«Профилактика и коррекция агрессивного поведения школьников»
Оценка 4.7

«Профилактика и коррекция агрессивного поведения школьников»

Оценка 4.7
Руководства для учителя
docx
психологическая работа +1
1 кл—4 кл
06.08.2019
«Профилактика и коррекция агрессивного поведения  школьников»
Проблема агрессивного поведения детей достаточно актуальна в наши дни. Агрессивных детей становится все больше, в связи с наблюдаемым ростом нервно-психических заболеваний, нарушений эмоционально-волевой сферы и функциональных расстройств. Многие педагоги не всегда могут грамотно выстроить линию поведения с ребенком в момент проявления агрессивных действий. Занятие направлено на повышение психологической и педагогической грамотности педагогов, форма проведения предлагает расположение в кругу. Данное занятие может использоваться в работе с родителями учащихся, обучающихся родители учащихся по адаптированным основным общеобразовательным программам начального общего образования, с детьми–инвалидами, с детьми с частными соматическими заболеваниями.
Профилактика и коррекция агрессивного поведения школьников.docx
Семинар для педагогов Тема: «Профилактика и коррекция агрессивного поведения  школьников» Цель: повышение уровня психологической компетенции, уточнение и закрепление знаний педагогов   по   проблемам   агрессивности   и   агрессивного   поведения   детей   школьного возраста Задачи: 1. Раскрыть понятие агрессии, актуализировать проблемы агрессивности детей . 2. Уточнить имеющиеся представления по вопросам причин возникновения агрессии. 3. Повысить уровень знаний, уточнить имеющиеся представления в осуществлении  мер по профилактике и коррекции агрессивного поведения. 4. Обучить приемам, методам и формам реагирования на агрессивное поведение.  5. Дать рекомендации по профилактике и коррекции агрессивного поведения. Категория участников: учителя Технологическая карта занятия Этапы занятия Виды деятельности Беседа на тему: «Детская агрессия»  Работа с анкетами Упражнение   «Цепочка причин» Упражнение     «Помочь преодолеть   агрессивное поведение. Как?» Упражнение  «Колокол» Вступительное слово. Активизация участников Теоретический обзор, высказывание мнений  Психолого­педагогическая диагностика,  рефлексия  Выполнение  практических действий участниками, рефлексия, обсуждение Беседа, обсуждение, Работа с памятками  рефлексия, обсуждение Длительн ость (мин) Необходимое оборудование, раздаточный материал 5 мин. Медиапрезент ация  3 мин. Медиапрезент ация 2 мин. Бланки анкет 4 мин. 6 мин. Клубок,  схема 2 Памятки для каждого участника № п/п 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Применение  практических 3 мин. приемов по снижению напряжения  Упражнение     «Тух­тиби­ дух» Применение  практических приемов по снижению 4 мин.   «Скорая Упражнение психологическая помощь, или   как   справиться   с детской агрессией». Подведение итогов. напряжения Обзор, анализ теоретического и практического материала, траснляция опыта Резюмирование, закрепление знаний 10 мин. Листы бумаги, маркеры 3 мин.   1 Актуальность  Проблема   агрессивного   поведения   детей     достаточно   актуальна   в   наши   дни. Агрессивных   детей   становится   все   больше,   в   связи   с   наблюдаемым   ростом   нервно­ психических   заболеваний,   нарушений   эмоционально­волевой   сферы   и   функциональных расстройств.    Многие педагоги  не всегда могут грамотно выстроить линию поведения с ребенком в момент проявления агрессивных действий.  Занятие направлено на повышение психологической и педагогической грамотности педагогов, форма проведения предлагает расположение в кругу.   Данное занятие может использоваться в работе   с родителями учащихся, обучающихся родители учащихся по адаптированным   основным   общеобразовательным   программам   начального   общего образования, с детьми–инвалидами, с детьми с частными соматическими заболеваниями. Содержание занятия 1. Беседа на тему: «Детская агрессия»  Цель:   Раскрытие   понятия   детской   агрессии,   повышение   и   уточнение   психолого­ педагогических представлений учителей, активизация участников.  Психолог: «Понятие агрессия  может несколько пугающее, но все зависит от того как мы это   понимаем,   как   к   этому   относиться   и   что   с   этим   делать.   