Проектно- творческая работа «Праздник этот радость льёт!»
Оценка 5

Проектно- творческая работа «Праздник этот радость льёт!»

Оценка 5
Исследовательские работы
docx
воспитательная работа
8 кл
31.03.2018
Проектно- творческая работа   «Праздник этот радость льёт!»
Рождество Христово – один из самых светлых и прекрасных дней в году. Пожалуй, такой богатой и загадочной истории нет ни у одного другого праздника. И, пожалуй, никакой другой праздник не объединяет так сильно между собой представителей разных вероисповеданий и национальностей. Истоки Рождества Христова скрываются в еще более древнем празднике, Богоявлении, который был посвящен рождению младенца Иисуса. День Богоявления начали праздновать во втором веке в Египте. К 4 веку традиция распространилась и на восточные страны, а еще спустя столетие пришла и на Запад. Любопытно то, что День Богоявления был посвящен трем событиям из жизни Иисуса: его рождению, явлению пред ним волхвов с дарами и крещению в реке Иордан. Рождество Христово как отдельный праздник начали отмечать только в конце 5 века.Цель работы - проанализировать обращение к рождественской теме в русской и зарубежной художественной литературе, живописи и музыки. Задачи: 1. Отобрать в русской и зарубежной художественной литературе тексты, содержащие рождественские сюжет. 2. Сопоставить рассказы, выявить особенности обращения к библейской теме у разных авторов. 3. Обобщить полученные результаты и сделать выводы. Для исследования были выбраны следующие методы:  анализ произведений;  наблюдение;  тестирование; опрос. Предметом нашей проектной деятельности является обращение к рождественской теме в русской и зарубежной литературе, живописи и музыке. Объектом исследования являются тексты следующих произведений:  Л. А. Куприн «Чудесный доктор».  А.Погорельский «Чёрная курица или подземные жители»  Ф.М. Достоевский «Мальчик у Христа на ёлке»  Б.Пастернак Рождественская звезда».  О. Генри «Дары волхвов».  Г.Х. Андерсен «Девочка со спичками».
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение общеобразовательная школа.docx
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение общеобразовательная школа­интернат №1  основного общего образования г.Томска. Проектно­ творческая работа «Праздник этот радость льёт!»  Выполнили:  Зиновьева Арина, Токарев Олег,  учащиеся 8 Б класса,  МБОУ школы­интерната №1 Руководитель: Беляева Ирина Ивановна т:.8953­911­11­76 E­mail: irinaib35@mail.ru 1 Томск­2018 Содержание: 1. Введение 2. Тема 3. Актуальность 4. Цель работы 5. Задачи 6. Методы 7. Рождественские мотивы в произведениях русских и зарубежных писателей 8. Рождество в живописи и музыке. 9. Вывод. Заключение. 10. Приложения 2 Введение. Рождество Христово – один из самых светлых и прекрасных дней в году. Пожалуй, такой богатой и загадочной истории   нет ни у одного другого праздника. И, пожалуй, никакой другой   праздник   не   объединяет   так   сильно   между   собой   представителей разных вероисповеданий и национальностей.   Истоки Рождества Христова скрываются в еще более древнем празднике, Богоявлении, который был посвящен рождению младенца Иисуса. День Богоявления начали праздновать во втором веке в Египте. К 4 веку традиция распространилась и на восточные страны, а еще спустя столетие пришла и на Запад. Любопытно то, что День Богоявления был посвящен трем событиям из жизни Иисуса: его рождению, явлению пред ним волхвов с дарами и крещению в реке Иордан. Рождество Христово как отдельный праздник начали отмечать только в конце 5 века. По григорианскому календарю Рождество выпадает на 25 декабря. Именно в этот день праздник   отмечают   представители   римско­католической   и   протестантской   церкви. Православная церковь григорианский календарь до сих пор не признает, поэтому Рождество Христово отмечается по новоюлианскому календарю, на две недели позже, в ночь с 6 на 7 января. Все события рождения младенца Иисуса, потомка царя Давида и Мессии, подробно описаны в Евангелии от Матфея. В своих комментариях к Евангелию, исследователь Нового Завета Баркли утверждает, что Мария и Иосиф, родители Иисуса, направлялись в Вифлеем на перепись   населения.   