Профилактика плоскостопия

  • Лекции
  • Памятки
  • Руководства для учителя
  • doc
  • 15.04.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

У многих школьников есть плоскостопие или предрасположенность к нему. В обоих случаях полезны упражнения, однако прежде чем предлагать ребятам те или иные комплексы, стоит рассказать им о том, что означает это заболевание и почему необходимы его профилактика и лечение. Плоскостопие – деформация стопы, сопровождающаяся уплощением её сводов, полная потеря всех рессорных (амортизирующих) функций. Стопы – одно из слабых мест нашего организма. Они должны иметь сводчатое строение, чтобы быть опорным и рессорным аппаратом. Однако так бывает не всегда. Различают два продольных свода стопы – внутренний и наружный. Внутренний у взрослых людей имеет высоту 5-7 см, наружный – около 2 см. первый обеспечивает рессорную, второй – опорную функцию. Помимо продольных сводов существует ещё и поперечный.У многих школьников есть плоскостопие или предрасположенность к нему. В обоих случаях полезны упражнения, однако прежде чем предлагать ребятам те или иные комплексы, стоит рассказать им о том, что означает это заболевание и почему необходимы его профилактика и лечение. Плоскостопие – деформация стопы, сопровождающаяся уплощением её сводов, полная потеря всех рессорных (амортизирующих) функций. Стопы – одно из слабых мест нашего организма. Они должны иметь сводчатое строение, чтобы быть опорным и рессорным аппаратом. Однако так бывает не всегда. Различают два продольных свода стопы – внутренний и наружный. Внутренний у взрослых людей имеет высоту 5-7 см, наружный – около 2 см. первый обеспечивает рессорную, второй – опорную функцию. Помимо продольных сводов существует ещё и поперечный.
Иконка файла материала Плоскостопие.doc
«Профилактика плоскостопия» Оглавление Введение ……………………………………………………………………………………. 3  Глава 1.  Движения и опорно­двигательный аппарат ……………………………….. 5                 1.1. Влияние плоскостопия на физическое развитие детей и подростков …… 5                 1.2. Что такое плоскостопие. Виды плоскостопий. Симптомы и осложнения  при плоскостопии. Степени тяжести при плоскостопии ………………………………… 6 Глава 2. Профилактика и коррекция основных отклонений в состоянии                    здоровья школьников ………………………………………………………… 10                      2.1. Диагностика плоскостопия ………………………………………………… 10                  2.2. Профилактика и лечение плоскостопия …………………………………... 11 Заключение …………………………………………………………………………………. 14 Список литературы ………………………………………………………………………... 15 Приложение …………………………………………………………………………………. 16ВВЕДЕНИЕ У многих школьников есть плоскостопие или предрасположенность к нему. В обоих случаях   полезны   упражнения,   однако   прежде   чем   предлагать   ребятам   те   или   иные комплексы, стоит рассказать им о том, что означает это заболевание и почему необходимы его профилактика и лечение. Плоскостопие –   деформация   стопы,   сопровождающаяся   уплощением   её   сводов, полная потеря всех  рессорных (амортизирующих) функций.  Стопы   –   одно   из   слабых   мест   нашего   организма.   Они   должны   иметь   сводчатое строение, чтобы быть опорным и рессорным аппаратом. Однако так бывает не всегда. Различают два продольных свода стопы – внутренний и наружный. Внутренний у взрослых   людей   имеет   высоту   5­7   см,   наружный   –   около   2   см.   первый   обеспечивает рессорную, второй – опорную функцию. Помимо продольных сводов существует ещё и поперечный. Актуальность: Нередко плоскостопие является одной из причин нарушения осанки. При   плоскостопии,   сопровождающимся   уплотнением   свода   стоп,   резко   понижается опорная функция ног, изменяется положение таза, становиться трудно ходить. Плоская стопа характеризуется опусканием ее продольного и поперечного свода, а в дальнейшем появляются тягостные синдромы: быстрая утомляемость и боли при ходьбе и стоянии. Детская стопа по сравнению со взрослой коротка, широка, а в пяточной области сужена. Пальцы расходятся, в то время как у взрослых они плотно прилегают друг к другу. У детей на подошве сильно развита подкожная клетчатка, заполняющая своды стопы, что нередко приводит к диагностическим ошибкам. Объем движения детской стопы больше, чем   взрослой,   вследствие   значительной   эластичности   мышечно­связочного   аппарата. Поэтому   детская   стопа   менее   приспособлена   к   статическим   нагрузкам:   прыжкам, соскокам   с   высоких   снарядов.   Стопы   быстро   утомляются,   и   легко   подвергаются деформации. При нагрузке своды стопы несколько уплотняются, но по окончании ее тот час же с помощью активного сокращения мышц возвращаются в исходное положение. Цель данной работы: изучить методику определения плоскостопия. Задачи: 1. Изучение методики по определению плоскостопия. 2. Изучить данные по плоскостопию 7А класса нашей школы за последние 3 года. 3. Сравнить данные по плоскостопию нашей школы за последние 3 года. 4. Изучение и обработка информации литературных источников по этой теме. Плоскостопие  оказывает большое влияние на формирование неправильной осанки. Нередко плоская стопа усугубляется течением сколиотической болезни, а в запущенных случаях вызывает общее расстройство организма. Плоская стопа характеризуется опуска­ нием   ее   продольного   или   поперечного   свода,   а   в   дальнейшем   появляются   тягостные симптомы: быстрая утомляемость и боли при ходьбе и стоянии.  