Сегодня   поэтому,   мы постараемся ответить на поставленные вопросы: Что для нас означает детская агрессия? Какие   условия   способствует   возникновению   и   укреплению   агрессивного   поведения? Психолог:  Агрессию   можно   наблюдать   у   детей   уже   в   младенчестве   и   в   раннем   детстве: большинство матерей не удивляется, когда их ребенок брыкается, дерется, кусается и т. д. Сюда  же   можно  отнести   и  громкий  крик  и   плач  ребенка,   при  определенных  условиях нередко   замещающий   реальное   агрессивное   физическое   действие,   щипки,   которые маленькие дети довольно щедро раздают друг другу. Такое поведение неприятно окружа­ ющим,   но   вместе   с   тем   в   течение   длительного   периода   жизни   ребенка   агрессивные проявления у детей не воспринимаются как «ненормальное» явление.  Что касается взрослых, то наблюдения показывают: многие люди остаются весьма агрессивными   и   в   зрелом   возрасте,   но   учатся   проявлять   агрессию   более   тонко,   через словесное   оскорбление,   скрытое   принуждение,   завуалированные   требования   и   другие тактические приемы.  Причины агрессии в данном возрасте ­   оборонительный рефлекс, он относится к природным, у детей могут быть природными задатки к наступательным действиям. Однако в  зависимости   от  того,  как  ребенка   воспитывают,    и   в  каком  обществе   он  живет,  эти задатки   могут   быть   преобразованы   как   в   приемлемую   для   общества   «боевитость», энергичность,   так   и   во   враждебное   по   отношению   к   окружающим   поведение,   в агрессивность.  Виды детской агрессии (схема 1) Очевидно,   что   каждый   агрессивный   акт   имеет   определенный   повод   и осуществляется в конкретной ситуации.  Следующий вопрос:  «Чем отличаются понятия «агрессия и агрессивность», являются ли они положительными или отрицательными?» Психолог: «Понятия «агрессия»  и «агрессивность» разные. 2 Агрессия — это мотивированное деструктивное поведение, действия, приносящие физический и моральный ущерб, или вызывающее у них психологический дискомфорт. При этом агрессия не несет в себе только отрицательный полюс. Это положительная, добро­ качественная агрессия, возникающая в ситуации опасности и исчезающая, когда человеку ничто не угрожает. Такая ситуативная агрессия имеет совершенно нормальный защитный характер, и вряд ли стоит корректировать ее в поведении ребенка. Агрессивность — это свойство личности, выражающееся, в готовности к агрессии. Появление   агрессивности   свидетельствует   о   неблагополучии.   Агрессия   присуща   всем детям,   агрессивность   свойственно   некоторым.   Специалистами   разработаны   различные критерии, с целью выявления степени проявления агрессивности у детей. С каждым годом агрессивность детей растет. Последствия же ее довольно плачевны. Агрессивное поведение является также потенциальным прогностическим показателем делинквентного поведения в подростковом возрасте: курения, сильного пьянства и правонарушений.  Перед вами портрет агрессивного ребенка 2. Работа с анкетами    С3    Цель:  уточнение   психолого­педагогических   представлений   учителей,   анализ поведения их детей, выявление проблем.  Анкета У детей критериями агрессивности являются такие характеристики: часто теряют контроль над собой; часто спорят и ссорятся с окружающими; отказываются выполнять просьбы взрослых; 1 2 3 4 могут намеренно вызывать у других чувство злости и раздражения; 5 склонны винить других в своих ошибках и неудачах (могут вымещать свой гнев и на неодушевленных вещах); часто испытывают чувства злости, гнева и зависти; не способны забыть об обиде, не отплатив; 6 7 8 мнительны и раздражительны. Портрет агрессивного ребенка Если   вы   считаете,   что   для     ребенка   характерны  хотя   бы   половина   из   описанных проявлений агрессивности, причем проявляются они не менее чем в течение полугода, то значит, ребенок действительно обладает агрессивностью уже как качеством личности. Хотелось бы отметить, что действительно агрессивных детей – не так много, и это хорошо. Но даже неагрессивным детям свойственны такие проявления агрессии. И важно уметь это определять. С4 Типы агрессоров Клоуны используют агрессию как средство привлечения внимания Лидеры используют агрессию как средство достижения цели Садисты используют агрессию для нанесения вреда другому Необходимо  отличать  агрессивность   от   проявления   возрастных   кризисов,   если такое   поведение     ­   возрастной   кризис,   то   необходимо   пережить   это,   быть   гибким, перестроить свое отношение к ребенку на более терпимое. Определение проблемы – довольно важный шаг в ее решении. И в первую очередь нам необходимо разобраться в том, что является причиной агрессивного поведения.     