Проектно-исследовательская деятельность при обучении детей математике (из опыта работы)
Оценка 4.8

Проектно-исследовательская деятельность при обучении детей математике (из опыта работы)

Оценка 4.8
Педсоветы
docx
математика
Взрослым
03.06.2018
Проектно-исследовательская деятельность при обучении детей математике (из опыта работы)
доклад из опыта работы.docx
Проектно­исследовательская деятельность при обучении детей математике (из опыта работы учителя математики Чугуновой Л. М.) Слайд 1 Слайд 2 1) На   мой   взгляд,   проектная   деятельность   –   это   звено,   наряду   с   классно­урочной,   внеклассной   и   внеурочной работой, в структуре математического образования детей.     Современный проект учащихся для меня ­ это дидактическое средство активизации познавательной деятельности. При подготовке выступления, я пришла к выводу, что проектно­исследовательская деятельность присутствовала в работе учителей всегда. Проблемные вопросы,   рефераты   исследовательского   характера,   решение   нестандартных   задач,   приводящих   к   серьёзным выводам  и многое другое – это и есть элементы школьных проектов. Объединив всё воедино, учёные­методисты назвали   это   проектной   технологией.   И,   наверное,   это   правильно.   Математика   как   учебный   предмет   имеет  проектной   деятельности.   Поэтому   в   своей   работе     я   стараюсь огромные   возможности   в   реализации   использовать элементы проектной технологии.  Слайд 3 2)   Основными требованиями к использованию метода проектов являются, на мой взгляд, три вопроса: ЗАЧЕМ? ДЛЯ ЧЕГО? КАК?  Слайд 4 3) Первый   вопрос   очень   важный,   так   как   формулировка   проблемы   ­   это   и   есть   ответ   на   вопрос   «зачем». Математика начинается вовсе не со счета, что кажется очевидным, а с…загадки, с проблемы. Чтобы у учащегося развивалось творческое мышление, необходимо, чтобы он почувствовал удивление и любопытство.  Только через преодоление трудностей, решение проблем, ребенок может войти в мир творчества.     Формулировка проблемного вопроса, от которого зависит дальнейший настрой на всю работу, должна   чётко продумываться учителем. Вопрос должен заинтересовать учащихся, чтобы далее они проявили самостоятельность и творчество   в   его   разрешении.  Проблема,   предлагаемая   ученикам,   должна   быть   сформулирована   так,   чтобы ориентировать   учеников   на   привлечение   фактов   из   смежных   областей   знаний   и   разнообразных   источников информации. Хорошо, если проблемный вопрос воспринимается не только на слух, но и зрительно. Приведу примеры постановки проблем на уроках и во внеурочное время по математике. 1.  Как измерить высоту дерева, здания, имея только рулетку и палку или шест? Эту проблему решают учащиеся при изучении темы «Подобные треугольники» в 8­ом классе. 2. Постановка проблемы – зрительность. Лента Мёбиуса – показать. 3. Иногда проблемный вопрос задают сами учащиеся. Например, Чажланов Д. (Зачем нужен синус?) Слайд 5 4) Второе   требование:   необходима   практическая,   теоретическая   и   познавательная   значимость   предполагаемых результатов, т.е. ученик должен осознать, где он может применить полученные знания, какой продукт проекта будет его логическим завершением. То есть «Для чего?» Слайд 5 5) Третий вопрос «Как?» ­ это его самостоятельность, которая и с одной и с другой стороны является личностной мотивацией выполнения проектов. Слайд 7 6) Я использую следующую классификацию проектов.  По продолжительности подготовки:  – краткосрочный (часть урока или весь урок) – средней продолжительности (2­3 урока) – долгосрочный (месяц, четверть или год)  По количеству участников:  – индивидуальный  – работа в парах  – групповой (4­6 человек)  По методу:  – творческий  – исследовательский  – информационный (ознакомительно­ориентированный) ­ игровой уроках математики.   8­ом классе.  7)      Конкретно остановлюсь на некоторых проектных работах, которые выполняются моими учащимися на Слайд 8 1.       Организация проектной деятельности на этапе повторения и обобщения темы «Площади многоугольника» в   Класс разделен на 3 бригады. 1.     Бригада – столяры 2.     Бригада­ поставщики 3.     Паркетчики или кафельщики На уроке объявляется тендер на выполнение работ по настилке паркетного пола в строящемся детском садике Паркетные плитки имеют форму прямоугольных треугольников, параллелограммов,   равнобочных трапеций, размеры даны в см. Каждая бригада получит задание и оценочные листы. Необходимо произвести настилку паркетного пола в игровом зале детского сада размером 5,75*8 м. паркетными  плитками следующего вида (рисунок): Для этого вам необходимо:  1. Ответить на вопросы (письменно)         Дать определение площади простых фигур.         Записать все формулы для вычисления площадей треугольников, трапеций, параллелограмма.         Выписать формулы  площадей, необходимые для решения этой задачи.         Показать на рисунке принцип укладки паркетных плит одного ряда.         Как проводились вычисления площади одного ряда. Это групповой проект, творческий, средней продолжительности. Может занять 2 урока в качестве зачёта по данной теме.   Слайд 9 Практико­ориентированные проекты Эти проекты отличает четко обозначенный с самого начала предметный результат деятельности участников  проекта. Причем этот результат обязательно ориентирован на интересы самих участников.    Это справочный  материал,  наглядное пособие. Результат может быть представлен в виде: 1) книжки­малышки; 2) вертушки; 3) справочной таблицы. Слайд 10 2.       