Проектная- исследовательская форма образования кардинально меняет роли и позиции школьника и учителя.
Цель проектно-исследовательской деятельности состоит в том, чтобы создать условия, при которых обучающиеся:
• самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников;
• учатся пользоваться приобретёнными знаниями для решения познавательных и практических задач;
• приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах;
• развивают у себя исследовательские умения;
• развивают системное и проектное мышление.
1.Проектно- исследовательская деятельность.docx
Галигрова Т.В.,
учитель начальных классов
МБОУ г. Астрахани «НОШ №60»
«Проектноисследовательская деятельность как вид деятельности, помогающий
успешной реализации ФГОС ДО и обязательное условие реализации внеурочной и внеучебной
деятельности обучающихся в условиях реализации и ФГОС НОО»
Среди разнообразных направлений новых педагогических технологий ведущее место
занимает проектноисследовательская деятельность.
Проектноисследовательская
деятельность учащихся прописана в стандарте образования. Программы всех школьных
предметов ориентированы на данный вид деятельности. И это не случайно. Ведь именно в
процессе правильной самостоятельной работы над созданием проекта лучше всего
формируется культура умственного труда учеников. Самое главное в проекте после
определения темы – это выработка гипотезы, постановка проблемы, планирование учебных
действий, сопоставление фактов. Вот почему особенно актуальны сегодня уроки –
исследования и уроки – проекты. Они готовят детей к созданию самостоятельных проектов.
Исследовательская деятельность обучающихся — деятельность учащихся, связанная с
решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением
и предполагающая наличие основных этапов: постановку проблемы, изучение теории, подбор
методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его
анализ и обобщение, научный комментарий, собственные выводы.
Включать школьников в проектную исследовательскую деятельность следует
постепенно, начиная с первого класса. Вначале – доступные творческие задания, выполняемые
на уроках обучения грамоте, окружающего мира, трудового обучения, изобразительного
искусства и в форме коллективных творческих дел, проводимых во внеурочное время. А уже
в 34 классах учащиеся с большим интересом выполняют довольно сложные проекты, под
руководством учителя проводят коллективное научное исследование, в которое могут быть
включены результаты проектноисследовательской работы каждого ученика.
Анализируя процесс работы над проектом и её результат, можно утверждать, что в
результате проектной деятельности учащиеся становятся активными участниками
образовательного процесса, продукт их творческой деятельности может иметь научную
значимость и является предметной инновацией. Дети сами открывают новые для них факты и
строят новые для них понятия, а не получают их в готовом виде от учителя или их учебников,
участие учащихся в конкурсе проектных работ однозначно стимулирует мотивацию к
повышению уровня учебных достижений и повышает потребность в самосовершенствовании.
Результатом проекта может быть газета, коллекция, гербарий, костюм, макет,
наглядные пособия, поделка, праздник, телепередача, научная конференция, ролевая,
деловая, спортивная, интеллектуально творческая игра.
В результате многолетнего педагогического проектирования учитель на практике
доказал, что проектное обучение даёт ему возможность поиска, воспитания и обучения
талантливых, одарённых и творчески развитых детей, является условием развития
индивидуальных способностей учащихся, формирует у них навыки «всегда быть успешными». Вывод:
проектная деятельность способствует формированию ключевых
компетентностей учащихся, подготовки их к реальным условиям жизнедеятельности.
В проектную деятельность необходимо включать школьников постепенно, начиная с
первого класса. Когда в учебной работе появляются первые проекты, субъектом деятельности
является педагог, деятельность еще не принадлежит учащемуся, у него она только
формируется, он сам не в состоянии спланировать эту работу. На данном этапе ученик
участвует в деятельности, но не может быть самостоятельным в ней. Это этап максимального
педагогического участия. Постепенно изменяется и объект проектирования. Учитель
привлекает внимание детей к тому, что должно быть сделано (цель), а что – преобразовано
(объект). На этом этапе можно говорить о двух проектах. Первый детский, второй
педагогический (педагог формирует проектную деятельность школьников, отдельных
новообразований этой деятельности, управляет ситуацией, посредством учебного проекта
способствуя развитию учеников. Постепенно учащиеся самостоятельно учатся анализировать
ситуацию и выделять в ней объект преобразования и будущий результат. Однако полноценная
проектная деятельность еще трудна для младших школьников. Прообразом проектной
деятельности для младших школьников могут стать проектные задания, применение которых
становится возможным, начиная с 1 класса.
В начале – это доступные творческие задания, выполняемые на уроках окружающего
мира, технологии и в форме коллективных творческих дел, проводимых во внеурочное время.
А уже в 34 классах учащиеся с большим интересом выполняют довольно сложные проекты,
под руководством учителя проводят коллективное научное исследование, в которое могут
быть включены результаты проектноисследовательской работы каждого ученика.
«Проектно-исследовательская деятельность»
«Проектно-исследовательская деятельность»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.