ПРОЕКТНОЕ ЗАДАНИЕ
ГЕНДЕРНОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
КПК: «Современные педагогические технологии развития физических, интеллектуальных и личностных качеств ребенка – дошкольника».
Выполнил: Леонова Наталья Александровна
Должность: Воспитатель
Название ОУ: МДОУ «Детский сад №24» общеобразовательного вида
Район: Киришский
Санкт-Петербург 2020
Содержание:
Введение…………………………………………………………………………………….……3
Теоретическая часть
Глава 1: Гендерное воспитание детей старшего дошкольного
возраста……………...4
1.1. Задачи и актуальность гендерного воспитания детей старшего дошкольного
возраста…………………………………………………………………………………………..4
1.2Гендерная культура как неотъемлемая часть гендерного воспитаниядетей старшего дошкольного возраста……………………………………………………………..7
1.3 Роль воспитателя в гендерном воспитании детей старшего дошкольного возраста…………………………………………………………………………………………..9
Практическая часть
Глава 2: Формирование у родителей гендерной компетентности…………………….12
2.1 Педагогические условия взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьями воспитанников с использованием игры и игрушек…………12
2.2 Алгоритм работы по взаимодействию дошкольного образовательного учреждения с родителями с использованием игры и игрушек………………………..16
2.3 Девочки и мальчики - особенности полоролевых игр в практике современного дошкольника……………………………………………………………………………………17
Заключение……………………………………………………………………………………..22
Список литературы……………………………………………………………………………23
Приложения…………………………………………………………………………………….25
Ведение
Гендерное воспитание детей дошкольного возраста важно для развития ребенка. Дети начинают понимать, что они отличаются по половому признаку еще в возрасте 2-3 лет. Но четко позиционировать себя в обществе ребенок способен лишь в дошкольном возрасте. Посещая детский сад, малыши привыкают к тому, что мальчики играют машинками, используют голубые полотенца и уступают девочкам; а девчонки играются в дочки-матери, носят розовые платья и помогают воспитателю накрывать на стол. При этом мальчики и девочки держатся подальше друг от друга, так как уже в этом возрасте их интересы, стиль мышления и способ игры явно отличается.
Актуальность проектного задания - проблема воспитания и обучения ребенка в соответствии с его полом является актуальной задачей воспитательской и родительской работы с детьми дошкольного возраста.
Задачи данной работы:
• Знакомство воспитателей с теоретическими знаниями о психосоциальных различиях мальчиков и девочек, особенностями их воспитания и обучения;
• пропаганда знаний воспитателей по этому вопросу с родителями и привлечение их к участию в воспитательном процессе;
• построение соответствующей развивающей среды;
• Построение модели гендерного воспитательного процесса для детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования – организация гендерного подхода в воспитании детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования – особенности организации гендерного подхода в воспитании детей старшего дошкольного возраста.
Проблема гендерного воспитания подрастающего поколения - одна из самых сложных и противоречивых. От её решения во многом зависит психологическое, социальное и духовное здоровье общества.
Глава 1: Гендерное воспитание детей старшего дошкольного возраста
Гендерное воспитание – это формирование у детей представлений о настоящих мужчинах и женщинах, а это необходимо для нормальной и эффективной социализации личности. Под влиянием воспитателей и родителей дошкольник должен усвоить половую роль, или гендерную модель поведения, которой придерживается человек, чтобы его определяли как женщину или мужчину.
Гендерная педагогика это уже далеко не новое понятие. Гендерный компонент присутствует во всех сферах нашей жизнедеятельности. Поэтому развитие гендерной теории закономерно приводит к ее проникновению в различные дисциплины, которые затрагивают те или иные аспекты социальной жизни.
Гендерный подход в воспитании детей старшего дошкольного возраста базируется на убеждении, что биологические различия не являются определяющими для формирования психологических и социальных характеристик женщин и мужчин. Решающую роль в формировании гендерных различий играет не биологический пол, а те социальные и культурные смыслы, которое общество приписывает анатомическим различиям. Соответственно, миссия гендерного подхода в воспитании – это освобождение учебно-воспитательного процесса от наиболее жестких стереотипов, расширение воспитательного пространства для проявления индивидуальности и развития личности каждого ребенка, воспитание их в духе равноправного (эгалитарного) партнерства женщин и мужчин во всех сферах жизнедеятельности.
1.1. Задачи и актуальность гендерного воспитания детей старшего дошкольного возраста
Образовательные задачи полового гендерного воспитания и разнополого воспитания в детском саду:
-воспитывать у дошкольников необратимый интерес и положительное отношение к своему гендеру. Закладывать основы осознавания своих особенности, и то, как они воспринимаются окружающими, советовать строить личное поведение с учетом возможных реакций других людей;
- воспитывать у дошкольника интерес и хорошее отношение к окружающим людям;
- развивать у дошкольника представление о себе и других людях как лиц физических и социальных со своими достоинствами и недостатками, типичными и индивидуальными особенностями;
- развивать чуткость и эмпатию, умение чувствовать и распознавать состояние и настроение окружающих людей. Вести себя в соответствии с ними, уметь управлять своими эмоциями и поведением;
- обогащать знания о своей семье, роде, семейных реликвиях, традициях, знакомить с основными функциями семьи как психологической группы и социального института;
- закладывать основы будущих социальных и гендерных ролей, объяснять особенности их исполнения, воспитывать положительное отношение к разным социальным гендерным ролям, к необходимости их существования;
- углублять знания детей о содержании понятий «мальчик», «девочка», о делении всех людей на мужчин и женщин. Содействовать половой и гендерной идентификации, правильно и компетентно реагировать на проявление сексуального развития детей разных полов.