Учебный проект по теме: «Как можно сравнить рациональные числа?» (6 класс) Это был внутриклассный проект в малых группах (продолжительность работы – 20 минут - подготовка – 10 минут, презентация каждой группы – 2 минуты), весь мини - проект – 1 урок, с открытой координацией, что дало возможность обучающимся приобрести навыки проектной деятельности в максимально комфортных для них условиях. Этот практико - ориентированный проект был нацелен на решение задач, отражающих интересы участников проекта, с четко обозначенным с самого начала результатом деятельности - конечного продукта (памятки правил), который может быть использован при изучении данной темы и обучающимися других классов. Ценность проекта заключается в реальности использования продукта на практике и его способности решить заданную проблему. Слайд 11 Примером   игрового   проекта   может   служить   урок,   который   начинается   так:   «Я   сегодня   получила   письмо,   в котором написана основная формула, из чего состоят прочные знания учащихся. Хотите её узнать?» И далее идёт работа   по   обобщению   знаний   по   определённой   теме.   А   формула   может   быть   такая:   «Знания= старательность+способности+любознательность» В старших классах очень хорошо проходят ролевые игры. Например, игра «Вакансия». Слайд 12  «Мой кабинет» Проектная  работа        . Цели и задачи: 1.   Представление о прямоугольном параллелепипеде и кубе 2.   Формирование   навыков   применения   формул   объёма   параллелепипеда,   площади   прямоугольника,   поверхности параллелепипеда 3. развивать коммуникативные навыки , а также навыки планирования и организации своей работы 4. познакомиться со строительными профессиями 5. исследовать условия, в которых мы учимся на примере кабинета При выполнении этой работы учащиеся   пробуют себя в роли специалистов различных профессий: 1. 1­я – архитектор спроектировать эскиз кабинета (выбор материалов, размеры, сделать развертку параллелепипеда.  2. 2­я – строитель Аккуратно собрать модель параллелепипеда, сделать окна, двери, парты, стул, доску.  3. 3­я – прораб  Проверить, что размеры кабинета соответствуют размерам эскиза. 4. 4­я – риелтор Защитить свой проект.  5­я – дизайнер  Оформить кабинет, украсить.  6. 6­я – медицинский работник 7. Проверить выполняются ли санитарные нормы по количеству воздуха в кабинете и освещенности. В результате ученицей создан макет кабинета, проведен анализ и сделан вывод, что нормы освещенности и количество воздуха на одного человека в кабинете   соответствуют санитарным нормам. Для   решения   крупных   задач   (проблем)   по   математике,   сложных   для   понимания   вопросов   использую   крупные проекты, которые в основном выполняются во внеурочной деятельности. Данные проекты в основном направлены на   углубление   и   расширение   знаний   по   математике.   Примеры   –   это   проекты,   представляемые   на   научно­ практических конференциях.   Слайд 13 Мастер­класс «Познай самого себя».  Проект – это «пять П».  1.Наличие проблемы. Работа над проектом всегда направлена на разрешение конкретной проблемы. Нет проблемы – нет деятельности.    Проблема: познать себя средствами геометрии. Показать связь математики с такой наукой как психология. 2.Обязательное планирование действий. В ходе разбора и обсуждения проекта вырабатывается план совместных действий ученика и учителя. Создаётся банк идей и предложений. 3.Поиск информации ­ обязательное условие каждого проекта. Найденная информация, обрабатывается, осмысливается. После   совместного   обсуждения   выбирается   базовый   вариант.   Учитель   корректирует   последовательность технологических операций в каждой работе.  Информация:   психогеометрия   –   наука,   которая   исследует   личность   ,   даёт   характеристику   качеств   и   особенностей поведения человека средствами математических знаков, геометрических фигур. Довольно­таки новая ветвь. Автор – Сьюзан Деллингер (1978 год). 4.Результат работы – продукт.   В   зависимости   от   места,   где   применяется   метод,   могут   быть   и   разные   продукты.   Например,   продуктом     нашей деятельности будут результаты тестирования и математическая модель коллектива школы.   5. Презентация результатов ­ представление готового продукта.                  В заключение провожу рефлексию. Предлагаю следующие вопросы для обсуждения: Появились ли у вас новые знания, умения в процессе работы над проектом? Что в работе над проектом было наиболее интересным? Каковы были основные трудности и как вы их преодолевали? Какие можете сделать себе замечания и предложения на будущее? Благодарю   учеников   и   обязательно   их   награждаю,   вручая   диплом   разработчика   проекта,   научного   исследователя, лучшего дизайнера и т.д. Каждому из участников проекта ставлю отметку по математике за данную тему. Естественно, что этой отметкой является "пять". Положительные эмоции и успех учеников рождают желание работать дальше.     Конечно же, используя элементы проектной технологии, у меня возникают определённые трудности. 1. При постановке проблемы, которая определяет весь дальнейший ход работы. Иногда приходится думать над её формулировкой долго. А точнее, думать над той ситуацией, к которой надо подвести учащихся, чтобы они сами сформулировали проблему. 2. Зачастую получается, проект выступает как результат совместной деятельности учителя и учащегося (причём больше учителя), а в проектной технологии – это метод познавательной деятельности учащихся, которым учитель должен только руководить. Поэтому, я использую только элементы проектной технологии, но не владею на 100 % проектной технологией.  Проектная технология – это не ежедневные уроки. Значит, есть над чем работать, к чему стремиться.

