1 Муниципальное образование
«Юргинский городской округ» Кемеровской области
Управление образованием Администрации города Юрги
муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Гимназия города Юрги»
Диагностика профессиональной готовности
педагога
к внедрению ФГОС ООО
Авторсоставитель
Чусовитина С.И.
2 Юрга
Автор: Чусовитина Светлана Ивановна, учитель истории высшей категории,
педагогпсихолог МАОУ «Гимназия города Юрги», почетный
работник общего образования РФ.
Профессиональный рост педагога определяется в первую очередь
способностью оценивать свою профессиональную деятельность и свои
3 профессиональные затруднения. Переход к новым образовательным стандартам
требует особых профессиональных компетенций.
Предлагаемое сборник диагностических материалов поможет определить
уровень готовности педагога к внедрению ФГОС ООО
Содержание
Введение………………………………………………………………………….
I Диагностика общих педагогических затруднений…………………….....
1 Диагностика общепедагогических профессиональных потребностей….
2 Анкета "Определение затруднений педагогов при организации учебного
процесса"…………………………………………………………......
3.Опросник профессиональных затруднений и потребностей в
2
3
3
7
профессиональном самоопределении ………………………………………. 8
II. Диагностика профессиональной готовности, образовательных потреб
ностей и затруднений педагога в процессе реализации ФГОС ……………..12
III Диагностика информационнокоммуникативной компетенции педагогов
Анкета «ITкомпетентность педагога»……………………………………………..15
4 Введение
Общеизвестно, что диагностика – это один из инструментов эффективного
управления. Материалы сборника носят практическиприкладной характер,
обеспечивая всех пользователей средствами оценивания готовности педагога к
внедрению ФГОС ООО и формирования одной из новых профессиональных
компетенций информационнокоммуникативной.
Сборник содержит диагностические материалы, сгруппированные по трем
профессиональным педагогическим проблемам:
Общие педагогические затруднения
Профессиональная готовность,
образовательных потребностей и
затруднений педагога в процессе реализации ФГОС
Информационнокоммуникативная компетенция педагогов
Анализ результатов, полученных при использовании данных диагностических
анкет, позволит определить области профессиональных затруднений и построить
план повышения профессиональной компетентности педагога. Кроме того, данные
материалы можно использовать при мониторинге методической работы
образовательного учреждения, или проблемной группы.
5 I Диагностика общих педагогических затруднений
1.1.Диагностика профессиональной подготовленности учителя к
педагогической деятельности (В.И.Зверева)
Используя 3балльную шкалу оценки,
перечисленных ниже направлений профессиональной подготовки учителя.
определите уровень развития
Баллы
1
2
3
Уровень развития
Низкий
Средний
Высокий
№
п/п
Диагност
ические
блоки
Состав
диагностических
блоков
Диагностические параметры
Баллы
Направле
ния
профессио
нальной
подготовк
и учителя
1. Научно
теоретиче
ская
подготовк
а
Содержание
подготовки
учителя
Показатели
подготовленности учителя
оценки
Знание
науки
1.
теоретических
основ
преподаваемого
предмета
1.Ориентация в целях и задачах
науки
2.
Владение
закономерностями
3.
терминологией
4. Ориентация в отборе содержания
обучения на основе научных данных,
законов
фактов,
основными
науки
научной
Оперирование
понятий,
6 5. Понимание логики науки.
2. Знание методов
науки
преподаваемого
предмета
3. Знание истории
развития науки и
современных
ее
достижений
научного
Ориентация в многообразии
1.
познания
методов
2. Понимание сущности методов,
используемых
науке
3. Представление о возможности
использования методов науки в
процессе преподавания предмета
в
1. Ориентация в истории научных
открытий
2. Понимание необходимости ее
использования
процессе
в
преподавания предмета
содержанием
3.Владение
о
современных достижениях науки и
практики
4. Представление о роли и месте
использования этих знаний в обучении
Оптимальный уровень до 0,8 балла Допустимый уровень до 0,6
балла Критический уровень ниже 0,3 балла
баллов
бх
3
12
К
1
2. Методиче
ская
подготовк
а
Знание
1.
