Проектно-исследовательская работа "Можно ли верить своим глазам?"
Оценка 4.6

Проектно-исследовательская работа "Можно ли верить своим глазам?"

Оценка 4.6
Научно-исследовательская работа
doc
воспитательная работа
1 кл—4 кл
10.01.2018
Проектно-исследовательская работа "Можно ли верить своим глазам?"
Можно ли верить своим глазам.doc
Конкурс ­ фестиваль исследовательских проектов в МБОУООШ №9  «Юный исследователь» Проектно­исследовательская работа «МОЖНО ЛИ ВЕРИТЬ СВОИМ ГЛАЗАМ?» Автор:  Кенжан Эвелина Степановна Руководитель: Сафонова Людмила Геннадьевна ст. Нефтяная ­ 2017 Содержание: 1. Введение ……………………………………………………………………..      2. Некоторые виды оптических иллюзий……………………………………..     3. Экспериментальные исследования восприятия иллюзий………………..         4. Иллюзии в жизни человека ………………………………………………...       5. Заключение …………………………………………………………........... 6. Приложение…………………………………………………………………. 1. Введение Однажды  в  Интернете   я  увидела   рисунки   с 3D    изображением,  глядя  на которые кажется, что они настоящие,   смотришь на них ­ и будто попадаешь   в другой потусторонний мир.                  Проблема исследования: Выражение «обман зрения» в жизни встречается очень часто. К сожалению, наш глаз не самый точный прибор в мире, поэтому и ему свойственно ошибаться. Эти ошибки называют  оптическими иллюзиями. Попросту говоря – это неверное представление реальности.   Их известно очень большое количество, и все они разные, как и причины  их возникновения. Актуальность  данного   вопроса   заключается   в   том,   что   часто   то,   что   мы видим, обманчиво, и многое оказывается совсем не тем, чем кажется на первый взгляд.   Даже   самые   простые   вещи   могут   таить   в   себе   самые   неожиданные открытия, нужно только  присмотреться. Но стоит ли доверять всему, что мы видим? Можно ли увидеть то, что никто не   видел?   Правда   ли,   что   неподвижные   предметы   могут   двигаться?   Каково разнообразие   оптических   иллюзий?   Мне   очень   хочется   найти   ответы   на   все поставленные   вопросы,   поэтому   я   решила   провести   исследование   «Можно   ли верить своим глазам?» и разобраться в этом вопросе. Цель  моего   исследования: несоответствий между  видимыми предметами и действительностью. Задачи    :    выявить   и   объяснить   причины   возникновения  Подобрать   материал   о   видах   оптических   иллюзий,   причинах   их возникновения.  Провести исследование, в ходе которого можно будет определить процент объективности восприятия объекта учащимися моего класса  Попытаться создать фотографии с оптическими иллюзиями Гипотеза заключается в следующем:  Не всегда то, что мы видим, на самом деле является таковым. Методы,  используемы в работе: изучение литературы,   социологический опрос, анализ полученных данных, наблюдение, эксперименты и опыты. 2. Некоторые виды оптических иллюзий Изучая данный вопрос, я выяснила, что в переводе с латыни слово "иллюзия"  означает "ошибка, заблуждение".  Это означает, что видимое нами не всегда  соответствует действительности.  Во второй половине 19 — начале 20 веков было создано множество тестовых изображений,   которые   говорят   об   ошибках   того,   что   мы   на   них   видим. ОПТИЧЕСКАЯ ИЛЛЮЗИЯ­это впечатление о видимом предмете или явлении, несоответствующее   действительности,   т.е.   оптический   обман.   С   оптическими иллюзиями   мы   часто   встречаемся   в   жизни.     Зрительный   аппарат   человека   – сложная   система,   обладающая   определенными   возможностями.   Поэтому   мы   и видим   миражи,   световые   обманы,   несоответствие   величин   и   другие     явления. Зрительные   иллюзии   разнообразны   по   своему   характеру   и   по   причинам   их возникновения. иллюзии Двойственные Зрительное искажение Иллюзии цвета и контраста Восприятие размера Восприятие глубины Кажущиеся фигуры Невозможные фигуры Перевернутые картины Распознавание образа Возникающие фигуры Соотношение фигур и фона Иллюзии движения 1)    Двойственные – это картины на которых можно увидеть не один предмет, а несколько. Эта иллюзия с черепом, что можно увидеть в нем? Влюбленного клоуна,  не так ли? 2) Зрительное искажение – когда предметы кажутся не такими, какие они на  самом деле. На картине Геринга кажется, что параллельные прямые изогнуты, на самом деле это не так. 3)Иллюзии цвета и контраста – когда цвета, которых нет на самом деле,  начинают «всплывать». Внимательно смотрите в центр круга ­ цветные пятна должны исчезнуть! 