Проектно-исследовательская деятельность при обучении детей математике (из опыта работы)

Проектно-исследовательская деятельность при обучении детей математике (из опыта работы)

Проектно-исследовательская деятельность при обучении детей математике (из опыта работы)

Проектно-исследовательская деятельность при обучении детей математике (из опыта работы)

Проектно-исследовательская деятельность при обучении детей математике (из опыта работы)

Проектно-исследовательская деятельность при обучении детей математике (из опыта работы)

Проектно-исследовательская деятельность при обучении детей математике (из опыта работы)

Проектно-исследовательская деятельность при обучении детей математике (из опыта работы)

Проектно-исследовательская деятельность при обучении детей математике (из опыта работы)

Проектно-исследовательская деятельность при обучении детей математике (из опыта работы)

Проектно-исследовательская деятельность при обучении детей математике (из опыта работы)

Проектно-исследовательская деятельность при обучении детей математике (из опыта работы)

Проектно-исследовательская деятельность при обучении детей математике (из опыта работы)

Проектно-исследовательская деятельность при обучении детей математике (из опыта работы)

Проектно-исследовательская деятельность при обучении детей математике (из опыта работы)

Проектно-исследовательская деятельность при обучении детей математике (из опыта работы)

Проектно-исследовательская деятельность при обучении детей математике (из опыта работы)

Проектно-исследовательская деятельность при обучении детей математике (из опыта работы)
Скачать файл