Профессиональная ориентация младших школьников
Кочегарова Н.А. руководитель ШМО учителей начальных классов
Зачем нужны профориентационные занятия младшим школьникам?
В чем специфика профориентационных занятий в начальных классах?
В чём актуальность проведения профориентационных занятий в начальных классах?
Для того чтобы ответить на вопрос об актуальности профориентационных занятий в начальных классах, необходимо кратко описать стадии становления профессионального самосознания.
Профессиональная ориентация младших школьников
Кочегарова Н.А. руководитель ШМО
учителей начальных классов
Зачем нужны профориентационные занятия младшим школьникам?
В чем специфика профориентационных занятий в начальных классах?
В чём актуальность проведения профориентационных занятий в начальных классах?
Для того чтобы ответить на вопрос об актуальности профориентационных занятий в начальных
классах, необходимо кратко описать стадии становления профессионального самосознания.
I. Стадия конкретнонаглядных представлений о мире профессий
Эта стадия берет свое начало в возрасте становления самосознания как такового – в 2,5–3 года и
продолжается вплоть до начала подросткового возраста (10–12 лет). В процессе развития ребенок
насыщает свое сознание разнообразными представлениями о мире профессий. Он в символической
форме пытается проиграть действия шофера, медсестры, учителя, бухгалтера и др., основываясь на
наблюдении за взрослыми. В начальной школе, когда учебнопознавательная деятельность становится
ведущей, то есть определяющей развитие школьника, важно расширять его представления о различных
профессиях. Некоторые элементы профессиональной деятельности ему еще трудно понять, но в
каждой профессии есть область, которую можно представить на основе наглядных образов,
конкретных ситуаций из жизни, историй, впечатлений работника.
На этой стадии создается определенная наглядная основа, на которой базируется дальнейшее
развитие профессионального самосознания. Именно поэтому очень важно создать максимально
разнообразную палитру впечатлений о мире профессий, чтобы затем, на основе этого материала,
ребенок мог анализировать профессиональную сферу более осмысленно и чувствовать себя более
уверенно.
II. Стадия профессионального самопознания
Освоив определенные представления о разнообразных профессиях, школьнику необходимо их
както использовать. Большинство подростков еще не могут реализовать себя, даже частично, в той
или иной профессиональной сфере потому, что еще у них нет достаточного количества ресурсов:
знаний, умений и готовности. Но у них есть сильно выраженная потребность в самопознании,
обусловленная новой ведущей деятельностью – общением со сверстниками. Именно это создает
запрос на самопознание, – в том числе и на самопознание в профессиональной сфере. На этой стадии
занятия характеризуются направленностью на выявление собственных качеств, имеющих отношение к
той или иной профессии, прояснение их содержания, оценке их уровня развития. К завершению этой
стадии (примерно в 14–16 лет) у подростка формируются первичные ожидания от профессии и от
себя в профессии.
III. Стадия профессионального самоопределения
Здесь завершается процесс становления профессионального самосознания. И важно отметить,
что эта стадия у большинства школьников находит свое развитие и после школы! И именно
профориентационные занятия могут содействовать осмысленному выбору школьником своего
профессионального пути. Данная стадия характеризуется наличием сформированного маршрута в
овладении профессией, в наличии устойчивых интересов в связи с профессией и осознанием
определенных личностных изменений, обусловленных требованиями профессии.
Итак, в дошкольном и младшем школьном возрасте профориентационные занятия направлены на
создание у детей конкретнонаглядных представлений о мире профессий. Именно эти представления
создают психологическую основу для дальнейшего развития профессионального самосознания. Для
этой цели и предназначены профориентационные занятия в начальной школе. Какова же их структура?
Структура профориентационных занятий в начальных классах основывается на их возрастных
особенностях. Эти особенности не являются одними и теми же для первого и для четвертого классов.
1 Необходимо кратко их рассмотреть, чтобы понять обоснованность использования тех или иных
методов работы.
