Профилактика дисграфии и дислексии

  • pptx
  • 22.01.2022
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Профилактика дисграфии и дислексии.pptx

Профилактика дисграфии и дислексии у дошкольников с нарушениями речи

Презентацию подготовила: учитель-логопед Змейкина Д.Б.

МАДОУ №33

Наиболее часто встречающиеся речевые нарушения

1. несформированность звуковой стороны речи;
2. незаконченность формирования фонематического восприятия;
3. бедность словарного запаса;
4. нарушения в грамматическом оформлении речи;
5. ситуативный характер речи, преимущественно в форме диалога;
6. неумение дифференцировать существенные признаки предметов и явлений от несущественных;
7. низкий уровень операций отвлечения и обобщения, способностей выделять существенный признак предметов и явлений;
8. слабое словесно-логическое мышление, неумение устанавливать логические связи между понятиями.

ДИСГРАФИЯ - ЭТО ЧАСТИЧНОЕ СПЕЦИФИЧЕСКОЕ НАРУШЕНИЕ ПРОЦЕССА ПИСЬМА

Содержание термина – «дисграфия» определено по-разному:
Р.И. Лалаева. Частичное нарушение процесса письма, проявляющееся в стойких, повторяющихся ошибках, обусловленных несформированностью высших психических функций, участвующих в процессе письма.
А.Н. Корнев. Стойкая неспособность овладения навыками письма по правилам графики, несмотря на достаточный уровень интеллектуального и речевого развития и отсутствия грубых нарушений зрения и слуха.
И.Н. Садовникова. Частичное расстройство письма, где основным симптомом является наличие стойких специфических ошибок.
А.Л. Сиротюк. Частичное нарушение письма с очаговыми поражением, недоразвитием, дисфункцией коры головного мозга.

ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ДИСГРАФИИ

АРТИКУЛЯТОРНО-АКУСТИЧЕСКАЯ (косноязычие на письме): нарушения звукопроизношения характера искажений, замен, пропусков.
При письме отражается неправильное произношение звуков речи.
АКУСТИЧЕСКАЯ: трудности при различии фонем близких по звучанию.
При письме смешивают свистящие, шипящие; звонкие, глухие согласные, аффрикаты и компоненты, входящие в их состав (ч-щ, ч-ть, ц-т, ц-с и т.д.), гласные о-у, и-е, неправильное обозначение мягкости согласных(писмо, лубит)
ДИСГРАФИЯ НА ПОЧВЕ НАРУШЕНИЯ ЯЗЫКОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА: трудности при проведении фонематического, слогового анализа, синтеза, слов в предложении, анализа предложений в тексте.
При письме пропуски букв и слогов, согласных при стечении, перестановки букв и слогов, недописывание слов, написание лишних букв в слове, повтор букв и слогов, контаминация(в одном слове слоги разных слов),слитное написание предлогов, раздельное приставок
АГРАММАТИЧЕСКАЯ: несформированность лексико-грамматического строя речи.
При письме аграмматизмы на уровне слова, словосочетания, предложения, текста.
ОПТИЧЕСКАЯ: недостаточная сформированность зрительно-пространственных представлений.
При письме зеркальное написание букв, недописывание элементов, лишние элементы, замены, смешения графически сходных букв.

 И. Н. Садовникова выделяет следующие направления работы по коррекции дисграфии:


- развитие пространственных и временных представлений;
- развитие фонематического восприятия и звукового анализа слов;
- количественное и качественное обогащение словаря;
- совершенствование слогового и морфемного анализа и синтеза слов;
- усвоение сочетаемости слов и осознанное построение предложений;
- обогащение фразовой речи путем ознакомления их с явлениями многозначности, синонимии, антонимии, омонимии синтаксических конструкций и др.

Этапы логокоррекционной работы(Ястребова А.В.)

I этап - восполнение пробелов в развитии звуковой стороны речи (развитие фонематического восприятия и фонематических представлений; устранение дефектов звукопроизношения; формирование навыков анализа и синтеза звукослогового состава слов; закрепление звукобуквенных связей и др.);
II этап - восполнение пробелов в области овладения лексикой и грамматикой (уточнение значений слов и дальнейшее обогащение словаря путем накопления новых слов и совершенствования словообразования; уточнение значений используемых синтаксических конструкций; совершенствование грамматического оформления связной речи путем овладения словосочетаниями, связью слов в предложении, моделями различных синтаксических конструкций);
III этап - восполнение пробелов в формировании связной речи (развитие и совершенствование умений и навыков построения связного высказывания: программирования смысловой структуры высказывания; установления связности и последовательности высказывания; отбора языковых средств, необходимых для построения высказывания).