Плоская стопа встречается у детей чрезвычайно часто (в 15­23% случаев), поэтому для предупреждения развития плоскостопия важно своевременно выявить эту деформацию и принять профилактические меры. При нагрузке своды стопы несколько уплощаются, но по   окончании   ее   тотчас   же   с   помощью   активного   сокращения   мышц   возвращаются   в исходное положение. Длительная и чрезмерная нагрузка ведет к переутомлению мышц и к стойкому опущению сводов.  2В   период   от   3   до   7   лет   ребенок   интенсивно   растет   и   развивается,   движения становятся   его   потребностью,   поэтому   физическое   воспитание   особенно   важно   в   этот период. В последние годы ведущими направлениями по ФК стали изучение эффективности двигательных и качественных показателей развития движений. Программы по физической культуре общеобразовательных школ в достаточной ме­ ре   насыщены   упражнениями,   укрепляющими   опорно­двигательный   аппарат   нижних конечностей (ходьба, бег, прыжки, приседания, плавание, подвижные игры и др.).  Следует также обращать внимание на параллельную установку стоп при стойках и ходьбе.   Ходьба   с   разведенными   носками   перегружает   внутренний   край   стопы   и, следовательно, ведет к деформации.  При   плоскостопии   удлиняется   стопа,   нарушается   походка,   пятки   нередко поворачиваются   наружу,   а   большие   пальцы   ног   отводятся   внутрь.   У   людей   при плоскостопии нередко отмечается боль в стопах, мышцах голеней, бёдрах и пояснице, а также отёки стоп из­за нарушения венозного кровообращения. По данным гигиенистов, плоскостопие отмечается у 70% населения развитых стран, а в тех регионах, где дети не пользуются обувью, оно встречается значительно реже. К сожалению,   устранить   плоскостопие   полностью   вряд   ли   удастся.   Поэтому   нужно постараться приостановить его прогрессирование. Из выше сказанного следует, что вопрос профилактики и коррекции плоскостопия стоит   остро.   В   связи   с   этим,   перед   учителями   физической   культуры   образовательных учреждений   стоит   проблема:   поиск   новых   путей,   а   возможно   и   возрождение   забытых подходов профилактики и коррекции плоскостопия у детей и подростков. 3Глава 1.  Движения и опорно­двигательный аппарат Человек  –  это  чудо  природы.  Основа  человеческого  тела,  его  каркас  –  опорно­ двигательный   аппарат.   Опорой   тела   человека   является   скелет.   В   подавляющем большинстве   кости   соединены   подвижно.   Эти   подвижные   соединения   называются суставами.   Суставы   облегчают   движения   костей   относительно   друг   друга   и   плотно скрепляют их между собой. Все движения костей в суставах обеспечивают мышцы. Они обладают способностью активно сокращаться. (См. приложение 1) Физическая сила скелетных мышц зависит не только от мышечной массы, толщины мышечных   волокон   и   количества   участвующих   в   работе   двигательных   мышц,   но   и   от согласованности их действий. Эта согласованность проявляется в правильной координации движений. С ростом мускулатуры развиваются и укрепляются связки и сухожилия. Регулярные   занятия   физическими   упражнениями   помогут   укрепить   опорно­ двигательный   аппарат,   развить   гибкость,   силу,   ловкость,   координацию   движений. Благодаря   тренировкам   увеличивается   способность   мышц   к   растяжению,   возрастает эластичность   связок,   в   результате   совершенствуются   движения   (увеличивается   их амплитуда,   точность   и   т.д.),   расширяются   адаптационные   способности   человека   к разнообразной мышечной работе. 1.1. Влияние плоскостопия на физическое развитие детей и подростков Физическое   развитие  ­   совокупность   морфологических   и   функциональных признаков,   позволяющих   определить   запас   физических   сил,   выносливости   и работоспособности   организма.   Физическое   развитие   обусловлено   во   многом наследственными факторами (генотип), но вместе с тем его состояние после рождения (фенотип) в большей степени зависят от условий жизни и воспитания.  Физическое развитие является одним из показателей состояния здоровья населения. В   процессе   регулярных   занятий   физическими   упражнениями   формируются   и совершенствуются разнообразные двигательные навыки и физические качества, постепенно развивается   тренированность,   характеризующаяся   комплексом   морфологических   и функциональных   сдвигов   в   деятельности   организма,   улучшением   механизмов регулирования   и   адаптации   к   физическим   нагрузкам,   ускорением   процессов восстановления.  Контроль за состоянием физического развития, становлением и восстановлением двигательных функций (то, что принято называть «физической кондицией») у ребёнка и подростка   –   это   необходимое   условие   последующей   корректировки   средств,   способов воздействия на пораженную часть тела или расстроенную функцию какой­либо его части. Одним   из   основных   методов   исследования   физического   развития   являются соматоскопия (внешний осмотр).  Соматоскопия позволяет изучить особенности телосложения и осанки, определить 4состояние опорно­двигательного аппарата.  Телосложение может быть правильным и может иметь отклонения от нормы. Оно зависит   от   наследственных   факторов,   возраста,   пола,   состояния   скелета,   развития мускулатуры. Во внешнем облике человека большое значение имеет его привычная поза, или осанка.  