ПРОФИЛАКТИКА ЖЕСТОКОСТИ И АГРЕССИВНОСТИ В
ШКОЛЬНОЙ СРЕДЕ И СПОСОБЫ ЕЕ ПРЕОДОЛЕНИЯ
Факторы, провоцирующие жестокость
Внешними источниками насилия для детей и подростков часто являются родители или родственники, соседи, случайные знакомые, страдающие психическими аномалиями и имеющие глубокие психологические проблемы, а также, как это ни парадоксально, педагоги и воспитатели.
Поэтому на первый план, наряду с необходимостью организации помощи пострадавшим детям и подросткам, выступает задача создания профилактики - мер по снижению вероятности проявления актов системы насилия в учебных заведениях.
Школа неотделима от общества и несет в себе все те явления, включая негативные, которые происходят в стране. Более того, сама школьная система по своей природе носит явно выраженный насильственный характер. Школа - это учреждение с жесткими нормативными требованиями ко всем членам школьного сообщества.
Неизбежно встает вопрос: где же та грань, за
которой начинается насилие? Скажем, следует ли считать насилием требования педагога к школьникам о том, чтобы они выполняли домашние задания? И вообще, как отличить необходимое педагогическое воздействие от педагогического же насилия?
Данное отличие лежит не столько в области форм и методов такого
воздействия, сколько в сфере целей, преследуемых данным конкретным педагогом.
Причем речь идет об истинных личностных целях, которые зачастую прикрываются стандартными и, вполне гуманными воспитательными задачами. Так, педагог, который оскорбляет ученика, оправдывает это необходимостью пробудить в нем совесть. В действительности же он прибегает к такой форме воздействия для того, чтобы оправдать
собственное бессилие, неумение сделать это другими способами и тем самым доказать собственную значимость.
Директор школы, вводящий в своей школе жесткий контроль «входа-выхода», объясняет это проблемами дисциплины и посещаемости уроков, прикрывая таким оправданием собственную лень, нежелание искать другие более конструктивные пути решения проблемы.
Кроме жесткости образовательной системы, подавляющей личность, зачастую в школе дети подвергаются непосредственному насилию как со стороны сверстников, старшеклассников, так и со стороны педагогов.
Основными факторами, провоцирующими жестокость в ученическом сообществе, являются:
• внутриличностная агрессивность учащихся, зависящая от индивидуальных
особенностей. Она обостряется в период подросткового кризиса личности, а ведь около 60 процентов учащихся принадлежат именно к этой возрастной группе;
• предшествующий опыт жизнедеятельности школьников, включающий в себя проявления собственной агрессивности и наблюдения аналогичных проявлений в ближайшем окружении - в семье, в референтной (значимой) группе сверстников, в учреждениях образования, посещаемых ранее;
• недостаточный уровень развития коммуникативных навыков, в том числе
отсутствие примеров и опыта ненасильственных взаимоотношений и знаний о собственных правах;
• традиции школьной среды, провоцирующие и стимулирующие жестокость.
К ним следует отнести:
а) общий психоэмоциональный фон учреждения образования, характеризующийся высоким уровнем тревожности и психической напряженности субъектов взаимодействия в совокупности с неумением контролировать собственные эмоции и регулировать состояния;
б) «политическую» систему учреждения образования, включающую агрессивные взаимоотношения внутри педагогического коллектива, в том числе авторитарно-директивный стиль управления, отсутствие обоснованной системы педагогических и профессиональных требований;
в) особенности отношения педагогов к школьникам,
построенные на необоснованных требованиях со стороны взрослых и максимальном бесправии детей;
г) систему взаимоотношений внутри классного коллектива (как референтной
группы);
д) наличие общепризнанных социальных ролей, включающих роли «жертвы» и «хозяина»;
е) традиции в социуме, пропагандируемые средствами массовой информации.