ДИСЛЕКСИЯ – ЭТО ЧАСТИЧНОЕ СПЕЦИФИЧЕСКОЕ НАРУШЕНИЕ ПРОЦЕССА ЧТЕНИЯ.

Корнев А. Н. «Дислексией называют состояния, основное проявление которых — стойкая, избирательная неспособность овладеть навыком чтения, несмотря на достаточный для этого уровень интеллектуального (и речевого) развития, отсутствие нарушений слухового и зрительного анализаторов и наличие оптимальных условий обучения».

Л.Г.Парамонова «Под дислексией (от лат. «лего» – читаю) понимается частичное расстройство процесса чтения, проявляющееся в повторяющихся и стойких ошибках при чтении и обусловленное несформированностью или нарушением тех психических функций, которые обеспечивают процесс чтения».

Новоторцева Н.В. «Дислексия  — частичное, специфическое нарушение процесса чтения, обусловленное несформированностью (нарушением) высших психических функций, участвующих в акте чтения».

ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ДИСЛЕКСИИ

По ведущим проявлениям различают литеральную (связанную с трудностями усвоения отдельных букв) и вербальную (связанную с трудностями прочтения слов) дислексию.
В соответствии с нарушенными механизмами принято выделять следующие формы нарушения чтения:
Фонематическая дислексия (вследствие недоразвития фонематического восприятия, анализа и синтеза)
Нарушения чтения, связанные с недоразвитием слуховой дифференциации оппозиционных фонем: звонкие – глухие, твёрдые – мягкие, свистящие – шипящие, аффрикаты – их составляющие. Например: таскали – '’даскали’’, яйцо – '’яйсо’’
Нарушения чтения, связанные с недоразвитием фонематического анализа и синтеза, которые проявляются в побуквенном чтении, искажении слоговой структуры слова (вставки, пропуски, перестановки звуков), трудностях чтения обратного слога. Например: марка – ‘’мара’’, утка – ‘’тука’’, лопата – ‘’лапа’’, ‘’лотапа''.
Семантическая - дислексия, проявляющаяся в нарушениях понимания прочитанных слов, предложений при технически правильном чтении. ( механическое чтение)- вследствие несформированности слогового синтеза, бедности словаря, непонимания синтаксических связей в структуре предложения
Аграмматическая дислексия - обусловленная недоразвитием грамматического строя речи. При такой дислексии страдает понимание и освоение грамматических форм (категории рода, числа; временные форма глаголов; падежные и личностные окончания слов и т.д.)
Оптическая дислексия (вследствие неcформированности зрительно-пространственных представлений) проявляется в трудностях усвоения и в смешениях сходных графических букв и их взаимных заменах.
Смешиваются и взаимозаменяются буквы, как отличающиеся дополнительными элементами (Л – Д, З – В), так и состоящие из одинаковых элементов, но различно расположенных в пространстве ( Т – Г, Н – П – И).
Мнестическая дислексия (вследствие нарушения речевой памяти, затруднения соотнесения буквы и звука) проявляется в трудности усвоения букв, в их недифференцированных заменах.
Дети не могут воспроизвести в определённой последовательности ряд 3-5 звуков или слов, а если и воспроизводят, то нарушают порядок их следования, сокращают количество, пропускают звуки, слова.

Методика раннего выявления дислексии разработанная А. Н. Корневым.

1) «Рядоговорение» (перечисление в прямом порядке времен года и дней недели); Важнейший фактор дислексии заключается в трудности нахождения исходной точки в пространстве и времени, а также в анализе и воспроизведении точной пространственной и временной последовательности.
2) «Ритмы» (воспроизведение звуковых ритмов); 1. простые ритмы -!!!,!!!,!!!!,!!!!, !!!!, 2. сложные ритмы -! !! !!,!! !!!, !!! !!, !! !!!!. . Дети с дислексией выполняют это задание с большим количеством ошибок.
3) тест «Кулак — реб­ро— ладонь»; Предположительно затруднения в данном задании можно связать с левополушарной недостаточностью.
4) субтест «Повторение цифр» из методики ABM-WISC;
5) рисунок «Дом, дерево, человек»;
6) срисовы­вание геометрических фигур;
7) ориентировка в понятиях «право — лево»;
8) составление рассказа по серии картинок Н. Радлова.

Данная методика помогает выявить задержку формирования многих функций, недоразвитие которых может способствовать появлению дислексии.


Во-первых, недоразвитие сенсомоторных функций, которые осуществляют процесс чтения в норме (например, зрительного анализа и синтеза, пространственных представлений), вызывает у ребенка трудности в овладении зрительными образами букв, трудности в их узнавании и различении (оптические дислексии).

