«Проектно-исследовательская деятельность в начальной школе».
Оценка 4.6

«Проектно-исследовательская деятельность в начальной школе».

Оценка 4.6
Семинары
docx
Междисциплинарный 3
Взрослым
26.04.2018
«Проектно-исследовательская деятельность в начальной школе».
В данной работе описываются виды и формы проектно- исследовательской деятельности в начальной школе.В основе метода проектов и метода исследований лежит: • Развитие познавательных умений и навыков учащихся; • Умение ориентироваться в информационном пространстве; • Умение самостоятельно конструировать свои знания; • Умение интегрировать знания из различных областей наук; • Умение критически мыслить. Обучение путём исследований в современном образовательном процессе является наиболее эффективным способом познания окружающего мира.В данной работе описываются методы, формы поисково - исследовательской деятельности в начальной школе. Обмен опытом из собственной практики.
семинар.docx
ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЁННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА – ИНТЕРНАТ СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Г.ВЛАДИКАВКАЗ» Обмен педагогического опыта «Проектно­исследовательская деятельность в начальной школе». УЧИТЕЛЬ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ ГКОУ Арисланова Людмила Михайловна 2018г. «Проектно­исследовательская деятельность в начальной школе». Хотелось бы начать данный доклад вышеуказанной темы с притчи, так как надеюсь, что она поможет призадуматься, систематизировать  знания и раскроет некоторые приёмы организации данного вида работы. Однажды   ученики   спросили   Учителя,   какова   его   основная   задача. Мудрец, улыбнувшись, сказал: «Завтра вы узнаете об этом». На следующий день ученики собирались провести некоторое время у подножья горы. Ранним утром отправились они в путь. К обеду, уставшие и проголодавшиеся, добрались они до живописного пригорка и, остановившись на привал, решили пообедать рисом и солеными овощами, которые захватил с собой Учитель. Следует заметить, что овощи мудрец посолил весьма щедро, а потому спустя какое­то время ученикам захотелось пить. Но, как нарочно, оказалось, что вся вода, которую они захватили с собой, уже закончилась. Тогда ученики стали осматривать окрестность в поисках пресного источника воды.   Так   и   не   найдя   его,   вернулись   обратно.   Мудрец,   подойдя   к   ним, произнес:   «Источник,   который   вы   ищите,   находится   вон   за   тем   холмом». Ученики радостно поспешили туда, и, утолив жажду, вернулись к Учителю, принеся и для него воды. Учитель отказался от воды, показывая на сосуд, стоявший у его ног. «Но   почему   ты   не   дал   нам   сразу   напиться,   если   у   тебя   была   вода?»   ­ изумились ученики. Мудрец ответил: «Я выполнял свою задачу. Сначала я пробудил в вас жажду, которая заставила вас заняться поисками источника, так же, как я пробуждаю в вас жажду знаний. Когда вы отчаялись, я показал вам, в какой стороне находится источник, тем самым, поддержав вас. Ну а, 2 взяв с собой побольше воды, я подал вам пример того, что желаемое может быть совсем рядом, стоит лишь позаботиться об этом заблаговременно». «Значит,   главная   задача   Учителя   в   том,   чтобы   пробуждать   жажду, поддерживать и подавать правильный пример?» ­ спросили ученики.  А вот, что на это ответил учитель, я зачитаю в конце. А вы как думаете, какова основная задача учителя? Что от него ждут ученики? Каким должен быть учитель? Все эти вопросы заставляют задуматься. В итоге приходишь к выводу о том,   что   сколько   людей   столько   и   мнений.   Так   и   в   начальной   школе существует   много   видений   по   использованию   изучению   и   применению проектно – исследовательской деятельности в начальной школе. Хотелось   бы   отметить,   что   проектирование   и   исследование   изначально принципиально разные вещи. Исследование­ бескорыстный поиск истины ,а проектирование – решение определённой, ясно осознаваемой задачи. Оба вида деятельности в зависимости от цели могут быть подсистемами друг у друга. То   есть   в   случае   реализации   проекта   в   качестве   одного   из   средств   будет выступать   исследование,   а   в   случае   проведения   исследования   –   одним   из средств может быть проектирование.  Важно понять, что в работе с детьми, безусловно, полезны и проектирование и исследование. В основе метода проектов и метода исследований лежит:  Развитие познавательных умений и навыков учащихся;  Умение ориентироваться в информационном пространстве;  Умение самостоятельно конструировать свои знания;  Умение интегрировать знания из различных областей наук;  Умение критически мыслить. Обучение путём исследований в современном образовательном процессе является наиболее эффективным способом познания окружающего мира. 3 Стремление ребёнка к самостоятельному исследованию предопределено генетически.   