Гендерное воспитание призвано не только помочь детям осознать себя представителем того или иного пола. Актуальность гендерного воспитания состоит в том, чтобы сформировалось у ребёнка устойчивое понятие своего пола - Я девочка, Я мальчик. И так будет всегда.
Актуальность гендерного воспитания на данный момент огромна, т.к. направление программы гендерного воспитания учитывает и то, что современное общество категорически против того, чтобы мужчины и женщины располагали лишь набором преимуществ по своему половому признаку.
Гендерное воспитание в ДОУ призывает к тому, что нам всем хочется, чтобы и мальчики демонстрировали не только несгибаемую волю и мускулы. Мы также желаем, чтобы мальчики и мужчины по ситуации проявляли бы доброту, были бы мягкими, чуткими, умели демонстрировать заботу по отношению к другим людям, уважали родных и близких. А женщины умели бы проявить себя, выстроить карьеру, но при этом не потерять свою женственность.
Казалось бы, что гендерное воспитание в семье налажено с рождения. Ведь, как только родители узнают пол своего будущего ребёнка, они начинают готовиться и морально и физически к появлению или мальчика, или девочки. Покупают вещи по цвету, игрушки по полу. Но гендерное воспитание не имеет ничего общего со стереотипами: детские прогулочные коляски у мальчиков тёмные, а у девочек розовые.
Разнополое воспитание в детском саду во многом будет опираться на индивидуальные особенности конкретного ребенка, зависеть от тех примеров поведения женщин и мужчин, с которыми маленький человечек постоянно сталкивается в семье. Многие родители указывают на этот воспитательный момент и считают, что больше ничего делать не нужно. Дети и так скопируют автоматом каждый свою гендерную роль. Проблема состоит в том, что зачастую, современным детям сложно воспитать себя самим.
Актуальность гендерного воспитания.Настоящим выходом из сложившейся ситуации является целенаправленное гендерное воспитание. Целенаправленное воспитание, оказываемое на девочку или мальчика в дошкольном возрасте, повлияет на развитие личности существенно. И позволит проявлению у девочек и мальчиков тех качеств личности, которые позволят им быть успешными в современном обществе.
Наиболее благоприятным возрастным периодом для начала гендерного воспитания является четвертый год жизни. Уже на четвёртом году жизни дети, чьё поведение соответствует правильному гендерному воспитанию, чувствуют себя отличающимися от противоположного пола.
Самая большая роль гендерного воспитания в семье сводится к тому, чтобы мужчины, не утрачивали способность играть правильную роль в семье, из главного добытчика не перевоплощались бы в главных потребителей и не перекладывали бы лишь на женские плечи воспитание детей. Ну а женщины, в свою очередь, не становились бы просто существами вне пола.
Сейчас многие дети ассоциируют свой пол именно с таким искажённым поведением: девочки становятся прямолинейными и грубыми, а мальчики перенимают тип поведения женщин, которые их окружают и дома и в саду, поликлинике и т. д. Наблюдая за детьми можно заметить, что многие девочки лишены нежности, чуткости и терпения, не умеют мирно разрешать конфликты. Мальчики же, наоборот, не пытаются постоять за себя, слабы физически, не выносливы и эмоционально неустойчивы.
Современным маленьким рыцарям совершенно чужда хоть какая-то культура поведения по отношению к девочкам. Вызывает опасение и то, что содержание игр детей, например, в детском саду, демонстрирует модели поведения, не соответствующие полу ребенка. Из-за этого дети не умеют договариваться в игре, распределять роли. Мальчики редко проявляют желания прийти на помощь девочкам тогда, когда нужна физическая сила, а девочки не стремятся помогать мальчикам там, где нужна тщательность, аккуратность, забота, вот такие игры по гендерному воспитанию.
Поэтому гендерное воспитание, которое расставит по полочкам родителям все особенности воспитания девочек и мальчиков очень актуально.
Говоря об актуальности гендерного воспитания, воспитателям и родителям рекомендуется использовать такие методы и приемы в гендерном воспитании дошкольника как игры по гендерному воспитанию:
• Сюжетно – ролевая игра «Семья».
• Беседы с использованием иллюстраций, художественной литературы.
• Проблемные ситуации с этическим содержанием.
• Изготовление подарков для мам, пап, сверстников.
• Дидактические игры: «Кто чем любит заниматься?, «Что кому?», «Я расту», «Что общего, чем отличаемся?», «Я такой, потому, что…», «Кем быть?», «Одень мальчика, одень девочку».
