Профилактика суицидальных попыток среди подростков.
Оценка 4.7

Профилактика суицидальных попыток среди подростков.

Оценка 4.7
Лекции
doc
психологическая работа +2
Взрослым
18.04.2018
Профилактика суицидальных попыток среди подростков.
Данная статья содержит информацию о мерах профилактики суицидальных попыток среди подростков, а также причинах и стадиях развития суицида, первых признаках суицидального поведения. Также в статье описываются общие черты, характерные для суицидальной личности. Также в статье содержится памятки для родителей и педагогов по профилактике суицида.
Профилактика суицида.doc
Профилактика суицидальных попыток среди подростков. Семье и отдельной личности в период жизненных кризисов свойственно искажение субъективного образа мира, т.е., представлений и отношении к себе и  к   миру  в  целом.  Суицидальные   мысли   и  фантазии   в  этот  момент   очень распространены. Суицид   ­   самодеструктивное   поведение   человека,   направленное   на намеренное лишение себя жизни. За последние годы значительно увеличилось число суицидальных попыток и завершенных самоубийств среди молодежи и детей. Уровень самоубийств среди российских подростков в настоящее время является одним из самых высоких в мире. Анализ материалов уголовных дел показывает, что 62% всех самоубийств несовершеннолетними совершается из­ за   конфликтов   и   неблагополучия:   боязни   насилия   со   стороны   взрослых, бестактного поведения и конфликтов со стороны учителей, одноклассников, друзей,   чёрствости   и   безразличия   окружающих.   В   целом   ряде   случаев подростки решались на самоубийство из­за безразличия родителей, педагогов на   их   проблемы   и   протестовали   таким   образом   против   безразличия   и жестокости   взрослых.   Решаются   на   такой   шаг,   как   правило,   замкнутые, ранимые по характеру, страдающие от одиночества  и чувства  собственной ненужности, потерявшие смысл жизни подростки. Также причиной суицида может   быть   алкоголизм   и   наркомания,   как   родителей,   так   и   самих подростков,   индивидуальные   психологические   особенности   человека, внутриличностный конфликт и т. д. Существуют категории самоубийц с их психологическими портретами: эгоист   (выпавший   из   сообщества),   альтруист   (слишком   преданный сообществу,   принимающий   смерть   "за   компанию"),   аномичный   самоубийца (отсутствие   общечеловеческих   ценностей   и   принятых   правил   поведения), фаталист (отсутствие необходимых для самовыражения свобод).  Если говорить о самом явлении суицида, то можно выделить несколько этапов.  Выделяется   пресуицид,   когда   у   человека   появляются   сначала недифференцированные мысли, размышления об отсутствии ценностей жизни, которые выражаются в формулировках типа «жить не стоит, устал от такой жизни»   и   тому   подобное.   Не   имеется   четкого   представления   о   смерти,   а имеется   самоотрицание   жизни.   Такие   суицидальные   формы   бывают, свойственны и нормальным людям в тех или иных ситуациях. Но если процесс продолжается,   то   на   следующем   этапе   пресуицида   мы   видим   пассивные суицидальные   мысли,   которые   характеризуются   представлениями, фантазиями  на тему лишения себя жизни. На  следующем этапе  возникают суицидальные   замыслы.   Это   активные   формы   суицидальности.   Идет разработка плана суицида, продумывается способ, выбирается время и место действия.   Следующий   этап   ­   это   суицидальные   намерения:   когда   принято решение   о   самоубийстве   ­   непосредственно   суждение,   возникает суицидальные   действия.   То   есть   все   эти   этапы   характеризуют   подготовку человека к совершению самоубийства в той или иной форме.  Вообще   выделяют   истинный   суицид,   аффективный   суицид   и демонстративно ­ шантажное поведение. Истинный суицид это тогда, когда человек предпринимает реальные действия, что бы лишить себя жизни. Для осуществления   демонстративного   суицида   часто   используют   медицинские препараты.   