Профилактика асоциального поведения
Оценка 4.6

Профилактика асоциального поведения

Оценка 4.6
docx
25.01.2024
Профилактика асоциального поведения
профилактика асоциального поведения подростков.docx

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

По профилактике асоциального поведения

 

Пояснительная записка

В условиях кризиса современного общества и изменения морально-нравственных и ценностных установок возросло число подростков, склонных к асоциальному поведению, а вместе с ними и количество правонарушений, совершаемых несовершеннолетними.

Специфический способ преобразования социальных норм и ожиданий посредством демонстрации ценностного отношения к ним получил название девиантного поведения, которое характеризуется использованием собственных приемов самовыражения: сленг, стиль, символика, мода, манера, поступок. Но если одеждой и приверженностью к какому-либо стилю самовыражения подросток не наносит вреда окружающим, а лишь вызывает их недовольство, то поступками он наносит ощутимый ущерб и себе и другим людям.

Поведение подростков с девиантным поведением отличается рядом особенностей, таких как:

ü  Недостаточность жизненного опыта и низкий уровень самокритики;

ü  Отсутствие внутренней оценки жизненных  обстоятельств;

ü  Повышенная эмоциональная возбудимость;

ü  Импульсивность, двигательная и вербальная активность;

ü  Повышенная внушаемость и подражательность;

ü  Обостренное стремление к независимости, негативизм;

ü  Неуравновешенность между процессами возбуждения и торможения;

ü  Низкая правовая грамотность.

Для повышения результативности профилактической и просветительской деятельности по предотвращению асоциального поведения с несовершеннолетними необходима планомерная работа по программам, в которых заложена информация по вопросам права, доступная для восприятия и понимания подростка. Важным направлением данной работы  представляется повышение мотивации несовершеннолетних к освоению новых правовых знаний, обучение их тому, как воспринимать необходимость жить в рамках, предусмотренных законом, без ощущения ограничения свободы действий, а как личную потребность,удобную для себя и для общества.

Вместе с тем, кроме осознания законов, подростку важно осознавать себя востребованным в обществе, иметь жизненные цели, обладающие личностной значимостью, необходимо помочь им увидеть, каким образом их выбор может повлиять  на дальнейшую жизнь и успешность в профессиональной деятельности, найти пути достижения жизненных целей, заинтересовать их в реализации задуманного.

Данная рабочая программа разработана на основании нормативно-правовых документов:

·         Закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ (с изменениями от 21.07.2014);

·         Указ Президента РФ от 1 июня 2012 г. № 761 «Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012-2017 гг.»

·         ·Федеральный закон Российской Федерации об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования № 03-296 от 12 мая 2011 года.

·         Федеральный закон № 124-ФЗ от 24 июля 1998 года «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ»

·         Федеральный закон № 120-ФЗ от 21 июня 1999 года «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (с дополнениями и изменениями)

·         Приказ МО РФ от 28.02.2000 № 619 «Концепция профилактики злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде»

·         Выписка из протокола Комитета по безопасности от 22.06.2001№45 Государственной Думы РФ «О концепции целевой программы борьбы с преступностью несовершеннолетних»

·         Методические рекомендации Министерства образования РФ по психолого-педагогическому сопровождению школьников в учебно-воспитательном процессе в условиях модернизации образования (письмо направлено в районы Нижегородской области и государственные образовательные учреждения от 27.06.2003 № 28-51-513116)

·         Протокол заседания Министерства образования и науки Российской Федерации от 14.09.2005 № ПК-10 «О приоритетных направлениях деятельности по профилактике злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде».

 

Данная программа разработана на основании рабочих программ:

·         Тренинг для подростков. Программа  асоциального  поведения. Автор Макартычева  Г.И. (2008 год);

·         Программа предотвращения насилия между сверстниками. Составители С.Харман, К.Анлауф.

·         Программа психологической поддержки подростков с девиантным поведением «Молодежь плюс» (2000г);

·         «Тропинка к своему Я», автор Хухлаева О.В. (2001 год).

Программа предназначена для проведения групповых занятий в общеобразовательном учреждении с учащимися 7 классов.Количество учащихся в группе: до 15 человек.

Организация занятий: каждое занятие рассчитано на 1 академический час, частота проведения – 1 раз в неделю.

 

Содержание программы

 

В данной программе предусмотрено 4 основных блока:

  1. Групповые занятия по развитию коммуникативных навыков.
  2. Групповые занятия по профилактике асоциального поведения с основами правовых знаний.
  3. Групповые занятия, направленные на помощь в достижении позитивных жизненных целей.
  4. Формирование уверенности в себе.

Также предусмотрен диагностический блок для оценки результатов коррекционной работы с подростками.

 

Блок 1. Ввиду незрелости личности подростков и их неумения выражать свои чувства, принимать чувства других людей целесообразно начать работу с занятий, направленных на повышение коммуникативных навыков.

Цель: развитие у подростков навыков общения, осознания и выражения своих чувств, понимания и принятия чувств окружающих людей, активизация механизмов самопознания, самовыражения.

 

Блок 2.

Цель: формирование адекватной самооценки, повышение ответственности подростков за свои поступки, выработка позитивных жизненных целей и развитие мотивации к их достижению.

 

Блок 3.

Цель: развитие способностей к самопознанию, саморазвитию и самореализации, повышение мотивации к достижению жизненных целей.

 

Блок 4.

Цель: формирование уверенности в себе, своих действиях и поступках.

 

Для оценки результативности работы в программе предусмотрен диагностический блок, который включает в себя два этапа диагностики: перед началом групповой работы по программе и по ее завершении.

