Проект"Осень,осень,золотой листопад"

  • Исследовательские работы
  • docx
  • 15.02.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Проект "Осень ,осень,золотой листопад" разработан воспитателем второй младшей группы Куприенко Натальей Михайловной.Упитанники участчастниками проекта стали воспитанники второй младшей группы и родители .В ходе проекта воспитанники принимали участие в конкурсах . Были разработаны конспекты НОД для воспитанников ,экскурсии,консультации для родителей.Входе проекта дети делали поделки ,проводили эксперименты с водой.
Иконка файла материала проект осень.docx
Разработала на тему: «Осень, осень золотой листопад» Проект                                                           Воспитатель структурного     подразделения детского сада  МБОУ «Устьянская СОШ» Куприенко Н.М. Паспорт проекта Название проекта:  «Осень, осень золотой листопад» Воспитатель: Куприенко Наталья Михайловна Тип проекта: творческий. Вид: игровой, групповой, среднесрочный проект. Участники   проекта:  воспитатели,   дети,   музыкальный   руководитель, родители. Целевая группа: воспитанники младшей группы Сроки реализации: 01.09.2017 – 31.09.2017. Обоснование  проекта: систематизация и актуализация знаний у детей об осени. Повысить экологическую культуру у родителей. Цель:  формировать   элементарные   представления   о   листопаде,   листьях, времени года – осень, об основных приметах осени. Задачи: 1. Привлечь  внимание детей к красоте природы осенью. 2. Развивать   пальцы   и   кисть   руки   во   время   лепки,  наблюдательность, воображение и творчество. 3. Познакомить детей с осенними явлениями природы (листопад), обогатить представления   о   сезонных   изменениях   в   природе.  Познакомить   с   малыми фольклорными формами на осеннюю тематику. Актуальность.  Природа   является   неотъемлемой   частью   окружающей ребенка   жизни.   Общение   с   природным   материалом   обогащает   ребенка, деликатно и ненавязчиво учит всматриваться в окружающий мир и любоваться им. Воспитывает тонкое восприятие и наблюдательность, художественный вкус. Листопад   всегда   вызывает   восторг   и   желание   «остановить   мгновение».   Из собранных и засушенных листьев можно круглый год создавать поделки, что дает прекрасный старт для развития воображения ребенка.  Фантазии из листьев –   это   фейерверк   творчества!   Творческое   воображение   –   ценнейшее приобретение  детства,  остающееся   с  человеком   навсегда.  Возникла   идея –  а почему бы не сделать букеты из листьев вместе с родителями!  Описание   проекта:   стратегия   и   механизмы   достижения поставленных   целей.  Проект    состоит   из   3   этапов.  На   первом   этапе проводится  подбор   дидактических   игр   и  методической   литературы,   музыки,художественной   литературы,   картин   рисунков,   фотографий   с   изображением осени, листьев, листопада. Также разрабатываются и составляются конспекты наблюдений, занятий и консультаций для родителей. Составляется презентация на тему: «Осень».   На втором основном этапе  мы   с детьми проводим цикл наблюдений,   беседы,   просматриваем   презентацию,   читаем   стихотворения   об осени, заучиваем стихотворения и потешки, прослушиваем разные музыкальные произведения,   проводим   занятия,   играем   в   дидактические,   подвижные, пальчиковые   игры и упражнения связанные с   темой «Осень». С родителями   дается   домашнее   задание. проводятся   консультации,  На   третьем заключительном     этапе    мы   оформляем   стенгазету,   проводим   выставку осенних букетов и музыкальное мероприятие на тему: «Осенний праздник». Рабочий план реализации проекта Предпола­ гаемая дата проведения мероприятия Место проведения мероприятия 01.09.17 02.09.17 Группа, методически й кабинет Группа, методически й кабинет Наименование мероприятия Ответственный за выполнение 1 этап подготовительный Подбор   дидактических   игр   и Воспитатели методической литературы;   Подбор художественной литературы   об   осени;   подбор картин, с изображением осени.   фотографий   Воспитатели, музыкант 03.09.17 Группа Подбор   музыкальных Воспитатели 06.09.17 Группа, музыкальны й зал произведений Составление конспектов наблюдений, занятий, праздника   Воспитатели, музыканты 1 этап практический Совместная деятельность воспитателя с детьми 07. 09.17 Участок Наблюдение за осенним деревом. Воспитатели Группа Беседа   происходит в природе осенью?»   на   тему:   «Что Воспитатели08. 09.17 Участок Рассматривание листьев на прогулке Воспитатели Группа Беседа   на   тему:   «Чудесные листья» Воспитатели Группа М. Лесовой   «Золотой дождь». Воспитатели 09. 09.17 Группа, Участок Приёмная  Группа Группа 10. 