«Профессиональная ориентация обучающихся с инвалидностью и ОВЗ в организациях общего образования»
Оценка 4.8

«Профессиональная ориентация обучающихся с инвалидностью и ОВЗ в организациях общего образования»

Оценка 4.8
Педсоветы
docx
математика
Взрослым
26.11.2017
«Профессиональная ориентация обучающихся с инвалидностью и ОВЗ в организациях общего образования»
Ключевые слова: аспекты, профессиональное самоопределение, профессиональный отбор, координация профориентационных мероприятий, многоаспектная система В данной статье рассмотрены аспекты многоуровневого образования. Все аспекты связаны с формированием общественно значимых мотивов выбора профессии. В статье подводится итог, что «чистая» профориентация малоэффективна: проблемы профессионального самоопределения необходимо рассматривать в более широких контекстах планирования своей жизни и поиска своего места в ней. Дефект слуха – это всегда большая проблема, как для ребёнка, так и для его родителей. Порой тяжело понять и смириться с тем, что человек на всю жизнь лишён возможности воспринимать окружающий мир со всем его разнообразием звуков, что между ребёнком, с проблемами слуха, и окружающими его людьми всегда будут возникать препятствия. Но это не значит, что ребёнку грозит одиночество в этом мире, наша цель помочь ему адаптироваться в нём.
Профессиональная ориентация обучающихся с инвалидностью и ОВЗ в организациях общего образования.docx
Профессиональная ориентация обучающихся с инвалидностью и ОВЗ в организациях общего образования Ключевые   слова:   профессиональное   самоопределение, профессиональный   отбор,   координация   профориентационных   мероприятий, многоаспектная система  аспекты, В данной статье рассмотрены аспекты многоуровневого образования. Все аспекты   связаны   с   формированием   общественно   значимых   мотивов   выбора профессии.   В   статье   подводится   итог,   что   «чистая»   профориентация малоэффективна: проблемы профессионального самоопределения необходимо рассматривать в более широких контекстах планирования своей жизни и поиска своего места в ней. Key words:  aspects, professional identity, occupational selection, coordination of career guidance activities, multifaceted system   Annotation This article describes the aspects of multi­level education. All aspects related to the   formation  of   socially   important   motives   of   choice  of   profession.  The   article concludes that the "pure" ineffective career guidance: issues of professional identity need to be considered in the wider context of planning one's life and finding their place in it. Дефект слуха – это всегда большая проблема, как для ребёнка, так и для его родителей.   Порой тяжело понять и смириться с тем, что человек на всю жизнь   лишён   возможности   воспринимать   окружающий   мир   со   всем   его разнообразием   звуков,   что   между   ребёнком,   с   проблемами   слуха,   и окружающими   его   людьми   всегда   будут   возникать   препятствия.   Но   это   не значит, что ребёнку грозит одиночество в этом мире, наша цель помочь ему адаптироваться в нём.      В   современном   мире   нарушение   слуха   является   одним   из   самых распространённых   и   трудно   поддающихся   лечению   дефектов,   серьёзно осложняющих   нормальную   адаптацию   человека   в   обществе.   Психолог   Л.С. Выготский   отмечал,   что   глухота   «…изолирует   от   социального   опыта…   Она нарушает социальные связи личности».        Нарушение слуха предполагает некоторые проблемы в семье, в детском саду, школе, в ВУЗе, на работе, во взрослой жизни. В результате общения со слышащими людьми возникает ряд сложностей, в том числе и психологического характера.   Слабослышащий   ребёнок   по–другому   воспринимает   окружающую действительность. Это оказывает существенное влияние на общее психическое развитие.   Как   отмечает   словацкий   учёный   Л.   Пожар,   в   результате   этого «нарушается   функциональное   единство   всех   душевных   явлений,   что   может привести к изменениям целостного процесса развития личности».                      На   процесс   формирования личности инвалида по слуху, успешность коррекции дефекта слуха, дальнейшую реабилитацию и адаптацию большое влияние оказывают следующие факторы: время   возникновения   дефекта,  степень   дефекта,   политика   семьи,  социальное окружение,   форма   полученного   образования.   Остановимся   на   социальном окружении. Живя   среди   людей   с   нормальным   слухом, инвалиды   по   слуху   отмечают   некоторые   отличия   в   отношении   к   себе сравнительно с отношением к их слышащим сверстникам. Чрезмерное внимание, забота,  жалость – может привести к формированию иждивенческих тенденций у глухих   и   слабослышащих.   И,   наоборот,   игнорирование,   пренебрежение   по отношении к ним порождает такие негативные личностные черты инвалидов, как импульсивность и агрессивность. Однако при правильном отношении к ним как к   равноправным   (и   равноценным)   членам   общества   этого   можно   избежать. Невежество, пренебрежение, предрассудки   и страх – вот те социальные факторы,   которые   на   протяжении   всей   истории   являлись   препятствием   для развития способностей инвалидов и вели к их изоляции. Такие факторы привели к тому, что плохо слышащие сами стремятся избежать контакта со слышащими.  