Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Благословенская СОШ» с.Благословенка
.
|
(Младшая группа)
.
Проект реализован воспитателем Сяткиной О.Н.
с. Благословенка 2016 г.
ПАСПОРТ ПРОЕКТА:
1. Тема: «Здоровый образ жизни»
2.Проект реализован: воспитателем группы.»Благословенская СОШ»(Дошкола)
3. Вид проекта: познавательно-игровой
§ по характеру координации: открытый
§ по количеству участников: групповой
4. Участники проекта: дети младшей группы
5. Срок проекта: краткосрочный – 1 (один) месяц. Риски при реализации проекта минимальные, так как практически отсутствует зависимость от внешних факторов. Проект доступен в реализации, но требует привлечение специализированных кадров.
ОБОСНОВАНИЕ АКТУАЛЬНОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОЕКТА ПО ПРЕДЛОЖЕННОЙ ТЕМЕ
Наш детский сад находится в одном из живописных и экологически чистых мест с. Благословенка в образовательном учреждении МБОУ «Благословенская» (Дошкола) - это создание и развитие здоровьесберегающей среды.
Все чаще и чаще звучат в средствах массовой информации из уст педагогов, медиков и родителей вопросы, связанные с проблемами здоровья детей – подрастающего поколения нашей страны. Эти вопросы актуальны, прежде всего, потому, что идет тенденция к ухудшению состояния здоровья детей в разных регионах Российской Федерации.
Какой бы совершенной ни была медицина, она не может избавить каждого от всех болезней. Человек - сам творец своего здоровья, за которое надо бороться. С раннего возраста необходимо вести активный образ жизни, закаливаться, заниматься физкультурой и спортом, соблюдать правила личной гигиены, - словом, добиваться разумными путями подлинной гармонии здоровья.
И если современные стандарты образования обязывают педагогов более тщательно и активно участвовать в области здоровьесбережения детей, то родители воспитанников ДОУ часто игнорируют советы воспитателей, предпочитая более легкий путь в этом направлении. Вместо систематического закаливания, бесед о пользе свежего воздуха и подвижных игр, четкого соблюдения режима дня и режима питания сердобольные мамы и бабушки «кормят» малышей синтетическими лекарственными препаратами, которые согласно рекламе «помогают восстанавливать жизненные силы организма».
Формирование же отношения ребенка к здоровому образу жизни немыслимо без активного участия в этом процессе не только педагогов и всего персонала детского сада, но и непосредственного участия родителей. Только с изменением уклада семьи можно ожидать реальных результатов в изменении отношения дошкольников и их родителей к собственному здоровью.
Потребность в здоровом образе жизни необходимо формировать с раннего детства, когда организм пластичен и легко поддается воздействиям окружающей среды. При профессиональном подходе к вопросам здоровьесбережения у каждого ребенка укрепляется желание быть здоровым, вырасти красивым, активным, уметь обслужить и вести себя так, чтобы не причинить вреда себе и другим.
Таким образом, одна из главных задач воспитательно-образовательного процесса на сегодняшний день – помочь дошкольникам и их родителям выработать собственные жизненные ориентиры в выборе здорового образа жизни, научить оценивать свои физические возможности, видеть перспективы их развития, осознать ответственность за свое здоровье.
Кроме того, особенно остро встает вопрос здоровья в зимний период, когда у детей наблюдается значительное увеличение количества случаев заболеваемости, что требует необходимости использования современных, инновационных подходов в воспитательно-оздоровительной работе.
АННОТАЦИЯ ПРОЕКТА
Основа проекта была взята из интернет- ресурса для апробирования и реализации с целью сохранения и укрепления здоровья детей, формирования у них привычки к здоровому образу жизни.
В течении месяца с детьми подготовительной группы проводились тематические беседы о здоровом образе жизни, о том, что такое закаливание, как влияет свежий воздух на хороший аппетит и крепкий сон и т. д.
Во время ознакомления с художественной литературой обращалось внимание ребят на то, как писатели и поэты воспевают здоровый образ жизни. Разучивались народные песенки и прибаутки о здоровье человека.
В непосредственной образовательной деятельности детям предлагалось поиграть в подвижные, дидактические, сюжетно-ролевые игры, затрагивающие вопросы здоровья человека.
В течение реализации проекта проводилась работа по закаливанию ребят: умывание контрастной водой, хождение босиком по коврикам-массажёрам, полоскание рта водой комнатной температуры, проведение подвижных игр на свежем воздухе.
