Рекомендации родителям
1. Не используйте нравоучения. Не подчеркивайте проступки, воспитывайте на положительных примерах.
2. В конфликтных ситуациях не старайтесь одержать победу любой ценой, иногда можно и уступить.
3. Действуйте только тактическим маневром и никогда – прямой атакой. Выслушивайте все, не реагируя тот час, и только потом, без раздражения высказывайте мнение, вносящее поправки в услышанное.
4. Старайтесь настолько укрепить доверие детей, чтобы они делились с вами своими неприятностями.
5. Не ставьте на ребенке крест.
6. Не загоняйте ребенка в угол, поставив в затруднительное положение.
7. Беседу всегда начинайте с дружеского тона.
8. Диалог с трудновоспитуемым ребенком начинайте с тех вопросов, мнения по которым совпадают.
9. В процессе общения инициативу держите в своих руках, старайтесь диалог вести на равных.
Дети учатся жить у жизни:
· Если ребенка постоянно критикуют – он учится ненавидеть.
· Если ребенок живет во вражде, он учится - быть агрессивным.
· Если ребенка высмеивают – он становится замкнутым.
· Если ребенок растет в упреках – он учится жить с чувством вины.
· Если ребенок растет в терпимости – он учится понимать других.
· Если ребенок растет в честности – он учится быть справедливым.
· Если ребенок растет в безопасности – он учится верить в людей.
· Если ребенка поддерживают – он учится ценить себя.
· Если ребенок живет в понимании и дружелюбии – он учится находить любовь в этом мире.
· Если ребенка хвалят – он учится быть благородным.
Профилактика девиантного поведения у подростков
Как воздействовать на ребенка с девиантным поведением.
1.Позитивный настрой.
Любое взаимодействие следует начинать с себя, особенно если оно связано со
стремлением изменить другого человека.
Что это значит? Случившееся уже не изменить, можно только предотвратить
возможные нарушения поведения в будущем. Очень важен собственный настрой.
Задайте себе вопрос "Что я чувствую?" Если вами владеет гнев, растерянность,
злость или другие негативные чувства, то следует успокоиться, прежде всего,
привести себя в равновесие. Для этого можно сделать несколько глубоких вдохов и
выдохов, переключить внимание, сосредоточиться на образах покоя и равновесия
или сделать еще что - то, позволяющее растопить негативные чувства.
Спросите себя "Чего я хочу достичь?" - наказать, выразить свое отношение или создать условия для изменения поведения ребенка. Нужно оценить реалистичность и реализуемость выдвигаемой цели, а также ее понятность, доступность, привлекательность для ребенка. Следует ответить для себя "Каково мое отношение к ребенку?" Если в этом отношении превалирует негатив, то вряд ли удастся достичь взаимопонимания. Важно оценить отношение к ребенку, а не к совершенному им поступку. Постарайтесь найти позитивные стороны в поведении ребенка.
2. Доверительное
взаимодействие:
Необходимо потратить немного времени и сил на установление доверительного
контакта с ребенком.
Уровень открытости ребенка прямо связан с ощущением собственной безопасности.
Ребенок будет молчать, огрызаться или демонстрировать другие формы защитного
поведения, пока не почувствует, что вы именно тот взрослый, который не нарушает
его безопасности. Доверие к миру, ситуации, другому человеку - это базовая
потребность ребенка. Поэтому достижение доверия - первоочередная задача. ЕЕ
решение обеспечивается признанием безусловной ценности и уникальности другого
человека, демонстрацией принять его, заботой о реализации его потребностей.
3. Выявление причин.
Нужно найти причины отклоняющего поведения.
Конкретное поведение - это следствие чего - то. Может оказаться, что причина
поведения весьма значима, поэтому, устраняя только следствия, результата можно
не получить.
4 типичные причины нарушения
поведения:
- стремление привлечь к себе внимание (независимо от способностей);
- действия, производящие неблагоприятное впечатление продиктованы стремлением
найти ценности, служению которым они могли бы посвятить себя;
- обесценивание чувства любви, добра;
- стремление отомстить родителям или другим взрослым за пережитые обиды, боль и
унижение.
4. Последовательность во взаимодействиях.
Вряд ли удастся достичь
желаемого результата, если взрослый будет менять свою позицию или слова и
заявления не будут соответствовать Вашим действиям. Например, советуют ребенку
не терять самообладания в трудных ситуациях, говорят, что дракой и ссорой
ничего не доказать, а сами кричат на ребенка и наказывают его. В результате
дети начинают презирать взрослых, развивается негативизм.
5. Позитивность взаимодействия.
Постановка позитивной цели, учитывающей интересы, права и возможности ребенка.
Формулировка цели будет позитивной в том случае, когда она содержит указание на
позитивный результат ("вести здоровый образ жизни" вместо
"бросить курить", "добиться положительной успеваемости"
вместо "не получать двойки", "приходить в школу вовремя"
вместо "перестать опаздывать"). Важно, чтобы была опора на
положительные качества и ресурсы, восстановление позитивного самоощущения. Это
значит искренне поощрять привлекательность поступков, чувств, мыслей и
намерений ребенка.
6. Поощрение положительных
изменений.
Традиционно в нашей культуре принято вознаграждение за "высокие
успехи" с точки зрения общего, а не индивидуального эталона. Поощрение
минимальных изменений предполагает умение выделить и оценить самые малые
достижения. Путь к вершине складывается из малых шагов. Вряд ли ребенок может
быстро стать кардинально другим. Чтобы не сбиться с пути, важно помнить о
правиле позитивности.
7. Разумный компромисс.
Добиваясь изменений в поведении, стремитесь к разумному компромиссу, не
загоняйте подростка из лучших побуждений в угол, оставляйте ему лазейку для
сохранения самого себя.
Следование данному правилу, с одной стороны, предполагает понимание того, что
абсолютный идеал не достижим, а с другой, что любые изменения должны создавать,
а не разрушать ребенка. В одном из источников приводится такой пример, во время
одной из лагерных смен для "трудных подростков" выявился "ночной
житель" - подросток, который долго не засыпал и не давал заснуть всему
отряду и лагерю. Вмешательство воспитателя только раззадорило его, он
демонстрировал удивительную изобретательность. Конфликт был снят необычным
способом: подростка назначили в группу ночной охраны лагеря.
8. Индивидуальный подход.
Любая помощь будет эффективна настолько, насколько она учитывает уникальность и
неповторимость ребенка.
9. Системность.
При оказании помощи детям и подростку с девиантным поведением нужно создавать
позитивную воспитывающую среду.
Важно выявить значимых для подростка лиц: одноклассников, авторитетных
взрослых, друзей. Важно выяснить и по возможности изменить социальную ситуацию
ребенка в школе, семье и во время досуга.
10. Гибкость.
Важно использовать различные формы, способы, стратегию работы в зависимости от конкретного случая.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.