09.17 Группа 13.09.17 14.09.17 15.09.17 Группа Группа Группа Группа Участок Группа 16.09.17 Группа Группа 17.09.17 Группа Д/и:   «Найди   лист   такой,   как покажу» Консультация для родителей на тему: «Одежда детей осенью» Беседа на тему: «Как изменилась одежда людей осенью?»   «Оденем   куклу   на Д/и: прогулку» Чтение стихотворения  3. Федоровской «Осень» Д/и:  «Дождик»  на   координацию речи   с   движением,   работа   над темпом и ритмом речи. Д/и:  «Опиши Осень» Алексей Плещеев   «Осень». за Д/и: «Да­нет» Наблюдение листопадом. НОД   по   художественному творчеству   (лепке)   для   детей ясельной   группы   на   тему: «Листопад, листопад!»  П/и: «Листопад» Чтение и стихотворений:   В. Авдиенко     «Осень». Чтение стихотворения:  Е. Благинина «Листья золотые». заучивание     Воспитатели Воспитатели Воспитатели Воспитатели Воспитатели Воспитатели Воспитатели Воспитатели Воспитатели Воспитатели Воспитатели Воспитатели Воспитатели ВоспитателиГруппа Группа Группа Группа 20.09.17 21.09.17 Группа 22.09.17 Группа 23.09.17 Группа Группа Группа Группа 24.09.17 Музыкальны й зал Группа 27.09.17 Группа Группа Музыкальны й зал Консультация для родителей на тему: «Эстетическое воспитание детей 2­3 лет» П/и: «Кто где живет?»   «Осенние листья» Пальчиковая   гимнастика: НОД   по   художественному творчеству  (рисованию) на тему: «Осенний   лес»   (коллективная работа   методом   отпечатки листьев) Музыкально­игровое   творчество «Ветер   играет   с   листочками», «Мы осенние листочки»; Чтение   стихотворения  А. Пушкина   «Уж   небо   осенью дышало…» П/и: «Капли дождя»  Слушание произведения «Дождик». НОД   по  художественному творчеству  (рисованию) на тему: «Дождик, дождик, кап­кап­кап!» музыкального   Воспитатели Воспитатели Воспитатели Воспитатели Воспитатели Воспитатели Воспитатели Воспитатели Воспитатели Разучивание   потешки   «За окошком кто шалит?» Пение   песни  Т.   Прописнова «Осень постучалась к нам» Чтение   стихотворения  Алексей Плещеева   «Осень». П/и: «Солнышко и дождик» Чтение стихотворения  К. Бальмонта      «Осень»   Просмотр презентации на тему: «Осень» Воспитатели Музыкальный руководитель Воспитатели Воспитатели Воспитатели Воспитатели Домашнее задание28.09.17 Группа Группа Приёмная группы Приёмная группы Музыкальны й зал 29.09.17 30.09.17 31.09.17   распечатанные Принести фотографии   детей   на   осеннем фоне. Собрать   красивые   листья   и сделать осенний букет. 3 этап заключительный Оформление   стенгазеты   с фотографиями   детей     на   тему: «Осень – чудная пора». Выставка осенних букетов.     музыкального Проведение мероприятия на тему: «Путешествие по осеннему лесу »   Воспитатели Воспитатели Воспитатели Воспитатели Воспитатели, музыканты Прогнозируемые краткосрочные результаты реализации проекта: 1 Актуализация знаний детей об осени, ее признаках; 2 Дети должны знать, что такое листопад, осень. 3 Пополнение словарного запаса; 4 Формирование   активности   и   заинтересованности   в   образовательном процессе детей у родителей. 5 Дети научаться видеть красоту природы осенью. Оценка эффективности реализации Проекта Проект прошел успешно. Дети и родители с интересом участвовали во всех мероприятиях.   Особенно   родителям   понравилось   участвовать   в   конкурсе составления букетов. Также осенний праздник привел родителей в восторг. Я считаю, что дети хорошо усвоили знания данные в проекте. Дальнейшее развитие проекта. Данный   проект   является   необходимым   для   получения   знаний   детей   об осени. Цели и задачи поставлены четко,  ясно и досягаемо для детей. В проекте использовались   разные   методы   воздействия   на   ребенка:   НОД,   наблюдения, беседы,   игры,   чтение   художественной   литературы,   слушание   музыки, разучивание   стихотворений.   То   есть,   использованы   разные   методы,   так   как однообразное занятие быстро им надоедает.  Соблюдена логическая концепция проекта. Была рассмотрена проблема, для решения которой поставлены цели и задачи. Через работу с различными методами мы получили хороший  результат. Анализируя  проделанную   работу   можно   сделать   вывод.   В   работе   сдошкольниками   по  данному  проекту  использовался интегрированный  подход, предполагающий   взаимосвязь   различных   областей,   моделирования,   а   также организации самостоятельной деятельности детей, т.е. объединение различных видов   деятельности   ребенка.   Работа   с   детьми   предполагало   сотрудничество, сотворчество педагога и ребенка и исключала авторитарную модель обучения. Вся   деятельность   строилась   с   учетом   наглядно­действенного   и   наглядно­ образного   восприятия   ребенком   окружающего   мира   и   направлены   на формирование знаний о природных явлениях, происходящих в осенний период и правильного отношения к природным явлениям и объектам.  