3 3. Упражнение «Цепочка причин» Цель:  уточнение   психолого­педагогических   представлений   родителей,   анализ поведения их детей, выявление проблем.  Оборудование: клубок.  Ведущий: «Прежде чем решать проблему, необходимо найти причину. Это всем известно. Давайте попробуем обозначить, что является причиной агрессии, передавая друг другу клубок». С5  Ведущий:  «Вот и собрался клубок причин. Подводя итог вашим  мнениям  мы можем   найти   следующие   причины   и   факторы,   способствующие   формированию агрессивности  (схема   причины   детской   агрессивности).   Следует   отметить,   что агрессивное поведение и нарушение развития очень сильно взаимосвязаны. Так, в  связи с нарушением развития эмоционально­волевой сферы, агрессивное поведение свойственно для детей с синдромом гиперактивности, органическими поражениями ЦНС, для детей с интеллектуальными   нарушениями   (задержкой   психического   развития,   умственной отсталостью). На самом деле, агрессия – это знак, это буквально сирена, кричащая о том, что что­то идет не так. Ребенок стремится общаться, но  не умеет, он пытается привлечь к себе внимание, пусть даже негативным образом. А в ответ  его еще больше не принимают окружающие, и получается замкнутый круг. Круг безысходности,   из которого ребенку самому не выбраться. Клубок ниток не зря символизирует эти проблемы, выплескивая наружу все негативные эмоции».  С 6.   Т.о. В качестве источников детской агрессии выступают: ­ ограничения ­ индивидуальные особенности ­ подражание реакции взрослых ­эмоции В качестве источников могут выступать модели поведения: ­ в семье ­ взаимодействие со сверстниками ­ символические примеры (телевизор, комп игры) Упр «Снежки» Инструкция: участники разбиваются на 2 группы. Им дается бумага для создания снежков, каждый участник лепит один снежок. Группа становится друг на против друга на расстоянии 5 метров, их разделяет веревка на полу. Задача: каждая группа по сигналу должна забросить как можно больше снежков соперникам,   при   этом   снежки   можно   отбивать,   чтобы   они   не   упали   на   свое   поле   или перебрасывать их на поле соперников. Выигрывает та команда, у кого окажется меньше снежков на поле. Вопросы: Как возникает агрессия, почему это происходит? Почему так трудно остановиться? Можно ли услышать кого­то в возбужденном эмоциональном состоянии?  Вывод: Когда   мы   увлечены   игрой,   возникает   азарт,   поэтому   сложно   остановиться моментально по сигналу, все равно находятся игроки, продолжающие соревнование; более темпераментные   и   эмоциональные   люди   быстрее   поддаются   возбуждению   и   начинают доказывать   свою   точку   зрения.   Агрессия   возникает     в   ходе   определенной   ситуации, раздражающей   ребенка,   или   провокации   со   стороны   взрослого;   практически   некогда ребенок не слышит, к чему его призывают в данный момент; очень сложно остановиться сиюминутно, успокоиться. Весь процесс можно рассмотреть на кривой гнева. 4 С7 Кривая гнева С 8 Кувшин эмоций Часто мы, взрослые, не можем объяснить негативное поведение детей. Казалось бы, совсем недавно это был послушный и усидчивый ребенок и в один миг превратился в непослушного и противоречивого. В чем же причина? Обращаем   ваше   внимание   на   кувшин   наших   эмоций,   который   связан   с человеческими потребностями по Маслоу. Вывод : важно видеть и слышать потребности ребенка, проявлять внимание к ним, для того чтобы негативные эмоции не переполняли наш кувшин, не накапливались в душе ребенка,   необходимо   чтобы   они   рассеивались.   А   для   этого   надо   активно   слушать   и слышать потребности ребенка.  