В широком смысле слова профконсультация - “это система оказания действенной помощи в трудовом самоопределении учащихся, основанная на изучении личности”
“Можно выделить три этапа в работе по профконсультации:
1. Подготовительная профконсультация должна подвести учащихся к осознанному выбору профессии, ведется она в течение всего периода школьного обучения.
2. Цель завершающей профконсультации - оказание помощи в выборе профессии в соответствие с интересами, склонностями и психофизиологическими способностями ученика. Эту консультацию в 8-11 классах проводят специалисты-профконсультанты совместно с учителями школы.
Профессиональная консультация учащихся.
В широком смысле слова профконсультация “это система оказания
действенной помощи в трудовом самоопределении учащихся, основанная на
изучении личности”
“Можно выделить три этапа в работе по профконсультации:
1. Подготовительная профконсультация должна подвести учащихся к
осознанному выбору профессии, ведется она в течение всего периода
школьного обучения.
2. Цель завершающей профконсультации
оказание помощи в выборе
профессии в соответствие с интересами,
склонностями и
психофизиологическими способностями ученика. Эту консультацию в 811
классах проводят специалистыпрофконсультанты совместно с учителями
школы.
3. Уточняющая профконсультация нередко выходит за рамки школы и
осуществляется в средних профессиональнотехнических училищах, вузах, на
предприятиях и т.п.”
На каждом из этих этапов профконсультация носит разный характер. На
первом этапе подготовка учащихся к выбору профессии немыслима без
развития самооценки и положительных качеств личности. При этом
профконсультация прежде всего носит развивающий характер. Если у
ученика уже сложились интересы, отвечающие его способностям, то задача
профконсультанта, учителя, классного руководителя состоит в том, чтобы
направлять его деятельность.
На втором этапе профориентация носит рекомендательный характер и
решает такие основные задачи: соответствие состояния здоровья требованиям
выбираемой профессии, психологическая готовность личности к овладению
избранной профессией, справочная информация учащихся о содержании и
характере труда, возможностях получения специального образования,профессиональной подготовки и трудоустройства. Согласно этим задачам
выделяют три этапа профконсультации:
психологопедагогическую,
медицинскую и справочную.
Для проведения психологопедагогической консультации используют
данные предварительной профдиагностики личности школьников.
Медицинскую профконсультацию проводят заблаговременно, чтобы дать
возможность подростку самостоятельно подойти к правильному выбору
профессии, исходя из состояния своего здоровья и требований,
предъявляемых человеку профессией. Это работа осуществляется с участием
школьного врача и других медицинских работников.
Отдельные профессии предъявляют повышенные требования к
психологическим особенностям личности. Несоответствие личностных
качеств работника требованиям профессии может привести к перегрузке
нервной системы, а подчас и к заболеванию.
В том случае, если после сопоставления медицинского и психолого
педагогического обследования учащегося с его профессиональной
направленностью обнаружатся противопоказания, профконсультант должен
тактично и доказательно объяснить ему невозможность сделанного им выбора
профессии и рекомендовать ему другую профессию. При этом нежелательно
сделать так, чтобы рекомендуемая профессия не шла в разрез со
склонностями и способностями учащегося, а определенным образом
соответствовала ему.
Третий этап профконсультации связан с поступлением ученика в
профессиональное учебное заведение или непосредственно на работу. Его
можно назвать еще формирующим, ибо основная задача на этом этапе
помочь молодому человеку утвердиться в профессиональном выборе. С
помощью школы учащиеся знакомятся с будущими условиями своей
деятельности, готовясь к обучению в учебном заведении или непосредственно
поступлению на работу.Профессиональная консультация для учащихся по форме проведения
может быть коллективной, групповой и индивидуальной.
Итак, профконсультация “это оказание помощи молодому поколению,
выбирающему трудовой путь в жизни, но не в коем случае не навязывание
своих суждений, не подмена права человека на свободу выбора профессии”