Совместно с родителями были оформлены выставки детских рисунков, аппликаций, творческих работ. Кроме этого, для родителей проводились специальные консультации по формированию здорового образа жизни детей старшего возраста, мастер-класс по изготовлению нестандартного оборудования оформлялся наглядный материал в родительском уголке о значении режима и здорового питания для детей, организовывались праздники и соревнования "Папа , мама , я - спортивная семья", "Веселые старты", "Зимняя олимпиада".
I ЭТАП: РАЗРАБОТКА ПРОЕКТА
Цель проекта:
сохранение и укрепление здоровья детей, способствовать формированию сознательного отношения к здоровью, как к главной ценности у всех участников проекта.
Задачи проекта:
§ повышать интерес детей к здоровому образу жизни через разнообразные формы и методы физкультурно-оздоровительной работы;
§ продолжать знакомить детей с правилами гигиены;
§ способствовать укреплению здоровья детей через систему оздоровительных мероприятий;
§ повышать педагогическую
компетентность родителей по вопросу
сохранения и укрепления здоровья ребенка;
§ привитие интереса к разным видам спорта через познавательную деятельность;
§ организация совместной культурно- досуговой деятельности (педагоги, дети, родители);
§ мотивация к ведению здорового образа жизни в рамках проекта и вне его;
§ воспитание нравственного поведения;
§ внедрение здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс.;
§ организация здоровьесберегающей среды для благотворного физического развития детей.
Здоровьесберегающая образовательная среда
включает в себя следующие компоненты:
1. Оптимизация санитарно-гигиенических условий воспитания и обучения.
2. Рациональная организация учебно-воспитательного процесса и режима учебной нагрузки.
3. Обеспечение полноценного питания детей в дошкольном образовательном учреждении.
4. Совершенствование системы физического воспитания.
5. Обеспечение психологического комфорта всем участникам образовательного процесса.
6. Использование здоровьесберегающих образовательных технологий.
7. Широкое использование программ образования в сфере здоровья.
8. Интеграция в учебно-воспитательный процесс оздоровительных мероприятий.
9. Улучшение социальной адаптации и обеспечение семейного консультирования, ориентированного на укрепление здоровья детей.
10. Обучение педагогических кадров по вопросам охраны здоровья детей.
11. Проведение мониторинга здоровья.
Предполагаемые результаты проекта:
§ Сохранение и укрепление здоровья детей через систему комплексной физкультурно-оздоровительной работы;
§ Создание предметной развивающей среды, обеспечивающей эффективность оздоровительной работы;
§ Активное вовлечение родителей в физкультурно-оздоровительную работу ДОУ;
§ Использование
разнообразных форм взаимодействия с родителями
с целью повышения уровня знаний по
проблеме укрепления и
сохранения здоровья детей.
План работы над проектом:
§ Сбор информации: подборка фотографий, набор игр и упражнений различной направленности (для осанки, плоскостопия, мышц рук, ног, спины), знакомство с методической литературой по вопросам здоровьесбережения.
§ Работа с детьми: упражнения, игры, чтение стихов и загадок; проведение бесед по темам «Полезно – не полезно», «Плохо – хорошо», «Чистота и здоровье», «Личная гигиена», «О здоровой пище», «Кто спортом занимается».
§ Закаливающие процедуры: бодрящая гимнастика после сна, пребывание на свежем воздухе, полоскание горла , умывание контрастной водой, воздушные ванны, хождение по коврикам-массажерам с использованием нестандартного оборудования.
§ Совместная и самостоятельная деятельность: физкультурный уголок «Мы хотим быть здоровыми!», совместные дидактические игры, спортивные упражнения на все виды мышц, самостоятельная двигательная активность детей.
§ Работа с родителями: выставка познавательной литературы
по физическому
развитию детей и укреплению здоровья
детского организма, консультации по темам «Семейные виды спорта», «О соблюдении детского режима», «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья», «Игра в жизни ребенка», «Занимайся гимнастикой по
утрам», «Для чего нужны коврики-массажеры», оформление презентации «Здоровый образ жизни», изготовление
нестандартного оборудования.