Демонстративно   ­   шантажное   поведение   предполагает   как рациональный,   запланированный   вариант,   так   и   аффективные   формы поведения, когда человек спонтанно организует тот или иной вид шантажа. И тот   и   другой   случай   могут   закончиться   летально,   так   как   они   оба провоцируют негативную форму поведения, которая может привести к тому, что у человека действительно возникнет самоубийство.  Причины характерные для подростков с суицидальным поведением. На   первом   месте   из   причин,   характерных   для   подростков   с суицидальным   поведением, находятся  отношения  с  родителями,  на втором месте   ­   трудности,   связанные   со   школой,   на   третьем   ­   проблемы взаимоотношений с друзьями, в основном противоположного пола. Отношения родителей с детьми, к сожалению, не всегда строятся на фундаменте открытых, полностью искренних отношений, которые являются надежной защитой от многих суровых испытаний, с которыми встречаются подростки   в   наше   время.   И   не   случайно,   что   многие   попытки   суицида   у молодых рассматриваются психологами как отчаянный призыв о помощи, как последняя   попытка   привлечь   внимание   родителей   к   своим   проблемам, пробить   стену   непонимания   между   младшим   и   старшим   поколением. Существенную   роль   в   суицидах   играет   сохранность   семьи   и   ее благополучность.   Ранние   браки   (в   возрасте   15­19лет)   не   спасают   от уменьшения риска суицида и это связано, прежде всего, с тем, что они чаще всего   являются   попыткой,   и   не   всегда   удачной,   решить   какие­то   другие проблемы,   например,   избавиться   от   невыносимой   обстановки   в   семье родителей.   Школьные   проблемы   обычно   связаны   с   неуспеваемостью   или плохими   отношениями   с   учителями,   администрацией   или   классом.   Эти проблемы обычно не являются непосредственной причиной самоубийства, но они   приводят   к   понижению   общей   самооценки   учеников,   появлению ощущения   незначимости   своей   личности,   к   резкому   снижению сопротивляемости   стрессам   и   незащищенности   от   негативного   влияния окружающей среды.  Одним из основных психологических объяснений проблем, связанных со сверстниками,   особенно   противоположного   пола,   является   чрезмерная зависимость   от   другого   человека,   что   возникает   обычно   в   качестве компенсации   плохих   отношений   в   семье,   из­за   постоянных   конфликтов   с родителями и отсутствия контакта с ними. В этом случае часто бывает, что отношения   с   другом   или   подругой   становятся   столь   значимыми   и эмоционально необходимыми, что любое охлаждение в привязанности, а тем более измена, воспринимается как невосполнимая утрата, лишающая смысла дальнейшую   жизнь.   В   последнее   время   заметна   явная   тенденция   к "омоложению” суицида, причем это характерно для всех стран, не, только для России. Однако в России, а особенно в таких крупных городах, как Москва и Санкт­Петербург увеличение случаев подростковых самоубийств проявляется особенно значительно Причины этого явления по сути своей те же, что и у взрослого   населения:   отсутствие   механизмов   воздействия   общества   на индивида,   алкоголизм.   Из   разряда   личностных   причин   отмечу:   чувство неприкаянности, банальную антипатию к существующей жизни. ДЕСЯТЬ ОБЩИХ ЧЕРТ СУИДИДА 1. Общей целью суицида является нахождение решения. 2. Общая задача суицида состоит в прекращении сознания. 3. Общим   стимулом   к   совершению   суицида   является   невыносимая психическая (душевная) боль. 4. Общим   стрессором   при   суициде   являются     фрустрированные психологические потребности. 5. Общей суицидальной эмоцией является беспомощность, безнадежность. 6. Общим внутренним отношением к суициду является амбивалентность. 7. Общим   состоянием   психики   при   суициде   является   сужение когнитивной сферы. 8. Общим действием при суициде является бегство от действительности. 