Возрастные особенности младших школьников
Игра еще некоторое время после начала обучения в школе продолжает оставаться ведущей
деятельностью учащегося (то есть той деятельностью, которая определяет развитие человека в тот
или иной период его жизни). В игре совершенствуются ручные движения и умственные операции.
Поэтому в профориентационные занятия для первоклашек мы должны включать дветри игры,
связанные с какимито простыми операциями, касающимися темы занятия. Например, педагог,
рассказывающий о профессии ювелира, говорит о том, что изготовлению изделия предшествует
рисунок, чертеж. Он рассказывает на доступном детям языке о наиболее простых закономерностях
композиции – двухтрех – не более, – и школьники изображают рисунок будущего ювелирного изделия
на листе бумаги . К семи годам ребенок уже может мысленно расчленять предмет на части, а затем
объединять их в целое. Но эта способность развивается не сама собой, а посредством
конструкторской, художественной, творческой деятельности. Дети могут выделять:
структуру предметов,
их пространственные особенности,
соотношения частей.
Доказано, что если эти способности развиты в достаточной степени, тогда учащиеся легче
запоминают материал. Эту возрастную закономерность педагог может использовать при выполнении
заданий на визуализацию (метод направленного воображения).
К началу учебы в школе начинает формироваться так называемое словеснологическое
мышление, которое предполагает умение оперировать словами, понимать логику рассуждений, уметь
аргументировать свою точку зрения.
Первоклассники при работе с какимто понятием отмечают, прежде всего, наиболее наглядные,
внешние признаки, характеризующие действие объекта (что он делает?), его назначение (для чего он?)
– им еще сложно определять внутреннюю сущность предмета, отнести его к какомуто виду, подвиду.
Например, «трактор» для них – это «для того, чтобы ездить в поле», «чтобы помогать копать
картошку», а не «вид сельскохозяйственного транспорта».
Ученик первого класса часто подменяет аргументацию и доказательство простым указанием на
реальный факт или опирается на аналогию (не всегда подходящую). Особо трудно первоклассникам
«дается» понимание и установление причинноследственных связей (от причины он еще может
вывести следствие, но от следствия – к причине – сложно). Например, вопрос: «Почему засохло
растение?» гораздо сложнее, чем вопрос «Что произойдет, если растение не поливать?»
Именно поэтому в процессе планирования профориентационного занятия важно учить выделять
в профессии существенные, главные стороны. Сразу не все дети смогут понять, что бухгалтер – это не
«тот, кто сидит за компьютером», а шофер не «тот, кто ездит на машине». Педагогу необходимо
проявлять настойчивость в том, чтобы дети формулировали представление о профессии на основе
существенных признаков. Например, с помощью наводящих вопросов: «Но ведь и ты сидишь за
компьютером, когда играешь. Ты ведь – не бухгалтер! А кто же такой – бухгалтер. Вспомни наше
занятие!»
Дети в этом возрасте запоминают механически, неорганизованно. Им легче заучить, чем
рассказать «в общих чертах», поэтому важно развивать осмысленное запоминание.
Внимание еще неустойчиво. Дети (особенно в первые четыре месяца обучения) легко
отвлекаются, быстро утомляются... Долгие (более 4–5 минут) диспуты на темы:
Как быть хорошим другом?
Как вести себя хорошо? и т.п.
представляются не эффективными.
Учитывая этот факт, необходимо основываться в планировании урока на познавательных
интересах детей. Что им действительно интересно! А им интересно:
играть,
2 слушать и обсуждать сказки,
рисовать «свою жизнь»,
рассказывать о себе,
фантазировать,
решать кроссворды, ребусы,
разыгрывать сценки,
угадывать секреты,
им нравится получать от учителя личную – но конкретную – похвалу и многое другое).
При планировании профориентационных занятий необходимо учитывать особенности и включать
различные модификации существующих психологических игр. Например, есть игра на развитие
ощущений и восприятия «Волшебный мешочек». В какойто мешочек складываются различные
предметы, связанные с разными профессиями. Не заглядывая внутрь его, – только на ощупь – ученики
должны угадать предметы и связать их с какимито профессиями.
