Учитель музыки - понятие ёмкое и многоликое, в социальном плане представляющее «сгусток» определённых профессий (педагога, вокалиста, дирижёра, психолога, воспитателя, артиста, режиссёра, сценариста и т. д.). В это понятие включаются особенности личностной характеристики, условия профессиональной деятельности, социальный статус, образ жизни, формы профессиональной самореализации. О. А. Апраксина в своих работах отмечала, что сложность профессии учителя музыки определяется необходимостью тесной взаимосвязи элементов, входящих и в понятие «учитель», и в понятие «музыкант», причём каждое их них в свою очередь многогранно. Учитель музыки ведёт учебно-воспитательную работу, формирует взгляды, убеждения, потребности, вкусы, идеалы детей. Он должен быть не просто широко образованным человеком, хорошо знающим свой предмет, но личностью в высоком значении этого слова. По нашему мнению, учитель музыки должен обладать высоким уровнем профессионально-педагогической культуры.
Профессионально-педагогическая
культура учителя музыки
Учитель музыки понятие ёмкое и многоликое, в социальном плане
представляющее «сгусток» определённых профессий (педагога, вокалиста,
дирижёра, психолога, воспитателя, артиста, режиссёра, сценариста и т. д.). В
это понятие включаются особенности личностной характеристики, условия
профессиональной деятельности, социальный статус, образ жизни, формы
профессиональной самореализации. О. А. Апраксина в своих работах отмечала,
что сложность профессии учителя музыки определяется необходимостью тесной
взаимосвязи элементов, входящих и в понятие «учитель», и в понятие
«музыкант», причём каждое их них в свою очередь многогранно. Учитель музыки
ведёт учебновоспитательную работу, формирует взгляды, убеждения,
потребности, вкусы, идеалы детей. Он должен быть не просто широко
образованным человеком, хорошо знающим свой предмет, но личностью в
высоком значении этого слова. По нашему мнению, учитель музыки должен
обладать высоким уровнем профессиональнопедагогической культуры.
Профессиональнопедагогическая культура в последние годы интенсивно
изучается в системе психологопедагогических наук (А. В. Барабанщиков, Е. В.
Бондаревская, М. Я. Виленский, Г. В. Звездунова, В. А. Комелина, Н. В. Кузьмина,
Е. А. Леванова, А. И. Мищенко, В. А. Сластенин, С. Н. Щербакова и др.).
Необходимость повышения профессиональнопедагогической культуры
обусловлена:
возрастающими требованиями к уровню общекультурной и специальной
подготовки выпускников вузов; сменой образовательных парадигм, фиксирующих
переход от массоворепродуктивных форм и методов преподавания к
индивидуальнотворческим; подготовкой будущих специалистов к
профессиональному, компетентному вхождению в рынок труда с прочно
сформированными потребностями в постоянном профессиональном
самообразовании и саморазвитии. Профессиональнопедагогическая культура
учителя музыки это его художественнопедагогическая культура, которая
понимается нами как качество личности учителя музыки, включающее в себя
индивидуальный социальнохудожественный опыт, музыкальную
образованность, психологопедагогическую подготовленность к музыкально
педагогической деятельности. И. Ф. Исаев предлагает трёхкомпонентную
модель профессиональнопедагогической культуры [1].
Рассмотрим специфику проявления аксиологического, технологического и
личностнотворческого компонентов (по концепции Исаева) в содержании
художественнопедагогической культуры.
Аксиологический компонент включает совокупность гуманистических ценностных
ориентаций, педагогических и художественных ценностей, эстетическое
отношение к искусству, осознание целостности мировой художественной
культуры и многоликости её исторических и национальных моделей, понимание
приоритета отечественной культуры в становлении эстетического тезауруса
личности, необходимости этической доминанты в системе оценки явлений
художественной культуры, признание незаменимой роли искусства в культуредетства и совершенствовании профессиональной культуры учителя, ориентацию
на эмпатию и сотворчество, на диалогические, субъектсубъектные отношения в
процессе эстетического воспитания школьников, установку на самоопределение,
самообразование, саморазвитие в сфере художественнопедагогической
культуры.
