Цель: Профилактика табакокурения
Задачи:
1. Обучающая: наглядно показать негативные процессы,
происходящие в организме человека под воздействием табака, объяснить, что пассивное курение вредно для здоровья; научить детей делать
правильный выбор в ситуации пассивного курения.
2. Развивающая: развить мышление, направленное на выбор
здорового образа жизни, волевые навыки;
3. Воспитывающая: воспитать нравственные основы здорового
образа жизни.
Материалы для урока:
Организация рабочего места учащихся: круглый стол со стульями.
Ход работы.
1. Организационный момент.
Сегодня мы с вами поговорим о том, какой вред наносит человеку курение табака, посмотрим мультипликационный фильм и поиграем.
2.
Актуализация опорных знаний учащихся.
· Просмотр фрагмента мультфильма
· Беседа по просмотренному мультфильму
- Сейчас, ребята, мы посмотрим отрывок из мультфильма «Ну, погоди!»
Просмотр фрагмента мультфильма “Ну погоди”(5 серия, пролог)
- Почему Волк взял в рот несколько сигарет? (Чтобы напустить в будку как можно больше дыма).
- Что произошло с Волком, когда он начал курить сразу несколько сигарет? (Он покраснел, у него закружилась голова, он чуть не попал под машину, упал и сильно ударился).
- Почему с ним такое произошло?
(ответы детей)
Думаю, не в первый раз с вами начинают разговор на эту тему. Газеты, телевидение, родители и учителя стремятся объяснить детям вредное воздействие табакокурения. А что вы знаете о курении? Это поможет выяснить упражнение «Верно – неверно».
Упражнение «Верно - неверно».
Вашему вниманию я предложу 10 утверждений: верных и нет. Если утверждение, на ваш взгляд, верно, вы поднимаете руки вверх, неверно – ничего не делаете, сидите как сидели.
1. От дыма сигарет желтеют зубы и пальцы.
2. Изо рта плохо пахнет.
3. Кожа у курильщиков рано стареет.
4. Курящий плохо различает вкус еды. Снижается аппетит.
5. Дым сигарет загрязняет легкие – делает их черными, вызывает кашель и отдышку.
6. Никотин затрудняет работу сердца, ускоряет пульс.
7. Человек становиться напряженным, раздражительным.
(Дети отвечают, обосновывают свои ответы. Подвести к выводу, что лучше всего не начинать курить).
Продолжение беседы
Давайте вернемся к мультфильму. Что же случилось с Зайцем? Почему Зайчик в будке стал кашлять, хотя сам не курил?
(Потому что табачный дым вреден не только для самого курящего, но и для того, кто находится рядом.)
- Когда человек курит, часть дыма попадает в его легкие, часть в окружающее помещение, таким образом, загрязняя воздух. Остальные люди, находящиеся в помещении, вынуждены вдыхать ядовитые вещества. Это называют пассивным курением. Пассивное курение может вызвать головную боль, кашель, чихание, слезотечение. Пассивное курение в течение длительного периода времени может вызвать серьезные заболевания легких. Самое страшное заболевание курильщиков и пассивных курильщиков – это рак легких или опухоль легких.
3. Основная часть.
Чтение рассказа.
«Вова и Таня сидели на лавочке во дворе и смотрели новую книжку, которую принес Вова. Ее только сегодня купили. Книжка была о динозаврах, красивая, с картинками. Вдруг Таня сказала: «Почему так плохо пахнет? У меня даже глаза защипало!» Вова поднял голову, оторвавшись от замечательных рисунков, и увидел, что рядом с ними на лавочку присел незнакомый мужчина. Он читал газету и курили. На детей он не обращал никакого внимания. Вова предложил перейти на другую лавочку, которая стояла на солнцепеке и пустовала. Таня спросила: «Почему мы должны уйти с этой лавочки? Ведь мы первыми ее заняли!» Вова объяснил, что дым сигарет не просто плохо пахнет – он содержит яды. Пассивное курение опасно. Мы можем попросить взрослого не курить или отойти в сторону. «Мы можем отойти в другое место. Весь двор в нашем распоряжении…» - сказал Вова»
Обсуждение:
- Чем вредно пассивное курение?
- Что можно сделать, чтобы избежать пассивного курения?
У каждого человека есть право дышать чистым воздухом. Курильщики не должны вредить здоровью остальных людей. Существуют правила, защищающие права не курящих людей.
- Посмотрите, что это знак?
(Не курить!)
Давайте его раскрасим. Каким должен быть круг? (Красным, поскольку знак запрещающий).
- Видели ли вы где-нибудь подобный знак?
- Приведите примеры мест, где курение запрещено?
(Метро, магазин, купе поезда, вагон электрички, самолет, школа).
- Везде ли висит этот знак?
-Что должны делать дети, если кто-то курить в том месте, где курить запрещено?
(Вежливо попросить взрослого не курить)
- Есть еще знак “место для курения” (табличка).
Может кто-нибудь видел?
Что вы можете сделать, если окажетесь возле этой таблички? (Отойти подальше)
4. Закрепление полученных знаний.
Работа с карточками.
(Ребята делятся на группы, либо выполняют задание индивидуально в зависимости от количества детей.)
а) Обсуждение ситуаций.
1. Лифт. В лифте курить не разрешается, но в нем нет знака, запрещающего курение. Дети могут вежливо попросить взрослого не курить. Если дети ждут лифта, дверь открывается и они видят курящего взрослого, то лучше не входить в лифт, а подождать.
2. Купе поезда. В купе поезда курить запрещено. Там висит запрещающий курение знак. Дети могут вежливо попросить взрослых не курить.
3. Тамбур электрички. В тамбуре электрички нет знака, запрещающего курение. В этом случае дети могут перейти из тамбура в вагон электрички, где курить не разрешено.
4. Квартира. В частной квартире хозяева могут разрешить курение. В этом случае дети могут принять решение уйти в другую комнату, попросить взрослых не курить.
б) Нарисовать себя на стуле.
Ребята показывают рисунки другим детям и объясняют выбор своей группы.
Закрепление полученных
знаний.
Игра «Ассоциации
на слово «курильщик».
Цель: сформировать
негативное отношение к курению.
Дети по кругу перекидывают мяч и называют ассоциацию на слово
«курильщик»
(жёлтые зубы, ухудшение внешности, неприятный запах, и тд.)
Хотите ли вы быть похожими на таких непривлекательных
людей? (ответы детей).
5. Подведение итогов. Выводы.
Что понравилось на мероприятие? Что запомнилось?
Ребята, сегодня мы посмотрели мультфильм о вреде курения, теперь вы знаете, как влияет на организм человека никотин и можете поделиться своими знаниями с родными и знакомыми. А, самое главное, я очень надеюсь, что вы выберете здоровый образ жизни!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.