Программа
Городской образовательной школы актива
(«ГОША»)
«Команда мечты»
Составители:
Шарманова Е.А., методист МБОУ ДОД
«ЦДОД им. В.Волошиной»;
Копылова В.С., п.д.о. МБОУ ДО
«Дворец творчества детей и молодежи»
Ленинского района.
1 Кемерово, 2016
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Актуальность данной программы обусловлена новыми социально
экономическими условиями развития нашего общества, растущими
потребностями подростков и родителей в различных дополнительных
образовательных программах и возможностями их удовлетворения в
условиях каникулярного отдыха. Поскольку человек на протяжении
своей жизни становится членом многих коллективов, часть из которых
он выбирает самостоятельно, а членом других он становится в силу
определенных условий. Как член общества и коллектива, он вынужден
принимать те правила и нормы взаимоотношений, которые свойственны
коллективу, которые он не может игнорировать в силу желания быть
принятым коллективом, занять в нем положение и эффективно
осуществлять свою деятельность. Данная программа городской
образовательной школы актива («ГОША») открывает возможности
накопления позитивного опыта коллективной деятельности у детей в
позициях не только подчинения, но и руководства через практическое
освоение демократических форм организации жизнедеятельности
профильной смены.
Программа городской образовательной школы актива школы актива
(«ГОША») разработана с учетом государственных нормативных документов в
области модернизации российского образования, таких как «Федеральная
целевая программа развития образования на 20112015 годы», подпрограмма
«Вовлечение молодежи в социальную практику», программа «Развитие
образования» на 20132020 годы и прочие мероприятия в области
образования» и др. В этих документах обозначены основные задачи по работе
2 с подрастающим поколением: создание условий успешной социализации и
эффективной самореализации молодежи, обеспечение эффективной системы
по социализации и самореализации молодежи, развитию потенциала молодежи
[14].
Так же в программе городской образовательной школы актива
(«ГОША») использован положительный опыт работы профильных смен
всесоюзных детских центров (ВДЦ) «Орленок», «Океан».
Концепция программы городской образовательной школы актива школы
актива («ГОША») – развитие личности в коллективе, так как только в
коллективе, коллективной деятельности, на основе субъектнодеятельностной
позиции ребенка формируются важные личностные характеристики, как
самооценка и самоуважение, т.е. принятие или неприятие себя как личности.
Не заменима роль коллектива и в возможности реализации творческого
потенциала личности, способствующего эмоциональному развитию детей,
вызывая чувства коллективного сопереживания, сочувствия и сотворчества,
что в итоге формирует социально ценные качества, как гражданственность,
гуманизм, инициативность, ответственность, социальная справедливость и др.
Особенность данной программы заключается в организации
разнообразных видов коллективной деятельности: творческой, проектной,
спортивной, игровой. Программа городской образовательной школы актива
носит практикоориентированный характер. Приобретенный опыт работы в
группе, команде, коллективе, в организации и проведении коллективных
творческих дел будет полезен ребятам в дальнейшей общественной
деятельности.
Программа городской образовательной школы актива («ГОША»)
реализуется на базе загородного лагеря в течение 14 дней и состоит из
теоретической и практической части. Теоретическая часть заключается в
проведении обучающих занятий спецкурса по командообразованию,
самоуправлению,
журналистике,
добровольчеству и социальному
3 проектированию. Практическая часть включает в себя разработку и
реализацию общелагерных и отрядных дел: тренингов на сплочение и
взаимодействие в команде, занятий в творческих студиях, спортивно –
игровых программ, круглых столов с представителями общественных
структур города, работу в органах самоуправления профильной смены,
работу в прессцентре лагеря по выпуску газеты, по конструированию игр,
разработке социальных проектов.
По итогам профильной смены каждый участник получает сертификат,
подтверждающий участие в городской образовательной школе актива с
перечнем всех занятий, которые он посетил.
