Профилактика суицидов

  • pptx
  • 05.02.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Профилактика суицидов.pptx

Роль психологической службы в профилактике суицидального риска

Подготовила: педагог-психолог Н.С Шестова

Направления работы психологической службы:

медиация;
ранняя помощь;
профилактика девиантного поведения;
профилактика суицидального риска.

План работы по профилактике суицидального риска

1. Диагностика
- особенностей личности и поведения ребенка;
- мотивационной сферы и динамики ее развития;
- эмоционально-волевой сферы;
личностной сферы.

По результатам мониторинга психоэмоционального состояния детей 5-9-х классов (113 детей) и уровня агрессивности детей группы риска 5-9-х классов, дети с ярко выраженной степенью суицидального риска не выявлены.

Коррекция при наличии суицидального риска:

коррекция межличностных отношений в классах;
содействие преодолению дезадаптивных периодов в жизни школьников;
формирование социально-поведенческих навыков;
гармонизация психоэмоционального состояния.

В этом учебном году по запросу учителя была проведена следующая работа по вторичной профилактике суицидального риска учащегося :

- индивидуальное консультирование родителя ребенка по вопросам изменения стиля взаимоотношений в семье;
- индивидуальные занятия с ребенком, направленные на развитие и коррекцию эмоционально-волевой сферы;
- групповые занятия в классе.

Какие особенности поведения учащегося могут насторожить педагога:

Резкое снижение успеваемости, проявление безразличия к учебе и оценкам;
Любые резкие изменения в привычном поведении;
Устойчивое в течение 2-х и более недель снижение настроения с преобладанием переживаний безнадежности, одиночества, безысходности.

Какие особенности поведения учащегося могут насторожить педагога:

Прямые или косвенные заявления о желании умереть, убить себя, нежелании продолжать жизнь;
Рискованное, самоповреждающее поведение;
Агрессивное поведение по отношению к окружающим;
Факты употребления ПАВ, алкоголя;
Факты ухода из дома.

Если вы слышите
«Ненавижу учебу, класс…»
Обязательно скажите
«Что происходит у нас, из-за чего ты себя так чувствуешь?
Никогда не говорите
«Когда я был в твоем возрасте…да ты просто лентяй!»
Если вы слышите
«Все кажется таким безнадежным…»
Обязательно скажите
«Иногда все мы чувствуем себя подавленными. Давай подумаем, какие у нас проблемы и какую из них надо решить в первую очередь»
Никогда не говорите
«Подумай лучше о тех, кому еще хуже, чем тебе»




Если вы слышите
«Всем было бы лучше без меня!»
Обязательно скажите
«Ты очень много значишь для нас, и меня беспокоит твое настроение. Скажи мне, что происходит»
Никогда не говорите
«Не говори глупостей. Давай поговорим о чем-нибудь другом»
Если вы слышите
«Вы не понимаете меня!»
Обязательно скажите
«Расскажи мне, как ты себя чувствуешь. Я действительно хочу это знать»
Никогда не говорите
«Кто же может понять молодежь в наши дни?»

Если вы слышите
«Я совершил ужасный поступок…»
Обязательно скажите
«Давай сядем и поговорим об этом…»
Никогда не говорите
«Что посеешь, то и пожнешь!»
Если вы слышите
«А если у меня не получится?»
Обязательно скажите
«Если не получится, я буду знать, что ты сделал все возможное»
Никогда не говорите
«Если не получится – значит, что ты недостаточно постарался!»

Алгоритм работы в случае высокого риска суицидального поведения у обучающегося из числа детей-сирот, ОБПР:

1) Информационное письмо в МУЗ психоневрологический диспансер;
2) Включение обучающегося в дополнительную занятость, групповые мероприятия;
3) Планирование работы с психологом;
4) Индивидуальное наблюдение за поведением обучающегося;
5) Возможно путем убеждения повлиять на согласие самого обучающегося обратиться за соответствующей помощью в психдиспансер.
6) Обращение в психдиспансер.

Алгоритм работы в случае высокого риска суицидального поведения у обучающегося, имеющего родителей:

1) Информирование родителей по телефону или приглашение родителей на собеседование.
2) Включение обучающегося в дополнительную занятость, групповые мероприятия;
3) Планирование работы с психологом.
4) Индивидуальное наблюдение за поведением обучающегося

Буллинг в школе

Это травля, агрессивное преследование одного человека другим человеком или группой.
Часто жертвой преследования одноклассников становятся дети застенчивые, тревожные, одинокие, подвергающиеся насилию и дома.

Виды буллинга:

физический – непосредственные физические действия в отношении жертвы;
вербальный – угрозы, оскорбления, насмешки, унижение;
социально-психологический – буллинг, направленный на социальное исключение или изоляцию;
экономический – вымогательство или прямой отбор денег, вещей, порча одежды;
кибербуллинг (интернет буллинг) – травля в интернете через социальные сети, электронную почту.

Признаки возможного буллинга в классе:

Ребенок вдруг начинает болеть и не ходит в школу.
Всегда в подавленном настроении.
Нет друзей в классе.
Никто не хочет с ним сидеть за партой.
Объект для шуток и юмора.
Внезапное снижение успеваемости.
Часто приходит с синяками и в порванной одежде.
Никто не хочет делиться своими вещами.
Часто проводит время на переменах в одиночестве.
Никто не хочет вставать с ним в пару.

Причины буллинга:

Агрессорами чаще всего становятся дети:
к которым применялась агрессия;
склонные к доминированию;
у которых приняты агрессивные формы поведения в семье.
Жертвами чаще всего становятся:
Дети, которые отличаются от остальных;
Неопрятно выглядящие дети;
Дети с моторной неловкостью;
Дети, к которым применялась агрессия.

Последствия буллинга

Для жертвы:
коммуникативные проблемы,
низкая самооценка,
страх перед выступлениями,
недоверие к людям,
может повышаться агрессия,
высокий суицидальный риск,
депрессия,
уходы из школы,
чувство тревоги,
соматические реакции,
когнитивные нарушения,
снижение успеваемости.

Последствия буллинга

Для агрессора:
чувство вины,
негативные эмоции со стороны окружающих,
высокий риск попасть в криминальные группировки и к совершению правонарушений,
отвержение.

Возможные действия педагога для предотвращения травли учащегося

Грамотное распределение полномочий и обязанностей в классе, для того, чтобы помочь иначе реализоваться детям, которые осуществляют травлю;
Включение всех участников ситуации в дополнительную занятость, групповые мероприятия;
Проведение групповых внеклассных мероприятий, направленных на сплочение класса; совместные праздники и чаепития;
Помощь в решении конфликтных ситуаций, без принятия стороны одного из участников, помощь в нахождении компромисса;
Использование правила «Хвалить при всех, ругать наедине».