Профилактика и коррекция профессионального выгорания педагогов в условиях учреждения интернатного типа
Оценка 4.8

Профилактика и коррекция профессионального выгорания педагогов в условиях учреждения интернатного типа

Оценка 4.8
Лекции
docx
психологическая работа
Взрослым
03.03.2021
Профилактика и коррекция профессионального выгорания педагогов в условиях учреждения интернатного типа
Профилактика и коррекция профессионального выгорания педагогов.docx

Профилактика и коррекция профессионального выгорания педагогов в условиях учреждения интернатного типа

 

«Энтузиазм не может долго подхлёстывать человека.

Во всякой работе существуют естественные ритмы.

Сравнительно долгое нарушение их приводит

к надрыву, к депрессии». (Фазиль А.И.)

 

Сотрудники организаций, профессиональная деятельность которых связана с осуществлением длительных эмоционально напряженных контактов, в большей степени подвержены выгоранию, которое влияет на качество и количество выполняемой работы. Современные условия труда требуют от работника высокого уровня внимания, ответственности, способного в короткие сроки выполнять большой объем работы. Поэтому вопрос о профилактике и коррекции профессионального выгорания у сотрудников в настоящее время встает очень остро. Опыт работы по профилактике и коррекции профессионального выгорания представлен на базе МКОУ «Детский дом-школа №95» города Новокузнецка.

 

Проблема профессионального выгорания является одной из самых актуальных в современной психологической науке. Работа в сфере человек-человек больше других связана с нервно-психическими нагрузками, все, чья профессиональная деятельность связана с осуществлением эмоционально напряженных контактов, подвержены выгоранию. В настоящее время установлено, что признаки синдрома профессионального выгорания могут быстрее развиваться у тех специалистов, которые взаимодействуют с людьми, находящимися в негативном эмоциональном состоянии, и имеющими различные психические и физические дефекты. В эту категорию попадают продавцы, врачи и педагоги, и в большей степени педагоги, работающие в детских домах и учреждениях интернатного типа. Ведь в детский дом попадают дети из социально неблагополучных семей, семей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Воспитанники детского дома составляют особую группу – группу риска, так как более 80% детей имеют психотравмы различной степени тяжести, демонстрируют асоциальное и девиантное поведение, разный уровень психического, интеллектуального и физического развития. Контакты с родителями и родственниками так же зачастую носят негативный характер: родственники, считающие, что детей изъяли несправедливо из семьи, свое негодование высказывают педагогам в виде необоснованных упреков и претензий.  Поэтому одним из основных направлений в работе психолога учреждения интернатного типа является работа с педагогическим коллективом. Важность этого направления очевидна ещё и потому, что педагог является одним из немногих связующих звеньев между воспитанниками детского дома и окружающей действительностью. От того, насколько крепкой и информативной будет эта связь, зависит будущее, которое ждёт ребят после выпуска из детского дома. Задача психолога – помочь педагогическому коллективу освоить знания особенностей детей всех возрастов, индивидуальных характеристик каждого ребёнка, психологических особенностей детей, воспитывающихся вне семьи. Психолог помогает  педагогическому коллективу овладеть некоторыми специальными методиками работы с данной категорией детей, обсуждением отдельных проблем, проведением дискуссий. Научно доказано, что система работы в учреждениях интернатного типа деформирует личность педагога. И чем больше стаж работы, тем сильнее выражена деформация его эмоциональной сферы. Происходит систематическое «профессиональное выгорание», которое требует особого внимания психолога в работе с педагогическим коллективом.

Большая часть рабочего времени педагога протекает в эмоционально – напряженной обстановке: чувственная насыщенность деятельности, постоянная концентрация внимания, высокая ответственность за жизнь и здоровье детей, зачастую давление администрации и родственников. Часто процесс профессионального взаимодействия с окружающими  осложнен, так как общение со всеми этими категориями людей происходит одномоментно и педагог испытывает на себе троекратное перекрестное воздействие со стороны.  Таким образом, педагог определенное время находится в стрессовой ситуации и не стоит забывать, что выгорание это ответная реакция организма на стрессовую ситуацию. Говоря о проблеме профессионального выгорания, необходимо отметить, что до достижения стабильно положительных изменений в развитии ребенка проходит достаточно длительный промежуток времени, это очень часто приводит к негативной оценке деятельности педагога, то есть, огромный вклад работы воспитателя не имеет положительного выхода, что является причиной  потери уверенности  в себе и своих силах.

