Проектно - исследовательский метод как средство реализации деятельностного похода.
Оценка 4.8

Проектно - исследовательский метод как средство реализации деятельностного похода.

Оценка 4.8
Образовательные программы
doc
биология
8 кл—9 кл
24.01.2019
Проектно - исследовательский метод как средство реализации деятельностного похода.
Статья содержит информацию о использовании деятельностного подхода на уроках биологии. Этот метод образования обладает огромным развивающим потенциалом. Основная цель проектной деятельности - интеллектуальный поиск решения определенной задачи: выполнение проекта. Метод проектов в руках учителя есть своеобразный педагогический инструмент, с помощью которого решаются определенные дидактические задачи, то есть, прежде всего, задачи взрослого.
проектно- исследовательская деятельность как средство реализации деятельностного подхода.doc
Проектно ­ исследовательский метод как средство реализации деятельностного похода. Сафина И.Р.   учитель биологии  первой квалификационной категории        В современном понимании, в   свете   последних ФГОС: знать ­ значит с помощью знаний осуществлять определенную деятельность, а не только помнить определенные   знания.     Проектная   деятельность   является   сердцевиной технологического   образования.   Это   интегрированный   вид   деятельности   по созданию изделий и оказанию услуг имеющих личную и общезначимую ценность. Теория   и   практика   проектного   метода   показывает,   что   он   обеспечивает целостность   педагогического   процесса,   позволяет   в   единстве   осуществлять обучение,   развивать   и   воспитывать   учащихся.     По   мнению   психологов, проектная  деятельность – это  структурообразующая для построения учебного пространства в школе.  Этот метод образования обладает огромным развивающим потенциалом. Основная   цель   проектной   деятельности   ­   интеллектуальный   поиск   решения определенной задачи: выполнение проекта. Метод проектов в руках учителя есть своеобразный педагогический инструмент, с помощью которого решаются определенные дидактические задачи, то есть, прежде всего,  задачи взрослого. Биология в школе прагматична, в ней всё ясно и понятно, все описано и объяснено. Может ли метод проектов внести в её изучение что­то новое? Что здесь может подлежать исследованию? Вопросов было больше, чем ответов: как приступить,   как   выявить   проблему,   подвести   детей   к   возможности   её сформулировать, определить и высказать. Метод проектов в курсе биологии дает   возможность   ощутить   позитивный   результат   области   обучения   детей приемам самостоятельной исследовательской деятельности, овладения научной терминологией,   приемам   изложения   на   высоком   уровне   подготовленные   ими вопросы, пользоваться схемами, рисунками. Именно поэтому метод проектов дал для меня такой высокий результат ­ высокую мотивацию к обучению, и, как следствие,   высокий   уровень   научного   знания   предмета   исследования. Необходимость внедрения проектного метода заключается в том, что он дает возможность   результативного   проектирования   учебного   процесса. Проектирование   учебного   процесса   путем   выделения   в   процессе   обучения этапов,   представленных   в   виде   особой   последовательности   процедур   и операций,   выполнение   которых   соответствует   поставленным   целям   и обеспечивает достижение предполагаемых результатов. Цель   проектной   деятельности  –   приобщить   учащихся   к   активному обучению,   помочь   развитию   их   учебно­познавательных   умений   и   навыков, научить   их   учиться,  чтобы   лучше   усваивать   учебный   материал   по   биологии. Работа   над   проектом   помогает   каждому   ученику   самореализоваться, проявить   свои   способности,   увлечь   товарищей   своей   идей.   Проекты   по биологии   легко интегрируются с другими предметами. Работа над проектом непосредственно   связана   с   поиском   и   представлением   необходимой информации   по   поставленной   проблеме,   поэтому   без   информационных технологий   здесь   не   обойтись.   Поиск   и   обработка   информации   с   помощью компьютера имеет ряд преимуществ. 1. Интернет   –   ресурсы   предоставляют   возможность   учащимся   быстро   и качественно найти необходимый материал.  2. Электронные пособия по биологии содержат не только текстовые файлы, но   и   звуковые,   видео­   и   фотоматериалы,   которые   помогут   учащимся сделать проектную работу интересной и содержательной.  3. Фотографии,   сделанные   с   помощью   цифрового   фотоаппарата      (лекарственные   растения,   животные   нашего   города,   самые   красивые уголки природы) или видеоматериалы по экологическим исследованиям сразу сбрасываются в компьютер и готовы к дальнейшей работе. Такие навыки работы с цифровой техникой пригодятся каждому.  4. Материалы,   собранные   в   результате   проектной   деятельности, оформляются   учащимися   с   использованием   компьютерных   приложений Microsoft Power Point, Front Page, Publisher.  Система проектной деятельности включает в себя как учебный процесс,   в ходе   которого   происходит   обучение   алгоритмам   проектировочной   и исследовательской деятельности и использование их для учебных задач, так и   во   внеучебной   деятельности     ­     факультативные   занятия,   кружки, экологический клуб.  Работа над темой и проектная деятельность позволяют связывать урочную и внеурочную деятельность детей в единое целое. Для проведения   работы   над   темой   и   проектной   деятельности   может   быть отведено следующее время: ­ все время урока; ­ часть урока по основным учебным предметам; ­   любое   время,   отводимое   для   внеурочной   деятельности школьников.  