Беседа «Как перевести агрессию в позитив» С 9  Существует несколько этапов снижения агрессивности ребенка и стабилизации его эмоционального состояния Выделяют следующие этапы: 1. Обучение ребенка выражению своего гнева в социально – приемлемой форме и открыто 2. Обучение приемам саморегуляции и самообладания 3. Обучение навыкам позитивного общения 4. Формирование   позитивных   качеств   личности   –   эмпатии,   доверия   к   людям, доброты. С10, 11, 12, 13,  Первое,   что   требуется   от   вас,   как   от   взрослого,   пытающегося   помочь агрессивному   ребенку,   это   искренняя   симпатия,   принятие   его   как   личности, интерес   к   его   внутреннему   миру,   понимание   чувств   и   мотивов поведения. Постарайтесь акцентировать внимание на достоинствах ребенка и его успехах в преодолении трудностей (как внешних, так и внутренних), учите его тому же. Словом, попытайтесь сделать все возможное, чтобы вернуть мальчику или девочке самоуважение и позитивную   самооценку.  Обязательно    необходимо   вести   специальную   терпеливую   и систематическую работу в четырех направлениях: •  работать  с  гневом  ­   обучать   ребенка   общепринятым   и   неопасным   для   окружающих способам выражения своего гнева; •  обучать самоконтролю — вырабатывать у ребенка навыки владения собой в ситуациях, провоцирующих вспышки гнева или тревожность; •   работать с чувствами ­ учить осознавать собственные эмоции и эмоции других людей, формировать способность к сопереживанию, сочувствию, доверию окружающим; •  прививать   конструктивные   навыки   общения  ­   обучать   адекватным   поведенческим реакциям в проблемной ситуации, способам выхода из конфликта. Социально­нравственное воспитание   ­ обязательное условие, которое необходимо для эффективной адаптации в обществе, для того, чтобы ваш ребенок был успешным в 5 жизни. И это необходимо всем без исключения детям. Мы даем ему ориентиры поведения, именно мы, родители – его духовный потенциал.  С 14 ­ Формирование адекватного поведения Так как проявление агрессии свойственны всем, главное – это учить детей выражать свой гнев позитивными способами  4. Упражнение  «Колокол» Цель: расслабление, снятие напряжение, создание атмосферы единства. Психолог: «В нашем обществе принято считать, что воспитанный человек не должен проявлять свой гнев. Однако если мы каждый раз сдерживаем эту эмоцию и не даем ей выхода ни в какой форме, то мы превращаемся в "копилку гнева", а это уже сродни бомбе замедленного действия. Когда ваша копилка будет полна, то "излишки" гнева выльются либо на случайно подвернувшегося под руку человека, либо истерикой и слезами, либо начнут "откладываться" в самом человеке, приводя к различным проблемам со здоровьем. Обучение приемлемым способам гнева – это проявление гнева по отношения к предметам, но не людям. Например, порвать листок, побить подушку – всем известные методы, или, например   игры­обзывалки.   Главное   правило   при   применении   игр   –   правильное   их использование, потому что они способствуют уменьшению агрессии, но иногда и нет, если их использовать неумело. Предлагаю вам выполнить некоторые упражнения, которые помогают расслабиться, а потом вы их также можете использовать   Участники     становятся   в   круг,   поднимают   поочередно   правую   и   левую   руку   вверх, соединяя руки в центре круга в виде колокола. Произносят «Бом!», и синхронно, с силой, бросают руки вниз. На вдохе поднимают руки, на выдохе произносят «Бом!» и бросают руки. Ведущий задает ритм, Повторяют несколько раз. 5. Упражнение «Скорая психологическая помощь, или как справиться с детской агрессией». Цель: уточнение и расширение психолого­педагогических представлений родителей о детской агрессии и мерах по ее  профилактике, коррекции. В  ряде   случаев   при  проявлениях   детской   или   подростковой   агрессии   требуется срочное вмешательство взрослых. Экстренное вмешательство нацелено на уменьшение или избегание   агрессивного   поведения   в   напряженных,   конфликтных   ситуациях.   Для   более конструктивного  воздействия   на  агрессивные  реакции  детей  и   подростков  разработаны специальные рекомендации для педагогов и родителей. Следующие  правила   экстренного   вмешательства  позволят   в   конфликтной ситуации обеспечить позитивное разрешение конфликтов. Предлагаю вам изучить данные правила группой. Для этого необходимо разбиться на группы, каждой группе дается одно несколько    правил.   Задача  группы   –  проанализировать  данное  правило,  обозначить  его основной   смысл   на   бумаге.   