9. Общим коммуникативным действием при суициде является сообщение о своем намерении. 10.Общей   закономерностью   является   соответствие   суицидального поведения общему жизненному стилю поведения. Характерные черты суицидальных личностей  Настойчивые или повторные мысли о самоубийстве.  Депрессивное   настроение,   часто   с   потерей   аппетита,   жизненной активности, проблемы со сном.  Может присутствовать зависимость от наркотиков или алкоголя.  Чувство изоляции, отверженности; их депрессия может быть вызвана уходом из семьи и лишением систем поддержки.  Ощущение   безнадежности   и   беспомощности.   В   такой   момент   угроза суицида может быть первым сильным чувством.  Неспособность   общаться   с   другими   людьми   из­за   чувства безысходности и мыслей о самоубийстве.  Они считают, что лучше не станет «никогда». Их речь и мысли полны обобщений и фатальны: «жизнь ужасна», «всем все равно».  Они обладают туннельным видением, т. е. неспособностью увидеть то положительное, что могло бы быть приемлемо для них. Они видят  только один выход из сложившейся ситуации.  Они   амбивалентны   –   хотят   умереть,   и   в   то   же   время,   некоторым образом, хотят жить. МИФЫ И ФАКТЫ О САМОУБИЙСТВЕ МИФЫ ФАКТЫ Если человек говорит о самоубийстве   –   он пытается   привлечь   к себе внимание Самоубийство случается   предупреждения Самоубийство явление наследуемое без –   Те,   кто   кончают   жизнь самоубийством, психически больны Разговоры   о   суициде могут   способствовать его совершению в Если   прошлом   совершил суицидальную   попытку, то   больше   подобное   не повториться Покушающиеся на самоубийство   желают умереть человек     Все,   приводящие   к самоубийству действия, являются импульсивными Часто   говорящие   о   самоубийстве переживают   психическую   боль   и   хотят поставить о ней в известность значимых людей Приблизительно   8   из   10   суицидентов подают   окружающим   предупреждающие знаки о грядущем поступке Человек   использует   аутоагрессивные модели поведения, если они существуют в семье или значимом окружении Многие, совершающие самоубийство, не страдают   никакими   психическими заболеваниями Разговор   о   самоубийстве   не   является причиной, не может быть первым шагом его предупреждения Чаще   всего   эти   действия   повторяются вновь, и достигается желаемый результат Подавляющие   большинство   суициентов скорее хотят избавиться от невыносимой психической   (иногда   физической)   боли, чем   умереть,   поэтому   готовы   принять помощь  Большинство   людей   обдумывают   свои планы, сообщая о них окружающим № 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11   Все самоубийцы находятся   в   состоянии депрессии Самоубийство невозможно предотвратить Самоубийцы   редко обращаются за помощью   часто     связана Депрессия с суицидальными   намерениями,   но   не   все покушающиеся   на  свою   жизнь  страдают ею Знания о том, куда можно обратиться за помощью, могут предотвратить большую часть самоубийств В   течение   полугода,   предшествующем суицидальной попытке, 50% подростков обращаются к врачам или психологам ПРИЗНАКИ ГОТОВЯЩЕГОСЯ САМОУБИЙСТВА (ищите несколько признаков)  Приведение своих дел в порядок, раздача ценных вещей, упаковывание. Человек был неряшливым, и вдруг начинает все приводить в порядок, делает последние приготовления.  Прощание. Может принять форму выражения благодарности различным людям за помощь в разное время жизни.  Внешняя удовлетворенность – прилив энергии. Если решение покончить с собой принято, а план составлен, то мысли на эту тему перестают мучить.  Появляется   избыток   энергии.   Внешне     расслабляется   –   может показаться, что отказался от мысли о самоубийстве.  Письменные указания в письмах, записках, дневнике.  Словесные указания или угрозы.  Вспышки гнева у импульсивных подростков.  Бессонница.  Попытки самоубийства в прошлом. Игнорирование этих сигналов может быть воспринято подростком как одобрение его намерений. Памятка для родителей по профилактике суицидов у детей Профилактика   депрессий   у   подростков   является   важной   для профилактики суицидов. Помогите своему ребенку избежать депрессии. Что можно предпринять?             