1.2 Гендерная культура как неотъемлемая часть гендерного воспитания
Различия в поведении и восприятии мужчин и женщин определяются не только физиологическими особенностями, но и воспитанием, распространенными представлениями о сущности мужского и женского начал. Гендерная культура предполагает:
- формирование представлений о жизненном предназначении мужчины и женщины, присущих им положительных качествах и чертах характера;
- раскрытие физиологических, психологических и этических особенностей мальчиков-юношей, девочек-девушек;
- формирование представлений о мужском и женском достоинстве, этическом смысле красоты детства, отрочества, юности, зрелости и старости, а также подлинной и мнимой красоте человека.
Условия формирования гендерной культуры:
· совместная деятельность дошкольников, воспитателей, родителей, работников системы здравоохранения;
· повышение гендерной культуры воспитателей и родителей;
· создание возможностей для наблюдения и реализации гендерных ролей в повседневной жизни дошкольников.
Формирование основ гендерной культуры находится в зависимости от ряда факторов:
· уровень общественно-культурного развития общества;
· особенности культуры и межкультурной среды;
· дифференциация воспитательной работы;
· условия воспитания в семье.
Современное дошкольное образование должно способствовать формированию личности будущих женщин и мужчин с достаточным пониманием специфических социальных функций, обусловленных именно половой принадлежностью.
Основная проблема – как воспитать счастливого человека: мальчика - будущего мужчину, девочку - будущую женщину.
Воспитатели должны учитывать индивидуальные и возрастные особенности дошкольников. Анализ данных социологических исследований показывает, что большинство воспитателей испытывают трудности в работе, связанные с осуществлением дифференцированного подхода к воспитанию мальчиков и девочек.
Воспитатель является инициатором позитивного общения мальчиков и девочек, организует партнерскую деятельность, конкурсы, походы, беседы, где возможно проявление рыцарского поведения мальчиков и женственного поведения девочек. Рекомендуется использовать тренинги по моделированию определенного типа поведения, к которому должны стремиться будущие мужчины и женщины, внедрению системы ценностей для мальчиков и девочек.
Формирование гендерной культуры необходимо осуществлять во взаимосвязи со всеми другими направлениями учебно-воспитательной работы. Необходим единый подход со стороны родителей, воспитателей и специалистов по половому просвещению.
При осуществлении гендерного воспитания детей дошкольников особенно важно учитывать возрастные особенности. Качество воспитания ребенка но многом зависит от уровня культуры воспитателя, поэтому необходимо быть носителеми транслятором гендерной культуры.
Вопросы, волнующие воспитателей:
· отсутствие культуры взаимоотношений мальчиков и девочек;
· негативное влияние средств массовой информации;
· отсутствие представлений об идеале мужчины и женщины;
· пассивное участие мужчин в воспитании детей;
· недостаточное внимание к формированию культуры поведения;
· просвещение родителей и сотрудничество с ними.
Наибольшая интенсивность гендерного познания ребенка приходится на период обучения в дошкольных учреждениях. В это время происходит выстраивание его собственного гендерного образа. Поэтому чрезвычайно важно, чтобы воспитатели и родители были компетентны в вопросах гендерных отношений, стимулировали самостоятельную работу дошкольников по изучению данной проблемы.
1.3 Роль воспитателя в гендерном воспитании детей старшего дошкольного возраста
Гендерная тематика - новая для дошкольных образовательных учреждений. Формирование гендерной культуры - актуальная проблема современности. В предшествующем периоде отечественной педагогикой был упущен один из важных аспектов воспитания личности ребёнка - гендерный аспект, предполагающий, что различия в поведении и восприятии мужчин и женщин определяются не столько их физиологическими особенностями, сколько воспитанием и распространёнными в каждой культуре представлениями о сущности мужского и женского начал. Пол человека является естественной основой его индивидуальности.
Концепция воспитания предусматривает воспитание гендерной культуры как один из базовых компонентов культуры личности. Гендерная культура предполагает:
- формирование у ребёнка представлений о жизненном предназначении мужчины и женщины, присущих им положительных качествах и чертах характера;
- раскрытие физиологических, психологических и этических особенностей мальчиков-юношей и девочек-девушек;
- формирование представлений о мужском и женском достоинстве, этическом смысле красоты детства, отрочества, юности и зрелости, старости;
- а также подлинной и мнимой красоте человека.
Критериями сформированности гендерной культуры выступают:
· установление правильных взаимоотношений мальчика и девочки, юноши и девушки;
· стремление к взаимопониманию;
· наличие качеств характерных для мальчика (юноши, мужчины): смелость, мастерство в деле, рыцарство, благородство, трудолюбие, умение преодолевать трудности и др.;
· наличие качеств, характерных для девочки (девушки, женщины): доброта, женственность, отзывчивость, мягкость, терпимость, забота, любовь к детям;
· наличие честности, искренности, доверия, верности, милосердности, взаимопомощи.
