Профессиональная компетентность преподавателя хореографических дисциплин в школе искусств.

  • docx
  • 28.09.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала доклад.docx

Профессиональная компетентность преподавателя хореографических дисциплин в школе искусств.

Требования, которые предъявляет современное общество к специалистам с образованием в области хореографического искусства, в последние годы существенно повысились. Для достижения этих требований при подготовке педагогов хореографов российские учебные заведения перешли на инновационные модели и технологии обучения. Сегодня важное место занимает компетентностный подход, который характеризуется смещением акцентов в преподавании на активную самостоятельную образовательную деятельность учеников и переориентацию процесса обучения на параметры профессиональных компетенций. Профессиональные компетенции, которыми в результате должен обладать специалист-хореограф включают знания и умения по постановке творческих задач, способность решать организационные творческие вопросы и обеспечивать их выполнение в выбранной сфере профессиональной деятельности.

Хореограф должен владеть профессиональными компетенциями в следующих видах деятельности:

Постановочной и репетиционной, исполнительской педагогической, организационно руководящей и исследовательской. Только совокупность вышеперечисленных навыков определяют успешность достижения творческих задач поставленных перед коллективом и подтверждают актуальность выбранной темы.

Профессия хореографа – это та сфера, которая требует постоянного обучения и повышения квалификации. Хореография – настолько широкая и обширная отрасль, что изучать ее приходится всю жизнь. Помимо природной артистичности, наличия художественного вкуса, общительности, доброжелательности и высокой энергичности, необходимы также такие качества как сила воли, терпение и самоконтроль.

Профессия хореографа накладывает на человека обязанность знать теорию и историю музыки, сценографии и костюма. Профессиональный хореограф должен хорошо разбирается в вопросах педагогики, физиологии, психологии и анатомии. Хореограф должен быть эрудированным по широкому кругу вопросов.

Выделим сущность видов профессиональной компетенции, с учетом специфики деятельности хореографа:

Специальная компетентность – это владение на оптимальном уровне методикой преподавания хореографических дисциплин, методикой работы с творческим коллективом, способность проектировать свое профессиональное развитие.

Так же, это владение социальными знаниями. Они выступают в качестве руководства к действию в профессиональной инновационной деятельности.

Личностная компетентность – это владение приемами личностного самовыражения и позиционирования, умение противостоять стрессовым ситуациям.

Индивидуальная компетентность – это владение приемами индивидуального самообразования и саморазвития. Готовность к профессиональному росту, умение выстроить индивидуальную перспективу повышения профессионализма.

Помимо различных видов компетенций, хореограф обладает индивидуальным стилем, который формируется под влиянием различных факторов:

«Индивидуальный стиль деятельности педагога-хореографа, как способ и результат самореализации педагога, который проявляется в методике проведения занятий в манере преподавания и общения».

«Целью формирования индивидуального стиля деятельности будущего учителя хореографии, является - самоактуализированная творческая индивидуальность учителя хореографа, который находится в гармонии со своей профессией, с миром и чувствует себя счастливым в профессиональной деятельности, выражая свою неповторимость личным «почерком» — индивидуальным стилем деятельности».

Так же, наиболее ценными качествами являются следующие личностные качества преподавателя-хореографа: справедливость, отношение к ученику с пониманием, тактичность, любовь к детям, строгость.

И профессиональные — акцент на выразительность и артистизм, знание классического и народного танца, требование чистоты исполнения танца, побуждение к труду, творческий подход к построению урока, индивидуальный подход, учет физических данных каждого.

Считаю, что формирование установки на педагогическую деятельность протекает в результате прохождения нескольких этапов.

Первый этап. Для того чтобы произошло включение хореографов в педагогический процесс необходима их заинтересованность новыми способами работы. Этап связан с развитием познавательных интересов, установкой на саморазвитие, предполагает формирование у хореографов необходимых знаний о педагогической деятельности и включает решение следующих задач: усиление мотивации выбора профессии, активизация самостоятельности, инициативности осознание социальной значимости и творческого потенциала педагогической профессии.