Не   найдя   места   в   гостинице,   они   решили   переночевать   в   пещере, недалеко от города. Когда у Марии начались схватки, Иосиф побежал в город за помощью. Но, вернувшись с лекарем, он увидел, что его жена уже родила. Так на свет появился человек, который стал центральной фигурой Христианства. О рождении нового Пророка и царя Иудейского возвестила всему миру Вифлеемская звезда, которая и указала волхвам дорогу к маленькому Иисусу. Некоторые исследователи утверждают, что Вифлеемская звезда – это комета Галлея, которая пронеслась по небу в ночь, когда   родился   Иисус   Христос.   Именно   поэтому   Вифлеемская   звезда   является   одним   из главных символов праздника и ее часто можно увидеть на иконах, где изображен младенец Иисус и Дева Мария. Еще один важный атрибут праздника – это елка. Когда царь Иудеи узнал о рождении Иисуса,   он   приказал   убить   всех   младенцев мужского пола,   которые   родились   в   тот   день. Мария, спасая от смерти младенца Иисуса, отправляется в Египет. На ночлег они спрятались в пещере, а вход в нее закрыли еловыми ветками. Именно поэтому ель до сих пор является символом Рождества, ведь еловые веточки спасли маленькому Иисусу жизнь. В литературе достаточно часто возникает обращение к библейским сюжетам и в первую очередь   к   Рождеству.   Сложился   определенный   жанр   рождественского   рассказа. Рождественские традиции в этом рассказе сочетались с ожиданием чуда, способного изменить человеческую   жизнь,   чуда,   совершаемого   человеком   для   человека.   Обращение   к   теме Рождества стало темой   нашего проекта. Актуальность работы определяется в первую очередь тем, что в нашем обществе Рождество   вновь  стало   одним   из   самых   почитаемых   праздников   и   жанр   рождественского рассказа, утративший свое значение в советскую эпоху, получил свое второе рождение. Так как эта библейская тема имеет глубоко нравственное значение для всего человечества, что очень важно в наши дни. зарубежной   литературе, в русской   и       3 Цель работы ­ проанализировать обращение к рождественской теме в русской и зарубежной художественной литературе, живописи и музыки.   Задачи: 1. Отобрать в русской и зарубежной художественной литературе тексты, содержащие рождественские сюжет. 2. Сопоставить рассказы, выявить особенности обращения к библейской теме у разных авторов. 3. Обобщить полученные результаты и сделать выводы. Для исследования были выбраны следующие методы:  анализ произведений;  наблюдение;  тестирование; опрос. Предметом нашей проектной деятельности является обращение к рождественской теме в русской и зарубежной литературе, живописи и музыке.   Объектом исследования являются тексты следующих произведений:   Л. А. Куприн «Чудесный доктор».   А.Погорельский «Чёрная курица или подземные жители»   Ф.М. Достоевский «Мальчик у Христа на ёлке»   Б.Пастернак Рождественская  звезда».   О. Генри «Дары волхвов».   Г.Х. Андерсен «Девочка со спичками».  4 Рождественские мотивы в произведениях русских и зарубежных писателей. Итак,   как   было   уже   сказано:   рождественские   образы,   и   мотивы   широко распространены в произведениях зарубежной и русской литературы. Главная ценность их ­ утверждение   христианской   добродетели.     Именно   эти   произведения   воплощали   черты Рождественских   праздников   в   русской   культуре   и   призваны   были   быть,   по   мысли Ф.М.Достоевского,   пищей   для   размышления   в   дни   «семейного   сбора»,   дни   милосердия, примирения. Задача святочных  рассказов состояла в том, чтобы создать праздничную атмосферу, оторвав читателей и слушателей от житейских забот, а также напомнить о нуждающихся и обремененных, о необходимости милости и любви.  В рассказе  Н.С.Лескова «Жемчужное ожерелье» автор так рассуждает об особенностях этого  жанра:  «От  святочного  рассказа  непременно  требуется,   чтобы   он  был  приурочен  к событиям  святочного  вечера   ­  от  Рождества  до  Крещенья,  чтобы   он  был  сколько­нибудь фантастичен, имел какую­нибудь мораль, хоть вроде опровержения вредного предрассудка, и наконец ­ чтобы он оканчивался непременно весело».  Рождественский рассказ как проповедь человечности, любви, добра, традиционно  в литературе стал призывом к   изменению жестокого мира через собственное преображение. Изучение   таких   рассказов   необходимо   для     того,   чтобы   души   людей     наполнялись драгоценными человеческими качествами: любви, добра,  чувством сострадания к ближнему.   