Адекватное понимание меры своей ответственности за провокацию насилия в образовательном учреждении, позволит школе реализовать идеи
ненасильственного обучения и воспитания, к которым можно отнести следующее:
Во-первых, помнить, что нарушения дисциплины, агрессивность, и т.д. – это важнейшие проявления, свидетельствующие о том, что ребенок не подчиняется (принудительной) системе школьных занятий.
Во-вторых, необходимо постоянно заинтересовывать школьников учебным материалом, давать им возможность проявлять спонтанность и самостоятельность, а так же приобретать навыки эффективного общения и кооперирования.
В-третьих, не требовать работы от учеников, а работать вместе с ними. Дать учащимся возможность перенять рабочую позицию путем идентификации себя с (любимым) учителем, а не путем исполнения (абстрактных) требований «сверх – Я», проявляющихся в процессе педагогического манипулирования. Лишь некоторые из этих факторов можно изменить в условиях российского образования. В первую очередь речь должна идти об изменении характеристик школьной агрессивности детей и взрослых.
Исследования показали, что преобладание в отношении
взрослого к ребенку или подростку психологического насилия провоцирует проявления жестокости и агрессивности со стороны детей. Так, если классный руководитель предъявляет к своим ученикам необоснованные требования, оскорбляет и подавляет их, то в таком классе агрессивность и враждебность гораздо выше, нежели в классах, где педагог относится к ученикам уважительно и доброжелательно.
Жесткая педагогическая система, где взрослый - субъект деятельности,
обладающий свободой воли и властью над объектом - бесправным воспитанником, лишенным даже возможности высказать свое мнение, позволяет обеспечить внешнюю дисциплину и порядок и держать под контролем ситуацию в образовательном учреждении, но одновременно провоцирует конфликты, жестокость и агрессивность детей (естественная реакция на внешнее давление), снижает авторитет педагогов и уровень доверия к ним.
Подросток, временно лишенный родительской «крыши», оказывается без защиты и поддержки со стороны взрослых и вынужден либо защищаться сам всеми доступными ему способами (в основном агрессивными), либо покориться и принять роль «жертвы», что, в свою очередь, провоцирует новый виток агрессии. Так возникает цепная реакция проявления жестокости не только во взаимоотношениях между подростками и взрослыми, но и в общении детей друг с другом.
Многие учителя прибегают к крику как к самому быстрому способу заставить ребенка или класс выполнять свои требования, особенно если речь идет о "трудных" классах, когда дети уже привыкли к такому общению и не реагируют на замечания, высказанные спокойным голосом. Конечно, хороший учитель должен уметь владеть своим голосом и выбирать особую интонацию и тон для замечания. Совсем не обязательно кричать, достаточно изменить темп своей речи, сделать ее более акцентированной, увеличить паузы между словами. Тем более, что чем чаще вы повышаете голос, тем быстрее дети привыкают к этому и перестают на него реагировать. Если учитель хочет привлечь к своим словам внимание расшумевшихся учеников, то вместо крика он может говорить чуть тише обычного.
Важно помнить, что крик может стать причиной тяжелой психической травмы у ребенка, особенно в младшем школьном возрасте, в результате которой выработается общее неприятие учителя, школы и учебы в целом.
Недопустимо навешивать ярлыки на детей и предвзято относиться к ученикам. Тем более непозволительно критиковать учеников за их внешний вид только потому, что он не соответствует эстетическим представлениям учителя и переносить оценку с внешнего вида на ребенка в целом. При этом педагогу важно знать, что большинство людей стремятся соответствовать тем ожиданиям, которые с ними связывают. Если учителя ожидают более высоких интеллектуальных и нравственных достижений от своих
учеников, они получают от них эти достижения.
Заниженная оценка учащегося приводит к понижению его самооценки (особенно у младших школьников) и утрате положительного представления о себе как личности.
