Профилактическое занятие с элементами тренинга для родителей «Буллинг в школе»
Тренинговое занятие для родителей
«Буллинг в школе»
Направление: Профилактика
Целевая группа: Родители средней общеобразовательной школы
Подготовила:
Педагог-психолог
Колбасин Максим Андреевич
Составил, педагог-психолог: Колбасин Максим Андреевич
Родительская конференция.
Секция «Буллинг в школе».
Пояснительная записка
На протяжении многих лет исследуется проблема насилия и агрессии. Масштаб данных явлений не перестает удивлять. На проблему насилия среди учеников все чаще обращают внимание учителя в школе. Эта жесткость принимает различный характер и схожа с такими проблемами, как «дедовщина» в армии. По статистике 44% школьников в возрасте от 7 до 15 лет становятся буллинг-агрессивными. Примерно половина – делает это сознательно и многократно.
Буллинг - таким новым термином окрестили старое, можно сказать, вековое явление: детская жестокость. К сожалению, в новом веке это явление приобрело особую актуальность. Сегодня дети особенно жестоки. Причин агрессивного преследования множество: воспитание или его отсутствие, наследственность, стремление проявить свое «Я» и характер, просмотр жестоких кинофильмов, передач, мультфильмов.
Проблема распространения насилия среди детей и подростков и профилактика этого явления становится сегодня очень важной задачей для родителей и педагогов.
Цель: актуализировать знания родителей по проблеме буллинга в школе.
Задачи:
· Познакомить родителей с понятием «Буллинг».
· Формировать активную педагогическую позицию родителей.
· Научить родителей распознавать ситуации травли.
· Познакомить родителей со способами защиты своего ребенка от буллинга в школе.
Место реализации:
Целевая группа: родители обучающихся МБОУ СОШ
Количество участников: 15 человек
Продолжительность занятия: 45-60 минут
1.Вводная часть. Знакомство с группой, групповыми правилами.
Психолог: Мы приветствуем вас в родительской гостиной, уважаемые родители. Как помогать подростку преодолевать систематическое агрессивное поведение со стороны сверстника? Меня зовут Елена Юрьевна. Я работаю психологом в школе. В нашей секции мы познакомимся с понятием буллинг, основными его характеристиками, постараемся найти ответы на вопросы: что предпринять родителям в ситуации, когда ребенок подвергся буллингу? В ситуациях, когда ребенок агрессор и, что сделать, чтобы таких ситуаций не возникало.
Разминка.
Упражнение «Знакомство» - участники по кругу говорят свое имя и отвечают на вопрос: на что похоже мое настроение?
Упражнение «Ассоциации».
Психолог: Какие у вас возникают ассоциации со словом «буллинг»? Родители высказываются по желанию.
2. Основная часть
Мини лекция с использованием мультимедийной презентации «Буллинг в школе».
Буллинг – относительно новый термин, обозначающий старое, можно сказать, вековое явление – детскую жестокость. Практически в каждом классе есть дети, которые являются объектами насмешек, а иногда и открытых издевательств со стороны некоторых, а иногда и всех учеников класса. В детском коллективе буллинг зачастую является результатом незанятости подростков.
Буллинг (от англ. bullying – запугивание, физический и/или психологический террор в отношении ребенка со стороны группы одноклассников), – это форма жестокого обращения, когда физически или психически сильный индивид или группа получает удовольствие, причиняя физическую или психологическую боль более слабому в данной ситуации человеку.
Выделяют следующие виды буллинга:
А. Психологическое (моральное) насилие:
1.вербальный (насмешки, присвоение кличек, бесконечные замечания и необъективные оценки, высмеивание, унижение в присутствии других детей, угрозы физической расправы, шантаж, угроза пожаловаться взрослым, перестать дружить, вымогательство, доносительство, клевета на жертву, оскорбления, обзывательства, клички.
2.социальное исключение (бойкот, отторжение, изоляция, отказ от общения с жертвой (с ребенком отказываются играть, заниматься, не хотят с ним сидеть за одной партой;
3.кибербуллинг – публикация и распространение в Интернете оскорбительных текстов, видео и фотографий, угрозы, а также выдача себя за «жертву» в онлайне (подвержены до 30% школьников 12-15 лет). Распространение в последнее время получает троллинг (trolling — блеснение, ловля рыбы на блесну) — размещение в Интернете (на форумах, в дискуссионных группах, блогах и др.) провокационных сообщений с целью вызвать конфликты между участниками, взаимные оскорбления.
Б.Физическое насилие избиение, нанесение удара, подзатыльники, порча и отнимание вещей, воровство и др.
По различным источникам наиболее распространен первый вид буллинга:
· словесная травля (оскорбления, злые шутки, словесные провокации, обзывания, непристойные шутки и т.д.).
· бойкот,
· физическая расправа.
· распространение слухов и сплетен,
· воровство.