При оценке форм ног смотрят, смыкаются ли ноги в области бедер, в коленных и голеностопных суставах. Если эти области смыкаются ­ говорят о нормальной форме ног, если   смыкаются   в   области   внутренних   лодыжек   ­   О­образные;   при   смыкании   только коленных суставов ­ ноги Х­образные. Х­образные ноги в сочетании с полой формой стопы часто   являются   признаком   повреждения   поясничного   отдела   позвоночника   и   требуют осторожности в использовании силовых нагрузок. (См. приложение 2) При   исследовании   стоп   обследуемый   становится   босыми   ногами   на   твердую площадь опоры (пол, скамья, табурет) и устанавливает стопы параллельно, на расстоянии 10­15 см определяется положение пяточной кости по отношению к голени (вид сзади). В случае   выраженного   плоскостопия   внутренний   свод   прижат   к   площади   опоры.  (См. приложение 3) Многим известны боли в спине и ногах, когда икры к вечеру словно налиты свинцом. Но   не   многим   известно,   что   причина   этих   явлений   ­ плоскостопие.   Плоскостопие   ­ заболевание, постоянно напоминающее о себе быстрым утомлением при ходьбе, болями в стопах, бедрах, голени, поясничном отделе. С плоскостопием связано развитие и варикозного расширения вен. Помочь больным на этой стадии бывает уже сложно. Требуется продолжительное специальное лечение, а то и хирургическое вмешательство. (См. приложение 4) 1.2. Что такое плоскостопие. Виды плоскостопия. Симптомы и осложнения  при плоскостопии. Причины плоскостопия. Степени тяжести при плоскостопии Как   уже   говорилось,   плоскостопие   это   деформация   стопы,   сопровождающая уплощением ее сводов. Широко распространено статическое плоскостопие, обусловленное чрезмерным утомлением в процессе длительного стояния (профессиональное заболевание у людей, работающих стоя), слабостью мышц нижних конечностей, постоянным перемеще­ нием   тяжестей   (грузчики,   каменщики,   продавцы   и   другие).   Статическое   плоскостопие может развиваться при неправильно подобранной обуви: узкой, на сплошной или жесткой подошве, без каблука, на очень высоком каблуке.  Различают плоскостопия: продольное (при уплощении продольного свода стопы), поперечное и смешанное (если имеется уплощение продольного и поперечного свода). Оба свода   стопы   предназначены   для   удержания   равновесия   и   предохранения   организма   от тряски при ходьбе.  В этом случае тряску при ходьбе вынужден компенсировать позвоночник, а также суставы ног (голеностопный, коленный, тазобедренный). По своей природе они для этой функции не предназначены, поэтому справляются с ней довольно плохо и быстро выходят из строя. Виды плоскостопий. Плоскостопие бывает врожденным и приобретенным. Врожденное плоскостопие   встречается   довольно   редко   и   является   следствием внутриутробных пороков развития структурных элементов стопы. 5Приобретенное плоскостопие   встречается   в   любом   возрасте,   бывает травматическим, паралитическим, рахитическим, статическим. Травматическое плоскостопие развивается вследствие переломов костей стопы и голеностопного сустава или при повреждении мягких тканей, укрепляющих свод стопы. Паралитическое плоскостопие   (паралитическая   плоская   стопа)   возникает   после перенесенного полиомиелита. Причиной в этом случае является паралич мышц стопы и большеберцовых мышц. Рахитическое плоскостопие   развивается   после   перенесенного   рахита.   Рахит нарушает нормальное формирование костей стопы. Кости становятся менее прочными и под   воздействием   нагрузки,   при   ослаблении   мышц   и   связок,   стопа   деформируется   и образуется плоскостопие. Отдельной   формой   необходимо   считать статическое плоскостопие,   причинами которого могут быть:            • Наследственная предрасположенность (врожденная слабость связочного аппарата).             • Слабость мышц и связок стопы и голени из­за малой физической активности и отсутствии тренировки у лиц «сидячих» профессий • Избыточный вес  • Неудобная обувь  • Длительные   нагрузки   на   ноги   (долгое   стояние,   обувь   на   высоких   каблуках, беременность и др.). Симптомы и осложнения при плоскостопии. Первые симптомы плоскостопия вы можете заметить и сами: • ваша обувь стоптана и изношена с внутренней стороны • ноги быстро утомляются при ходьбе и работе на ногах               • появляется усталость и боли в ногах к концу дня, судороги, чувство тяжести, отечность             • отечность в области лодыжек • очень трудно ходить на каблуках             • нога словно выросла ­ приходится покупать обувь на размер больше (особенно по ширине)             • стопа стала широкой настолько, что вы уже не влезаете в любимые туфли. Однако перечисленные признаки могут соответствовать не только плоскостопию, но и другим заболеваниям ­ например, варикозному расширению вен. В любом случае при появлении неприятных или болевых ощущений в области стопы необходимо обратиться к ортопеду. Осложнения плоскостопия. Список осложнений при плоскостопии довольно внушителен. • Боли в стопах, коленях, бедрах, спине. • Неестественная «тяжелая» походка и осанка, косолапие при ходьбе.  • Непропорционально развитые или недоразвитые мышцы ног. • Заболевания самой стопы вальгусная деформация 1­го пальца стопы – «косточка» на большом пальце, вальгусная или варусная деформация всей стопы, искривление пальцев стопы, пяточные шпоры,  мозоли, невромы). (См. приложение 5) • Болезни   коленных   суставов (деформирующий   артроз,   воспаление   менисков, разболтанность коленного сустава). 