Профилактическое занятие с элементами тренинга для родителей «Буллинг в школе»
Оценка 4.9

Профилактическое занятие с элементами тренинга для родителей «Буллинг в школе»

Оценка 4.9
Занимательные материалы
docx
психологическая работа
Взрослым
12.03.2024
Профилактическое занятие с элементами тренинга для родителей «Буллинг в школе»
Занятие направленно на родителей школ для того что бы познакомить родителей с понятием «Буллинг», сформировать активную педагогическую позицию родителей, научить распознавать ситуации травли и познакомить со способами защиты своего ребенка от буллинга в школе.
треннинг булинг для родителей 13.02.24.docx

Профилактическое занятие с элементами тренинга для родителей «Буллинг в школе»

Тренинговое занятие для родителей

«Буллинг в школе»

Направление: Профилактика

Целевая группа: Родители средней общеобразовательной школы

Подготовила:

Педагог-психолог

Колбасин Максим Андреевич

Составил, педагог-психолог: Колбасин Максим Андреевич

Родительская конференция.

Секция «Буллинг в школе».

Пояснительная записка

На протяжении многих лет исследуется проблема насилия и агрессии. Масштаб данных явлений не перестает удивлять. На проблему насилия среди учеников все чаще обращают внимание учителя в школе. Эта жесткость принимает различный характер и схожа с такими проблемами, как «дедовщина» в армии. По статистике 44% школьников в возрасте от 7 до 15 лет становятся буллинг-агрессивными. Примерно половина – делает это сознательно и многократно.

Буллинг - таким новым термином окрестили старое, можно сказать, вековое явление: детская жестокость. К сожалению, в новом веке это явление приобрело особую актуальность. Сегодня дети особенно жестоки. Причин агрессивного преследования множество: воспитание или его отсутствие, наследственность, стремление проявить свое «Я» и характер, просмотр жестоких кинофильмов, передач, мультфильмов.

Проблема распространения насилия среди детей и подростков и профилактика этого явления становится сегодня очень важной задачей для родителей и педагогов.

Цель: актуализировать знания родителей по проблеме буллинга в школе.

Задачи:

·         Познакомить родителей с понятием «Буллинг».

·         Формировать активную педагогическую позицию родителей.

·         Научить родителей распознавать ситуации травли.

·         Познакомить родителей со способами защиты своего ребенка от буллинга в школе.

 

 

Место реализации: 

Целевая группа: родители обучающихся МБОУ СОШ

Количество участников: 15 человек

Продолжительность занятия: 45-60 минут

1.Вводная часть. Знакомство с группой, групповыми правилами.

Психолог: Мы приветствуем вас в родительской гостиной, уважаемые родители. Как помогать подростку преодолевать систематическое агрессивное поведение со стороны сверстника? Меня зовут Елена Юрьевна. Я работаю психологом в школе. В нашей секции мы познакомимся с понятием буллинг, основными его характеристиками, постараемся найти ответы на вопросы: что предпринять родителям в ситуации, когда ребенок подвергся буллингу? В ситуациях, когда ребенок агрессор и, что сделать, чтобы таких ситуаций не возникало.

Разминка.

Упражнение «Знакомство» - участники по кругу говорят свое имя и отвечают на вопрос: на что похоже мое настроение?

Упражнение «Ассоциации».

Психолог: Какие у вас возникают ассоциации со словом «буллинг»? Родители высказываются по желанию.

2. Основная часть

Мини лекция с использованием мультимедийной презентации «Буллинг в школе».

Буллинг – относительно новый термин, обозначающий старое, можно сказать, вековое явление – детскую жестокость. Практически в каждом классе есть дети, которые являются объектами насмешек, а иногда и открытых издевательств со стороны некоторых, а иногда и всех учеников класса. В детском коллективе буллинг зачастую является результатом незанятости подростков.

Буллинг (от англ. bullying – запугивание, физический и/или психологический террор в отношении ребенка со стороны группы одноклассников), – это форма жестокого обращения, когда физически или психически сильный индивид или группа получает удовольствие, причиняя физическую или психологическую боль более слабому в данной ситуации человеку.