Если   этой   активности   малыша   не   противодействовать,   то   с возрастом   эта   потребность   эволюционирует   и   спектр   объектов   детских исследований существенно расширяется. Ребёнок,   склонный   к   исследовательскому   поведению,   не   будет полагаться   только   на   те   знания,  которые   дают   ему   в   ходе   традиционного обучения. Он сам   будет активно изучать окружающий  мир, приобретая с новой информацией неоценимый опыт.    Исследовательское   поведение   особо   ценно   тем,   что   оно   создаёт надёжный фундамент для постоянного преобразования процессов обучения и развития   в   процессах   более   высокого   порядка   –   самообучения   и саморазвития. Самостоятельную   исследовательскую   работу   ребёнка   педагог рассматривает   как   один   из   эффективных   путей   развития   его   творческих   Умения   проведения   самостоятельных   исследований, способностей. постижение   истины   легко   прививаются   в   дальнейшем   на   все   виды деятельности, если учитель создаёт для этого определённые условия. Использование   учителем   проектно­исследовательского   метода позволяет активизировать познавательную деятельность учащихся, оживляет традиционный   учебный   процесс,   способствует   проявлению     и   развитию индивидуальных качеств ученика. Проектирование   ставит   ученика   в   активную   позицию   деятельного субъекта,   поскольку   он   сам   генерирует   идеи,   инициирует   деятельность, реализует   свои   творческие   замыслы.   Включение   школьников   в   проектную деятельность учит их размышлять, прогнозировать, предвидеть, формирует мышление, развивает способности и межличностные отношения. Проектная деятельность позволяет учащимся выйти за рамки объёма школьных предметов, провести межпредметные связи, соединить имеющийся 4 жизненный   опыт   с   новыми   знаниями,   выработать   активную   жизненную позицию, максимально реализовать творческие возможности. Участие в проектной деятельности позволяет организовать совместную деятельность учащихся и родителей. В   начальной   школе   используются   и   проектные   методы,   и   методы исследовательского обучения. ( Приложение 1) Работа с детьми в рамках начальных основ исследовательской и проектной  деятельности позволит достигнуть важнейших целей образования: ­ самостоятельного мышления; ­ решения возникающих проблем, имея даже небольшой багаж знаний; ­ навыков прогнозирования и достижения результатов в области выбранных  наук.  Чтобы привить детям начальные навыки исследовательского поведения  необходимо сформировать у них следующие умения: – видеть проблему; – задавать вопросы; – выдвигать гипотезы; – давать определения понятиям; – классифицировать; – наблюдать; – проводить эксперимент; – делать выводы и умозаключения; – структурировать материал; 5 ­ корректно полемизировать с докладчиком на конференции; – аргументировать, защищать выдвинутую гипотезу. В начальной школе можно выделить следующие виды учебных исследований: По доминирующей в проекте деятельности:  исследовательские, информационные, практико – ориентированные, ролево – игровые, творческие. КЛАССИФИКАЦИЯ ПРОЕКТОВ а) По целям и задачам. Практико­ориентированный проект. Ц е л и: направлен на социальные интересы самих участников проекта или внешнего заказчика. Продукт этого проекта определяется заранее и может быть использован в жизни класса, школы, микрорайона. Среди возможных вариантов продуктов данного   типа   проектов   могут   быть   учебное   пособие   для   кабинета   или рекомендации по решению какой­либо актуальной проблемы. Важно оценить реальность использования продукта на практике и его способность решить поставленную проблему. Исследовательский проект  по структуре напоминает подлинно научное исследование.   Он   включает   обоснование   актуальности   избранной   темы, обозначение   задач   исследования,   обязательное   выдвижение   гипотезы   с последующей ее проверкой, обсуждение полученных результатов. При этом используются   методы   современной   науки:   лабораторный   эксперимент, моделирование, социологический опрос и другие. Информационный   проект  направлен   на   сбор   информации   о   каком­то объекте,   явлении   с   целью   ее   анализа,   обобщения   и   представления   для широкой аудитории. Результатом такого проекта часто является публикация в СМИ, Интернете, создание информационной среды класса или школы. Творческий   проект  предполагает   максимально   свободный   и нетрадиционный подход к оформлению результатов. Это могут быть журнал для одноклассников, альманах, театрализация, спортивная игра, произведения изобразительного или декоративно­прикладного искусства, видеофильм и т. п. б) По предметно­содержательной области. 