Инвалид   по слуху   значительно   больше   зависит   от   эмоциональных   и   воспитательных отношений среды при поступлении в школу, в ВУЗ и в процессе интеграции в общество, чем слышащий человек.        Именно от позиции общества можно судить о мере его гуманности.     В истории существовали 3 основные позиции:                                                            1. Общество старается   исключить   инвалидов   из   своего   круга   как   обузу.   Такая   позиция общества вызывает у инвалидов реакцию избегания социальных контактов, или агрессию.                                      2. Общество занимает позицию преувеличенной заботливости об инвалидах. Таким образом, ограничивается самостоятельность инвалида и развивается его нежелательная зависимость от помощи других, от общества «нормальных».                 3.   В настоящее   время   в   развитых   странах   инвалидов   считают   «нуждающимися   в социальной   заботе»   или   лицами   «со   специальными   нуждами»   (например   в Великобритании и США). При этом специальная забота направлена на то, чтобы инвалиды могли максимально развернуть все свои способности и возможности и, соответственно,   свои   интересы   для   достижения   цели   включиться   в   процесс труда и интегрироваться в общество. к инвалидам ещё нельзя считать оптимальными, несмотря на достаточно высокую освещённость   их   проблем   в   средствах   массовой   информации.   Например, желание сделать что – то реальное для слабослышащих детей, подростков и взрослых,   всё   ещё   является   уделом   узкого   круга   людей.   Эти   факты соответствуют выводам о низком социальном статусе инвалидов в обществе и о проблемах их интеграции. Длительное   время   вопросы   содействия Отношения   общества профессиональному   самоопределению   лиц   с   ОВЗ   ограничивались   лишь   их обучением   трудовым   операциям   в   рамках   определенной   профессии.   Не уделялось должного внимания созданию условий для сознательного выбора и освоения той или иной профессии. Психолого­педагогическое сопровождение профессионального и личностного развития выступает как важнейший фактор формирования личности будущего профессионала. В   настоящее   время   происходит   становление   государственно   – общественной   системы   социально   –   педагогической   помощи   слабослышащим детям,  которая   представлена   с  учётом   собственной   специфики   в   следующих сферах:  ­   государственный   сектор   –   учреждения,   предприятия,   службы   федеральных министерств и ведомств; ­   муниципальный   сектор   –   учреждения,   предприятия,   службы,   создаваемые общественными негосударственными организациями.                          Профессиональная   ориентация,   профориентация,   выбор   профессии   или ориентация на профессию  ­ это система мер, направленных на оказание помощи молодежи в выборе профессии с учетом особенностей личности.  Профессиональная ориентация лиц с ОВЗ – это и система мероприятий: ­ медицинских и психофизиологических; ­ социально ­ педагогических;   ­ психолого­педагогических; ­ организационно ­ управленческих;  ­ социально ­ экономических;     ­ общественно ­ социальных.  Содержание   социально   –   педагогической   работы   со   слабослышащими              детьми включает следующие направления:  ­   формирование   здоровых,   воспитывающих,   гуманных   отношений   в   социуме; ­ содействие саморазвитию личности слабослышащего ребёнка; ­   оказание   помощи   в   социальной   адаптации   и   реабилитации   слабослышащих детей; ­ решение их личных и социальных проблем; ­ выявление и разрешение конфликтных ситуаций в межличностных отношениях;                        ­ организация правового просвещения педагогов, учащихся, разъяснения их прав и обязанностей;                                ­ представление интересов детей специального (коррекционного) учреждения в органах полиции или в суде;                                          ­   сотрудничество   с   администрацией,   психологом,   педагогами   и   другими работниками специальных учреждений в подготовке необходимых документов для дальнейшего трудоустройства или учёбы учащихся;  ­ патронаж слабослышащих детей, нуждающихся в социально – медицинской помощи. Общей   целью   системы   профессионального   образования   является: ­   формирование   у   будущего   специалиста   полной   готовности   к профессиональной деятельности; ­ способности к гибкому изменению деятельности и мышления; ­ к освоению новых знаний; ­   приобретению   многофункциональных   умений,   отвечающих   запросам современного   и   перспективного   рынка   труда,   обеспечивающих профессиональную   мобильность   и   конкурентоспособность   выпускников профессиональных образовательных организаций.    Отсюда   вытекает, Профессия   ­   это   не   только   возможность   занятости,   но   и   творческая,   что   цель всесторонняя   реализация   личности. профессиональной   ориентации   для   профориентолога   –   помочь   человеку правильно   и   рационально   выбрать   профессию   в   соответствии   с   его возможностями   и   склонностями,   воспитать   профессионала,   способного приносить   пользу   обществу.   