Сегодня каждое образовательное учреждение стремится жить и работать по - новому. Этого требует современное общество, которому необходимы высокообразованные, целеустремленные, эрудированные, конкурентоспособные, инициативные, духовно и физически здоровые личности, способные занять достойное место в обществе.
Стратегическое направление экономического и социального развития нашей страны требует новых высококвалифицированных субъектов профессиональной деятельности во всех сферах, отличающихся, прежде всего тем, что они являются носителями новейших знаний и технологий.
Новые социально-экономические условия, складывающиеся в России, вызывают необходимость поиска эффективных способов деятельности образовательной системы при решении новых задач.Сегодня каждое образовательное учреждение стремится жить и работать по - новому. Этого требует современное общество, которому необходимы высокообразованные, целеустремленные, эрудированные, конкурентоспособные, инициативные, духовно и физически здоровые личности, способные занять достойное место в обществе.
Профессиональный рост учителя как основа его
педагогической деятельности»
Мельниченко Ирина Геннадьевна,
учитель начальных классов высшей категории
МБУ «СШ №3»,
г.Майкоп, Республика Адыгея.
« Вложи в каждого человека жажду к
познанию
и дай им учителя»
(Из древней легенды)
Сегодня каждое образовательное учреждение стремится жить и
работать по новому. Этого требует современное общество, которому
необходимы высокообразованные, целеустремленные, эрудированные,
конкурентоспособные, инициативные, духовно и физически здоровые
личности, способные занять достойное место в обществе.
Стратегическое направление экономического и социального развития
нашей страны требует новых высококвалифицированных субъектов
профессиональной деятельности во всех сферах, отличающихся, прежде
всего тем, что они являются носителями новейших знаний и технологий.
Новые социальноэкономические условия, складывающиеся в России,
вызывают необходимость поиска эффективных способов деятельности
образовательной системы при решении новых задач.
Развивающему обществу нужны современно образованные,
нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно
принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их
возможные последствия; способные к сотрудничеству; отличающие
мобильностью, динамизмом; обладающие чувством ответственности за
судьбу страны.
Одной из главных задач развития российской школы является
повышение роли школьного образования в процессе воспитания. Основным
инструментом ее решения является федеральный государственный
образовательный стандарт.
В условиях реформирования и обновления нашего общества роль
учителя имеет самое важное значение. От него зависит образование народа,
его культура и нравственность, а также направление дальнейшего развития
общества. Именно через школу как «институт нации» проходит каждый
гражданин РФ.
1В настоящее время осуществляется ряд мер и создание системы
профессионального роста учителя. В педагогических институтах и
университетах проводится подготовка учителей, расширяется изучение
психологопедагогических дисциплин и углубляется их теоретическая и
практическая направленность,
проводятся педагогические чтения,
семинары, научнопрактические конференции.
В систему профессионального роста учителя входит внедрение
современных программ подготовки, внедрение эффективного механизма
материального и морального поощрения качественного, творческого
учительского труда, создание стимулов к развитию, к непрерывному
профессиональному росту. А урезание программ ВУЗов до
баколавриата понесло урон общему образованию.
Профессиональное развитие является неотъемлемой частью
профессионализации личности. Начинается оно на стадии освоения
профессии и продолжается на последующих этапах. Более того, оно не
заканчивается на стадии самостоятельного выполнения деятельности, а
продолжается вплоть до полного отхода человека от профессии,
приобретая специфическую форму и содержание.
Среди учителей встречается умелый учитель, который проводит
обучение и воспитание на обычном профессиональном уровне, и есть
учитель, который проявляет педагогическое мастерство и добивается
высоких результатов в своей работе. Многие же учителя, кроме мастерства,
проявляют педагогическое творчество и своими находками обогащают
методику обучения и воспитания. Есть и учителяноваторы, которые
делают настоящие педагогические открытия, прокладывают новые пути в
обучении и воспитании, обогащая педагогическую теорию. Такие учителя
обладают педагогической умелостью. Они есть и в нашей школе.
Неслучайно МБОУ «СШ №3» является региональной площадкой по теме
«Программа развития образовательной организации, как фактор успешной
реализации основной образовательной программы в условиях ФГОС НОО»
Под педагогической умелостью следует понимать такой уровень
профессионализма учителя, который включает в себя обстоятельное знание
им своего учебного предмета, хорошее владение психологопедагогической
теорией и системой учебновоспитательных умений и навыков, а также
довольно развитые профессиональноличностные свойства и качества, что в
своей совокупности позволяет достаточно квалифицированно осуществлять
обучение и воспитание учащихся.