6• Болезни таза (коксартроз). • Болезни   позвоночника (остеохондроз,   искривления,   грыжи   межпозвоночных дисков, радикулит). • Плоскостопие предрасполагает к развитию вросшего ногтя. (См. приложение 6) Еще   одно   следствие   плоскостопия   –   это   заболевание   подошвенного   апоневроза, нерва, так называется невралгия Мардана, пяточная шпора. Она бывает даже у молодых женщин 20­25 лет и сопровождается жгучими болями.  Причины плоскостопия Плоскостопие   может   быть   врождённым  наследственный   фактор  (около   3%),   а может приобретаться в течение всей жизни, причины этого: –  ношение   неправильно   подобранной   обуви,   которую   нередко   покупают   «на вырост», и она не держит стопу в правильном положении; – ношение тяжестей – портфеля, рюкзака или сумки и др., –   профессиональная   деятельность,   когда   человек   вынужден   по   несколько   часов кряду стоять; – избыточная масса тела; – деградация мышц; – врождённая слабость мышц и связочного аппарата стопы; – травмы стопы, в особенности переломы; – ряд детских заболеваний – рахит, полиомиелит, ДЦП; – а также неправильная постановка стоп при ходьбе (носки сильно развернуты); – паралич мышц нижних конечностей. Главная причина – отсутствие должной тренировки мышц подошвенной стороны и голени,   которые   удерживают   своды   стопы.  Но   причиной   плоскостопия   может   стать   и тесная обувь, особенно с узким носком или высоким каблуком, толстой подошвой, так как они лишают стопу ее естественной гибкости. При ходьбе на высоких каблуках происходит перераспределение   нагрузки:   с   пятки   нагрузка   перемещается   на   область   поперечного свода,   который   не   выдерживает   несвойственной   ему   перегрузки,   и   начинается формирование   поперечного   плоскостопия.   Известную   роль   при   этом  играет   также   мы­ шечная   недостаточность   ­   ослабление   мышцы,   отводящей   большой   палец,   межкостных мышц и др.  Степени тяжести при плоскостопии. Тяжесть   заболевания   плоскостопием   может   быть   различной.   Несостоятельность связочного аппарата  ­ наиболее  ранняя стадия  заболевания.  Форма стопы  при этом не изменена, но в результате перерастяжения связок возникают боли, которые появляются после длительной ходьбы или к концу дня. После отдыха боли в стопах проходят. При  слабовыраженном   плоскостопии  (I   степени)   после   физических   нагрузок появляется в ногах чувство усталости, при надавливании на стопу возникают болезненные ощущения.   Отмечается   усталость   при   ходьбе,   походка   становится   менее   пластичной, нередко к вечеру стопа отекает. Комбинированное   плоскостопие  ­   следующая,   2­я   стадия   болезни.   Своды   стопы исчезают, стопа распластана. Боли в стопах постоянные и более сильные. Боль охватывает всю ногу вплоть до коленного сустава. Отмечается значительное затруднение ходьбы. Наконец, III степень плоскостопия – резко выраженная деформация стопы. Нередко больные только на этом этапе обращаются к врачу. Часто болит поясница, появляется мучительная головная боль. При III степени плоскостопия занятия спортом становятся 7значительно   снижается   трудоспособность, недоступными,   даже   спокойная, непродолжительная ходьба затруднена. В обычной обуви человек уже передвигаться не может. Плоскостопие   относится   к   тем   заболеваниям,   которые,   возникнув,   достаточно быстро прогрессируют. Это становится причиной деформации пальцев, они приобретают молоткообразную   форму.   Чем   резче   оно   выражено,   тем   больше   отклоняется   кнаружи большой палец. Статистические данные  По данным медико­статистических  исследований  Минздравсоцразвития  России  к двум годам у 24 % детей в России развивается плоскостопие, к шести годам ­ у 40 %, а в 12­ти летнем возрасте этот диагноз ставят уже каждому второму подростку. Заметить деформацию стопы у ребенка непросто, ведь она у него, как правило, не болит. Вот почему при малейшем намеке на проблему родителям важно сразу же показать малыша врачу­ортопеду. Согласно   медицинской   статистике   более   80   %   детей   от   12   до   16   лет   имеют нарушения опорно­двигательного аппарата (искривления осанки, различные деформации стоп и т.д.). По данным литературы, от 65 % и выше детей к школьному возрасту приобретают плоскостопие. Если учитывать, что в большинстве городов России нет врачей­педиатров, то полноценная коррекция плоскостопия населению просто недоступна. Значит, более 65 % детского населения переходит во взрослый период с расцветающим плоскостопием, а в последующем (у бабушек) — с «ягодками» в форме шишек на стопах. Массовые   обследования   здоровых   детей   подтверждают   фазность   формирования сводов стопы. Например, по данным С. Ф. Годунова, основанным на изучении стоп у 4821 ребенка, внешне плоские стопы в возрасте 2 лет были у 97,6% обследованных, а в 9­летнем возрасте плоские стопы отмечены лишь в 5,1% случаев. Данные по плоскостопию с 2009 по 2012 учебный год № п/п Класс 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 Итого Количество больных плоскостопием 2009 – 2010 уч. год ­ ­ ­ 1 ­ 1 4 3 ­ 4 13 8 2010 – 2011 уч. год 2011 – 2012 уч. год ­ ­ ­ ­ 1 ­ ­ 1 4 2 ­ 8 1 ­ ­ ­ ­ 1 ­ ­ 1 3 2 8Глава 2. Профилактика и коррекция основных отклонений  в состоянии здоровья школьников В   подростковом   возрасте   происходит   