Разработанный   нами   проект   показал   свою   эффективность:   дети систематизировали накопленные представления об осени, об изменениях в жизни растительного и животного мира с наступлением осени.  Такой проект в своей работе может использовать каждый педагог.  Список литературы и Интернет­источников Гербова В.В. «Занятия по развитию речи», М.: Мозайка­синтез» 2010г Лыкова   И.А.     Программа   художественного   воспитания,   обучения   и Лыкова   И.А.   Изобразительная   деятельность:   планирование,   конспекты   старшая,   методические   рекомендации   (младшая,   средняя, 1 2 Губанова Н. Ф. Игровая деятельность в детском саду. — М.: Мозаика­Синтез, 2006­2010 3 Журналы «Дошкольное воспитание» № 2, 2004г., № 2, 2006г. № 8, 2009г. 4 Лаптева   Г.В.   Развивающие   прогулки   для   детей   3­4   лет.   Программа   для детского сада и не только   С.­П.: Детство­пресс 2010. 5 развития детей 2­7 лет «Цветные ладошки». ­ М.: Карапуз­дидактика, 2007. 6 занятий, подготовительная группы). – М.: Карапуз­Дидактика, 2006. 7 Примерная  основная  общеобразовательная  программа дошкольного  образования  « От рождения до школы» под редакцией  Н.Е. Вераксы, Т.С.  Комаровой, М. А. Васильевой.  −  Москва:  Мозаика­Синтез, 2013. 8 музыкального восприятия на основе трех видов искусств. – М.: «Виоланта»,  1999.                                      9 «Сфера» 2009 г. 10 11 12 http://zanimatika.narod.ru/Nachalka12_2.htm http://nsportal.ru/detskiy­sad/raznoe/2012/11/19/nablyudeniya­na­progulke­0 http://edu­lider.ru/kak­razrabotat­pedagogicheskij­proekt/ Ушакова   О.С.,   Гавриш   Н.В.   «Знакомим   детей     с   литературой».­М.:   ТЦ Тарасова К.В. , Петрова М.Л. , Рубан Т.Г. «Синтез». Программа развитияПриложение №1 Наблюдения 1 Наблюдение за осенним деревом Цель: уточнить представление детей об основных частях дерева (ствол, ветви, листья), упражнять в различении листьев по цвету, величине, форме. Закрепить знания о том, что осенью листья желтеют, опадают. Ход наблюдения Стало вдруг светлее вдвое, Двор, как в солнечных лучах – Это платье золотое У березы на плечах. Утром мы во двор идем – Листья сыплются дождем, Под ногами шелестят И летят, летят, летят...2 «Рассматривание листьев на прогулке»Цель: обратить внимание детей на листья (размер, форму, разноцветную окраску). Ход наблюдения: Воспитатель берет в руки красивый лист, помахивая им над головой, начинает кружиться. Вот на ветке лист кленовый. Нынче он совсем как новый! Весь румяный, золотой. Ты куда, листок? Постой! 3 Наблюдение за листопадом Цель: показать детям многообразие красок золотой осени; раскрыть новое понятие «листопад». Ход прогулки В теплый ясный осенний день воспитатель, выведя детей на прогулку, обращается к ним: «Посмотрите, дети, наступила осень. Всю землю по крыли листья, на клумбе много цветов. Желтые деревья, желтые листья — все желтое. Поэтому осень называют желтой, золотой. Пойдемте, тихо побродим по листьям (листья шуршат под ногами). Слышите, как они шуршат? Видите, то один листик летит к земле, то другой кружится-кружит ся и медленно ложится на землю. Подул ветер, и листья шурша полетели на землю. Это листопад. Листопад, листопад, Листья желтые летят... Листья легкие, поэтому они летят на землю медленно. Летят и кружатся в воздухе».4 Наблюдение за приметами золотой осени Цель – уточнить представления детей о золотой осени, накапливать эмоционально чувственный опыт. Ход Осень на опушки краски разводила По листве тихонько кистью проводила. Пожелтел орешник, и зарделись клены, В пурпуре осеннем только дуб зеленый Утешает осень: «Не жалейте лето! Посмотрите – роща золотом одета!Приложение №2 Стихи об осени Листья золотые Е. Благинина Листья золотые падают, летят. Листья золотые украшают сад. Много на дорожках листьев золотых, Мы букет хороший сделаем из них. Мы букет поставим посреди стола, Осень золотая в гости к нам пришла. Осень Алексей Плещеев Осень наступила, Высохли цветы, И глядят уныло Голые кусты. Вянет и желтеет Травка на лугах, Только зеленеет Озимь на полях. Туча небо кроет, Солнце не блестит, Ветер в поле воет, Дождик моросит… Зашумели воды Быстрого ручья, Птички улетели В теплые края. Унылая пора А. С. Пушкин Унылая пора!Очей очарованье! Приятная мне твоя прощальная краса Люблю я пышное природы увяданье, В багрец и золото одетые леса. В их сенях ветра шум и свежее дыханье И мглой волнистою покрыты небеса, И редкий солнца луч, и первые морозы, И отдаленные седой зимы угрозы. Осень   К. Бальмонт       Поспевает брусника,  Стали дни холоднее, И от птичьего крика В сердце только грустнее. Стаи птиц улетают Прочь, за синее море, Все деревья блистают В разноцветном уборе. Солнце реже смеётся Нет в цветах благовонья. Скоро осень проснётся И заплачет спросонья. Осень В. Авдиенко      Ходит осень по дорожке, Промочила в лужах ножки. Льют дожди  И нет просвета. Затерялось где­то лето. Ходит осень, Бродит осень. Ветер с клёна листья  Сбросил. Под ногами коврик новый, Жёлто­розовый – Кленовый. «Золотой дождь»  М. Лесовая    Листья солнцем наливались.