В   школьной   программе   это   такие   произведения   как   «Чудесный   доктор   «А.И.Куприна, А.Погорельский   «Чёрная   курица,   или   подземные   жители»,   Ф.М.Достоевский   «Мальчик   у Христа   на   ёлке».   Б.Л.Пастернак   Рождественская     звезда»,   О.Генри   «Дары   волхвов».   И, конечно же, «Ночь перед Рождеством» Н.В. Гоголя. Произведём небольшой обзор перечисленных рассказов. Итак: А. И. Куприн «Чудесный доктор». Сюжет его знаком нам еще с детства. Помните, добрый человек, случайно узнав в сочельник   о   бедствиях   одной   несчастной   семьи,   помогает   вылечить   больную   девочку   и накормить голодных детей. Этот рождественский рассказ – чудесная история, поселяющая в нашем сердце веру в чудо. Еще   одно   произведение,   рассказ   А.   Погорельского   «Черная   курица,   или   подземные жители» (Любимое  занятие  юного героя в зимние вечера, такие, как,  например, в Рождество или  в светлое  Христово воскресенье, ­ когда он разлучался надолго со своими  товарищами, когда часто   целые   дни просиживал   в   уединении, ­ «юное воображение его бродило по рыцарским     замкам,   по   страшным   развалинам   или   по   темным,   дремучим   лесам». Действительно, эта добрая сказка может перенести нас в светлый мир и заставить размышлять над мотивами и последствиями наших поступков. 5 О.   Генри   «Дары   волхвов»,   как   и   большинство   рассказов   начинаются   с   описания несчастий героев. Но сияние великого чуда Рождества разлетается тысячами искр ­ чудо входит   в   частную   жизнь   людей,   это   чудо   бытовое,   которое   воспринимается   как   удачное стечение   обстоятельств,   как   счастливая   случайность.   Любовь   героев   О.Генри   способна совершить чудо, так как сама является чудом. В развязке святочной истории красота, добро, человечность,   вера   в   возможность   осуществления   мечты   должны   торжествовать   хоть   на мгновение.  Однако наряду с рождественскими рассказами, есть целый ряд произведений, где нет счастливый   финала.   К   ним   относятся   сказка   Андерсена   «Девочка   с   серными   спичками», рассказ Ф.М. Достоевского «Мальчик у Христа на ёлке». Рассмотрим некоторые особенности рассказа Ф.М. Достоевского «Мальчик у Христа на елке».  «Мальчик у Христа на елке» написан в жанре святочного (рождественского) рассказа. Но жизнь героев не меняется в лучшую сторону, никто в страшном и холодном мире города не способен уберечь от смерти шестилетнего ребенка. В реальном мире чудо не происходит. Оно совершается в ином, небесном плане, где чудесное,  «связано с событием сверхъестественным ­ с явлением Самого Господа». Так, в предсмертном видении мальчику представляется, что его приводит на райскую елку Христос. Смерть ведет к обновлению, к воскресению в жизнь уже вечную. Мальчик замерзает в студеную зимнюю пору, но, согретый любовью Спасителя, воскресает   уже   на   «Его   Небе»,   где   он   обретает   все,   чего   так   не   хватало   ему   в действительности ­ свет, тепло, любовь.  Герои ­ дети Достоевского способны смягчить души черствые, преступные, возродить святые   и   спасительные   чувства,   скрытые   в   глубине   души   каждого   человека.   По   мысли писателя, дети  ­ посланники Божии на земле. Эту идею воплощает автор, раскрывая   влияние ребенка   на   взрослого.   Дети   напоминают   о   возможности   возрождения.   Подобного   мотива возрождения   черствой   души   в   рассказе   «Мальчик   у   Христа   на   елке»   нет.   Здесь   герой встречается с  бездушием и равнодушием к нему со стороны взрослых. В этом произведении Достоевского расходится с традиционными рождественскими (святочными) рассказами, где образ ребенка напоминал взрослому о чем­то добром и вечном «Мальчик у Христа на елке» обращен к чувствам и сердцу читателей. Мальчик слишком мал, чтобы понять истинные причины всего происходящего: почему его никто не покормит? Отчего   так   холодно?   Почему   мать   лежит   так   неподвижно?   «Он   подивился,   что   она   не двигается, и стала такая же холодная, как стена. «Очень уж здесь холодно», – подумал он, постоял немного, бессознательно забыв руку на плече покойницы».  