В этом возрасте ребята часто действуют не подумав, то есть импульсивно, у них плохо
получается долго преследовать намеченную цель. Им интересна не сама по себе учебная деятельность,
а результаты своего труда (то есть не «получение новых знаний», а «что у меня из всего этого выйдет
и как к этому отнесется учительница»).
Во второмчетвертом классах возрастные особенности младшего школьника уже не столь сильно
связаны с дошкольным периодом, поэтому мы их рассматриваем отдельно.
Восприятие детей 2–4го классов становится уже более дифференцированным.
Если
первоклассники могут путать буквы, цифры, то младшие школьники во 2–4х классах уже не
допускают подобных ошибок. Тем не менее, необходимо продолжать использовать в работе
упражнения на сравнение двух схожих объектов, явлений, слов, значений, ситуаций и т.д. Учащиеся 2–
4го классов уже могут не просто назвать предмет, но и описать, из каких частей он состоит, описать
его функции и роль в жизни людей. Они попрежнему испытывают трудности в описании объемных
фигур, поэтому необходимо эту способность целенаправленно развивать.
Очень важно во 2–4м классах развивать способность к интерпретации (объяснению). Если в
первом классе некоторым детям сложно перечислить и объяснить, что изображено на картинке, то во
второмчетвертом нам необходимо развивать умение детей описывать, какие события изображены на
картинке и оценивать происходящее на ней. Если у дошкольников и первоклассников наблюдение
носит целостный (нераздельный, недифференцированный) характер, то во 2–3м классе взрослому
необходимо развивать:
умение устанавливать внутренние взаимосвязи между наблюдаемыми предметами и явлениями,
умение сравнивать ситуации, явления, предметы между собой,
попрежнему важно развивать у детей умение аргументировать свою точку зрения.
Во 2–4м классах детям легче, но попрежнему сложно самим ставить задачи для запоминания
(что необходимо запомнить, зачем, что – дословно, а что – в общих чертах), им сложно запоминать «в
общих словах». Таким образом, необходимо:
развивать способность детей ставить цели запоминания,
а также – обучать их навыкам мнемотехники.
Успешность запоминания в этом возрасте связана не с низким уровнем памяти, а с плохо
развитым произвольным вниманием и слабой мотивацией.
Если первоклассники могут сохранять внимание в течение лишь 30–35 минут, то во 2–4м
классах это время увеличивается до 40–45 минут. К окончанию 3–4го классов школьники должны
уметь быстро переключать внимание с одного объекта на другой. Также важно развивать умение
распределять внимание (между чтением и слушанием, например). Эта способность развивается при
использовании парных и групповых форм работы. Например, назвать качества, необходимые для
определенной профессии, детям начальных классов легче в парах.
Попрежнему активно развивается воображение детей, которое необходимо использовать для
развития пространственного мышления, стратегического мышления и прогностичности.
3 К 3–4му классам учащиеся уже должны:
уметь выделять иерархию понятий,
вычленять более широкие и более узкие понятия,
находить связи между родовыми и видовыми понятиями.
Если средний первоклассник аргументирует явление, ссылаясь на какойто факт, то к 4му
классу ученик может развернуть аргументацию, дать обоснованное доказательство.
В старших классах начальной школы дети все больше осознают и формулируют нормы поведения
(а в первом классе они лишь могли сослаться на установленные взрослыми нормы). К 3му классу (в
связи с изменением внутренней позиции) возрастает количество негативных самооценок, поэтому
важно формировать умение объективно оценивать свои собственные силы, возможности, выделять и
опираться на свои позитивные качества. Также в этом возрасте мотив «хочу» меняется на мотив
«надо».
Без учета возрастных особенностей профориентационное занятие в начальных классах будет
неэффективны.
Структура профориентационного занятия в начальной школе
Из краткого анализа возрастных особенностей младшего школьника можно сделать вывод о
существенных аспектах построения профориентационного занятия в начальной школе. При
планировании мы опираемся на общепринятую структуру описания любого учебного или
воспитательного занятия: тема, цель, задачи, обоснование, краткий план, используемые материалы,
ход занятия, анализ и используемые источники. В общем и целом, по такому плану педагоги
описывают свои занятия. Будем его придерживаться и при описании профориентационных занятий –
только с учетом специфики темы. Тема занятия будет соответствовать той профессии, с которой
будут знакомиться учащиеся: инженер, дизайнер, учитель или повар. Звучать это может примерно
так: «Знакомьтесь! Профессия – повар!»