Как показали исследования – в младших классах частота встречаемости случаев буллинга выше, более распространен среди мальчиков, снижается к 14-15 годам, кибербуллинг наиболее распространен среди подростков 13-15 лет, в большей степени характерен для девушек.
Почему дети не обращаются за помощью?
· Хочет справиться с этим самостоятельно
· Дети могут бояться реакции от обидчика
· Опасается, что накажут за слабость
· Чувствуют, что никто о них не заботится
· Дети могут опасаться, что их сверстники отвергнут.
Жертвой или объектом буллинга:
· часто становятся робкие,
· тихие дети,
· нередко физически слабые,
· дети с нестандартной внешностью,
· особым прилежанием в учебе,
· чувствительные, не способные постоять за себя, продемонстрировать уверенность, отстоять ее.
· талантом в определенной области или, напротив, плохой успеваемостью и прогулами,
· дети с заниженной или наоборот с завышенной самооценкой.
Жертвой буллинга может стать любой ученик.
Возможные роли непопулярных школьников: «Шут», «Козел отпущения», «Покорная жертва», «Раб», «Белая ворона» «Озлобленные», «Непопулярные», «Агрессоры»: агрессор-нападающий, отвергаемый агрессор, «Ябеды»
Как понять родителям, что ребёнок стал жертвой буллинга?
Если ваш ребёнок:
· неохотно идёт в школу и рад любой возможности не ходить туда;
· возвращается из школы подавленным;
· часто плачет без очевидных причин;
· никогда не вспоминает никого из своих одноклассников;
· очень мало говорит о своей школьной жизни;
· одинок, его никто не приглашает в гости, на дни рождения, , и он никого не хочет позвать к себе.
В этом случае, возможно, ваш ребёнок стал объектом буллинга.
Лекция закончилась
Работа в группах.
Уважаемые участники: «давайте с вами разделимся на 2 группы». Участники рассчитаются на лимон и апельсин.
Сейчас мы с вами постараемся найти ответы на следующие вопросы:
· Группа «лимонов» в ходе групповой дискуссии постарается найти ответ на вопрос:«Что предпринять родителям в ситуации, когда ребенок жертва?»
· Группа «апельсинов» постарается найти ответ на вопрос: «Что предпринять родителям в ситуации, когда ребенок буллер?»
После обсуждения, представитель от каждой группы высказывается по данному вопросу.
Психолог подводит обсуждение родителей к конкретным рекомендациям, проговаривает их.
Что предпринять родителям в ситуации, когда ребенок подвергся буллингу?
•Попытаться понять истинную причину травли: внешность ребёнка, особенности его поведения, плохая, а сейчас порой и отличная успеваемость, отсутствие статусных для детей предметов (мобильного телефона и т.д.).
•Убедиться, что ваш ребёнок действительно стал жертвой школьного буллинга;
•Сообщите о ситуации классному руководителю, школьному психологу, социальному педагогу.
•Сообща найти пути выхода из сложившийся ситуации;
•Если ребёнок пережил насилие, напуган и потрясён случившимся, оставьте его на один день дома, не водите в школу. При сильно пережитом стрессе попытаться перевести ребёнка в другой класс или даже в другую школу;
•Ни в коем случае не игнорировать случившееся с ребёнком и не пускать всё на самотёк.
•Успокоить и поддержать ребенка словами: «Хорошо, что ты мне сказал. Ты правильно сделал»; «Я тебе верю»; «Ты в этом не виноват»; «Ты не один попал в такую ситуацию, это случается и с другими детьми; «Мне жаль, что с тобой это случилось». «Я постараюсь сделать так, чтобы тебе больше не угрожала опасность».
Разговаривайте с ребёнком, обсуждайте ситуацию в спокойном и деловом тоне
•Выражайте сочувствие без оценок и комментариев. Дайте понять, что это всего лишь одна из проблем, для которой необходимо найти решение.
•Расскажите о своём успешном опыте в решении подобных ситуаций, о случаях, когда другим детям удалось не обижаться и не злиться сильно. Сообщите о ситуации классному руководителю, школьному психологу.
•Выступайте на ближайшем родительском собрании: старайтесь не обвинять, а призывать родителей объединить усилия для того, чтобы травля не стала традицией в классе.
•Не спешите с требованиями «не будь слюнтяем», «дай сдачи». Многие дети не могут преодолеть страх и к тому же боятся вызвать неудовольствие папы, а потому перестают жаловаться и остаются со своей бедой один на один.
•Зная причины и последствия буллинга, уважаемые родители, примите правильно решение и все необходимые меры, чтобы ваш ребёнок был полноценной личностью нашего общества.