Воспитатель должен быть инициатором позитивного общения мальчиков и девочек. Для этого можно проектировать партнёрскую деятельность, организовывать конкурсы, походы, беседы, где возможно проявление рыцарского поведения мальчиков и женственного поведения девочек. Формирование гендерной культуры необходимо осуществлять во взаимосвязи со всеми другими направлениями учебно-воспитательной работы школы. Необходим единый подход со стороны родителей, воспитателей и специалистов по половому просвещению. Цели, средства, методы и содержание варьируются в зависимости от возраста.
Цель всей воспитательной работы - формирование целостной личности мужчины и женщины, реально оценивающих происходящее и способных поступать согласно личным убеждениям, учитывая сложившиеся нормы.
Безусловно, качество воспитания ребёнка во многом зависит от уровня культуры воспитателя. Поэтому воспитателю необходимо быть носителем и транслятором гендерной культуры.
Глава 2: Формирование у родителей гендерной компетентности
Семья и детский сад – два воспитательных института, которые дают ребенку определенный социальный опыт, но только взаимодействии друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир. Семья, подобно другим социальным механизмам, не может существовать вне традиций, не следуя определенным образцам деятельности, которые воспроизводятся каждым новым поколением. Рассмотрим практическую часть проектного задания на примере МДОУ № 24.
«Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад №24» - общеобразовательного вида, находится по адресу: г. Кириши, Ленинградская область, бульвар Молодёжный д.17
Заведующий МДОУ: Павлова Галина Петровна.
Старший воспитатель: Душина Валентина Сергеевна.
Фактически в МДОУ №24 работает 9 групп, в которых воспитываются 105 детей.
МДОУ №24 полностью укомплектован педагогическими кадрами, медицинским и младшим обслуживающим персоналом.
2.1 Педагогические условия взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьями воспитанников с использованием игры и игрушек
Взаимодействие воспитательского коллектива с родителями необходимо начать с изучения условий, которые созданы для игровой деятельности ребенка в семье. (Приложение 4)
Из всего многообразия предлагаемых современной наукой методов, каждым воспитательским коллективом отбираются именно те, которые более всего отвечают целям работы. Так, мы остановили свой выбор на методе анкетирования родителей (Приложение 1). Главное — помнить, что не следует перегружать анкету сложными вопросами и формулировать их таким образом, чтобы каждый родитель смог без затруднений ответить на них. Полученные данные тщательно анализируются и на основе этого делаются соответствующие выводы.
Анализируя результаты анкетирования в МДОУ констатировали следующее:
· игровая база в большинстве семей достаточно богата и разнообразна, но появление каждой новой игрушки в семье, как правило, происходит случайно;
· число родителей, задумывающихся при выборе игрушки о её педагогической ценности и значимости, весьма невелико;
· родители хорошо помнят игры своего детства, но на вопрос «Играете ли Вы в них со своим ребенком?», подавляющее большинство родителей ответило: «Нет», хотя многие игры (особенно ролевые), остаются любимыми играми современных детей;
· лишь немногие родители могут придумать, как использовать в игре ребенка бросовый материал или предмет-заместитель (пластмассовую бутылку, шерстяные перчатки и др.).
Выбрать для современного дошкольника нужную, полезную, развивающую игрушку для родителей достаточно сложно, и при покупке но вой игрушки большинство родителей, как уже отмечалось, не задумываются о ее педагогической значимости и ценности. Поэтому в детском саду педагогам приходится часто наблюдать, как дети приносят из дома для игр различных монстров, оружие и т.п. В индивидуальных беседах, на консультациях педагоги пытаются убедить родителей, что эти игрушки негативно влияют на психику ребенка, вызывая агрессивность, однако большинство родителей не прислушиваются к их мнению.
Поэтому одной из задач, стоящих перед дошкольным образовательным учреждением, является пропаганда среди родителей развивающих игр и игрушек.
В результате многократных попыток решить эту проблему оказалось, что наиболее эффективным приемом в работе с родителями является знакомство их с «полезными» игрушками и обучение руководству игровой деятельностью с детьми через «Родительские игротеки», игровые практикумы, родительские собрания «Игра-не забава», «Из чего же сделаны мальчики…» и др.
Первым этапом в проведении подобного рода работы является отбор детского сада педагогически целесообразных, развивающих детей игрушек, которые могут быть приобретены родителями.
Вторым этапом является организация и проведение «рекламной» компании этих игрушек и игровых пособий в детском саду. Для этого организовываются своеобразные выставки, на которой воспитатели демонстрируют родителям игрушки и игры, представляющие наибольший развивающий эффект для детей данного возраста.
На третьем этапе с родителями проводятся консультации по руководству игровой деятельностью.
Воспитатели объясняют родителям значение сюжетно-ролевой игры для развития ребенка-дошкольника и как добиться понимания и признания права ребенка на игру в каждой семье.
Предлагается памятка:
1. Вступать в совместную игру можно только по желанию ребенка.
2. Параллельно с ребенком, не включаясь в его игру, родители могут развивать свое направление сюжета (ребенок играет в шофера, папа в другом месте создает ремонтную мастерскую и т.п.).
3. В процессе игры важно развивать творчество ребенка, побуждая его придумывать различные сюжеты и воплощать их.