4) Восприятие размера – когда кажется что предметы разной величины, а на  самом деле они одинаковые. Сейчас вы увидите картину и попытайтесь отгадать какое мороженое  больше, а какое меньше. Не можете? Они одинаковые.  5)  Восприятие  глубины. Мы привыкли, что объем предмета легко передать на бумаге с помощью  света и тени. Однако и некоторые контурные рисунки, причем очень неожиданным  образом , создают нам впечатление объемности изображения, его глубины.  А во многих случаях возникает рисунок ­ загадка! 6) Кажущиеся фигуры – когда фигуры которых на самом деле нет  видны. Эффект стремления к центру. Фигура на левом рисунке воспринимается как  ромб, а на правом как набор отдельных кусков. 7) Невозможные фигуры – фигуры, не существующие в природе, но,  существующие в нашем воображении. На картине Нормана Минго виден невозможный трезубец. Такой же эффект  наблюдается в памятнике архитектуре. 8) Перевертыши – картины которые при переворачивании  «превращаются» в другие изображения. Внимательно смотрите на картину  ­  что вы видите, гнома или бабу ягу в  ступе? 9) Распознавание образа – когда в обычной картине можно увидеть  другие образы. Попытайтесь угадать, что здесь нарисовано! Правильно лошади. 10.) Возникающие фигуры  Треугольник  Канеша  ­ белого треугольника на самом деле нет, он только  кажется! 11.) Соотношение фигур и фона: Распознайте что здесь? А здесь саксофонист и лицо женщины.    12.) Иллюзии движения Иллюзия движения возникает при быстром поочередном предъявлении двух  одинаковых, расположенных на некотором расстоянии друг от друга фигур: при  этом фигура как будто движется, перемещаясь из первого положения во второе.  Убедительность этой иллюзии зависит от характера фигур, освещения, расстояния  между ними и временнóго интервала, который должен составлять лишь долю  секунды. Данная иллюзия служит основой проекции движущихся изображений Окружности воспринимаются как вращающиеся. Одним из величайших иллюзионистов был Сальвадор Дали! На картине 1 можно увидеть  лица. Постарайтесь их сосчитать! На картине 2 изображен Дон Кихот. Сколько тут лиц? 3. Экспериментальные исследования восприятия иллюзий  Рассмотрев примеры иллюзий, я решила опытным путём проверить, что видят другие люди на картинках.  Для эксперимента я отобрала картинки разных видов иллюзий, в классе я попросила детей ответить на мои вопросы. В эксперименте приняли участие 20 человек 3 класса. Вот что я получила: 1.  Невозможно посчитать, так как они быстро двигаются.  Нет чёрных точек, только белые.   Пытались посчитать. 7 чел. 35 % 5 чел. 25 % 8 чел. 40 % 2. Двигаются ли точки в центре? Да 17 чел. 85%  Нет 3 чел. 15 % 3. 4 ноги 4 чел. 20 % 5 ног 11 чел. 55 % 8 ног 5 чел. 20 % 4.  Наблюдают ли за вами драконы? Да  15 чел. 75 %  Нет 5 чел. 25 % 5.  Что ты видишь на рисунке?     Лицо 7 чел. 35 %  Музыканта 11 чел. 55 %  Другое 2 чел. 10 чел. 6. Двигаются ли гусеницы? 7.  Какая девушка стройнее? Да 10 чел. 50 %  Нет 10 чел. 50 % 8. Кого ты видишь на картинке? 9.  Какой отрезок длиннее? Справа 17 чел. 85 % Слева 2 чел. 10 %  Одинаковы 1 чел. 5 % Тюленя 14 чел. 70 % Белого  медведя 6 чел. 30 % Верхний Нижний Одинаковые 14 чел. 70 % 1 чел. 5 % 5 чел. 25 % Таким образом, проанализировав ответы детей, я определила процент      восприятия иллюзий школьниками.  Примерно 75 % детей подвержены   иллюзиям. И данного эксперимента можно сделать  вывод:  объекты и явления, которые   мы   видим,   не   всегда   соответствуют   реальности     и   являются правдой.   Проведенный   анализ   учит   нас,   что   не   всегда   следует ограничиваться   только   оценкой   на   глаз,   а   следует   подключать   логику   и производить измерения. 4. Иллюзии в жизни человека Человек воспринимает большую часть информации об окружающем мире  благодаря зрению, но мало кто задумывается о том, как именно это происходит.  