II ЭТАП: ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ, РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА
Поставленные задачи реализуются через применение здоровьесберегающих образовательных технологий, таких как:
§ Организационно-педагогические технологии, определяющие структуру воспитательно-образовательного процесса, способствующие предотвращению состояния переутомления, гиподинамии и других дезадаптационных состояний;
§ Психолого-педагогические технологии, связанные с непосредственной работой педагога с детьми;
§ Учебно-воспитательные технологии, которые включают программы по обучению заботе о своем здоровье и формированию культуры здоровья.
Тематические беседы с детьми:
§ «Как можно заботиться о своем здоровье».
§ «Чистота и здоровье».
§ «Полезно – не полезно».
§ «Как надо закаляться».
§ «Личная гигиена».
§ «О здоровой пище».
Ознакомление с литературой:
§ К. Чуковский «Доктор Айболит»
§ Стихотворения о здоровье
§ А. Барто «Девочка чумазая»
§ К. Чуковский «Мойдодыр»
§ Александрова «Купание»
§ Г. Зайцев «Дружи с водой»
§ Загадки и пословицы о здоровом образе жизни
Интегрированная образовательная деятельность:
|
Тема, цель |
1 |
«Здоровье в порядке, спасибо зарядке» Цель: дать знания о значимости зарядки для здоровья детского организма, заинтересовать детей выполнением упражнений, вызвать положительные эмоции. |
2 |
«Добрый доктор Айболит в гостях у детей» Цель: продолжать формировать представление детей о здоровом образе жизни. Напомнить детям, что болеть – плохо и что нужно делать, чтобы не болеть. Расширять представление детей о полезных витаминах. |
3 |
«Кукла купается!» Цель: закреплять знания детей о личной гигиене с использованием туалетных принадлежностей, способствовать формированию привычки к здоровому образу жизни. |
4 |
«Дружим с водой» Цель: познакомить со смысловым значением закаливания, как процедуры, укрепляющей здоровье, повышение интереса к оздоровлению детского организма. Вода – залог чистоты и здоровья. |
Игровая деятельность:
|
Название игры, цель |
1 |
Подвижная игра «Солнышко и дождик» Цель: развивать двигательную активность детей. |
2 |
«Озорной мяч» Цель: выполнять подскоки в своем темпе и ритме. |
3 |
«Воробышки и автомобиль» Цель: закрепление бега в разных направлениях. |
4 |
Дидактические и развивающие игры «Чудесный мешочек», «Узнай и назови овощи» Цель: развивать представление детей о вкусной и полезной еде. |
5 |
«Кошки - мышки» Цель: бегать в определенном направлении не толкая друг друга, ходить на носках. |
6 |
Подвижная игра «Кошечка» Цель: развитие навыка ползания, укрепление мышц туловища, рук и ног. |
7 |
«Быстрые ножки бегут по дорожке» Цель: бегать быстро – медленно, реагировать на сигнал. |
8 |
«Волшебный лес» – комплекс подвижных игр, основанных на подражательных движениях различным животным: медведю, зайцу, лисичке, собачке, кошке и пр. Цель: упражнять детей в беге, ходьбе, ползать на четвереньках, сохранять равновесие, прыгать на двух ногах на месте, формировать качество личности. |
9 |
«Развитие движения у детей старшего возраста» Цель: закрепление основных видов движения, воспитывать положительные эмоции, формировать умение правильной осанки. |
10 |
«В стране здоровья» Цель: формировать сознательное отношение к здоровью, учить заботиться о своем здоровье, вызвать эмоциональный настрой. |
Самостоятельная и совместная художественно-продуктивная деятельность:
§ Рисование карандашами, фломастерами , мелками.
§ Творческая работа в нетрадиционных техниках.
§ Игры с водой (при благоприятных температурных условиях) в группе.
§ Закаливающие мероприятия: умывание контрастной водой, воздушные ванны, хождение босиком по коврикам - массажерам;
§ Прогулки и подвижные игры на свежем воздухе.
Наблюдения, экскурсии:
§ Наблюдение за играми других детей на прогулке.
Цель: воспитание добрых отношений друг к другу, развивать предпосылки детей к играм разного вида: бегать, прыгать, бросать и ловить мяч, подлезать, лазать.
§ Экскурсия в спортивный зал детского сада: беседа с
инструктором по физическому воспитанию, знакомство со спортивным
инвентарем и тренажерами.
Здоровьсберегаюшие технологии,
технологии сохранения и стимулирования здоровья:
§ Динамические паузы – во время занятий, 3-5 мин., по мере утомляемости детей. Рекомендуется для детей в качестве профилактики утомления. Могут включать в себя элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики и других в зависимости от вида занятия.