Цель:
Общая цель занятий по профориентации младших школьников – создание условий для
формирования конкретнонаглядных представлений о существенных сторонах профессии. В
некоторых методических рекомендациях по целеполаганию учителей просят формулировать не одну,
а сразу три цели:
учебную,
развивающую
воспитательную.
Если учебная цель для профориентационных занятий уже сформулирована, то развивающую
цель можно выписать из возрастной психологической характеристики школьника). Например,
развитие осмысленного запоминания,
развитие дифференцированного восприятия,
развитие произвольного внимания и др.
Что же касается воспитательной цели, то обычно в формулировках целей такого типа
используются термины – «ценности», «нормы поведения».
Примером воспитательной цели может быть:
осознание учащимися ценности и важности профессии в современном мире;
совместное обсуждение и осмысление важности таких качеств, как ответственность и
аккуратность для успешного выполнения профессиональных обязанностей.
Уважаемый читатель сам определится, какой стратегией целеполагания ему стоит
воспользоваться – полной или сокращенной. Главное – цель должна быть сформулирована
максимально конкретно и должна объективно наблюдаться у большинства учащихся (по их продуктам
деятельности, по словам, по их поведению).
Задачи:
4 Задачи представляют собой некие промежуточные шаги по достижению цели занятия. Если
занятие рассчитано на 40–45 минут, то понятно, что таких задач не может быть более трехчетырех. К
примеру, мы знакомим детей с профессией повара. Задачи могут быть такими:
провести минилекцию об основном содержании профессии повара;
познакомить учащихся с основными требованиями профессии повара к человеку;
познакомить учащихся с основными орудиями труда;
подвести итог занятия.
Если вы хотите чтото еще провести для достижения цели:
посмотреть вместе с учащимися видеосюжет и потом обсудить его,
пригласить для беседы представителя этой профессии,
провести работу в малых группах и так далее,
то это нужно отразить в задачах.
Самое главное – они должны быть сопоставимы с целью и сформулированы максимально
понятно и конкретно.
Краткий план занятия
По краткому плану Вы сможете примерно сориентироваться и оценить первичные риски и
возможности: хватит ли у вас времени на то или иное задание, готовы ли Вы к тому, что останется
свободное время. Педагоги начальной школы хорошо знают, что детей нужно приучать к четкому
распорядку, поэтому не рекомендуется заканчивать задание раньше времени. Для этого составляется
краткий план.
Используемые материалы
Из описания возрастных особенностей младшего школьника вы можете сделать вывод о том, что
для детей этого возраста очень важна наглядность и смена видов деятельности. Желательно, чтобы
эти особенности нашли свое отражение в подборе материалов.
Например, для знакомства детей с профессией повара могут использоваться: бумага формата
А4, цветные карандаши, раздаточные материалы «Орудия труда повара», «Кроссворд», карточки для
игры «Дорисуй», форма одежды повара.
Ход занятия
На этом этапе подробнейшим образом описывается, что нужно делать и говорить. Если нет
достаточно большого опыта работы с маленькими детьми, то:
в речи могут проскальзывать недетские слова, слишком общие формулировки;
могут быть ошибки в выборе наглядных пособий (схемы и графики детям не подходят!).
Но для того, чтобы рекомендации принесли пользу, занятие должно быть максимально подробно
описано!
Обсудив структуру профориентационного занятия, в заключение предлагается рассмотреть
наиболее существенные элементы его содержания. Это – своеобразные «кирпичики», из которых
строится само занятие.
Минилекция о содержании профессии.
Лучше всего рассказывать о профессии самому специалисту, беседуя с ним, и задавая вопросы.