Приложение №3 Листья солнцем пропитались. Налились, отяжелели, Потекли и полетели, Зашуршали по кустам, Поскакали по сучкам. Ветер золото кружит, Золотым дождём шумит! Песни Осень постучалась к нам Т. Прописнова Осень постучалась к нам Золотым дождём И скупым, неласковым Солнечным лучом. Затянул печальную песню листопад, И под эту песенку засыпает сад. А рябина ягода, словно огонёк, Созревает, радует в пасмурный денёк. В лужицах, как лодочки, листики кружат. Серые, холодные тучи вдаль спешат. Птицы песни звонкие больше не поют, В стаи собираются и летят на юг. Вечерами тихими дождик моросит, Песней колыбельною по стеклу стучит.Приложение №4 Конспект непосредственно образовательной деятельности  по художественному творчеству (лепке) для детей младшей группы на тему: «Листопад, листопад!» Тема: «Листопад, листопад!» Цель: познакомить детей с осенним явлением природы: листопад. Задачи: 1 Учить   замечать   красоту   природы   осенью.   Воспитывать   интерес   к сотворчеству   с   педагогом   и   другими   детьми   в   создании   коллективной композиции. 2 Развивать  мелкую моторику пальцев. 3 Учить   детей   самостоятельно   прикреплять,   заранее   скатанные воспитателем, маленькие шарики пластилина (листочки), располагать их по всей поверхности дерева, на  расстоянии друг от друга. Учить приему надавливания. Материалы:  Листочки, собранные детьми на прогулке, картон размером А­4   с   нарисованным   на   нем   деревом   без   листьев,   пластилиновые   катышки (заранее сделанные воспитателем) желтого и красного цвета. Ход совместной деятельности: Организационный этап. Воспитатель предлагает детям подойти к окну и посмотреть в него. 1 Ребятки, посмотрите, что случилось с нашими деревьями? Листочки на деревьях   стали   яркие,   разноцветные   и   очень   красивые!   Наступила   осень,   и деревья оделись в красивый наряд. Но что это? Подул ветер ­ озорник и сорвал с деревьев  листочки, и они полетели, закружились в воздухе и упали на землю!!! Дети наблюдают через окно, как листочки кружатся и падают на землю. Воспитатель читает стихотворение. Листья солнцем наливались.   Листья солнцем пропитались. Налились, отяжелели И по ветру полетели,Зашуршали по кустам, Поскакали по сучкам, Ветер золото кружит, Золотым дождем шумит! Основной этап.   Как   называется,   явление,   когда   падают   листочки?   Правильно,   это листопад! 2 Ребята,   а   вы   помните,   на   прогулке   мы   с   вами   собирали   красивые кленовые листочки? Давайте сейчас с ними поиграем?  Воспитатель раздает детям кленовые листочки и читает отрывок стихотворение С. Белова. Листопад, листопад, Листья желтые летят, Дети с листочками бегут за воспитателем по кругу Листья желтые летят, Словно зонтики кружат, Кружатся с листочками. Ветер дунул: раз­два­три Оторвались от земли И взлетели высоко Но до неба далеко. Подняли ручки с листочками вверх и покружились. Покружили и опять На землю опустились спать. Присели и опустили листочки на пол.  Ветер дунул – полетим Мы туда, куда хотим.   Дети   поднимаются,   игра   повторяется   еще   раз.   Затем   листья собираются в общий букет и ставятся в вазу. По тропинке в листопад На прогулку вышли. И букеты у ребят: «Вот какие!» ­ вышли. Листики разные, Яркие букеты. Долго будем вспоминать Листопад мы этот!   3 Ребята, скоро все листочки с деревьев опадут, и мы еще долго не увидим деревья такими красивыми. Давайте на память об осени мы украсим вот это деревце и будем на него любоваться. Воспитатель усаживает детей за столики. На подносах перед детьми пластилин красного и желтого цвета. Воспитатель показывает детям, какнужно   оторвать   кусочек   пластилина   и   скатать   маленький   катышек,   а затем прилепить его на деревце и примять пальчиком. 4 Вот какой красивый листочек у меня получился. А сейчас Ванечка тоже сделает листочек из пластилина и украсит им наше деревце. Молодец, Ванечка! А теперь  Полина будет  украшать деревце листочками. Дети   по   очереди   под   наблюдением   воспитателя   украшают   деревце листочками. Заключительный этап. 5 Молодцы,  ребята!   Дружно   трудились   и   очень   красиво   украсили   наше деревце! Теперь мы будем любоваться на него, и вспоминать об осени! Дети   вместе   с   воспитателем   любуются   деревцем,   ищут   на   нем листочки, которые сами к нему прикрепляли.