Профессиональное самоопределение на занятиях внеурочной деятельности
Оценка 4.9

Профессиональное самоопределение на занятиях внеурочной деятельности

Оценка 4.9
Педсоветы
docx
воспитательная работа +1
8 кл—9 кл
04.11.2019
Профессиональное самоопределение на занятиях внеурочной деятельности
С введением ФГОС воспитательная деятельность строиться на основе развития у обучающихся психологической готовности к выбору, профессиональному и личностному самоопределению. Правильный выбор профессии – один из значимых факторов успешности в жизни человека. В жизни каждого человека профессиональная деятельность занимает важное место. В течение 2018-2019 учебного года я реализовала программу внеурочной деятельности профориентационной направленности для обучающихся 8 «А» класса «Основы исследовательской деятельности («Мир профессий»). Цель программы: формирование у обучающихся знаний о мире профессий и создание условий для успешной профориентации подростков в будущем.
Профессиональное самоопределение подростков на занятиях внурочной деятельности.docx
(Слайд 1)     Профессиональное самоопределение подростков на занятиях внеурочной деятельности. (Слайд 2) «Если вы удачно выберете труд и вложите в него душу, то счастье само вас отыщет» К.Д. Ушинский Мир профессий огромен. Найти свое место в нем, обрести уверенность в себе, стать профессионалом – процесс длительный. Проблема профессиональной ориентации с учётом личностных факторов  становится в наши дни, как никогда актуальна.  Данной программой определяется, что обучающиеся понимают роль и место   психологической   компетентности   в   построении   правильно   жизненной   стратегии   и   успешного достижения поставленных целей. Успешность профессионального самоопределения тесно связана с общим развитием   личности,   показателем   психического   развития,     способностью   к   самоанализу,   уровнем мотивации. С   введением   ФГОС   воспитательная   деятельность     строиться     на   основе   развития   у   обучающихся психологической готовности к выбору, профессиональному и личностному самоопределению. Правильный выбор профессии – один из значимых факторов успешности в жизни человека. В жизни каждого человека профессиональная деятельность занимает важное место. (Слайд   3)   В   течение     2018­2019   учебного   года   я   реализовала   программу   внеурочной   деятельности профориентационной   направленности     для   обучающихся   8   «А»   класса   «Основы   исследовательской деятельности («Мир профессий»). (Слайд 4) Цель программы: формирование у обучающихся знаний о мире профессий и создание условий для успешной профориентации подростков в будущем. (Слайд 5)  Задачи программы: ­систематизировать знанияобучающихся об исследовательской деятельности через овладение основными понятиями; ­совершенствовать умение поиска информации из разных источников; ­формировать культуру публичного выступления; ­расширять   у   подростков   представления   о   разнообразии   профессий   на   основе   характерных   трудовых процессов   и   результатов   труда,   представлении   о   структуре   труда   (расширять   знания     о   профессиях родных людей, значимости их труда в семье и обществе); ­воспитывать в детях чувство уважения к труду взрослых; ­воспитание физических, психологических, социальных качеств, необходимых для полноценного развития личности. Сроки реализации программы – 1 год. На   уровне   основного   общего   образования   создаются   условия   для   освоения   обучающимися образовательных программ, делается акцент на умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата) на развитие учебно­исследовательской деятельности учащихся.  (Слайд 6) В процессе занятий внеурочной деятельностью используются:  1. Приемы актуализации субъективного опыта обучающихся;  2. Методы диалога;  3. Приемы создания коллективного и индивидуального выбора;  4. Игровые методы;  5. Методы диагностики и самодиагностики;  6. Технологии критического мышления;  7. Информационно­коммуникационные технологии;  8. Технологии коллективного метода обучения. Освоение   нового   содержания   осуществляется   с   опорой   на   межпредметные   связи   с   предметами: обществознание, география, литература, биология, экономика, история. Профориентация   призвана   помочь   обучающимся   осуществить   осознанный   выбор   путей   продолжения образования, а также будущей профессиональной деятельности; осознать свои интересы и возможности, научиться   ставить   перед   собой   реальные   цели   (составление   жизненного   и   профессионального   плана); принять решения относительно выбора профессии; облегчить переход от школы к жизни. (Слайд 7) Доктор  психологических наук Е. А. Климов выделил 5 профессиональных категорий, в которых он определил субъект труда – это человек и объект труда:  природа,   техника,   человек,   знаковая система,   художественный образ. (Слайд 8)  Данная программа включает в себя знакомство и этими категориями и состоит из 7 разделов: 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. Введение в мир профессии; «Человек ­ техника»; «Человек­ человек»; «Человек – знаковая система»; «Человек – художественный образ»; «Человек ­ природа»; Исследовательский  работа «Профессии на железной дороге». МетодикаЕ. А. Климова  «Определение типа будущей профессии» позволяет установить в какой области  подростку  лучше всего выбрать специальность, по которой он будет проходить профессиональное  обучение после школы. На первом занятии я провела с ребятами анкетирование по этой методике.  Наибольшая полученнаясумма(постолбцам), указываетнанаиболееподходящий для тип профессии.