6 Монопроекты  проводятся, как правило, в рамках одного предмета или одной   области   знания,   хотя   и   могут   использовать   информацию   из   других областей знания и деятельности. Межпредметные   проекты  выполняются   исключительно   во   внеурочное время и под руководством нескольких специалистов в различных областях знания. в) По характеру контактов между участниками: – внутриклассными; – внутришкольными; – региональными; – межрегиональными; – международными. Последние два типа проектов (межрегиональные и международные), как правило,   являются   телекоммуникационными,   поскольку   требуют   для координации   деятельности   участников   взаимодействия   в   сети   Интернет   и, следовательно,   ориентированы   на   использование   средств   современных компьютерных технологий. г) По продолжительности: Мини­проекты могут укладываться в один урок. Краткосрочные проекты требуют выделения 4–6 уроков. Уроки используются для координации деятельности участников проектных групп,   тогда   как   основная   работа   по   сбору   информации,   изготовлению продукта   и   подготовке   презентации   осуществляется   во   внеклассной деятельности и дома. Недельные проекты выполняются в группах в ходе проектной недели. Их выполнение занимает примерно 30–40 часов и целиком проходит при участии руководителя. Годичные   проекты  могут   выполняться   как   в   группах,   так   и индивидуально. Весь годичный проект – от определения проблемы и темы до презентации – выполняется во внеурочное время.(Приложение 2) Содержание, этапы и формы обучения проектно исследовательской деятельности в начальной школе. Первый этап. Пропедевтический (1 класс). 7 Цель:  погружение   детей   в   совместную   проектно­исследовательскую деятельность   через   организацию   разновозрастного   сотрудничества   с учащимися пятых классов. Формы организации:    презентационные занятия с учащимися пятых классов; коллективные творческие дела, классные часы; свободные уроки. Содержание:  формирование   первичных   представлений   детей   о   проектно­ исследовательской деятельности, пробуждение интереса к исследованию;  формирование первоначальных исследовательских действий; оформление   мобильных   детских   групп,   реализующих   мини­   проекты, пробные исследования; приобретение   первичных   навыков   общения   с   одноклассниками, учителями, пятиклассниками; децентрализация пространства класса. Позиция учителя и учащихся: Учитель:  лидер   организации   учебно­познавательной   деятельности детей. Учащиеся:   выполняют   предложенные   учителем   и   пятиклассниками задания, выбирают интересующие их темы. Деятельность детей:  овладевают   способами   работы   с  книгой,  с  разными   средствами получения информации; овладевают первоначальными навыками сотрудничества (в паре, группе);   учатся   представлять   результаты   познавательной   деятельности   в виде рисунка, моделей, макетов; выполняют   мини­проекты   с   помощью   родителей   и     пятиклассников; 8  проводят   кратковременные   исследования   на   уроках   под руководством учителя;  учатся   оценивать   свою   деятельность   (по   критериям, разработанным совместно с учителем). Второй   этап.  Организация   коллективных   исследований   с элементами проектной деятельности (2 класс). Цель: учить детей поэтапной организации коллективного исследования с   элементами   проектной   деятельности   с   целью   формирования   у   них первоначальных проектно­исследовательских умений. Формы организации:  коллективные   исследования,   проводимые   с   учётом   детской инициативы и постепенным развёртыванием всех этапов исследования; осуществление мини­проектов в рамках интегрированного курса  специальные   занятия   по   формированию   отдельных исследовательских умений по всем учебным дисциплинам. Содержание:  практическая   реализация   основных   этапов   исследования   ­ рождение   замысла,   развёртывание   замысла   в   деятельности,   оформление   и    предъявление результатов; формирование   первоначальных   проектно­исследовательских работа по осуществлению коллективных и индивидуальных мини­ расширение коммуникативных контактов за счёт выхода учащихся умений;  проектов;  за пределы класса с результатами выполненных работ. Позиция учителя и учащихся: Учитель:  помощник­консультант   в   организации   проектно­ исследовательской деятельности детей. 9 Учащиеся:  выбирают   предложенные   учителем   темы   работы, инициируют собственные замыслы. Деятельность детей:  используют источники получения информации – рассказ учителя, рисунок, наблюдения в природе, учебный текст, схема;     работают в группе, осуществляя коллективный проект; самостоятельно ведут мини­проекты; совместно с учителем и учащимися оценивают свою деятельность; представляют результаты своих работ на районных и областных конференциях. Третий этап. Расширение пространства проектно­исследовательской деятельности   путём   овладения   разными   видами   проектирования   (3­4 классы). Цель:  учить детей разным видам проектирования при осуществлении индивидуальных и групповых исследований. Формы организации:  учебный проект;  образовательный проект;  социальный проект;  овладение способами организации индивидуального исследования;  разновозрастное   сотрудничество   с   более   активной   позицией младших школьников. Содержание:  формирование   более   сложных   проектно­исследовательских умений;  овладение новыми видами проектов (учебный, образовательный, социальный);   организация разновозрастных проектов с учащимися среднего и старшего звена. Позиция учителя и учащихся: 10 Учитель:  