Во-вторых, нарушения чтения могут вызываться нарушением высших символических функций, недоразвитием языковых обобщений: фонематических, лексических, грамматических (фонематические, семантические, аграмматические дислексии). Эта группа нарушений чтения является наиболее распространенной.

Направления работы


АКУСТИЧЕСКАЯ ДИСГРАФИЯ И
АРТИКУЛЯТОРНО-АКУСТИЧЕСКАЯ
ДИСГРАФИЯ

Формирование звукопроизношения, уточнение артикуляции звуков.
Слуховая и произносительная дифференциация смешиваемых звуков

ФОНЕМАТИЧЕСКАЯ ДИСЛЕКСИЯ И
ДИСГРАФИЯ НА ФОНЕ
НАРУШЕНИЯ ЯЗЫКОВОГО
АНАЛИЗА И СИНТЕЗА

Развитие фонематического слуха, фонематического анализа и синтеза слов, фонематических представлений. Развитие навыка слогового анализа и слогового синтеза.
Анализ предложений и синтез слов в предложении.




АГРАММАТИЧЕСКАЯ
ДИСЛЕКСИЯ И АГРАММАТИЧЕСКАЯ
ДИСГРАФИЯ

Расширение словарного запаса, обогащение активного словаря.
Развитие функции словоизменения.
Формирование навыков словообразования.
Закрепление грамматических форм устной речи. Уточнение и усложнение структуры предложения.






ОПТИЧЕСКАЯ ДИСЛЕКСИЯ И
ОПТИЧЕСКАЯ ДИСГРАФИЯ

Развитие зрительного восприятия и зрительного гнозиса.
Уточнение и расширение объема зрительной памяти
Формирование пространственного восприятия и пространственных представлений.
Развитие зрительного анализа и синтеза.
Формирование речевых обозначений зрительно-пространственных отношений.
Дифференциация смешиваемых букв изолированно, в слогах, в словах, в предложениях и в тексте.


СЕМАНТИЧЕСКАЯ ДИСЛЕКСИЯ


Развитие познавательных процессов (мышления, образной, оперативной памяти, слухового и зрительного внимания, а так же способности к концентрации, распределению и переключению внимания).
Уточнение, обогащение, систематизация словаря.



МНЕСТИЧЕСКАЯ ДИСЛЕКСИЯ

Установление связей между произнесением звука и его графическим изображением на письме, развитие речевой памяти.

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ПРОФИЛАКТИКИ ДИСГРАФИИ И ДИСЛЕКСИИ

Грамотную письменную речь возможно сформировать только при хорошо развитой устной речи.
Основные этапы профилактики ошибок чтения и письма:
- Коррекция звукопроизношения.
- Развитие фонематических процессов, формирование навыков звукового анализа и синтеза.
Предупреждение ошибок чтения и письма на уровне:
- буквы.
- слога.
- слова.
- словосочетания.
- предложения.
- связной речи.
- Развитие неречевых психических функций.

ФОРМИРОВАНИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ, ЗВУКОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА

1. Узнавание неречевых звуков. Различие одинаковых слов, фраз, звуков.

Игры: «Кто говорит?(животные, птицы,)»; «Кто позвал?» «Что звучит?»; «Громко- тихо»; «Далеко- близко «(по силе звукоподражания) «Веселый- грустный». «Эхо»
2. Различие слов, близких по звуковому составу.
Игры: «Внимательные ушки»: дом- ком, мак- рак, коза- коса; Подбери картинку, которая звучит очень похоже. Найди ошибку- подними запрещающий сигнал .
3. Дифференциация слогов.
Игры: «Скажи наоборот».(са- ас) «Что лишнее?» (та- та –ту).
4. Дифференциация фонем.
5. Развитие навыков элементарного звукового анализа.

ПРОФИЛАКТИКА ОШИБОК ЧТЕНИЯ, ПИСЬМА НА УРОВНЕ БУКВЫ

1.Игры на развитие ориентировки в пространстве, на себе, на листе бумаги, для усвоения понятий: верх, низ, право, лево, середина, верхний правый угол, верхний левый угол, нижний левый угол, нижний правый угол.
«Муха»-ползает по квадратам(9) по команде. Определение пространственных соотношений между 2-5 предметами.
2. « Конструктор букв» Выкладывание букв из 2, 3 палочек, элементов- длинная, короткая палочка, овалы, полуовалы. Реконструирование букв с добавлением элементов: Л-А, К-Ж, З-В, Г-Б. П-Н, Р-Ь, И-Н, Г-Т и др.
3. Определение контурных, заштрихованных, наложенных предметов и букв.
4. «Зеркало» Выкладывание букв, написанных на карточках, где представлены правильные и зеркальные варианты. . «Бег по дорожке» из букв
5. «Прятки» Ощупывание объемных букв с закрытыми глазами: определить букву, назвать, придумать слова, положить правильно.
6. Обводка и штриховка картонных букв. Выкладывание букв из семечек, нитками, проволокой и т.д.
7. «Буква сломалась» - дописать недостающие элементы.
. «Найди букву» Демонстрация букв в различном положении: А…. Предъявление букв разного шрифта.

