Профилактика подростковой наркомании при изучении биологии.
Проблема подростковой наркомании в России возникла в середине 80– х годов XX века и является одной из наиболее острых проблем современного российского общества.
Нижняя возрастная граница детей, поступающих в медицинские учреждения с диагнозом наркомания или токсикомания, снизилась до уровня 7-9 лет, а период наиболее активного приобщения к наркотикам выпадает на возраст 14-15 лет. При сегодняшних темпах ее распространения в скором будущем мы столкнемся с ситуацией, когда наркотизмом будет поражена большая часть молодого поколения. Такая ситуация будет означать социально – экономическую катастрофу, т.к. регулярное употребление наркотиков разрушает физическую и психическую системы человека, снижает его интеллектуальные и энергетические ресурсы. Кроме того, наркоман, уже не способный к продуктивной деятельности, все доступные ему деньги направляет в оборот наркобизнеса, который равен обороту военных программ и с каждым годом набирает свою мощь.
На основании всего вышесказанного можно сделать вывод, что добиться сколько – нибудь заметных результатов в решении проблемы наркомании невозможно без организации адекватной профилактической работы.
Первичная профилактика в наркологии располагает , по сути дела, двумя основными методами – системой запретов и наказаний и санитарным просвещением. Но существует точка зрения, что запреты, наложенные на наркотики, только стимулируют злоупотребление ими, становясь формой протеста. Ряд исследователей утверждают, что антинаркотическая пропаганда способна пробудить у детей и подростков нездоровый интерес к наркотикам, и тем самым спровоцировать начало их употребления.
Основной акцент должен ставиться на меры первичной профилактики, направленной на поддержание и развитие условий, способствующих сохранению физического, личностного и социального здоровья. Как известно, большая часть наркоманов в России – несовершеннолетние. Поэтому одним из наиболее перспективных путей решения проблемы подростковой наркомании является профилактика с помощью формирования и развития знаний у учащихся о негативном влиянии употребления наркотических веществ на здоровье человека. Очевидно, что главную роль в решении этих проблем отводится учителям, а конкретнее – учителям биологии, т.к. именно при изучении этой дисциплины возможно раскрытие всех сторон негативного влияния наркотиков на организм человека и разработка на этой основе программ первичной профилактики наркозависимости.
Такой подход можно реализовать при изучении раздела "Общая биология", при условии включения в него материала о негативном действии наркотических веществ на жизнедеятельность клеток, на развитие организма, на поведение и жизнь человека.
Например, при изучении темы "Вирусы" желательно раскрыть негативное значение некоторых вирусов, как возбудителей опасных заболеваний ( СПИДа, гепатита). Отметить, что большая часть больных СПИДом – наркоманы, они же являются его главными распространителями. Прием наркотических веществ сам по себе негативно отражается на иммунной системе, т.к. отрицательно влияет на лимфатическую систему и красный костный мозг. Кроме того, часто наркоманы в группе используют для введения наркотика один шприц, грязные иглы, никогда не обрабатывают место инъекции антисептиком. Все это приводит к проникновению в кровь болезнетворных бактерий и вирусов. Главную опасность здесь представляет смертельно опасные и неизлечимые заболевания СПИД , гепатиты В и С. ВИЧ – инфекция попадает на благоприятную почву, СПИД довершает разрушение иммунной системы…
Как показывает практика, для успешного внедрения материала антинаркотической направленности , необходимо провести предварительное и заключительное анкетирование учащихся, целью которого является выявление уровня наркологических знаний и антинаркотических убеждений . Многие не имеют четкого представления о вреде наркотических веществ на здоровье человека. В процессе обучения слабо формируются антинаркотические убеждения, что доказывается неуклонным ростом числа подростков – наркоманов в нашей стране.
На наш взгляд , данную проблему можно затронуть на одном из заседаний биологического кружка, проведя дискуссию на тему " Наркомания и ее последствия ", цель которой обобщить, расширить и углубить знания о наркомании как болезни, ее последствиях для человека и общества в целом, продолжить формирование наркологических знаний и антинаркотических убеждений. Следует отметить, что наркоман быстро теряет социальное положение. Он становится равнодушен к общественным делам. Его ничто не интересует. Все и все уходят на задний план. Приобретение и употребление дурманящих веществ становится смыслом его жизни. И еще одна особенность : наркоманы стремятся приобщить к своему увлечению других. Наркоманы теряют интерес к учебе, работе. Они не возвращают обществу затраченные на его воспитание и образование средства, не участвуют в производстве. Медицинское его обслуживание и лечение дорого и малоэффективно. В среде наркоманов нередки попытки к самоубийству, главным образом путем сознательной передозировки наркотиков. Так что последствия одурманивания трагичны как для отдельного человека, так и для общества в целом.
В заключение необходимо отметить , что запретить или уничтожить наркотики невозможно, они были, есть и будут, но сформировать у подростка устойчивые антинаркотические убеждения – вполне реальная задача. Для этого учителям рекомендуется правдиво излагать факты о негативном влиянии наркотических веществ на организм человека и систематически включать дополнительный материал антинаркотической направленности в программу обучения.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.