организатор   и   участник   проектно­исследовательской деятельности детей. Учащиеся:  инициируют   замыслы,   формулируют   темы,   выбирают направление и характер работы. Деятельность детей:      осуществляют поиск информации в источниках разного типа; анкетируют детей и взрослых; осуществляют индивидуальные и коллективные учебные проекты; разрабатывают образовательные проекты с помощью учителя; овладевают   первоначальными   навыками   социального оценивают   свою   деятельность   по   выработанным   совместно   с проектирования; учителем критериям;   представляют результаты своих работ на районных и областных конференциях и выступают в качестве экспертов. Примеры из опыта работы. Приведу примеры из собственного опыта работы. В первом классе я использовала   проект   –   рассказ,   экскурсионный   проект,   конструктивный проект. 1. Проект – рассказ.  Ребятам предлагается серия картинок, по которым нужно составить и пересказать сюжет сказки.   Или   предметная   картинка,   вызывающая   ассоциации   у   ученика,   он должен охарактеризовать увиденное.  Метод   Сократа   ­ принцип   трех   Да,  вариант,   где   вопросы   строятся даже не разумным, а просто случайным образом, лишь бы собеседник ответил: "Да!"Интересно, что даже в таком варианте эффект все равно есть.( Из предложенных картинок выбирается одна, кем­то одним, далее ребята задают вопросы. А ученик, загадавший иллюстрацию :отвечает :да или нет.)  Во   вором   полугодии   первого   класса   использую   мини   –   проекты: «Сочини сказку», «Моя буква», «Магия цифр» 11 2.Экскурсионный проект.  Экскурсия в музей Динозавров (который приезжал к нам) породил кучу вопросов и огромное желание их реализовать. В ходе этого была   проведена   работа   по   мини   –исследованию   вытекающая   в следующую тему. Работа по реализации проекта Социологический опрос. 1­й вопрос. Интересует ли вас тема «Динозавры»? 2­й вопрос. Как вы считаете, почему вымерли динозавры? (Приложение3) Вывод: тема интересна, но многие не готовы дать правильные ответы. Выдвижение гипотез. Почему вымерли динозавры? Гипотезы: 1.   Может   быть,   это   случилось   потому,   что   млекопитающие   стали главенствующими на Земле? Результат размышления: «Возможно. Но это не объясняет, почему многие морские существа вымерли также». 2.   Может   быть   причиной   были   млекопитающие,   пожирающие   яйца динозавров? Результат   размышления:   «Нет,   этого   не   могло   быть.   Многие млекопитающие сегодня едят яйца, но птицы все еще с нами». 3. Может быть, динозавры умерли от голода? Результат   размышления:   «Но   почему   травоядные   не   смогли приспособиться к поеданию новых растений?» 4. А может быть, это была сильная вулканическая активность? Результат   размышления:«Вулканическая   активность   не   могла   быть такой ужасной в тот период, после того как Земля сформировалась». 5. А может быть, изменился климат? Результат размышления: «Это возможно, но мы должны объяснить, почему климат на Земле изменился». Исследование вопросов:  – Почему изменился климат на Земле? 12 – Что могло последовать за изменением климата? Вывод.  Придут   новые   времена   –   придут   и   новые   ученые   со   своими теориями. Но совершенно точно можно констатировать: «"Век динозавров" закончился. Начался "Век млекопитающих"».  Экскурсия в рощу. В ходе которой учащиеся изучают листья, собирают опавшую листву и  составляют гербарий с надписью растения.  Экскурсия к памятнику Братьям Газдановым, на которой многие  проявили инициативу и сами изъявили желание рассказать о  памятнике, так как заранее знали о поездке. 2. Конструктивный проект. Этот   проект   хорошо   используется   на   технологии,   когда   ребята выполняют работу по выбору, а потом представляют её.  Работа с природным материалом.  Посади зёрнышко.  Собери   пазл   (по   определённой   тематике),   расскажи   что получилось. Во втором классе предлагаю ребятам групповую работу . Делю класс на 4­5 групп,   даю   каждой   группе   задание.   Учащиеся   выстраивают   определённую последовательность, составляют  план ответа и защищают свои работы.  Или даю следующее задание на логику при изучении темы по литературному чтению   «Когда   появилась   письменность?»   Предлагаю   в   рисунке   передать следующее предложение: Жду тебя в 18.00 возле школы около дерева. Далее ребята   обмениваются   работами,   лучше   работать   в   паре,   а  потом   передать другой   паре   для   определения   написанного.   Получаются   очень   интересные работы.  Был проведён коллективный проект « Шахматы на льду» Рождение этого проекта возникло в год олимпиады в России, когда все  переживая за свою страну, отслеживая все соревнования вдруг  спросили, а что такое кёрлинг. И тут не долго думая, я предложила  ребятам узнать, что это за вид спорта. Как можно больше найти  информации и принести. Весь материал  собранный ребятами мы  13 проанализировали и получился проект. В ледовом дворце мы даже  попробовали технологию данного вида спорта. С этого момента у детей стали возникать интересующие их вопросы и  мы создавали либо мини проект, либо исследовательский прект. Ребята с большим интересом и рвением выполняли цели и задачи,  которые ставили сами себе. Для них это было не сложно, так как у нас в классе  полное оснащение  инновационных технологий.