содержания
образования
обучающихся по
учебному предмету
1. Представление роли учебного
предмета в системе обучения,
воспитания и развития школьников
2. Понимание целей и задач обучения
обучающихся по учебному предмету
3. Ориентация в учебных планах и
программах преподавания учебного
предмета 4. Вычисление
ведущих знаний, умений и навыков,
которые необходимо сформировать у
обучающихся
процессе
преподавания учебного предмета
в
2. Знание методов
и
приемов
1. Понимание адекватности методов
и приемов обучения целям и
7 обучения
школьников
учебному предмету
3. Знание форм
организации
обучения
школьников
учебному предмету
4.Знание средств
обучения
школьников
учебному предмету
содержанию обучения учебному
предмету 2.
Ориентация в разнообразии и целевой
направленности различных методов и
приемов обучения обучающихся
учебному предмету 3. Понимание
сущности различных методов
обучения школьников и специфики их
использования
процессе
преподавания учебного предмета 4.
Ориентация в новых методах и
приемах обучения, в новых подходах
к использованию традиционных
методов обучения
в
1.
Понимание взаимной связи
содержания,
форм и методов
обучения обучающихся учебному
предмету 2.
Ориентация в
разнообразии и специфике различных
форм
обучения
школьников учебному предмету 3.
Ориентация в новых формах
организации обучения обучающихся
учебному предмету, их сущности и
условиях успешного использования в
преподавании
организации
средств
1. Ориентация в разнообразии,
специфике и условиях использования
различных
обучения
обучающихся учебному предмету 2.
Понимание роли и функций средств
обучения в активизации УПД
обучающихся и развитии их интереса
к учебному предмету, в решении
других педагогических задач
Оптимальный уровень до 0,8 балла Допустимый уровень до 0,6 балла
Критический уровень ниже 0,3 балла
баллов
313
бх
К
2
8 3. Психолого
педагогичес
кая
подготовка
1.
Знание
психологических
особенностей
обучающихся
2.
Знание
психологических
закономерностей
обучения,
воспитания
развития
школьников
и
Знание
3.
теоретических
основ педагогики
4.Знание
педагогических
технологий
школьников
1. Ориентация в психологических
особенностях
и
необходимости их учета при отборе
содержания,
форм и методов
обучения
2. Понимание роли психодиагностики
в
обучающихся
3. Ориентация в диагностических
методах оценки развития различных
сторон психики личности школьников
развитии
Понимание закономерностей
1.
познания
2. Ориентация в компонентах учения,
их сущности и логической
взаимосвязи
3. Понимание психологических основ
обучения, воспитания и развития
личности школьников различных
возрастных групп
1.
Понимание целей и задач
педагогических взаимодействий со
школьниками в процессе их обучения,
воспитания и развитии 2.
Ориентация в методах педагогической
диагностики уровня обученности и
воспитанности
обучающихся
3.
Представление о психологии
уроков и характеристика уроков
разного
типа
4. Ориентация в классификации
методов обучения и характеристика
каждого из них.
и
1.Понимание
необходимости
управления УПД учащихся и места
учителя
этом процессе
2.Владение приемами планирования и
организации личного труда и труда
школьников 3.
Ориентация
содержании
контрольноаналитической
в
9 деятельности учителя в процессе
обучения
обучающихся
4. Владение приемами педагогической
техники
Оптимальный уровень до 0,8 балла Допустимый уровень до 0,6 балла
Критический уровень ниже 0,3 балла
К
К
3
1
КК
2
3
баллов
бх
3
12
К
3
1.2.Анкета "Определение затруднений педагогов при организации учебного
процесса"
Инструкция:
Уважаемый педагог! Определите степень своих затруднений в приведенных ниже
аспектах педагогической деятельности (поставьте "галочку" в соответствующей
графе).