Теоретические   позиции   проектного   обучения,   позволяющие выявить существенные отличия от традиционного обучения, роль и место в учебном процессе, можно определить следующим образом:  1. Образовательный процесс строится не в логике учебного предмета, а в логике   деятельности,   имеющей   личностный   смысл   для   ученика,   что повышает его мотивацию в учении;  2. Комплексный   подход   к   разработке   учебных   проектов   способствует сбалансированному   развитию   основных   функций   ученика,   освоению   им необходимых типов деятельности;  3. Глубокое,   осознанное   освоение   базовых   знаний   обеспечивается   за   счет универсального их использования в разных ситуациях; 4. Гуманистический   смысл   проектного   обучения   состоит   в   развитии творческого потенциала учащихся.      Каким   же   образом   проектное   обучение   способствует   формированию, развитию   и   совершенствованию   отдельных   ключевых   образовательных компетентностей.  1.   Ценностно­смысловая   компетентность.   Это   компетентность   в   сфере мировоззрения,   связанные   с   ценностными   ориентирами   ученика,   его способностью   видеть   и   понимать   окружающий   мир,   ориентироваться   в   нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки   для   своих   действий   и   поступков,   принимать   решения.  У   детей формируется умение осмысливать задачу, для решения которой недостаточно знаний,   умение   отвечать   на   вопрос:   чему   нужно   научиться   для   решения поставленной задачи?   Так, например,   в каждом курсе биологии,   есть темы «Человек и окружающая среда»,   я провожу урок ­ конференцию, на котором учащиеся   выступают   с   сообщениями:   «Деятельность   человека»,  «Чем   грозит истощение ресурсов человеку?»,   «Причины загрязнения окружающей среды», «Экологические   проблемы»,   после   чего   отвечают   на   вопросы   «аудитории» (класса). При   изучении   тем   можно   использовать   совокупность   заданий, формирующих проектную компетентность:  ­ задания на поиск общего: к словам необходимо привести как можно больше общих явлений или предметов, попытаться определить к какой группе и почему относится   каждый   из   названных   признаков.   Это   развивает   способность   в разрозненных друг с другом предметах и явлениях находить множество общих моментов, выделять их связи.  Например: эвглена зеленая и растения; клетка и жизнь; вирус, биологическое разнообразие и др.    ­   поиск   аналогов:   используя   какое   ­   то   явление   или   предмет,   необходимо выписать как можно больше аналогов, то есть других объектов или явлений, сходных   с   ними   по   различным   существенным   признакам.     В   данном   случае формируется   способность   выделять   в   исследуемом   объекте   самые разнообразные   свойства   и   оперировать   в   отдельности   с   каждым   из   них, формируется   способность   систематизировать,   классифицировать.   Например: распад, выделение энергии; эмоции, гормоны; семя, зигота. ­   способ   применения   предметов:   называется   хорошо   всем   известный   объект (закон, явление), нужно перечислить как можно больше различных способов его применение,   ставится   цель­   указать   как   можно   больше   функций   предмета. Формируется   умение   концентрировать   внимание   на   одном   предмете,   умение вводить его в самые необычные ситуации и взаимосвязи, открывать необычные возможности   в   обычном.   Например:   белки,   жиры,   углеводы;   гаметы, размножение и др.  ­ способ отображения информации в виде схем: применяется в конце темы или отдельного   вопроса.   Формируется   способность   выделять   существенные признаки, кратко излагать информацию, развитие монологической речи.  ­ прием «Лестница сужения»: в ходе работы над текстом или на этапе проверки и коррекции знаний нужно составить лестницу из понятий, при этом на самой нижней   ступени   должно   находиться   самое   узкое   понятие.   Лестница   может составляться из заданных понятий или самостоятельно по принципу подбора. Развивает умение классифицировать, различать.   Например: царство,…… вид; органические вещества …. Глюкоза; животные……амеба.  ­ коллаж  ­  изображение,  сделанное путем наклеивания на бумажную основу( в среднем звене) фотографий, вырезок, рисунков; использование компьютерной графики (в старшем звене). Рекомендуется применять как творческое домашнее задание.   Развивает   творческое   мышление,     ИКТ   ­   компетентность,   умение систематизировать   информацию,   презентовать.   Например:   моделирование взаимодействий организмов, экосистем, города, клетки.   ­  задания  на  прогнозирование,  позволят   предположить   дальнейшее  развитие событий   с   учетом   реальных   данных.   Удобно   использовать   в   процессе проведения   исследований.   Развивает   аналитические   способности,   умение предполагать пути решения, проблем и трудностей. Например: предположите, что произойдет с растениями, если произойдет порыв нефтепровода?  ­  создание мини проектов: серьезное задание, рекомендуемое для выполнения в конце темы, при условии, что на вводном уроке в тему была постановка на его выполнение.   Данное   задание   выполняется     группой   детей,   на   которые   класс разбивается   заранее.   Материал   для   задания   собирается   и   обрабатывается   в течение изучения   всей темы. Формируются коммуникационные компетенции, умение самостоятельно находить недостающую информацию в информационном поле, Интернет – ресурса).  