Итак, один из элементов детского святочного рассказа – наличие чуда, совершенного в канун Рождества Христова: «И вдруг ему послышалось, что над ним запела его мама песенку. – Мама, я сплю, ох, как тут спать хорошо. – Пойдем ко мне на елку, мальчик, – прошептал над ним вдруг тихий голос». Это «Христова елка, – отвечают они ему. – У Христа всегда в этот день ёлка для маленьких деточек, у которых там нет своей елки...». Достоевский описывает видение шестилетнего ребенка: явление Христа, Христову елку, умерших давно от голода детей и их матерей. Только в этот момент герой находит свое успокоение, он чувствует, что его любят: «Он не видит, но кто­то нагнулся над ним и обнял его в темноте, а он протянул ему руку и ...и вдруг, – о какой свет! О, какая елка!» «А внизу наутро дворники нашли маленький трупик забежавшего и замерзшего за дровами мальчика; разыскали и его маму... Та умерла еще прежде его, оба свиделись у Господа Бога на елке в небе». Даже фантастическое явление Христа мальчику описано как видение, которое является герою во сне, а не наяву. 6 Рождество в живописи и музыке. Живопись Давайте обратимся к живописи и посмотрим, какие картины на рождественскую тему создавали художники разных эпох,   в числе которых — большой любитель русской зимы Борис   Кустодиев,   классик   рождественской   живописи — американский   художник   и иллюстратор   Норман   Роквелл.   И   куда   уж   без   волшебной   зимы   Константина   Юона   и снегурочек Врубеля, Васнецова и Рериха. Но больше всех нас настраивает на праздничный лад русский   художник   Александр   Семенов,   в   своих   акварелях   запечатлевший   подготовку   к Рождеству, его сказочную атмосферу и зимние развлечения.                                 Пожалуй,   нигде   тема   Рождества   Христова   не   дала   таких   богатых   плодов,   как   в живописи.   Со   времен   первых   христиан   и   наскальной   живописи   катакомб   до   полотен модернистов художники находят в Рождестве неиссякаемый источник вдохновения. В ряду памятников христианской древности, открытых в римских катакомбах, обращает на себя особенное внимание фреска на одной из внутренних стен квадратного аркосолия в так называемой   катакомбе   Прискиллы.   Фреска   эта   (произведение   конца   I   столетия)   есть древнейшая христианская икона свидетельствующая о том, как первые христиане старались наглядно выразить величайшую, основную истину христианства ­ истину Боговоплощения. Здесь   Богоматерь   изображена   в   виде   молодой   женщины   с   классически­правильными чертами   лица   и   с   кротким,   несколько   задумчивым   взглядом.   На   голове   Ее   ­   покрывало, одежда ­ обычная римская короткорукавная туника, сверх которой наброшен паллиум. Она сидя в спокойной позе, с материнскою нежностью и осторожностью приподнимает с своих колен и подносит к груди неодетого Младенца, лицо Которого обращено назад, к зрителю. Немного в стороне видна еще фигура человека в одежде древнего философа; человек этот в левой руке держит, по­видимому, свиток, правою ­ указывает на звезду над Богоматерью и Младенцем. 7 Более поздние, средневековые художники мало привносили разнообразия в изображение Рождества.   Главными   чувствами,   которые   они   стремились   передать,   были   ликование   и радость. В их картинах мы всегда встречаем ликующую Богоматерь, сидящую у спеленатого и лежащего   в   яслях   Богомладенца,   серьезного,   погрузившегося   в   размышление   праведного Иосифа,   пастухов   с   выражением   удивленного   благоговения   на   лице   и   наверху   ­   ангелов, воспевающих свой торжественный гимн: «Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человецех благоволение». Художественная обработка сказания о Рождестве Христовом в этом тоне продолжалась почти без всяких изменения до XIV века. Наибольший интерес среди полотен этого времени представляют картина Орканьи, являющая собой воспроизведение евангельской истории для тех, кто не умел читать, и картина Джотто, у которого появляются признаки натурализма, т. е. стремление внести в эту историю черты чисто человеческих условий жизни. Наиболее   замечательный   ряд   художественных   произведений   на   тему   Рождества начинается картиной Пьеро делла Франческа ­ представителя Раннего Возрождения. Картина этого автора, находящаяся в настоящее время в Британской национальной галерее, исполнена оригинальности и очарования. На подушке среди цветов лежит новорожденный Христос. У Его   ног,   молитвенно   преклонив   качена,   стоит   в   божественной   простоте   Пресвятая Богородица. Позади нее на седле сидит праведный Иосиф, а за ним стоят пастухи, из которых один указывает на небо. 8 Эпоха   Возрождения   дала   миру   множество   прекрасных   полотен,   посвященных Рождеству.   