ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА ПЕДАГОГОВ ПОСРЕДСТВОМ ПРИМЕНЕНИЯ ИНТЕРАКТИВНОЙ БЕСЕДЫ С ЭЛЕМЕНТАМИ ИНФОРМАЦИОННО-КОМУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Оценка 4.6
Исследовательские работы +2
doc
воспитательная работа +2
Взрослым
11.10.2017
Статья посвящена осмыслению активного использования информационно-коммуникационных технологий и интерактивных форм организации занятий во внеурочное время, применение которых вносит в учебно-воспитательный процесс наглядность, красочность, информативность, интерактивность, экономит время педагога и обучающего, позволяет обучающему работать в своем темпе, позволяет педагогу реализовать дифференцированный подход, дает возможность оперативно проконтролировать и оценить результаты обучения, что в свою очередь, способствует формированию профессиональных компетенций будущего учителя.
Мифтахов АМ, Проснева ЮЕ- статья.doc
УДК 37
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА ПЕДАГОГОВ
А. М. Мифтахова, Ю. Е. Проснева
ПОСРЕДСТВОМ ПРИМЕНЕНИЯ ИНТЕРАКТИВНОЙ БЕСЕДЫ С
ЭЛЕМЕНТАМИ ИНФОРМАЦИОННОКОМУНИКАЦИОННЫХ
ТЕХНОЛОГИЙ
Аннотация: Статья посвящена осмыслению активного использования
информационнокоммуникационных технологий и интерактивных форм
организации занятий во внеурочное время, применение которых вносит в
учебновоспитательный процесс наглядность, красочность, информативность,
интерактивность, экономит время педагога и обучающего, позволяет
обучающему работать в своем темпе, позволяет педагогу реализовать
дифференцированный подход, дает возможность оперативно проконтролировать
и оценить результаты обучения, что в свою очередь, способствует
формированию профессиональных компетенций будущего учителя.
Ключевые слова: интерактивная беседа, профессиональная подготовка,
ИКТ.
Глубокие преобразования, происходящие в нашем обществе, более остро
выдвигают на первый план проблемы развития педагогики, как науки,
закладывающий моральный и интеллектуальный фундамент будущего. Целью
изменения содержания образования посредством внедрения новых подходов
обучения является обретение студентами когнитивных, эмоционально
ценностных, поведенческих компетенций, которые призваны обеспечить
формирование таких качеств будущих учителей, как проактивность (умение
найти выход из любой сложной ситуации с помощью творческого подхода,
изменяя себя и окружающий мир), поликультурность, толерантность,
гражданственность, этичность, способность к принятию самостоятельных
знания на практике,
решений,
умение применять полученные коммуникативность, инициативность, желание и умение профессионально
совершенствоваться на протяжении всей жизни.
Одним из эффективных способов реализации основных требований к
современной системе образования обеспечение требуемого уровня
компетентности специалистов, гибкость, непрерывность, открытость и
индивидуализация образования,
является внедрение инновационных
образовательных технологий, особое место среди которых занимает модульная
технология профессионального обучения.
Стремительно развивающийся процесс информатизации всех сфер жизни
общества делает возможным поднять на новый уровень организацию процесса
обучения и качество исследовательской работы в системе образования.
В условиях массового внедрения вычислительной техники во все сферы
человеческой деятельности умение использовать персональный компьютер,
современные информационные технологии в своей будущей профессиональной и
научной деятельности является в настоящее время обязательным условием
подготовки любого специалиста.
Сегодня педагогически грамотным специалистом нельзя быть без изучения
всего обширного арсенала образовательных технологий. И необходимо
ориентироваться в широком спектре современных инноваций. Из обилия
концепций, теорий, технологий и методик, которые смогли бы помочь создать
такую систему работы, которая бы учитывала особенности занятий, сообразуясь
с особенностями детей и реалиями современного общества. Поэтому одним из
средств, обладающим уникальной возможностью, повышения мотивации и
индивидуализации обучения современного ученика, развития его творческих
способностей и создания позитивного эмоционального фона являются
информационнокоммуникационные технологии и интерактивные формы.
Эффективное использование информационных и коммуникационных технологий
(ИКТ) в учебном процессе является актуальной проблемой. Сегодня педагог
должен уметь подготовить и провести занятие как по предмету, так и в рамках
внеурочной деятельности с использованием ИКТ, потому что это наглядно, красочно, информативно, интерактивно, экономит время педагога и
обучающего, позволяет обучающему работать в своем темпе, позволяет педагогу
работать с обучающимися дифференцированно и индивидуально, дает
возможность оперативно проконтролировать и оценить результаты обучения.
Современный процесс получения образования невозможен без применения
Применение данных
коммуникационных технологий.
информационных,
технологий в процессе обучения ускоряет передачу знаний, накопленного опыта
от одного человека к другому, повышает качество образования, дает
возможность быстрее адаптироваться к происходящим изменениям в
окружающей среде, а также способствует развитию и совершенствованию
процесса обучения.