Это можно отнести и к отметкам. Жесткое воздействие школьных норм в области контроля знаний и результатов приводит к тому, что самые слабые учащиеся имеют мало шансов сохранить уважительное мнение о себе, они пытаются самоутвердиться другим способом, восставая против системы в целом (преподавателей, администрации, школы как структуры, которую нужно закрыть, других учащихся, уроков, которые надо сорвать и т. д.).
Система психолого-педагогических действий профилактики
Приведенные выше примеры подтверждают мысль о том, что система
взаимоотношений субъектов воспитания непосредственным образом влияет на уровень агрессивности детей и подростков и частоту проявления актов жестокого обращения и насилия. Как решить эту проблему? На наш взгляд, изменить ситуацию может специально разработанная система психолого-педагогических действий.
В нее должны входить следующие элементы:
- диагностика психоэмоциональной среды и мотивационно-образовательная работа с администрацией;
- консультативно-образовательная работа с педагогическими кадрами и родителями;
- консультативно-коррекционная работа с детьми, подвергшимися жестокому обращению;
- информационно-образовательная работа с детьми;
- формирование психоэмоциональной среды учебного заведения, которая включает систему взаимоотношений между всеми субъектами образовательного процесса.
Мероприятия, направленные на сплочение школьного сообщества:
- улучшение психологического климата в школе;
- повышение психолого-педагогической компетентности взрослых (родителей, педагогов);
- повышение уровня коммуникативной культуры обучающихся;
- профилактика и коррекция отклонений в эмоциональной сфере подростков;
снижение асоциального поведения школьников;
- развитие стрессоустойчивых качеств личности обучающихся;
- формирование здорового жизненного стиля, высокофункциональных стратегий и навыков поведения, а именно навыков принятия решения и преодоления жизненных проблем;
- навыков оценки социальной ситуации и принятия ответственности за
собственное поведение в ней; навыков восприятия, использования и оказания
психологической и социальной поддержки; навыков отстаивания своих границ и защиты своего персонального пространства; навыков защиты своего Я, самоподдержки и взаимоподдержки; навыков бесконфликтного и эффективного общения;
- направленное осознание и развитие имеющихся личностных ресурсов, способствующих формированию здорового жизненного стиля и высокоэффективного поведения (Я- концепции (самооценки, отношения к себе, своим возможностям и недостаткам;
- собственной системы ценностей, целей и установок, способности делать самостоятельный выбор, контролировать свое поведение и жизнь, решать простые и сложные жизненные проблемы, умения оценивать ту или иную ситуацию и свои возможности контролировать ее;
- умения общаться с окружающими, понимать их поведение и перспективы,
сопереживать и оказывать психологическую и социальную поддержку; осознание потребности в получении и оказании поддержки окружающим).
В содержание психолого-педагогического модуля включены:
· психолого-педагогические подходы к коррекции агрессивного поведения;
· рекомендации по коррекции агрессивного поведения подростков;
· рекомендации по работе с детьми, склонными к суицидальному поведению;
· рекомендации по профилактике тревожности и страхов у детей и подростков.
· индивидуальная работа с ребенком.
Особенно важны действия, направленные на просвещение родителей, отношения с которыми, как показывает практика, в условиях современной школы являются самыми сложными.
В начале и в конце любой коррекционной работы проводится диагностический минимум, позволяющий определить характер проблемы, увидеть динамику и спланировать зону развития.
Организация безопасной среды учебно-воспитательного процесса
На уровне класса у учителя двойная функция: с одной стороны, ему
положено руководить обучением и содействовать развитию детей, с другой – ему вменяется роль лидера. В ходе индивидуальных контактов он пытается войти в положение учеников, понять их проблемы и трудности, установить с ними доверительные отношения.
В отношениях с классом в целом ему отводится роль лидера группы. Чтобы воспрепятствовать победе теневых сил и не дать им возможности доминировать в атмосфере класса, ему необходимо стать
выразителем противоположного архетипического полюса, выступить в качестве Супер-Эго, отрицающего насилие.
