Управление образования, спорта и туризма администрации
Фрунзенского района г. Минска
Государственное учреждение образования
«Средняя школа № 99 г.Минска»
ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА
«Создание мини-музея «Загадочный мир камней»
Номинация: Зеленые следочки (1-3 классы)
Авторы:
Адамович София Кирилловна, Мощинская Милана учащиейся 2 «А» класса Руководитель:
Бардукова Ольга Владимировна, учитель начальных классов, магистр педагогических наук, моб.тел. 80291615706
2019 г.
В данном проекте учащиеся 2 «А» класса рассмотрели значение камней в жизни человека, их свойства и разнообразие. Провели анкетирование во 2 «А» классе, проанализировали и сделали выводы над созданием дальнейшей работы.
В проекте представлен мини-музей «Загадочный мир камней», созданный самими учащимися, и в дальнейшем планируется пополнение экспозиции.
Проект будет полезен для использования в профессиональной деятельности учителей начальных классов, воспитателей группы продленного дня, а также для проведения экскурсий в данном учреждении.
Введение………………………………………………………………………….4 Основная часть…………………………………………………………………..6
Физические особенности камней……………………………………………....6
Типы и разновидности…………………………………………………………..7
Практическая часть………………………………………………………….....12
Заключение……………………………………………………………………..15
Список использованных источников………………………………………....16
Приложения…………………………………………………………………….17
Если хочешь высоко летать, не носи камня за пазухой
Каждый хоть раз в своей жизни собирал камни. Для кого-то это было простое развлечение, кому-то хотелось что-то смастерить из камней, а мы решили разгадать тайны, которые таят в себе камни.
Камни нас окружают повсюду, а мы даже ничего про них не знаем. Появляется много вопросов: двигаются ли камни, растут ли они, как появились камни, есть ли у них названия?
Актуальность: Часто с прогулки мы приносим домой разные камни. Их можно найти где угодно: на улицах нашего города, на берегу реки, озера, даже в огороде. Они не похожи друг на друга формой, цветом, размером, одни красивы, другие не очень, но всех их называют одним словом – камень. Мы смотрим на них и думаем – наверное, у каждого из них есть свое название, своя история появления на Земле.
Цель: изучение камней, их свойства и значение в жизни человека.
Задачи:
1. Изучить литературу по данной теме
2. Провести анкетирование среди одноклассников
3. Собрать коллекцию камней
4. Создать мини-музей «Загадочный мир камней» Методы исследования:
- анализ научной литературы;
- просмотр телепередач;
- анкетирование;
- экскурсии;
- наблюдение;
- сравнение; - обобщение;
- моделирование.
Практическая значимость: созданный мини-музей «Загадочный мир камней», составленный учащимися 2 «А» класса, поможет познакомиться со свойствами и значением камней в жизни человека, позволит увидеть разнообразие камней, а также даст возможность погрузиться в историю возникновения камня.
Этапы проведения проекта:
I - подготовительный. Работа в школьной библиотеке, в интернете, подборка и чтение литературы по данной теме.
II - исследовательский. Изучить и кратко описать историю возникновения камней, их свойства и значения в жизни человека.
III творческий. Создать мини-музей «Загадочный мир камней»
Обычно под словом «камень» подразумевают природно образовавшиеся куски и обломки горных пород. Они могут быть как однородны по своему составу, так и состоять из разных групп веществ. Бывают и самородные камни, хотя они встречаются довольно редко. Физические особенности
Камни — это твёрдые тела без вкуса и запаха. Большинство из них не могут быть расплавлены под воздействием высоких температур, а только дробятся на более мелкие части. Остальные их физические свойства, такие как масса, размер, прозрачность, плотность, структура и цвет, значительно различаются у разных видов.
Камни в природе бывают гладкими и шершавыми, плотными и ломкими, окрашенными почти во все цвета начиная от чёрного и белого и заканчивая всеми оттенками синего, голубого, красного, розового, фиолетового, зелёного, песочного, коричневого и прочих. Нередки также варианты с полосками, узорами и переливами, которые придают очень красивый вид даже не особо ценным минералам.
Разнообразные формы камней, использующиеся в строительстве и других сферах жизни, делят на группы по таким физическим характеристикам:
• Прочность и износоустойчивость. Существуют породы с высокими (гранит), средними (мрамор) и низкими (туф) параметрами.
• Плотность. Породы с показателем 2200/м³ считаются тяжёлыми, а менее этого значения — лёгкими.
• Способность поглощать воду, которая обусловлена пористостью минерала.
• Устойчивость к кислотам. Некоторые камни, например мрамор, легко рушатся под их воздействием, так как вступают в химическую реакцию. Самые устойчивые по этому параметру породы — это гранит и известняк.
Камни делят на драгоценные, полудрагоценные и поделочные, а также на природные и искусственные. Среди этих больших групп насчитываются сотни разновидностей со своей классификацией и названиями, у каждой из которых есть собственные характеристики и особенности, а также различия в происхождении и применении.