К детерминирующим факторам профессионального выгорания в детском доме можно отнести следующие:

Факторы, связанные со спецификой труда. Педагог в детском доме сталкивается с повышенной ответственностью, принятием решений в неопределенных ситуациях, необходимостью восприятия и переработки больших объемов информации. В детском доме педагог, в особенности воспитатель, должен организовать быт детей: подобрать одежду, следить за внешним видом, организовать работу по выполнению бытовых нужд класса. Все это погружает педагога в лабиринт многозадачности, из которого он не может выйти, в результате возникает чувство истощения, личностная отстраненность от субъектов деятельности (детей), снижение мотивации к выполнению профессиональных обязанностей.

Организационные факторы. Сотрудники учреждений интернатного типа часто сталкиваются с рабочими перегрузками, дефицитом времени, нечеткой или неравномерно распределенной ответственностью, недостаточностью признания и положительной оценки. Эти факторы провоцируют мелкие конфликты и недопонимание между педагогами, между педагогами и администрацией учреждения. У педагогов может возникать ощущение, что работает только он один, а другие ничего не делают, возникает мнимое ощущение гиперответственности, это чувство вызывает недовольство, а в некоторых случая злость. Такой педагог часто говорит: «Почему опять я?», «Другие ничего не делают!», «Если что-то случается, то обязательно в мою смену».

Социально-психологические факторы выгорания. Не секрет, что воспитанники интернатных учреждений имеют негативный опыт взаимодействия с другими людьми, низкий уровень познавательной, социальной активности, часто вступают в конфликтные ситуации не только со сверстниками, но и с педагогами, то есть педагогу детского дома приходится выстраивать межличностные отношения с психологически трудным контингентом. Данные фактор также способен вызвать эмоциональную черствость, отсутствие сострадания и понимания по отношению к детям.

Подводя итог, можно выделить следующие  основные факторы, способствующие формированию эмоционального выгорания сотрудников МКОУ «Детский дом-школа №95»:  

1) высокая ответственность за воспитанников;

2) высокий процент воспитанников, находящихся в адаптационном периоде в течение года;

3) работа с «трудными» детьми;

2) высокая эмоциональная и интеллектуальная нагрузка;

3) самоотверженная помощь;

4) дисбаланс между интеллектуально–энергетическими затратами и морально–материальным вознаграждением;

5) наличие ролевых конфликтов.

При таких условиях день за днём напряжённость накапливается, которая проявляется в виде возбуждения, повышенной раздражительности, беспокойстве, мышечном напряжении, зажимах в различных частях тела, учащенном дыхании, сердцебиении, повышенной утомляемостью и др.

Известно, что профессиональное выгорание проявляется на нескольких уровнях организации личности: психофизиологическом, эмоциональном, поведенческом и межличностном.

На психофизиологическом уровне возникают хроническая усталость, ощущение эмоционального и физического истощения, слабость, расстройство работы различных систем организма: головные боли, бессонница, расстройства желудочно-кишечного тракта. В эмоциональной сфере появляется повышенная раздражительность, тревожность, агрессивность, чувство подавленности. Выгорание в поведенческом компоненте проявляется в постоянных опозданиях,  которых раньше не было, выполнении только автоматизированных и элементарных действий. В сфере межличностных отношений выгорание проявляется в чувстве дистанцирования от коллег и субъекта деятельности, тенденции к обвинению, уходе от контактов, вспышкам немотивированного гнева, агрессии.

Синдром выгорания нельзя назвать личной проблемой — она касается не только конкретного человека, но и организации, в которой он работает: снижается эффективность работы педагога, увеличивается количество ошибок, появляется стремление уйти или отмахнуться от проблем, принимаются скоропалительные, необдуманные решения.

Таким образом, несмотря на то, что в МКОУ «Детский дом-школа №95» сформирован сплоченный, грамотный и творческий педагогический коллектив, с целью профилактики эмоционального выгорания реализуется система работы по профилактике эмоционального выгорания педагогических работников «Гармония во мне». Для администрации детского дома важно, чтобы воспитатели осознавали значимость своей миссии и направляли свои усилия на полноценное воспитание и образование детей, их психологическую защиту. Только здоровый, активный, выдержанный, эмоционально устойчивый, с оптимизмом смотрящий на настоящее и будущее педагог, способен достигнуть поставленных целей. С целью профилактики профессионального выгорания, а также поддержания психического и физического здоровья сотрудников на базе учреждения организована работа спортивных кружков. В свободное время сотрудники могут посещать бассейн и спортивный зал, в котором проводится степ-аэробика. Ежедневно работает библиотека, где с учетом запросов педагогов происходит обновление литературы.

