Профессиональная компетентность преподавателя хореографических дисциплин в школе искусств.
Требования, которые предъявляет современное общество к специалистам с образованием в области хореографического искусства, в последние годы существенно повысились. Для достижения этих требований при подготовке педагогов хореографов российские учебные заведения перешли на инновационные модели и технологии обучения. Сегодня важное место занимает компетентностный подход, который характеризуется смещением акцентов в преподавании на активную самостоятельную образовательную деятельность учеников и переориентацию процесса обучения на параметры профессиональных компетенций. Профессиональные компетенции, которыми в результате должен обладать специалист-хореограф включают знания и умения по постановке творческих задач, способность решать организационные творческие вопросы и обеспечивать их выполнение в выбранной сфере профессиональной деятельности.
Хореограф должен владеть профессиональными компетенциями в следующих видах деятельности:
Постановочной и репетиционной, исполнительской педагогической, организационно руководящей и исследовательской. Только совокупность вышеперечисленных навыков определяют успешность достижения творческих задач поставленных перед коллективом и подтверждают актуальность выбранной темы.
Профессия хореографа – это та сфера, которая требует постоянного обучения и повышения квалификации. Хореография – настолько широкая и обширная отрасль, что изучать ее приходится всю жизнь. Помимо природной артистичности, наличия художественного вкуса, общительности, доброжелательности и высокой энергичности, необходимы также такие качества как сила воли, терпение и самоконтроль.
Профессия хореографа накладывает на человека обязанность знать теорию и историю музыки, сценографии и костюма. Профессиональный хореограф должен хорошо разбирается в вопросах педагогики, физиологии, психологии и анатомии. Хореограф должен быть эрудированным по широкому кругу вопросов.
Выделим сущность видов профессиональной компетенции, с учетом специфики деятельности хореографа:
Специальная компетентность – это владение на оптимальном уровне методикой преподавания хореографических дисциплин, методикой работы с творческим коллективом, способность проектировать свое профессиональное развитие.
Так же, это владение социальными знаниями. Они выступают в качестве руководства к действию в профессиональной инновационной деятельности.
Личностная компетентность – это владение приемами личностного самовыражения и позиционирования, умение противостоять стрессовым ситуациям.
Индивидуальная компетентность – это владение приемами индивидуального самообразования и саморазвития. Готовность к профессиональному росту, умение выстроить индивидуальную перспективу повышения профессионализма.
Помимо различных видов компетенций, хореограф обладает индивидуальным стилем, который формируется под влиянием различных факторов:
«Индивидуальный стиль деятельности педагога-хореографа, как способ и результат самореализации педагога, который проявляется в методике проведения занятий в манере преподавания и общения».
«Целью формирования индивидуального стиля деятельности будущего учителя хореографии, является - самоактуализированная творческая индивидуальность учителя хореографа, который находится в гармонии со своей профессией, с миром и чувствует себя счастливым в профессиональной деятельности, выражая свою неповторимость личным «почерком» — индивидуальным стилем деятельности».
Так же, наиболее ценными качествами являются следующие личностные качества преподавателя-хореографа: справедливость, отношение к ученику с пониманием, тактичность, любовь к детям, строгость.
И профессиональные — акцент на выразительность и артистизм, знание классического и народного танца, требование чистоты исполнения танца, побуждение к труду, творческий подход к построению урока, индивидуальный подход, учет физических данных каждого.
Считаю, что формирование установки на педагогическую деятельность протекает в результате прохождения нескольких этапов.
Первый этап. Для того чтобы произошло включение хореографов в педагогический процесс необходима их заинтересованность новыми способами работы. Этап связан с развитием познавательных интересов, установкой на саморазвитие, предполагает формирование у хореографов необходимых знаний о педагогической деятельности и включает решение следующих задач: усиление мотивации выбора профессии, активизация самостоятельности, инициативности осознание социальной значимости и творческого потенциала педагогической профессии.
Второй этап. Направлен на овладение приемами, умениями и навыками педагогической деятельности. В основе данного этапа положены следующие теоретические предпосылки: знания становятся установками, если они осознаются как практические и лично значимые. Педагогическая установка формируется если человек практикует педагогическую деятельность.