Лучше, конечно, вести эту беседу прямо на рабочем месте, но так как сделать это не всегда
получается по объективным причинам, то нужно представить эту профессию максимально наглядно.
Рассказ о профессии должен длиться не более 5–7 минут, с сопровождением наглядных материалов:
фотографий, рисунков, орудий труда и др. Рекомендуется представлять рассказ о профессии в форме
истории об одном дне специалиста, о его биографии. Но независимо от выбранной формы, лекция
должна быть проведена на языке ребенка начальных классов и включать в себя такие моменты, как:
условия труда,
орудия труда,
история профессии (откуда произошло слово, как менялся облик профессии и т.д.),
ограничения при работе по этой профессии,
интересные случаи.
5 Эта информация может быть разделена на отрывки и рассказываться фрагментами.
Рисуночные методики.
Для того чтобы оценить, насколько учащиеся усвоили основные элементы профессии, можно
попросить их нарисовать, как они себе представляют человека, выполняющего эту работу. Особенно
рисуночные методики уместны для учеников 1–2х классов, которые еще не столь свободно владеют
письменной речью. В начале занятия можно попросить детей – в паре – в левой части листа А4 – в
течение 4–5 минут изобразить, как они себе представляют эту профессию; а в конце занятия – в
правой части они изображают свои представления после проведения занятия. Сравнительный анализ
позволит оценить эффективность занятия.
Игры, связанные с профессией.
Существует множество игр и упражнений, направленных на осмысление какихто элементов
изучаемой профессии (см. список литературы). Например, «Угадай профессию по жестам», «Вспомни
как можно больше слов на букву “…”, связанных с данной профессией», «Выбери из карточек только
те орудия труда, которые связаны с этой профессией» и др.
Итак, рассмотрены основы проектирования профориентационного занятия для начальных
классов. Школьный библиотекарь может их проводить в рамках еженедельного «Дня карьеры».
Основой этой формы работы является собственно проведение самого профориентационного занятия.
Но дополнительными структурными элементами могут быть:
Беседы с приглашенными специалистами.
Только важно помнить, что специалистов нужно готовить и направлять их речь в русло, понятное
детям. Обычно, в первую очередь, обращаются к родителям, которые могут в субботний день прийти
и рассказать о своей профессии. Важно помнить, что многие родители стесняются выступать перед
аудиторией и сами не смогут составить план выступления – с ними надо работать.
Оформление уголка профессии в пространстве класса.
В этом уголке могут быть книги, фотоматериалы, так или иначе связанные с профессией. В
процессе проведения занятия к этому уголку необходимо обращаться, чтобы он не был чемто
искусственным, нерабочим.
Организация экскурсий на предприятия города или области.
Причем речь не идет только о больших заводах. О наблюдении за какойто профессией можно
договориться в ближайшей от школы фирме. В проведении экскурсии главное – сосредоточиться на
одной какойто профессии или группе взаимосвязанных профессий, а не смотреть «вообще фабрику».
Для целей профориентации важно показать существенные характеристики профессии.
Ведение школьниками «Профессионального портфолио»,
в которое они будут вкладывать интервью с родителями, вырезки из газет, свои рисунки и
письменные работы. К этому портфолио мы время от времени возвращаемся – детям нравится
смотреть, какие у кого новые материалы появились.
У ребят начальных классов только начинает складывать интерес к профессиям. Общественно
полезный труд, в котором участвуют младшие школьники, оказывает определяющее влияние на
формирование их интересов. Когда младшие школьники видят и чувствуют, что их труд нужен людям,
они от этого испытывают огромное удовлетворение.
Возрастные и психологические особенности младших школьников позволяют уже с 1го класса
проводить определенную работу по расширению их представлений о труде, знакомить с наиболее
популярными профессиями в промышленности, сельском хозяйстве, сфере обслуживания.
Цели и задачи профориентационной работы в 1 классе состоят в формировании первых умений и
навыков общего труда на пользу людям, культуры труда, в расширении знаний о производственной
деятельности людей, о технике, в воспитании уважения к людям труда, понимание значения труда в
жизни человека.