Способ   отражения   может   быть   любой   –   слово,   символ, пиктограмма,   рисунок.   Затем   каждая   группа   представит   эти   правила   остальным участникам, к представлению вы также можете отнестись творчески.  6 Примечание:   Ведущий   (психолог)   в   ходе   выполнения   заданий   участниками анализирует, помогает как им можно наиболее лаконично и оригинально представить те или иные правила.  1. Спокойное отношение в случае незначительной агрессии. В тех случаях, когда агрессия детей и подростков не опасна и объяснима, можно использовать следующие позитивные стратегии: ­   полное   игнорирование   реакций   ребенка/подростка   ­   весьма   мощный   способ прекращения нежелательного поведения; ­ выражение понимания чувств ребенка ("Конечно, тебе обидно..."); ­   переключение   внимания,   предложение   какого­либо   задания   ("Помоги   мне, пожалуйста, достать посуду с верхней полки, ты ведь выше меня"); ­ позитивное обозначение поведения ("Ты злишься потому, что ты устал"). Так как агрессия естественна для людей, то адекватная и неопасная агрессивная реакция часто не требует вмешательства со стороны. Дети нередко используют агрессию просто   для   привлечения   к   ним   внимания.   Если   ребенок/подросток   проявляет   гнев   в допустимых   пределах   и   по   вполне   объяснимым   причинам,   нужно   позволить   ему отреагировать, внимательно выслушать и переключить его внимание на что­то другое. 2. Акцентирование внимания на поступках (поведении), а не на личности. Проводить   четкую   границу   между   поступком   и   личностью   позволяет   техника объективного   описания   поведения.   После   того   как   ребенок   успокоится,   целесообразно обсудить с ним его поведение. Следует описать, как он вел себя во время проявления агрессии,   какие   слова   говорил,   какие   действия   совершал,   не   давая   при   этом   никакой оценки.   Критические   высказывания,   особенно   эмоциональные,   вызывают   раздражение   и протест, и уводят от решения проблемы. Анализируя   поведение   ребенка,   важно   ограничиться   обсуждением   конкретных фактов, только того, что произошло "здесь и сейчас", не припоминая прошлых поступков. Иначе у ребенка возникнет чувство обиды, и он будет не в состоянии критично оценить свое поведение. Вместо распространенного, но неэффективного "чтения морали", лучше показать ему негативные последствия его поведения, убедительно продемонстрировав, что агрессия   больше   всего   вредит   ему   самому.   Очень   важно   также   указать   на   возможные конструктивные способы поведения в конфликтной ситуации. Один из важных путей снижения агрессии ­ установление с ребенком обратной  связи. Для этого используются следующие приемы: ­ констатация факта ("ты ведешь себя агрессивно"); ­ констатирующий вопрос ("ты злишься?"); ­   раскрытие   мотивов   агрессивного   поведения   ("Ты   хочешь   меня   обидеть?",   "Ты хочешь продемонстрировать силу?"); ­   обнаружение   своих   собственных   чувств   по   отношению   к   нежелательному поведению ("Мне не нравится, когда со мной говорят в таком тоне", "Я сержусь, когда на меня кто­то громко кричит"); ­ апелляция к правилам ("Мы же с тобой договаривались!"). Давая   обратную   связь   агрессивному   поведению   ребенка/подростка,   взрослый человек   должен   проявить,   по   меньшей   мере,   три   качества:   заинтересованность, доброжелательность   и   твердость.   Последняя   касается   только   конкретного   проступка, ребенок/подросток должен понять, что родители любят его, но против того, как он себя ведет. 3. Контроль над собственными негативными эмоциями. Родителям необходимо очень тщательно контролировать свои негативные эмоции в ситуации   взаимодействия   с   агрессивными   детьми.   Когда   ребенок   или   подросток демонстрирует   агрессивное   поведение,   это   вызывает   сильные   отрицательные   эмоции   ­ раздражение,   гнев,   возмущение,   страх   или   беспомощность.   Взрослым   нужно   признать 7 нормальность и естественность этих негативных переживаний, понять характер, силу и длительность возобладавших над ними чувств.  Когда   взрослый   человек   управляет   своими   отрицательными   эмоциями,   то   он   не подкрепляет   агрессивное   поведение   ребенка,   сохраняет   с   ним   хорошие   отношения   и демонстрирует, как нужно взаимодействовать с агрессивным  человеком. 