Аспект
деятельности
педагогической
Степень затруднения
Очень
сильная
Сильная
Средняя
Слабая или
отсутствует
Тематическое планирование
Поурочное планирование
Планирование самообразования и
повышение
педагогического
мастерства
Овладение содержанием новых
программ и учебников
Умение ставить цели урока
Умение отработать содержание
материала к уроку в соответствии с
поставленной задачей
Использование
форм на уроке
Использование
эффективных
элементов
10 педагогических
современных
технологий
Умение провести самоанализ
урока
Проведение практических работ,
предусмотренных программой
разумной
Осуществление
дифференцированного подхода к
обучению
Развитие у обучающихся интереса
к предмету
Использование межпредметных
связей
Описание своего опыта работы
Умение провести анализ урока
коллеги
Обеспечение
дисциплины на уроке
Учет, оценка знаний, умений и
навыков учащихся
Выявление типичных причин
неуспеваемости учащихся
Внедрение ППО, описанного в
литературе
Внедрение ППО коллег своей
школы (другой школы)
Организация внеклассной работы
по учебному предмету
Эффективное
оснащения кабинета
Работа
учащимися
Работа с одаренными детьми
Оснащение кабинета новыми
наглядными пособиями
Диагностика уровня обученности
учащихся
Составление
программы по учебному предмету
Организация
научно
исследовательской деятельности с
неуспевающими
использование
авторской
с
11 учащимися
Обработка результатов:
Обработка результатов производится путем анализа ответов и выделения
проблемных зон.
1.3. Опросник профессиональных затруднений и потребностей в
профессиональном самоопределении
Инструкция:
Уважаемый коллега!
Предлагаем Вам оценить свои профессиональные знания, актуальные проблемы и
потребности, возникающие в Вашей деятельности.
Оцените каждое из приведенных ниже утверждений по 5балльной шкале,
где:
1 балл – данное качество у Вас практически не выражено/данный вид
деятельности у Вас практически отсутствует;
2 балла – данное качество недостаточно развито/данный вид деятельности
встречается умеренно редко;
3 балла – данное качество развито средне/ данный вид деятельности встречается
умеренно часто;
4 балла данное качество достаточно сильно развито / данный вид деятельности
встречается часто;
5 баллов данное качество очень сильно развито / данный вид деятельности
встречается постоянно;
Рядом с каждым утверждением поставьте цифру, соответствующую Вашему
ответу.
1
2
Глубокие знания по преподаваемому предмету.
Знание дополнительной литературы,
умение ориентироваться в
соответствующих научных и научнопопулярных изданиях.
12 Знание современной практической (производственной, культурной, бытовой)
3
ценности преподаваемого предмета, широкое использование этой информации на
занятиях.
4
Эффективный текущий контроль и коррекция процесса усвоения материала.
Уверенное владение традиционными методами обучения (объяснение, показ,
5
закрепление).
6
7
Использование в работе форм и методов активного обучения.
Использование в работе нетрадиционных систем и методов обучения
(деловые игры, мастерклассы, семинары).
8
Участие в работе творческих групп, методических объединений, школ
передового опыта в рамках образовательного учреждения.
9
Владение методами анализа учебнометодической работы по предмету.
10 Составление и реализация индивидуальных программ обучения.
11 Умение руководить творческим семинаром.
12 Использование в работе передового педагогического опыта.
13 Ведение экспериментальной работы по апробации и внедрению передовых
педагогических методик и программ.
14
Использование в работе наглядных и технических средств обучения.
15 Умение заинтересовать учащихся своим предметом.
16
Умение найти индивидуальный подход к каждому ученику.
Знание основных интересов, потребностей и возрастных особенностей детей.
17
18 Умение сформировать у учащихся потребность в углубленном изучении
вашего предмета.
19 Способность быстро устанавливать и легко поддерживать рабочую
дисциплину на занятии.
20 Умение установить на занятии доброжелательную, комфортную обстановку.
21 Демократический стиль общения с детьми, основанный на взаимном
уважении и доверии.
