Профессиональное самоопределение старшеклассников в условиях дополнительного образования
Оценка 4.9

Профессиональное самоопределение старшеклассников в условиях дополнительного образования

Оценка 4.9
Документация
docx
другое
11 кл
19.06.2023
Профессиональное самоопределение старшеклассников в условиях дополнительного образования
профессиональное самоопределение старшеклассников в условиях дополнительного образования
1.docx

                                          Гросуль Люмила Ивановна,

                                                            Педагог-организатор МБОУДО ЦДОД

                              Барабинского района

                                   Новосибирской области

 

 

«профессиональное самоопределение старшеклассников в условиях дополнительного образования»

 

Анализ педагогической практики показывает, что, несмотря на использование общеобразовательными учреждениями различных организационных моделей предпрофильной подготовки, выпускник основной школы не связывает выбор профиля обучения со своими реальными возможностями и будущей профессией. Эти трудности обусловлены тем, что при реализации идей предпрофильной подготовки в реальной школьной практике обращённость к формированию профессионального самоопределения подростка носит эпизодический характер из-за недостатка кадрового, материально-технического, образовательного, временного ресурсов. В данных условиях возрастает роль учреждений дополнительного образования как социального института интеграционного типа, обладающего значительными возможностями наполнения профильно-ориентационными ресурсами процесса предпрофильной подготовки, обусловливающего целенаправленное и систематическое формирование профессионального самоопределения подростка.

Индивидуальные особенности поведения людей имеют определяющее значение для целого ряда профессий. В дополнительном образовании, педагоги имеют возможность, тесно общаясь с обучающимися, раскрывать скрытые таланты и особенности  каждого ребёнка. Важно оценить творческий потенциал каждого ребенка, чтобы помочь ему и дать возможность  развиваться в дальнейшем в нужном русле. Все эти качества, обучающимся пригодятся в жизни,  какую бы дорогу они не выбрали. 

В муниципальном бюджетном образовательном учреждении центр дополнительного образования детей на занятиях в творческих объединениях педагоги дополнительного образования уделяют большое внимание профессиональному самоопределению подростков.

Пятый  год в Барабинском центре функционирует студия детско-молодёжного телевидения на базе, которой реализуется дополнительная общеобразовательная программа «ТЕЛЕСОТ».

В основе содержания и структуры программы «ТЕЛЕСОТ» лежит концепция допрофессионального образования – освоение юными корреспондентами телевизионного ремесла на базе творческой деятельности. Ключевым методом реализации программы «ТЕЛЕСОТ» является сюжетно-ролевая игра «студия детско-молодежного телевидения», которая реализуется в течение всего учебного года.

Структура студии включает различные профильные микрогруппы, отдельные социальные роли. Каждый участник программы на протяжении учебного года выполняет определенную роль, эффективность которой связана с выполнением единой коллективной задачи – создание информационного продукта. Так, в структуре студии выделяются следующие профильные микрогруппы и социальные роли: корреспонденты и ведущие телепрограмм,   группа операторов, группа монтажёров, главный редактор, режиссёр программы, звукорежиссёр, актёрская группа.

         Детская телевизионная студия интересна тем, что дети разного воз­раста могут принимать участие в различных этапах процесса. Например, на студии обучающиеся 12 лет, не имея знаний по информационным технологиям, математике и физике участвуют в процессе по сбору информации, берут интервью, ведут новостные программы и, таким образом, учатся общаться, поддерживать разго­вор и т.д. Кроме того, постепенно они начинают осваивать программы по ви­деомонтажу, звукозаписи и т.д. Ученики средней школы делают более сложные элементы процесса, такие как видеосъемка, сведение, монтаж, под­держка технической инфраструктуры и т.д., а также обучают младших товарищей. На старших учеников возложено частичное руководство проектами и иные организационные моменты, обучение, изучение теоретических основ деятельно­сти, установка и настройка оборудования и т.д.

В итоге обучающийся студии проходит все этапы от «подающего» кабель до руково­дителя проекта, которым может быть съемка школьного праздника с организацией трансляции и выпуска диска с фильмом, ведение школьных новостей и т.д. Ребенок учится работать в команде, осознает свою ответственность за вве­ренный ему участок работы и получает моральное удовлетворение от      полученного результата, который можно «подержать в руках» и пощупать.

Дополнительное образование обеспечивает личностную целостность и индивидуальность за счет социально-профессиональных и культурно-досуговых проб, позволяющих сформировать представление о своей будущей индивидуальной жизнедеятельности.

Система дополнительного образования детей предоставляет широкие возможности для профессионального определения ребенка, в числе которых:

– наличие условий для свободного выбора каждым ребенком образовательной области, профиля программы и времени их освоения;

– многообразие видов деятельности, удовлетворяющих самые разные интересы и потребности;

– личностно-деятельный характер образовательного процесса, способствующий развитию мотивации личности к познанию и творчеству, ее профессиональному самоопределению;

– личностно-ориентированный подход в работе педагогов дополнительного образования.

Профессиональное самоопределение является важной характеристикой социально-психологической зрелости личности, ее потребности в самореализации и самоактуализации, проявление развития личности в ее стремлении к профессиональному становлению.

Профессиональное самоопределение — это выбор профессии на основании анализа, оценки внутренних ресурсов субъекта выбора и соотнесения их с требованиями профессии и последующее формирование его как субъекта труда, профессионала и дополнительное образование детей, как мы видим, играет очень большую роль в организации деятельности в данном направлении.        

 

 

 


 

Гросуль Люмила Ивановна,

Гросуль Люмила Ивановна,

В муниципальном бюджетном образовательном учреждении центр дополнительного образования детей на занятиях в творческих объединениях педагоги дополнительного образования уделяют большое внимание профессиональному самоопределению подростков

В муниципальном бюджетном образовательном учреждении центр дополнительного образования детей на занятиях в творческих объединениях педагоги дополнительного образования уделяют большое внимание профессиональному самоопределению подростков

На старших учеников возложено частичное руководство проектами и иные организационные моменты, обучение, изучение теоретических основ деятельно­сти, установка и настройка оборудования и т

На старших учеников возложено частичное руководство проектами и иные организационные моменты, обучение, изучение теоретических основ деятельно­сти, установка и настройка оборудования и т

Профессиональное самоопределение — это выбор профессии на основании анализа, оценки внутренних ресурсов субъекта выбора и соотнесения их с требованиями профессии и последующее формирование его как…

Профессиональное самоопределение — это выбор профессии на основании анализа, оценки внутренних ресурсов субъекта выбора и соотнесения их с требованиями профессии и последующее формирование его как…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.06.2023