Проектноисследовательская деятельность при обучении детей математике
(из опыта работы учителя математики Чугуновой Л. М.)
Слайд 1
Слайд 2
1) На мой взгляд, проектная деятельность – это звено, наряду с классноурочной, внеклассной и внеурочной
работой, в структуре математического образования детей. Современный проект учащихся для меня это
дидактическое средство активизации познавательной деятельности. При подготовке выступления, я пришла к
выводу, что проектноисследовательская деятельность присутствовала в работе учителей всегда. Проблемные
вопросы, рефераты исследовательского характера, решение нестандартных задач, приводящих к серьёзным
выводам и многое другое – это и есть элементы школьных проектов. Объединив всё воедино, учёныеметодисты
назвали это проектной технологией. И, наверное, это правильно. Математика как учебный предмет имеет
проектной деятельности. Поэтому в своей работе я стараюсь
огромные возможности в реализации
использовать элементы проектной технологии.
Слайд 3
2) Основными требованиями к использованию метода проектов являются, на мой взгляд, три вопроса: ЗАЧЕМ?
ДЛЯ ЧЕГО? КАК?
Слайд 4 3) Первый вопрос очень важный, так как формулировка проблемы это и есть ответ на вопрос «зачем».
Математика начинается вовсе не со счета, что кажется очевидным, а с…загадки, с проблемы. Чтобы у учащегося
развивалось творческое мышление, необходимо, чтобы он почувствовал удивление и любопытство. Только через
преодоление трудностей, решение проблем, ребенок может войти в мир творчества.
Формулировка проблемного вопроса, от которого зависит дальнейший настрой на всю работу, должна чётко
продумываться учителем. Вопрос должен заинтересовать учащихся, чтобы далее они проявили самостоятельность и
творчество в его разрешении. Проблема, предлагаемая ученикам, должна быть сформулирована так, чтобы
ориентировать учеников на привлечение фактов из смежных областей знаний и разнообразных источников
информации. Хорошо, если проблемный вопрос воспринимается не только на слух, но и зрительно.
Приведу примеры постановки проблем на уроках и во внеурочное время по математике.
1.
Как измерить высоту дерева, здания, имея только рулетку и палку или шест? Эту проблему решают учащиеся
при изучении темы «Подобные треугольники» в 8ом классе.
2. Постановка проблемы – зрительность. Лента Мёбиуса – показать.
3. Иногда проблемный вопрос задают сами учащиеся. Например, Чажланов Д. (Зачем нужен синус?)
Слайд 5
4) Второе требование: необходима практическая, теоретическая и познавательная значимость предполагаемых
результатов, т.е. ученик должен осознать, где он может применить полученные знания, какой продукт проекта
будет его логическим завершением. То есть «Для чего?»
Слайд 5
5) Третий вопрос «Как?» это его самостоятельность, которая и с одной и с другой стороны является личностной
мотивацией выполнения проектов. Слайд 7
6) Я использую следующую классификацию проектов.
По продолжительности подготовки:
– краткосрочный (часть урока или весь урок)
– средней продолжительности (23 урока)
– долгосрочный (месяц, четверть или год)
По количеству участников:
– индивидуальный
– работа в парах
– групповой (46 человек)
По методу:
– творческий
– исследовательский
– информационный (ознакомительноориентированный)
игровой
уроках математики.
8ом классе.
7) Конкретно остановлюсь на некоторых проектных работах, которые выполняются моими учащимися на
Слайд 8
1. Организация проектной деятельности на этапе повторения и обобщения темы «Площади многоугольника» в
Класс разделен на 3 бригады.
1. Бригада – столяры
2. Бригада поставщики
3. Паркетчики или кафельщики
На уроке объявляется тендер на выполнение работ по настилке паркетного пола в строящемся детском садике Паркетные плитки имеют форму прямоугольных треугольников, параллелограммов, равнобочных трапеций, размеры
даны в см.
Каждая бригада получит задание и оценочные листы. Необходимо произвести настилку паркетного пола в игровом зале
детского сада размером 5,75*8 м. паркетными плитками следующего вида (рисунок):
Для этого вам необходимо:
1. Ответить на вопросы (письменно)
Дать определение площади простых фигур.
Записать все формулы для вычисления площадей треугольников, трапеций, параллелограмма.
Выписать формулы площадей, необходимые для решения этой задачи.
Показать на рисунке принцип укладки паркетных плит одного ряда.
Как проводились вычисления площади одного ряда.
Это групповой проект, творческий, средней продолжительности. Может занять 2 урока в
качестве зачёта по данной теме.
Слайд 9
Практикоориентированные проекты
Эти проекты отличает четко обозначенный с самого начала предметный результат деятельности участников
проекта. Причем этот результат обязательно ориентирован на интересы самих участников. Это справочный
материал, наглядное пособие.
Результат может быть представлен в виде:
1) книжкималышки; 2) вертушки;
3) справочной таблицы.
Слайд 10
2. Учебный проект по теме: «Как можно сравнить рациональные числа?» (6 класс)
Это был внутриклассный проект в малых группах (продолжительность работы – 20 минут -
подготовка – 10 минут, презентация каждой группы – 2 минуты), весь мини - проект – 1 урок, с
открытой координацией, что дало возможность обучающимся приобрести навыки проектной
деятельности в максимально комфортных для них условиях. Этот практико - ориентированный
проект был нацелен на решение задач, отражающих интересы участников проекта, с четко
обозначенным с самого начала результатом деятельности - конечного продукта (памятки
правил), который может быть использован при изучении данной темы и обучающимися других
классов. Ценность проекта заключается в реальности использования продукта на практике и
его способности решить заданную проблему.