интенсивное   развитие   организма,   который чутко реагирует как на неблагоприятные для здоровья факторы, так и на благоприятные (в частности, на занятия оздоровительной физкультурой). Регулярные занятия физическими упражнениями в сочетании с четким соблюдением режима   дня  являются   надежным   профилактическим  средством   против  травм  и  многих заболеваний (в особенности сердечно­сосудистой системы, опорно­двигательного аппарата и   др.),   способствуют   мобилизации   жизненно   важных   функций   организма,   двигательных способностей   (выносливости,   силы,   гибкости,   ловкости,   быстроты),   воспитанию   таких качеств, как сила воли, энергичность, собранность, уверенность в себе. Длительная   чрезмерная   нагрузка   ведет   к   переутомлению   мышц   и   к   стойкому ощущению   стопы.   Упражнения   для   укрепления   мышц   способствуют   профилактике плоскостопия. Предупреждением плоскостопия занимаются с раннего возраста.  Велико значение для профилактики плоскостопия правильно подобранной обуви. Она должна быть по ноге детская обувь имеет совершенно плоскую подошву, без изгиба для   свода   стопы,   и   тем   самым   деформирует   ступные   мышцы   ног,  ведет   к  уплощению стопы. Детям нужна обувь на небольшом каблуке высотой 5­8 мм, с упругой стелькой, крепким задником. Предупреждать   плоскостопие   можно   подбором   специальных   упражнений, способствующих   развитию   и   укреплению   мышц   голени,   стопы   и   пальцев.   Наибольший эффект оказывают упражнения, если их выполнять босиком и по несколько раз в день: утром, как только встал с постели, и после дневного сна. Поэтому в основе профилактики плоскостопия: 1) укрепление мышц, сохраняющих свод; 2) ношение рациональной обуви и 3) ограничение нагрузки на нижние конечности.  9В   осуществлении   первой   задачи   ведущая   роль   принадлежит   физическим упражнениям. 2.1. Диагностика плоскостопия. Плоскостопие можно определить по нескольким методикам. Метод   В.А.   Яралова­Яраленда;   метод   И.М.   Чижина;   Метод   Штритер.   Я остановлюсь на методике В.А. Яралова­Яраленда. Для   диагностики   состояния   отделов   стопы   необходимо   снять   опечаток   ее подошвенной   части –   плантограмму.   Для   этого   берется   водный   раствор   какого­нибудь красителя (например, 1%­ный спиртовой раствор бриллиантового зеленого) и смазывается поверхность подошвы обследуемого. Затем ему предлагается обеими ногами плотно встать на чистый лист бумаги размером не менее 30х40 см. Вес тела должен быть равномерно распределен на обе стопы, следы стоп при этом четко отпечатываются на бумаге. После этого проводят оценку плантограмы по методу В.А. Яралова­Яраленда. (См. приложение 7, рис. 1). Изучив   методику   В.А.   Яралова­Яраленда   по   определению   плоскостопия     я применила её на практике, исследовала стопу у некоторых обучающихся 7А класса. Для этого я взяла отпечаток стопы у двух девушек, которые носили высокий каблук последние 2 года и двух юношей разного телосложения. Сравнив данные медицинского работника по плоскостопию за последние 3 года, получила следующий результат: у обучающихся 7А класса за последние 3 года плоскостопия не выявлено. Но у девушек наблюдается на одной стопе появление  плоскостопия, а также у одного из юношей с большой массой тела и постоянным ношением спортивной обуви. (См. приложение 7, рис. 2). Эти   обучающиеся   ознакомлены   с   результатами   определения   плоскостопия   и каждому индивидуально даны практические рекомендации.   Для этого на отпечаток наносят две линии: АВ, соединяющую середину пятки с серединой  основания  большого пальца, и АС, соединяющую  середину  пятки со вторым межпальцевым промежутком. Если внутренний изгиб контура отпечатка стопы заходит за линию АС  или   располагается   на   ее   уровне –   стопа   нормальная;   если   находится   между линиями АВ и АС –   стопа   уплощена   (плоскостопие   1­й   степени);   если   не   доходит   до линии АВ – плоскостопие 2­й и 3­й степени. АВ – линия, соединяющая середину пятки с серединой основания большого пальца; АС – линия, соединяющая середину пятки со вторым межпальцевым промежутком Используя предложенную методику, определяется состояние стоп (правой и левой) учащихся. Результаты заносятся в сводную таблицу плантограмм. (См. приложение 8) 2.2. Профилактика и лечение плоскостопия Многие девушки носят летом обувь типа домашних тапочек ­ балетки. Они низкие и мягкие, поэтому не держат стопу. С целью профилактики появления плоскостопия и его прогрессирования ортопеды советуют носить обувь, которая держит стопу; на занятиях физкультурой это должны быть кроссовки. Каблук туфель должен быть устойчивым, а его высота ­ не выше 3­5 см. Обувь с высоким, тонким каблуком и узким носом более 2­3 ч в день носить нежелательно. В такой обуви опора приходится в большей мере на пальцы, а не на всю стопу, они разогнуты, и мышцы подошвы растянуты. Трехглавые мышцы голеней напряжены, что может вызвать нарушение кровообращения в нижних конечностях.  (См. приложение 9)  После ходьбы в такой обуви желательно Промассировать голени и стопы, а затем 10поднять ноги и потрясти ими в течение 1­2 мин. это поможет снять усталость.  Для   предупреждения   появления   и   прогрессирования   плоскостопия   необходимо постоянно  тренировать  мышцы  стоп  и  голеней.  Упражнения  желательно   выполнять  без обуви.  