( ноутбуки,  графические планшеты, МИМИО, электронные книги, лаборатории по  изучению весовых измерений, погоды. В конце четвёртого класса дети охотно включаются в самостоятельный поиск   новой   информации,   представление   своих   проектов.   В   результате   у детей   развиваются   речевые   умения,   формируется   монологическая   речь. Родители   положительно   оценивают   занятия   проектно­исследовательской деятельностью   как   возможность   развития   творческих   способностей   детей. Проектно–исследовательская   деятельность   способствует   прогрессу   в развитии индивидуальных качеств каждого ученика. Формирует личностные качества, что очень актуально в наше время. И в завершении зачитаю конец притчи. «Нет.   Главная   моя   задача   воспитать   в   ученике   человечность   и   доброту,   ­ сказал   Учитель   и   улыбнулся.   ­   И   принесенная   вами   для   меня   вода подсказывает мне, что свою главную задачу я пока что выполняю верно…» Есть особые люди, которые не изменяются в силу обстоятельств – они изменяют сами обстоятельства, превращают их в нечто новое и прекрасное, извлекая пользу и знания из ситуации и той среды, в которой они находятся! 14 СУЩНОСТЬ МЕТОДА ПРОЕКТОВ Приложение1 Этапы работы над проектом 1. ПОИСКОВЫЙ – моделирование идеальной (желаемой)  ситуации; – анализ имеющейся информации; – определение и анализ проблемы – анализ имеющейся информации; – определение потребности в информации; – сбор и изучение информации 2. АНАЛИТИЧЕСКИЙ – постановка цели проекта; – определение задач проекта; – определение способа разрешения  проблемы; – анализ рисков; – составление плана реализации проекта:  пошаговое планирование работ – анализ ресурсов; – планирование продукта; – анализ имеющейся информации; – определение потребности в информации; – сбор и изучение информации 3. ПРАКТИЧЕСКИЙ – выполнение плана работ – текущий контроль 4. ПРЕЗЕНТАЦИОННЫЙ – предварительная оценка продукта; – планирование презентации и подготовка презентационных материалов – презентация продукта 5. КОНТРОЛЬНЫЙ 15 – анализ результатов выполнения проекта – оценка продукта; – оценка продвижения Работа по организации долговременных исследований. Приложение2 1. Как выбрать  тему  исследования 2. Цель и  задачи  исследования 3. Гипотеза  исследования 4. Организация  исследования Какими могут  быть темы: • фантастические  • эмпирические • теоретические Ответь на вопросы: Что мне интересно больше всего?  Чем я хочу заниматься в первую очередь?  Чем я чаще всего занимаюсь в свободное время?  По каким учебным предметам я получаю лучшие  отметки?  Что из изученного в школе хотелось бы узнать  более глубоко?  Есть ли что­то такое, чем я особенно горжусь? Определить цель исследования – значит ответить на вопрос о том,  зачем ты его проводишь. Цель указывает общее направление, а задачи описывают основные шаги. Задачи исследования уточняют цель. Предположим Допустим Возможно Что, если • Подумать самостоятельно Что я знаю об этом? Какие суждения я могу высказать по  этому поводу?  Какие выводы можно сделать из того,  что уже известно о предмете  исследования? • Просмотреть книги по теме Запиши важную информацию, которую  • Спросить у других людей узнал из книг Запиши интересную информацию,  полученную от других людей • Просмотреть телематериалы Запиши то необычное, что узнал из  • Использовать  Интернет • Провести наблюдение • Провести эксперимент 16 фильмов Запиши то новое, что ты узнал с  помощью компьютера Запиши интересную информацию,  полученную с помощью наблюдений,  удивительные факты и парадоксы Запиши план и результаты  эксперимента 5. Подготовка  к защите  исследовательс кой работы 1. Выделить из текста основные понятия и дать им определения: а) разъяснение посредством примера; б) описание; в) характеристика;  г) сравнение;  д) различие. 2. Классифицировать основные предметы, процессы, явления и  события. 3. Выявить и обозначить все замеченные тобой парадоксы. 4. Ранжировать основные идеи по важности. 5. Предложить сравнения и метафоры. 6. Сделать выводы и умозаключения. 7. Указать возможные пути изучения. 8. Подготовить текст доклада. 9. Сделать схемы, чертежи, макеты 17 Версии ответов Количество человек Приложение 3 Замёрзли, настали холода На Землю упал метеорит Не было еды Наступил ледниковый период От вулкана Съели друг друга Появились люди Их съели обезьяны Была война Стало жарко Случилось наводнение Водоемы пересохли Они долго жили Они ушли на другую планету Не знаю 18 11 7 5 2 2 2 1 1 1 1 1 1 1 18 18 Литература Бухтиярова И.Н. Метод проектов и индивидуальные программы в  продуктивном обучении. // Школьные технологии. 2001. №2.  Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе  образования М., 2000  Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. –  М.: Народное образование, 1998.  Круглова О.С. Технология проектного обучения. За 19