4. Практиковать многодневные игры, стремиться удерживать сюжет игры и взятые на себя роли и не «соскальзывать» на привычные отношения.
5. Выступая равным ребенку партнером в игре, признавать его право на переживание, эмоциональные реакции, чутко реагировать на социальные потребности.
6. Не поучать детей во время игры и не давать им никаких указаний и оценок.
7. Учитывать индивидуальные особенности ребенка, его темперамент, опыт.
8. Не критиковать детей, способствовать максимальному самовыражению в игре, поощряя его; взяв на себя роль, одновременно быть самим собой. Действуя в роли, раскрывать ее многофункциональность (мама ухаживает за ребенком, готовит обед, ходит на работу и т.д.), ее отношение с другими ролями (реальными и фантастическими).
9. Вводить договор и правило в совместную игру.
10. Договариваться о времени, условиях игры. Начинать и прекращать игру согласно договору (вторая половина шестого года жизни).
11. Широко использовать сюжетную игру и ее элементы в бытовых семейных ситуациях (например, автобус — космический корабль, а папа с сыном — космонавты).
12. Поддерживать и по возможности участвовать в коллективных играх детей.
13. Организовывать игры с различным материалом (водой, песком, глиной), развивающие игры.
В условиях детского сада дети много времени проводят вместе. Дошкольники одной группы становятся «своими». Они привыкли друг к другу и хорошо знают особенности каждого.
Отношения детей старшего дошкольного возраста это отношения сверстников, но одновременно это и отношения мальчиков и девочек. В их общении просматривается стремление объединяться по признаку половой принадлежности. В этом возрасте продолжает развиваться доброжелательная пристрастность ребенка к детям своего пола. Дети группируются по полу, половая идентификация приводит к общности интересов. Появляется специфическое чувство «мы» («мы – мальчики», «мы – девочки»).
В своих играх мальчики и девочки часто стараются строить сюжеты, в которых в явной форме выявлены профессии мужчин и женщин. Ориентируясь на взрослых, ребенок в общении со сверстниками учится смотреть на себя как на мальчика или девочку, как на будущих мужчину или женщину. Однополые группы в общении способствуют развитию способности видеть себя глазами сверстников.
Половая идентификация ребенка происходит под влиянием реальных жизненных впечатлений. Каждый ребенок заимствует типичное поведение от близкого взрослого того же пола, от героев книжек, фильмов. Все впечатления неизменно включаются в игровые отношения и проигрываются с большим вниманием и интересом.
Однополые объединения мальчиков создают условия для появления игровых сюжетов, отражающих мужские взаимоотношения в мужских профессиях и деяниях. Мальчики изображают мужественные поступки и характеры. В то же время объединения девочек создают условия для игровых сюжетов, отражающих типичные женские поступки и характеры. Разные роли в играх не разъединяют детей. Напротив, в общении наблюдается так называемая доброжелательная пристрастность не только к представителям своего, но и другого пола.
Различные интересы мальчиков и девочек в играх проявляются более дифференцированно, чем в реальном общении. Во внеигровых ситуациях дети чаще действуют как ровесники, а не как мальчики и девочки. Этому способствует и практика воспитания детей в детском саду: дифференцировать подход к детям как к мальчикам и девочкам совсем не просто.
Более подробно с вопросами руководства игровой деятельностью в условиях семьи родители и воспитатели знакомятся в специальных пособиях программы «Из детства –в отрочество» и др. В каждой группе имеется «библиотечка для родителей».
2.2 Алгоритм работы по взаимодействию дошкольного образовательного учреждения с родителями с использованием игры и игрушек
· Разработка анкеты - опросника для родителей с целью изучения их отношения к совместной игре со своим ребенком, приобретению и использованию игрушек.
· Создание на базе дошкольного учреждения условий для совместной игровой деятельности родителей со своими детьми.
· Разработка схемы целенаправленного наблюдения воспитателя за свободной игрой матери с ребенком с целью определения характера сотрудничества между ними.
· Установление взаимозависимости между характером сотрудничества в игре и отношением матери к своему ребенку.
· Разработка комплекса мероприятий по формированию у родителей интереса к совместной игре с ребенком.
· Изучение условий для игровой деятельности, которые созданы ребенку в семье может осуществляться с помощью анкеты-опросника для детей и родителей, «приглашения» в детский сад игрушек из дома и организация игр с ними, про ведения специальных праздников с «участием» игрушек («Праздник игрушек», «Новогодняя елка», «Карнавал для игрушек» и т.п.).
Обучение родителей педагогическим технологиям игровой деятельности с ребенком в условиях семьи становится возможным при следующих условиях:
· предоставления родителям возможности выбора того вида игр и игрушек, которые для них (а не для ребенка) представляют интерес;
· создание условий в детском саду для полноценной игровой деятельности тем детям, которые лишены этой возможности дома;
· организация обмена опытом родителей по руководству игровой деятельностью в семье и демонстрация игрушек, которые соответствуют уровню развития ребенка;
· проведение консультаций для родителей по вопросам приобретения и изготовления игрушек, которые для детей данного возраста представляют определенную педагогическую ценность. Разъяснение родителям последствий негативного воздействия отдельных видов игрушек на психику и развитиеребенка;
· проведение работы по развитию у родителей умения создавать с помощью игрушки ситуацию совместной деятельности с ребенком (принятие родителями определенной роли и
· действия в ней, изготовление атрибутов для игры, внесение дополнений по ходу сюжета и т.п.;
· создание в детском саду условий для приобретения родителями педагогически ценных игрушек, настольно-печатных игр. Организация среди родителей конкурсов на лучшуютехнологию по их использованию с демонстрацией фото— и видеоматериалов.