Слайд 11
Примером игрового проекта может служить урок, который начинается так: «Я сегодня получила письмо, в
котором написана основная формула, из чего состоят прочные знания учащихся. Хотите её узнать?» И далее идёт
работа по обобщению знаний по определённой теме. А формула может быть такая: «Знания=
старательность+способности+любознательность»
В старших классах очень хорошо проходят ролевые игры. Например, игра «Вакансия». Слайд 12
«Мой кабинет»
Проектная работа
.
Цели и задачи:
1.
Представление о прямоугольном параллелепипеде и кубе
2.
Формирование навыков применения формул объёма параллелепипеда, площади прямоугольника, поверхности
параллелепипеда
3. развивать коммуникативные навыки , а также навыки планирования и организации своей работы
4. познакомиться со строительными профессиями
5. исследовать условия, в которых мы учимся на примере кабинета
При выполнении этой работы учащиеся пробуют себя в роли специалистов различных профессий:
1. 1я – архитектор
спроектировать эскиз кабинета (выбор материалов, размеры, сделать развертку параллелепипеда.
2. 2я – строитель
Аккуратно собрать модель параллелепипеда, сделать окна, двери, парты, стул, доску.
3. 3я – прораб
Проверить, что размеры кабинета соответствуют размерам эскиза. 4. 4я – риелтор
Защитить свой проект.
5я – дизайнер
Оформить кабинет, украсить.
6. 6я – медицинский работник
7. Проверить выполняются ли санитарные нормы по количеству воздуха в кабинете и освещенности. В результате
ученицей создан макет кабинета, проведен анализ и сделан вывод, что нормы освещенности и количество воздуха на
одного человека в кабинете соответствуют санитарным нормам.
Для решения крупных задач (проблем) по математике, сложных для понимания вопросов использую крупные
проекты, которые в основном выполняются во внеурочной деятельности. Данные проекты в основном направлены
на углубление и расширение знаний по математике. Примеры – это проекты, представляемые на научно
практических конференциях.
Слайд 13
Мастеркласс «Познай самого себя».
Проект – это «пять П».
1.Наличие проблемы. Работа над проектом всегда направлена на разрешение конкретной проблемы. Нет проблемы – нет
деятельности.
Проблема: познать себя средствами геометрии.
Показать связь математики с такой наукой как психология.
2.Обязательное планирование действий. В ходе разбора и обсуждения проекта вырабатывается план совместных действий
ученика и учителя. Создаётся банк идей и предложений. 3.Поиск информации обязательное условие каждого проекта. Найденная информация, обрабатывается, осмысливается.
После совместного обсуждения выбирается базовый вариант. Учитель корректирует последовательность
технологических операций в каждой работе.
Информация: психогеометрия – наука, которая исследует личность , даёт характеристику качеств и особенностей
поведения человека средствами математических знаков, геометрических фигур. Довольнотаки новая ветвь. Автор –
Сьюзан Деллингер (1978 год).
4.Результат работы – продукт.
В зависимости от места, где применяется метод, могут быть и разные продукты. Например, продуктом нашей
деятельности будут результаты тестирования и математическая модель коллектива школы.
5. Презентация результатов представление готового продукта.
В заключение провожу рефлексию. Предлагаю следующие вопросы для обсуждения: Появились ли у вас новые
знания, умения в процессе работы над проектом? Что в работе над проектом было наиболее интересным? Каковы были
основные трудности и как вы их преодолевали? Какие можете сделать себе замечания и предложения на будущее?
Благодарю учеников и обязательно их награждаю, вручая диплом разработчика проекта, научного исследователя,
лучшего дизайнера и т.д. Каждому из участников проекта ставлю отметку по математике за данную тему. Естественно,
что этой отметкой является "пять". Положительные эмоции и успех учеников рождают желание работать дальше.
Конечно же, используя элементы проектной технологии, у меня возникают определённые трудности.
1. При постановке проблемы, которая определяет весь дальнейший ход работы. Иногда приходится думать над
её формулировкой долго. А точнее, думать над той ситуацией, к которой надо подвести учащихся, чтобы они
сами сформулировали проблему. 2. Зачастую получается, проект выступает как результат совместной деятельности учителя и учащегося (причём
больше учителя), а в проектной технологии – это метод познавательной деятельности учащихся, которым
учитель должен только руководить. Поэтому, я использую только элементы проектной технологии, но не
владею на 100 % проектной технологией. Проектная технология – это не ежедневные уроки. Значит, есть над
чем работать, к чему стремиться.
Проектно-исследовательская деятельность при обучении детей математике (из опыта работы)
Проектно-исследовательская деятельность при обучении детей математике (из опыта работы)
Проектно-исследовательская деятельность при обучении детей математике (из опыта работы)
Проектно-исследовательская деятельность при обучении детей математике (из опыта работы)
Проектно-исследовательская деятельность при обучении детей математике (из опыта работы)
Проектно-исследовательская деятельность при обучении детей математике (из опыта работы)
Проектно-исследовательская деятельность при обучении детей математике (из опыта работы)
Проектно-исследовательская деятельность при обучении детей математике (из опыта работы)
Проектно-исследовательская деятельность при обучении детей математике (из опыта работы)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.