§ Подвижные и спортивные игры – как часть физкультурного занятия, на прогулке, в групповой комнате - малой, средней и высокой степени подвижности.
§ Релаксация – в любом подходящем помещении, в зависимости от состояния детей и целей, педагог определяет интенсивность технологии. Можно использовать спокойную классическую музыку (Чайковский, Рахманинов), звуки природы.
§ Гимнастика пальчиковая - рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами в любой удобный отрезок времени (в любое удобное время).
§ Гимнастика для глаз – ежедневно по 3-5 мин. в любое свободное время в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки. Рекомендуется использовать наглядный материал, показ педагога.
§ Гимнастика дыхательная – в различных формах физкультурно-оздоровительной работы. Обеспечить проветривание помещения, педагогу дать детям инструкции об обязательной гигиене полости носа перед проведением процедуры.
§ Динамическая гимнастика – ежедневно после дневного сна, 5-10 мин.
§ Гимнастика корригирующая – в различных формах физкультурно-оздоровительной работы. Форма проведения зависит от поставленной задачи и контингента детей.
§ Гимнастика ортопедическая – в различных формах физкультурно-оздоровительной работы. Рекомендуется детям с плоскостопием и в качестве профилактики болезней опорного свода стоп.
Формы организации здоровьесберегающей работы:
§ физкультурные занятия
§ самостоятельная деятельность детей
§ подвижные игры
§ утренняя гимнастика (традиционная, дыхательная, звуковая)
§ двигательно-оздоровительные физкультминутки
§ физические упражнения после дневного сна
§ физические упражнения в сочетании с закаливающими процедурами
§ физкультурные прогулки (в лес)
§ физкультурные досуги
§ спортивные праздники
§ оздоровительные процедуры и т.д.
Ожидаемые результаты:
§ Обустройство территории ДОУ спортивными объектами.
§ Систематизация взаимодействия ДОУ со спортивно-оздоровительными организациями города.
§ Разработка и публикация комплекса закаливающих мероприятий.
§ Создание и публикация брошюр по распространению результатов проекта.
§ Рост процент занятости воспитанников в спортивных секциях, участие в конкурсах разного уровня и мероприятиях спортивно-оздоровительного направления.
§ Рост индекса здоровья воспитанников.
§ Увеличение процента вакцинации среди участников проекта против гриппа, туляремии и клещевого энцефалита.
§ Диссеминация педагогического опыта.
III ЭТАП: ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ ПРОЕКТА
Проведение итогового собрания с родителями:
Проведение итогового собрания с родителями по теме «Что дал проект «Здоровый образ жизни» моему ребенку» осуществлялось в форме круглого стола.
Родителям воспитанников было рассказано о методах реализации проекта, о каждом конкретном ребенке (с какими трудностями мы столкнулись в течение прошедшего года, каких результатов добились).
Показана презентация «Здоровый образ жизни» с использованием фотографий детей в разных режимных моментах. Некоторые из родителей выступили по теме собрания.
В ходе проведения проекта «Здоровый образ жизни» были получены следующие результаты:
§ У детей младшей группы появился интерес и желание вести здоровый образ жизни.
§ Дети с удовольствием принимают воздушные ванны, ходят босиком по коврикам - массажерам, самостоятельно овладели методикой полоскания рта, охотно использую тренажеры изготовленные родителями, испытывая при этом удовольствие, умывают руки по локоть, полощут рот, играют с водой.
§ Дети самостоятельно проявляют инициативу к движению: бегают, прыгают, играют с мячом, ползают, лазают не только в группе, но и на улице.
§ Резко снизились показатели заболеваемости детей.
Воспитательная ценность проекта:
У детей значительно повысился интерес и желание заниматься гимнастикой, физкультурой, принимать участие в закаливающих процедурах.
Познавательная ценность проекта:
§ У детей повысились знания о значимости здорового образа жизни.
§ Расширилось представление о закаливающих мероприятиях.
§ Проявилось творчество и фантазия при изготовлении нестандартного
оборудования.
Перспектива проектной деятельности в данном направлении:
С целью повышения интереса к здоровому образу жизни необходимо продолжать систематическую работу по указанной теме через создание и реализацию новых совместных с родителями проектов с использованием интегрированного подхода в этом направлении. Продолжать внедрять в педагогическую практику здоровьесберегательные технологии, направленные на охрану и укрепление здоровья дошкольников.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.