 

Выделяют следующие виды буллинга:

А. Психологическое (моральное) насилие:

1.вербальный (насмешки, присвоение кличек, бесконечные замечания и необъективные оценки, высмеивание, унижение в присутствии других детей, угрозы физической расправы, шантаж, угроза пожаловаться взрослым, перестать дружить, вымогательство, доносительство, клевета на жертву, оскорбления, обзывательства, клички.

2.социальное исключение (бойкот, отторжение, изоляция, отказ от общения с жертвой (с ребенком отказываются играть, заниматься, не хотят с ним сидеть за одной партой;

3.кибербуллинг – публикация и распространение в Интернете оскорбительных текстов, видео и фотографий, угрозы, а также выдача себя за «жертву» в онлайне (подвержены до 30% школьников 12-15 лет). Распространение в последнее время получает троллинг (trolling — блеснение, ловля рыбы на блесну) — размещение в Интернете (на форумах, в дискуссионных группах, блогах и др.) провокационных сообщений с целью вызвать конфликты между участниками, взаимные оскорбления.

Б.Физическое насилие избиение, нанесение удара, подзатыльники, порча и отнимание вещей, воровство и др.

По различным источникам наиболее распространен первый вид буллинга:

·         словесная травля (оскорбления, злые шутки, словесные провокации, обзывания, непристойные шутки и т.д.).

·         бойкот,

·         физическая расправа.

·         распространение слухов и сплетен,

·         воровство.

Как показали исследования – в младших классах частота встречаемости случаев буллинга выше, более распространен среди мальчиков, снижается к 14-15 годам, кибербуллинг наиболее распространен среди подростков 13-15 лет, в большей степени характерен для девушек.

Почему дети не обращаются за помощью?

·         Хочет справиться с этим самостоятельно

·         Дети могут бояться реакции от обидчика

·         Опасается, что накажут за слабость

·         Чувствуют, что никто о них не заботится

·         Дети могут опасаться, что их сверстники отвергнут.

 

Жертвой или объектом буллинга:

·         часто становятся робкие,

·         тихие дети,

·         нередко физически слабые,

·         дети с нестандартной внешностью,

·         особым прилежанием в учебе,

·         чувствительные, не способные постоять за себя, продемонстрировать уверенность, отстоять ее.

·         талантом в определенной области или, напротив, плохой успеваемостью и прогулами,

·         дети с заниженной или наоборот с завышенной самооценкой.

 

Жертвой буллинга может стать любой ученик.

Возможные роли непопулярных школьников: «Шут», «Козел отпущения», «Покорная жертва», «Раб», «Белая ворона» «Озлобленные», «Непопулярные», «Агрессоры»: агрессор-нападающий, отвергаемый агрессор, «Ябеды»

Как понять родителям, что ребёнок стал жертвой буллинга?

Если ваш ребёнок:

·         неохотно идёт в школу и рад любой возможности не ходить туда;

·         возвращается из школы подавленным;

·         часто плачет без очевидных причин;

·         никогда не вспоминает никого из своих одноклассников;

·         очень мало говорит о своей школьной жизни;

·         одинок, его никто не приглашает в гости, на дни рождения, , и он никого не хочет позвать к себе.

В этом случае, возможно, ваш ребёнок стал объектом буллинга.

Лекция закончилась

Работа в группах.

Уважаемые участники: «давайте с вами разделимся на 2 группы». Участники рассчитаются на лимон и апельсин.

Сейчас мы с вами постараемся найти ответы на следующие вопросы:

·         Группа «лимонов» в ходе групповой дискуссии постарается найти ответ на вопрос:«Что предпринять родителям в ситуации, когда ребенок жертва?»

·         Группа «апельсинов» постарается найти ответ на вопрос: «Что предпринять родителям в ситуации, когда ребенок буллер?»

 

После обсуждения, представитель от каждой группы высказывается по данному вопросу.

Психолог подводит обсуждение родителей к конкретным рекомендациям, проговаривает их.

Что предпринять родителям в ситуации, когда ребенок подвергся буллингу?

•Попытаться понять истинную причину травли: внешность ребёнка, особенности его поведения, плохая, а сейчас порой и отличная успеваемость, отсутствие статусных для детей предметов (мобильного телефона и т.д.).

•Убедиться, что ваш ребёнок действительно стал жертвой школьного буллинга;

•Сообщите о ситуации классному руководителю, школьному психологу, социальному педагогу.