Основными   профилактическими   мерами   плоскостопия   являются:   правильный подбор   удобной   обуви,   соответствующей   особенностям   формы   стопы,   сезону,   виду двигательной деятельности, полу и возрасту (высота и форма каблука, форма носка обуви, качество   подошвы).   Для   укрепления   мышц   стопы   и   нижних   конечностей   в   целом используются специальные упражнения, массаж, самомассаж.  При   первых   признаках   возникновения   плоскостопия   необходимо   использовать комплекс специальных физических упражнений для правильного формирования стопы и исправления ее деформации. Чем раньше начнутся занятия и чем меньше возраст ребенка, тем легче решить поставленную задачу. Можно использовать разнообразные средства для борьбы с плоскостопием:  ­ использование супинаторов, индивидуальный пошив обуви;  ­ катание скалки ступнями ног в положении сидя на стуле, затем стоя;  ­ ходьба босиком по рейкам гимнастической стенки (горизонтальной, наклонной, вертикальной);  ­   ходьба   босиком   по   узкой   рейке   перевернутой   гимнастической   скамейки, обхватывания ступнями ее боковых сторон;  ­ ходьба босиком по теплой земле, песку, гальке, траве;  ­   ходьба   по   ребристой   поверхности   (деревянные   мостики,   детские   барабаны   в парках культуры и отдыха);  ­ выполнение комплексов специальных упражнений;  ­   разминание   и   растирание   ступней   ног   (использование   элементов   массажа, самомассажа и др.). (См. приложение 10) Эту   весьма   распространенную   деформацию   следует   предупреждать   с   раннего возраста, учитывая, что стопа особенно интенсивно формируется в первые три года жизни. Лучшие профилактические средства – ежедневная гимнастика и массаж. Также необходимо: ­ ежегодный осмотр у ортопеда;  ­ правильный подбор обуви;  ­  никаких   каблуков   и   платформ   (если   носите   это,   то   старайтесь   давать   отдых ногам); ­ подошва должна быть мягкая (не жёсткая или кондовая), материал, из которого сделана обувь – мягкий. Специальные упражнения Исходное положение сидя: – отрывать от пола пятки; – отрывать от пола носки; – захватывать и перекладывать мелкие предметы пальцами ног. Эти же упражнения можно выполнять стоя. Ходьба: – на носках; – на пятках; – на наружных сводах ног. Массаж. Лучше проводить массаж после упражнений.  11Ношение   стелек­супинаторов,   которые   снижают   нагрузку   с   ног,   формируют правильную   геометрию   стопы   и   снимают   болевые   ощущения.   Стельки­супинаторы являются лечебным средством и назначаются врачом. Давать отдых стопам при любой возможности, особенно если ваша работа связана с долгим стоянием на месте.   Ходить босиком по песку, земле, траве, камням и т. д. Здоровье   стоп   –   это   здоровье   всего   организма.   Здоровые   стопы   –   правильная походка   и   правильное   распределение   массы   тела   по   поверхности   земли.   Правильная походка и правильное распределение массы тела по поверхности земли – здоровые суставы и мышцы. Здоровые суставы и мышцы – здоровые внутренние органы. Ещё в древности люди   определили,   что   на   стопе   находится   множество   биологически   активных   точек, которые связаны со всеми внутренними органами. Исправление  плоскостопия  у взрослых  является очень трудной задачей, так как процесс   окостенения   опорно­двигательного   аппарата   завершен   и   добиться   нужной коррекции   сложно.   Однако   не   следует   думать,   что   ничего   нельзя   изменить.   При целеустремленной   работе,   определенном   упорстве   и   настойчивости   можно   значительно уменьшить негативные последствия плоскостопия.  Использование   системы   специальных   упражнений,   элементов   самомассажа. избегание длительных однообразных поз в положении стоя, применение других методов приводит к укреплению мышц стопы, голени, уменьшению нагрузки на них в течение дня, улучшению   самочувствия,   предотвращению   развития   ряда   сопутствующих   заболеваний. (См. приложение 10) Лечение плоскостопия Плоскостопие – очень коварная болезнь. Если раньше вас ничего не беспокоило, то сегодня уже начинают гудеть ноги от прогулки, а завтра, если ничего не предпринять, начнётся дикая боль в стопах. И это ещё полбеды. Плоскостопие ускоряет износ опорно­ двигательного аппарата. Боль в стопах доставляет множество неприятных моментов, она как больной зуб, но зуб можно вырвать и нет проблем, а вот плоскостопие нужно лечить – долго и серьёзно. Плоскостопие – это болезнь всей жизни. Полное излечение плоскостопия возможно только в детстве. У взрослых  с помощью специальных  реабилитационных  мероприятий развитие   болезни   можно   лишь   притормозить,   не   дать   ей   развиться   в   более   тяжелые патологии. Чем раньше выявлены признаки заболевания, чем меньше деформация стопы, тем более   благоприятны   условия   для   остановки   прогрессирования   плоскостопия   и   его коррекции.                                                                        Лечение должно быть комплексным, направленным на снятие болевого синдрома, укрепление   мышц   и   связок   стопы,   чтобы   остановить   прогрессирование   деформации   и предотвратить развитие осложнений. Основу   лечения   составляет   специальная   лечебная   гимнастика,   которую   нужно проводить в домашних условиях ежедневно. (См. приложение 10) Лечебная гимнастика применяется для достижения корригирующего эффекта (при первой   степени   плоскостопия),   тренирует   мышцы,   укрепляет   связочный   аппарат, корригирует   порочную   установку   костей   стопы,   формирует   правильный   стереотип ходьбы.  