Технологический компонент образуют устная и письменная, народная и
академическая традиции эстетического воспитания и художественного
образования, канонические и инновационные формы художественно
педагогической культуры, техника решения типовых и оригинальных
художественнопедагогических задач, опыт системной организации и
планирования учебной и внеклассной работы по эстетическому воспитанию
школьников, мастерство интерпретации художественной информации и
адаптации её для детской аудитории, приёмы использования художественных
средств в развивающих технологиях образования, в целях гуманизации школьной
среды, культура речи и общения в художественнопедагогическом процессе,
практика диагностики и прогнозирования эстетического развития школьников,
техника рефлексии с целью анализа и корректировки художественно
педагогической деятельности, повышения её эффективности и га
рантированности результатов.
В личностнотворческом компоненте соединяются свойства индивидуальности
(независимость суждений, принципиальность, целеустремлённость,
сензитивность, артистичность), интеллектуальные способности (оригинальность,
гибкость, беглость, критичность, ассоциативность, продуктивность,
метафоричность мышления, гармония рационального и интуитивного),
художественноэстетический опыт личности (сенсорная культура, богатство
эмоциональных модальностей, общехудожественная эрудиция, знание
универсальныхэстетических законов, навыки эстетической деятельности),
художественные способности, проявляющиеся в процессе восприятия,
переживания, оценки и создания художественных образов, а также
художественнопедагогические способности, реализующиеся в творческом
подходе к планированию и решению художественнопедагогических задач, в
создании собственного стиля художественнопедагогической деятельности.
Характеристики компонентов художественнопедагогической культуры зависят
от специализации и квалификации учителя, что даёт основания для разделения
художественнопедагогической культуры на общую и профессиональную. Общее
художественнопедагогическое образование получают студенты всех
факультетов педагогических учебных заведений; для них искусство выступает
незаменимым фактором воспитания гуманистической направленности личности,
формирования её ценностных ориентаций. Развитие профессиональной ветви
художественнопедагогической культуры осуществляется в условиях
специального художественнопедагогического образования, профили которого
соответствуют различным видам искусства. Особое внимание следует обратить
на психологопедагогическую подготовленность учителя музыки к музыкально
педагогической деятельности. В современных научнопедагогических
исследованиях выделяются три блока художественнопедагогической
подготовки, которые конкретизируются следующим образом [2].Первый блок, лежащий в основе будущей готовности учителя музыки к
художественному образованию и эстетическому воспитанию школьников,
составляют те непосредственные художественные знания, умения и навыки,
которые должны быть сформированы, а в последующем реализованы в
практической деятельности педагога. Содержательная сторона этого блока
определяется уровнем академических знаний студентов, будущих учителей, по
истории и теории мировой художественной культуры, методики преподавания
музыки в школе, выполнением перечня учебных и творческих заданий,
необходимых для развития личностных художественнопедагогических умений и
навыков. Непременным условием в получении знаний и формировании умений и
навыков является их адаптация к практическому использованию на уроке или во
внеклассной деятельности. С этой целью в содержание данного блока может
быть включено изучение возрастных и индивидуальных особенностей
художественного развития школьников, а также методика научного поиска новых
форм организации и проведения занятий по музыке.
Второй блок профессиональной подготовки учителя музыки составляют
личностные качества педагога как субъекта педагогической деятельности.
Данный блок предполагает развитие ряда профессиональных качеств учителя
(коммуникативные, речевые, перцептивные, организаторские, развитость
педагогического воображения, способность к распределению внимания и т. п.).
Развитость этих качеств определяет результативность учебновоспитательного
процесса. Рассмотрению вопросов влияния личностных качеств учителя на
успешность осуществления учебновоспитательного процесса уделяется особое
внимание в работах П. Ф. Каптерева, П. П. Блонского, В. А. Сухомлинского и
других педагогов и психологов. Среди качеств личности, присущих учителю
музыки, особенно выделяются такие, как профессиональное мышление и
самосознание, артистизм, наблюдательность, трудолюбие, интуиция, вера в
успех, доброжелательность, общительность, любовь к детям, справедливость,
тактичность, стремление к сопереживанию, музыкальность, нахождение
правильного тона общения, чувство педагогического такта, организаторские
способности, умение управлять ученическим и творческим коллективом и др.