4 Общее положение
Цель: формирование позитивного опыта коллективной деятельности у
детей в условиях выездной профильной смены.
Задачи:
Познакомить детей с теорией и практикой командообразования,
функциями деятельности органов ученического самоуправления,
добровольчества, организацией социальных проектов, с теорией и
практикой детской журналистики, с методикой организации и
проведении коллективного творческого дела, конструирования игр.
Использовать природные условия, спортивнооздоровительную
деятельность и форму сюжетноролевой игры, для привлечения детей к
осознанному выбору социальноактивной деятельности.
Способствовать раскрытию и поддержке лидерских, творческих и
интеллектуальных способностей ребенка.
Создать комфортные условия для сплоченности временного
детского коллектива и приобретения детьми положительного
социального опыта.
Направленность программы: социальнопедагогическая.
5 Возраст: учащиеся 7 – 10 классов (1216 лет) образовательных
учреждений г. Кемерово, представители активов детских объединений и
ученического самоуправления.
Место и сроки реализации программы: 21 июня 4 июля 2015г. на
базе детского оздоровительного лагеря «Спутник» г. Кемерово.
Распорядок дня (Приложение 1).
Плансетка школы актива (Приложение 2).
Содержание
программы городской образовательной школы актива («ГОША»)
«Команда мечты»
Главная идея программы – научить детей работать в коллективе,
развить чувство ответственности за общее дело, помочь познать и реализовать
свою ведущую роль в коллективе в соответствии со своими склонностями и
способностями, способствующей развитию потенциального роста в целом.
Для этого в программе городской образовательной школы актива («ГОША»)
предусмотрены разнообразные формы воспитательной деятельности, такие
как сбор отряда, огонек, дискуссия, урок мудрости, линейка, ЧТП и др.
Подробнее остановимся на форме работы с отрядом, такой как ЧТП –
чередование творческих поручений. ЧТП – это одна из наиболее
распространённых форм работы в команде, которая дает возможность
каждому ребенку попробовать себя в разных ролях, проделать разнообразную
работу и определить, где он может проявить себя [4].
С помощью ЧТП можно разнообразить ежедневную отрядную жизнь,
организовать отряд и быстрее сдружить ребят. Вначале смены отряд с
помощью жеребьевки делится на группы для выполнения постоянных
6 поручений в течение смены. Первую половину смены ребята работают в
постоянных группах, затем на вторую половину смены выбираются новые
группы. Это способствует сплочению коллектива и работе в разных командах
для получения положительного результата. В каждой группе на один день
выбирается ответственный за поручение, затем поручения меняются по кругу
каждый день. Поручения должны быть постоянными, в течение всей смены.
Поручения для ЧТП в отряде (Схема 1):
«Затейники» находят, придумывают, проводят познавательные и
подвижные игры, песни, хранят и пополняют игротеку коллектива.
«Чистюли» эта группа в течение дня следят за чистотой в корпусе
и вокруг него, приносит питьевую воду, выносят мусор, участвуют в
сантройке, наводят порядок на отрядном месте, принимает гостей, если
таковые есть.
«Летопись» группа, которая сегодня выполняет это поручение,
должна описать вчерашний день, красочно оформить страничку летописи или
газеты. Заполнять информационный стенд. Проводить соц. Опросы среди
детей в отряде.
«Сюрприз». Уже, исходя из названия ясно, что отряд не должен
догадываться о том, что задумала эта группа. В течение дня, или на вечернем
«огоньке» ребята этой группы должны удивить отряд какимто приятным
сюрпризом. Маленькое творческое выступление или подарки всем все, что
угодно. Может быть, у когото день рождения группа «Сюрприз» должна
позаботиться о поздравлении.
«Спортсмены» подготавливают серию упражнений и проводят
физкультминутки, отвечают за подготовку команды для участия в
спортивных мероприятиях.