Результатом работы над мини­ проектом может быть плакат, газета, презентация, буклет,   сопровождаемые устным выступлением. Формируются навыки коллективного планирования, умение взаимодействовать с любым партнером, навыки взаимопомощи в группе в решении общих задач, умение   находить   и   исправлять   ошибки   в   работе   других   участников   группы. Например: мини – проект  «Осторожно, паразиты».   ­   опрос:   разрабатывается   перечень   вопросов   по   исследуемому   объекту, опрашивается   как   можно   большее   количество   человек   для   достоверности опроса.  Важно включать в опрос квалифицированных  специалистов, таких как медработники,   психологи,   что   позволит   Информация   оформляется   в   виде таблиц,   графиков,   диаграмм.   Развивает   коммуникативные   компетенции, формируется навык  обработки статистических данных.   включающей   элементы   логической, 2.   Учебно   ­   познавательная   компетентность.   Это   совокупность компетентностей   ученика   в   сфере   самостоятельной   познавательной деятельности,   методологической, общеучебной   деятельности,   соотнесенной   с   реальными   познаваемыми объектами.   В   рамках   данных   компетентностей  определяются   требования соответствующей   функциональной   грамотности:   умение   отличать   факты   от домыслов, владение измерительными навыками, использование вероятностных, статистических и иных методов познания. При изучении темы «Семя», учащиеся самостоятельно проводят  учебное исследование «Условия прорастания семян», а затем докладывают о его результатах и обосновывают или подтверждают этим материалом   теоретическое   положение   изучаемой   темы.   При   изучении   темы «Живое и неживое  под микроскопом», где учащиеся  рассматривают пузырьки воздуха   и   плесени,  которую   вырастили   дома   самостоятельно.  Целесообразно выяснить,   откуда   появляются   на   Земле   новые   живые   организмы, подтверждаются  ли исследования Ф. Реди и Ван Гельмонта. У детей в ходе работы формируются умения самостоятельно генерировать идеи, т.е. изобретать способ действия, привлекая знания из различных областей, умение запрашивать необходимую   информацию   у   эксперта   (учителя,   консультанта,   специалиста), умение находить несколько вариантов решения проблемы, выдвигать гипотезы, устанавливать причинно­следственные связи. 3.   Общекультурная   компетентность.  Круг   вопросов,   по   отношению   к которым   ученик   должен   быть   хорошо   осведомлен,   обладать   познаниями   и опытом   деятельности,   это   –   особенности   национальной   и   общечеловеческой культуры,   духовно   ­   нравственные   основы   жизни   человека   и   человечества, отдельных   народов,   культурологические   основы   семейных,   социальных, общественных явлений и традиций, роль науки и религии в жизни человека, их влияние   на   мир,   компетенции   в   бытовой   и   культурно­досуговой   сфере, например, владение эффективными способами организации свободного времени. Так, в классе при изучении темы «Человек ­ часть природы » провожу урок ­ деловую   игру:   «Созидатели   или   разрушители», целью   которого   является выработка у учащихся умений решать проблемы, возникающие в практической деятельности,   развивать   творческое   мышление,   способность   оценивать деятельность, прививать интерес к познанию своего края.  4.   Информационная   компетентность.  При   помощи   реальных   объектов (телевизор, магнитофон, телефон, факс, компьютер, принтер, модем, копир) и информационных технологий (аудио ­ видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет),   формируются   умения   самостоятельно   искать,   анализировать   и отбирать   необходимую   информацию,   организовывать,   преобразовывать, сохранять и передавать ее. Так, при изучении темы «Изменение облика Земли», учитель дает индивидуальное задание школьникам: используя Интернет­ресурсы подготовить рекламный проспект для туриста в прошлое.   На первом уровне учащиеся   осуществляют   работу   по   поиску   информации,   затем   составляют   и выпускают   медиапродукт.   Такая   постановка   задачи   вовлекает   учащихся   в творческую   деятельность.   Вся   информация   рассматривается   как   свежие научные данные, о которых школьники мало знают. Они должны оценить эти данные, выбрать нужную информацию и построить модель данного явления или процесса.  Изложение   материала   в   форме   презентаций   занимает   немного урочного времени, при этом не теряется эффективность обучения. Это наиболее ценно   при   повторении   материала   и   подготовке   к   экзаменам.  Приобретаемые навыки работы с научной литературой, Интернет ­ ресурсами способствуют не только   учебной   деятельности   и   выбору   профессии,   но   и   обогащают жизненный опыт ребенка. Учитель, работая в сотрудничестве с учениками, создает методическую копилку презентаций, которую можно использовать и при изучении   новых   тем,   и   при   повторении,   и   при   индивидуальной   коррекции знаний. 5.   Коммуникативная   компетентность.  Включают   знание   необходимых языков,   способов   взаимодействия   с   окружающими   и   удаленными   людьми   и событиями, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе.  В данном случае используются дискуссионные методы обучения, анкетирование,   семинары,   работа   в   группах,   коллективе.  