В настоящее время информационные технологии применяются не только
при получении основного образования, но происходит внедрение ИКТ в
дополнительное образование.
Применение информационнокоммуникационных технологий в
педагогических исследованиях – одна из наиболее слабо освещённых в
информационном плане тем и требует тщательной и глубокой разработки.
Информационные технологии обучения совокупность методов и
технических средств сбора, организации, хранения, обработки, передачи, и
представления информации, расширяющей знания людей и развивающих их
возможности по управлению техническими и социальными процессами [5, 35
71].
Информационные технологии обучения следует понимать как приложение
информационнокоммуникационные технологии для создания новых
возможностей передачи и восприятия знаний, оценки качества обучения и
всестороннего развития личности.
В научнометодической и популярной литературе часто встречается
термин новые информационные технологии, подчеркивающие новаторский, то
есть принципиально отличающийся от предшествующего направления
технического развития. Это достаточно широкое понятие для различных практических приложений. Их внедрение является новаторским актом в том
смысле, что кардинально изменяет содержание различных видов деятельности в
организации учебновоспитательного процесса.
Используя современные обучающие средства и инструментальные среды,
можно создать прекрасно оформленные программные продукты, не вносящие
ничего нового в развитие теории обучения. В этом случае можно говорить
только об автоматизации тех или иных сторон процесса обучения, о переносе
информации с бумажных носителей в компьютерный вариант и т.д.
Таким образом, под информационнокоммуникационными технологиями
обучения в профессиональной подготовке специалистов предлагается понимать
систему
дидактических,
частнометодических процедур взаимодействия педагогов и обучаемых с учетом
общепедагогических,
психологических,
технических и человеческих ресурсов, направленную на проектирование и
реализацию содержания, методов, форм и информационных средств обучения,
адекватных целям образования, особенностям будущей деятельности и
требованиям к профессионально важным качествам специалиста.
Интерактивное обучение – это активное, постоянное взаимодействие
между преподавателем и студентом в процессе обучения с использованием
таких форм, которые обеспечивают реализацию внутреннего механизма
саморазвития обучающихся, тем самым повышая качество их учения и текущий
контроль самостоятельной работы обучающихся.
Интерактивные методы включают в себя: метод проблемного изложения,
презентации, дискуссии, кейсстадии, работу в группах, метод мозгового
штурма, метод критического мышления, викторины, миниисследования,
деловые игры, ролевые игры, метод блицопроса, метод анкетирования и др.
В нашей педагогической деятельности одной из форм интерактивного
обучения является беседа, используемая на практике в проведении
интегрированных классных часов (разработка классного часа прилагается ниже).
Привлечение студентов с ограниченными возможностями к такой форме работы
также возможно посредством разнообразных технических, программных средств и телекоммуникационной среды, которые не имеют ограничений по состоянию
здоровья.
Для студентов, имеющих проблемы со здоровьем, крайне важно, чтобы
продолжительность изучения материала могла определяться им самим.
Преподаватель, ведущий электронные занятия, может находиться на большом
отдалении от студента. Поначалу большинство учащихся не владеют
компьютерной грамотой, но осваивают ее очень быстро и вскоре в полном
соответствии с требованиями преподавателей начинают работать в системе по
подготовке словесных текстов, Ехсеl , Роwег Роint и др. Таким образом,
электронное обучение помогает детяминвалидам преодолеть барьеры,
отделяющие их от учебных заведений, библиотек, преподавателей и
сокурсников.
трудоустройства и карьеры.
Открывает перспективы более полноценной жизни,
Интерактивная беседа способ познания, основанный на диалоговых
формах взаимодействия участников образовательного процесса; обучение,
погруженное в общение, в ходе которого у обучающихся формируются навыки
совместной деятельности.
Отличительными признаками интерактивной беседы являются активность,
инициатива, обратная связь, решение проблем, приобретение навыков
коммуникации.
Интерактивная беседа предполагает большую активность обучаемого, его
творческое переосмысление полученных сведений, возможность неформальной
дискуссии, свободного изложения материала, меньшее число лекций, но большее
количество семинаров, инициатива студента, наличие групповых заданий,
которые требуют коллективных усилий, постоянный контроль во время
семестра, выполнение письменных работ. И поэтому, от того, насколько каждый
студент, будет вовлечен в процесс обучения, в конечном итоге будет зависеть
уровень его образованности и интеллигентности во всех смыслах этого слова. Эффективность метода в том, что отдельные проблемы могут
подниматься самими студентами, тем самым преподаватель добивается от
аудитории "самостоятельного решения" поставленной проблемы.
Компьютерные и Интернеттехнологии способствуют активному
внедрению интерактивных методов для решения задачи мотивации студентов и
повышения интереса к учебновоспитательному процессу. Таким образом,
происходит ценностное взаимообогащение опыта обучающихся.
Интерактивная коммуникация является стимулом к духовному
осмыслению и выбору экзистенциальных ориентиров.