Чаще всего глаз считают похожим на фотоаппарат или телекамеру, проецирующую внешние объекты на сетчатку, которая является светочувствительной  поверхностью.  Мозг "смотрит" на эту картинку и "видит" все, что нас окружает. Однако не  все так просто. Во­первых, изображение на сетчатке перевернуто. Во­вторых,   из­за   несовершенных   оптических   свойств     глаза,   таких   как абберация, астигматизм и рефракция, картинка на сетчатке расфокусирована или размазана.  В­третьих,   глаз   совершает   постоянные   движения:   скачки   при рассматривании изображений и при зрительном поиске, мелкие непроизвольные колебания   при   фиксации   на   объекте,   относительно   медленные,   плавные перемещения   при   слежении   за   движущимся   объектом.   Таким   образом, изображение находится в постоянной динамике.  В­четвертых, глаз моргает приблизительно 15 раз в минуту, а это значит, что изображение через каждые 5­6 секунд перестает проецироваться на сетчатку. Так что же "видит" мозг? Человек научился использовать свойства иллюзий и заставил их работать на  себя. Область применения иллюзий человеком очень обширна, рассмотрю некоторые  из них. 1. В цирке ставятся фокусы на основе зрительных иллюзий (Распиливание  женщины) 2. В интерьере – для увеличения  (уменьшения)  пространства – горизонтальные полосы и зеркала, светлые цвета зрительно расширяют пространство, вертикальные  увеличивают высоту). 3. Придуманы занимательные игрушки для детей – калейдоскоп,  юла­волчок. 4. Визажисты пользуются иллюзиями для создания макияжа и причёсок  (таким образом,  можно скрыть мелкие дефекты кожи, удлинить круглое  лицо…) 5. Стилисты – в одежде 6. Архитекторы   строят   интересные   дома.   ( Последним   и   самым   лучшим примером оптической иллюзии в архитектуре,   является дом таможенной службы в Мельбурне, Австралия.  Каждый этаж дома одинаковой высоты, хотя   создается   впечатление,   будто   они,     то   расширяются,   то сужаются. Этот   дом   воспроизводит   так   называемую   «иллюзию   стенки кафетерия»,   которую   заметили   в   1979   году   в   одной   из   кофеен   города Бристоль, Англия.) 7. В рекламе (можно увеличить рост человека, сделать его тоньше) 8. Современные технологии позволяют создавать объёмные рисунки,     кажущиеся живыми. (Это наливные полы, рисунки на асфальте) 9. В современных компьютерных играх (Найди кота,   …)    10.    Кроме того, с  иллюзиями   мы постоянно встречаемся  в  повседневной  жизни.   Например, когда мы с мамой   ездили отдыхать на юг, то глядя из  окна поезда,  кажется, что не поезд движется, а движутся дома, деревья,  поля.  В природе есть горы, похожие на животных. Верблюд­гора в Медведь –гора в Крыму. Оренбургской области. Дома, в полном стакане воды – кажется, что ложка изогнута, но в  действительности она прямая. Это происходит потому, что свет распространяется по  прямой, но при переходе из одной прозрачной среды в  другую, например, из воздуха в воду, направление его движения изменяется. Далее я провела опыт с монетой, опущенной в стакан с водой.   Я  увидела несколько монет, но опустила­то я в стакан одну монету. На  поверхности воды мы видим лучи света, отраженные от монеты. Вода и  стекло искривляют лучи, и поэтому кажется, что перед нами несколько  монет.  То же  самое  я наблюдала, когда смотрела на разные предметы через  банку с водой – предметы искажаются (становятся толще, ниже…) 5. Заключение В ходе данной работы я рассмотрела   разные виды оптических иллюзий и провела     их  классификацию.  Я смогла  ответить  на вопрос:  «Можно ли  верить своим   глазам?».   Зная   особенности   зрения,   человек   может   анализировать полученную   информацию,   понимать,   когда   глаза   его   обманывают,   а   когда изображение реально.   Подобные   знания   могут   избавить   от   неприятностей,   связанных   со зрительными обманами, дают возможность понять причины природных явлений.    Не стоит забывать, что оптические иллюзии сопровождают нас в течение всей жизни. Поэтому знание основных их видов, причин и возможных последствий необходимо каждому человеку. Я собрала в приложении картинки с  различными видами иллюзий, которые можно использовать для игры с одноклассниками, развития внимания. 6. Приложение

