«Профессиональные компетенции молодого специалиста —
залог успешного обучения младшего школьника»
Мы сегодня поговорим о том, что такое «Профессиональные компетенции молодого специалиста» и как они могут повлиять на обучение младшего школьника, чтоб оно стало успешным.
Профессиональная компетентность учителя - один из факторов, оказывающих существенное влияние на сохранение и развитие потенциала образовательного пространства, на адаптацию школы к динамически изменяющимся условиям, на инновационную деятельность, наконец, на обеспечение нормального функционирования процесса образования. Рассмотрим понятия.
Компетенция - это «ожидаемые и измеряемые достижения личности, которые определяют, что будет способна делать личность по завершению процесса обучения; обобщенная характеристика, определяющая готовность специалиста использовать весь свой потенциал (знания, умения, опыт и личностные качества) для успешной деятельности в определенной профессиональной области»
Компетентность – владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности. Быть компетентным означает умение мобилизировать в данной ситуации полученные знания и опыт.
«Профессиональная компетенция» учителя начальной школы рассматривается как собирательное понятие, определяющее своеобразие личности учителя как педагога-воспитателя и детского психолога. В основе её лежит осознание педагогом своих педагогических возможностей, особенностей детского коллектива, перспектив её развития. Такое осознание определяет профессиональную гибкость педагога в подборе (а не копировании) педагогических технологий, методик, позволяющих успешно реализовать главную цель – создать условия для позитивного развития личности младшего школьника.
Согласно программе внедрения компетентностно - ориентированного подхода в учебно-воспитательный процесс выделяют следующие ключевые профессиональные компетентности, которыми должен обладать молодой специалист:
- Интеллектуально-педагогическая компетентность – умение применять полученные знания, опыт в профессиональной деятельности для эффективного обучения и воспитания, способность педагога к инновационной деятельности.
Данную компетентность можно реализовать через: самообразование, обучение - посещение семинаров, конференций; систематическое прохождение курсов повышения квалификации; участие в конкурсах; в мастер – классах. Размещение своих разработок на сайтах в интернете. Название сайтов вы видите на слайде. Использовать исследовательскую, экспериментальную; инновационную деятельность, осваивать новые педагогические технологии.
- Информационная компетентность – объем информации педагога о себе, учениках, родителях, о коллегах.
Эта компетентность реализуется через сбор информации о семьях обучающихся, составляются базы одарённых детей, выявление детей группы риска, требующие повышенного внимания, а также работа с детьми с ОВЗ. Ведение портфолио на каждого ребёнка. Электронное портфолио заполняется в сетевом городе.
- Регулятивная компетентность – умение молодого специалиста управлять своим поведением, контролировать свои эмоции, способность к рефлексии, быть стрессоустойчивым, уравновешенным, обладать высокой мобильностью нервной системы.
- Коммуникативная компетентность – значимое профессиональное качество, включающее речевые навыки, умение слушать, эмпатию, т. е. к пониманию психического состояния обучающихся, сопереживанию и потребность к социальному взаимодействию.
Данную компетентность можно реализовать через работу в методических объединениях, творческих группах, дискуссиях, обмен опыта с коллегами, проведение открытых занятий для анализа со стороны коллег; изучение ИКТ; общение с коллегами в школе, городе и в интернете. Также обобщение собственного педагогического опыта, открытое обсуждение проблемных ситуаций, ролевые и деловые игры, психологический тренинг и метод «Проектов». Умение правильно общаться с родителями воспитанников – одна из главных и может быть трудных профессиональных компетенций.
Здесь нужно реализовываться через проведение родительских собраний, круглых столов, индивидуальных бесед, проведение совместных праздников, спортивных мероприятий и др.
Но не одна из данных перечисленных компетентностей не будет эффективной, если молодой специалист сам не осознает необходимости повышения собственной профессиональной компетентности. Для этого необходимо молодому специалисту создать те условия, в которых он самостоятельно осознает необходимость повышения уровня собственных профессиональных качеств.
Чтобы правильно реализовывать компетентностный подход в обучении младшего школьника молодому специалисту нужно помнить:
1. Главным есть не предмет, которому вы учите, а личность, которую вы формируете. Не предмет формирует личность, а учитель своей деятельностью, связанной с изучением предмета.
2. На воспитание активности не жалейте ни времени, ни усилий. Сегодняшний активный обучающийся – завтрашний активный член общества.
3. Помогайте обучающимся овладеть наиболее продуктивными методами учебно-познавательной деятельности, учите иx учиться.
4. Необходимо чаще использовать вопрос “почему?”, чтобы научить мыслить причинно: понимание причинно-следственных связей является обязательным условием развивающего обучения.
5. Помните, что знает не тот, кто пересказывает, а тот, кто использует на практике.
6. Приучайте обучающихся думать и действовать самостоятельно.
7. Творческое мышление развивайте всесторонним анализом проблем; познавательные задачи решайте несколькими способами, чаще практикуйте творческие задачи.
8. Необходимо чаще показывать обучающимся перспективы иx обучения.
9. Используйте схемы, планы, чтобы обеспечить усвоение системы знаний.
10. В процессе обучения обязательно учитывайте индивидуальные особенности каждого обучающегося, объединяйте в дифференцированные подгруппы учеников с одинаковым уровнем знаний.
11. Изучайте и учитывайте жизненный опыт обучающихся, их интересы, особенности развития.
12. Умейте мотивировать обучающихся, включая их в разнообразные виды деятельности, позволяющие наработать им требуемые компетенции.
13. Будьте проинформированы относительно последних научных достижений по своему предмету.
14. Поощряйте исследовательскую работу обучающихся. Найдите возможность ознакомить их с техникой экспериментальной работы, алгоритмами решения задач, обработкой первоисточников и справочных материалов.
15. Используйте систему оценивания, позволяющую обучающемуся адекватно оценивать свои достижения.
16. Учите так, чтобы обучающийся понимал, что знание является для него жизненной необходимостью.
17. Объясняйте обучающимся, что каждый человек найдет свое место в жизни, если научится всему, что необходимо для реализации жизненных плюсов.
Подведя итог выше сказанному можно отметить, что молодому специалисту мало обладать природной чуткостью, необходимо обладать инновационным стилем научно-педагогического мышления, готовностью к созданию новых ценностей и принятию творческих решений. Это одна из тех профессий, в которой профессионализм жизненно необходим, ведь в его руках находится будущее – наши дети.
Век живи - век учись.
Это нужно взять за основу в педагогической практике. Обучая, учитель развивается сам, его опыт становится богаче и таким образом он становится на путь профессионального успеха.
Желаю вам огромной удачи во всех ваших начинаниях!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.