Второй этап. Направлен на овладение приемами, умениями и навыками педагогической деятельности. В основе данного этапа положены следующие теоретические предпосылки: знания становятся установками, если они осознаются как практические и лично значимые. Педагогическая установка формируется если человек практикует педагогическую деятельность.

Третий этап. Особенностью третьего этапа формирования установки на педагогическую деятельность заключается в направленности педагога хореографа на мотивацию достижения успеха хореографического коллектива под его управлением и решает следующие задачи: самостоятельное овладение методами педагогической деятельности, общения и поведения, самооценка собственных результатов, профессионального роста, ориентация личности в профессиональных ценностях, проектирование собственного профессионального развития.

И так, делаю вывод, что педагог хореограф:

• Соединяет в своей работе функции педагога репетитора и балетмейстера

• Обладает собственным стилем, «Почерком»

• Артистичен, с хорошим художественным вкусом

• Знает теорию и историю музыки, сценографии и костюма

• Должен разбираться в анатомии и физиологии

 

Мы рассмотрели процесс становления педагога – хореографа. Но нас интересует не просто педагог хореограф, а педагог хореограф школы искусств, который непосредственно занимается процессом обучения, практикует его.

Как руководитель он должен всегда помнить и знать следующие требования:

• Ставить перед участниками коллектива реально достижимые цели.

• Помнить, что обучение и воспитание всегда неразрывно взаимосвязаны.

• Соблюдать педагогический такт, формировать интерес, учитывать психологические особенности участников. Я в свою очередь считаю, что, выбор методов и приемов обучения зависит от типа коллектива, его задач, состава учащихся, их подготовленности, срока обучения возрастных особенностей и целевых установок.

 «В педагогической деятельности педагогу-хореографу рекомендуется использовать следующие формы занятий для эффективной работы хореографического коллектива и достижения высокого творческого результата.»

групповая форма. Группы формируются с учетом возраста участников. Также различаются по половому признаку. Группа может насчитывать от 10 до 12 человек. Группа может состоять из участников какого-либо танца или этюда.

коллективная форма. применяется для проведения сводных репетиций, ансамблей, постановок танцев, где например задействовано несколько возрастных групп.

индивидуальная форма. Работа с солистами, наиболее творческими участниками. Такая форма также необходима для участников не усвоивших пройденный материал.

Операясь на это,я думаю, что в работе с хореографическим коллективом важно учитывать три компонента, которыми должен обладать руководитель хореографического коллектива.

Первый - уровень исполнительской техники

Второй - мастерство репетиционной работы методы и приемы, с помощью которых он добивается воплощения произведения

Третий - психологическое состояние руководителя, форма его поведения. Наличие всех компонентов создают благоприятные условия для осуществления полноценной функциональности руководства.

Очень важно чтобы руководитель владел многогранным комплексом интеллектуальных, художественно-творческих и профессиональных способностей.

Выделим некоторые из них:

1.коммуникативные - способность к общению сотрудничеству.

2.дидактические - способность объяснять показывать обучать.

3. конструктивные - способность к выбору репертуара к разработке концертной деятельности.

4. организаторские - способность вызвать стойкий интерес у учащихся к танцевальному искусству, объединить их в единый коллектив с общими целями и задачами.

5.прогностические - способность осуществлять педагогическое предвидение.

6.гностические - способность к познанию специфики работы в хореографическом коллективе.

7.перцептивные - способность проникать во внутренний мир учащегося понимать его состояние.

8.креативные - способность к творчеству.

9.экспрессивные - способность к эмоциональной заразительности яркости выражения эмоций владение интонационной палитрой речи и свободным пластичным техническим аппаратом.

Исходя из данной работы можно сделать вывод:

Чтобы быть компетентным, преподавателю хореографу детской школы искусств нужно обладать следующими

ЛИЧНОСТНЫМИ КАЧЕСТВАМИ:

- Справедливость

- Отношение к ученику с пониманием

- Тактичность

- Любовь к детям

- Строгость

И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМИ КАЧЕСТВАМИ:

- Акцент на выразительность и артистизм

- Знание классического и народного танца

- Требование чистоты исполнения танца

- Побуждение к труду

- Творческий подход к построению урока

- Индивидуальный подход

- Контроль физического состояния каждого ученика