Этим   обусловлена   и   цель   профессиональной ориентации для молодежи ­ ориентация на трудовой образ жизни, выявление и развитие способностей и интересов, самооценку в соответствии с избираемой профессиональной деятельностью.  Трудности   профессионального   самоопределения   (профориентации) возникают, как правило, у большинства людей. Процедура профориентации для лиц с инвалидностью и ОВЗ сегодня приобретает все более значимый характер, так   как   осознанный   выбор   своего   будущего   для   такого   человека   позволяет сделать   большее,   чтобы   добиться   наибольшего   успеха   в   карьере   и   быть конкурентоспособным. В   любом   случае   профессиональное   самоопределение   предполагает формирование субъективного отношения к конкретной трудовой деятельности, мобильности   на   рынке   труда,   умение   ориентироваться   на   этом   рынке   и подстраиваться под тенденции его изменения. Очевидно, что профессиональное самоопределение   является   частью   личностного   самоопределения. Личностное самоопределение как психологическое явление возникает на границе старшего подросткового и младшего юношеского возраста. Основные характеристики личностного самоопределения заключаются в следующем: ­ потребность в личностном самоопределении представляет собой потребность в формировании смысловой системы, в которой слиты представления о себе и о мире; ­ самоопределение ориентировано в будущее; ­ личностное самоопределение связанно с выбором профессии, но не сводится к нему.   Неоднозначность   определения   профориентации   является   причиной разностороннего подхода в направлениях профориентационной деятельности с молодыми людьми, имеющими инвалидность и ОВЗ и требует включения в эту работу многих специалистов.   Профессиональная   ориентация,   рассматриваемая   через   призму педагогической   практики,   протекающей   под   преобладающим   влиянием педагогов дошкольных и общеобразовательных организаций, преподавателей и мастеров   производственного   обучения   и   других   представителей профессиональных   образовательных   организаций,   при   использовании педагогических   технологий,   приемов   и   методов   принимает   педагогический образ.   сопровождения. Профориентирование лиц с инвалидностью и ОВЗ одно из направлений психолого­педагогического психолого­ педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями ­ это целенаправленная, организованная система деятельности психологов, педагогов, специалистов­дефектологов   по   обеспечению   оптимальных   условий жизнедеятельности   для   детей   в   соответствии   с   их   возрастными, индивидуальными   особенностями,  уровнем   актуального   развития,  состоянием соматического и нервно­психического здоровья.   Процесс   Медико­физиологическое   направление  профориентационной   работы выдвигает   такие   основные   задачи,   как   разработка   критериев   профотбора   в соответствии   с   состоянием   здоровья,   создание   здоровьесберегающей   среды. При   рассмотрении   профориентационных   мероприятий   как   части социально­общественного   процесса  используются   методы   социальной педагогики   и   психологии.   При   этом   социальная   адаптация   молодежи рассматривается через реабилитацию и социализацию в коллективе и в конечном итоге   самоопределение   и   профориентацию   на   потребности   общества. Соответственно, выбор профессии рассматривается, как стремление личности занять   определенное   место   в   социальной   структуре   общества,   в   социальной группе. Кроме того, профориентацию лиц с инвалидностью и ОВЗ необходимо рассматривать   и   с   позиции   теории   управления.   Тогда   следующий   подход   ­ управление всеми этими процессами.  В этом смысле, профориентация может рассматриваться   как   важнейшая   управленческая   задача,   осуществляемая   на разных уровнях. На уровне образовательной организации:  ­  организация   ознакомления   с   трудом   взрослых   и   с   окружающим   миром профессий дошкольников с ОВЗ; ­  организация   трудового   воспитания   дошкольников   и   школьников,   имеющих ограниченные возможности; ­  создание   условий   для   школьной   профориентации   для   самоопределения старшеклассников с ОВЗ; ­   организация   и   создание   условий   для   профессионального   самоопределения старшеклассников;    ­ профориентация лиц с ОВЗ в системе профессионального образования.                                         Современная   система   социально   –   педагогической   помощи слабослышащим детям имеет многопрофильную инфраструктуру. Различные её подразделения входят в блок практической деятельности учреждений органов образования,   здравоохранения,   социальной   защиты   населения,   культуры   и спорта, а также создаются общественными благотворительными организациями, ассоциациями родителей и специалистов, фондами милосердия, религиозными и другими негосударственными структурами.  