Во­первых, необходимо разговаривать с ребенком, задавать ему вопросы   о   его   состоянии,   вести   беседы   о   будущем,   строить   планы.   Эти   беседы обязательно   должны   быть   позитивными.   Нужно   «внушить»   ребенку оптимистический   настрой,  вселить   уверенность,   показать,   что   он   способен добиваться поставленных целей. Не обвинять ребенка в «вечно недовольном виде» и «брюзгливости», лучше показать ему позитивные стороны и ресурсы его личности. Не надо сравнивать его с другими ребятами – более успешными, бодрыми,   добродушными.   Эти   сравнения   усугубят   и   без   того   низкую самооценку   подростка.   Можно   сравнить   только   подростка­сегодняшнего   с подростком­вчерашним   и   настроить   на   позитивный   образ   подростка­ завтрашнего.             Во­вторых, заняться с ребенком новыми делами. Каждый день узнавать   что­нибудь   новое,   делать   то,   что   никогда   раньше   не   делали.   Внести разнообразие в обыденную жизнь. Записаться в тренажерный зал или хотя бы завести   привычку   делать   утреннюю   гимнастику,   прокладывать   новые прогулочные маршруты, съездить в выходные на увлекательную экскурсию, придумывать новые способы выполнения домашних обязанностей, посетить кинотеатр,   выставки,   сделать   в   доме   генеральную   уборку.   Можно   завести домашнее животное – собаку, кошку, хомяка, попугаев или рыбок. Забота о беззащитном   существе   может   мобилизовать   ребенка   и   настроить   его   на позитивный лад.  В­третьих,  подростку необходимо соблюдать режим дня. Необходимо              проследить   за   тем,   чтобы   он   хорошо   высыпался,   нормально   питался, достаточно  времени  находился  на  свежем  воздухе,  занимался  подвижными видами спорта. Депрессия – психофизиологическое состояние. Необходимо поддерживать физическое состояние подростка в этот период.             И, в­четвертых, если есть какие­то изменения в поведении подростка,   которые вы не можете объяснить, необходимо обратиться за консультацией к специалисту – психологу, психотерапевту, педагогу. Для   того,   чтобы   поверить   в   ребенка,   родитель   должен  иметь мужество и желание сделать следующее: ­ ­ помочь ребенку обрести уверенность в том, что он справится с данной забыть о прошлых неудачах; задачей; ­ позволить ребенку «начать с нуля», веря в его способность достичь успеха; ­ помнить  о прошлых удачах и возвращать к ним, а не к ошибкам. Очень   важно   позаботиться   о   том,   чтобы   создать   ребенку   ситуацию   с гарантированным   успехом.   Успех   порождает   успех   и   усиливает уверенность в своих силах как у ребенка, так и у родителя. Итак, для того, чтобы поддержать ребенка, необходимо:  Опираться на сильные стороны ребенка.  Не подчеркивать промахи ребенка.  Показать, что вы удовлетворены ребенком.  Уметь   помочь     ребенку   разбить   большие   задания   на   более   мелкие, такие, с которыми он  может справиться.  Внести юмор во взаимоотношения с ребенком.  Проводить больше времени с ребенком.  Знать обо всех попытках ребенка справиться с заданием.  Уметь взаимодействовать с ребенком.  Позволить ребенку самому  решать проблемы там, где это возможно.  Избегать дисциплинарных поощрений и наказаний.  Принимать индивидуальность ребенка.  Проявлять сопереживание и веру в вашего ребенка.  Демонстрировать оптимизм. Существуют   слова,   которые   поддерживают   ребенка,   и   слова,   которые разрушают его веру в себя. Слова поддержки:  «Зная тебя, я уверен, что ты сделаешь все хорошо».  «Ты делаешь это очень хорошо».  «Это серьезный вызов, но я уверен, что ты к нему готов». Рекомендации   педагогам   по   оказанию   поддержки   ребенку,   имеющему Рекомендации   педагогам   по   оказанию   поддержки   ребенку,   имеющему признаки суицидального риска признаки суицидального риска  не отталкивайте его, если он решил разделить с вами проблемы, даже если вы потрясены сложившейся ситуацией;    доверьтесь   своей   интуиции,   если   вы   чувствуете   суицидальные наклонности   в   данном   индивиде,   не   игнорируйте   предупреждающие знаки;   не предлагайте того, чего не в состоянии сделать;  дайте знать, что хотите ему помочь, но не видите необходимости в том, чтобы   хранить   все   в   секрете,   если   какая­то   информация   может повлиять на его безопасность;   сохраняйте спокойствие и не осуждайте его, не зависимо от того, что он говорит;    говорите   искренне,   постарайтесь   определить,   насколько   серьезна угроза:   вопросы   о   суицидальных   мыслях   не   приводят   к   попыткам покончить счеты с жизнью, на самом деле они помогут почувствовать облегчение от осознания проблемы;   постарайтесь узнать у него план действий, так как конкретный план – это знак реальной опасности;  убедите его, что есть конкретный человек, к которому можно обратиться за помощью;  не предлагайте упрощенных решений;   дайте понять, что хотите поговорить о чувствах, что не осуждаете его за эти чувства;   помогите ему понять, что сильный стресс мешает полностью осознать ситуацию, ненавязчиво посоветуйте, как найти какое­либо решение и управлять кризисной ситуацией;   помогите найти людей и места, которые смогли бы снизить пережитый стресс;  при малейшей возможности действуйте так, чтобы несколько изменить его внутреннее состояние;    помогите ему понять, что присутствующее чувство безнадежности не будет длиться вечно. ЧТО МОЖЕТ УДЕРЖАТЬ  Установите заботливые взаимоотношения с ребенком  Будьте внимательным слушателем  Будьте искренними в общении, спокойно и доходчиво спрашивайте о тревожащей ситуации  Помогите определить источник психического дискомфорта  Вселяйте надежду, что все проблемы можно решить конструктивно  Помогите ребенку осознать его личностные ресурсы  Окажите   поддержку   в   успешной   реализации   ребенка   в   настоящем   и помогите  определить перспективу на будущее. Рекомендации педагогам и родителям в случае, если у ребенка замечена склонность к самоубийству. 1.     Внимательно   выслушайте   решившегося   на   самоубийство   подростка,   в состоянии душевного кризиса, прежде всего необходим кто­нибудь, кто готов выслушать.   Приложите   все   усилия,   чтобы   понять   проблему,   скрытую   за словами. 2.     Оцените серьезность намерения и чувств ребенка. Если он или она уже имеют конкретный план самоубийства, ситуация более острая, чем если эти планы расплывчаты и неопределенны. 3.    Оцените глубину эмоционального кризиса. Подросток: может испытывать серьезные трудности, но при этом и не помышлять о самоубийстве. Часто человек,   недавно   находящейся   в   состоянии   депрессии,   вдруг   начинает бурную,   неустанную   деятельность   такое   поведение   также   может   служить основанием для тревоги. 4.    Внимательно отнеситесь ко всем, даже самым незначительным обидам и жалобам. 5.     Не бойтесь прямо спросить, не думают ли они о самоубийстве. Опыт показывает, что такой вопрос редко приносит вред. Часто подросток бывает рад возможности высказать свои проблемы. Рекомендуемые формы профилактической работы с обучающимися  Акция «Я выбираю жизнь»  Классный   час   «Поиск   позитивных   путей   разрешения   конфликтных ситуаций»  Конкурс   сочинений   о   смысле   жизни   (например,   «Несколько   слов   о поиске смысла в жизни» или «Классики литературы о смысле жизни»)  Тренинговые занятия «Дорога к спасению души»  Круглый   стол   «Я   в   этом   мире   не   один»   (по   проблеме   одиночества личности учащегося в социуме и дома)  Конференция «Наше духовное богатство»  Воспитательный час «Экстремальная ситуация. Как себя вести?»  