Малые или отрицательные суммы указывают на типы профессий, которых следует избегатьпри выборе. (Слайд 9)  Обработав данные, мною были получены следующие результаты: Из 22 обучающихся ­  1 «Человек-природа». Представителей этих профессий объединяет любовь к природе. – 3чел. (Журавлева А.,Лёвин А., Халилова В.) 2 «Человек-техника» Особенность технических объектов в том, что они, как правило, могут быть точно измерены по многим признакам. –5 чел. (Варнавский И., Деркач А.,Недоводин А., Рыбак В., Стрекнёв В., ) (Слайд 10) 3 «Человек-знаковая система» Это цифры, коды, условные знаки, естественные или искусственные языки, чертежи, таблицы формулы. – 3 чел. (Бражников Е., Журавлева Д., Иванова В.,) 4 «Человек-искусство» Наличие способности к искусствам, творческое воображение, образное мышление, талант, трудолюбие. – 3 чел. (Баймухамбетова А., Курдупова Д., Мясникова С.,) (Слайд 11) 5 «Человек-человек». Общительность и контактность- главные требования. – 8 чел. (Башилова А., Близнецов С., Журавлева Е., Ишмуратова А., Лебедева О., Передерин А., Сулейманов Н., Шейбе Ю.) (Слайд   12)   Для   реализации   физических,   психологических,   социальных   качеств,   необходимых   для поставленных целей, предлагаются следующие формы организации внеурочной деятельности: дискуссия, встречи   с   людьми,   интересных   профессий,   тестирование,   проектно­исследовательская   деятельность обучающихся, деловая игра, практическая работа, познавательная беседа, интерактивная беседа, мини­ проект, мини­исследование, круглый стол, творческая работа, викторина, ролевая игра, сюжетно­ролевая игра,   выступления   учащихся   с   показом   презентаций,   игра­путешествие,     решение   практических   и проблемных   ситуаций,   игра   с   элементами   тренинга,   работа   с   документами,   аналитическая   работа, конференция, конкурсы. (Слайд 13)  Подробнее я хочу остановиться на сюжетно­ролевой игре «Суд идет…», целью которой  уваляется знакомство с юридическими профессиями. Каждый из обучающихся получил свою главную  роль( адвокат, прокурор, судья, подсудимый, потерпевший, свидетели, секретарь, эксперт). По окончанию игры мы провели анкетирование «Быть или не быть юристом». До этого занятия трое обучающихся 8 «А»  класса желали  работать юристами. Но позже выяснилось, что Баймухамбтова А и Ишмуратова А.  задумались о трудностях этой профессий, а Недоводин А. , наоборот, убедился, что ему понравилось. По мере знакомства с разнообразными профессиями у подростков формируется представление о  профессиональных навыках, перспективах профессионального роста и мастерства, правилах выбора  профессии, умение адекватно оценить свои личностные возможности в соответствии с требованиями  избираемой профессии. Основное внимание уделяется консультационной помощи в выборе профессии,  определяется стратегия действий по освоению запасного варианта. (Слайд   14)     И   в   завершении   моего   выступления   представляю   вашему   вниманию   высказывания обучающихся   и   их   родителей   о  внеурочной   деятельности   «Основы   исследовательской   деятельности» профориентационной направленности:  Иванова Валерия: Занятия по внеурочной деятельности помогли мне узнать много новых профессий, а  также,  какие из них более перспективные.  Курдупова Дарья: Занятия помогли мне правильно расставить приоритеты и задуматься, какая сфера  деятельности мне действительно интересна. Мясникова Светлана:  Внеурочная  деятельность помогла мне на 100% определиться с выбором  профессии.  БашиловаАйжана: Внеурочная деятельность дала мне понять, какая профессия мне интересна и нужна. Я   теперь знаю  больше о профессиях, которые меня окружают. Недоводин Антон: Я узнал много нового о разных профессиях и смог определиться с выбором нужной для меня. (Слайд 15)   Мясникова   Ольга Александровна: Занятия внеурочной деятельности дали детям  возможность узнать много нового  и интересного о профессиях, помогли определиться с выбором  профессии в будущем. Башилова  Алтанай Есеновна: В начале прошлого учебного года моя дочь на вопросы "куда хочешь  поступать", "кем хочешь быть" и  кроме как "я не знаю" мы больше ничего не могли услышать в ответ. Нас  это беспокоило. В течение года на занятиях   внеурочной деятельности у Айжаны произошло  переосмысление своего будущего, что   помогло  дочери определиться с направлением, в котором она  намерена двигаться.   Карасёва Наталья Владимировна: Иван с удовольствием посещал занятия по внеурочной деятельности. У  него  не было понимания, какую профессию выбрать. Также он  не мог решить, оставаться в своей школе в  10­11 класс или уйти после 9­го. За прошлый учебный год  он нашел ответы на многие вопросы о своих  склонностях и интересах. Смог принять решение о школе. Выбрал  профессию, с которой  желает идти по  жизни. Было и интересно и полезно. Шейбе Лилия Александровна: С восьмого по одиннадцатый класс ­ главный вопрос жизни у наших детей ­  куда поступить? В прошлом году моя дочь не знала,  в какую сторону сможет направить свой потенциал.  Но за несколько  занятий она смогла определиться с направлением, у неё появились новые приоритеты.  Она поняла куда хочет поступить учиться и какую профессию получить.  (Слайд 16)  Спасибо за внимание!                                                                                                      Н.А. Игонина

Профессиональное самоопределение на занятиях внеурочной деятельности

Профессиональное самоопределение на занятиях внеурочной деятельности

Профессиональное самоопределение на занятиях внеурочной деятельности

Профессиональное самоопределение на занятиях внеурочной деятельности

Профессиональное самоопределение на занятиях внеурочной деятельности

Профессиональное самоопределение на занятиях внеурочной деятельности

Профессиональное самоопределение на занятиях внеурочной деятельности

Профессиональное самоопределение на занятиях внеурочной деятельности
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.11.2019