В нашей стране перспективы получения профессионального образования лицами   с   нарушениями   слуха   зависит   не   только   от   качества,   полученного   в школе образования, тяжести нарушения слуха, степени развития словесной речи, но и от влияния ближайшего социального окружения, а также от готовности системы профессионального образования к вливанию в образовательный поток неслышащих детей. самоопределение   ­   многомерный,   многоэтапный,   многоступенчатый   и динамичный   процесс.   При   этом   подчеркивается,   что   профессиональное самоопределение   не   заканчивается   выбором   профессии,   а   продолжается   в течение всей активной трудовой деятельности человека и подготовки к ней. Профессиональное   Профессиональное   самоопределение состоит из нескольких стадий этапов, причем, для обучающегося с ОВЗ, каждый из этапов является важным. Этапы самоопределения: ­ начальная стадия с рядом периодов младшего возраста:  дошкольный;  младший   школьный   возраст   ­   этап   формирования   профессиональных намерений на основании сбора наиболее общей информации о различных профессиях:   детской   игры,   в   ходе   которой   ребенок   принимает   на   себя разные   профессиональные   роли   и   проигрывая   отдельные   элементы связанного с ними поведения; ­   период   предварительного   выбора   профессии   ­   предварительное проектирование   профессионального   старта   и   жизненного   пути   через подростковую   фантазию,   мечты   подростка,   когда   он   представляет   себя представителем   той   или   иной   привлекательной   для   него   профессии,   к оценке   и   ранжированию   разных   видов   трудовой   деятельности,   с   точки зрения   интересов   подростка,   затем   с   точки   зрения   его   способностей   и, наконец, с точки зрения его системы ценностей, с подпериодами:   весь подростковый;  большая часть юношеского возраста;                                                                ­ период   практического   принятия   решения   о   выборе   профессии, предполагающий   определение   уровня   квалификации   будущего   труда, объема и длительности подготовки к нему, условий профильного обучения; ­   выбор   специальности   ­   формирование   профессиональных   намерений, предварительного выбора профессии, практического принятия решения о выборе профессии с указанием возраста, включает подпериоды:   старший подростковый;  большая часть юношеского возраста. Учитывая характерную для нашего времени тенденцию развития многоуровнего профессионального   образования   наша   специальная   (коррекционная) общеобразовательная   школа   –   интернат   №3   обязана   помочь   выпускникам   с нарушением   слуха   сориентироваться   в   выборе   профессии,   исходя   из   их возможностей и способностей, а также с требованиями общества. Эта задача продуктивно   решается   при   хорошо   организованной   программе,   кружковой работе,   просмотра   фильмов   различной   тематики.   Вся   профориентационная работа   направлена   на   формирование   личности   ученика,   как   человека конкурентно   –   способного   на   рынке   труда,   на   умение   самореализоваться   в личностном и профессиональном плане.  выпускниками данного  учреждения  были проведены  профориентационное  тестирование, дни открытых   дверей,   консультации   для   данной   категории   обучающихся   по вопросам   приема   и   обучения,     специальные   рекламно   –   информационные материалы,   образовательными   организациями, осуществляющими обучение детей с ОВЗ или инвалидностью,  целью которого являлось   выявление   направления   дальнейшего   профессионального   выбора учащихся, согласно основных типов профессий. тестирования занесены в таблицу (см. приложение табл. №1)   взаимодействие Данные   с С     ФИО Анатолий Г. Никита К. Дарья М. Сергей Б. Роман Г. Максим К. Ольга С. Анна В. Наталья Л. Алексей Т. Дамир Т. Александр Т. Алексей К. Анастасия Р. Светлана Г. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 Человек ­ природа Человек ­техника Человек­ человек Человек­ знаковая  система Человек­ художествен ный образ Выбранная  профессия 5 3 4 1 5 1 5 5 3 5 3 3 4 4 5 6 6 4 7 5 7 2 2 2 6 7 5 5 4 2 5 2 2 6 3 4 2 5 7 6 0 4 3 4 5 3 5 2 4 3 5 4 3 3 3 3 5 4 3 1 1 4 4 2 6 3 7 5 6 0 7 3 4 4 5 Автомеханик Разнорабочий Медсестра Автомеханик Дизайнер Автомеханик Дизайнер Парикмахер Педагог  Автослесарь Автослесарь ТО и ремонт  автотранспорта То и ремонт  автотранспорта Лаборант Лаборант Большинство учащихся, прошедших компьютерное тестирование, выбрали профессию в соответствии с теми направлениями, которые набрали наивысший балл. Выбор профессии – задача трудная и ответственная. Особую значимость она приобретает для детей с ОВЗ. Чтобы помочь слабослышащим учащимся определиться   в многообразии профессий.   В   нашем   интернате   разработан   проект   «Путь     в   профессию подростка,   лишенного   слуха».   