13 22 Хорошее знание индивидуальных психологических особенностей своих
учащихся, тонкое понимание мотивов их поступков.
23 Умение предотвращать и успешно разрешать межличностные конфликты,
возникающие на занятии.
Регулярное общение с коллегами, активный обмен информацией и опытом.
24
25 Взаимодействие с родителями детей, совместное решение их проблем.
ОБРАБОТКА И АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ
Опросник предназначен для диагностики уровня педагогического мастерства.
Пункты опросника содержат описание основных профессиональных умений и
навыков педагогов. Каждый пункт оценивается в пятибалльной системе в
зависимости от развитости того или иного навыка или активности использования в
работе того или иного приема.
Опросник состоит из 25 пунктов, сгруппированных в шесть блоков:
1
Информационный – владение педагогом основной и дополнительной
информацией по предмету (пункты 1,2,3);
2 Методический – владение традиционными и нетрадиционными методиками
преподавания (пункты 4,5,6, 7, 9, 10, 14);
3 Мотивационный умение создать интерес и управлять познавательной
мотивацией обучающихся (пункты 15, 16, 17,18, 22);
4
Организаторский
– умение эффективно организовать собственную
деятельность и образовательный процесс (пункты 11,19);
5
Коммуникативный – умение установить комфортный психологический
климат в коллективе, эффективно общаться с детьми, родителями и коллегами
(пункты 20, 21, 23, 24, 25);
Инновационный – стремление к профессиональному саморазвитию и
6
самосовершенствованию (пункты 8, 12, 13).
При обработке результатов сначала подсчитывается общее количество баллов по
каждому из шести блоков отдельно, а затем эти суммы умножаются на
14 коэффициент (для каждого блока он свой: 1 блок – 2,33;2 блок – 1;3 блок – 1,4;4
блок – 3,5;5 блок – 1,4;6 блок – 2,33.
Умножение на коэффициент позволяет равноправно сравнивать значения,
полученные по каждому блоку, и выявлять сильные стороны и проблемные зоны
деятельности педагога (максимальное значение по каждому блоку с учетом
коэффициента – 35) .
Также можно просчитать общий показатель по опроснику, сложив значения по
всем шести блокам:
0 – 129 – низкий уровень развития профессиональных умений и навыков;
130 – 169 – средний уровень развития профессиональных умений и навыков;
170 – 210 – высокий уровень развития профессиональных умений и навыков.
II. Диагностика профессиональной готовности, образовательных
потребностей и затруднений педагога в процессе реализации ФГОС
Инструкция:
поставленные вопросы, которые помогут выявить Ваши профессиональные
Просим Вас ответить на
Уважаемый коллега!
потребности при внедрении новых стандартов общего образования.
Ф.И.О_____________________________________________________________
1. Оцените свою осведомленность о содержании, сущности и назначении
ФГОС ОО.
Не знаком(а);
Знаком(а) поверхностно;
15 Знаком(а) в достаточной степени для его внедрения.
2. Оцените свою осведомленность в понятийном аппарате (тезаурусе)
федерального государственного стандарта общего образования, его
нормативноправовой базы.
Не знаком(а);
Знаком(а) поверхностно;
Знаком(а) в достаточной степени.
3. Насколько четко Вы представляете себе структуру стандарта?
Не представляю;
Представляю поверхностно;
Четко представляю и выделяю в тексте.
4. Знакомы ли Вы с документами, обеспечивающими разработку и
реализацию стандарта и отражающими собственно содержание стандарта?
Нет, не знаком с этой информацией.
Подобная информация встречалась мне в современных средствах массовой
коммуникации. Однако конкретно назвать документацию, пожалуй, не смогу.
Да, перечень этих документов мне известен. Я могу без особого труда их
перечислить.
5. Оцените свою готовность к внедрению федерального государственного
стандарта общего образования.
Не готов(а);
Готов(а) поверхностно;
Готов(а) в достаточной степени.
6. Оцените свою мотивированность на работу по внедрению
федерального государственного стандарта общего образования.