В качестве лидера группы его интересует не столько отдельный конкретный ребенок, сколько характер и динамика настроений группы в целом. В качестве лидера группы он определяет приоритеты.
Следующая мера, положительно зарекомендовавшая себя в случаях возникновения актов насилия в школе, заключается в предании этих инцидентов гласности. О случившемся должны быть проинформированы все – как учителя, так и ученики. Школа должна знать все подробности инцидента и сопутствующие обстоятельства, знать имена участников. Насильникам становится ясно, что в результате своих поступков они приходят к изоляции от коллектива, что определенные акты насилия нетерпимы.
Предание гласности имен виновников и всестороннее освещение инцидентов помогают детям почувствовать, где, по понятиям педагогов и родителей, пролегает граница дозволенного.
Предание гласности имен виновников ни в коем случае не должно оставаться единственной мерой. С агрессивными детьми и подростками необходимо проводить беседы. У них должна оставаться возможность интеграции в школьную жизнь.
5 Школьный буллинг
Школьный буллинг – социальное явление, широко распространенное сегодня не
только в России, но и в США, Канаде, Японии, Индии и практически во всех странах
Европы. Буллинг скандинавских и англоязычных странах определяется как
притеснение, дискриминация, травля. Дэвид Лейн и Эндрю Миллер определяют буллинг
как длительный процесс сознательного жесткого отношения, физического и (или)
психического, со стороны одного или группы детей к другому ребенку (другим детям).
Мотивацией к буллингу могут выступать зависть, месть, чувство неприязни,
восстановление справедливости, борьба за власть, подчинение лидеру, нейтрализация
соперника, самоутверждение и др., вплоть до удовлетворения садистических
потребностей отдельных личностей.
Формы школьного буллинга могут быть различными: систематические
насмешки, в основе которых может лежать что угодно – от национальности до внешних
данных ребенка, вымогательство, физические и психические унижения, различного вида
издевательства, байкот и игнорирование, порча личных вещей и др. Булли чрезвычайно
изобретательны. Новейшее их «достижение» - кибербуллинг, т.е. буллинг с
использованием электронных средств коммуникации.
Некоторые исследователи предлагают систематизировать все проявления
буллинга в две группы:
1 группа – проявления, связанные преимущественно с активными формами
унижения;
2 группа – проявления, связанные с сознательной изоляцией, обструкцией
пострадавших.
Буллинг охватывает очень широкую сферу деятельности:
1.Поведение ученика
Физическя агрессия: Включает в себя толкание, пихание, пинки и удары – может
также приобретать форму жестокого физического насилия. В крайних случаях может
применяться оружие, например ножи. Такое поведение чаще встречается среди
мальчиков, чем среди девочек.
Словесный буллинг: В этом случае оружием служит голос. Может существовать в
форме обидного имени, с которым постоянно обращаются к одному человеку, тем самым
раня, оскорбляя и унижая его. Этот вид буллинга зачастую направлен на те жертвы,
которые имеют заметные отличия в физической внешности, акценте или особенностях
голоса и высокую или низкую академическую успеваемость. Обзывания могут также
принимать форму намеков по поводу предполагаемой половой ориентации ученика.
(Использование анонимных телефонных звонков – очень распространённая форма
словесного буллинга, при котором жертвами могут стать не только ученики, но даже
Запугивание: Основывается на использовании очень агрессивного языка тела и
интонации голоса, чтобы заставить жертву делать то, что он/она не желает делать.
Мимика или "взгляд" хулигана может выражать агрессию и/или неприязнь. Угрозы также
используются для того, чтобы подорвать уверенность жертвы.
Изоляция: Инициатором использования этого метода, как правило, является
хулиган. Жертва намеренно изолируется, изгоняется либо игнорируется частью класса
или всем классом.
Это может сопровождаться распространением записок,
нашёптыванием оскорблений, которые могут быть услышаны жертвой, либо
унизительными надписями на доске или в общественных местах.