Педагогическая умелость это основа профессионализма учителя, без
которой невозможно работать в школе. Она базируется на достаточной
теоретической и практической подготовке учителя,
которая
обеспечивается в педагогических учебных заведениях и продолжает
отшлифовываться и совершенствоваться в школе. К сожалению, нельзя
2сказать, что все учителя хорошо владеют педагогической умелостью, что,
естественно, отрицательно сказывается на их деятельности.
Педагогическое мастерство – это тоже основа профессионализма
учителя.
В школе созданы условия для профессионального роста учителя.
Молодые специалисты участвуют в школьных конкурсах «Молодой
учитель», методическое объединение предусматривает открытые уроки
молодых учителей и учителей стажистов, участие в обмене опыта.
Комитетом Образования и Министерством Республики Адыгея
предусмотрены различные конкурсы педагогического мастерства, участие в
которых являются качественной характеристикой учебновоспитательной
деятельности учителя.
Благодаря чему обеспечивается высокая
эффективность учебновоспитательного процесса.
Для повышения своего профессионального уровня я ежегодно участвую
в региональных семинарах и научнопрактических конференциях,
проводимых в нашем городе и в г. Омске.
Мои статьи по превентивному обучению и формированию здорового
образа жизни в образовательном учреждении («Наше питание. Как побороть
лишний вес?», «Качества воды Шовгеновского микрорайона города
Майкопа Республики Адыгея», «Соблюдение режима дня как необходимое
условие формирования здорового образа жизни», «Правильное питание –
основа жизни человека», «Роль превентивного обучения в формировании
ответственного поведения») были опубликованы в сборниках методических
материалов и выпущены Омской типографией.
Принимала участие в г. Омске в международной научнопрактической
конференции «Открытая Новая школа как ресурсный центр успешной
социализации личности», на которой встретилась с педагогами из Германии
и поделилась опытом работы о развитии успешной личности ребёнка через
проектную деятельность. Моя статья была опубликована в сборнике.
Принимала участие в педагогических чтениях, организованных
Комитетом по образованию г. Майкопа и являюсь призёром этих чтений.
Делилась своим опытом по теме «Современные педагогические технологии
– основа достижения качественного образовательного результата»
На персональном сайте http//multiurok/ru/ira7 публикую свои материалы.
И всё же, возникает волнение по поводу прохождения процедуры на
соответствие заявленной категории.
Дипломантами и лауреатами
становятся единицы в городе и республики, а подтвердить свой
педагогический уровень необходимо десяткам, а то сотням учителей.
Поэтому считаю, проведение конкурсов, педагогических чтений,
конференций недостаточно. Необходимо больше вовлекать педагогов для
раскрытия своего профессионального роста.
3Профессиональное развитие – довольно сложный процесс, имеющий
циклический характер. В ходе профессионального развития человек не
только совершенствует свои знания, умения и навыки, развивает
профессиональные способности, но может испытывать и отрицательное
воздействие этого процесса. Такое воздействие приводит к появлению
разного рода деформаций и состояний, снижающих не только
профессиональные успехи,
но и негативно проявляющихся в
«непрофессиональной» жизни. В этой связи можно говорить о восходящей
(прогрессивной) и нисходящей (регрессивной) стадиях профессионального
развития.
Отношение учителя к учебному процессу, его творчество и
профессионализм, его желание раскрыть способности каждого ребенка –
всё это есть главный ресурс, без которого новые требования ФГОС к
организации учебновоспитательного процесса в школе не могут
существовать.
Учителя начальных классов в основном реализуют новый стандарт без
проблем, в основном за счёт своего умения быстро перестраиваться. Мы
должны не столько передавать знания, сколько создавать ребёнку условия
для самостоятельного их открытия и обнаружения. Таким образом,
учитель фасилитатор это учитель, способствующий ученику в усвоении и
освоении нового.
Существует такая легенда. «Много тысяч лет тому назад увидел Бог,
что множатся пороки людей и решил помочь им. Созвал он высоких Духов
и сказал: «Люди потеряли свой путь. Как быть? »
Один из Духов предложил навеять на людей сон пророческий, другой —
послать манну небесную, третий — воду от Бога. И только четвертый
Высокий Дух изрек: «Вложи в каждого человека жажду к познанию и дай
им учителя».
Список литературы
1. Елагина В.С. Становление педагогической компетентности //
Современные наукоёмкие технологии. 2010. №10. С. 113116.
2. Балакина, Л.Л. Коммуникативная компетентность как фактор
адекватного отражения в образовании современной информационно
коммуникативной культуры. Томск: ЦНТИ, 2004. 198 с.
3. Елагина В.С. Немудрая Е.Ю. Коммуникативная деятельность как
важная составляющая педагогической компетентности учителя //
Международный журнал экспериментального образования. 2009. №5.
С. 4142
45