Психолого­педагогические   групповые   консультации   на   темы   «Умей владеть собой», «Приемы снятия психологического напряжения»,  «Экзамен без стресса»  Кинолекторий на тему «Нравственные ценности»  Час информирования «10 сентября – Всемирный день предотвращения самоубийств»  Цикл классных часов для учащихся 8 – 11 классов «Жизнь прекрасна!» Работа с семьей Родителей   знакомим   с   информацией   о   причинах,   факторах,   динамике суицидального   поведения,   как   заметить надвигающийся   суицид,   что   делать,   если   у   ребенка   замечены   признаки суицидального поведения   даются   рекомендации, Рекомендуемые формы профилактической работы с родителями  Родительские собрания «Подростковый суицид»  Информационные листы и памятки для родителей  Психолого­педагогическое   консультирование   родителей   по   вопросам проблемных (конфликтных) взаимоотношений с детьми.   Психолого­   педагогические   консультации   на   темы:   «Роль   семьи   в развитии ребенка», «Семейная атмосфера», «Супружеский конфликт и эмоциональное состояние ребенка», «Детско­родительский конфликт и способы его преодоления», «Семейная жестокость» и т.д.  Консультации для родителей   Приглашение   родителей   и   учащихся   (по   необходимости)   на индивидуальные беседы с педагогом, психологом.  Работа   по   профилактике   отрицательных   привычек:   курение, токсикомания, наркомания.  Педагогические практикумы на следующие темы: «Какой вы родитель», «Как помочь ребенку учиться», «Какой у вас ребенок», «Претензии к моему ребенку» и т.д  Работа с педагогическим коллективом С   педагогами   проводится   психологическое   просвещение   в   вопросах психологического   здоровья   самих   педагогов,   а   также   дезадаптивного поведения   детей   и   подростков,   в   том   числе   суицидального,   дается информация о мерах профилактики суицида среди детей и подростков.  Литература по проблеме  Актуальные   проблемы   суицидологии:   Сборник   трудов   московского НИИ психиатрии. — М., 1978.  Амбрумова   А.Г. аспекты суицидального поведения // Актуальные проблемы суицидологии. — М., 1978.   Индивидуально­психологические    Амбрумова   А.Г.   Методические   рекомендации   по   профилактике суицидальных   действий   в   детском   и   подростковом   возрасте.   —   М., 1978.    Акопов   Г.   В.   и   др.   (ред.)   Методы   профилактики   суицидального поведения. – Самара­Ульяновск, 1998   Дюркгейм   Э.   Самоубийство   (социологический   этюд).   —   М.,   Мысль, 1994.  Исаев Д.С. Психология суицидального поведения. — Самара, 2000. 8. Леонгард К. Акцентуированные личности. – Ростов­на­Дону: Феликс, 1997.   10.   Лукас   К.,   Сейден   Г.   Молчаливое   горе:   жизнь   в   тени самоубийства. – М.: Смысл, 2000.  Професійний   довідник   соціальногго   педагога.­   Харків, “ОСНОВА,”2011.   . Пурич­Пейакович Й., Дуньич Д. Й. Самоубийство подростков. – М.: Медицина,2000.  Очарова Р.В. Справочник социального педагога.­ М.,”Сфера,” 2011.   Старшенбаум   Г.   В.   Формы   и   методы   кризисной   психотерапии. Методическое рекомендаци. – М., 1987.

Профилактика суицидальных попыток среди подростков.

Профилактика суицидальных попыток среди подростков.

Профилактика суицидальных попыток среди подростков.

Профилактика суицидальных попыток среди подростков.

Профилактика суицидальных попыток среди подростков.

Профилактика суицидальных попыток среди подростков.

Профилактика суицидальных попыток среди подростков.

Профилактика суицидальных попыток среди подростков.

Профилактика суицидальных попыток среди подростков.

Профилактика суицидальных попыток среди подростков.

Профилактика суицидальных попыток среди подростков.

Профилактика суицидальных попыток среди подростков.

Профилактика суицидальных попыток среди подростков.

Профилактика суицидальных попыток среди подростков.

Профилактика суицидальных попыток среди подростков.

Профилактика суицидальных попыток среди подростков.

Профилактика суицидальных попыток среди подростков.

Профилактика суицидальных попыток среди подростков.

Профилактика суицидальных попыток среди подростков.

Профилактика суицидальных попыток среди подростков.

Профилактика суицидальных попыток среди подростков.

Профилактика суицидальных попыток среди подростков.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
18.04.2018