Родители, познакомившись с содержанием работы по социально-личностному развитию детей, смогут организовать эту работу с учетом возможностей и интересов своего ребенка.
2.3 Девочки и мальчики - особенности полоролевых игр в практике современного дошкольника
Представления о социальной роли девочек и мальчиков, к сожалению, часто довольно стереотипны. И игры, которые предлагают считать нормой, могут помешать полноценной самоидентификации будущих девушек и юношей. Впрочем, далеко не все игры для девочек и для мальчиков подчеркивают гендерное различие детей. Многие игры для детей-девочек могут нравиться и мальчикам, и наоборот. Вот несколько игровых жанров, которые обычно нравятся и мальчишкам, и девчонкам.
Игры приключения. Думаете, от дерзких сорванцов в девчонках ничего нет? Предложите им пройти красочный детский квест или даже игры для девочек гонки! Сюжеты и графика игр приключений для девочек могут немного отличаться от того же в играх для мальчиков, но игровые действия в принципе очень похожи.
Игры бродилки. Для девочек они могут быть интересны чуть больше, для мальчиков, из-за отсутствия в играх-бродилках напряженной сюжетной линии. Задача игр-бродилок для девочек и мальчиков даже дошкольного возраста обычно простая: нужно просто гулять по игровому миру, собирать монетки или предметы и избегать опасностей для своего персонажа.
Игры с любимыми персонажами. Конечно, у девочек и у мальчиков — свои герои: девочка вряд ли полюбит Супермена, а не всякий мальчик захочет отправиться на поиски приключений с нежной Белоснежкой. Но персонажей вроде Микки-Мауса или Спанч-Боба ребята любят, пожалуй, одинаково!
Математические игры, игры с цифрами. Иногда помочь с математикой могут игры для девочек-магазины, где нужно рассчитывать бюджет и делать покупки с умом.
Психологи, физиологи и педагоги считают, что формирование гендерной устойчивости обусловлено социокультурными нормами и зависит в первую очередь от отношения родителей к ребенку, характера родительских установок и привязанности как матери к ребенку, так и ребенка к матери, а также от воспитания его в дошкольном образовательном, учреждении.
Игры нашего детства не были особенно затратны. Коробки мелков могло хватить на пол-лета, футбольный мяч служил несколько сезонов, а для игры в бадминтон можно было просто стряхнуть пыль с папиной ракетки. Игры для мальчиков в XXI веке во многом напоминают игры их родителей, за исключением одной мелочи: когда родители были детьми, о домашних компьютерах даже не мечтали. Опрос детей показал, что они сейчас отдают предпочтение компьютерным играм. Родителям обычно нравятся такие игры из-за их простоты доступа и относительно низких рисков для безопасности компьютера. Детские игры онлайн привлекательны для мальчиков ещё и тем, что флэш-игры могут быть интерактивными: это значит, что с их помощью можно играть в командные игры с другими детьми или даже общаться друг с дружкой.
Однако содержание игр дошкольников с учетом их гендерных особенностей разработано недостаточно, что приводит к отсутствию у детей, специфических черт, характерных для пола: мальчики порой лишены эмоциональной устойчивости, выносливости, решительности, девочки — нежности, скромности, терпимости, стремления к мирному разрешению конфликтов.
Решение этой задачи осложняется тем, что, начиная с рождения, отмечается более раннее созревание девочек, и в настоящее время учеными накоплен ряд интересных фактов о половых различиях в здоровье, моторике, в развитии зрительной системы, речевых способностей детей. Актуальными являются разработка и использование в работе с детьми дифференцированных, форм воспитания девочек и мальчиков с учетом этих различий: Но выявлено, что в группах МДОУ существует разобщенность между девочками и мальчиками. В возрасте от 3 до 7 лет отмечается 89 % избирательных контактов со сверстниками своего пола и только 11 % -с детьми противоположного пола, поэтому перед педагогами стоит задача поиска путей, которые бы способствовали дружбе и взаимодействию между девочками и мальчиками и вместе с тем не тормозили бы процесса половой дифференциации детей.
Для того чтобы помочь родителям и воспитателям в решении сложной и значимой проблемы по половому воспитанию детей, благодаря систематической и целенаправленной paботe по данному направлению появляется полоролевая (гендерная) компетентность, которая позволит родителям и педагогам воспитывать девочек и мальчиков с учетом их индивидуальных особенностей.
Ребёнку для гармоничного развития его личности необходимы и мать, и отец в равной, степени.