У   обучающихся формируются   умение   инициировать   учебное   взаимодействие   со   взрослыми   – вступать в диалог, задавать вопросы,   умение отстаивать свою точку зрения, умение находить компромисс, навыки интервьюирования. 6. Социально­трудовая компетентность означает владение знаниями и опытом в сфере гражданско­общественной деятельности (выполнение роли гражданина) Например   –   организация   акций   «Чистый   лес»,   «Посади   свое   дерево», «Скворечник» и др.   Кроме   того,   существуют   универсальные   проекты,   которые   можно включать в работу практически над любой темой. Их можно подразделить на изготовление изделий и представления. Могут быть комбинированные проекты ­ это представления с использованием предварительно изготовленных изделий. К представлениям можно отнести: ­ спектакли (в том числе кукольные); ­ концерты; ­ устные журналы (аналоги телепередач); ­   викторины   и   игры   с   применением   знаний   по   теме   (в   том   числе   аналоги телеигр); ­ показы моделей одежды (из бросового материала). К изготавливаемым изделиям можно отнести: ­тематические выставки рисунков, поделок; ­газеты, статьи, информационные проекты; ­ видеофильм;  ­макеты; ­модели.  У   учащихся   формируются   менеджерские   умения   и   навыки:   умение проектировать   процесс   (изделие),   умение   планировать   деятельность,   время, ресурсы, умение принимать решения и прогнозировать их последствия, навыки анализа   собственной   деятельности   (ее   хода   и   промежуточных   результатов). Презентационные   умения   и   навыки:   монологической   речи,   умение   уверенно держать   себя   во   время   выступления,   артистические   умения,   умение использовать   различные   средства   наглядности   при   выступлении,   умение отвечать   на   незапланированные   вопросы.   Таким   образом,   проектной   метод означает путь, которым идут ученики и учителя, если они хотят научиться чему­ то.              Перечисленные формы работы обеспечивают реализацию деятельностного подхода   через   организацию   проектной   и   исследовательской   деятельности.     На   этой   основе   формируется   компетентность   личного самосовершенствования.   От   них   зависит   индивидуальная   образовательная траектория   ученика   и   программа   его   жизнедеятельности   в   целом.   Ученик овладевает способами деятельности в собственных интересах и возможностях, что   выражается   в   его   непрерывном   самопознании,   развитии   необходимых современному   человеку   личных   качеств,   формирование   его   биолого­ экологической грамотности, культуры мышления и поведения.    Основные требования к использованию метода проектов:  Первым требованием к использованию проектного метода обучения является наличие   значимой   в   исследовательском,   творческом   плане   проблемы, требующей   интегрированного   знания,   исследовательского   поиска   для   ее решения. Второе требование ­ практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов.  выступает требованием   Третьим   самостоятельной (индивидуальной, парной, групповой) деятельности учащихся и использование исследовательских методов: определение проблемы, вытекающих из нее задач исследования,   выдвижение   гипотезы   их   решения,   обсуждение   методов исследования, оформление конечных результатов, анализ полученных данных, подведение итогов.    организация        С помощью проектного метода можно:  Содействовать   скорее   сотрудничеству, созидательному   творчеству, поведению;   коллективному   чем   конкурирующему/   соревновательному   толерантности, Принимать   во   внимание   реальные   ситуации   и   обстоятельства,   которые   чаще всего возникают вне школы; Ориентироваться на личные способности учеников, с целью их оптимального развития; Стараться учитывать личные потребности учащихся; Усилить мотивацию для достижения целей обучения; Содействовать   соединению,  а  может   даже   синтезу   школьных   и  внешкольных образовательных областей; Создать связующие звенья между отдельными предметами; Способствовать   постоянному   внутреннему   обновлению   школы,   принимая   во внимание актуальные потребности и вопросы. Проектный   метод  –   это   путь,   на   котором   обучающиеся   сами   создают действительность. Они сами формируют и развивают обучающую ситуацию. Они пробуют себя в различных видах деятельности и определяют свои предпочтения и   интересы.   Они   обретают   самостоятельность,   работая   не   под   присмотром учителя. Они сознательно выбирают и применяют различные методы обучения. Они принимают на себя ответственность за свое обучение. Из выше сказанного можно сделать заключение: !  Проектная   деятельность,   применяемая   на   уроках   биологии,   учит школьников самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, формирует умения прогнозировать результаты,   развивает   умения   устанавливать   причинно   –   следственные связи. Кроме того, метод проектов ­ это замечательное дидактическое средство для обучения проектированию­ умению находить решения различных проблем, которые   постоянно   возникают   в жизни   человека,   занимающего   активную жизненную   позицию.   Проектная   деятельность   способствует   формированию учащегося   нового   типа,   владеющего   способами   целенаправленной интеллектуальной деятельности, готового к сотрудничеству и взаимодействию, наделенного   опытом   самообразования.  Разнообразные   формы   работы обеспечивают   реализацию   деятельностного   подхода   через   организацию проектной   и   исследовательской   деятельности,   что   и   требует   современное образование ФГОС. !