Среди   них   ­   «Поклонение   волхвов»   Ленардо   да   Винчи;   картины   Сандро Боттичелли, флорентийского художника и глубоко религиозного христианина, работавшего во   всех   крупных   храмах   Флоренции   и   в   Сикстинской   капелле   Ватикана;   «Рождество Христово» Лоренцо ди Креди, на картине которого все погружено в светлое и спокойное безмолвие; «Рождество Христово» Тинторетто, живописца венецианской школы, позднего Ренессанса; работы художника немецкой школы Альбрехта Дюрера и многих других. Если   европейская   художественная   традиция   дала   миру   свои   шедевры   на Рождественскую   тему   в   основном   в   эпоху   Возрождения,   то   русская   живопись   активно 9 черпала вдохновение из этого источника в XIX веке. Среди наиболее известных художников, освещавших   эту   тему   в   своем   творчестве,   можно   назвать   Александра   Иванова,   автора всемирно   известного   полотна   «Явление   Христа   народу»,   Илью   Репина   («Рождество Христово», 1890), Виктора Васнецова и Михаила Нестерова, работы Григория Гагарина, и многих других. Вообще, сложно назвать хотя бы одного художника, кто так или иначе не касался бы темы Рождества   в   своем   творчестве.   Различные   по   степени   духовного   содержания   и   глубине проникновения в высший, сакральный смысл Рождества Христова, эти полотна продолжают оставаться шедеврами мировой культуры. Говоря о музыкальном воплощении рождественской темы, мы должны в первую очередь вспомнить о целом направлении, которое создало музыкальное искусство в этой области, ­ рождественской оратории. Музыка 10 Оратория   ­   жанр   внелитургической   духовной   музыки,   сложившийся   в   Риме   эпохи Контрреформации к середине XVII века. Первыми классическими образцами этого жанра считаются сочинения Джакомо Кариссими. С середины XVII столетия, когда коммерческий оперный   театр   стал   основной   формой   культурного   досуга,   оратории   исполнялись преимущественно в Великий пост. Оперные театры по всей Европе в этот период закрывались, и любителям оперного искусства не оставалось ничего иного, как наслаждаться (и поучаться) ораториями,   которые   в   XVII   ­1­й   половине   XVIII   века   часто   именовали   «духовными операми». В то время сюжет Рождества Христова встречается в ораториях не редко, но и не чаще ряда других. Одним из первых к нему обращается Марк Антуан Шарпантье, француз, ученик Дж. Кариссими. Строгого канона в ораториях нет, скорее, в XVII­XVIII веках существовали более или менее устойчивые национальные и конфессиональные традиции произведений ораториального жанра. Так, у католиков оратории писались на либретто и исполнялись вне службы. 11 В   лютеранской   же   традиции   сочинения   ораториального   характера   звучали   во   время Богослужения   и   либо   полностью   были   написаны   на   библейский   текст   ­как   в   «Истории Рождества Христова» Генриха Шютца, созданной в середине XVII века (1664), либо на нем основывались   ­   как   в   знаменитой   «Рождественской   оратории»   Иоганна   Себастьяна   Баха, представляющей собой, по сути, цикл церковных кантат, которые исполнялись в течение всех святок (1734). И в количественном, и в духовном, художественном отношениях расцвет ораториального жанра   приходится   на   XVII­XVIII   столетия.   В   это   же   время   появляются   замечательные рождественские   сочинения   и   в   других   жанрах:   инструментальные   концерты   (самый знаменитый из них ­ пера Арканджело Корелли), обработки для инструментов французских традиционных рождественских песенок ­ ноэлей. Последующие   века   значительно   уступают   образцам   предшествующих   веков.   