Вымогательство: В этом случае от жертвы требуют деньги и угрожают, если
он/она не отдаёт их немедленно. Могут вымогаться также завтраки, талоны или деньги на
обед. Жертву также могут принуждать воровать имущество для хулигана. Такая тактика
используется исключительно для возложения вины на жертву.
Повреждение имущества: Хулиган может сосредоточить внимание на
имуществе жертвы. В результате могут быть повреждены, украдены или спрятаны
одежда, учебники или другие личные вещи.
2 Поведение взрослых
Взрослый в школе может непреднамеренно или иным образом участвовать в
буллинге, провоцировать или способствовать такому поведению путём:
Унижения ученика, который не успевает/преуспевает в учёбе или уязвим в
других отношениях.
Негативных или саркастических высказываний по поводу внешности или
происхождения ученика.
Устрашающие и угрожающие жесты или выражения.
Буллинг – явление массовое. Согласно статистическим данным, приводимым
зарубежными учеными, школьному буллингу в той или иной форме подвергается от 4 до
50 процентов детей. В некоторых случаях издевательства носят ситуативный характер, но
иногда систематическая травля со стороны одноклассников приводит к фатальному
исходу.
Социальная структура буллинга, как правило, включает в себя три элемента:
преследователя (булли), жертву и наблюдателя.
В науке существует несколько подходов к рассмотрению буллинга. Одни
исследователи сосредотачивают свое внимание на поиске и определении личностных
свойств, характерных для личности булли и его жертвы. Другие пытаются рассмотреть
буллинг как социально-психологический процесс.
Вот как определяет типичные черты учащихся, склонных становиться булли,
норвежский психолог Д. Ольвеус:
·
Они испытывают сильную потребность господствовать и подчинять себе
других учеников, добиваясь таким путем своих целей.
·
Они импульсивны и легко приходят в ярость.
·
Они часто вызывающе и агрессивно ведут себя по отношению к взрослым,
включая родителей и учителей.
·
Они не испытывают сочувствия к своим жертвам.
·
Если это мальчики, они обычно физически сильнее других мальчиков.
Типичные жертвы буллинга также имеют свои характерные черты:
·
Они пугливы, чувствительны, замкнуты и застенчивы.
·
Они часто тревожны, не уверены в себе, несчастны и имеют низкое
самоуважение.
·
Они склонны к депрессии и чаще своих ровесников думают о самоубийстве.
·
Они часто не имеют ни одного близкого друга и успешнее общаются со
взрослыми, нежели со сверстниками.
·
Если это мальчики, они могут быть физически слабее своих ровесников.
Говоря о наблюдателях (кем бы они ни были), ученые отмечают такие их типичные
состояния как чувство вины и ощущение собственного бессилия.
3.Рекомендации учителям, психологам, администрациям школ
1 Начните с точного, приемлемого для вашего образовательного учреждения
определения буллинга. Помните, что понятие буллинг не аналогично таким понятиям,
как агрессия или насилие. Однако последние могут быть элементами этого комплексного
явления. Буллинг — это разрушительное поведение более «сильных», направленное на
более «слабых». Это не ссоры и драки, в которых участвуют школьники, обладающие
одинаковым авторитетом. Буллинг не бывает справедливым, так как «сильный» получает
«удовольствие» от нанесённого ущерба (материального и морального) «слабому».
2
Установите формы буллинга, которые имеют место в вашей школе. Можно
вести дневник наблюдений за поведением членов школьного сообщества, которые, на ваш
взгляд, склонны к проявлению физического или психологического насилия. Включить в
него можно также учителей и родителей. Прежде всего, необходимо понять, где
находится «силовой» дисбаланс.
3
Узнайте, какими способами поддерживают свой авторитет учителя,
административные работники, ученики школы. Многое можно почерпнуть из ежедневных
наблюдений за отношениями учеников (не только в классе, но и на школьной спортивной
площадке), школьного персонала, учителями и родителями.