В   ходе   реализации   проекта   была   проведена тематическая   встреча   «   Фестиваль   профессий»,   на   которой   учащиеся познакомились с профессиями, нужными нашему городу, узнали о различных профессиональных   учреждениях,   Игра   «По     ступенькам   бизнеса»   позволило ребятам получить первоначальные знания о бизнесе и предпринимательстве. Организаторами   проекта   –   инспектором   отдела       переобучения   и профориентации Центра занятости населения и главным библиографом Центра правовой   информации   Центральной   городской   библиотеки   был   проведен завершающий этап  проекта­экскурсии  в учебные заведения и на предприятия города. На   наш   взгляд,   социально­педагогическая   деятельность   по   поддержке слабослышащих   детей   –   это   непрерывный   социально­педагогический целесообразно   организованный   процесс   социального   воспитания     с   учетом специфики  развития  личности  человека  с особыми  потребностями  на  разных возрастных этапах, в различных слоях общества и при участии всех социальных институтов и всех субъектов воспитания и социальной помощи. Отклонение в развитии   приводят   к   «выпаданию»   из   этого   социально   и   культурно обусловленного   пространства,   нарушают   связь   с   социумом,   культурой   как   с источником   развития.   Поэтому   организация   социально­педагогической деятельности   по   поддержке   слабослышащих   детей   –это   построение образовательного   пространства   (за   рамками   учреждения),   которое предусматривает   «обходные   пути»   для   достижения   тех   социальных   задач, которые   в   условиях   «нормы»   достигаются   общепринятыми   традиционными способами. В   системе   многоуровневого   образования   можно   отметить   следующие методические аспекты: ­   экономический   аспект   –   это   процесс   управления   выбором   профессии молодежи   в   соответствии   с   потребностями   общества   через   изучения   рынка труда и возможностей личности; ­   социальный   аспект   профориентационной   деятельности   заключается   в формировании   ценностной   ориентации   молодежи   в   профессиональном самоопределении, где делается акцент на изучении требований к квалификации работника той или иной сферы; ­медико­биологический   аспект   –   это   проведение   медицинского   и психофизиологического   обследования   личности   с   целью   выявления противопоказаний   к   намеченной   профессии   и   выдаче   заключения   о профпригодности; ­педагогический аспект профориентации связан с формированием общественно значимых мотивов выбора профессии и профессиональных интересов молодежи. Успешное профессиональное самоопределение для обучающихся с ОВЗ имеет большое   значение,   и,   если   у   него   имеются   отклонения   в   здоровье,   особенно важно   сделать   правильный   выбор,   так   как   неправильные   установки   в профессиональном самоопределении для обучающихся с инвалидностью могут оказать отрицательное воздействие. Из   нашей   практики   профориентационной   работы   известно,   что   свой окончательный профессиональный выбор человек утверждает только в зрелом возрасте. Делать новый профессиональный выбор в это время очень трудно. Для человека   с   ограниченной   трудоспособностью   исправить   неверный профессиональный выбор особенно тяжело. Поэтому в школьном возрасте важна высококвалифицированная   профориентационная   работа,   исключающая поверхностный   подход   к   выбору   профессии.   Процедуру   выбора   профессии следует   выстроить   так,   чтобы   сам   человек   осуществлял   анализ   ситуации   и принимал решения на основе своих выводов. социальный; экономический;  психологический;  педагогический;  медицинский; психофизиологический. Поскольку   профориентация   по   своей   сути   является   комплексной,   ее разработка базируется на данных многих научных дисциплин, что соответствует различным аспектам профориентации. Выделив следующие аспекты совместной деятельности:  • • • • • • Комплекс мероприятий выстраивается по индивидуальной траектории ребенка или молодого человека с ОВЗ, в соответствии с его медико­физиологическими, психолого­физическими   данными, личностными   особенностями, формирующимися способностями, желаниями и склонностями, а также с учетом потребности в специалистах на предприятии, рынке труда и обществе в целом.    Если   у   индивида   интеллектуальные   способности   сохранены,   то   можно говорить   о   разнообразном   спектре   для   дальнейшего   профессионального образования   в   той   же   мере,   что   и   для   людей   с   обычным   развитием. Профессиональная ориентация, являясь многоаспектной системой, включающая в   себя   просвещение,   воспитание,   проведение   психодиагностических   и коррекционных   мероприятий,   происходит   при   прямом   воздействии, способствующем   самоопределению   обучающегося   через   специально­ организованную деятельность, проводимой как в группе, так и индивидуально.   Литература     ­№8.   –   // ­2007.   Дефектология. 1.Аксенова Л.И. Правовые основы социальной защиты детей с отклонениями в развитии   С.63­69 2.Бочкарева   Г.В.   педагогика   социальной   работы.   –   М.:   Азбука,   2006.   ­408с. 3.Гончарова   Е.Л.,   Кукушкина   О.И.   Реабилитация   детей   с   ограниченными возможностями. – М.: Логос, 2007. ­418 с.  4.Егорова Т.В. Социальная интеграция детей с ограниченными возможностями: Учебное пособие. – М.: Приор, 2005.­442 с. 5.Плахова   Т   В.,   Дмитриева   Л.В.   Система   работы   по   социальной     адаптации слабослышащих детей .// Дефектология. ­2004. ­ № 2. – С.40­42.