Для улучшения кровообращения и нормализации тонуса мышц полезен массаж стоп и голени, ванночки для ног. 12Особая роль в лечении и профилактике прогрессирования плоскостопия отводится ортопедическим стелькам, которые назначаются уже при первой степени патологии. Они помогают разгрузить болезненные участки стопы и корректируют выявленные деформации при начальных признаках плоскостопия, возвращают стопе нормальное положение и берут на себя функции амортизатора. Не   меньшее   значение   в   профилактике   плоскостопия   имеет   правильный   подбор обуви. Бесспорно, модные туфли на высоком каблуке очень красиво смотрятся на ноге, но не носите  их повседневно.  Иначе  может случиться  так, что через  некоторое  время вы будете обречены носить только ортопедическую обувь. Лучшая обувь ­ из мягкой кожи на гибкой   подошве,   каблук   невысокий   (3­4   см),   носок   широкий,   никаких   платформ, обязательно ­ кожаный верх. Кроссовки ­ тоже (если, конечно, это не подделка).  Не стоит носить обувь чрезмерно широкую и свободную. Она вызывает натертости, воспаления и мозоли. Но еще более вредно носить тесную обувь ­ помимо мозолей, она приводит к искривлению пальцев, нарушению кровообращения и врастанию ногтей. Туфли должны облегать стопу, как вторая кожа.  Плоскостопие   –   очень   серьезная   и   коварная   патология,   которая   ускоряет   износ практически   всего   опорно­двигательного   аппарата. Так   что   посерьезнее   относитесь   к такой,   казалось   бы   незначительной   проблеме,   как   плоскостопие.   Не   затягивайте   с   его лечением. При начинающемся плоскостопии положительный эффект приносят гимнастика и массаж. Усиливая кровообращение, эти процедуры повышают силу и эластичность мышц, способствуют   натяжению   связок,   поддерживающих   свод   стопы   в   правильном физиологическом   положении.   Упражнения   и   массаж   снимают   боль   и   помогают формированию навыка правильной постановки ноги. Гимнастику вначале рекомендуется делать в положении сидя, чтобы уменьшить нагрузку на ноги. Предлагаемые упражнения укрепляют  мышцы,  расположенные   на  передней   и  наружной  поверхностях  голени  и   на подошве. (См. приложение 11) Заключение Плоскостопие означает  полную потерю всех рессорных функций стопы. Можно сравнить это с поездкой на двух машинах: с хорошими рессорами и с изношенными. В первой   ухабы   на   дороге   "отзовутся"   лишь   легким   покачиванием,   а   во   второй   любая ложбинка ­ уже порядочная встряска. Вот такую встряску при ходьбе плоскостопие дает голени, тазобедренному суставу. Все это может привести к плачевному итогу ­ артрозу. 13Но, конечно, лучшая борьба с плоскостопием ­ ее профилактика. Заключается она в укреплении мышц, поддерживающих свод стопы. Передний   отдел   стопы   практически   невозможно   укрепить   массажем   или гимнастикой, поможет только правильный подбор обуви ­ с широким мыском, жестким задником   и   каблуком,   не   перегружающим   пальцы   ног.   При   начальных   степенях плоскостопия детям лучше не носить босоножки с открытыми пятками, мягкие шлепанцы, валенки. Лучше подойдут ботинки с твердой подошвой, небольшим каблуком и шнуровкой. Обязательно   следить   за   массой   тела   ребенка,   чтобы   она   не   была   выше   нормы. Ослабленные детские мышцы вкупе с повышенным весом дают большую вероятность того, что свод будет опущен. Естественное   укрепление   организма   способствует   укреплению   стопы.   Ребенку полезно плавать ­ лучше кролем, но можно и просто барахтаться у края бассейна ­ важно, что происходит гребок ногой. Полезно ходить босиком ­ по песку (не горячему) или гальке (не острой). Бегать по холмикам и пригоркам, ходить по бревну. Занятия   физкультурой,   безусловно,   полезны   и   детям   с   плоскостопием. Рекомендации по ограничениям здесь очень относительны. Например, коньковый лыжный ход, беговые коньки или тяжелая атлетика дают излишнюю нагрузку на свод стопы. С другой   стороны,   они   не   противопоказаны,   если   нет   тяжелых   клинических   проявлений болезни   ­   болей,   отеков.   Так,   почти   у   всех   конькобежцев   со   временем   формируется плоскостопие,   что   не   мешает   им   добиваться   высоких   спортивных   результатов.   У известного прыгуна в высоту Владимира Ященко было выраженное плоскостопие. Однако свой недостаток он обратил в плюс ­ в момент прыжка корригировал деформированные мышцы   стопы,   что   повышало   его   прыгучесть.   Физическая   нагрузка   в   любом   случае развивает мышцы ног и укрепляет свод стопы. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 141.   Гишберг   Л.С.   Применение   лечебной   физкультуры   при   заболеваниях плоскостопием. М.: СМОЛГИЗ, 1998. 2. Козырева О.В. Лечебная физкультура при заболеваниях плоскостопием. М., 1993. 3. «Корригирующие упражнения» Ю. Купран // Спорт в школе, № 19 – 2010 г., с.18­ 4. «Кто страдает плоскостопием?» Н. Абаскалова // Здоровье детей, № 19 – 2007 г., 19. с. 12. 5. Корнилов Н.В. Ортопедия. С­Пб, "Гиппократ", 2001 6. Литвинов Е.Н., Погодаев В.И. Физкультура! Физкультура!: Учеб. для учащихся 5­ 7 кл. общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 1999, ­ 141 с. 7. Мошков В.Н. Лечебная физкультура в клинике плоскостопия, М.,1992. 8. Мовшович И.А. Оперативная ортопедия. Москва, Медицина, 2006 9. Назаренко Л.