Проектно-исследовательская работа "Можно ли верить своим глазам?"

Проектно-исследовательская работа "Можно ли верить своим глазам?"

Проектно-исследовательская работа "Можно ли верить своим глазам?"

Проектно-исследовательская работа "Можно ли верить своим глазам?"

Проектно-исследовательская работа "Можно ли верить своим глазам?"

Проектно-исследовательская работа "Можно ли верить своим глазам?"

Проектно-исследовательская работа "Можно ли верить своим глазам?"

Проектно-исследовательская работа "Можно ли верить своим глазам?"

Проектно-исследовательская работа "Можно ли верить своим глазам?"

Проектно-исследовательская работа "Можно ли верить своим глазам?"

Проектно-исследовательская работа "Можно ли верить своим глазам?"

Проектно-исследовательская работа "Можно ли верить своим глазам?"

Проектно-исследовательская работа "Можно ли верить своим глазам?"

Проектно-исследовательская работа "Можно ли верить своим глазам?"

Проектно-исследовательская работа "Можно ли верить своим глазам?"

Проектно-исследовательская работа "Можно ли верить своим глазам?"

Проектно-исследовательская работа "Можно ли верить своим глазам?"

Проектно-исследовательская работа "Можно ли верить своим глазам?"

Проектно-исследовательская работа "Можно ли верить своим глазам?"

Проектно-исследовательская работа "Можно ли верить своим глазам?"

Проектно-исследовательская работа "Можно ли верить своим глазам?"

Проектно-исследовательская работа "Можно ли верить своим глазам?"

Проектно-исследовательская работа "Можно ли верить своим глазам?"

Проектно-исследовательская работа "Можно ли верить своим глазам?"

Проектно-исследовательская работа "Можно ли верить своим глазам?"

Проектно-исследовательская работа "Можно ли верить своим глазам?"

Проектно-исследовательская работа "Можно ли верить своим глазам?"

Проектно-исследовательская работа "Можно ли верить своим глазам?"

Проектно-исследовательская работа "Можно ли верить своим глазам?"

Проектно-исследовательская работа "Можно ли верить своим глазам?"

Проектно-исследовательская работа "Можно ли верить своим глазам?"

Проектно-исследовательская работа "Можно ли верить своим глазам?"

Проектно-исследовательская работа "Можно ли верить своим глазам?"

Проектно-исследовательская работа "Можно ли верить своим глазам?"

Проектно-исследовательская работа "Можно ли верить своим глазам?"

Проектно-исследовательская работа "Можно ли верить своим глазам?"

Проектно-исследовательская работа "Можно ли верить своим глазам?"

Проектно-исследовательская работа "Можно ли верить своим глазам?"

Проектно-исследовательская работа "Можно ли верить своим глазам?"

Проектно-исследовательская работа "Можно ли верить своим глазам?"

Проектно-исследовательская работа "Можно ли верить своим глазам?"

Проектно-исследовательская работа "Можно ли верить своим глазам?"

Проектно-исследовательская работа "Можно ли верить своим глазам?"

Проектно-исследовательская работа "Можно ли верить своим глазам?"

Проектно-исследовательская работа "Можно ли верить своим глазам?"

Проектно-исследовательская работа "Можно ли верить своим глазам?"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.01.2018