Наибольшая группа минералов — это образовавшиеся природным путём, то есть натуральные. Они бывают самых разных форм и размеров, от огромных валунов до мелкой гальки. Человек часто использует их в строительстве, оформлении ландшафтов и внутренней отделке помещений. Это обусловлено тем, что такие материалы отличаются прочностью, удобством в обработке, экологической чистотой и дешевизной. Большинство видов натуральных камней встречается очень часто. Самые распространённые из них: мрамор; гранит; песчаник; известняк; сланец; базальт; туф; доломит; яшма; травертин.
Искусственные или синтетические камни — это те разновидности, которые были созданы или выращены людьми в лабораторных условиях и не встречаются в природе. По свойствам они зачастую не уступают, а иногда и превосходят свои природные аналоги. В основном их используют для выкладки стен и пола, а также для изготовления некоторых видов мебели, в основном столешниц и сантехники. Такие камни делятся на 4 типа: акриловые; полиэфирные; кварцевые агломераты; литьевой мрамор.
Самая распространённая разновидностей камней в природе — это поделочные. Именно к ним относятся те породы, которые применяют в строительстве. Обычно они не отличаются особой ценностью, хотя бывают и исключения, например, жадеиты и нефриты, некоторые из которых стоят не дешевле хороших драгоценных камней.
К поделочным минералам относят такое известное вещество, как обсидиан, ещё называемый вулканическим стеклом. Оно образуется в результате очень быстрого охлаждения магмы и по составу похоже на перлит, только с намного меньшим процентом воды. Ещё первые люди использовали этот материал для создания оружия, а сейчас он нашёл применение в хирургии — необычайной остроты режущий край образуется у орудий из обсидиана на молекулярном уровне. Цвет минерала — чёрный или тёмно-коричневый, он не проводит ток и отлично шлифуется, благодаря чему нашёл применение и в ювелирном деле. Формула обсидиана — SiO₂.
Другой поделочный камень — оникс, который является халцедоновой разновидностью кварца. Он известен благодаря своему полосатому окрасу, обусловленному слоистой структурой минерала: все слои содержат разные примеси, и, соответственно, имеют отличающиеся цвета. Самый популярные разновидности оникса — это чёрный, красно-белый и буро-белый. Он красив и недорог, потому используется не только для оформления ювелирных украшений, но и для создания посуды, ваз, подставок, статуэток и других предметов декора. Кроме того, ему часто приписывают целебные и магические свойства.
Один за самых красивых поделочных минералов — это нефрит. Он представляет собой силикатное вещество, отличающееся от прочих камней своей повышенной вязкостью. Отколоть от нефрита кусок очень сложно, а изделия из него по прочности практические не уступают стальным. Этот минерал бывает самых разных цветов, от чёрного до белого, но чаще всего встречается зелёный. По текстуре его делят на однородный, пятнистый и пятнисто-вкраплённый — наличие и характер узоров обусловлен примесями, такими как железо, марганец или хлор.
Внимания достоин и малахит — «младший брат» изумруда, известный своей красивой окраской, включающей в себя все оттенки зелёного, нередко сплетающиеся в причудливые концентрические узоры. Он представляет собой карбонат меди с повышенным содержанием воды, потому иногда используется как источник этого металла. Малахит можно растворить в кислоте, а при взаимодействии с аммиаком он меняет свой цвет на голубой.
Помимо этих минералов, к поделочным камням относят также следующие: авантюрин; агат; амазонит; бирюза; гелиотроп; гематит или кровавик; жадеит; змеевик или серпентин; кахолонг; лабрадор или кариатит; лазурит; родонит; селенит; сердолик; уваровит; флюорит; халцедон; хризопраз; чароит; шунгит; яшма.
Другая большая группа камней — это драгоценные и полудрагоценные минералы, ценящиеся в первую очередь за свою красоту. Чаще всего их используют для создания ювелирных изделий, намного реже — для изготовления поделок, статуэток и украшений интерьера. На данный момент не существует точного каталога драгоценных и полудрагоценных камней. Споры взывает статус нефрита, опала, граната и некоторых других пород.
При упоминании драгоценных камней первым на ум приходит алмаз и его огранённая форма — бриллиант. Это прозрачный минерал, который чаще всего не обладает цветом. Он известен своей прочностью, а также ярким блеском, обусловленным высокими показателями преломления света. Именно эти качества и придают ему ценность в глазах ювелиров.
Не менее красивым многие считают изумруд — минерал, известный за его насыщенный зелёный оттенок. Особенно высоко ценятся полностью прозрачные экземпляры, но в природе они встречаются достаточно редко. Это довольно твёрдый материал, принадлежащий к группе бериллов. Он очень дорог, самые качественные огранённые изумруды могут превзойти в цене даже бриллианты.