Если ваш ребенок — обидчик
Если вы узнаете о том, что ваш ребенок — обижает и травит других, то первым вашим импульсом будет строго наказать его. Скорее всего, это будет просто разовая мера и не только не решит ситуацию, но еще и усугубит ее. Если ваш ребенок обижает других, то вам необходимо:
· остановить ребенка-обидчика,
· создать обстановку, в которой он пересмотрит свое поведение. Наказание не исправят плохого поведения, зато уничтожат доверие между ребенком и взрослым.
· Вам нужно попытаться заменить желание ребенка причинять вред другим желанием быть добрым к другим.
· Позвольте ребенку увидеть то, что он сделал неправильно, и помогите найти способы исправить это.
· Сфокусируйтесь на том, что привело ребенка к такому поведению, помогите ему понять, что беря на себя ответственность за свои действия, он восстанавливает собственную целостность и самоуважение.
· Постарайтесь не дать возобладать над вами чувству стыда за то, что делает ваш ребенок.
· Говорите с ребенком о его действиях, задавайте такие же открытые, честные вопросы, которые вы задавали бы, если бы он был жертвой буллинга.
· Так вы преодолеете его защитную реакцию и поймете истинную его мотивацию, вы сохраните контакт с ребенком и поможете ему самому разобраться в себе.
· Помните, что к такому поведению ребенка приводит внутренний дискомфорт, какая-то боль. Когда мы позитивно воспринимаем себя, нам не нужно никого обижать. И помните — это поведение плохое, а не ребенок. Говорите ему, что вы знаете, что он хороший, и такое поведение совсем ему не подходит, не свойственно.
· Развивайте эмпатию.
Как этого добиться?
Повышайте уровень информированности детей о роли, которую они играют в буллинге
И что сделать, чтобы не допустить ситуаций травли?
· Наладить контакты с учителями и одноклассниками;
· Приглашать одноклассников в гости, особенно тех кому он симпатизирует;
· Повышать самооценку ребёнка; в случаях завышенной самооценки ребёнка объяснять ему, что это не надо показывать окружающим, что у любого человека есть и недостатки и достоинства; помочь ребёнку стать членом классного коллектива, а не просто ходить учиться;
· Создать эмоционально-благоприятную атмосферу в семье, вовлечение ребенка в совместные с родителями дела (досуг, поездки, обсуждение проблем, чувств каждого из членов семьи), восстановить или завести традиции и ритуалы в семье (говорить спокойной ночи перед сном, поцеловать и погладить ребенка, пожелать хорошего дня утром перед школой, отмечать дни рождения, чаще обнимайте и целуйте и т.д.);
· Внимательное отношение к эмоциональному состоянию ребенка;
Реакция на буллинг отлично продемонстрирована в художественном фильме «Чучело» (1983 г.) режиссера Ролана Быкова. Шестиклассница Лена Бессольцева умело передает все чувства, которые может испытать ребёнок: боль, одиночество, страх поделиться проблемой со взрослыми, чувство безысходности и беззащитности.
Родители вместе с детьми
Просмотр художественных фильмов с последующим обсуждением:
Обсуждение художественной литературы, раскрывающей проблему буллинга:
• «Чучело» (1983 г.). • «Класс» (2007 г.). • «Розыгрыш» (2008 г.).
· «Класс коррекции» (2014г.)
В.К. Железняков «Чучело». • Хосе Тассиес «Украденные имена». • В.Н. Ватан «Заморыш». • Е.В. Мурашов «Класс коррекции». • Стивен Кинг «Кэрри». • Алексей Сережкин «Ученик». • Андрей Богословский «Верочка». • Джоди Пиколт «Девятнадцать минут».
Прикасайтесь к подростку как можно чаще- берите за руку, обнимайте, гладьте по голове.
Говорите, что вы любите. Ребенок будет чувствовать себя любимым.
Некоторые дети, столкнувшись с проблемой буллинга, испытывают настолько выраженные муки и страдания, что практически утрачивают все свои навыки и начинают себя ненавидеть. Такие дети нуждаются в тщательно продуманном терапевтическом вмешательстве. Программа вмешательства может включать поддержку в стенах школы или направление в какую-либо внешнюю службу поддержки. Так, например, возможны контакты с социальной службой, судебными органами или службой телефона доверия для детей «Детская линия». (Раздать визитки телефона доверия).
3.Заключительная часть. Рефлексия.
Итак, уважаемые родители, мы с вами рассмотрели вопросы, связанные с буллингом в школе и способами помощи своим детям, оказавшимся в такой ситуации.
Рефлексия
Участники дают обратную связь, высказываются по кругу: что было полезным, мое настроение в конце занятия…
Заполняем рефлексивные листы. (Приложение 1)
Надеемся, что посещение данной секции было для Вас интересным и полезным!
Всего Вам доброго!
Рефлексивный лист
Мое настроение
12345
Информация интересная
12345
Информация полезная
12345
Что, на Ваш взгляд, было наиболее удачным и в чем?
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Какие вопросы Вы бы хотели рассмотреть на последующих конференциях?
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Благодарим за сотрудничество
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.