Примерные виды и формы работы в 1 классе
Сентябрь
Экскурсия на школьный участок. Беседа «Труд людей осенью»
6 Октябрь
Экскурсия в школьный кабинет технологии. Проведение беседы по материалам экскурсии
Ноябрь
Экскурсия ни строительство жилого дома. Встреча со строителями
Декабрь
Беседа «Уважение к людям труда» (рассказы родителей о своем труде)
Январь
Экскурсия на почту. Знакомство с работниками почтового отделения
Февраль
Экскурсия на животноводческую ферму. Беседа по материалам экскурсии
Март
Экскурсия по городу
Апрель
Беседа. Д/ф «Весенние работы в саду, огороде, поле»
Май
Беседы на тему «Бережное отношение к природе». Выращивание цветочнодекоративных
растений. Экскурсия в сад
Цели и задачи профессиональной работы во 2 классе: продолжать знакомство школьников с
трудом окружающих людей, углублять их представления о разных профессиях. Второклассники
учатся устанавливать отношения в трудовых группах, осваивать различные умения и навыки трудовой
деятельности.
Примерные виды и формы работы во 2 классе
Сентябрь
Беседа «Труд людей осенью». Беседы о профессиях тракториста, шофера, комбайнера,
овощевода
Октябрь
Лес. Работники лесничества
Ноябрь
Работа автоинспектора. Беседа «Будь внимателен на улице»
Декабрь
Знакомство с профессией портнихи.
Январь
Работа технического персонала школы. Оказание помощи в уборке
Февраль
Профессии наших пап
Март
Знакомство с профессиями наших мам
Апрель
Экскурсия в библиотеку. Беседа о характере работы библиотекаря
Май
Работа на пришкольном участке и выращивание комнатных растений из черенков
Цели и задачи профориентационной работы в 3 классе: продолжение развития общетрудовых
знаний, умений и навыков, знакомство с трудом окружающих людей и их профессиями, выработка
первых навыков организации своей работы и работы товарищей. Проявлять активность и инициативу в
поисках полезных дел. Воспитывается чувство ответственности за качество выполняемой работы.
Примерные виды и формы работы в 3 классе
Сентябрь
Работа на пришкольном участке. Профессия цветовода
октябрь
Беседы о профессиях каменщика, штукатура, маляра, плотника. Встреча с выпускниками школы
7 Ноябрь
Экскурсия в школьную мастерскую. Профессии слесаря, токаря, шлифовщика
Декабрь
Просмотр диафильма «Будь осторожен с огнем». Беседа, о профессии пожарного
Январь
Наши магазины. Работники магазина. Экскурсия в магазин
Февраль
Я мастер. Сделай своими руками подарки папам
Март
Профессии наших мам. «Мамы всякие нужны, мамы всякие важны»
Апрель
Знакомство с профессией повара
Май
Работа на пришкольном участке
Цели и задачи профориентационной работы в 4 классе: обобщая и развивая представления о
труде, полученные учащимися в 13 классах, продолжать воспитывать любовь к труду, уважение к
людям труда. Расширять и углублять представления о различных профессиях.
Примерные виды и формы работы в 4 классе
Сентябрь
Экскурсия в автохозяйство. Знакомство с профессией шофера
Октябрь
Работа на пришкольном участке.
Ноябрь
Экскурсия в школьную столовую. Знакомство с профессией повара.
Декабрь
Экскурсия в мед. пункт. Знакомство с профессиями здравоохранения.
Январь
Профессия моих родителей (встречи, беседы)
Февраль
Знакомство с профессиями животноводства.
Март
Экскурсия в магазин. Знакомство с профессией продавца, кассира
Апрель
Просмотр диафильма «Весенние работы в саду, в поле, на огороде
Май
Беседа «Чем я могу помочь дома»
8
Профессиональная ориентация младших школьников
Профессиональная ориентация младших школьников
Профессиональная ориентация младших школьников
Профессиональная ориентация младших школьников
Профессиональная ориентация младших школьников
Профессиональная ориентация младших школьников
Профессиональная ориентация младших школьников
Профессиональная ориентация младших школьников
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.