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ОШИБОК ЧТЕНИЯ И ПИСЬМА НА УРОВНЕ СЛОГА

1. Анализ обратного слога, составление схемы, из букв, печатание, чтение.
2. Анализ прямого слога, записать, прочитать.
3. Придумывание слогов по схеме.
4. Чтение слогов с использованием таблиц (Шульте).
5. Составление звукового состава обратных и прямых слогов, состоящих из одинаковых звуков (ум- му), с последующей записью парами.
6. Игра: «Скажи наоборот» (ма- мя, ма- ам).
7. Придумывание слов на заданный слог: ро- за, ро- ща, ро- бот и т.д.
8. «Живые слоги», составляют названные слоги из букв.
9. «Кто больше?», заменяют гласные при согласной, и наоборот, согласные при одинаковой гласной.

ПРЕОДОЛЕНИЕ ОШИБОК ЧТЕНИЯ И ПИСЬМА НА УРОВНЕ СЛОВА

1. Определение слов-предметов, слов-действий, слов-признаков и обозначение их графически. «Шкатулка слов»
2. Усвоение лексического значения слов Подобрать нужное слово к смысловому ряду: - По опорным признакам - белое, теплое, парное? - молоко - По обобщающим понятиям: какое слово лишнее и почему?-(вторник, среда, зима, четверг) Добавь нужное слово - волк, лиса, заяц… Назвать одним словом - яблоко, груша, абрикос…«4 лишний»
3. Деление слова на слоги. Подбор слов к слоговым схемам.
4. Придумывание слов к заданному ритмическому рисунку
5. «Родственники» Подбор родственных слов. «Слова-приятели (синонимы). «Скажи наоборот» (антонимы) Знакомство с омонимами (нос корабля, нос человека). « Упрямые слова» (несклоняемые)
6. Составление одного слова из двух и наоборот. «Какие два слова спрятались в одном?»
7 «Доскажи словечко», «Звук замени- слово получи», «Цепочка слов»
8. Отгадывание ребусов и изографов, чтение слов по полубукве.
9 Игры: «Слово рассыпалось»; Объедини слоги в слово…
10. Дифференцирование приставки «Путешествие» и предлога «Маленькие слова»

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ОШИБОК ЧТЕНИЯ И ПИСЬМА НА УРОВНЕ СЛОВОСОЧЕТАНИЯ

Сочетания существительных с прилагательными:
Подбор как можно больше слов к предлагаемому, отвечающих на вопросы: какой?, какая?, какое?, какие?, чей?, чья?, чье?, чьи? Нора (чья?)- лисья, заячья. Подбор существительных к данному прилагательному. О чем можно сказать: снежная, снежный, снежное, снежные? «Исправить ошибку». Длинная день (длинный).
Сочетание существительных с глаголами:
Подбор как можно большего числа глаголов к существительному. (что можно сделать с яблоком? (сорвать, купить, съесть и т.п.).с предлогом. (уйти от бабушки, ссоры).,от рода и числа существительных. ( дерево- растет, деревья- растут).
Сочетание существительных с числительными «1, 2, 5. –посчитай»
«1,разные,нет»

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ОШИБОК ЧТЕНИЯ И ПИСЬМА НА УРОВНЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

1.Знакомство с термином предложение.
2. Составить графическую схему предложения
3.Придумать по графической схеме предложение
4Определить место слова в предложении (какое по счету).
5Повторение ряда слов в данной последовательности. Игра: «Живые слова». Дети встают в ряд, называя слова предложения.
6. Называние картинок после их показа в том же порядке.
7. Восстановление нарушенной последовательности показанного ряда картинок.
8. Составление предложений из несогласованных слов, перестановка слов, с целью получения нужной фразы. (дети, весело, играть- Дети весело играют)...
9. Составить из двух предложений одно.
10 «Деформированные предложения»
11. Составление предложения с помощью вопросов на заданную тему.
12. Исключение слов из предложения. «Какое слово потерялось?»
13. Выделение границ предложений в текстах, соединение частей разорванных предложений.