Третий этап. Особенностью третьего этапа формирования установки на педагогическую деятельность заключается в направленности педагога хореографа на мотивацию достижения успеха хореографического коллектива под его управлением и решает следующие задачи: самостоятельное овладение методами педагогической деятельности, общения и поведения, самооценка собственных результатов, профессионального роста, ориентация личности в профессиональных ценностях, проектирование собственного профессионального развития.
И так, делаю вывод, что педагог хореограф:
• Соединяет в своей работе функции педагога репетитора и балетмейстера
• Обладает собственным стилем, «Почерком»
• Артистичен, с хорошим художественным вкусом
• Знает теорию и историю музыки, сценографии и костюма
• Должен разбираться в анатомии и физиологии
Мы рассмотрели процесс становления педагога – хореографа. Но нас интересует не просто педагог хореограф, а педагог хореограф школы искусств, который непосредственно занимается процессом обучения, практикует его.
Как руководитель он должен всегда помнить и знать следующие требования:
• Ставить перед участниками коллектива реально достижимые цели.
• Помнить, что обучение и воспитание всегда неразрывно взаимосвязаны.
• Соблюдать педагогический такт, формировать интерес, учитывать психологические особенности участников. Я в свою очередь считаю, что, выбор методов и приемов обучения зависит от типа коллектива, его задач, состава учащихся, их подготовленности, срока обучения возрастных особенностей и целевых установок.
«В педагогической деятельности педагогу-хореографу рекомендуется использовать следующие формы занятий для эффективной работы хореографического коллектива и достижения высокого творческого результата.»
— групповая форма. Группы формируются с учетом возраста участников. Также различаются по половому признаку. Группа может насчитывать от 10 до 12 человек. Группа может состоять из участников какого-либо танца или этюда.
— коллективная форма. применяется для проведения сводных репетиций, ансамблей, постановок танцев, где например задействовано несколько возрастных групп.
— индивидуальная форма. Работа с солистами, наиболее творческими участниками. Такая форма также необходима для участников не усвоивших пройденный материал.
Операясь на это,я думаю, что в работе с хореографическим коллективом важно учитывать три компонента, которыми должен обладать руководитель хореографического коллектива.
Первый - уровень исполнительской техники
Второй - мастерство репетиционной работы методы и приемы, с помощью которых он добивается воплощения произведения
Третий - психологическое состояние руководителя, форма его поведения. Наличие всех компонентов создают благоприятные условия для осуществления полноценной функциональности руководства.
Очень важно чтобы руководитель владел многогранным комплексом интеллектуальных, художественно-творческих и профессиональных способностей.
Выделим некоторые из них:
1.коммуникативные - способность к общению сотрудничеству.
2.дидактические - способность объяснять показывать обучать.
3. конструктивные - способность к выбору репертуара к разработке концертной деятельности.
4. организаторские - способность вызвать стойкий интерес у учащихся к танцевальному искусству, объединить их в единый коллектив с общими целями и задачами.
5.прогностические - способность осуществлять педагогическое предвидение.
6.гностические - способность к познанию специфики работы в хореографическом коллективе.
7.перцептивные - способность проникать во внутренний мир учащегося понимать его состояние.
8.креативные - способность к творчеству.
9.экспрессивные - способность к эмоциональной заразительности яркости выражения эмоций владение интонационной палитрой речи и свободным пластичным техническим аппаратом.
Исходя из данной работы можно сделать вывод:
Чтобы быть компетентным, преподавателю хореографу детской школы искусств нужно обладать следующими
ЛИЧНОСТНЫМИ КАЧЕСТВАМИ:
- Справедливость
- Отношение к ученику с пониманием
- Тактичность
- Любовь к детям
- Строгость
И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМИ КАЧЕСТВАМИ:
- Акцент на выразительность и артистизм
- Знание классического и народного танца
- Требование чистоты исполнения танца
- Побуждение к труду
- Творческий подход к построению урока
- Индивидуальный подход
- Контроль физического состояния каждого ученика
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.