Конспект непосредственно образовательной деятельности  по художественному творчеству (рисованию) для детей младшей группы на тему: «Осенний лес» Тема: «Осенний лес» Программа: «От рождения до школы» Н. Вераксы Возраст: 2­3 года Направление: художественно­эстетическое Основная   образовательная   область:  художественное   творчество, рисование. Интегрированные   образовательные   области:    коммуникация,   музыка, формирование   целостной   картины   мира,   познавательно­исследовательская деятельность. Форма проведения: НОД   Цель:  ознакомить   с   новым   видом   нетрадиционной   изобразительной техники ­ «печать листьями».  Задачи:1 Воспитывать   интерес   к   осенним   явлениям   природы,   эмоциональную отзывчивость на красоту осени. 2 Развивать   у   детей   видение   художественного   образа   и   замысла   через природные формы. Развивать чувство композиции, цветовоспирятия. 3 Учить создавать различные образы деревьев, кустов и трав с помощью предложенной техники. Планируемый   результат:  дети   должны   научиться   делать   отпечатки листьями, сравнивать листья, знать цвета: желтый, красный, оранжевый. Наглядные средства обучения:  листья разных деревьев,1 лист ватмана, набор гуашевых красок, широкая кисть, стаканчик с водой, салфетка,  корзинка для сбора листьев, музыка «Сентябрь» из альбома П.И.Чайковского «Времена года». Словарная   работа:  большой,   маленький,   отпечаток,   красный,   желтый, оранжевый, листья клена, березы, рябины, кустарников. Предварительная   работа:  наблюдения   за   осенней   природой   во   время прогулок, сбор листьев разных деревьев, отличающихся по форме, размеру и окраске,   разучивание   стихотворений   об   осени,   беседа   о   приметах   осени, рассматривание иллюстраций с изображением осенней природы. Виды   детской   деятельности:  познавательно­исследовательская. продуктивная,   коммуникативная, Ход НОД Организационный этап (2 минуты) 1 Ребята, я вам предлагаю сесть на коврик поудобнее и послушать сказку о листике:   «В одном старом парке стояло одинокое дерево. Наступила осень. Все листья собрали свои сумки и полетели путешествовать. Сумки у листьев были не тяжелые – лишь немного воды, чтобы умыться, да полотенце. А на одной веточке   остался   совсем   маленький   листочек.   Он   был   слишком   мал,   чтобы решиться лететь одному. Вот он скучал, скучал, думал и придумал. Видит, идет прохожий в шляпе. Листик набрался смелости и прыгнул на шляпу. Прохожий ничего не заметил. Принес он листик домой. В доме было тепло, и листик вдруг стал скучать и сохнуть. Он скучал по своим друзьям, по своему дереву. Он испугался, что засохнет, свернется в трубочку и его выбросят. Тогда листик закричал: «Ветер! Ветер!» Ветер был его большим другом. Услыхал ветер крики и   залетел   в   дом.   Подхватил   он   листочек   и   понес   его   в   парк.   В   парке   они расстались. Ветер сказал на прощание листику: «Без родного дома никто не сможет прожить, заскучает, засохнет. Никогда больше не расставайся с родным домом – парком». 2 Вот   такая   интересная   история   приключилась   с   одним   из   осенних листочков. Основной этап (7 минут) 1. Рассматривание строения листьев  деревьев3 Подойдите   все   к   волшебной   осенней   корзиночке.   В   нашей   осенней коллекции много разных листьев. Посмотрите на них: думаю, что вы вряд ли найдете два совершенно одинаковых, каждый листик всегда чем­то отличается от другого. (Дети рассматривают листики и выбирают понравившиеся). 4 Если посмотреть на листики внимательно, то можно увидеть в каждом из них маленькое деревце. В середине листика проходит прожилка, от которой в стороны отходят более тонкие прожилочки – веточки. Листик напоминает крону деревца.   В   нижней   части   листа   главная   прожилка   переходит   в   черенок   – палочку,   с   помощью   которой   листики   держатся   на   веточках.   Черенок напоминает ствол.       Сегодня   мы   с   вами   будем   рисовать   осенние   деревца,   но   несколько необычным   способом,   в   этом   нам   помогут   наши   листики   –   мы   будем   ими печатать.  5 А теперь мы с вами тоже полетаем вместе с листиками и ветерком. 2. Физкультминутка «Листики» Мы листики осенние,                 Дети покачивают листиками в руках на головой.   На ветках мы сидим. Дунул ветер – полетели      Бег в разных направлениях И на землю тихо сели.         Приседают Ветер снова набежал           Встают, поднимают руки с листочками                                                                            вверх, покачивают ими. И листочки все поднял. Закружились, полетели        Бег в разных направлениях И на землю снова сели.         Возвращаются на свои места. 3. Нетрадиционное рисование – «печать листьями» 6 Садитесь   на   свои   места.   