Еще одним фактором профилактики профессионального выгорания в учреждении является наличие педагогов-мужчин. Официальная международная статистика в отношении распределения работников сферы образования по полу показала, что 55% педагогов-мужчин оценивают организационные условия труда в школе как «хорошие», по сравнению со своими коллегами женщинами, также они более радужно воспринимают свою профессию. Мужчины транслируют свое позитивное отношение к работе женщинам-педагогам, в результате чего снижается уровень эмоциональной напряженности, появляется желание работать. Согласно статистике, мужчины-педагоги хуже справляются с бумажной работой, меньше уделяют времени самообразованию, однако учителя-мужчины менее конфликтны, не предъявляют завышенных требований ученикам. Работая в паре, педагог-мужчина и педагог-женщина, формируют тандем, в котором недостатки одного, компенсируются достоинствами другого, в результате чего не возникает конкуренции, каждый чувствует свою значимость в работе. Следует отметить, что на классах, где есть мужчина-педагог профессиональное выгорание значительно ниже. 

Психологическая служба детского дома в своей работе особое внимание уделяет вопросу профилактики профессионального выгорания.  Педагоги-психологи осуществляют свою работу по нескольким направлениям: диагностика, профилактика и коррекция.

С целью определения психологического состояния сотрудников учреждения, выявления индивидуально-психологических особенностей, поведения в ситуации конфликта педагоги-психологи проводят диагностику. Как показала практика, самые достоверные данные показывают методы анкетирования, наблюдения и беседы. Анкетирование проводится два раза в год и делится на анонимное и открытое. Для того чтобы работа была более эффективна и интересна педагогам, ежегодно включается в анкету опрос «Мой запрос», в котором педагоги указывают приоритетные формы работы, более актуальные темы, свои пожелания по организации работы. По анализам результатов анкетирования администрация, педагоги-психологи и руководители методических объединений планируют и корректируют просветительскую, профилактическую и коррекционную работу. В течение года педагог-психолог осуществляет метод  наблюдения, которое  проводится ненавязчиво, в естественной среде пребывания педагога (воспитателя, учителя) и воспитанников. В группе/классе психолог отмечает особенности взаимоотношений в коллективе ребят и педагога, на основании своих наблюдений и результатов диагностики детей, педагог-психолог выдает рекомендации, при необходимости (выявлении профессионального выгорания) с учетом желания педагога выстраивает план индивидуальной работы по коррекции профессионального выгорания.  Для диагностики эмоционального состояния сотрудников, их отношения к коллегам, субъектам деятельности, работе в целом используется метод беседы. При необходимости применяются психодиагностические методики.

Профилактика профессионального выгорания в основном направлена  на снижение факторов, которые его провоцируют. На этом этапе педагоги-психологи оказывают методическую помощь сотрудникам учреждения, помогают отследить результаты своей работы, оптимизируют отношения в коллективе и с руководством путем проведения методических объединений, педагогических советов, семинарско-практических занятий. Также педагоги-психологи обеспечивают позитивную обратную связь по работе сотрудника, предоставляют сотрудникам социальную поддержку на инструментальном (оказание практической помощи) и эмоциональном (поддержка, понимание, заинтересованность, забота) уровнях.

Молодым специалистам педагог-психолог уделяет особое внимание. Для снижения текучести кадров, поддержания эмоционального фона молодого работника проводится индивидуальное консультирование, как по индивидуальным особенностям воспитанников, так и по особенностям организации воспитательно-образовательного процесса. С целью недопущения  конфликтных ситуаций педагог-психолог посещает занятия молодых специалистов и выдает рекомендации по улучшению работы. 

Необходимо отметить, что за каждым педагогом-психологом закреплен отдельный класс/группа, но, несмотря на это педагог (воспитатель/учитель) вправе выбрать психолога к которому обратится за консультацией. Коррекционная работа осуществляется с педагогами, у которых было выявлено профессиональное выгорание. Работа в данном направлении ведется с учетом уровня организации личности, на котором возникло выгорание.

Тело — основной источник психической энергии. Поза тела, физические привычки, мышечные зажимы аккумулируют подавляемые эмоции, переживания, проблемы человека. Мышечные зажимы приводят к потере энергии и радости в жизни, поэтому если выгорание возникает на психофизиологическом уровне, педагогами-психологами учреждения применяется цикл тренинговых занятий «Мое тело – моя гармония», включающий в себя элементы йоги и дыхательной гимнастики. В тренинг включены упражнения, направленные на ослабление мышечных зажимов, стабилизацию системы дыхания, уменьшения чувства усталости.