«Оформители». Группа должна внести какойлибо свой вклад в
оформление отрядного места, сделать его чуть уютнее, домашнее, красивее.
Группа должна помогать в оформлении отрядных и лагерных дел дня. Если
понадобится, то нарисовать листовки, плакаты и т.д.
7 Для ЧТП – необходимо каждый день часполтора выделять на работу
по группам и на каждой утренней планерке напоминать группам, какое
поручение они сегодня выполняют. На вечернем «огоньке» обязательно
обсуждается работа каждой группы. Работа не должна остаться без внимания.
Одним из непременных условий эффективности ЧТП является очередность
их выполнения: четкая последовательность, отражающаяся в схеме,
вывешенной для обозрения на месте коллектива. При этом ребята делятся
впечатлениями, знаниями друг с другом и воспринимают опыт других.
Периодическое возвращение к каждому поручению формирует необходимые
привычки и навыки.
Затейники
Чистюли
Летопись
Оформители
Спортсмены
Сюрприз
Схема 1. Чередование творческих поручений.
Параллельно с работой ЧТП в отряде каждый день выбирается новый
командир отряда, который ведет свою команду за собой в течение дня.
Командир отряда выбирается из числа членов отряда. Командир отряда
выполняет ряд функциональных обязанностей:
8 оказывает помощь вожатому и воспитателю в организации
жизнедеятельности отряда;
организует взаимодействие с другими отрядами;
организует отряд для выполнения ЧТП лагеря;
представляет отряд на линейке;
представляет интересы отряда на общем сборе командиров лагеря;
подсчитывает количество балов набранных отрядом за день.
Для отрядов чередование творческих поручений (ЧТП) в организации
общих лагерных дел происходит в следующем порядке: сюрпризный отряд,
игровой, песенный, трудовой, оформительский, СМИ отряд, спортивный,
рекордный отряд.
Игровая модель
городской образовательной школы актива («ГОША»)
«Команда мечты»
На протяжении всей смены развивается игра «Летающий остров мечты».
Каждая команда (отряд) стремится достичь своей мечты, которая парит
высоко в небе. Восхождения к мечте – это формирование представлений о
самом себе, о других, об окружающем мире. Это поиск идеала командного
«МЫ» и достижение цели. Игра предполагает ежедневное целенаправленное
«приближения» к мечте. По сюжету игры каждый отряд это экипаж
летательного аппарата, который стремится ввысь достичь «Летающий остров
мечты». Главные советники отрядов или иначе «капитаны летательных
кораблей», ведут свои отряды к мечте, представляют свой отряд на общем
Совете лагеря, где подводятся итоги дня и за активную работу каждому
экипажу присуждается определенный «Уровень высоты». На Совете
выявляется лучший «экипаж» (отряд) – победитель дня, который поощряется
переходящим «Кубком». Уровень приближения к мечте каждого экипажа
9 фиксируется на общей схеме (карте), которая позволит определить отряду
его степень продвижения в целом к «Летающему острову мечты» в течение 14
дней.
Приложение 1
Распорядок дня:
9.00 Подъем
9.10 ВЛГ
9.30 Зарядка
9.45 Линейка
10.00 Завтрак
10.30 Уборка комнат
11.00 Учебное занятие
11.45 Практическое занятие
12.30 Отрядная работа \ общее КТД
13.30 Обед
16.00 Сбор Старших советников отряда
16.30 Полдник
17.00 Подготовка к КТД\ Общее КТД
10 18.00 Отрядная работа
19.00 Ужин
20.00 Обще лагерное вечернее КТД
21.00 II Ужин
21.10 Дискотека
22.00 Огонек
23.00 Отбой
Список литературы
1. Воронкова, Л. В. Как организовать воспитательную работу в
отряде : учебное пособие / Л. В. Воронкова. – М. : Центр педагогического
образования, 2007 – 304с.
2. Марзоева, Э. В. Грани океанского творчества. / Э. В. Марзоева. –
Владивосток, 2003. – 349с.