•Сообща найти пути выхода из сложившийся ситуации;

•Если ребёнок пережил насилие, напуган и потрясён случившимся, оставьте его на один день дома, не водите в школу. При сильно пережитом стрессе попытаться перевести ребёнка в другой класс или даже в другую школу;

•Ни в коем случае не игнорировать случившееся с ребёнком и не пускать всё на самотёк.

•Успокоить и поддержать ребенка словами: «Хорошо, что ты мне сказал. Ты правильно сделал»; «Я тебе верю»; «Ты в этом не виноват»; «Ты не один попал в такую ситуацию, это случается и с другими детьми; «Мне жаль, что с тобой это случилось». «Я постараюсь сделать так, чтобы тебе больше не угрожала опасность».

Разговаривайте с ребёнком, обсуждайте ситуацию в спокойном и деловом тоне

•Выражайте сочувствие без оценок и комментариев. Дайте понять, что это всего лишь одна из проблем, для которой необходимо найти решение.

•Расскажите о своём успешном опыте в решении подобных ситуаций, о случаях, когда другим детям удалось не обижаться и не злиться сильно. Сообщите о ситуации классному руководителю, школьному психологу.

•Выступайте на ближайшем родительском собрании: старайтесь не обвинять, а призывать родителей объединить усилия для того, чтобы травля не стала традицией в классе.

•Не спешите с требованиями «не будь слюнтяем», «дай сдачи». Многие дети не могут преодолеть страх и к тому же боятся вызвать неудовольствие папы, а потому перестают жаловаться и остаются со своей бедой один на один.

•Зная причины и последствия буллинга, уважаемые родители, примите правильно решение и все необходимые меры, чтобы ваш ребёнок был полноценной личностью нашего общества.

Если ваш ребенок — обидчик

Если вы узнаете о том, что ваш ребенок — обижает и травит других, то первым вашим импульсом будет строго наказать его. Скорее всего, это будет просто разовая мера и не только не решит ситуацию, но еще и усугубит ее. Если ваш ребенок обижает других, то вам необходимо:

·         остановить ребенка-обидчика,

·         создать обстановку, в которой он пересмотрит свое поведение. Наказание не исправят плохого поведения, зато уничтожат доверие между ребенком и взрослым.

·         Вам нужно попытаться заменить желание ребенка причинять вред другим желанием быть добрым к другим.

·         Позвольте ребенку увидеть то, что он сделал неправильно, и помогите найти способы исправить это.

·         Сфокусируйтесь на том, что привело ребенка к такому поведению, помогите ему понять, что беря на себя ответственность за свои действия, он восстанавливает собственную целостность и самоуважение.

·         Постарайтесь не дать возобладать над вами чувству стыда за то, что делает ваш ребенок.

·         Говорите с ребенком о его действиях, задавайте такие же открытые, честные вопросы, которые вы задавали бы, если бы он был жертвой буллинга.

·         Так вы преодолеете его защитную реакцию и поймете истинную его мотивацию, вы сохраните контакт с ребенком и поможете ему самому разобраться в себе.

·         Помните, что к такому поведению ребенка приводит внутренний дискомфорт, какая-то боль. Когда мы позитивно воспринимаем себя, нам не нужно никого обижать. И помните — это поведение плохое, а не ребенок. Говорите ему, что вы знаете, что он хороший, и такое поведение совсем ему не подходит, не свойственно.

·         Развивайте эмпатию.

 

Как этого добиться?

Повышайте уровень информированности детей о роли, которую они играют в буллинге

И что сделать, чтобы не допустить ситуаций травли?

·         Наладить контакты с учителями и одноклассниками;

·         Приглашать одноклассников в гости, особенно тех кому он симпатизирует;

·         Повышать самооценку ребёнка; в случаях завышенной самооценки ребёнка объяснять ему, что это не надо показывать окружающим, что у любого человека есть и недостатки и достоинства; помочь ребёнку стать членом классного коллектива, а не просто ходить учиться;

·         Создать эмоционально-благоприятную атмосферу в семье, вовлечение ребенка в совместные с родителями дела (досуг, поездки, обсуждение проблем, чувств каждого из членов семьи), восстановить или завести традиции и ритуалы в семье (говорить спокойной ночи перед сном, поцеловать и погладить ребенка, пожелать хорошего дня утром перед школой, отмечать дни рождения, чаще обнимайте и целуйте и т.д.);

·         Внимательное отношение к эмоциональному состоянию ребенка;

 

Реакция на буллинг отлично продемонстрирована в художественном фильме «Чучело» (1983 г.) режиссера Ролана Быкова. Шестиклассница Лена Бессольцева умело передает все чувства, которые может испытать ребёнок: боль, одиночество, страх поделиться проблемой со взрослыми, чувство безысходности и беззащитности.