Такие авторы,   как   Шютц,   Бах,   Гендель   привнесли   в   свои   духовные   сочинения   богословски выверенную   и   человечески   пережитую   мысль,   во   всех   своих   тончайших   нюансах запечатленную средствами музыкального языка их времени. Композиторам последующих эпох сделать нечто сопоставимое, пожалуй, не удалось. Среди  произведений   композиторов  XX  века   можно  отметить  органный  цикл   Оливье Мессиана «Рождество Господне» (1935), включающий 9 пьес («медитаций*­), в основном на традиционные   рождественские   сюжеты   («Богоматерь   и   Дитя»,   «Пастухи»,   «Ангелы», «Волхвы»).   В   числе   отечественных   композиторов   необходимо   упомянуть   Николая Андреевича Римского­Корсакова, одним из первых претворившего русский рождественский фольклор в классическое музыкальное произведение, и его оперу «Ночь перед Рождеством» (1895).   Среди   наших   современников   наиболее   известным   продолжателем   традиции рождественской оратории является Митрополит Иларион (Алфеев). 12 Рождество   в   музыке   занимает   особое   место.   Как,   например,  духовная   музыка Чайковского занимает отдельную нишу в его творчестве, хотя при жизни композитора она вызывала немало споров. Чайковского обвиняли в преобладании светского начала в духовном творчестве. Впрочем, говоря о теме рождества в классической музыке, в первую очередь в голову приходят шедевры Петра Ильича, довольно далёкие от церковной музыки. Это опера «Черевички» на сюжет повести Гоголя «Ночь перед Рождеством» и балет «Щелкунчик». Два совершенно разных произведения – повествование о нечистой силе и детская рождественская сказка, рождества.         Рождественская классическая музыка не исчерпывается «серьёзными жанрами». Песни, особенно полюбившиеся людям, тоже вполне можно отнести к классике. Популярнейшая во всём мире рождественская песенка «Jingle Bells» родилась более 150 лет назад. Её можно считать   музыкальным   символом   новогодних   и   рождественских   праздников.              Также мы можем вспомнить песню из мюзикла «Метро» ­ «Рождественская песня», в которой описано рождение Христа. Вот несколько строчек из песни: объединены   гениальностью   музыки   и     темой   В ту ночь Иосиф ангела услышал: «Буди младенца, выводи осла. Близка беда, предсказанная свыше, Царь Ирод в страхе и открыт для зла».  На дорогу, на дорогу, на дорогу Ты не сетуй по камням идя Слава Богу, слава Богу, слава Богу Уцелеет святое дитя Подводя итог обзору наиболее значительных явлений в области различных искусств, можно   с   сожалением   отметить,   что   глубинный   смысл   праздника   Рождества   Христова   с течением веков постепенно уходил, подменяясь сначала нравственным чудом преображения человека, а затем просто чудом ­ осуществлением заветной мечты или неожиданной помощи в трудной   ситуации.   Однако   даже   эти   весьма   далекие   от   истинного   христианства   плоды искусства способны пробудить в современном закостенелом человеческом сердце добрые и светлые чувства. С Рождеством Христовым! 13 Заключение. 1. Эти трогательные до глубины  души истории, заставляют нас задуматься над тем, как мы относимся друг к другу.  Всегда ли мы внимательны, добры и готовы  в любую минуту прийти на помощь нуждающимся в ней! Ведь доброта делает человека Человеком.  То есть  это, то о чём нас просит наш  Создатель Иисус Христос.   Это то, чего  так не хватает современному человеку.  Для того, чтобы не забывать заветы Господа нашего Иисуса мы  поставили своей целью   отмечать   праздник   Рождества     в   своей   школе.   И   решили   каждый   год   ставить театральные   постановки   на     библейские   темы,   прославляющие   рождественские   мотивы: доброту, чувство сострадания, любовь, человечность. 2. Мы выяснили, что рождественский рассказ хронологически связан с праздником Рождества Христова (с рождением Младенца – Христа, христианская тема должна выдвигаться авторами на первый план). «Мальчик у Христа на ёлке» Ф.М. Достоевского является классическим рождественским рассказом, где на первый план выходит христианская тема, в тексте много деталей, которые на это указывают.                                                                      Мир изученных произведений двойственен, понятие рождественского чуда связано с нереальным миром, в реальном мире – совершается трагедия. 