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ОШИБОК ЧТЕНИЯ И ПИСЬМА НА УРОВНЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ


1. Составление описательных рассказов с использованием мнемотаблиц.
2. Составление связных рассказов по картинкам - алгоритмам.
3. Составление рассказов по серии картинок.
4. Составление рассказов по заданному началу или концу рассказа.
5. Рассказов-небылиц с использованием предметных картинок.
6. Составление рассказа по сюжетной картинке
7. «Восстанови порядок». (правильную последовательность событий в небольшом тексте.)
8. Пересказ по вопросам.
9. Выборочный пересказ.
10. Полный пересказ текста.
11. Чтение небольших текстов, где части речи, н-р, существительные, заменены картинками.
12. Составление связного текста из смешанных фраз, из двух текстов.

Литература

Егоров Т.Г. Психология овладения навыком чтения. М. 1953 г. (зрительного гнозиса) у старших дошкольников и младших школьников. СПб; 2003..
Кобзарева Л.Г., Кузьмина Т.И. Ранняя диагностика нарушения чтения и его коррекция: учебно-методической пособие для психологов, учителей классов коррекционно-развивающего обучения, логопедов и методистов по КРО. - Воронеж: Творческий центр "Учитель", 2000.
Коноваленко В.В. Коноваленко С.В. Кременецкая М.И. Различаем парные твердые - мягкие согласные. Фонематические и лексико-грамматические упражнения с детьми 6-8 лет ГНОМ и Д 2014 год
Корнев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей. СПб. 1997 г.
Лалаева Г.И. Нарушения чтения и пути их коррекции у младших школьников. СПб. 1998 г.
Милостивенко Л.Г. Методические рекомендации по предупреждения ошибок чтения и письма у детей: Из опыта работы: Учебное пособие. — С-Пб. 1995. 
Новиковская О.А. . Программа развития и обучения дошкольника. Найди букву. Профилактика дисграфии. Для детей 5-6 лет. СПб., М. 2001
 Парамонова Л. Г. Дисграфия: диагностика, профилактика, коррекция. – СПб.: Детство-Пресс, 2006.
 Правдина О. В. Логопедия. – М.: Просвещение, 1973.
Ястребова А.В., Бессонова Т.П. Обучаем читать и писать без ошибок: комплекс упражнений для работы учителей-логопедов с младшими школьниками по предупреждению и коррекции недостатков чтения и письма. АРКТИ 2015
 Садовникова И.Н. Дисграфия, дислексия : технология преодоления. Пособие для логопедов, учителей, психологов, студентов педагогических специальностей . ПАРАДИГМА 2011
Хватцев М. Е. Логопедия. – М.: Учпедгиз, 1959.

 

Букварик. Повторяем буквы. Слогарик. Учимся составлять из букв слоги. Муравей Игра на сопоставление звуков и букв. Нужно определить на какую букву начинается название предмета на картинке.
Ворон-трубач Игра тренирует навык правильного написания букв.
Лягушки-хохотушки Приучает внимательно слушать фразу и понимать ее смысл.
Гуси-сторожа Правильно составить слово из заданного набора букв.
Кот в избушке Игра-головоломка, развивает сообразительность и память. Чтобы собрать букву из фрагментов, нужно четко представлять ее начертание.
Белка Игра развивает навык чтения слов и сообразительность.  Нужно исправить одну букву в слове, чтобы оно соответствовало картинке.
Мышиная переправа Игра помогает ребенку понять, как из слогов образуется слово, и дает многочисленные примеры для тренировки. 
Заяц-поэт Игра учит составлять предложение из отдельных слов. Гуси-сторожа Правильно составить слово из заданного набора букв – непростая задача!
Грибная охота В этой игре нужно получить из одного слова другое, убрав лишние буквы.

Бедный дракончик" - Соотнесение гласного звука с буквой;
"Волки и овцы" - Нахождение заданного гласного в слове;
"Две принцессы" - Дифференциация гласных в словах и слогах;
"Звуковая меморина" - Выделение первого звука в паре слов;
"Правильный банан" - Выбор "правильного" слова из четырех вариантов произнесения;
"Меткий стрелок" - Удаление "лишней" картинки с выбранными гласными или согласными;
"Находчивая буква" - Определение места выбранного звука в слове;
"Свинки-копилки" - Соотнесение трех гласных звуков в слогах и словах с буквами; 
"Любовь-морковь" - Выделение "лишнего" слова среди рифмованных слов;
"Угадайка" - Подбор картинки к схеме слова;
"Пожжужим" - Звукоподражание для детей.