Полезно также составить и использовать короткие анкеты, на вопросы которых
смогли бы анонимно ответить все члены школьного сообщества, включая родителей. Это
поможет оценить ситуацию и определить, какие меры необходимо предпринять. Они
также дают возможность оценить масштаб буллинга и проанализировать его причины. Вы
также сможете определить, какие меры нужно предпринять, чтобы дети чувствовали себя
защищенными в школе. Анализ анкет поможет понять, где, в каких местах школьники
сталкиваются с буллингом и как они реагируют на него, кто из них заинтересован,
нуждается в помощи, кто заинтересован, а кто нет в борьбе с этим явлением. Вы также
узнаете реакцию школьного персонала и родителей на буллинг, и, более того, какие
дополнительные внешние силы, на их взгляд, следует привлечь для решения проблемы.
4 К организации действий следует приступать после исследования проблемы
насилия в школе с помощью анкет, изучения специальной литературы и видеозаписей.
Меры по борьбе с буллингом могут быть различными. В США, например, существует
такое сообщество, как «полиция по борьбе с буллингом», в которую входят все, кто
заинтересован в эффективном решении этой проблемы. Для привлечения такой
«полиции» требуются следующие формальные документы:
заявление школы;
краткое определение буллинга с иллюстрациями;
декларация правил поведения в школьном сообществе для учащихся, учителей,
административных работников и родителей;
заявление об ответственности всех тех, кто наблюдал буллинг и пытался его
устранить;
общее описание мер, которые школа предпринимает по борьбе с буллингом.
5 Обсуждение проблемы. Беседы со школьниками как индивидуальные, так и в
группе очень важны и полезны. Большинство детей презирают «обидчиков», поэтому
ваша задача заключается в том, чтобы доказать, что решение проблемы прежде всего в их
интересах. Следующий шаг — обращение к чувствам школьников, моральная оценка
действий «обидчиков». Это увеличивает вероятность того, что они будут на стороне
«жертвы» и попытаются помочь. Не менее важно грамотно построить разговоры с детьми,
пострадавшими от насилия. Цель бесед с ними — вовлечь в игры или дружеские
отношения с другими детьми.
Вот некоторые рекомендации:
обсудите со школьниками, почему в вашем образовательном учреждении возможно
насилие и что нужно сделать, чтобы его предотвратить;
предложите учащимся написать об известном им конфликте, который произошёл в школе.
С их разрешения зачитайте его, и предложите им дать определение буллингу. Особое
чаще всего виновные в ситуациях буллинга — дети из неблагополучных семей. С
родителями жертв опасность состоит в том, чтобы не занять позицию защиты «мундира»,
т.е. защищать школьную репутацию, а не ребёнка, который стал жертвой. Если же
разговор будет о том, что можно и нужно сделать, чтобы изменить ситуацию, вы сможете
решить эту проблему вместе.
Психологические аспекты профилактики буллинга
В отношении постстрессовых последствий буллинга первичная профилактика
реализовывается по трем направлениям.
1 Создание условий недопущения буллинга. Этому был посвящен предыдущий
обзор макро - и микросоциальных мероприятий профилактики этого явления.
2 Скорейшее и грамотное разобщение ребенка (подростка) с соответствующими
стрессовыми воздействиями.
3 Укрепление защитных сил личности и организма в противостоянии травле как
для условно здоровых детей и подростков, так и для уже имеющих соматическую или
психическую патологию.
Ниже на примере двух стран, США и Швейцарии, приведен опыт комплексной
работы по профилактике буллинга в школах. Результаты подобной работы как по отчетам
самих учащихся, так и по мнению учителей достаточно обнадеживающие.
Большинство педагогов США, психотерапевтов и консультантов в американских
школах считают, что проблема профилактики притеснения – травли – насилия может быть
решена поэтапно.
