Профессия — тьютор: “Ребенок с аутизмом воспринимает реальность иначе”
Оценка 4.6

Профессия — тьютор: “Ребенок с аутизмом воспринимает реальность иначе”

Оценка 4.6
Педсоветы
docx
детская психология
16.11.2021
Профессия — тьютор: “Ребенок с аутизмом воспринимает реальность иначе”
Профессия — тьютор: “Ребенок с аутизмом воспринимает реальность иначе”
тьютор и аутист.docx

        Тьютор : Кречетова Татьяна  Кирилловна.

 

Профессия — тьютор: “Ребенок с аутизмом воспринимает реальность иначе”

— Аутизм — состояние психики, при котором человек погружен в себя, и контакт с внешним миром ему дается нелегко. Причиной его возникновения называют самые разрозненные факторы: от экологии до мутации генов. Проявляется аутизм по-разному и чаще встречается в виде аутистических расстройств.

Выявить эту особенность в раннем возрасте довольно трудно. Однако есть ряд своеобразных «звоночков», которые должны насторожить родителей. К примеру, младенец не откликается на улыбку мамы или все время играет исключительно с одной игрушкой. Подрастая, малыш не реагирует на свое имя, часто ведет себя так, будто не слышит простые просьбы. У него может страдать речь: поздно начинает разговаривать, имеет серьезные проблемы с произношением — говорит тихо, невнятно.

Игры у такого ребенка тоже будут особые: раскладывание предметов в ряд, или по различным признакам (цвет, размер). Он будет готов делать это часами и отвлечь на что-то другое его практически невозможно.

Порог чувствительности у детей с аутизмом бывает или очень низкий или очень высокий, поэтому они могут неожиданно резко реагировать на обычные для нас звуки, простые прикосновения. Наши особенные второклассники, например, по шумным коридорам школы иногда ходят в специальных наушниках.

В жизни многих детей с аутизмом также могут играть большую роль так называемые ритуалы. К примеру, ему важно ходить на прогулку по одному и тому же маршруту, на завтрак есть одно и то же блюдо. Перемены для таких детей — сильный стресс. А ритуалы — своеобразные островки безопасности.

Все действия тьютор должен выполнять без комментариев, то есть молча. Если у ребенка возникают трудности в выполнении задания, учитель помогает ему дополнительно вместе с тьютором. Почему общение с тьютором в этом случае исключает речь? Исходя из концепции об индивидуализации образования, необходимо еще раз подчеркнуть, что тьютор сопровождает ребенка, для того чтобы он мог самостоятельно применять запланированные педагогами и родителями умения и навыки, чтобы в итоге применить их в разных социальных средах, опять же – подчеркиваю – самостоятельно.

 

 ПРОБЛЕМЫ С СОЦИАЛИЗАЦИЕЙ СВЯЗАНЫ В ТОМ ЧИСЛЕ И С НЕВОЗМОЖНОСТЬЮ ВЫНЕСТИ КОНТАКТ. ВЕДЬ КОНТАКТ С ДРУГИМ ВСЕГДА НЕСЕТ В СЕБЕ НЕИЗВЕСТНОСТЬ И ПЕРЕМЕНЫ.

— Да, многие полагают, что ребенок с аутизмом не хочет взаимодействовать. Это не так. Он рад контакту, но в своем ключе. Контакт с ним возможен через присоединение, через проявление живого интереса и уважения к тому, что он делает. К примеру, ребенок лепит. Можно все силы убить на то, чтобы отвлечь его на математику — и ничего не добьёшься. А можно присесть рядом и наблюдать. Так, постепенно, выстраивается доверие и, возможно, скоро ребенок откроется. Конечно, гарантии нет. Но иногда, после долгих безуспешных попыток, вдруг случается резкий прогресс. Это зависит от многих факторов: от воспитания, развития, глубины расстройства, даже от обстановки. К примеру, один из наших учеников прекрасно читает и считает с мамой, но без нее результаты ухудшаются в разы. Поэтому для таких детей так важна адаптация — только в привычной обстановке он может проявить себя. Привыкнуть к людям, к обществу, помогает школа; а облегчить процесс адаптации — тьютор. При этом нужно быть очень внимательным, контролировать себя, ведь один неправильный жест или тон голоса — и ребенок может снова закрыться.

—  ЭТО ОЧЕНЬ ТРУДНО — ВСЕГДА ДЕРЖАТЬ СЕБЯ В РУКАХ?

— Несомненно. Нужно много сил и терпения. И учиться этому можно всю жизнь. Но по-другому ничего не получится. Главное — всегда помнить, что ребенок с аутизмом воспринимает реальность иначе, и действует, исходя из своего восприятия. Он очень хочет, но не всегда может вести себя так, как принято в обществе. В силу своей ранимости в том числе. Поэтому он может неожиданно громко закричать на уроке, или в автобусе. Наше общество, конечно, плохо реагирует на такое поведение: маме могут посыпаться замечания о невоспитанности или избалованности ребенка. А ребенок ведь делает это не специально, не назло. Людям стоит подумать об этом прежде, чем выливать свое раздражение на таких детей и их родителей. Ведь им и так непросто, уж поверьте.

 — РОДИТЕЛЯМ ТАКИХ ДЕТЕЙ ПРИХОДИТСЯ ОЧЕНЬ НЕПРОСТО. С ОДНОЙ СТОРОНЫ — ТАКОЙ НЕЛЕГКИЙ РЕБЕНОК; С ДРУГОЙ — НЕ ПРИНИМАЮЩЕЕ ОБЩЕСТВО. И СТРАХ ЗА БУДУЩЕЕ. НАВЕРНОЕ, ОНИ ИЗМУЧЕНЫ ТАКОЙ ЖИЗНЬЮ?

— Знаете, у нас есть мальчик Егор, который великолепно лепит. Он замечает самые мелкие детали, все нюансы, и воспроизводит их.  Мы даже организовывали выставку его работ, и люди не верили, что это ребенок сделал. Его мама радуется  за своего сына, гордится им.

Детям с аутизмом рекомендуют занятия музыкой. Егор начал осваивать флейту. Первое время занятия проходят очень трудно- ребёнок  может находиться в кабинете  только с мамой, причём чтобы она была в поле его зрения.   Через полгода  мама  могла находиться за спиной ребёнка.  К концу первого года обучения  мама  могла сидеть в коридоре около раскрытой двери, на расстоянии от  мальчика. К середине второго года обучения Егор  спокойно относился к тому , что мамы рядом не было- мама в коридоре не в поле зрения ребёнка. К концу второго года обучения  на духовых инструментах, Егор начал сдавать зачёты в присутствии двух чужих людей / мама  присутствует в кабинете/. К окончанию второго  года обучения ребёнок  даже согласился выйти на сцену на отчётном концерте.

 К  ДЕТЯМ   АУТИСТИЧЕСКИМ  РАСССТРОЙСТВОМ  ПСИХИКИ  НУЖЕН  ОСОБЫЙ ПОДХОД. ТОГДА ОНИ  «ПРИМУТ»  ОКРУЖАЮЩЕЕ ИХ ОБЩЕСТВО,  А  ОБЩЕСТВО  «ПРИМЕТ»   ИХ.


Тьютор : Кречетова Татьяна Кирилловна

Тьютор : Кречетова Татьяна Кирилловна

Конечно, гарантии нет. Но иногда, после долгих безуспешных попыток, вдруг случается резкий прогресс

Конечно, гарантии нет. Но иногда, после долгих безуспешных попыток, вдруг случается резкий прогресс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
16.11.2021