«Профессиональная ориентация обучающихся с инвалидностью и ОВЗ в организациях общего образования»

«Профессиональная ориентация обучающихся с инвалидностью и ОВЗ в организациях общего образования»

«Профессиональная ориентация обучающихся с инвалидностью и ОВЗ в организациях общего образования»

«Профессиональная ориентация обучающихся с инвалидностью и ОВЗ в организациях общего образования»

«Профессиональная ориентация обучающихся с инвалидностью и ОВЗ в организациях общего образования»

«Профессиональная ориентация обучающихся с инвалидностью и ОВЗ в организациях общего образования»

«Профессиональная ориентация обучающихся с инвалидностью и ОВЗ в организациях общего образования»

«Профессиональная ориентация обучающихся с инвалидностью и ОВЗ в организациях общего образования»

«Профессиональная ориентация обучающихся с инвалидностью и ОВЗ в организациях общего образования»

«Профессиональная ориентация обучающихся с инвалидностью и ОВЗ в организациях общего образования»

«Профессиональная ориентация обучающихся с инвалидностью и ОВЗ в организациях общего образования»

«Профессиональная ориентация обучающихся с инвалидностью и ОВЗ в организациях общего образования»

«Профессиональная ориентация обучающихся с инвалидностью и ОВЗ в организациях общего образования»

«Профессиональная ориентация обучающихся с инвалидностью и ОВЗ в организациях общего образования»

«Профессиональная ориентация обучающихся с инвалидностью и ОВЗ в организациях общего образования»

«Профессиональная ориентация обучающихся с инвалидностью и ОВЗ в организациях общего образования»

«Профессиональная ориентация обучающихся с инвалидностью и ОВЗ в организациях общего образования»

«Профессиональная ориентация обучающихся с инвалидностью и ОВЗ в организациях общего образования»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
26.11.2017