3. Каждый автор по­ своему видит рождественскую тему, и каждый старается передать то, что   считает   нужным   для   своего   читателя.   У   Ф.М.Достоевского   и   Г.Х.Андерсена   это сострадание к обездоленным детям, у Гоголя – вера в чудо и надежда на лучшее.  4. В   живописи   и   музыке   авторы   показывают   Рождество,   как   праздник,   полный   чудес   и загадок,   с   помощью   различных   элементов.   В   основном,   на   картинах   мы   видим   яркие, насыщенные цвета, символизирующие счастливые рождественские моменты. А в музыке – таинственность   и   необычность   мелодии,   как   в   балете   «Щелкунчик»,   или   же   легкую   и напевную музыку. И сколько бы веков ни прошло, люди всегда будут праздновать Рождество как самый светлый и волшебный праздник. Вечно свято, вечно ново Рождество для нас Христово. Много лет из года в год Праздник этот радость льёт! 14 Литература 1. Андерсен Г.Х. Сказки. Истории. М.: Воскресенье, 1996. 2. Достоевский Ф.М. Рассказы. М.: Современник, 1983. 3. Достоевский, Ф. М. Детям [Текст] : сборник отрывков из повестей и романов / Федор Достоевский ; [худож.: Г. Мазурин и др.]. — М. : Детская литература , 2000. — 220 с. : ил. — (Школьная библиотека).  4. Литературный   энциклопедический   словарь   /   Под   ред.   В.М. Кожевникова.   М.: Советская энциклопедия, 1987. С. 750. 5. Энциклопедический   словарь   юного   литературоведа   /   Сост.   В.И. Новиков.   М.: Педагогика, 1988. С. 416. 6. Гоголь   Н. В. Вечера   на хуторе   близ   Диканьки   :   повести /   Н. В.   Гоголь   ;   [худож. А. Лаптев].   — М.   :   Детская   литература,   2003.   — 300 с.   :   ил.   — (Школьная библиотека). 7. Рождество и Пасха в детской литературе / сост. В. Н. Бредихина. – М. : ООО Изд­во “АСТ” : ООО Изд­во “Астрель”, 2003. – 190 с., [2] л. ил. – (Любимое чтение). 8. http://music­education.ru/tema­rozhdestva­v­klassicheskoj­muzy­ke/ 15 Рождество в русской живописи Приложение 1 Генрих Матвеевич Манизер ­ Ёлочный торг. Холст, масло,  Омский областной музей изобразительных искусств им. М. А. Врубеля 16 Художник Дмитрий Холин Рождество 17 Борис Михайлович Кустодиев ­ Ёлочный торг, 1918 г. Холст, масло, 98x98. Краснодарский краевой художественный музей им. Ф.А. Коваленко, Краснодар 18 Александр Алексеевич Бучкури ­ Рождественский базар, 1906 г. Александр Семенов «В Рождество» 1975 19 Виктор Васнецов. "Снегурочка", 1899 20 Тест­опрос «Рождество» среди одноклассников 1.Как вы думаете, есть ли отличие между святочным и рождественским рассказом? А) да Б) нет 90 %­ нет отличия между святочным и рождественским рассказом, 10%­ наверно, есть Приложение 2 2.Знаете ли вы, как появился праздник Рождество? А) да Б) нет Нет­ 45%, да­65 % 3.Знаете ли вы, почему на Рождество дарят подарки? А) да Б) нет Нет­ 45%, да­65 % 4.Чем для вас является Рождество? А) семейным праздником Б)  религиозным праздником, в основе которого лежит сострадание и любовь к ближним 70 %­ семейный праздник, 30%­ религиозный 6. Что вы дарите на Рождество? Как вы отмечаете этот праздник? В основном дарят на рождество сувениры. Подарки с конфетами. 7. Знаете ли вы такую традицию – как гадание в ночь под Рождество? Какие виды гадания вы знаете? Знают гадание с зеркалом. 8. Участвуете ли Вы в «колядках»? 20 %­ участвуют 9. Какие вы знаете произведения о Рождестве? Ночь перед Рождеством­100%, Гофман «Щелкунчик….»­30%. Больше не знают 10. Нужен ли нам, современным людям, праздник Рождество? А) Да, нужен, потому что… Б) Нет, не нужен, потому что… 85%­ нужен, потому что это радость. Веселье. Подарки 21 Приложение 3 Опросили соседей, своих родителей.  Всего 20 человек.  Провели опрос. 1. Знаете ли вы такой праздник Рождество?  Все ответили, что знают и любят. 2. Как вы отмечаете этот праздник?  Накрываем на стол, приглашаем гостей. 3. Знаете ли вы такую традицию – как гадание в ночь под рождество?  Все ответили, что знают и тоже гадают. 4. Какие виды гадания вы знаете?  5 человек ответили: бросать валенок через забор.  6 человек – сжигать бумагу и смотреть на стене изображение.  9  человек – гадание на воске. 5. Участвуете Вы в «колядках».  20 человек ответили, что сами не участвуют, а дети с удовольствием делают это. 22