3. Марзоева, Э. В. Сборник сценариев в помощь организаторам досуга
детей и подростков. / Э. В. Марзоева. – Владивосток, 2006. – 157с.
4. Детская энциклопедия. Познавательный журнал для девочек и
мальчиков. / под общей ред. В. Поляков. – ЗАО «Аргументы и факты» ВДЦ
«Орленок», 2000. – №6(1). – 40с.
5. Иванов, И. П. Энциклопедия коллективных творческих дел. 2е
изд. / И. П. Иванов. – М., 2000, – 548с.
11 6. Лобачева, С. И. Великородная, В. А. Загородный лагерь. 111
классы. / М. : «ВАКО», 2006. – 208с.
7. Лутошкин, А. Н. Как вести за собой. / А. Н. Лутошкин. – М. :
«Просвещение», 1981. – 208с.
8. Марзоева, Э. В. Маленькая страна : методические рекомендации по
организации профильной смены. / сост. Э. В. Марзоева. – Владивосток, 2006. –
237с.
9. Марзоева, Э. В. Океанские уроки. / Э. В. Марзоева. – Владивосток,
2010. – 228с.
10. Марзоева, Э. В. Океанские программы: методические рекомендации
по организации профильных смен ФГОУ Всероссийский детский центр
«Океан». / сост. Э. В. Марзоева. – Владивосток «Дальнаука», 2008. – 304с.
11. Шевцова, М. М. Харьковская, Л. И. Организация отдыха детей и
подростков в каникулярное время: методическое пособие /сост. М. М.
Шевцова, Л. И. Харьковская; под общей ред. З. В. Крецан, О. С. Кононенко.
Кемерово : Издво КРИПКиПРО, 2011. – 269с.
12. Коган, М. С. Игровая кладовая. / М. С. Коган. – Новосибирск:
Сибирское университетское издательство, 2005. – 40с.
13. Рожков. М. И. Развитие самоуправления в детских коллективах. –
М. : «Владос», 2002. – 160с.
14. Российская газета [Электронный ресурс] / Федеральная целевая
программа развития образования на 2011–2015 годы. – URL :
http://www.rg.ru/2011/03/09/obrazovaniesitedok.html
рус. – (Дата обращения: 04.06.2014).
. – Загл. с экрана. – Яз.
15. Иванов, И. П. Энциклопедия коллективных творческих дел. / И. П.
Иванов. – М. : Педагогика, 1989. – 122с.
Список литературы для детей
12 1. Лутошкин, А. Н. Как вести за собой. / А. Н. Лутошкин. – М. :
«Просвещение», 1981. – 208с.
2. Марзоева, Э. В. Океанские игры: В помощь организаторам отдыха
детей и подростков. / Э. В. Марзоева. – Владивосток, 2003. – 493с.
3. Рожков, М. И. Развитие самоуправления в детских коллективах. / М.
И. Рожков. – М. : «ВЛАДОС», 2002. – 160с.
4. Фришман, И. И., Байбородова, Л. В. Разноцветный мир детства:
Детские общественные организации. : учебное пособие / И. И. Фришман, Л. В.
Байбородова. – М. : издательский центр «Академия», 1999. – 224с.
13
Профильная смена для активистов детских общественных организаций
Профильная смена для активистов детских общественных организаций
Профильная смена для активистов детских общественных организаций
Профильная смена для активистов детских общественных организаций
Профильная смена для активистов детских общественных организаций
Профильная смена для активистов детских общественных организаций
Профильная смена для активистов детских общественных организаций
Профильная смена для активистов детских общественных организаций
Профильная смена для активистов детских общественных организаций
Профильная смена для активистов детских общественных организаций
Профильная смена для активистов детских общественных организаций
Профильная смена для активистов детских общественных организаций
Профильная смена для активистов детских общественных организаций
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.