4. Снижение напряжения ситуации. Основная  задача взрослого,  сталкивающегося с  детско­подростковой  агрессией  ­ уменьшить   напряжение   ситуации.   Типичными   неправильными   действиями   взрослого, усиливающими напряжение и агрессию, являются: ­ повышение голоса, изменение тона на угрожающий; ­ демонстрация власти ("Учитель здесь пока еще я", "Будет так, как я скажу"); ­ крик, негодование; ­ агрессивные позы и жесты: сжатые челюсти, перекрещенные или сцепленные руки, разговор "сквозь зубы"; ­ сарказм, насмешки, высмеивание и передразнивание; ­ негативная оценка личности ребенка, его близких или друзей; ­ использование физической силы; ­ втягивание в конфликт посторонних людей; ­ непреклонное настаивание на своей правоте; ­ нотации, проповеди, "чтение морали", ­ наказания или угрозы наказания; ­ обобщения типа: "Вы все одинаковые", "Ты, как всегда...", "Ты никогда не..."; ­ сравнение ребенка с другими детьми ­ не в его пользу; ­ команды, жесткие требования, давление; ­ оправдания, подкуп, награды. Некоторые   из   этих   реакций   могут   остановить   ребенка   на   короткое   время,   но возможный отрицательный эффект от такого поведения взрослого приносит куда больше вреда, чем само агрессивное поведение. 5. Обсуждение проступка. Анализировать поведение в момент проявления агрессии не нужно, этим стоит   заниматься   только   после   того,   как   ситуация   разрешится   и   все успокоятся. В   то   же   время,   обсуждение   инцидента   необходимо   провести   как   можно скорее. Лучше это сделать наедине, без свидетелей, и только затем обсуждать в группе или семье (и то не всегда). Во время разговора важно сохранять спокойствие и объективность. Нужно   подробно   обсудить   негативные   последствия   агрессивного   поведения,   его разрушительность не только для окружающих, но, прежде всего, для самого маленького агрессора. 6. Сохранение положительной репутации ребенка. Ребенку, тем более подростку, очень трудно признать свою неправоту и поражение. Самое страшное для него ­ публичное осуждение и негативная оценка. Дети и подростки стараются   избежать   этого   любой   ценой,   используя   различные   механизмы   защитного поведения. И действительно, плохая репутация и негативный ярлык опасны: закрепившись за   ребенком/подростком,   они   становятся   самостоятельной   побудительной   силой   его агрессивного поведения. Для сохранения положительной репутации целесообразно: ­ публично минимизировать вину подростка ("Ты неважно себя чувствуешь", "Ты не хотел его обидеть"), но в беседе с глазу на глаз показать истину; ­ не требовать полного подчинения, позволить подростку/ребенку выполнить ваше требование по­своему; ­ предложить ребенку/подростку компромисс, договор с взаимными уступками. 8 Настаивая   на   полном   подчинении   (то   есть   на   том,   чтобы   ребенок   не   только немедленно   сделал   то,   что   вы   хотите,   но   и   тем   способом,   каким   вы   хотите),   можно спровоцировать новый взрыв агрессии. 7. Демонстрация модели неагрессивного поведения. Важное условие воспитания "контролируемой агрессии" у ребенка ­ демонстрация моделей   неагрессивного   поведения. При   проявлениях   агрессии   обе   стороны   теряют самообладание,  возникает  дилемма  ­ бороться  за свою  власть  или  разрешить ситуацию мирным   способом. Взрослым   нужно   вести   себя   неагрессивно,   и   чем   меньше   возраст ребенка, тем более миролюбивым должно быть поведение взрослого в ответ на агрессивные реакции детей. Поведение взрослого, позволяющее показать образец конструктивного поведения и направленное   на   снижение   напряжения   в   конфликтной   ситуации,   включает   следующие приемы: ­ нерефлексивное слушание (нерефлексивное слушание ­ это слушание без анализа (рефлексии),   дающее   возможность   собеседнику   высказаться.   Оно   состоит   в   умении внимательно молчать. Здесь важны оба слова. Молчать ­ так как собеседнику хочется, чтобы его услышали, и меньше всего интересуют наши замечания; внимательно ­ иначе человек обидится и общение прервется или превратится в конфликт. Все, что нужно делать ­ поддерживать течение речи собеседника, стараясь, чтобы он полностью выговорился.); ­ пауза, дающая возможность ребенку успокоиться; ­ внушение спокойствия невербальными средствами; ­ прояснение ситуации с помощью наводящих вопросов; ­ использование юмора; ­ признание чувств ребенка. Дети   довольно   быстро   перенимают   неагрессивные   модели   поведения.   