Родители вместе с детьми

Просмотр художественных фильмов с последующим обсуждением:

Обсуждение художественной литературы, раскрывающей проблему буллинга:

• «Чучело» (1983 г.). • «Класс» (2007 г.). • «Розыгрыш» (2008 г.).

·         «Класс коррекции» (2014г.)

В.К. Железняков «Чучело». • Хосе Тассиес «Украденные имена». • В.Н. Ватан «Заморыш». • Е.В. Мурашов «Класс коррекции». • Стивен Кинг «Кэрри». • Алексей Сережкин «Ученик». • Андрей Богословский «Верочка». • Джоди Пиколт «Девятнадцать минут».

 

Прикасайтесь к подростку как можно чаще- берите за руку, обнимайте, гладьте по голове.

Говорите, что вы любите. Ребенок будет чувствовать себя любимым.

Некоторые дети, столкнувшись с проблемой буллин­га, испытывают настолько выраженные муки и страдания, что практически утрачивают все свои навыки и начинают себя не­навидеть. Такие дети нуждаются в тщательно продуманном те­рапевтическом вмешательстве. Программа вмешательства мо­жет включать поддержку в стенах школы или направление в какую-либо внешнюю службу поддержки. Так, например, воз­можны контакты с социальной службой, судебными органами или службой телефона доверия для детей «Детская линия». (Раздать визитки телефона доверия).

3.Заключительная часть. Рефлексия.

Итак, уважаемые родители, мы с вами рассмотрели вопросы, связанные с буллингом в школе и способами помощи своим детям, оказавшимся в такой ситуации.

Рефлексия

Участники дают обратную связь, высказываются по кругу: что было полезным, мое настроение в конце занятия…

Заполняем рефлексивные листы. (Приложение 1)

Надеемся, что посещение данной секции было для Вас интересным и полезным!

Всего Вам доброго!

 

Рефлексивный лист

Мое настроение

12345

Информация интересная

12345

Информация полезная

12345

Что, на Ваш взгляд, было наиболее удачным и в чем?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Какие вопросы Вы бы хотели рассмотреть на последующих конференциях?

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Благодарим за сотрудничество


 

Профилактическое занятие с элементами тренинга для родителей «Буллинг в школе»

Профилактическое занятие с элементами тренинга для родителей «Буллинг в школе»

Место реализации: Целевая группа: родители обучающихся

Место реализации: Целевая группа: родители обучающихся

Выделяют следующие виды буллинга:

Выделяют следующие виды буллинга:

Жертвой буллинга может стать любой ученик

Жертвой буллинга может стать любой ученик

Попытаться понять истинную причину травли: внешность ребёнка, особенности его поведения, плохая, а сейчас порой и отличная успеваемость, отсутствие статусных для детей предметов (мобильного телефона и…

Попытаться понять истинную причину травли: внешность ребёнка, особенности его поведения, плохая, а сейчас порой и отличная успеваемость, отсутствие статусных для детей предметов (мобильного телефона и…

Расскажите о своём успешном опыте в решении подобных ситуаций, о случаях, когда другим детям удалось не обижаться и не злиться сильно

Расскажите о своём успешном опыте в решении подобных ситуаций, о случаях, когда другим детям удалось не обижаться и не злиться сильно

Позвольте ребенку увидеть то, что он сделал неправильно, и помогите найти способы исправить это

Позвольте ребенку увидеть то, что он сделал неправильно, и помогите найти способы исправить это

Реакция на буллинг отлично продемонстрирована в художественном фильме «Чучело» (1983 г

Реакция на буллинг отлично продемонстрирована в художественном фильме «Чучело» (1983 г

Участники дают обратную связь, высказываются по кругу: что было полезным, мое настроение в конце занятия…

Участники дают обратную связь, высказываются по кругу: что было полезным, мое настроение в конце занятия…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.03.2024