализируя результаты своего педагогического труда, убеждаюсь, что обучающиеся стали активнее принимать участие во внеурочной деятельности: конференциях, различных конкурсах, дистанционных олимпиадах.
На протяжении нескольких лет ученики занимают призовые места в НОУ с проектами различного направления.
Мониторинги, которые проводятся систематически, позволяют сделать вывод о результативности моей деятельности, подтверждая, что я на правильном пути, а именно повысилась эффективность урочного и внеурочного процесса, достигнуты высокие результаты в обучении английскому языку, повысился познавательный интерес к предмету.
Системная работа по использованию мною современных педагогических технологий и их элементов в образовательном процессе приводит к тому, что качества знаний и результативность сдачи экзамена по английскому языку 100%, учащиеся принимают активное участие в предметных неделях, участвуют в олимпиадах, конкурсах по предмету, занимая призовые места, о чём свидетельствуют грамоты различного уровня.
Важно для меня и психологическое состояние учеников на уроках, и положительное отношение к предмету. Из опроса видно, что уровень доверия учителю высок, большинство учеников работают на уроках с интересом, а у слабых учащихся снижается порог тревожности.
Безусловно, работая над реализацией требований ФГОС, внедряя и реализовывая на практике современные технологии по формированию познавательной деятельности обучающихся, мы увидим своих выпускников креативно и критически мыслящими, активно и целенаправленно познающими мир, осознающими ценность науки, труда и творчества для человека и общества, мотивированными на образование и самообразование в течение всей своей жизни.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.