Выберите   любой   понравившийся   листик, покройте его краской (желтой, красной, оранжевой, коричневой) при помощи кисточки, не оставляя пустых мест и не забывая окрашивать края. Делать мы это   будем   на   кленке.  Затем   окрашенной   стороной   кладем   листик   на   чистый альбомный лист черенком вниз и плотно прижимаем его к бумаге, стараясь не сдвигать с места, иначе отпечаток будет неровным, смазанным. Можно помочь салфеткой,   положив   ее   сверху   листочка.   Затем   берем   листок   за   черенок   и осторожно снимаем его с поверхности бумаги. Берем другой лист, покрываем его другой краской и делаем то же самое. Листик можно покрыть не одним цветом, а двумя или тремя разными цветами. (Рисование под музыку «Сентябрь» из альбома П.И.Чайковского «Времена года».) 7 Замечательно. Заключительный этап (1 минута) 8 О чем сегодня мы с вами говорили? 9 Как рисовали? 10У нас с вами получилась чудесная осенняя роща с красивыми деревьями.Это   листики­отпечатки,   оставив   свой   след,   помогли   нам   создать   такие причудливые кроны и нарисовать такие необычные деревья. Конспект беседы для детей младшей группы на тему: «Приметы осени» Тема: «Приметы осени» Возраст: 2­3 года Направление: познавательноеОсновная образовательная область: познание (ФЦКМ) Интегрированные   образовательные   области:    коммуникация,   музыка, формирование целостной картины мира. Форма проведения: беседа Цель: ознакомить детей с осенью, осенними приметами  Задачи: 1 Воспитывать   интерес   к   осенним   явлениям   природы,   эмоциональную отзывчивость на красоту осени. 2 Развивать мышление, воображение.  3 Учить узнавать осенние явления природы, погоду в осеннее время Планируемый   результат:  дети   должны   научиться   делать   отпечатки листьями, сравнивать листья, знать цвета: желтый, красный, оранжевый. Наглядные средства обучения:  листья разных деревьев,1 лист ватмана, набор гуашевых красок, широкая кисть, стаканчик с водой, салфетка,  корзинка для сбора листьев, музыка «Сентябрь» из альбома П.И.Чайковского «Времена года». Словарная   работа:  большой,   маленький,   отпечаток,   красный,   желтый, оранжевый, листья клена, березы, рябины, кустарников. Предварительная   работа:  наблюдения   за   осенней   природой   во   время прогулок, сбор листьев разных деревьев, отличающихся по форме, размеру и окраске,   разучивание   стихотворений   об   осени,   беседа   о   приметах   осени, рассматривание иллюстраций с изображением осенней природы. Виды   детской   деятельности:  познавательно­исследовательская. продуктивная,   коммуникативная, Ход НОД Организационный этап (2 минуты) 1 ­ Дорогие ребята на наше занятие я принесла много разных картинок.  Как вы думаете,  что изображено на этих картинках? Посмотрите на цвет неба на картине, на облака? Тихая или ветреная погода запечатлена на картине? Обратите внимание на небо, облака, воду. Обратите внимание, какие краски использовал художник для изображения листвы деревьев? Основной этап (7 минут) 1. Беседа о листопаде 2 Ребята,   а   вы   знаете,   как   называется   осеннее   явление,   когда   листья падают? (Листопад) 3 Верно.   А   почему   дерево   сбрасывает   листья   осенью?   (потому   что становится   холодно,   зимой   веточкам   дерева   будет   тяжело   держать   мокрые листья и снег, зимой дерево спит, отдыхает) 4 Да,   дереву   никто   не   говорит,   когда   надо   сбрасывать   листву.   Но   вот приближается осень – с водой и воздухом в листья попадают разные вещества, не всегда полезные для дерева, дерево могло бы себя ими отравить и заболеть,поэтому, сбрасывая листья, дерево освобождается от вредных веществ. Также еще, зимой вода в почве замерзает и до веточек и листьев не доходит. Ну и листья   падают   потому,   чтобы   защитить   ветки   дерева   от   тяжести   выпавшего снега. Листья опадают осенью со всех деревьев. Ветром их разносит по улицам, паркам. На следующий год на дереве появляются новые листочки. Послушайте стихотворение «Как обидно» (И.Михайлова) Осень длинной тонкой кистью Перекрашивает листья. Красный, желтый, золотой –  Как хорош ты, лист цветной!.. А ветер щеки толстые Надул, надул, надул. И на деревья пестрые Подул, подул, подул! Красный, желтый, золотой… Физкультминутка « Листья» Листья   осенние   тихо   кружатся,            (кружатся   на   цыпочках,   руки   в сторон) Листья нам под ноги ложатся         (приседают) И под ногами шуршат, шелестят,    (движения руками вправо ­ влево) Будто опять   закружиться хотят  (поднимаются,  кружатся) Прилетел легкий ветерок, подул.    (Дуют)  Поднялись листья,                           (разлетелись в разные стороны).  Закружились, закружились!           (кружатся)  Листопад! Листопад!  Листья по ветру летят!  Д/и «Найди лист такой, как покажу» Заключительный этап(1минута)Игры для детей младшей группы Приложение №5 Д/и «Дождик» на координацию речи с движением, работа над темпом и ритмом речи. Капля раз,      (Прыжок на носочках, руки на поясе) Капля два.         (Прыжок.) Очень медленно сперва.             (4 прыжка.) А потом, потом, потом                (8 прыжков.) Все бегом, бегом, бегом. Мы зонты свои раскрыли.             ( Руки развести в стороны.) От дождя себя  укрыли.  (Руки полукругом над головой)  Пальчиковая гимнастика.  «Осенние листья» Раз, два, три, четыре, пять, (загибают пальчики, начиная с большого) Будем листья собирать.(сжимают и разжимают кулачки) Листья берёзы, листья рябины,  листики тополя,  листья осины,  листики дуба мы соберём, (загибают пальчики, начиная с большого) маме осенний букет принесём. (шагают по столу средним и указательным пальчиками).   П/и: «Листопад» Листопад! Листопад! Действия выполняют дети с желтыми листьями.   Листья желтые летят!   Кружатся красивые   желтые листочки!   Кружатся красивые Действия выполняют дети с красными листьями.   красные листочки!   Сели! Уселись и замерли. Не шевелятся.Приложение №6 Консультация для родителей:  «Одежда для ребенка в разные сезоны» В жаркую погоду необходимо носить одежду из хлопчатобумажной ткани, которая обеспечивает быструю отдачу тепла и предохраняет от перегревания. Летом в теплую солнечную погоду дети могут ходить в легких однослойных костюмчиках без рукавов или сарафанчиках, на голове должна быть панамка из светлой ткани или шапочка с козырьком для защиты от солнца. Весной и осенью в дождливую погоду верхняя одежда должна быть из непромокаемого материала с подстежкой, обладающей хорошими теплозащитными свойствами. Очень удобны куртки или комбинезоны на синтепоновой подкладке: они легкие, достаточно теплые и, что немаловажно, легко стираются и быстро сохнут. Количество слоев одежды между бельем и курткой зависит от температуры воздуха. Если на улице холодно, вместо одной толстой теплой вещи лучше надеть две легкие и менее теплые. Между слоями одежды создается воздушная прослойка, что способствует сохранению тепла. Более тонкие вещи не стесняют движения и меньше весят, что для ребенка очень важно. Верхняя зимняя одежда защищает детей от холода, ветра и влаги, поэтому должна состоять не менее чем из двух слоев: нижнего - теплозащитного и верхнего - ветрозащитного, предохраняющего от проникновения под одежду наружного воздуха. Конструкция зимней одежды должна обеспечивать большую герметичность, исключающую поступление холодного воздуха через застежки, воротник, рукава. Покрой одежды имеет большое значение для профилактики переохлаждения. Комплект из куртки и полукомбинезона (утепленные брюки с грудкой и спинкой на лямках) наиболее удобен. Куртки при активных движениях ребенка (наклонах, подъемах рук вверх) поднимается, обнажая поясницу, а спинка полукомбинезона ее прикрывает. Цельнокроеный комбинезон не подходит для прогулок детейдошкольного возраста: он сковывает движения, его неудобно одевать и труднее вычистить, высушить после прогулки. Между бельем и верхней одеждой (в зависимости от погоды) могут быть рубашка и свитер или только рубашка, колготки и рейтузы или только колготки. В прохладную погоду, а также зимой при отсутствии сильных морозов детям рекомендуется носить вязаные шапки, хорошо прикрывающие лоб и уши. В сильные морозы для плотного прилегания под теплую шапку следует надевать тонкую трикотажную шапочку с ушками, которая завязывается под подбородком. Хорошей защитой от ветра служит капюшон куртки, надетый поверх шапки. В условиях часто меняющейся погоды не может быть универсальной зимней или осенней одежды. Одежду ребенку нужно подбирать ежедневно, в зависимости от температуры воздуха, влажности и силы ветра. младший ребенок донашивает куртку за старшим. И помните: ношеная вещь холоднее новой. Имейте это в виду, если ваш В уличной одежде ребенок находится не только на прогулке, но и в общественном транспорте, в магазинах. В этих случаях нужно иметь возможность снять часть одежды, чтобы ребенок не потел. В любом случае одежда должна быть чистой, красивой, яркой и вызывать у ребенка радость и хорошее настроение.