Другой известный драгоценный минерал — сапфир. Обычно он ассоциируется с насыщенным синим цветом, который ему придают соединения железа и титана в молекулярной структуре, но встречаются и голубые, розовые, зелёные, жёлтые, оранжевые и даже бесцветные камни, чьи особенности обусловлены различными примесями. Единственный цвет, который этот минерал приобрести не может — это красный. Особенно красивы и ценны звёздчатые сапфиры с природным узором на поверхности, который образуют оксиды титана.
К драгоценным камням относится также рубин — второй по твёрдости после алмаза минерал, приобретающий все оттенки красного. Как и сапфир, он является разновидностью корунда.
Помимо этих четверых самых известных и популярных минералов, к драгоценным камням причисляют хризоберилл и александрит. Список полудрагоценных камней куда более обширен и включает в себя следующие минералы: аквамарин; аметист; аметрин; андалузит; апатит; бенитоит; горный хрусталь; гранат; демантоид; диаспор; еремеевит; индиголит; кианит; кунцит; лунный камень; морганит или воробьевит; опал; солнечный камень; сподумен; тааффеит; танзанит; топаз; цаворит; турмалин; турмалин параиба; цитрин.
Морские камни уникальны тем, что большинство из них имеет органическое происхождение, то есть было создано в результате жизнедеятельности живущих под водой организмов. Самый часто встречающийся из них это ракушечник — камень, сформировавшийся на протяжении столетий из известковых окружений и раковин моллюсков. Разные виды ракушечника широко используются как в строительстве, так и в декоре помещений.
Сам перламутр также добывают и применяют для изготовления разнообразных украшений и изделий. Его ценят за прочность и красивую блестящую поверхность, переливающуюся на свету. Как и жемчуг, он радует своей разнообразной палитрой цветов, включающей все оттенки голубого, зелёного, розового, белого, серого золотистого и даже чёрного. Это обусловлено преломлением света внутри чешуек арагонита.
Кроме того, к морским камням относят кораллы (пускай они и не являются минералами, если смотреть с научной точки зрения) — окаменевшие экзоскелеты беспозвоночных полипов, живущих большими колониями. Они довольно хрупки и чувствительны к температуре и воздействию химических веществ, но ценятся за свой внешний вид. Кораллы бывают самых разных цветов: красные, розовые, красно-оранжевые, персиковые, фиолетовые, чёрные и белые, но самыми редкими считаются голубые. Цена природно образовавшегося коралла с равномерным цветом и без физических недостатков довольно высока и сравнима со многими полудрагоценными камнями.
Это далеко не полный перечень того, какими бывают камни. Они очень разнообразны и окружают человека во всех сферах жизни, пускай обычно и не являются чем-то выделяющимся и привлекающим всеобщее внимание.
Во 2 «А» классе было проведено анкетирование. В нем участвовало 25 человек.
Собирал ли ты камни?
Для чего собирал камни?
для красоты |
|
для поделок |
|
построить крепость |
||||
|
для аквариума |
|
просто так |
|
||||
Знаешь ли ты название камней?
Знаешь ли ты как на Земле появились камни?
Как человек использует камни?
|
|
||||||||
|
для клумб |
|
для строительства |
|
|||||
Что ты хочешь узнать о камнях?
• Как появились камни?
• Какие виды бывают камней?
• Названия камней.
• Для чего люди используют камни?
• Двигаются ли камни?
• Растут ли камни?
Можно сделать вывод, что учащиеся мало знают о камнях, о том, как они появились на Земле, а тем более о их названиях. Однако, учащимся было бы интересно узнать больше о камнях, и получить ответы на свои вопросы. Нами был проведен конкурс рисунков, в котором нужно было нарисовать наиболее понравившиеся учащимся камни (Приложение1)
Представили свой проект в школьном фестивале проектноисследовательских работ учащихся начальных классов «Познание и творчество» (Приложение 2)
Данный проект позволил учащимся: познакомиться со свойствами и значением камней в жизни человека, узнать названия камней, историю их возникновения; научились оформлять результаты опроса в виде диаграммы; научились использовать разные источники информации, в том числе сеть Интернет.
Для школы: создали мини-музей «Загадочный мир камней», а также презентацию, в которой можно более подробно познакомиться с проделанной работой.
1. Большая серия знаний. Планета Земля. – М.: ООО “Мир книги”, 2004.
2. Кленов А.С. Малышам о минералах.- М.: “Педагогика- Пресс”, 1996.
3. Кэрол Варли, Лайза Майлз. Всемирная география. Энциклопедия. – М.: “РОСМЕН”, 1997.
4. А.А.Плешаков «От земли до неба». - М. Просвещение, 1997.
5. А.А.Плешаков « Природоведение».- М. Просвещение, 1997.
6. Я познаю мир: Детская энциклопедия: География/Авт.-сост. В.А. Маркин. – М.: ООО “Издательство АСТ-ЛТД”, 1997.
Приложения
Приложение 1
Приложение 2
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.