Мне это не интересно, но поскольку ФГОС неизбежно будет вводиться, я
вынужден(а) с ним ознакомиться и понять, как осуществлять его внедрение.
16 Не думаю, что ФГОС представляет собой инновационный документ,
определяющий новое «лицо» отечественного образования, однако связываю с ним
определенные ожидания на изменения к лучшему. Именно поэтому я вижу
необходимость в его изучении и внедрении.
Из имеющейся информации о ФГОС из СМИ сделал(а) вывод о наличии в его
тексте множества интересных, инновационных для отечественного образования
идей и предложений. Именно поэтому я заинтересован(а) в его изучении и
внедрении.
7. Какие ожидания Вы имеете, включившись в работу группы:
7.1. Я хочу знать и понимать:
нормативноправовую базу ФГОС ОО;
структуру ФГОС ОО;
содержание ФГОС ОО;
специфику ФГОС ОО;
терминологию ФГОС ОО;
особенности процесса реализации ФГОС ОО.
7.2. Я хочу овладеть компетенциями:
Я хочу овладеть комплексным анализом процесса апробации ФГОС.
Я хочу научиться рассматривать вопросы внедрения ФГОС с позиций
ресурсного обеспечения.
Я хочу получить алгоритм для самостоятельного изучения проблем
реализации ФГОС.
Я хочу научиться обеспечивать привлекательность и живость дискуссий по
проблемам ФГОС ОО и его реализации внутри педагогического сообщества.
Я хочу научиться публично выступать по проблематике ФГОС ОО.
Я хочу научиться использовать в речи часто встречающуюся в литературе по
ФГОС ОО профессиональную лексику.
17 Я хочу научиться аннотировать и реферировать профессиональные печатные
материалы по ФГОС ОО.
Я хочу научиться самостоятельно и в группе работать над проектами,
связанными с реализацией ФГОС ОО.
8. Потребность, в каких знаниях Вы ощущаете наиболее остро? Заполните
таблицу, поставив «+» в нужный столбец:
Знания
В
большой
степени
В
меньшей
степени
Потребно
сти нет
учебных
освоения
(базисных)
Варианты календарно
их
Нормативная база, обеспечивающая
федеральных
процесс
государственных
образовательных
стандартов общего образования (ФГОС).
Состав и содержание документов ФГОС
Содержание
образования:
фундаментальное ядро содержания
Структура
программ.
Примерные и рабочие учебные
программы по предмету.
Анализ
примерных
программ.
тематического планирования,
специфика.
Оценка планируемых результатов
освоения программы
общего
образования.
Особенности форм и методов текущего
оценивания образовательных результатов
обучающихся
Основные направления внеурочной
деятельности по учебным предметам.
Организация второй половины дня.
Другие (укажите, пожалуйста, свои
потребности)________________________
___________________________________
___________________________________
___________________________________
18 III Диагностика информационнокоммуникативной компетенции педагогов
Анкета «ITкомпетентность педагога»
1. Ваш опыт применения ИКТ в образовательном процессе:
а. Не применяю.
b. Менее 1 года.
c. От 1 года до 3 лет.
d. Более 3 лет.
3. Как часто Вы проводите НОД с использованием ИКТ?
a. Не менее одного раза в месяц с мультимедийным проектором.
b. Не менее одного раза в неделю с мультимедийным проектором.
c. Не применяю.
d. Другое ______________________________________________.
4. Что для вас является самым сложным при работе на компьютере?
a. Работать в текстовом редакторе.
b. Создавать электронные таблицы.
c. Готовить мультимедийные презентации.
d. Находить информацию в Интернете.
e. Посылать письма по электронной почте.
f. Другое ______________________________________________.
5. Зачем в образовательном учреждении нужен Интернетсайт?
a. Элемент престижа.
b. Возможность поделиться педагогическим опытом.
c. Для рекламы образовательного учреждения.
d. Не нужен.