Д. Оздоровительные основы физических упражнений. – М.: Изд­во ВЛАДОС­ПРЕСС, 2002. – 240с.  10. Настольная книга учителя физической культурыод ред. проф. Л.Б. Кофмана; Авт.­сост. Г.И. Погадаев; Предисл. В.В. Кузина, Н.Д. Никандрова. – М.: Физкультура и спорт, 1998. – 496с. 11. Рипа М.Д. и др. Занятия физической культурой со школьниками, отнесенными к специальной медицинской группе / М.Д. Рипа, В.К. Велитченко, С.С. Волкова; Под ред. М.Д. Рипы. – М.: Просвещение, 1998. – 175 с. 12. Справочник практического врача. Под ред. Т.Н. Савиновой. ­ М., 1999. 13. Травматология и ортопедия. Руководство для врачей под ред. Шапошникова Ю.Г. Москва, Медицина, 1997. Алексея Васильевича  г. Москва. 14. Черкес­Заде Д.И., Каменев Ю.Ф. Хирургия стопы. Москва, Медицина, 2002. 15.  http://www.doctor­maximov.ru/ploskostopie/  сайт   врача   хирурга   Максимова 15ПРИЛОЖЕНИЕ  Мышцы человека Приложение 1 Оценка формы ног и свода стопы ребенка Приложение 2 16Форма ног: 1 ­ нормальная (ось нижней конечности в норме); 2 ­ О­образная деформация  нижней конечности (варусная); 3 ­ Х­образная (деформация нижней конечности  (вальгусная) Приложение 3 Определение плоскостопия Варикозное Приложение 4 расширение вен 17"Косточки", "шишки" на ногах ­ вальгусная деформация. Приложение 5 Вросший ноготь Приложение 6 18Вросший ноготь с воспалением матрицы                             Рецидив вросшего ногтя после                                                                                                        неправильного удаления       Вросший ноготь в запущенной стадии Определение плоскостопия по методу В.А. Яралова­Яраленда Приложение 7 Рис. 1. Оценка плантограммы по методу В.А. Яралова­Яраленда: а – нормальная форма стопы; б – плоскостопие 1­й степени; в – плоскостопие 2­й или 3­й степени. Рис. 2. Определение плоскостопия у обучающихся 7А класса 19А – нормальная стопа                                          В – Правая стопа: начинается                                                                                                   уплощение стопы        С – левая стопа: начинается                                           D –  нормальная стопа                              уплощение стопы               Сводная таблица плантограммы  Приложение 8  № п/п 1 2 3 4 Вес (кг) А 45,100 В 47,0 С 87,200 D 59,900 Рост (см) 158 165 161 164 Девочки  Мальчики  Прав. Лев.  Прав. нормальная нормальная Начинается нормальная уплощение  ­ ­ Лев. ­ ­ ­ ­ ­ ­ нормальная Начинается уплощение нормальная нормальная Форма ноги меняется, в зависимости от высоты каблука Приложение 9 20Использование дополнительного оборудования  для профилактики и коррекции плоскостопия Приложение 10 Профилактические  упражнения 21Комплекс упражнений для устранения, начинающегося плоскостопия 1. Хождение на носках, руки соединены на затылке, локти развёрнуты в стороны, 30 сек.  Приложение 11 2. И.п. ­ сидя на стуле и держась руками за сиденье у спинки стула. Выпрямить ноги, носки вытянуть, «ножницы». Два счёта ­ пауза. Повторить 10 раз.  З. И.п. ­ то же. Вращение стопами. По 10 раз по часовой стрелке и против.  4. И.п. ­ ноги врозь, руки на поясе. Присесть на носках, руки вытянуть вперёд, вдох. Вернуться в И.п. ­ выдох. Повторить 6 раз.  5. И.п. ­ ноги врозь. Руки через стороны вверх, потянуться, поднимаясь на носки, посмотреть кисти рук, вдох. Вернуться в и.п., выдох. Повтор 8 раз.  6. Ходьба по комнате высоко поднимая бедро сек.), ходьба на носках (20 сек).  227.   И.п.   ­   лёжа   на   спине,   руки   вдоль   туловища.   Поднять   прямые   ноги   вперёд, опираясь руками о пол у бёдер. «Велосипед», носки ног вытянуты. Дыхание произвольное. По 15 движений правой и левой ногой.  8. И.п. ­ то же. Ноги на ширине плеч. Вращение стопами. Дыхание произвольное. По 10 движений по часовой стрелке и против.  9. Хождение попеременно на носках и пятках (1 мин.) Корригирующие упражнения Корригирующие упражнения 23СПЕЦИАЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ ПРИ ПЛОСКОСТОПИИ Сидя на стуле 1 1. Поочередно поднимать носки и пятки. 6–10 раз. 2. Свести с усилием и развести без напряжения носки ног. 6–10 раз. 3. Описать круги стопами навстречу друг другу и в обратную сторону. 6–8 раз. 4. Согнуть пальцы ног и держать в таком положении 3–6 сек., потом разогнуть их.         6–10 раз. 5. Согнуть и разогнуть ногу, подошва скользит по другой ноге. 4–6 раз каждой ногой. 6. Согнуть пальцы. Перекаты с пятки на носок. 6–10 раз. 7. Удерживая мячик стопами, сгибать и разгибать ноги в коленях. 6–8 раз. 8. Прижать стопой к полу гимнастическую палку или маленький мячик. Катать предмет  по полу сводом стопы. 20–30 сек. каждой ногой. 9. Захватить пальцами ног маленький шарик; отпустить. Повторять каждой ногой в течение 20–30 сек. В положении стоя (держась за спинку стула) 241. Перекаты с пяток на носки и обратно. 6–10 раз. 2. Согнуть пальцы ног, переместить тяжесть тела на носки. 6–10 раз. 3. Наступить ногой на палочку (мячик), катать предмет по полу 20–30 сек. каждой ногой. 4. Захватывать пальцами ног шарик или предмет и отпускать. 20–30 сек. каждой ногой. 5. Приседание на носках. 6–10 раз. 6. Отвести ногу назад – положение «ласточка». За спинку стула не держаться. Стоять так             4–6 сек. 7. Ходьба с перекатами с пятки на носок. 15–20 сек. 8. Ходьба на наружной стороне стоп, согнув пальцы ног. 15–20 сек. 9. Ходьба с согнутыми пальцами ног. 15–20 сек. Комплекс ежедневной гимнастики при плоскостопии 25