Проектно - исследовательский метод как средство реализации деятельностного похода.

Проектно - исследовательский метод как средство реализации деятельностного похода.

Проектно - исследовательский метод как средство реализации деятельностного похода.

Проектно - исследовательский метод как средство реализации деятельностного похода.

Проектно - исследовательский метод как средство реализации деятельностного похода.

Проектно - исследовательский метод как средство реализации деятельностного похода.

Проектно - исследовательский метод как средство реализации деятельностного похода.

Проектно - исследовательский метод как средство реализации деятельностного похода.

Проектно - исследовательский метод как средство реализации деятельностного похода.

Проектно - исследовательский метод как средство реализации деятельностного похода.

Проектно - исследовательский метод как средство реализации деятельностного похода.

Проектно - исследовательский метод как средство реализации деятельностного похода.

Проектно - исследовательский метод как средство реализации деятельностного похода.

Проектно - исследовательский метод как средство реализации деятельностного похода.

Проектно - исследовательский метод как средство реализации деятельностного похода.

Проектно - исследовательский метод как средство реализации деятельностного похода.

Проектно - исследовательский метод как средство реализации деятельностного похода.

Проектно - исследовательский метод как средство реализации деятельностного похода.

Проектно - исследовательский метод как средство реализации деятельностного похода.

Проектно - исследовательский метод как средство реализации деятельностного похода.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.01.2019