Главное Насколько хорошо вы демонстрируете ребёнку «спокойствие под обстрелом»? Как вы реагируете на стрессы и сложные жизненные обстоятельства, не проявляя условие ­ искренность взрослого, соответствие его невербальных реакций словам. Упражнение «Самоанализ». Процедура проведения: По мнению многих специалистов, агрессивность – приобретённое поведение. Психолог предлагает подумать, какой пример родители сами подают ребёнку. Вопросы читаются с большими паузами, что бы родители могли ответить на них. • • агрессии? • спокойствие или кричите, критикуете, бранитесь, читаете нотации, шлепаете его? • • ребёнку пример спокойствия. Желательно составить план изменений и записать. Может быть, именно ваша реакция порождает агрессию ребёнка? Если   это   так,   что   вы   предпримите,   чтобы   изменить   своё   поведение   и   подавать Как вы обычно реагируете на агрессивное поведение ребёнка? Сохраняете ли вы Упражнение «Опыт со скрепкой» Цель: развитие навыков самоохранительного поведения. Способ подумать о том, что в качестве   жизненного   принципа   необходимо   избрать   поведение,   которое   позволяло   бы избегать серьезных последствий. Попросим двух или трех учеников выйти к доске и дадим каждому металлическую скрепку.  За двадцать секунд  вы должны разогнуть и выпрямить ее   как   можно   лучше,   причем   делать   это   нужно   только   руками.     Пустим     разогнутые скрепки   по   рядам,   чтобы   группа   путем   голосования   выбрала   из   них   самую   ровную. Вернем скрепки их “хозяевам” и дайте следующее задание: в течение опять же двадцати секунд придать им прежнюю форму.      Снова покажем скрепки группе, добавив им для сравнения   новую   скрепку,   кто   лучше   всех   сумел   восстановить   свою   скрепку   в первоначальном виде?  9 – Основной вывод который мы можем сделать из этого опыта, заключается в следующем: очень трудно, а порой невозможно восстановить в прежнем виде то, что изменилось. Да, восстановленная скрепка похожа на скрепку, ею даже можно пользоваться, но она уже не такая, как раньше. Некоторые последствия наших решений нельзя устранить полностью, приходится   с   ними   мириться.   И   все   же,   хотя   стереть   прошлое   невозможно,   вовсе   не обязательно оставаться в его власти, бесконечно страдая от него. 6. Подведение итогов «Обратная связь» Цель:    резюмирование,   уточнение   и   закрепление   имеющихся   психолого­ педагогических знаний. Психолог: «Сегодня мы говорили о разном. Предлагаю отрефлексировать то, что вы сегодня   почувствовали,   узнали   новое,   полезное   для   себя,   коротко,   в   нескольких предложениях». Высказывания  учителей. Психолог: «Благодарю за сотрудничество!». 10

«Профилактика и коррекция агрессивного поведения школьников»

«Профилактика и коррекция агрессивного поведения  школьников»

«Профилактика и коррекция агрессивного поведения школьников»

«Профилактика и коррекция агрессивного поведения  школьников»

«Профилактика и коррекция агрессивного поведения школьников»

«Профилактика и коррекция агрессивного поведения  школьников»

«Профилактика и коррекция агрессивного поведения школьников»

«Профилактика и коррекция агрессивного поведения  школьников»

«Профилактика и коррекция агрессивного поведения школьников»

«Профилактика и коррекция агрессивного поведения  школьников»

«Профилактика и коррекция агрессивного поведения школьников»

«Профилактика и коррекция агрессивного поведения  школьников»

«Профилактика и коррекция агрессивного поведения школьников»

«Профилактика и коррекция агрессивного поведения  школьников»

«Профилактика и коррекция агрессивного поведения школьников»

«Профилактика и коррекция агрессивного поведения  школьников»

«Профилактика и коррекция агрессивного поведения школьников»

«Профилактика и коррекция агрессивного поведения  школьников»

«Профилактика и коррекция агрессивного поведения школьников»

«Профилактика и коррекция агрессивного поведения  школьников»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.08.2019