Профессиональное выгорание в эмоциональной сфере корректируется с помощью арт-терапевтических методик, к ним относятся: рисование, лепка, музыкотерапия, песочная терапия. Педагоги нашего учреждения предпочтение отдают использованию элементов песочной терапии. Преимущество данного метода заключается в том, что он способен объединить в себе такие техники как арт, сказко, игро, музыко-терапии, в результате консультация  становится более содержательной и интересной. Используются разные модификации игр на песке: построение мира, рисование на песке и песком, работа с кинестетическим и цветным песком. Уникальность и преимущество данного метода в том, что в нем присутствует возможность самовыражения без использования вербальных средств общения. Особенно это может помочь тем, кому по каким-то причинам трудно облечь свои мысли и чувства в слова. К тому же, создание песочных композиций (в отличие, например, от рисунка) не требует каких-либо особых умений. Здесь невозможно ошибиться, сделать что-то не так – это важно для тех, кто привык строго оценивать себя.

Часто в работе психолог использует метафорические ассоциативные карты, которые позволяют организовать ситуацию эффективного взаимодействия, конструктивных, доверительных отношений с педагогом. Метафорические ассоциативные карты (ОН-карты, проективные карты) очень быстро помогают прояснить  и осознать актуальные потребности человека, его нереализованные внутренние переживания. При работе со зрительными образами отсутствует или значительно снижена сознательная цензура, это облегчает работу с внутренними подсознательными конфликтами и создает ощущение психологической безопасности человека.

Карты предоставляют нам возможность увидеть наглядную картину любых межличностных отношений или взаимоотношений человека с любыми идеями и образами из его внешней или внутренней реальности.   Работа с линией времени позволяет моделировать и исследовать любые сложные профессиональные ситуации в прошлом и будущем, находя с помощью карт метафорические образы решений, создающих  особую, в  последующем реальную к воплощению в жизни, последовательность действий. 

В межличностной сфере для коррекции выгорания реализуется программа «Эффективный педагог», которая позволяет развивать навыки эффективной коммуникации, результативные стратегии поведения в конфликтной ситуации.

По результатам анкетирования в апреле-мае 2020 году 67% педагогов имеют опыт успешного преодоления профессионального стресса и навыки конструктивного поведения в напряженных условиях, они открыты для общения, в работе самостоятельны и стремятся опираться на собственные силы, способны формировать и поддерживать в себе позитивные, оптимистичные установки и ценности как в отношении самих себя, так и других людей и жизни вообще.

Таким образом, в результате слаженной работы администрации и службы педагогов- психологов каждый педагог учреждения получает всю необходимую помощь и поддержку для осуществления качественного воспитательно-образовательного процесса.

Система практических мероприятий внедренных в МКОУ «Детский дом-школа №95» позволяет снизить уровень выгорания работников и повысить эффективность профессиональной деятельности организации в целом.

Литература:

1.    Борисова М.В. Психологические детерминанты феномена профессионального выгорания у педагогов [Текст] / М.В. Борисова // Вопросы психологии. – 2005. - № 2. – С.96-105.

2.    Водопьянова, Н.Е., Старченкова, Е.С. Синдром выгорания: диагностика и профилактика [Текст] / Н.Е. Водопьянова, Е.С. Старченкова. – Спб.: Питер, 2008. – 336 с.

3.    Орел, В.Е. Синдром психологического выгорания личности [Текст] / В.Е. Орел. – М.: «Институт психологии РАН», 2005. – 330 с.

 

 

 


 

Профилактика и коррекция профессионального выгорания педагогов в условиях учреждения интернатного типа «Энтузиазм не может долго подхлёстывать человека

Профилактика и коррекция профессионального выгорания педагогов в условиях учреждения интернатного типа «Энтузиазм не может долго подхлёстывать человека

Часто процесс профессионального взаимодействия с окружающими осложнен, так как общение со всеми этими категориями людей происходит одномоментно и педагог испытывает на себе троекратное перекрестное воздействие…

Часто процесс профессионального взаимодействия с окружающими осложнен, так как общение со всеми этими категориями людей происходит одномоментно и педагог испытывает на себе троекратное перекрестное воздействие…

Известно, что профессиональное выгорание проявляется на нескольких уровнях организации личности: психофизиологическом, эмоциональном, поведенческом и межличностном

Известно, что профессиональное выгорание проявляется на нескольких уровнях организации личности: психофизиологическом, эмоциональном, поведенческом и межличностном

Для того чтобы работа была более эффективна и интересна педагогам, ежегодно включается в анкету опрос «Мой запрос», в котором педагоги указывают приоритетные формы работы, более…

Для того чтобы работа была более эффективна и интересна педагогам, ежегодно включается в анкету опрос «Мой запрос», в котором педагоги указывают приоритетные формы работы, более…

К тому же, создание песочных композиций (в отличие, например, от рисунка) не требует каких-либо особых умений

К тому же, создание песочных композиций (в отличие, например, от рисунка) не требует каких-либо особых умений
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.03.2021