Значение этих качеств несоизмеримо вырастает в процессе художественного
образования ребёнка, ибо приобщение к прекрасному и различным способам его
проявления в искусстве и окружающем мире носит сугубо индивидуальный
характер.
Третий блок связан с развитием у будущих учителей способности к реализации
различных педагогических функций в процессе художественнопедагогической
деятельности. Умение педагога смоделировать необходимую ситуацию, которая
позволяет создать непринужденный характер общения с музыкой, придать
получаемым художественным знаниям особое значение и актуальность, является
педагогической необходимостью.
Содержание художественнопедагогических задач обусловливает
необходимость всесторонней образованности педагога, а значит, предполагает
высокий уровень художественнопедагогической культуры. Для решения задачи
формирования художественнопедагогической культуры необходимо постоянно,
в процессе аудиторного и внеаудиторного общения со студентами, разъяснять,
показывать на конкретных примерах необходимость для современного учителябыть личностью неординарной, внутренне богатой и саморазвивающейся;
ставить перед будущими учителями учебные задачи так, чтобы их решение
требовало изучения и проработки дополнительной педагогической,
психологической, искусствоведческой, методической литературы, постоянной
работы по совершенствованию и развитию своих способностей, возможностей,
личностных качеств.
Формирование художественнопедагогической культуры будущего учителя
музыки нельзя сводить лишь к получению узко направленного практического
результата, выражающегося в повышении уровня художественных знаний или
дальнейшем развитии практических умений и навыков. Этот процесс реально
влияет на всю структуру подготовки будущего учителя, так как профессия
учителя музыки имеет свои специфические особенности. Для ее успешного
освоения необходимо наличие определенного комплекса способностей и
личностных качеств: способность к отбору музыкального репертуара,
проектированию учебновоспитательного материала, разработке планов уроков
музыки и внеклассных форм работы; способность к общению с учащимися,
сотрудничеству; способность к творчеству, импровизации и т. д. [3, с. 53].
Критериями развития художественнопедагогической (или профессионально
педагогической) культуры учителя музыки являются: самостоятельность и
инициатива в подходе к изучению музыкальноисторических и музыкально
теоретических проблем, в приобретении специальных, музыковедческих и
музыкальнопедагогических умений и навыков; проявление фантазии и
воображения в музыкальноисполнительской, музыковедческой, музыкально
педагогической учебной и практической деятельности; реализация волевых
качеств при воплощении творческих замыслов в музыкальнопедагогической
деятельности; умение оперировать приобретенным ранее объеёмом
теоретической информации и практических навыков; потребность в постоянном
обновлении и обогащении знаний, умений и навыков в связи с инверсионностью
социальноэстетических и социальнопедагогических задач, детерминируемых
диалектической трансформацией общественных и культурных процессов;
сформированность внутренней психологической установки на преобразование
учебновоспитательного процесса с целью оптимизации положительных влияний
на детей и юношество в музыкальноучебной деятельности и различных формах
внеклассной работы по музыкальноэстетическому воспитанию.
Таким образом, высокий уровень профессиональнопедагогической культуры
является одной из главных составляющих в профессии учителя музыки.
Литература
Исаев, И. Ф. Теория и практика формирования профессионально
педагогической культуры преподавателя высшей школы И. Ф. Исаев. Белгород,
1993. Пеленков, А. И. Взаимосвязь художественной и педагогической подготовки
учителя начальных классов А. И. Пеленков Искусство и образование. 2003.
№3. Безбородова, Л. А. Методика преподавания музыки в общеобразовательных
учреждениях Л. А. Безбородова, Ю. Б. Алиев. М.: Академия, 2002.