При использовании ИКТ в образовании появляется возможность
применения новых средств в процессе обучения: электронных учебников;
библиотек; средств мультимедиа; аудио и видео технологий; информационно
поисковых и информационносправочных систем и других. Использование
информационных технологий в процессе обучения позволяет учащимся
переносить свои исследовательские навыки на реализацию творческих проектов.
Разработанные проекты позволяют лучше усвоить и понять, как применить
полученные практические и теоретические знания на практике. Это в свою
очередь позволяет учащимся выработать необходимые в жизни качества:
инициативность, самостоятельность, собранность.
Таким образом, средства ИКТ способствуют повышению познавательного
процесса интереса учащихся, развитию индивидуальных особенностей личности,
получению самообразования, развитию критического мышления. Также
применение информационных технологий в образовательном процессе
порождает новые методы обучения.
Библиографический список
1. Двуличанская Н. Н. Интерактивные методы обучения как средство
формирования ключевых компетенций // Наука и образование: электронное
научнотехническое издание. 2011. №4. 2. Психологопедагогические инновации в коррекционных классах:
диагностика, рекомендации, разработки уроков и внеклассных занятий / О. Л.
Соболева [и др.]. – М.: Дрофа, 2013. – 864 с.
3. Роберт, И.В. Информационные и коммуникационные технологии в
образовании: учеб.– мет.пособие для пед. ВУЗов / И.В. Роберт, С.В. Панюкова,
А.А. Кузнецов, А.Ю. Кравцова, под ред. И.В. Роберт. – ИИО РАО. – М., 2006. –
150 с.
4. Ходусов, А.Н., Шуклин С.И. Оптимизация виртуального образовательного
пространства в системе профессиональной подготовки специалистов на основе
компетентностного подхода / А.Н. Ходусов, С.И. Шуклин // Ярославский
педагогический вестник. – 2009. №4.
5. Хохлов, Ю.Е., Шапошник С.Б. ИКТ – компетенции как фактор социально
экономического развития России / Под ред. Ю.Е. Хохлова, С.Б. Шапошника –
М.: Институт развития информационного общества, 2012.
6. Яковлев,
Информационнокоммуникационные технологии в
образовании / Доклад на круглом столе «ИКТ в образовании». – М.: МИА, 2009.
А.И.
A.M. Miftakhova, Yu. E. Prosneva
TRAINING OF TEACHERS THROUGH THE USE OF INTERACTIVE
DISCUSSIONS WITH ELEMENTS OF INFORMATION AND
COMMUNICATIONS TECHNOLOGIES
Abstract
The article is devoted to understanding the active use of information and
communication technologies and interactive forms of organizing extracurricular
activities, the application of which brings clarity, color, information, interactivity to
the teaching and educational process, saves the time of the teacher and the instructor,
allows the tutor to work at his own pace, allows The teacher to implement a
differentiated approach, provides an opportunity to quickly monitor and evaluate the
learning outcomes, which in turn, contribute to Formation of professional
competences of the future teacher.
Keywords: discussion, training, ICT.
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА ПЕДАГОГОВ ПОСРЕДСТВОМ ПРИМЕНЕНИЯ ИНТЕРАКТИВНОЙ БЕСЕДЫ С ЭЛЕМЕНТАМИ ИНФОРМАЦИОННО-КОМУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА ПЕДАГОГОВ ПОСРЕДСТВОМ ПРИМЕНЕНИЯ ИНТЕРАКТИВНОЙ БЕСЕДЫ С ЭЛЕМЕНТАМИ ИНФОРМАЦИОННО-КОМУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА ПЕДАГОГОВ ПОСРЕДСТВОМ ПРИМЕНЕНИЯ ИНТЕРАКТИВНОЙ БЕСЕДЫ С ЭЛЕМЕНТАМИ ИНФОРМАЦИОННО-КОМУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА ПЕДАГОГОВ ПОСРЕДСТВОМ ПРИМЕНЕНИЯ ИНТЕРАКТИВНОЙ БЕСЕДЫ С ЭЛЕМЕНТАМИ ИНФОРМАЦИОННО-КОМУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА ПЕДАГОГОВ ПОСРЕДСТВОМ ПРИМЕНЕНИЯ ИНТЕРАКТИВНОЙ БЕСЕДЫ С ЭЛЕМЕНТАМИ ИНФОРМАЦИОННО-КОМУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА ПЕДАГОГОВ ПОСРЕДСТВОМ ПРИМЕНЕНИЯ ИНТЕРАКТИВНОЙ БЕСЕДЫ С ЭЛЕМЕНТАМИ ИНФОРМАЦИОННО-КОМУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА ПЕДАГОГОВ ПОСРЕДСТВОМ ПРИМЕНЕНИЯ ИНТЕРАКТИВНОЙ БЕСЕДЫ С ЭЛЕМЕНТАМИ ИНФОРМАЦИОННО-КОМУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.