I этап (шаг), самый ответственный, заключается в том, чтобы признать, что такая
проблема существует. Признание проблемы в рамках школы требует, чтобы кто-то взял на
себя инициативу сказать о ее существовании и о работе с ней. Работа с притеснением
может быть эффективна только тогда, когда определенная группа или школа как целое
определяет проблему и соглашается с тем, что важно изменить ситуацию. Лучше, если
человек, который будет руководить этим, обладает административной властью. Пока не
будет достигнуто согласие, начинать работу смысла нет.
Главный аргумент инициативной группы для неприсоединившихся членов
школьного сообщества следующий: «Если вы ничего не предпринимаете для решения
проблемы, вы сами становитесь ее частью». Важно, чтобы к сотрудникам школы
присоединились ученики и их родители. В начале нужно определить масштаб проблемы.
Это можно сделать различными путями.
Хорошим способом, по мнению А.М.Хорна, Б.Глейзера, Т.В.Сейджера (1996),
может быть опрос учеников о том:
— были ли у них до сих пор проблемы в школе;
— есть ли у них неприятности в настоящее время;
— знают ли они кого-нибудь, у кого есть неприятности;
— если они в настоящее время не имеют лично каких-либо проблем, то
испытывают ли страх за свою безопасность вообще.
Такой же опрос необходимо провести и среди учителей. Затем сравнить результаты
двух опросов и сопоставить их с информацией, полученной от родителей (опрос
родительской озабоченности).
II этап (шаг) – определение проблемы.
Не может существовать в каждой школе унифицированных признаков определения
проблемы. Тем не менее, инициативная группа взрослых и детей должна определить:
— суть проблемы (проблем);
— серьезность проблемы;
— частоту проблемы.
— привести соответствующие примеры.
После этого необходимо разработать совместный план действий.
Далее инициативная группа оповещает все школьное сообщество о сути
происходящего, о тех направлениях работы, которые будут реализоваться для
профилактики насилия.
Например,
— создание атмосферы нетерпимости к любому акту насилия в школе;
— лучшее наблюдение за холлами, комнатами отдыха, столовыми;
— соответствующая воспитательная работа по классам в режиме свободной
дискуссии;
— разработка этического кодекса школы;
— ясно выраженное ожидание, что ученики будут сообщать о нарушениях либо
администрации, либо консультантам;
— создание консультантами групп поддержки для пострадавших и групп для
работы с обидчиками.
Цель работы с последними: контроль агрессивных намерений обидчиков и их
реабилитация.
III этап (шаг) – выполнение программы.
Если есть план, то он должен быть выполнен. Лучше, если выполнение этого плана
начнется с начала очередного учебного года. Здесь может быть сопротивление отдельных
групп и личностей, потому что:
— многие дети не считают притеснения (травлю) проблемой;
— некоторые родители ожидают от своих детей, что они будут агрессивными, а
не наоборот;
— некоторые учителя не верят, что в их обязанности входит учить детей
заботиться о себе.
Этими вопросами целесообразно лично заниматься ответственному лицу –
координатору программы. Важное место занимает подготовка учителей к тому, что им
делать в ситуации травли.
Вот примеры из методических рекомендаций:
— оставаться спокойным и руководить;
— воспринять случай или рассказ о нем серьезно;
— принять меры как можно скорее;
— подбодрить потерпевшего, не дать ему почувствовать себя неадекватным или
глупым;
— предложить пострадавшему конкретную помощь, совет и поддержку – сделать
так, чтобы обидчик понял, что вы не одобряете его поведение;
— постараться сделать так, чтобы обидчик увидел точку зрения жертвы;
— наказать обидчика, если нужно, но очень взвешенно подойти к тому, как это
сделать;
— ясно объяснить наказание и почему оно назначается.
Также этими авторами рекомендуется организовывать в школах суды над
обидчиками, но делать это надо крайне осторожно.
Возможно для этих целей использовать «контактный телефон».