6. Выход в Интернет в вашем ОУ доступен для педагогов
a. Во время НОД и после НОД (в течение до 2 часов).
b. Во время НОД и после НОД (в течение более 2 часов).
c. В любое время на компьютерах для педагогов в методическом кабинете.
19 d. В отведенное по графику время на компьютерах в методическом кабинете.
e. Другое_______________________________________________.
7. Можете ли вы использовать электронную почту для отправки и получения
документов?
a. Да.
b. Нет.
c. Другое ______________________________________________.
8. Используете ли вы собственные сайты, форумы, блоги, телеконференции и
т.п. в своей работе?
a. Да.
b. Нет.
c. Другое ______________________________________________.
9. Создавали ли Вы собственные образовательные продукты, перечисленные
ниже:
a. Электронные презентации
b. Электронные обучающие игры
c. Не создавал/а
d. Другое ______________________________________________.
10. Я обучусь(обучался) на курсах «ITкомпетентность педагога» (перечислить
каких)
a. Да __________________________________________________.
b. Нет.
c. Не имею представления, что это такое.
11. Оцените, пожалуйста, примерное количество работников вашего ОУ, которые
выступают в качестве ITконсультантов для своих коллег__________
12. Укажите трудности, которые встречаются на пути достижения целей в
области использования ИКТ в ОУ.
a. Недостаток знаний и умений педагогов использовать ИКТ в работе.
20 b. Недостаточно возможностей повышения квалификации для педагогов.
c. Педагоги испытывают дискомфорт, ввиду того, что многие коллеги больше
них компетентны в области ИКТ.
d. Другое ______________________________________________.
13. На каких мероприятиях, по вашему мнению, можно более эффективно
использовать средства ИКТ? Почему?
_____________________________________________________________________
______________________________________________________________________
14 Перечислите названия образовательных серверов, Интернетпорталов,
которые Вы наиболее часто посещаете:
других различных сайтов,
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
Список рекомендуемой литературы:
1
Битянов, М.Р. Организация психологической работы в школе: (практическая
психология в образовании)/ М.Р.Битянов. М.: Совершенство, 1997. 298с.
21 Воспитательный процесс:
методические
2
рекомендации/ Под ред. Е.Н.Степанова. М.: ТЦ «Сфера», 2001. 122 с.
изучение эффективности:
Давыденко, Т.М. Рефлексивное управление школой: теория и практика/
3
Т.М.Давыденко. М. Белгород, 1995. 251 с.
Сафонцев, С.А. Обеспечение объективности результатов педагогического
4
анкетирования// Педагогическая диагностика.2003,.№1. С.7683.
22
Профессиональная готовность педагога к внедрению ФГОС ООО
Профессиональная готовность педагога к внедрению ФГОС ООО
Профессиональная готовность педагога к внедрению ФГОС ООО
Профессиональная готовность педагога к внедрению ФГОС ООО
Профессиональная готовность педагога к внедрению ФГОС ООО
Профессиональная готовность педагога к внедрению ФГОС ООО
Профессиональная готовность педагога к внедрению ФГОС ООО
Профессиональная готовность педагога к внедрению ФГОС ООО
Профессиональная готовность педагога к внедрению ФГОС ООО
Профессиональная готовность педагога к внедрению ФГОС ООО
Профессиональная готовность педагога к внедрению ФГОС ООО
Профессиональная готовность педагога к внедрению ФГОС ООО
Профессиональная готовность педагога к внедрению ФГОС ООО
Профессиональная готовность педагога к внедрению ФГОС ООО
Профессиональная готовность педагога к внедрению ФГОС ООО
Профессиональная готовность педагога к внедрению ФГОС ООО
Профессиональная готовность педагога к внедрению ФГОС ООО
Профессиональная готовность педагога к внедрению ФГОС ООО
Профессиональная готовность педагога к внедрению ФГОС ООО
Профессиональная готовность педагога к внедрению ФГОС ООО
Профессиональная готовность педагога к внедрению ФГОС ООО
Профессиональная готовность педагога к внедрению ФГОС ООО
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.