Значение отца в формировании половой роли детей обеих полов заметно больше. Поскольку отец чаще оценивает детей и действует более решительно, то дети как бы более чувствительны по отношению к отцу. Они относятся с большим вниманием к тому, что он говорит и что он делает, чаще прислушиваются к его замечаниям и следуют рекомендациям. Таким образом, именно отец существенно влияет на их самосознание.
Отец и сыновья. Положительный воспитательный эффект наступает тогда, когда между сыном и отцом есть эмоциональная связь. Отсутствие отцовского влияния на мальчиков трудно чем-либо компенсировать. Отцы немало могут сделать, если будут помнить, что мальчик - это будущий муж и отец.
Папа учит сына проявлять теплые чувства и заботу о маме, сестре, бабушке. Именно отец может и должен воспитывать в сыне чуткость: учить не обижать и не обижаться, не предавать, не делать больно, вести себя достойно мужчины. Он настраивает ребёнка на проявление доброты, внимания и сострадания. Отец способен увлечь сына техникой, научить мастерить, ремонтировать, передать ему свои интересы. Но при этом не забывать, что ребёнок - это личность со своим темпераментом, типом нервной системы, складом ума, характером и у него могут сформироваться свои интересы, но при этом мягко направлять ребёнка в «нужное русло».
Отец и дочери. Формированию половой роли дочерей отец помогает, выступая как представитель противоположного пола. Большинство отцов относятся к дочерям более мягко и не особо настаивают на их самостоятельности, перекладывая, таким образом, воспитание девочки в материнские руки. Чаще папа восхищается дочкой и не видит их недостатков. Отец поддерживает женственное поведение дочери и соответствующие игры. С другой стороны, проявляя внимательное отношение к матери, отец помогает формированию в дочери женского начала.
Мама и сын. Чаще всего у них очень тесная психологическая и эмоциональная связь. Мама склонна защищать своего мальчика от любых «нападок» (даже от строгих требований отца) - вне зависимости от того, справедливы они или нет. Для мамы её сын - самый лучший, самый умный, самый красивый, добрый и...самый, самый, самый.
Строгость отца компенсируется мягкостью матери и ребёнок развивается гармонично. Если мать эмоционально холодна, не проявляет чувств к своему ребенку, то ребёнок пытается любыми способами привлечь её внимание - капризами, плаксивостью, агрессивностью, кривлянием и т.п.
Если же, наоборот, возникаетгиперопека и мама «топит» ребёнка в своей заботе и любви, то вырастает женоподобный, инфантильный мальчик, «маменькин сынок», который более комфортно чувствует себя в женском обществе, не способный на решительные действия и принятие самостоятельных решений.
Мама и дочь. Мамы относятся к дочерям более требовательно, чем папы. Женская роль в семье и обществе более четкая, ясная, поэтому и ориентиры даются соответствующие - приобщение к ведению домашнего хозяйства, подготовка к роли матери, жены и т.п. Да и девочки лучше социализируются в нашем обществе и поэтому у них меньше проблем с поведением и самоопределением.
Отец - опора и зашита в семье. Отец идёт впереди, учит долгу перед родными и обществом. Он спокоен, рассудителен. Он учит любить женщину, уважать старость. Он воспитывает в детях самостоятельность, дисциплинированность, организованность, ответственность, чувство долга и чести.(Приложение 2)
Мать - любовь, доброта, хороший эмоциональный климат в семье. Мать создает атмосферу доброты, благожелательности, понимания, взаимоуважения, любви. К ней можно прийти и рассказать о своих проблемах, слабостях, переживаниях и она выслушает, пожалеет, пожурит, поругает, обнимет, поцелует, прижмет к груди и даст чувство уверенности, защиты и силы для дальнейшего развития.(Приложение 3)
Данная информация для некоторых родителей была открытием, поводом для размышлений о выработке единых требований к воспитанию ребенка.
Заключение
Анализ психолого-педагогических исследований, проведенных в МДОУ № 24, установил, что именно в период дошкольного детства у всех детей происходит принятие гендерной роли:
- к возрасту 2-3 лет дети начинают понимать, что они либо девочка, либо мальчик, и обозначают себя соответствующим образом;
- в возрасте с 4 до 7 лет формируется гендерная устойчивость: детям становится понятно, что гендер не изменяется: мальчики становятся мужчинами, а девочки – женщинами и эта принадлежность к полу не изменится в зависимости от ситуации или личных желаний ребенка.
Поэтому с целью достижения высоких результатов в области дошкольного образования актуальным является разработка и использование в работе с детьми дифференцированных форм воспитания девочек и мальчиков с учетом их психофизических различий. (Приложение 5)
Результаты показали, что благодаря систематической и целенаправленной работе по данному направлению у воспитателей дошкольных образовательных учреждений и родителей появляется гендерная компетентность, которая позволяет им нейтрализовать негативные последствия процесса феминизации дошкольного образования.
Для того чтобы в дошкольном образовательном учреждении воспитание детей осуществлялось с учетом их гендерных особенностей, у педагогов и специалистов должна быть сформирована гендерная компетентность, которая предполагает овладение педагогами организационными, психолого-педагогическими и дидактическими аспектами руководства детской деятельностью с акцентом на гендерную идентичность.