Проектно- творческая работа «Праздник этот радость льёт!»

Проектно- творческая работа   «Праздник этот радость льёт!»

Проектно- творческая работа «Праздник этот радость льёт!»

Проектно- творческая работа   «Праздник этот радость льёт!»

Проектно- творческая работа «Праздник этот радость льёт!»

Проектно- творческая работа   «Праздник этот радость льёт!»

Проектно- творческая работа «Праздник этот радость льёт!»

Проектно- творческая работа   «Праздник этот радость льёт!»

Проектно- творческая работа «Праздник этот радость льёт!»

Проектно- творческая работа   «Праздник этот радость льёт!»

Проектно- творческая работа «Праздник этот радость льёт!»

Проектно- творческая работа   «Праздник этот радость льёт!»

Проектно- творческая работа «Праздник этот радость льёт!»

Проектно- творческая работа   «Праздник этот радость льёт!»

Проектно- творческая работа «Праздник этот радость льёт!»

Проектно- творческая работа   «Праздник этот радость льёт!»

Проектно- творческая работа «Праздник этот радость льёт!»

Проектно- творческая работа   «Праздник этот радость льёт!»

Проектно- творческая работа «Праздник этот радость льёт!»

Проектно- творческая работа   «Праздник этот радость льёт!»

Проектно- творческая работа «Праздник этот радость льёт!»

Проектно- творческая работа   «Праздник этот радость льёт!»

Проектно- творческая работа «Праздник этот радость льёт!»

Проектно- творческая работа   «Праздник этот радость льёт!»

Проектно- творческая работа «Праздник этот радость льёт!»

Проектно- творческая работа   «Праздник этот радость льёт!»

Проектно- творческая работа «Праздник этот радость льёт!»

Проектно- творческая работа   «Праздник этот радость льёт!»

Проектно- творческая работа «Праздник этот радость льёт!»

Проектно- творческая работа   «Праздник этот радость льёт!»

Проектно- творческая работа «Праздник этот радость льёт!»

Проектно- творческая работа   «Праздник этот радость льёт!»

Проектно- творческая работа «Праздник этот радость льёт!»

Проектно- творческая работа   «Праздник этот радость льёт!»

Проектно- творческая работа «Праздник этот радость льёт!»

Проектно- творческая работа   «Праздник этот радость льёт!»

Проектно- творческая работа «Праздник этот радость льёт!»

Проектно- творческая работа   «Праздник этот радость льёт!»

Проектно- творческая работа «Праздник этот радость льёт!»

Проектно- творческая работа   «Праздник этот радость льёт!»

Проектно- творческая работа «Праздник этот радость льёт!»

Проектно- творческая работа   «Праздник этот радость льёт!»

Проектно- творческая работа «Праздник этот радость льёт!»

Проектно- творческая работа   «Праздник этот радость льёт!»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
31.03.2018