Консультация на тему: «Эстетическое воспитание детей 2-3 лет» Основная цель эстетического воспитания детей от 0 до 3 лет – это формирование у детей хорошего вкуса, воспитание чувства прекрасного, а также раскрытие творческого потенциала, заложенного природой. Сегодня мы поговорим о трех важнейших источниках эстетического воспитания детей от 2 до 3 лет: 1домашней развивающей среде, 2влиянии произведений искусства на развитие детей раннего возраста, 3художественном творчестве малышей. Домашняя развивающая среда как источник эстетического воспитания детей от 2 до 3 лет Домашняя развивающая среда – это универсальный инструмент воспитания и раннего развития ребенка, в том числе и эстетического. Именно дома малыш впервые знакомится с миром и его законами, учится видеть прекрасное, получает первый опыт художественного творчества. Уютное, жизнерадостное, гармоничное по цвету, звукам и запахам домашнее пространство – это первая предпосылка успешного эстетического воспитания детей. Хороший вкус не дается ребенку с рождения, он формируется с первых дней и месяцев жизни. В агрессивной домашней среде, наполненной звуками взрослых фильмов, разговорами взрослых на повышенных тонах, неприятными запахами и кричащими цветами ребенок сначала испытывает дискомфорт, много плачет, а потом привыкает и принимает это как норму, которой нужно придерживаться. В результате у ребенка формируется искаженное чувство прекрасного, малышу трудно отличать действительно красивое от некрасивого, гармонию - от дисгармонии. Позднее, когдаребенок научится сравнивать и анализировать, увидит другие, более позитивные образцы для подражания, ему будет очень и очень сложно скорректировать свое восприятие окружающей действительности. Поэтому если для Вас важен хороший вкус ребенка, (при необходимости) и наполните дом прекрасным. И ребенок подобно губке впитает нужные образы. скорректируйте свой собственный Произведения искусства как источник эстетического воспитания детей от 2 до 3 лет Дети очень чувствительны к произведениям искусства. С первых месяцев жизни малыши с удовольствием слушают музыку, предпочитая красивые мелодии и звуки колокольчиков. Даже очень маленькие дети демонстрируют «комплекс оживления», услышав знакомые мелодии, и плачут при грубых, неприятных звуках. После года дети начинают ходить и активно пополнять свой словарный запас, в это время нужно начинать вместе с родителями петь детские песенки, а потом и танцевать под них («Тень-тень-потетень», «Два веселых гуся», «Ладушки-ладошки», «Неваляшки», «Мишка с куклой пляшут полечку» и др.), постепенно расширяя репертуар. Музыка способна очень сильно влиять на психику ребенка, на его эмоциональное состояние, поэтому нужно особенно внимательно относиться к выбору музыкальных произведений для детей. Детям до 3 лет рекомендуется мелодичная и неагрессивная классика (Моцарт, Шопен, Вивальди и др.); звуки природы и голоса животных, детские песни и музыкальные спектакли с ярко выраженным изобразительным характером («Птички» Т. Ломовой, «Воробей» А. Рубаха, «Кошка» Е. Тиличеевой, «Большая собака» М. Раухвергера, «Медведь» Д. Шостаковича, «Мишка» Г. Фрида, «Дождик» Г. Лобачева и др.). Обязательно нужно читать и разучивать с малышом стихи детских авторов и потешки, читать и обсуждать русские народные сказки. Старайтесь покупать детские книги с хорошими иллюстрациями, реалистичными и гармоничными по цвету. Ближе к 3 годам можно начинать рассматривать художественные альбомы, выбирая работы художников- реалистов. Особенно нравятся детям пейзажи и портреты, сцены из знакомых сказок.Художественное творчество как источник эстетического воспитания детей от 2 до 3 лет Рисование, лепка и аппликация занимают особое место в жизни малыша. Занятия художественным творчеством дают ребенку опыт творчества, развивают и уточняют его восприятие мира, знакомят с окружающими предметами и их свойствами, учат чувствовать и любить прекрасное. Ведь только поняв свойства предмета, его можно изобразить или слепить. Занимаясь художественным творчеством, ребенок не только выражает свои эмоции, но и учится понимать эмоции других людей. Это важно с точки зрения психологии. Ближе к году нужно начинать рисовать пальчиковыми красками, можно по шаблону; в полтора года приходит время карандашей (удобно пользоваться восковыми карандашами) и пластилина (или теста для лепки), в два года добавляется рисование красками, простые аппликации и поделки. Широко известна фраза В.А. Сухомлинского о том, что ум ребенка находится на кончиках его пальцев. Чем больше Вы рисуете или лепите с ребенком, тем быстрее идет речевое развитие и расширение словарного запаса. И помните, миссия эстетического воспитания заключается не в том, чтобы оградить детей от мира и всего некрасивого в нем или вырастить юного художника (скульптора, композитора и т.д.). Совсем нет. Истинный смысл эстетического воспитания детей раннего возраста заключается в том, чтобы научить детей видеть прекрасное, жить по законам гармонии, создавать прекрасное вокруг себя.Выставка поделок  «Осенние фантазии»Вельс Ларион «Пингвин»Кран Денис  «Зайка»Терновая Аня «Восадули в огороде»Скворцова АняФото выставка  «Закружила осень золотая»Скворцова Аня