«Проектно-исследовательская деятельность в начальной школе».

«Проектно-исследовательская деятельность в начальной школе».

«Проектно-исследовательская деятельность в начальной школе».

«Проектно-исследовательская деятельность в начальной школе».

«Проектно-исследовательская деятельность в начальной школе».

«Проектно-исследовательская деятельность в начальной школе».

«Проектно-исследовательская деятельность в начальной школе».

«Проектно-исследовательская деятельность в начальной школе».

«Проектно-исследовательская деятельность в начальной школе».

«Проектно-исследовательская деятельность в начальной школе».

«Проектно-исследовательская деятельность в начальной школе».

«Проектно-исследовательская деятельность в начальной школе».

«Проектно-исследовательская деятельность в начальной школе».

«Проектно-исследовательская деятельность в начальной школе».

«Проектно-исследовательская деятельность в начальной школе».

«Проектно-исследовательская деятельность в начальной школе».

«Проектно-исследовательская деятельность в начальной школе».

«Проектно-исследовательская деятельность в начальной школе».

«Проектно-исследовательская деятельность в начальной школе».

«Проектно-исследовательская деятельность в начальной школе».

«Проектно-исследовательская деятельность в начальной школе».

«Проектно-исследовательская деятельность в начальной школе».

«Проектно-исследовательская деятельность в начальной школе».

«Проектно-исследовательская деятельность в начальной школе».

«Проектно-исследовательская деятельность в начальной школе».

«Проектно-исследовательская деятельность в начальной школе».

«Проектно-исследовательская деятельность в начальной школе».

«Проектно-исследовательская деятельность в начальной школе».

«Проектно-исследовательская деятельность в начальной школе».

«Проектно-исследовательская деятельность в начальной школе».

«Проектно-исследовательская деятельность в начальной школе».

«Проектно-исследовательская деятельность в начальной школе».

«Проектно-исследовательская деятельность в начальной школе».

«Проектно-исследовательская деятельность в начальной школе».

«Проектно-исследовательская деятельность в начальной школе».

«Проектно-исследовательская деятельность в начальной школе».

«Проектно-исследовательская деятельность в начальной школе».

«Проектно-исследовательская деятельность в начальной школе».
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
26.04.2018