Цель: оценка результативности программы.

 

Целевая группа: учащиеся 7 классов.

Количество учащихся в группе: до 15 человек.

Организация занятий: каждое занятие рассчитано на 1 академический час, частота проведения – 1 раз в неделю.

Структура занятия:

  1. Упражнения-активаторы, используемые для создания доброжелательной рабочей обстановки и снятие психологических барьеров в общении.
  2. Обсуждение происходящего в промежуток между занятиями, направленное на анализ изменений в поведении подростка.
  3. Разминка в виде игры или упражнения, способствующая включение в групповую работу.
  4. Упражнения, направленные на формирование адекватной самооценки.
  5. Упражнения, предназначенные для развития способностей планирования поведения и анализа ситуации с прогнозом их разрешения.
  6. Упражнения, способствующие формированию позитивных жизненных целей и развитию мотивации к их достижению.
  7. Групповые дискуссии и мозговые штурмы как способ развития способности к анализу и прогнозу ситуации.
  8. Информационно-правовая часть, направленная на усвоение правовых знаний.
  9. Рефлексия, подведение итогов занятия, получение обратной связи участниками.

 

Ожидаемые результаты:

ü  У подростков сформируется адекватная самооценка, снизиться потребность в самоутверждении посредством демонстративного отклоняющегося поведения.

ü  Сформируется способность к планированию своего поведения и прогнозу разрешения конфликтных ситуаций.

ü  Выработаются позитивные жизненные цели и мотивация к их достижению.

ü  Повысятся правовая грамотность и ответственность за свое поведение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учебно-тематический план

 

Раздел

Количество часов

Тема занятия

Развитие коммуникативных навыков

8 часов

1.      Знакомство

2.      Какой Я

3.      Узнаем себя

4.      Самооценка

5.      Модель поведения

6.      Моя позиция

7.      Самооценка 2

8.      Я и мой внутренний мир

Профилактика асоциального поведения с основами правовых знаний

8 часов

1.      Конвенция о правах ребенка

2.      Правовая ответственность

3.      Конфликты

4.      Отношения с родителями

5.      Влияние группы

6.      Употребление ПАВ

7.      Самосознание

8.      Самореализация

Достижение позитивных жизненных целей

10 часов

1.      Личные границы

2.      Правила в обществе

3.      Мои  сильные стороны

4.      Я уникален

5.      Жизненные цели

6.      Самоопределение

7.      Мотивация в достижении жизненных целей.

8.      Самооценка в достижении жизненных целей

9.      Уверенность в себе

10. Дружба

Формирование уверенности в себе

8 часов

1.      Я во взаимодействии

2.      Когда взаимодействовать непросто

3.      Уверенное поведение

4.      Уверенность в себе

5.      Уверенность в повседневной жизни

6.      Я в будущем

7.      Моя семья

8.      Подведение итогов.

Всего:

34 часа

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Календарно-тематическое планирование

№ урока

Тема урока

Дата проведения

план

фактич.

1

2

3

4

1 четверть

1

Знакомство, создание благоприятной обстановки для личностногосаморасрытия

 

 

2

Какой Я

 

 

3

Узнаем себя

 

 

4

Самооценка

 

 

5

Модель поведения

 

 

 

6

Моя позиция

 

 

7

Самооценка 2

 

 

8

Я и мой внутренний мир

 

 

2 четверть

9.

Конвенция о правах ребенка

 

 

10

Правовая ответственность

 

 

11

Конфликты

 

 

12

Отношения с родителями

 

 

13

Влияние группы

 

 

14

Употребление ПАВ

 

 

15

Самосознание

 

 

16

Самореализация

 

 

3 четверть

17

Личные границы

 

 

18

Правила в обществе

 

 

19

Мои  сильные стороны

 

 

20

Я уникален

 

 

21

Жизненные цели

 

 

22

Самоопределение

 

 

23

Мотивация к достижению жизненных целей

 

 

24

Самооценка в достижении целей

 

 

 

25

Уверенность в себе

 

 

26

Дружба. 4 модели общения

 

 

4 четверть

27

Я во взаимодействии

 

 

28

Когда взаимодействовать непросто

 

 

29

Уверенное поведение

 

 

30

Уверенность в себе

 

 

31

Уверенность в повседневной жизни

 

 

32

Я в будущем

 

 

33

Моя семья

 

 

34

Подведение итогов

 

 

 

Контрольно-измерительные материалы:

Для отслеживания эффективности проведения программы используются следующие диагностические методики:

·         Анкета антисоциального поведения подростков (заполняется классным руководителем)

·         Диагностика склонности к девиантному поведению (СДП)

·         Тест правового и гражданского осознания  (ТПГС). Исследование правового и гражданского сознания. Оценка сформированности правового сознания, готовность придерживаться  правовых норм.

·         Тест «Рука». Оценка личностных особенностей.

·         Социометрия. Диагностика межличностных отношений в классе.


 

·        

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА По профилактике асоциального поведения

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА По профилактике асоциального поведения

Приказ МО РФ от 28.02.2000 № 619 «Концепция профилактики злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде» ·

Приказ МО РФ от 28.02.2000 № 619 «Концепция профилактики злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде» ·

Блок 4. Цель: формирование уверенности в себе, своих действиях и поступках

Блок 4. Цель: формирование уверенности в себе, своих действиях и поступках

Учебно-тематический план

Учебно-тематический план

Календарно-тематическое планирование № урока

Календарно-тематическое планирование № урока

Тест «Рука». Оценка личностных особенностей

Тест «Рука». Оценка личностных особенностей
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.01.2024