Гросуль Люмила Ивановна,
Педагог-организатор МБОУДО ЦДОД
Барабинского района
Новосибирской области
«профессиональное самоопределение старшеклассников в условиях дополнительного образования»
Анализ педагогической практики показывает, что, несмотря на использование общеобразовательными учреждениями различных организационных моделей предпрофильной подготовки, выпускник основной школы не связывает выбор профиля обучения со своими реальными возможностями и будущей профессией. Эти трудности обусловлены тем, что при реализации идей предпрофильной подготовки в реальной школьной практике обращённость к формированию профессионального самоопределения подростка носит эпизодический характер из-за недостатка кадрового, материально-технического, образовательного, временного ресурсов. В данных условиях возрастает роль учреждений дополнительного образования как социального института интеграционного типа, обладающего значительными возможностями наполнения профильно-ориентационными ресурсами процесса предпрофильной подготовки, обусловливающего целенаправленное и систематическое формирование профессионального самоопределения подростка.
Индивидуальные особенности поведения людей имеют определяющее значение для целого ряда профессий. В дополнительном образовании, педагоги имеют возможность, тесно общаясь с обучающимися, раскрывать скрытые таланты и особенности каждого ребёнка. Важно оценить творческий потенциал каждого ребенка, чтобы помочь ему и дать возможность развиваться в дальнейшем в нужном русле. Все эти качества, обучающимся пригодятся в жизни, какую бы дорогу они не выбрали.
В муниципальном бюджетном образовательном учреждении центр дополнительного образования детей на занятиях в творческих объединениях педагоги дополнительного образования уделяют большое внимание профессиональному самоопределению подростков.
Пятый год в Барабинском центре функционирует студия детско-молодёжного телевидения на базе, которой реализуется дополнительная общеобразовательная программа «ТЕЛЕСОТ».
В основе содержания и структуры программы «ТЕЛЕСОТ» лежит концепция допрофессионального образования – освоение юными корреспондентами телевизионного ремесла на базе творческой деятельности. Ключевым методом реализации программы «ТЕЛЕСОТ» является сюжетно-ролевая игра «студия детско-молодежного телевидения», которая реализуется в течение всего учебного года.
Структура студии включает различные профильные микрогруппы, отдельные социальные роли. Каждый участник программы на протяжении учебного года выполняет определенную роль, эффективность которой связана с выполнением единой коллективной задачи – создание информационного продукта. Так, в структуре студии выделяются следующие профильные микрогруппы и социальные роли: корреспонденты и ведущие телепрограмм, группа операторов, группа монтажёров, главный редактор, режиссёр программы, звукорежиссёр, актёрская группа.
Детская телевизионная студия интересна тем, что дети разного возраста могут принимать участие в различных этапах процесса. Например, на студии обучающиеся 12 лет, не имея знаний по информационным технологиям, математике и физике участвуют в процессе по сбору информации, берут интервью, ведут новостные программы и, таким образом, учатся общаться, поддерживать разговор и т.д. Кроме того, постепенно они начинают осваивать программы по видеомонтажу, звукозаписи и т.д. Ученики средней школы делают более сложные элементы процесса, такие как видеосъемка, сведение, монтаж, поддержка технической инфраструктуры и т.д., а также обучают младших товарищей. На старших учеников возложено частичное руководство проектами и иные организационные моменты, обучение, изучение теоретических основ деятельности, установка и настройка оборудования и т.д.
В итоге обучающийся студии проходит все этапы от «подающего» кабель до руководителя проекта, которым может быть съемка школьного праздника с организацией трансляции и выпуска диска с фильмом, ведение школьных новостей и т.д. Ребенок учится работать в команде, осознает свою ответственность за вверенный ему участок работы и получает моральное удовлетворение от полученного результата, который можно «подержать в руках» и пощупать.
Дополнительное образование обеспечивает личностную целостность и индивидуальность за счет социально-профессиональных и культурно-досуговых проб, позволяющих сформировать представление о своей будущей индивидуальной жизнедеятельности.
Система дополнительного образования детей предоставляет широкие возможности для профессионального определения ребенка, в числе которых:
– наличие условий для свободного выбора каждым ребенком образовательной области, профиля программы и времени их освоения;
– многообразие видов деятельности, удовлетворяющих самые разные интересы и потребности;
– личностно-деятельный характер образовательного процесса, способствующий развитию мотивации личности к познанию и творчеству, ее профессиональному самоопределению;
– личностно-ориентированный подход в работе педагогов дополнительного образования.
Профессиональное самоопределение является важной характеристикой социально-психологической зрелости личности, ее потребности в самореализации и самоактуализации, проявление развития личности в ее стремлении к профессиональному становлению.
Профессиональное самоопределение — это выбор профессии на основании анализа, оценки внутренних ресурсов субъекта выбора и соотнесения их с требованиями профессии и последующее формирование его как субъекта труда, профессионала и дополнительное образование детей, как мы видим, играет очень большую роль в организации деятельности в данном направлении.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.