Список литературы:
1. Астапович Л. В. Гендерный подход в воспитании личности . Мн.: Красико-Принт, 2011. 128 с.
2. Бурдьё П. Мужское господство / Бурдье П. Социальное пространство. Поля и практики. — М., СПб, 2005 г. ISBN 5-89329-761-X.
3. Богданович О.Н. Формирование гендерной культуры учащихся. Мозырь: ООО ИД «Белый Ветер», 2009. С. 4.Гендерное воспитание дошкольников. Гродно: УО «Гродненский ГОИПК и ПР и СО», 2005. С. 3.
4. Богданович О.Н. Формирование гендерной культуры учащихся. Мозырь: ООО ИД «Белый Ветер», 2009. С. 6.
5. Богданович О.Н. Формирование гендерной культуры учащихся. Мозырь: ООО ИД «Белый Ветер», 2009. 97 с.
6. Богданович О.Н. Формирование гендерной культуры учащихся. Мозырь: ООО ИД «Белый Ветер», 2009. 116 с.
7. Бурова С.Н. Гендерное воспитание молодежи. Мн.: ООО «Мисанта», 2008. С. 6.
8. Бурова С. Н. Гендерный подход в воспитании молодежи / Сост. О.А.Янчук. Мн.: Право и экономика, 2010. 442 с.
9. Бурова С.Н. Гендерное воспитание молодежи. Мн.: ООО «Мисанта», 2008. 196 с.
10. Доронова Т.Н., Карабанова О.А., Соловьева Е.В. Игра в дошкольном воз расте: Пособие для воспитателей детских садов.- М.: Издательский дом «Воспитание дошкольника», 2002.
11. ДороноваТ.Н. Девочки м мальчики 3-4 лет в семье и детском саду: Пособие для дошкольных образовательных учреждений. -М.: Линка-Пресс, 2009.
12. Дугин А. Г. «Социология пола (Структурная социология)» // «Структурная социология». — М., 2010.
13. Жеребкина И.А. Введение в гендерные исследования Жеребкина И.А. (ред.) Введение в гендерные исследования. - М., 2011. С. 20-23
14. Иванова Т. В. Мальчики и девочки: дифференцированный подход к воспитанию детей. Старшая групп. - Волгоград: ИТД «Корифей», 2008. С. 34-65
15. Ильин Е. П. Дифференциальная психология мужчины и женщины. Глава 2. Гендерные стереотипы, или Мужчины и женщины в глазах общества — СПб.: Питер, 2007, ISBN 5-318-00459-8.
16. Коновальчик Е.А., Смотрицкая Г.Е. Воспитание гендерной культуры учащихся. Мн.: Национальный институт образования, 2008. С. 14-15.
17. Коновальчик Е.А., Смотрицкая Г.Е. Воспитание гендерной культуры учащихся. Мн.: Национальный институт образования, 2008. 96 с.
18. Кон И. С. «Пол и гендер. Заметки о терминах» - СПб.: Питер, 2009. 129 с.
19. Михайленко Н., Короткова Н. Как играть с ребенком.- М.: Просвещение, 2010.53 с.
20. Недоспасова В.А. Растем играя.- М.: Просвещение, 2002.
21. Штылева Л.В. Гендерный подход в педагогике и образовании // Фактор пола в образовании: гендерный подход и анализ. М.: ПЕР СЭ, 2008. С. 165-188.
22. Осипова Л.В, Родительские собрания в детском саду. Старшая группа. - М.: «Изд-во Скрипторий 2003», 2008.
Приложение 1
Уважаемые родители!
Анкетирование проводится с целью подготовки к родительскому собранию в нашей группе. Собранная информация конфиденциальна и разглашению не подлежит.Просим вас искренне ответить на вопросы.
1. Как Вы считаете, в чём заключается роль семьи в воспитаниимужских/женских качеств в ребёнке?_____________
2. Какова роль матери в полоролевом воспитании ребёнка?_____
3. Как отец влияет на полоролевое развитие ребёнка?____________
4. Что Вы делаете в семье, чтобы воспитать достойных мужчину/женщину, какполноценного члена общества?_________
5. Как Вы поступаете, если поведение ребёнка не соответствует нормам иправилам поведения мужчины/женщины в социуме (агрессивность, кривляние,излишнее кокетство, плаксивость мальчика, агрессивность девочки и т.п.)?_____________________
6. Что бы Вы хотели узнать о полоролевом воспитании мальчиков/девочек?_________________________________________
Приложение 2
Отец:
- Формирует целеустремленность, настойчивость, смелость
- Является генератором идей, доводит дело до конца, развивает коллективизм
- Способствует формированию самооценки и статусной позиции
- Учит анализировать, обобщать и делать правильные выводы
Приложение 3
Мать:
- Формирует гуманистические черты характера
- действует лаской, добротой
- Воспитывает привязанность и терпимость
- Раскрывает красоту окружающего мира
- дает готовые ответы на вопросы
Приложение 4
Приложение 5
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.