Один из аспектов выполнения подобных программ – всемерное развенчание мифа
о том, что «агрессивное поведение – это нормально».
Для этих целей предлагается агрессивно-ориентированным школьникам пережить
альтернативный опыт в виде различных тренингов из арсенала конфликтологии.
Вот основные идеи по работе с компаниями обидчиков:
— работая с обидчиками, «разделяй и властвуй» - обидчиков нужно экстренно и
эффективно разоблачать;
— не напирать на наказание, это только лишь усилит групповую солидарность
обидчиков;
— работая с одним человеком, нужно умело использовать силу конфронтации
всего, например, классного сообщества.
Технология реагирования на выявленные либо установленные факты
буллинга (травли)
1 При установлении факта либо подозрение на существование ситуации
буллирования специалист (педагог, воспитатель, врач, школьный психолог и др.),
сообщает о сложившейся ситуации представителю администрации (завучу по
воспитательной работе).
2 Администрация, совместно с психологической службой школы принимает
решение о неотложности реагирования на выявленный факт агрессии.
Алгоритм сбора информации по факту буллинга
Сбор проводится по следующим направлениям (И.С. Бердышев, М.Г.Нечаева):
— от самого пострадавшего;
— от возможных участников издевательств над жертвой и свидетелей.
Следует самым тщательным образом провести анализ всей полученной
информации. В результате проведенного анализа необходимо прояснить следующие
аспекты:
— реальность самого буллинга;
— его длительность;
— его характер (физический, психологический, смешанный);
— основные проявления буллинга;
— участники (инициаторы и исполнители буллинга).;
— их мотивации к буллингу;
— свидетели и их отношение к происходящему;
— поведение жертвы (пострадавшего);
— динамику всего происходящего;
— прочие важные для диагностики обстоятельства.
Непосредственная работа с жертвами и преследователями
1) переговорить отдельно с каждым ребенком, ставшим их жертвой и предложить
письменно описать все случившееся;
2) переговорить отдельно с каждым членом группы агрессоров и получить от них
письменное изложение инцидента;
3) объяснить каждому члену девиантной группы, что он нарушил правила
поведения, и указать меру ответственности за содеянное;
4) собрать всю группу и предложить каждому её члену рассказать перед другими, о
чем говорили с ним в индивидуальной беседе;
5) подготовить членов группы к встрече с остальными ребятами: «Что вы
собираетесь сказать другим ребятам, когда выйдете отсюда?»
6) поговорить с родителями детей, участвовавших в девиантной группе, показать
им письменные объяснения ребят;
7) вести дневник с записью всех инцидентов, с письменными объяснениями детей
и принятыми мерами;
8) обучить с помощью школьного психолога детей, чаще всего попадающих в
положение жертвы, методам психологической защиты;
9) потребовать от ребят-обидчиков письменных извинений перед потерпевшими;
10) если обидчик заявил, что это была шутка, обратить внимание детей при
обсуждении данного случая на то, что это не смешно;
11) если действия обидчика прикрывались игровой формой, зафиксировать, кто
ещё из детей принимал участие в такой «игре».
Спросите ребенка, с кем еще он может поговорить о своих чувствах. «Я заметил,
что в последнее время ты кажешься не очень счастливым. Я за тебя беспокоюсь. Могу ли
я что-нибудь сделать, чтобы тебе помочь? Может быть, ты хочешь еще с кем-нибудь
поговорить?». Объясните ребенку вашу роль и роль представителей органов,
оказывающих ему поддержку (работник организации защиты детей, социальный
работник, консультант и т.д.). Дети нуждаются во множестве безопасных возможностей
разрядки своей тревоги.
Скажите ребенку, подвергшемуся насилию:
1 Я тебе верю.
2 Мне жаль, что с тобой это случилось.
3 Это не твоя вина.
4 Хорошо, что ты мне об этом сказал.
5 Я постараюсь сделать так, чтобы тебе больше не угрожала опасность.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.